Ругались над Ним и воины, распявшие Его, подходя и поднося Ему уксус, смешанный с желчью, и говоря: «Если Ты Царь иудейский, то спаси Себя самого». Пилат же повелел после приговора написать надписание вины Его греческими, римскими и еврейскими словами: «Сей есть Царь иудейский». Один из повешенных злодеев сказал Иисусу: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас», другой же, по имени Дисмас, укорял его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Мы достойное восприняли по делам нашим, а Он ничего не сделал худого». И сказал Иисусу: «Помяни мя, Господи, во царствии твоем». И сказал ему Иисус: «По истине говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю». Настоящий рассказ не представляет собою чего-либо нового сравнительно с каноническими повествованиями, тем более, что весь он, особенно же начиная с изречения Спасителя: «Отче, отпусти им», почти буквально взят у евангелиста Луки ( Лк.23:34–43 ) 218 . Однако стоит упомянуть о двух замечаниях этого рассказа: об одном, где говорится, что Иисус Христос препоясан был лентием, и о другом, будто на голову Его, приведенного уже на пропятие, возложен был терновый венец. Многие отрицают 219 обычай опоясывать распинаемых и говорят, что они висели на кресте обнаженными, основываясь, между прочим, на том месте святого Матфея ( Мф.27:35 ), где говорится, что одежды Распятого разделены между воинами. Но ученые нашли, что обычай опоясывать чресла распятого был совершенно в духе римских законов 220 . Что же касается до рассказа о терновом венце, то немецкий ученый Аренс считает его позднейшей вставкой и именно относит ко времени развития христианского искусства иконописи. Нам это мнение кажется поспешным. О терновом венце упоминают почти все евангелисты. Итак, спрашивается, совлечен ли был с головы Иисуса терновый венец прежде распятия? Ясно, ни один евангелист не говорит об этом, а из контекста речи у евангелиста Матфея: «Когда же насмехались над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в одежды Его и повели Его на распятие» и проч., нельзя вывести ничего определенного, между тем в Актах прямо говорится, что, приведши Иисуса на лобное место, воины возложили на Иисуса терновый венец.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: «Я Бог Отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх.3:1—6). Итак, здесь тот, (кто явился), сначала назван ангелом Господним, а затем Богом. Так не был ли ангел Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова? Но тогда Его нужно считать Самим Спасителем, о котором апостол говорит: «Их и отцы, и от них Христос во плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки» (Рим.9:5). Следовательно, вполне разумно считать, что Тот, кто есть «сущий над всем Бог, благословенный во веки», является Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова. Но почему он сначала назван ангелом Господним, когда явился «в пламени огня из среды тернового куста»? Не потому ли, что это был один из многих ангелов, который по (Божественному) устроению выражал собой Лицо Господа своего? Или же потому, что это было нечто тварное, что было воспринято Им, чтобы явиться для него в зримом образе, и чтобы произносимые слова были слышимы, чем бы, как требовалось; обозначилось (незримое) присутствие Господа для телесных человеческих чувств посредством подвластного Ему творения? Но если это был один из ангелов, кто бы мог с легкостью подтвердить, было ли на него возложено возвестить о Лице Сына или же Святого Духа, или же Бога Отца, или же о Самой единой Троице, Которая есть единый и единственный Бог, отчего Он и говорит: «Я Бог Отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова»? Ведь мы не можем сказать, что Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова является Сын Божий, а Бог Отец не является. Но ведь точно также никто не осмелится отрицать, что Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова является Дух Святой или Сама Троица, которую мы считаем единым Богом. Ибо тот, кто не есть Бог, не является Богом отцов. Далее, если не только Отец является Богом, как признают все, и даже еретики, но также и Сын, Которого, хотят они того или нет, вынуждены таковым признавать, поскольку (о Нем) апостолом сказано: «сущий над всем Бог, благословенный во веки»; также и Святой Дух, ибо» (о Нем) апостол говорит: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога», «Посему прославляйте Бога и в телах ваших» (1Кор.6:19, 20); и эти трое суть один Бог, как исповедует кафолическое благомыслие; то остается не достаточно ясным, которое из Лиц Троицы выражал ангел (если он был один из остальных), и выражал ли он какое-то (отдельное) Лицо, а не Саму Троицу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2778...

