Во время совершения Литургии, которая совершалась на новоосвященном антиминсе, подписанном митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром, на святой престол были возложены антиминс, подписанный в 1913 году епископом Ташкентским и Туркестанским Иннокентием (Пустынским), и антиминс, подписанный в 1995 году архиепископом Алма-Атинским и Семипалатинским Алексием (ныне — митрополит Тульский и Ефремовский). Песнопения исполняли: хор Митрополичьего округа (регент — заслуженный деятель искусств России, член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения О.Н. Овчинников, хормейстер — В. Дударева), хор духовенства (регент — диакон Димитрий Савченко), хор Вознесенского кафедрального собора (регент — Н. Зубревич), мужской хор епархии (регент — К. Быков). За богослужением молились: настоятельница Иверско-Серафимовского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители; сотрудники Алма-Атинского епархиального управления; студенты Алма-Атинской духовной семинарии; прихожане собора и верующие храмов Южной столицы Казахстана. Гостями праздника стали руководитель управления по делам религий города Алма-Аты Н.М. Кикимов и генеральный директор Первого канала «Евразия» С.В. Киселев. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Святого Православия и сохранении Церкви Христовой от разделений и расколов, возглашалось особое прошение об избавлении Казахстана от морового поветрия. После запричастного стиха протоиерей Александр Суворов огласил Обращение митрополита Астанайского и Казахстанского Александра по случаю великого освящения Вознесенского кафедрального собора города Алма-Аты. По отпусте Литургии из алтаря на середину храма был изнесен ковчег с частью Шипа Тернового Венца Господа Иисуса Христа. Перед евангельской святыней архипастыри и духовенство совершили славление Спасителю. Протодиакон провозгласил многолетие Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, архипастырям — участникам великого освящения, священнослужителям и пастве Казахстанского митрополичьего округа, лидеру нации и президенту страны, властям, воинству и всему народу Казахстана, благотворителям, благоукрасителям и всем, кто принимал участии в возрождении Вознесенского кафедрального собора.

http://patriarchia.ru/db/text/5713923.ht...

О построении первого каменного храма свидетельствовали хранившиеся здесь три деревянные креста с надписями об освящении престола Введения в 1647 г., Ильи Пророка в 1653 и Лонгина в 1668 г. Нынешнее здание выстроено в конце XVII в. В 1688 г. на него выдано сто тысяч жженого кирпича. Придел Лонгина освящен в 1698 г., главный престол в 1701 г. В стене лонгиновского придела сохранялись два вдавленных полукружия, по-видимому, от здания 1668 г. Внутри два тяжелых четвероугольных столба трапезной в 1837 г. архитектором М.М. Казаковым искусно переделаны каждый в четыре круглые колонны с просветом между ними. Главный барочный иконостас сохранялся от 1701 г. Прежде он был выкрашен голубой краской, а в 1851 г. весь вызолочен. Убранство одноглавого храма Введения " в Барашах " 1701 г. было достаточно оригинально, пышные с колонками наличники окон украшены столь любимыми в то время замысловатыми гребнями. На углах четверика храма группы колонок по традиции поставлены ярусами друг на друга. Особое внимание было уделено зодчим прорисовке всех мелких мелкопрофилированных частей - карнизов, тяг, архивольтов, а также кронштейнов, поддерживающих снизу наличники окон, что придало убранству храма несколько графический характер. Четырехскатное покрытие, несмотря на венчающие стены кокошники, возможно, изначально. Ярусная колокольня " восьмериком " весьма характерна для этого времени. По воспоминаниям жившего при храме сына церковного сторожа, записанным в 1982 г., церковь закрыли в 1932 г. Внутри сделали общежитие строительных рабочих, а затем фабрику. В 1931 г. о закрытии храма ходатайствовал коллектив фабрики " Руссолент " . Но его оттеснило всесильное ОГПУ: 9 февраля 1932 г. президиум Мособлисполкома постановил снести храм под строительство многоэтажного дома. Пока не ясно, что спасло его от уничтожения. Из закрытого храма Введения в Барашах несколько икон иконостаса было передано в Третьяковскую галерею. Ныне в ее запасниках из этого храма находятся: " Страсти " , кон. XVII - нач. XVIII в. Школа Оружейной палаты: " Моление о чаше " , " Христос перед Пилатом " , " Христос перед народом " , " Бичевание Христа " , " Возложение тернового венца " , " Несение креста " , " Пригвождение ко кресту " , " Распятие " , " Снятие со креста " , " Положение во гроб " . Праздничный чин кон. XVII - нач. XVIII в.: " Благовещение " , " Сретение " , " Крещение " , " Преображение " , " Воскресение " , " Вход во Иерусалим " . " Икона 1713 г. " Богоматерь - умягчение злых сердец " 1713 г. работы Василия Уланова в 1930-е гг. поступила в филиал ГИМ " Новодевичий монастырь " .

