Здесь была совершена искупительная жертва за весь мир. Здесь Господь пролил Свою Пречистую Кровь за каждого из нас. Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем ( Лк.23:42 ), – невольно вырывается из души. С правой стороны от места распятия видна в скале глубокая трещина, образовавшаяся при землетрясении в момент смерти Спасителя. И се, завеса церковная раздрася на двое и земля потрясеся и камение распадеся и гроби отверзошася ( Мф.27:5152 ). «Голгофа» в переводе означает «лобное место». По преданию, праотец Адам был погребен в Голгофском холме, и Честная Кровь Спасителя сквозь расщелину, образовавшуюся при кончине Спасителя, омыла прах прародителя от первородного греха. Эту расщелину, идущую с самого верха Св. Голгофы, можно наблюдать в скале через стеклянное окно в глубине часовни Адама. То есть часовня Адама находится под Св. Голгофой. «Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию», – воспевает Св. Церковь . Патриарх и архиереи служат на Св. Голгофе Божественную литургию без митр в воспоминание уничижения Христа, бывшего на сем месте. Против Голгофы, в нескольких шагах от нее, находится камень, именуемый «Узы Спасителя» – это придел темницы Христовой с высеченными в нем двумя отверстиями. Во время приготовления орудия крестной казни пречистые ноги Спасителя были заключены в каменные колодки, сохраняемые и доныне под алтарем. К ним мы с благоговением прикладывались и брали камешки как святыню, которую можно всегда иметь при себе. Недалеко от темницы Христовой мы приходим в придел мученика Лонгина-сотника, уверовавшего во время смерти Богочеловека при виде знамений. По преданию, придел устроен на месте обретения главы сего св. мч. Лонгина. Обходя далее храм Воскресения Христова, мы останавливаемся у придела «Поругания и Тернового венца». В этом приделе под престолом находится часть камня, где бичевали Христа и на котором Он сидел во время возложения на Него тернового венца. И много других приделов и святынь скрывает в себе величественный храм Воскресения Христова, к которым мы с благоговением прикладывались и пели песнопения, соответствующие этим св. местам.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Прямо напротив входа в храм расположен Камень Помазания (или Миропомазания), под плитой которого находились ранее могилы первых королей-крестоносцев, захоронения которых были вынесены из храма после пожара 1808 г. Согласно преданию, на этом месте было умащено благовониями Тело Господа, снятого с Креста. Раньше на камень русские паломники возлагали белое полотно и хранили его до смерти, полагая честью быть завернутыми в него. Слева от Камня Помазания на каменном полу расположен мраморный круг, на месте которого стояла Богоматерь во время помазания тела Христова. В 40 шагах от Голгофы находится часовня над Гробом Господним, но прежде чем войти туда, подревней традиции, паломники обходят весь храм, приготовляясь к минуте счастья прикоснуться к ложу Спасителя. Интересна необычная традиция, когда хранителями ключей храма на протяжении веков является мусульманский клан Нусейби. Она сложилась после взятия Иерусалима арабами. Халиф, которому были переданы ключи от города и главной церковной обители христиан, по преданию, передал ключ от храма одному из своих приближенных, потомки которого и сегодня владеют ключами. В храме Воскресения расположено множество святынь, достойных отдельного описания. Перечислим их лишь вкратце. Это и армянский придел – на месте, где стояли во время Распятия святые жены, это место явления Христа Марии Магдалине, католическая ризница с мечом предводителя крестоносцев Первого крестового похода Готфрида Бульонского, освободившего Иерусалим. Это и придел Темницы Христовой, где Он был заключен в пустой водоем, а ноги заключены в каменные колодки, хранящиеся здесь доселе. В полукруглом проходе храма расположены три придела, первый из которых – греческий придел Святого Лонгина Сотника . Следующий – армянский придел Разделения риз, где воины на камне метали жребий при разделе хитона, а далее придел Возложения Тернового Венца. Здесь хранится обломок столба, на котором восседал Спаситель во время возложения Венца, перенесенный в древности со двора Пилата. От армянского придела Разделения риз, спустившись по 28-ми ступенькам, оказываемся в подземном приделе Святой Елены. В приделе имеются два престола: во имя самой святой и благого разбойника, раскаявшегося на кресте. Слева от престола разбойника, в стене, есть место, в котором, если к нему приложиться ухом, слышится отчетливый шум.