При возложении креста архиерею (на литургии) диакон говорит: «Аще кто хощет последовати Мне, да отвержется себе, рече Господь, и возмет крест свой и последует Мне всегда, ныне, и присно» и т. д. Крест дается архимандритам, протоиереям и иереям. Митра (μτρα). – Митра (от μιτρω – связываю) означает повязку, диадему, венец. В богослужебных книгах митра называется «шапкою» (Чиновн.). Митра есть царское украшение и даруется священнослужителю потому, что он в служении изображает Царя Христа. Митра служит и знаком власти, даруемой служителю церкви. Вместе с тем митра напоминает о терновом венце, который был положен на голове Спасителя мира, и – о том сударе, которым была обвита голова погребенного ( Ин.20:7 ), но воссиявшего из гроба Христа живодавца. При надевании митры (на литургии) архиерею диакон произносит: «Положи, Господи, на главу твою венец от камений драгих, живота просил еси, и даст ти долготу дний всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Митра дается архимандритам и некоторым протоиереям. Но они не всегда в одно время с архиереем снимают митру при богослужении. Архиерей во время совершения литургии снимает митру: 1) «Егда частицы изымает в Херувимскую песнь» 167 . На большом выходе диакон несет митру на блюде (как другой диакон – омофор) и, по целовании ее (равно как и омофора) архиереем в Царских вратах, диакон входит с нею южными дверями в алтарь. Архиерей, по поставлении дискоса и Потира на престол, надевает ее. 2) Архиерей снимает митру, «егда целует святая по Херувимской песни, пред глаголами Символа. По целовании же надевает ее». 3) Бывает архиерей без митры во время Символа веры . Тогда преклоненную к престолу главу архиерея покрывают воздухом и веют оным над ним. 4) Архиерей снимает митру пред словами: «приимите, ядите» и егда глаголет: «Господи, иже пресвятаго». По призывании Святого Духа, по произнесений слов: «и сотвори убо», надевает ее. 5) Архиерей бывает без митры, егда приобщается, именно снимает митру по произнесении: «Вонмем» и молитвы: «Вонми, Господи». По приобщении архиерей надевает митру и приобщает прочих, и в митре бывает до отпуста (Чиновн., в конце лит. св. Иоан. Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

84 . Чему (здесь) прежде следует удивляться — его ли способности проникнуть в самую суть истины или же тому совету, в котором столько предусмотрительности к (имеющей постигнуть) тяжелой и продолжительной нужде? (То ли удивляться) его недремлющей заботливости и справедливости, из которых первая, в силу возложенной на него обязанности, сделала такие большие запасы, а другая (научила его) ко всем относиться одинаково? А что мне сказать о его великодушии? Будучи продан в рабство, он не стал мстить (своим братьям), но избавил (их) от голода. Что мне сказать о его ласковости, заставившей его путем невиннаго обмана искать присутствия любезнаго брата, котораго он обвинил в остроумно придуманной краже с тем, чтобы оставит его заложником своего милостиваго расположения (к ним) ( и сл.)? 85 . Почему совершенно справедливо сказано ему отцом: «Сын возвеличившийся (ampliatus) мой, Иосиф, сын возвеличившийся мой, ревнитель сын мой юнейший… Помог тебе Бог твой и благословил тебя благословением неба свыше и благословением земли, имеющей все, ради благословения отца твоего и матери. Оно выше (praevaluit) благословения гор пребывающих и пожеланий холмов вечныхъ» (Быm. XLIX, 22 и сл.) 842 . И во Второзаконии: «Ты, который явился в терновом кусте, да снидешь на голову Иосифа и на темя его. Он прославлен между братьями своими. Как у первороднаго тельца, его великолепие и роги его — роги единорога. Рогом своим он избодает народов до конца земли. Это тьмы Ефремовы и это тысячи Манасиины» (Втор. XXXIII, 16 и сл.) 843 . Глава XVII. Такими добродетелями должен отличаться тот, к кому мы обращаемся за советом; как эти добродетели просияли на Иосифе и Павле. 86 . Тот, кто дает другому совет, должен в себе самом представить образец добрых дел, (именно): учительства, целомудренности, степенности, чтобы слово его было здравым и незазорным, совет — полезным, жизнь — честною, наставление — назидательным (sententia decora). 87 . Таким был Павел, который, давая совет девам (I Кор. ?П, 25 и сл.) (и) наставление священникам (Tum. II, 7), прежде всего в самом себе явил нам образ для подражания.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