http://sobory.ru/article/?object=02009

Повинуясь первому побуждению, я моментально сбросил свои ботинки и, низко согнувшись, чтоб не задеть головою резных украшений над входом, пролез в маленькую пещеру, около сажени длиною. Зараз в нее не входят более двух-трех человек, иначе не повернешься. В глубине пещеры стоял греческий монах с тарелкой и с сосудом розовой воды. Самый гроб представляет каменное ложе, покрытое расколотою пополам мраморною доскою. Над ним висят лампады и образа. Когда мои предшественники дали мне подойти к Гробу, я, весь охваченный сознанием страшной святыни, благоговейно прильнул к священному камню и прослезился. Тут мне хотелось сразу сказать все свои молитвы, все тайные просьбы души, хотелось помянуть отца и мать, всех родных и друзей, здесь хотелось прикосновением к святыни освятить свое лицо, руки, всего себя. Как будто бы стоишь пред самим Христом, и Он говорит тебе: «проси в эту минуту все, что хочешь: Я исполню». Но минуты у Гроба Господня коротки: тысячи людей ждут у входа, чтобы заменить тебя. Надо выйти. Получив от монаха кропление розовой воды па руки и положив ему монету, я попятился из пещеры задом в согбенном виде. Надо удивляться, как относительно хорошо ведут себя здесь наши паломники! Если бы они с такою стремительностью, с какою прикладываются, например, за всенощной на Вербное воскресение, хлынули ко входу в пещеру Гроба Господня, то они не дали бы никому выйти наружу. Но этого на самом деле не происходит. Теснятся, но выйти можно. Конечно, тут имеет значение, с одной стороны, сознание важности святыни, с другой – ограниченное пространство придела Ангела, так что вся масса народа волей-неволей стоит вне кувуклии. С сладостным сознанием достижения главной цели паломничества я стал осматривать церковь , лучше сказать, собрание церквей. Прямо против входа в Гроб Господень – главная церковь Воскресения Христова, принадлежащая исключительно грекам. Она совершенно изолирована от всех других приделов, занимая срединную часть громадного храма, окруженного со всех сторон многочисленными пристройками. Церковь Воскресения богато разукрашена множеством висячих лампад и паникадил. Из них многие пожертвованы русскими так же, как и вызолоченный четырех-ярусный иконостас. Вокруг церкви кольцом тянется полусветлый, а местами и совсем темный, коридор с небольшими открытыми приделами в память лиц и событий, связанных со страстями Христовыми; например, в память сотника Лонгина, свидетеля смерти Иисуса Христа, в память разделения риз Господних, в память возложения тернового венца и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Через три года отцу Иоанну «надели» на голову митру. Он стал архимандритом. Батюшка воспринимал митру не иначе как прообраз тернового венца Христова, вслед за возложением которого должен следовать и последний голгофский подвиг. Подвиг трудов и борений архимандрита Иоанна за себя, за чад, за народ Божий, за монастырь, за Церковь и за Россию продолжался еще 33 года. Жизнь все это время не скупилась на скорби и раны. Ее шипы вонзались и в главу, и в сердце. В 1975 году отозвал Господь от земных трудов Отца монастырского – наместника архимандрита Алипия, мудрого, мужественного воина Христова. Вслед за ним один за другим стали покидать земное поприще старцы: отец Пимен 88 – кавказский пустынник, отец Иероним 89 – олицетворение смирения и кротости, отец Агапий 90 – старец, дерзновенный