Кресты с последними изображениями стали у нас в позднейшее время очень многочисленны и очень обычны. Как было с их употребительностью у нас в рассматриваемое нами время, ничего не можем сказать. [Самыми многочисленными резными изображениями является изображение „Спасителя в темнице”. Изображения эти обыкновенно резались в рост и были весьма тяжелы на подъём. Они раскрашивались и особенно реально изображались запёкшиеся капельки крови, падающие из-под тернового венца на главе Спасителя. Лику Спасителя всегда придавалось скорбное выражение, а всей статуе поза кроткого страдания, что символизирует возложенный на главу Спасителя терновый венец. Большинство изображений рассчитано на внешнее облачение, но иногда встречаются и изображения с изваянной одеждой. Томление в темнице символизируется наложением оков на ноги Спасителя. Часть изображений в настоящее время вынесены из храмов и потому они лишены той обстановки, в которой находились раньше; но при многих храмах сохранились и те „темницы”, в которые они заключены; „темницы” эти разнообразной формы и часто украшены прекрасной резьбой; многие из находящихся в них статуй облачены в особые, своеобразного покроя, одежды. – Снимки изображений см. в статье Дунаева „Деревянное зодчество северо-востока Костромской губернии”: рисунки 91 и 92 на стр. 328, на таблице LV – три и на таблице LVI пять. Ср. статью Η . Н. Соболева „Резные изображения в Московских церквах”, помещённую во 2 выпуске „Старой Москвы” (М. 1914г.), стр. 87–118]. Икона по-русски значит портрет. В греческой иконописи так и принималось, что изображения не аллегорических лиц (фигур), а действительных святых (с включением Спасителя и Божьей Матери) должны быть их портретами. Но чтобы иконописцы имели возможность писать иконы святых до некоторой степени как портреты, нужно было, чтобы они знали, какой наружный вид имел тот или другой святой. Для руководства в этом случае иконописцев и действительно начали быть составляемы описания наружного вида святых, источником для которых, как нужно думать, служили отчасти прямые сообщения жизнеописателей святых, отчасти предания, сохранявшиеся или составлявшиеся между иконописцами, отчасти изображения святых на иконах, признававшихся по отношению к нашему вопросу авторитетными.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Над царскими дверями и местными иконами – образ тайной Вечери, по правую сторону – Введения и Успения Пресвятой Богородицы, а по левую – Рождества Христова и Благовещения Пресвятой Богородицы; а над ними – в клеймах – посредине – Преображения Господня, а по сторонам – Вознесения и Воскресения Христова. Подле стены, на цке, ангел стоящий, под ним в середине – икона Спасителя сидящего, а по сторонам, на той же цке, Богоматери и Предтечи и около сего образа, по обеим сторонам, на двух цках, по 6 ликов апостольских; под сими образами в средине – Снятие со Креста, а по сторонам, в клеймах, – возложение на Спасителя тернового венца и моление Его в вертограде. Верх иконостаса был увенчан крестом с изображением Распятия. Из дворцовой же канцелярии даны были 6 шестилистовых окладных образов для помещения над трапезными дверями и в алтаре и один – неокладной. 169 К освящению же церкви, последовавшему в 1740 г., даны были между прочим водосвятная чаша, 5 лампад и 4 пуда меди на устройство паникадила. 170 При осмотре храма в 1756 г., оказалось нужным починить пол дубовый, подмазать стены и своды и выбелить, вновь сделать 6 дверей столярной работы с коробками, окончины и переплеты в пяти рамах, один железный затвор и печь образчатую, переделать крышу и ради прочности, и чтобы не было течи в церкви, покрыть в две лещеди, под главы и подзоры подложить листовое железо, а наружные стены и прочие места подмазать и выбелить и, где нужно, подделать кирпичом. Вся смета была составлена в сумме 217 р. 31 к. 171 Но, не смотря на это, по-видимому, никаких работ по исправлению ветхостей в Успенской церкви не было произведено. Это следует из того, что священник сей церкви в своем заявлении, поданном в 1772 г. в дворцовую канцелярию, упоминает о тех же ветхостях, которые были указаны архитектором Мичуриным. В то же время священник просил и о том, чтобы кроме выдачи некоторых предметов из церковной утвари, была сделана вновь сень деревянная над престолом, а внутри её было написано отечество, а вокруг сени, что принадлежит отечеству, поновить письмо на некоторых иконах, а на некоторых вновь написать и, наконец, выдать некоторые богослужебные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