84 . Чему (здесь) прежде следует удивляться – его ли способности проникнуть в самую суть истины, или же тому совету, в котором столько предусмотрительности к (имеющей постигнуть) тяжелой и продолжительной нужде? (То ли удивляться) его недремлющей заботливости и справедливости, из которых первая, в силу возложенной на него обязанности, сделала такие большие запасы, а другая (научила его) ко всем относиться одинаково? А что мне сказать о его великодушии? Будучи продан в рабство, он не стал мстить (своим братьям), но избавил (их) от голода. Что мне сказать о его ласковости, заставившей его путем невинного обмана искать присутствия любезного брата, которого он обвинил в остроумно придуманной краже с тем, чтобы оставить его заложником своего милостивого расположения (к ним) ( Быт.44:2 и сл.)? 85 . Почему совершенно справедливо сказано ему отцом: «Сын возвеличившийся (ampliatus) мой, Иосиф, сын возвеличившийся мой, ревнитель сын мой юнейший… Помог тебе Бог твой и благословил тебя благословением неба свыше и благословением земли, имеющей все, ради благословения отца твоего и матери. Оно выше (praevaluit) благословения гор пребывающих и пожеланий холмов вечных» ( Быт.49:22 и сл.) 510 . И во Второзаконии: «Ты, который явился в терновом кусте, да снидешь на голову Иосифа и на темя его. Он прославлен между братьями своими. Как у первородного тельца, его великолепие и роги его – роги единорога. Рогом своим он избодает народов до конца земли. Это тьмы Ефремовы и это тысячи Манасиины» ( Втор.33:16 и сл.) 511 . Глава XVII. Такими добродетелями должен отличаться тот, к кому мы обращаемся за советом; как эти добродетели просияли на Иосифе и Павле. 86 . Тот, кто дает другому совет, должен в себе самом представить образец добрых дел, (именно): учительства, целомудренности, степенности, чтобы слово его было здравым и незазорным, совет – полезным, жизнь – честной, наставление – назидательным (sententia decora). 87 . Таким был Павел, который, давая совет девам ( 1Кор.7:25 и сл.) (и) наставление священникам ( Тит.2:7 ), прежде всего в самом себе явил нам образ для подражания. Он умел и смиряться подобно Иосифу, который, происходя из высокого рода патриархов, не возгнушался рабства, (наоборот) проявил в нем (особое) послушание (и) украсил (его) добродетелями. Умел смириться тот, кто позволил и купить, и продать себя, и (купившего) его называл господином. Послушай, (как) он смиряет себя: «Вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки 512 , и ничто не изъято из руки моей кроме тебя, потому что ты жена ему; как я совершу это злое слово (quomodo faciam verbum malum hoc) и согрешу пред Богом?» ( Быт.39:8–9 ). (Вот) речь высокого смирения (plena vox humilitatis), безукоризненной чистоты; смирения, потому что он оказал послушание господину (domino deferebat), почтительности, потому что отплатил ему благодарностью, затем чистейшего целомудрия, потому что считал великим грехом осквернить себя таким бесчестным поступком (turpi flagitio).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

137. Латеранский саркофаг. Единственный пример возложения тернового венка на голову Иисуса Христа – на саркофаге латеранского музея IV-V вв. (рис. 137) 1941 . Иисус Христос – юноша со свитком в руках, воин в шлеме с мечом возлагает на Него венок. Как форма венка, так и вся сцена производит впечатление не поругания, но прославления Иисуса Христа: венок не терновый, но лавровый; он есть лишь символ страдания, но не орудие. Полные кодексы лицевых Евангелий представляют поругание Спасителя уже во всей наготе: воины и народ окружают Иисуса Христа, одетого в тунику и золотой иматий; один из народа ударяет Его по голове, другие припадают насмешливо к Его ногам (Евангелие 74, л. 58, 98 об., 151; ср. 204); или: Иисус Христос в одеждах византийского императора, украшенных таблионом; на голове Его терновый венок, в руке жезл, на ногах сапоги; по сторонам две толпы евреев (гелат. Евангелие, л. 83 об. 1942 ,136, 213 об. и 269 об.); или: два воина держат обнаженного Иисуса Христа за руки, двое бьют его плетьми (Евангелие 74, л. 205 об.; елисав. Евангелие, рис. 138; гелат. Евангелие, л. 269 об.). Другие примеры: в слове Хориция Газского; в Евангелии нац. библ. suppl. gr. 914, л. 88; в Евангелии лаврентиевском, л. 160; в давидгареджийской минее, л. 23; в мозаике Св. Марка в Венеции 1943 ; в стенописях афонских соборов – Иверского, Каракалльского, Филофеевского. Русские лицевые Страсти вообще усиливают сцены бичеваний и поруганий: воины бьют Иисуса Христа на пути через кедронский поток (О. Л. Д. П., CXXXVII; 91, XLVIII; С.