предстатель и молитвенник за страждущих и плененных от врага, схиигумен Савва 91 – многоплодный и многочадный отец. Так начиналась новая полоса скорбей, которые кончились для отца Иоанна только с уходом из жизни. В монастыре происходила смена поколений. Новый молодой наместник, пополнение братства юношами, пришедшими с распутий жизни. Воспитанные скорбями и в них возмужавшие до полной преданности Богу уступали место выросшим на худосочной почве самости и эгоизма. Мир хлынул на монашеские устои жизни и извне, и изнутри, будто рухнула плотина. Сдерживать разрушительную силу этой стихии, постепенно усмиряя бунтующий дух, стало первейшей задачей старых насельников монастыря. В батюшкином лексиконе появилось неслыханное ранее выражение: «Он из Шаталовой пустыни». Проходило некоторое время, и новый насельник отправлялся искать ту самую «пустынь» на необъятных просторах России. А отец Иоанн, благословляя вослед ушедшего, скорбно молился: «Кого мир народил, тем Бог наградил. Слава Богу за все!» Нередко к отцу Иоанну приходили только-только появившиеся в монастыре духовные детки, выговаривая ему: «Батюшка, Вы вот тут не то сказали и там не так сделали». В ответ старец ласково улыбался: «Не шуми, лес зеленый, прости, так уж я научен». Юному монаху пока и в голову не приходило, что задачи высшей духовной науки ему еще решать рановато, а надо осваивать азы начальной монашеской школы – смотреть, слушать, думать и терпеть, забывая то, чему научился в миру. А пока терпеть приходилось учителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Кто-нибудь из слышащих нас может быть скажет в сердце своем: «какое же применение может иметь к нам, к нашей жизни и к нашему поведение, это евангельское повествование из истории крестных страданий Спасителя человеческого рода? Мы покланяемся Его пречистому образу истинно, а не поддельно. И Его венец терновый мы нелицемерно почитаем. Самый куст палестинского терновника, с которого были срезаны ветви для венца Спасителя, мы ныне держим и растим в горницах, как украшение наших жилищ 1 . Как же можно причислять нас к той ослепленной толпе, которая некогда сплетала терновый венец и возложением его на главу Спасителя устраивала потешное зрелище?... О, конечно, и в наше время оскудения веры и любви в сердцах человеческих, есть христианские души, со слезою умиления взирающие на икону Христа Спасителя, носящаго терновен венец и багряну ризу. Да и может ли быть иначе, когда о Нем одном только мы и живем, движемся и есмы, когда все Свои страдания Он претерпел нас ради, человек, и нашего ради спасения. Мы согласны думать, что и самые маловерные и легкомысленные между нами, стоя пред иконою венчанной тернием, пречистой главы Спасителя, умиляются духом, хотя на короткое время, и чувствуют на себе все, исходящее от этой иконы, впечатление, впечатление вместе и смиряющее и влекущее человеческий дух к Христовым стопам. Правда и то, что многие из нас готовы украшать и украшают этот образ Спасителя не терновыми венцами, а самыми благоуханными цветами и чистым золотом. Но увенчание может быть не только вещественное и рукотворное, но и нерукотворное, из венцов невещественных составленное, может состоять в духовном величании и прославлении. Можно венчать милостию и щедротами ( Псал. 102, 4 ); можно венчать славою и честию ( Пс. 8, 6 ) и венцом словес похваления ( 1Сол. 2, 19 ). Следовательно, и терновое