У коломенских купцов появилась примета давать юродивому по копейке или по гривне, потому что «торговли нет, если кто не успеет подать ему утром». Блаженный имел обычай брать калач у кого-то из купцов. У счастливого торговца после этого калачи быстро разбирали покупатели, говоря между собой: «нельзя не взять калача, сам Данилушка взял». Каменный храм в селе Шкинь – подобие собора Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге – был построен еще до блаженного Даниила в начале XIX века. В тридцать девятом номере «Московских церковных ведомостей» в год смерти Данилушки писали, что «от креста и до камня основания в храме, все устроено стараниями покойного». Собранные юродивым деньги шли на ремонт и украшение огромного храма, росписи, отливку колоколов. В 1884 году блаженный умер. Даниил юродствовал сорок лет, а скончался, когда ему было шестьдесят два года. Перед масленицей он ушиб ногу в Шкини и слег. Блаженный пролежал в болезни два с половиной месяца, а потом его перевезли в земскую больницу, где он скончался. Весть о смерти блаженного дошла до Коломны, и знавшие его горожане пошли к больнице, чтобы проститься с любимым юродивым. В заполненном людьми главном Успенском соборе Коломны незнатного Даниила отпевали десять коломенских священников. Юродивого похоронили в селе Шкинь у церкви Святого Духа. В приделе Свято-Духовского храма на подставках, напоминающих мольберты, выставлены старинные храмовые реликвии. Здесь стоят четыре большие иконы: Архангела Михаила и Вознесения Господня из дореволюционного иконостаса Свято-Духовского храма в Шкини, образ святителя Феодосия Черниговского также из этого храма и икона «Возложение тернового венца на Спасителя» из разрушенной часовни деревни Куземкино. Особое место занимает старая икона преподобного Серафима Саровского. На уличном стенде у Свято-Духовского храма прикреплена вырезка из церковной газеты «Благовестник», где рассказывается история этого образа. Дедушка местной жительницы Воробьевой Марии Сергеевны до закрытия церкви пожертвовал в Свято-Духовский храм большой образ преподобного Серафима, который приобрел в Москве. Когда храм закрыли, икона пропала. В 1991 году другая местная жительница Серафима Васильевна Ивина увидела во сне старичка с котомкой и корявой палкой. Старец сказал: «Я Серафим Саровский. Взыщи меня». Вскоре сон повторился. Серафима Васильевна после расспросов односельчан вышла на Марию Мышеву. У нее на чердаке хранился старый образ преподобного Серафима из шкиньской церкви, который ее бабушка завещала вернуть в храм. Одновременно с обретением иконы началось возрождение Свято-Духовской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=07341

Полотно показывает, что Страдавший и Погребенный был жестоко избит римским флагрумом, т.е. хлыстом-кошкой, что Он был увенчан шипами; что он жестоко истекал кровью, что Он нес на плече изранившую Его тяжелую балку. Образцы из отпечатка в области ступни содержат арагонит с примесью железа и стронция. Такое вещество встречается редко, но его находят в выборках почвы из Иерусалима. Слева – частички арагонита с плащаницы. Справа – волокна полотна плащаницы, загрязненные арагонитом. При фотографировании в поляризованном свете пятен крови на плащанице, некоторые пятна оказались более темными, чем прочие. Дальнейшее исследование выявило, что на кончике носа, на колене, нижней части ног, и ступней кровь смешалась с пылью. Последующий анализ показал, что пыль на носе, колене и ногах одного и того же вида. На основании этих данных можно заключить, что Тот Кто отпечатался на плащанице, неоднократно падал под тяжестью поперечной балки креста, в то время когда Его вели на казнь. Вглядимся пристальнее. Спереди, в области лба, мы видим кольцо проколов, переходящих на верхнюю часть головы. Это не рисунок, не метафора, не трогательное полотно – это жестокая реальность! Возложение тернового венца было совсем не благоговейным! Он был бесчеловечно распят. Он обливался горячим потом, выделяемым так умученными. Он умер от жестокого удушья, постигающего распятых. После кончины Он был поражен копьем в сердце, и из раны вытекли потоки сгустившихся на полотне крови и околосердечной воды. Не забывайте – мы описываем не картину известного живописца, не древнюю икону – мы беспристрастно описываем отпечатки на плащанице, хотя сейчас наступает самое время немного поговорить о иконографии. С древнейших времен Распятие изображалось на иконах с той непременной особенностью, что ноги Распятого были пригвождены каждая своим гвоздем. Вероятно эта традиция идет от времени обретения креста Господня Св. царицей Еленой в IV веке, когда крест из Иерусалима был перевезен в Константинополь, и иконописцы могли видеть отверстия от гвоздей. Изображения со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появляются на западе лишь во второй половине XIII века. В чем же дело?