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Восстанавливающиеся предметы Реже встречаются свидетельства о самовосстановлении предметов, опалённых Огнём. Так, духовник Новгородской епархии архимандрит Иларион рассказывает: «Со мной произошёл такой случай: загорелся клобук. Думаю: вот-те на – совсем сгорел. “Валентина, – говорю послушнице своей, – смотри скорей сюда: что тут у меня на голове сделалось?” “А ничего, отец, – отвечает, – клобук ваш цел, ни одной на нём дырочки нет”. А матушки горненские потом благодушно успокоили: “С нами такое часто бывает”». Подобные случаи имели место и у других паломников. В.Губанов приводит свидетельство: «Храм мгновенно наполнился Огнём. Я зажгла два пучка свечей. Первое время огонь Благодатный не опаляет – одна гречанка потушила мне эти пучки просто рукой. Столько Огня и никогда никакого пожара. На мне тушили апостольник, но не осталось и следа». Мироточения в канун схождения Благодатного огня Православное духовенство зачастую указывает на истечение слёз, крови или мира из икон как на знамение предстоящих испытаний. Крово- и мироточения не единожды происходили перед схождением Благодатного огня. Впервые это было зафиксировано в 1572 году, когда по фреске «Возложение тернового венца» потекли капли жидкости, похожей на кровь. Копия свидетельства одного из паломников-французов, первыми увидевших происшедшее, и поныне хранится в архиве Центральной парижской библиотеки. В середине XIX века фреска была заменена иконой с тем же сюжетом. В 1939 году, накануне Пасхи, в ночь с Великой пятницы на Великую субботу, она вновь замироточила. «Миро, стекая по алому плащу Христа, попадало на руки Спасителя – и на них появлялись кровоточащие раны. Это продолжалось недолго: на Пасху икона приняла прежний вид. Патриарх Иерусалимский написал Папе Римскому о том, что на Пасху было знамение». В 2001 году икона замироточила вновь. Вот что об это рассказывают свидетели. «В прошлом году храм Гроба Господня в ночь с Великой пятницы на Великую субботу был наполнен до отказа, – рассказывает руководитель Русской духовной миссии в Иерусалиме иеромонах Феофан. – Присутствовали практически все монахи Свято-гробского братства – в Иерусалиме их 50 человек – и тысячи туристов со всего мира. Только из России было более сотни паломников. В храме был и сам Патриарх Иерусалимский Ириней...» По свидетельству иеромонаха Феофана, первым увидел знамение Патриарх. «Ириней давал благословение паломникам, стоя боком к “Возложению тернового венца”. Потом ему протянули свечу. Он повернулся лицом к иконе, поднял глаза – и ахнул! Тысячи паломников, как по команде, повернули головы туда же, куда смотрел Ириней. По храму прошёл стон. На ногах Спасителя появились кроваво-красные пятна. Миро появилось вначале на плаще Христа, а оттуда стекало алой струйкой на ноги. Мироточение продолжалось ровно день. Как и в предыдущие два раза, перед самой Пасхой оно прекратилось, причём на иконе не осталось никаких следов».

http://pravoslavie.ru/30102.html

Остальные меньшие приделы в храме Гроба Господня расположены в проходах между главными, над ними и в пещерах под ними. Так, к противоположной от входа стене часовни Гроба Господня примыкает убогая деревянная капелла коптов. На север от часовни гроба Господня двумя каменными кругами означено место явления Иисуса Христа Марии Магдалине, а рядом с ним латинский придел, где за железною решеткой хранится часть столба, к которому, по преданию, привязан был Спаситель в доме Каиафы. 1431 Сзади православного храма Воскресения в проходе находится придел Пресвятой Богородицы, где она провела время приготовления к смертной казни ее Сына, а рядом с ним – придел темницы Христовой, в которой Божественный страдалец был заключен до казни. В темном проходе между алтарной стеной храма Воскресения и наружной стеной храма Гроба Господня находится еще несколько приделов, именно: придел сотника Логгина, который, по преданию, пронзил копьем ребра Спасителя, придел разделения риз Господних. Из этого же прохода широкая и длинная лестница ведет в подземный храм обретения честного и животворящего креста Господа, с несколькими приделами. На полпути находится подземная капелла, посвященная Константину и Елене, – темная и очень древняя. На 13 ступеней ниже ее – самая пещера обретения Креста. Она высечена в камне и имеет несколько престолов. В проходе на восточной стене храма находится придел Возложения тернового венца, где под престолом за железною решеткой сохраняется часть —148— того столба, на котором, по преданию, восседал Спаситель при возложении на Него терновая венца во дворе Пилата. 1432 В северной части храма Гроба Господня и западной обширной ротонды храма находится еще несколько приделов и притворов: коптов, армян и латинян – францискан. Обойдя все приделы храма, мы прошли по верхней галерее его, осмотрели примыкающий к нему непосредственно греческий Авраамиевский монастырь, наиболее интересным вещи из ризницы и подземные цистерны св. Елены. Храм Гроба Господня со всех сторон застроен различными сооружениями – монастырями и домами владеющих храмом национальностей – до такой степени, что наружный фасад его совершенно закрыт. Мы посетили один из таких монастырей – Авраамиевский, основанный на том месте, где, по преданию (мало вероятному, впрочем) Авраам приносил сына своего Исаака в жертву. Здесь живут монахи, служащее у Гроба Господня – члены так называемого Святогробского Братства, происхождение которого довольно оригинально и совершенно случайно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