увенчание может состояться без вещественных терний, сплетением невещественных и нерукотворных терновых венцов. Как земля, омраченная грехопадением человека, оплелась тернием и волчцами под его ногами, так и духовная нива всей его истории оплелась духовными волчцами и невещественным тернием. Вот это-то невещественное терние и мы с вами, братие, то сознательно, то бессознательно, вплетаем в венец хвалы нашему Творцу и Избавителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Восстанавливающиеся предметы Реже встречаются свидетельства о самовосстановлении предметов, опалённых Огнём. Так, духовник Новгородской епархии архимандрит Иларион рассказывает: «Со мной произошёл такой случай: загорелся клобук. Думаю: вот-те на – совсем сгорел. “Валентина, – говорю послушнице своей, – смотри скорей сюда: что тут у меня на голове сделалось?” “А ничего, отец, – отвечает, – клобук ваш цел, ни одной на нём дырочки нет”. А матушки горненские потом благодушно успокоили: “С нами такое часто бывает”». Подобные случаи имели место и у других паломников. В.Губанов приводит свидетельство: «Храм мгновенно наполнился Огнём. Я зажгла два пучка свечей. Первое время огонь Благодатный не опаляет – одна гречанка потушила мне эти пучки просто рукой. Столько Огня и никогда никакого пожара. На мне тушили апостольник, но не осталось и следа». Мироточения в канун схождения Благодатного огня Православное духовенство зачастую указывает на истечение слёз, крови или мира из икон как на знамение предстоящих испытаний. Крово- и мироточения не единожды происходили перед схождением Благодатного огня. Впервые это было зафиксировано в 1572 году, когда по фреске «Возложение тернового венца» потекли капли жидкости, похожей на кровь. Копия свидетельства одного из паломников-французов, первыми увидевших происшедшее, и поныне хранится в архиве Центральной парижской библиотеки. В середине XIX века фреска была заменена иконой с тем же сюжетом. В 1939 году, накануне Пасхи, в ночь с Великой пятницы на Великую субботу, она вновь замироточила. «Миро, стекая по алому плащу Христа, попадало на руки Спасителя – и на них появлялись кровоточащие раны. Это продолжалось недолго: на Пасху икона приняла прежний вид. Патриарх Иерусалимский написал Папе Римскому о том, что на Пасху было знамение». В 2001 году икона замироточила вновь. Вот что об это рассказывают свидетели. «В прошлом году храм Гроба Господня в ночь с Великой пятницы на Великую субботу был наполнен до отказа, – рассказывает руководитель Русской духовной миссии в Иерусалиме иеромонах Феофан. – Присутствовали практически все монахи Свято-гробского братства – в Иерусалиме их 50 человек – и тысячи туристов со всего мира. Только из России было более сотни паломников. В храме был и сам Патриарх Иерусалимский Ириней...» По свидетельству иеромонаха Феофана, первым увидел знамение Патриарх. «Ириней давал благословение паломникам, стоя боком к “Возложению тернового венца”. Потом ему протянули свечу. Он повернулся лицом к иконе, поднял глаза – и ахнул! Тысячи паломников, как по команде, повернули головы туда же, куда смотрел Ириней. По храму прошёл стон. На ногах Спасителя появились кроваво-красные пятна. Миро появилось вначале на плаще Христа, а оттуда стекало алой струйкой на ноги. Мироточение продолжалось ровно день. Как и в предыдущие два раза, перед самой Пасхой оно прекратилось, причём на иконе не осталось никаких следов».