http://azbyka.ru/turinskaya-plashhanica

Ответов: 2. Последний ответ: Посмотрите на этом сайте " Возложение тернового венца на Спасителя " . Правда, здесь мало образов, а вообще в компе их достаточно. Когда и где или откуда привезена Ваша литография, сказать трудно, но то, что была напечатана в 19в, точно. А конкретного [...] Добавлено на опознание: 2017-01-10 19:11:41 Владелец: spvolch Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2017-01-10 20:16:50]: Икона досталась по наследству. Фото сделано сегодня. Надписей на иконе не нашел. [Добавлено 2017-01-11 23:31:27]: 46х26см. Была подарена отцу больным (был врачом). Ответов: 1. Последний ответ: Икона храмовая. Архангел Гавриил, скорее из царских врат - левая половина (для нас). Половина Благовещения. Он держит белую лилию в руке, говорящую о невинности Девы Марии -Богородицы. 19в. если не трудно, размеры напишите (сначала высота, потом ширина). Добавлено на опознание: 2017-01-09 22:57:56 Владелец: fidingin80mailru Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 2. Последний ответ: Икона подокладная, непрописанная. Добавлено на опознание: 2017-01-09 21:21:15 Владелец: lelakut Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Подскажите что это за икона Ответов: 1. Последний ответ: Преподобный Иоанн Печерский, Многострадальный. http://pravicon.com/icon-1962 Добавлено на опознание: 2017-01-09 19:37:12 Владелец: olga1979 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Святой великомученик и целитель Пантелеимон. http://pravicon.com/icon-2660 Добавлено на опознание: 2017-01-08 00:25:02 Владелец: Nade4ka Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2017-01-08 01:41:01]: Икона на доске, в правом верхнем углу нечёткие буквы Епис далее непонятно, в левом верхнем совсем не читаются. Икона осталась от бабушки, но о её происхождении ничего не известно Ответов: 4. Последний ответ: Спасибо, я нашла описание о святом. Очень интересно, я о таком не слышала. Вот ещё бы как-то узнать все о самой самой иконе, что у меня.

http://pravicon.com/unknown/32

С молитвою Господнею в латинской Церкви тесно связана молитва Богородична (Ave Maria), или ангельское приветствие (у нас: Богородице Дево радуйся), которое иногда перемешивается стихами из св. Писания (Angelus Лк.1:38 . Ион.1:14 ) 20 . Первая половина этой молитвы, как в восточной, так и в западной Церкви состоит из приветствия Архангела Гавриила ( Лк.1:28 ) и воззвания прав. Елизаветы ( Лк.1:42 ), а последняя половина в обеих Церквах особенная. Эта молитва с востока перешла на запад в XI веке 21 . Вторая половина ее в таком виде, в каком читается она Латинянами в настоящее время, становится известною на западе не прежде XVI века 22 . Малое славословие латинское (Gloria Patri) отличается от греческого (Δξα τ Πατ) лишь вставкою: как в начале (sicut erat in principio) перед и ныне, которая сделана вопреки Формуле Ариан: было время, когда не было (т. е. Сына Божия) (ν ποτε οκ ν). Это славословие как в восточном, так и в западном Богослужении часто служит заключением псалмов 23 и песнопений. В римской Церкви при произнесении сего славословия хор открывает и преклоняет головы. Из многократного повторения молитвы Господней и Богородничной, в соединении с малым славословием, в латинской Церкви слагаются разные молитвословия, который читаются по четкам (chapelet, rosaire, corona, rosarium) и оттого называются розариями (венцем из роз) 24 . Четки благословляются или в честь Господа, или в честь Богоматери или в честь св. Бригитты. Четки Господни состоят из 33 шариков; по ним читается молитва Господня 33 раза (сперва трижды по 10 раз, а потом 3 раза), в соответствии 33-м годам земной жизни Спасителя, Ангельское приветствие по разу пред каждым десятикратным чтением молитвы Господней, однажды пред троекратною молитвою Господнею и однажды пред символом веры , которым оканчивается это моление. В частности, есть чётки пяти язв Господних, честной крови и свящ. сердца Иисусова. По чёткам пяти язв Господних читается по одному разу молитва Господня, ангельское приветствие и малое славословие и из гимна крестобогородичного (Stabat mater) одна строфа (Sancta Mater istud agas etc.). По четкам честной крови Господней читается, после стиха: «Боже в помощь» и малого славословия, молитва Господня 33 раза, и именно по 5 раз в честь излияния крови Господней во время обрезания, гевсиманского моления, бичевания, возложения тернового венца, несения креста от Иерусалима до Голгофы и на Голгофе, и 3 раза в честь истечения крови из прободенного ребра, малое славословие 7 раз, конец песни Амвросиевой (Те ergo quæsumus) и особенная молитва . По четкам свящ. сердца Иисусова читается по 5 раз молитва Господня и малое славословие, потом стихи и молитва о ниспослании св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