      Это, безусловно, не означает, что Христос не страдал и не умирал, как в свое время утверждалось в манихейской ереси докетистов. Такую концепцию страдания и смерти Христа Восточная Церковь строго опровергает. Христос пришел на землю не в виде призрака, но в облике телесного ИстинногоЧеловека: «Христос вочеловечился, приобщившись ко мне плотию», как провозглашает византийская литургия (Понедельник первой недели Святого и Великого Поста, песнь 9). Поэтому Он не только мог страдать, но и действительно страдал. Ведь человеческое страдание есть не что иное, как личностное отражение искаженного мирового порядка. И пока мы живем в этом искаженном порядке, мы должны страдать. И здесь Христос тоже не является исключением. И Он, как Истинный Человек, тоже был включен в порядок этого мира и участвовал в общей земной судьбе, не исключая ни страдания, ни смерти. Это настолько очевидно, что Восточная Церковь этого даже не акцентирует и свою веру этим не обосновывает. Разве вызывает удивление то, что Христос, будучи человеком, ел, отдыхал, одевался, умывался? Так может ли удивить то, что Он и страдал? Здесь нет никакой проблемы и нет ничего, что могло бы вызвать наше удивление.       Мы начинаем удивляться тогда, когда страдание Христа рассматриваемкак неотъемлимую часть Его миссии. Не отдельные, вызвавшие страдание события, такие как избиение тростью, возложение тернового венца, предание на распятие, волнуют душу восточного христианина, но участие Христа во всеобщем страдании. Ведь Христос страдал не только в конце Своей земной жизни. «Не от Иерусалима токмо до Голгофы несен крест сей, с помощью Симона Киринейского. Несен он и от Гефсимании до Иерусалима, и до Гефсимании от самого Вифлеема. Вся жизнь Иисуса была единый крест». Поэтому Его страдание неизмеримо больше, нежели только психофизическая боль, которая была вызвана пытками. В страдании Христа сосредоточена боль всего мира. Он страдал вместе со всем тварным миром. Христос претерпевал не только Свою боль, как боль частную, боль отдельного лица; Он претерпевал боль всего мира, под гнетом которой стонет не только человек, но и природа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Согласно лапидарной ктиторской славянской надписи 1598 г., помещенной над входом в церковь, она была расписана в 1584 г. на средства господаря Валахии Петру III Церцела одновременно с постройкой притвора и придела. Церковь получила значительные подношения от валашского господаря Михая Храброго (Витязула); иконописец Раду Зугравул в 1594 г., во время поновления росписей, включил его изображение в ктиторский портрет. В 1595 г. при содействии молдавского господаря Арона Тирана были расписаны притвор и придел. Все эти росписи не сохранились ( Porumb. 1998. P. 50-51). Божия Матерь с Младенцем на престоле. Роспись конхи алтарной апсиды Вознесенского придела ц. свт. Николая. 1752 г. Артель И. Зугравы Божия Матерь с Младенцем на престоле. Роспись конхи алтарной апсиды Вознесенского придела ц. свт. Николая. 1752 г. Артель И. Зугравы В XVIII в. для росписи придела в честь Благовещения были приглашены иконописцы из Валашского княжества. Согласно надписи в алтаре, придел расписан в 1738 г. артелью иконописцев, возглавляемой Г. Раните, в к-рую входили его брат Георгий, сын Иоанн и Михаил. Иконографическая программа хорошо продумана - возможно, свой вклад внес заказчик, прот. Раду Темпя II. В куполе изображен Господь Вседержитель, в алтаре - Пресв. Богородица типа Платитера, а также помещено неск. сцен из цикла «Воскресение Христово». В зап. части на сводах представлен Страстной цикл («Моление о Чаше», «Поцелуй Иуды», «Христос у первосвященника Анны», «Христос пред Каиафой», «Бичевание Христа» и «Возложение тернового венца»). Основное место в иконографической программе церкви занимает Воскресенский цикл. Сцена «Сошествие во ад» расположена справа от сев. апсиды; на сводах алтаря помещены сцены «Жены-мироносицы у Гроба Господня», «Вечеря в Эммаусе», «Явление Христа Марии Магдалине», «Апостолы Петр и Иоанн у Гроба Господня» и «Уверение Фомы». На южной стене расположена сцена «Первый Вселенский Собор». Иконография росписей придерживается традиц. изводов правосл. иконописи, стилистически росписи близки к постбрынковянской живописи, доминирующей в это время в Валашском княжестве ( Porumb. 1998. P. 52).