-Петерб. Дух. Акад. А 1 / 23 ), во дворе Каиафы (О. Л. Д. П., CLXXVI, 91, XLVIII) и на суде Пилата (CXXXVI, 91, A 1 / 23 ). Тенденция эта стоит в связи с текстом, где подробно описываются эти события; в некоторых же списках Страстей в особой статье исчисляется количество ран Иисуса Христа, ударов по ланитам, уязвлений, терзаний, вздохов, капель кровавых слез и т. д. 1945 Как в греческом подлиннике, так и в наших сказаниях о Страстях становится обычной колонна бичевания; особая глава (22) трактует «О привязании Господа Нашего Иисуса Христа к столбу и о биении Его жидовскими воины и о посажении в темницу»; отсюда столб этот в миниатюрах: О.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В самых страданиях Спасителя открывалось для него божественное достоинство Искупителя; лишь некоторые моменты этих страданий (поругание Иисуса Христа, крестная смерть, снятие со креста) мозаист скрыл от взоров наблюдателя; возможно думать, что изображения этого рода опущены здесь потому, что их присутствие вносило бы слишком заметный разлад в основную мысль мозаиста; более же вероятное объяснение этого опущения заключается в том, что подробности страданий Иисуса Христа в то время еще не были разработаны в иконографии: известные римские саркофаги, на которых представлено возложение на главу Спасителя тернового венка, двери Сабины в Риме с изображением распятия (V в.) и, может быть, одна таблетка из слоновой кости, принадлежащая Британскому музею, описанная и изданная неоднократно Краузом, Рого де Флери, Доббертом и др., суть единственные представители этих сюжетов в области иконографии до VI века. В среднем ряду между окнами помещены на стенах 32 изображенья отдельных святых; в нижнем – две процессии – мужская и женская: в первой 26 святых мужей, в туниках и тогах, украшенных клавами, с венками в руках, торжественно выступают из ворот города Равенны (где вдали виден дворец) и направляются к Иисусу Христу, сидящему на великолепном троне, среди четырех ангелов с жезлами, знаменующих воинство Небесного Царя; во второй 22 святые девы, с венками, в роскошных византийских костюмах, выступают из равеннской гавани и направляются к Богоматери, сидящей на троне с Младенцем; по сторонам трона Богоматери находятся ангелы с жезлами и волхвы с дарами. Средоточным пунктом в этих мозаиках является Спаситель: Он совершитель чудес и Искупитель рода человеческого; в этой части рассмотренные мозаики пролагают новый путь в расписании храмов; сюжеты эти, по крайней мере некоторые из них, будут удержаны в византийских храмах и войдут в канон расписания церквей, изложенный в позднейшем иконописном подлиннике; изображения отдельных святых также будут удержаны, как представители основанной Иисусом Христом Церкви; процессии имеют здесь, очевидно, специальное назначение и потому они не могли войти в обычную роспись церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Л. 229 об. Уставъ бываемый – Согласно с нынешним, только приводится посвящаемый с иными обрядами. Архидиакон с возжённым трисвечником, изводя его северными вратами, возглашает: «изволением и действом пресвятого и животворящего Духа производится раб Божий поддиакон имркъ во диаконство. Повели ему владыко святый» и т.д. При возложении ораря и преподании новопоставленному рипид произносятся свои наставления от святителя. Л. 233. Уставъ бываемы въ презвитерство. Начинается священнодействие, как и предыдущее. Обводится поставляемый вокруг престола архидиаконом с диаконами и иподиаконами. При возложении облачений и преподании служебника – свои наставления. Преподая часть освящённого агнца, святитель между прочим заповедует совершать евхаристию на квасном хлебе, потом преподаёт поставляемому, на время, и св. потир с наставлением священнодействовать таинство в вине от плода лозного и вмало от воды. Всё прочее, как и ныне. Л. 238 об. Изображение Спасителя в терновом венце, несущего крест, и потом, л. 239., под заставкою с изображением Божией Матери, с воздетыми руками и предвечным Младенцем на персях, – каз на архимандрита. Совершается перед литургией. По обычном начале, псалом 132. и молебен пресвятой Троице. По окончании канона святитель, возлагая руку на поставляемого, произносит молитву: Бже всегда о члкомъ и словесное стадо во едино събравый... За тем ектения и ещё молитва тайная: Приклон ги хо тво. Поставляемому даётся набедренник, а братией возглашаются стихиры: «Союзом любве... и: Днесь благодать святаго Духа нас собра». Л. 241. Уставъ на архиерейство. Содержит в себе три части. – об. О первом мал м . Избираемый приемлет сие извещение от собора избирателей в церкви во вратах алтаря. В избрании на митрополию прямо означается имя патриарха Константинопольского, – на епископию – имя митрополита Киевского, которого «повелением и благословением» призывается избираемый. Приемлющий избрание объявляет своё согласие письменно, по установленному образцу, и потом возглашает многолетие: царю, патриарху, митрополиту, епископам и гетману. В заключение возглашается многолетие и наречённому.