К слову о регистровости композиции " . Если присмотреться, замечаешь, что расположенные ярусами лепнина и рельефы " башни " Знаменской церкви - своего рода аналог традиционного русского иконостаса. В парусах под " башней " помещены изображения евангелистов. Над ними, в первом ярусе, - " Возложение тернового венца " , " Несение креста " , " Распятие Христово " . В следующем ярусе - ветхозаветные пророки (опять же, своего рода пророческий чин); над ними - ангелы; в куполе, вполне в русских традициях, - " Господь Саваоф " . Если авторство скульптуры - безусловно итальянское, то безусловно русскими исследователи признают дополняющий богатое внутреннее убранство резной трёхъярусный иконостас (тоже со скульптурами, только деревянными) и великолепные хоры. Последние сами по себе - произведение искусства. Массивные, двухъярусные, нависающие над входом в храм, они сплошь покрыты резьбой. Нижний ярус оформлен в виде галереи, верхний - в виде балкона, опирающегося на колонны этой галереи. Всё сооружение - сочетание величественности и изящества. Несмотря на то, что Знаменская церковь в Дубровицах в советское время была закрыта и долге время использовалась как склад, многие её святыни уцелели. Уцелели - чудом. Иконам и Распятию пришлось пройти через многие испытания, чтобы, в конце концов, вернуться на своё законное место в храме. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 92, 2014 г. В начале XVII ст. в селе Дубровицах была деревянная церковь во имя Илии Пророка. В писцовых книгах 1627 г. значится: «в Молоцком стану за боярином Иваном Васильевичем Морозовым старинная вотчина село Дубровицы на реке Пахре, а в селе церковь Илии Пророка древянна, клетцки, а в церкви образы и книги, и свечи, и на колокольнице колоколы и всякое церковное строение вотчинниково; у церкви во дворе поп Иван Федоров, во дворе дьячок и просвирница; пашни церковные земли 10 четьи в поле, сена 20 копен, в селе двор боярский, в нем живет приказчик, двор коровий с деловыми людьми и 6 мест дворовых крестьянских пустых».

http://sobory.ru/article/?object=00451

«К. у.» состоит из 2 частей, в каждой из которых ок. 60 глав. Первая часть включает круг общественного богослужения в седмичные и праздничные дни и келейное правило («Устав домашней молитвы в 7 частях. О поклонех. О постех. Вселетное собрание запевов. Отпусты к службам»). Там же находятся указания о молитвах на «самонужнейшие потребы христианские» («Молитва о беззаконной власти. О молитве за трапезу. О молитве над Пасхою и на Преображение. О молитве за млеко. О молитве исходящим в путь. О молитве за брашно. Молитва за новые и оскверненные иконы. Об оскверненных сосудех. Молитва об оскверненных кладезях. Молитва ходящим в бани. Молитва за истецание сонное и явное. Молитва за осквернение храмины. О крещении в нужном случае. О посте и молитве к просвещению. О молитве и посте отлученным. О молитве и посте и крещении уклонившихся от правой веры. О оглашенных, умирающих без крещения. Чин молитвы при разлучении души от тела. Чин чтения Псалтыря надгробного. Чин на погребение мирским человеком. Чин выноса и погребения на Светлой неделе. О молении за усопших. О молении за творящих милостыню. Отеческие завещания»). Вторая часть включает наставления учителей старообрядчества, толкования на круг келейных богослужений, письма и ответы духовных отцов по вероучительным и уставным вопросам. «К. у.» содержит предписания о бытовой жизни членов федосеевского согласия: требования отказаться от «еретических обычаев», носить длинную закрытую одежду, запрет мужчинам брить бороду, отращивать и красить волосы «яко еллини», пожелание делать на голове «гуменцо» в честь ап. Петра или «подобие венца тернового, возложенного на главу Христову» (Там же. Л. 3-9). Изложены пищевые запреты: на «прихотное и сладострастное употребление чая и сахара», «кофе и шеколада», на колбасу, на водку (Там же. Л. 182-185). Помимо уставной и толковательной частей Устав содержит изложение историографической концепции федосеевского согласия. Начав свое повествование с раскола Русской Церкви в сер. XVII в. и первых страдальцев за «старую веру», Карев показал преемственность истории федосеевского согласия, важнейшими вехами к-рой были начальная история Выголексинского общежительства , учение Феодосия Васильева и создание им общежительств в Польше и на Ряпиной мызе, организация его последователями Преображенского кладбища в Москве. Составитель «К. у.» проследил преемство «степени отеческой» и непрерывность чреды духовных наставников (вплоть до наставника Александра Федоровича, скончавшегося в 1883).