http://pravenc.ru/text/2566146.html

Повинуясь первому побуждению, я моментально сбросил свои ботинки и, низко согнувшись, чтоб не задеть головою резных украшений над входом, пролез в маленькую пещеру, около сажени длиною. Зараз в нее не входят более двух-трех человек, иначе не повернешься. В глубине пещеры стоял греческий монах с тарелкой и с сосудом розовой воды. Самый гроб представляет каменное ложе, покрытое расколотою пополам мраморною доскою. Над ним висят лампады и образа. Когда мои предшественники дали мне подойти к Гробу, я, весь охваченный сознанием страшной святыни, благоговейно прильнул к священному камню и прослезился. Тут мне хотелось сразу сказать все свои молитвы, все тайные просьбы души, хотелось помянуть отца и мать, всех родных и друзей, здесь хотелось прикосновением к святыни освятить свое лицо, руки, всего себя. Как будто бы стоишь пред самим Христом, и Он говорит тебе: «проси в эту минуту все, что хочешь: Я исполню». Но минуты у Гроба Господня коротки: тысячи людей ждут у входа, чтобы заменить тебя. Надо выйти. Получив от монаха кропление розовой воды па руки и положив ему монету, я попятился из пещеры задом в согбенном виде. Надо удивляться, как относительно хорошо ведут себя здесь наши паломники! Если бы они с такою стремительностью, с какою прикладываются, например, за всенощной на Вербное воскресение, хлынули ко входу в пещеру Гроба Господня, то они не дали бы никому выйти наружу. Но этого на самом деле не происходит. Теснятся, но выйти можно. Конечно, тут имеет значение, с одной стороны, сознание важности святыни, с другой – ограниченное пространство придела Ангела, так что вся масса народа волей-неволей стоит вне кувуклии. С сладостным сознанием достижения главной цели паломничества я стал осматривать церковь , лучше сказать, собрание церквей. Прямо против входа в Гроб Господень – главная церковь Воскресения Христова, принадлежащая исключительно грекам. Она совершенно изолирована от всех других приделов, занимая срединную часть громадного храма, окруженного со всех сторон многочисленными пристройками. Церковь Воскресения богато разукрашена множеством висячих лампад и паникадил. Из них многие пожертвованы русскими так же, как и вызолоченный четырех-ярусный иконостас. Вокруг церкви кольцом тянется полусветлый, а местами и совсем темный, коридор с небольшими открытыми приделами в память лиц и событий, связанных со страстями Христовыми; например, в память сотника Лонгина, свидетеля смерти Иисуса Христа, в память разделения риз Господних, в память возложения тернового венца и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вышедши из часовни Гроба Господня, мы с о. архимандритом Антонином пошли прямо назад, мимо камня Помазания на Голгофу и здесь поклонились месту Распятия Христова и стояния у Креста. Минуты размышления и молитвы грешной души на этом святейшем месте неописуемы. Каждый по своему душевному состоянию перечувствует здесь, сколько и что может. На Голгофе ныне находятся два придела: православный налево и латинский 5 направо: отделяются они только двумя небольшими столбами. Наш православный левый придел устроен на месте водружения Креста Господня. Самое то место, где Христос испустил дух на кресте, ныне находится под престолом; на полу под престолом верующие и прикладываются к нему, а направо, вне престола, состоящего из четырех каменных столбиков и мраморной плиты, есть узкое продолговатое отверстие, прикрытое отодвигающееся серебряною доской в виде аршинной полуторадюймовой линейки, – это отверстие указывает расселину скалы, треснувшей на Голгофе при смерти Христа Спасителя. Налево от православного престола Голгофского дверь ведет вниз, прямо в алтарь храма Воскресения. По общепринятому порядку, чаще до посещения, а иногда, как сделали мы, после посещения пещеры Гроба Господня, новые небывалые поклонники обходят кругом приделы храма Воскресения. Каждому из этих приделов усвоено какое-либо воспоминание о том или другом событии страстного дня Великой пятницы. Так, в храме Воскресения есть придел бичевания Господа, Пресвятой Богородицы, Темницы Христовой, мученика Логина сотника, разделения риз Господних, придел Св. Равноапостольной царицы Елены, придел обретения Креста, придел возложения тернового венца. По осмотре этих приделов мы пошли на русское место, находящееся рядом с алтарем храма Воскресения, с восточной стороны. Этим местом владеем мы не без воли Промысла, и оно хранит несомненную и великую древность: судные ворота в городской древней стене, прилегающие к Голгофе, чрез которые