http://pravoslavie.ru/30102.html

В книге начала прошлого века " Дубровицы - знатное село, имение князя С.М. Голицына " сказано, что " самые искуснейшие в деле мастера, человек до ста, нарочно были выписаны из Италии " . Строили долго и только в летнее время. Сторонники теории иностранного происхождения зодчих Знаменской церкви утверждают, что многие декоративные элементы, использованные при его украшении, в России раньше не встречались. В частности - всевозможные рельефные завитки, экзотические цветы и плоды, вырезанные в камне. Кроме того, специалисты отмечают, что в русской архитектурной традиции не было принято ставить скульптуры апостолов, изображать восстающего из гроба Христа и иллюстрировать традиционно католический сюжет " Коронование Богоматери " . Меж тем, всё это можно увидеть в дубровицком храме. И пластика горельефов, и реалистичность персонажей скорее указывают на европейские мотивы эпохи Возрождения. Даже венчающая храм царская корона противоречит православным архитектурным канонам. Более того, многие эксперты предполагают, что среди лепного убранства Знаменского храма зодчий " спрятал " свой портрет. Речь идёт о так называемой " маске мастера " - голове молодого человека над изображением сцены " Возложение тернового венца " . Это вполне обычная практика именно для европейского зодчества, но не для русского, для которого вообще весьма характерно стремление к анонимности. Однако версия об итальянском происхождении авторов Знаменской церкви - не единственная. В литературе можно встретить предположение, что храм строил некий Тессинг или безвестный русский мастер. Так, М.М. Дунаев в своей книге " К югу от Москвы " из знаменитой серии " Дороги к прекрасному " пишет: " В облике Знаменской церкви, в её построении, объёмной композиции можно отметить немалое сходство с известными храмами центрического типа, созданными примерно в тоже время: Покрова в Филях, Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря и других " . К концу XVII века строительство храма завершилось. В 1698 году у Голицына гостил австрийский посланник Иоганн Корб, который в своём дневнике немало восхищается этой церковью. Правда, несколько лет прекрасное здание стояло неосвящённым. Дело в том, что Патриарх Московский Адриан наотрез отказался освящать столь явно выбивавшийся из принятой на Руси традиции храм. В результате освятили церковь в честь иконы Божией Матери " Знамение " только в феврале 1704 года, когда Русская Церковь - после кончины Патриарха и запрета Петра избирать нового Предстоятеля - осталась без своего главы. Освящение совершил местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан (Яворский), " при высочайшем присутствии, - как отмечает в уже упомянутом описании священник Сергий Романовский, - благочестивейшаго Государя Петра Алексеевича и любезнейшаго сына Его благовернаго Государя Царевича и великаго князя Алексея Петровича, знатнейших духовных и светских особ " .

http://sobory.ru/article/?object=00451

Вопрос 12. Как побеждать иноку леность к спасительным подвигам? Старец : Принявший чин иноческий должен помнить, что он при торжественном собрании Ангелов и человеков, в присутствии Самого Бога, добровольно произнес обет быть готовым к исполнению всякого дела благого и должен крепко содержать в памяти своей оный день святых обетов. Воспоминание о сем, обнимая более и более всю душу и мысли подвизающегося, породит ревность к стяжанию дел благих и изженет всякую тяжесть и обленение духа. А чтобы тяжесть плоти не отнимала у духа бодрственности,— для сего нужно самое умеренное употребление пищи, пития и удаление от людей, ищущих телесного наслаждения. Вопрос 13. Чем ободрять себя при трудности в прохождении подвига? Старец : Опытом дознано, что против всякого рода скорбей, облежащих душу, полезнейшее врачевство есть благоговейное размышление о спасительных страстях Иисуса Христа, Искупителя нашего. Воспоминай постоянно: предание Его иудеям руками неверного ученика, премудрое и смиренное молчание на суде пред Пилатом, жестокое ударение по ланите, бесчисленные раны, на пречистое тело Его наложенные, возложение на главу тернового венца, пригвождение ко Кресту и прободение ребр; представляй, что все страдание Его сопровождалось совершенным терпением и окончено молитвою о врагах, ясно показавшею крайнее Его незлобие. Мысль скорбящая, направляясь по спасительным следам распятого за нас Господа, конечно, скажет всякому: «Бесконечно малы страдания твои в сравнении со страданиями Всесладостнейшего Иисуса». Вопрос 14. Чем предостерегать душу от пристрастия к тленным вещам? Старец : Благоговейным и благодарственным размышлением о даруемом благодатию величии души своей и многоценности её в очах Божиих. Представь себе, как на картине, обширность земли и рассмотри беспристрастно вещества, наполняющие ее: сколь они ничтожны покажутся тебе в сравнении с достоинством души человеческой, возведенной Божиим человеколюбием, священнотайне, до степени совершенства равноангельского. Из сего увидишь, что всякая вещь до крайности малоценна пред высоким благородством души христианской. «Какая польза человеку» ,— говорит Господь наш,— «если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26). Если ж это так, то подумай — несравненно худшее недостойно быть любимо пред драгоценнейшим и без сравнения лучшим, то есть тленное вещество пред нетленной и бессмертной душою. Посему правильная любовь к своей душе требует ревновать о дарованиях и благах духовных, для спасения нашего полезных, а не увлекаться пристрастием к тленным вещам, не могущим насытить бессмертную душу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4119...