http://pravenc.ru/text/2458981.html

(Произнесено в Киево-Братском храме, в пяток третьей недели великого поста, на пассии, 23 февраля 1896 года) И сплетите венец от терния возложиша на главу Его. ( Матф. 27, 29 . Марк. 15, 17 . Иоанн. 19, 2). Такое неслыханное увенчание приготовил человеческий род Спасителю Мира!... Устлав тернием весь путь земной жизни Богочеловека, он сложил, наконец, и для Его пречистой главы необыкновенное украшение из сплетения терния, в буквальном смысле слова. Если разобрать, но обыкновенным приемам человеческой мысли, историю тернового увенчания Спасителя, то в ней можно усмотреть две стороны, внутреннюю и внешнюю. Со стороны внутренней здесь обращает на себя внимание грубая поддельность чувства тех людей, которые совершали это увенчание, их крайнее лукавство и двоедушие. Принятым знаком почитания и поклонения они рассчитывают тем сильнее выразить свои противоположные чувства и стремления и унизить и оскорбить венчаемое лицо. Никто не венчает человека, осуждаемого на тяжкую казнь, и в самый час осуждения. Если же Спасителя увенчали Его распинатели в самый час осуждения Его на распятие, то это могло быть только поддельное увенчание, а не настоящее. По евангельскому описанию, это был чрезвычайно грубый вид подделки: и сплетше венец от терния, возложиша на главу Его, и трость в десницу Ею; и поклоншеся на колпну пред Ним, ругахуся Ему, глаголюще: радуйся, царю иудейский! Со стороны внешней рассматриваемое, терновое увенчание Спасителя обращает на себя внимание поддельностью самого венца, принятого обычного орудия прославления. Настоящий венец венчаний мог составиться только из самых отборных по красоте и символическому значению произрастений; в древнее время венки для увенчания прославляемых людей и победителей сплетались из ветвей лавра или мирта. Но не из лавров и миртов был составлен венец для главы Спасителя Мира, Победителя смерти и ада, а из вовсе непригодных для венка ветвей палестинского терновника, с его длинными и острыми шипами, от которых увенчанная глава неизбежно должна была обагриться кровью. Само собою разумеется, что такой невиданный и уязвляющий венец, сам по себе, был тяжким поруганием для венчаемого им лица, не меньшим поруганием, чем была и возложенная тогда на Спасителя багряная риза, грубая подделка под царское облачение не меньшим поруганием, чем было и поставленное на кресте Спасителя надписание, хотя и свидетельствовавшее, что распятый на нем был царь, но лишь для усиления поругания и насмешливо.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове ( Мф.27:27–30 ). А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему ( Мк.15:16–19 ). Иоанн тоже говорит об издевательствах римских воинов после бичевания: И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам ( Ин.19:2–3 ). Все три свидетеля говорят о багрянице и терновом венце – пародии на царские регалии. Только Матфей упоминает о трости в руке и только Матфей и Марк – о том, что Иисуса били тростью по голове. В остальном показания трех свидетелей сходятся. Иоанн Златоуст обращает внимание на то, что надругательство над Иисусом было особенно жестоким и унизительным: Не явно ли, что дьявол тогда пировал вместе со всеми? До того они были жестоки и неукротимы, что из оскорблений, наносимых Христу, делали себе удовольствие... То, что совершали с Ним, было крайней степенью надругательства. Не часть одна, а все тело терпело страдания: голова – от венца, трости и ударов, лицо – от оплеваний, ланиты – от заушений, все тело – от бичевания, облачения в багряницу и притворного поклонения, рука – от трости, которую дали держать Ему вместо скипетра. Что может быть тяжелее этого? Что обиднее? Поистине происходившее превосходит всякое описание. 429 Что представлял собой терновый венец, возложенный на голову Иисуса? В христианской традиции он воспринимается как образ «поношения, позора, унижения и жестокости», 430 как «некоторого рода издевательство над высокосвященными страданиями Господа». 431

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010