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Между тем ев. Иоанн полагает их раньше, когда еще Пилат не потерял надежды отклонить распятие Христа, тронув Его врагов если не доводами рассудка, то истязанием Страдальца. Нужно думать, что представленный нами ряд действий начался, согласно Иоанну, раньше предания Иисуса Христа на распятие, но некоторые из них повторялись и после предания, а некоторые, не упоминаемые у Иоанна, только после предания и были производимы. До предания были: отведение внутрь двора и и созвание спиры, совлечете со Христа ризе Его, бичевание (Иоанн. бы), облечение Его в ложную порфиру, возложение тернового венка, злобные приветствия, биение по ланитам. После предания должны были возобновится и бичевание, и злобные приветствия, и биение по ланитам, но тогда нужно было вести Христа не во внутрь двора, а на Голгофу; тогда не нужно было совлекать с Него риз, ибо они еще раньше заменены были ложной багряницей: но нужно было снова сплетать и возлагать терновий венец. 3а то после предания – к бичеванию присоединилось вручение ложного скипетра, оплевание лица, биение тростию по главе (о чем повествует только Матфей). Ради этих последних действий, бывших после предания, и прочие, сходные с ними, хотя происходили еще в средине суда у Пилата, повествуются двумя первыми евангелистами, как бывшие после его окончания. Целию истязаний, которым Пилат предал Христа до произнесения о Нем окончательного приговора, было – с одной стороны – удовлетворение злобе первосвященников, а с другой – возбуждение сострадания ко Христу в народе. Посему бичевание и осмеяние были прерваны для того, чтобы поруганный Господь мог явиться народу во всем Своем уничижении. Иоанн. 19 гл. 4 ст. Пилат снова вышел из претории и, повелевая привести Иисуса Христа, сказал народу: се извожу его вам вон, да разумеете, яко в нем ни единые вины обретаю. «Вывожу Его не для того, чтобы предать вам на распятие, но для того, чтобы вы поняли, что в этом достойном всякого сожаления Человеке, я справедливо не нахожу ничего соответственного вашим обвинениям».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

    Митра от греч. μιτροω ­ «митроо» связываю, значит, собственно, «повязка», «диадима», «венец». В богослужебных книгах митра называется «шапкою». Это царское украшение и даруется архиерею потому, что он в служении изображает Царя-Христа. Вместе с тем митра служит и знаком власти архиерейской. Самому архиерею она должна напоминать о терновом венце, который воины возложили на главу Христову, а также о сударе, которым была обвита глава погребенного Спасителя. При надевании произносятся слова: «Положи, Господь на главу твою венец от камений драгих, живота просил еси, и даст ти долготу дний».    В Русской Церкви митра дается также архимандритам и некоторым протоиереям. В известные моменты богослужения митра снимается. Архиерей снимает митру на время Великого входа, перед Символом веры, на все время, когда веют над Св. Дарами воздухом, от слов «приимите, ядите» до пресуществления Св. Даров, во время приобщения Св. Таин, а также, когда сам читает Евангелие (но не когда слушает чтение). Архимандриты и протоиереи снимают на все то время, когда Типикон вообще предписывает стоять с откровенными главами, то есть тогда, когда и Архиерей, а кроме того «на слышание св. Евангелия», на пение «Достойно есть», «Отче наш» и в явлении св. Даров при окончании литургии.     Крест — при крещении крест возлагается на каждого христианина. Но он носится под одеждой. Архиерей же носит крест поверх одежды и поверх облачения. Архиерейский крест бывает обыкновенно золотым и украшен драгоценными камнями. При возложении креста произносятся слова Евангелия: «Аще кто хощет последовати мне, да отвержется себе, рече Господь, и возьмет крест свой и последует Мне».    Такой же крест дается архимандритам. Он обыкновенно имеет наверху коронку, а внизу подвесок. Похожий крест, но без коронки и подвеска, дается, как очень высокая награда, некоторым игуменам и протоиереям. В Русской Церкви есть еще золотой крест без украшений, который со времени императора Павла дается всем протоиереям и некоторым иереям в виде награды. Со времени императора Николая II в Русской Церкви всем ново рукоположенным иереям дается серебренный восьмиконечный крест. На Востоке этих крестов не знают. Там есть только крест с украшениями, как отличие архиереев, архимандритов и некоторых протоиереев, которые поэтому именуются «ставрофорными», то есть «крестоносными».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010