13 Ученик: Чем ободрять себя при трудности в прохождении подвига? Старец: Опытом дознано, что против всякого рода скорбей, облежащих душу, полезнейшее врачевство есть благоговейное размышление о спасительных страстях Иисуса Христа, Искупителя нашего. Воспоминай постоянно: предание Его иудеям руками неверного ученика, премудрое и смиренное молчание на суде пред Пилатом, жестокое ударение по ланите, безчисленные раны, на Пречистое Тело Его наложенные, возложение на главу тернового венца, пригвождение ко Кресту и прободение ребр; представляй, что все страдание Его сопровождалось совершенным терпением и окончено молитвой о врагах, ясно показавшей крайнее Его незлобие. Мысль скорбящая, направляясь по спасительным следам Распятого за нас Господа, конечно, скажет всякому: «Безконечно малы страдания твои в сравнении со страданиями Всесладостнейшего Иисуса». 14 Ученик: Чем предостерегать душу от пристрастия к тленным вещам? Старец: Благоговейным и благодарственным размышлением о даруемом благодатью величии души своей и многоценности ее в очах Божиих. Представь себе, как на картине, обширность земли и рассмотри безпристрастно вещества, наполняющие ее: сколь они ничтожны покажутся тебе в сравнении с достоинством души человеческой, возведенной Божиим человеколюбием, священнотайне, до степени совершенства равноангельского. Из этого увидишь, что всякая вещь до крайности малоценна пред высоким благородством души христианской. Какая польза человеку, – говорит Господь наш, – если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? ( Мф. 16, 26 ). Если ж это так, то подумай – несравненно худшее недостойно быть любимо пред драгоценнейшим и без сравнения лучшим, то есть тленное вещество пред нетленной и безсмертной душой. Поэтому правильная любовь к своей душе требует ревновать о дарованиях и благах духовных, для спасения нашего полезных, а не увлекаться пристрастием к тленным вещам, не могущим насытить безсмертную душу. 15 Ученик: Что должно делать, чтобы удержать на более продолжительное время теплоту, ощущенную в душе по действию Божией Благодати?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Терновый венец Спасителя Материал из Азбука паломники Исторический экскурс [ править править код ] О возложении на Иисуса Христа венца из терна пишут три евангелиста: и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! (Мф. 27:29) и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него (Мк. 15:17) И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин. 19:2) Христос в терновом венце О том, когда сняли терновый венец, в канонических Евангелиях не написано. Некоторые художники рисуют Иисуса Христа на кресте с терновым венцом. До X века Терновый венец Христа, по церковному преданию, хранился в Иерусалиме, в Х веке был перенесен в Константинополь, в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы и увезли святыню в Европу. В 1238 году король Людовик, святой Католической Церкви (1214-1270), торжественно встречал Терновый венец Господа за 40 км от Парижа. По свидетельству летописца, Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и нес Венец на плечах. Для хранения святыни была устроена Святая часовня (Sainte Chapelle) на острове Сите. Во время Великой Французской революции Часовня горела, и святыню перенесли в Национальную Библиотеку. Церковь обратилась к Наполеону с просьбой о возвращении святыни, Наполеон вернул Терновый венец Церкви и даже преподнес ей в дар реликварий для хранения Венца (все это — несмотря на личную атеистическую настроенность). В 1806 году Терновый венец, запаянный в специальную стеклянную капсулу, положили в ризницу собора Нотр-Дам де Пари, где он хранится и сегодня. Выносили Терновый венец Христа для поклонения верующим еще до недавнего времени лишь раз в год. Тимофей Китнис, историк, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе: «Хранить святыню под спудом или в сокровищнице храмов — давняя традиция западных христиан. Это было связано и с тем, что святыню прятали, опасаясь похищения, во времена войн и смут. Многие знают, что, например, мощи святителя Николая Мирликийского в Бари покоятся под спудом, их не открывают для паломников.

http://azbyka.ru/palomnik/Терновый_венец...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010