Господь наш Иисус Христос , осужденный, вышел за город на спасительное распятие, на вольную смерть. На этом месте ныне воздвигается здание с разнородными, еще не вполне публике постижимыми священными целями. Сюда-то и нужно будет со временем посылать пожертвования ради Гроба Господня; здесь будет совершаться каждодневное богослужение и возноситься бескровная Жертва о спасении верующих, и отсюда же каждодневно служащий может приходить ко Гробу Господню и молиться о всех православных, особенно по нарочитым поминаниям и поручениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Во время совершения Литургии, которая совершалась на новоосвященном антиминсе, подписанном митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром, на святой престол были возложены антиминс, подписанный в 1913 году епископом Ташкентским и Туркестанским Иннокентием (Пустынским), и антиминс, подписанный в 1995 году архиепископом Алма-Атинским и Семипалатинским Алексием (ныне — митрополит Тульский и Ефремовский). Песнопения исполняли: хор Митрополичьего округа (регент — заслуженный деятель искусств России, член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения О.Н. Овчинников, хормейстер — В. Дударева), хор духовенства (регент — диакон Димитрий Савченко), хор Вознесенского кафедрального собора (регент — Н. Зубревич), мужской хор епархии (регент — К. Быков). За богослужением молились: настоятельница Иверско-Серафимовского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители; сотрудники Алма-Атинского епархиального управления; студенты Алма-Атинской духовной семинарии; прихожане собора и верующие храмов Южной столицы Казахстана. Гостями праздника стали руководитель управления по делам религий города Алма-Аты Н.М. Кикимов и генеральный директор Первого канала «Евразия» С.В. Киселев. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Святого Православия и сохранении Церкви Христовой от разделений и расколов, возглашалось особое прошение об избавлении Казахстана от морового поветрия. После запричастного стиха протоиерей Александр Суворов огласил Обращение митрополита Астанайского и Казахстанского Александра по случаю великого освящения Вознесенского кафедрального собора города Алма-Аты. По отпусте Литургии из алтаря на середину храма был изнесен ковчег с частью Шипа Тернового Венца Господа Иисуса Христа. Перед евангельской святыней архипастыри и духовенство совершили славление Спасителю. Протодиакон провозгласил многолетие Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, архипастырям — участникам великого освящения, священнослужителям и пастве Казахстанского митрополичьего округа, лидеру нации и президенту страны, властям, воинству и всему народу Казахстана, благотворителям, благоукрасителям и всем, кто принимал участии в возрождении Вознесенского кафедрального собора.

http://patriarchia.ru/db/text/5713923.ht...

В самом храме на стенах и сводах разместились композиции: Явление Христа Марии Магдалине, Уверение Фомы, Моление о чаше, Несение Креста, Биение у столба, возложение тернового венца, Шествие в Эммаус с Лукой и Клеопой, Пришествие Петра с Иоанном ко гробу Господню, Христос учащий в храме среди учителей и фарисеев, Давид славит Господа в псалтире и гуслях, Молитва Соломона о храме, Пришествие в дом Захарии Божией Матери и другие. В создании росписей принимали участие местные иконописцы. В 1954 году сохранившиеся изображения на стенах и сводах были промыты и отреставрированы, а в недавнее время покрыты лаком. Среди круга соборных святынь прихожанами прежде почитались иконы преподобного Сергия Радонежского, Спаса Нерукотворного, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова, образы Пресвятой Богородицы " Тихвинская " и " Утоли моя печали " . Старинные иконы в храме не сохранились. В настоящее время в соборе находятся иконы, перенесённые из закрытых храмов или пожертвованные прихожанами. Из Источнической часовни перенесён образ Пресвятой Богородицы " Живоносный Источник " , написанный в конце XVII - нач. XVIII веков. Икона украшена медной чеканной ризой работы местных или устюженских мастеров XIX века. С этой иконой совершался общегородской крестный ход в пятницу Пасхальной седмицы при участии духовенства всех городских храмов и колокольном звоне со всех колоколен Череповца. Перед чтимым образом служился водосвятный молебен. Ныне эта традиция возобновлена. К числу самых почитаемых икон относится образ Пресвятой Богородицы " Печёрская " , написанный в 1829 году в Ярославле по обещанию " крестьянской вдовы Татьяны " из села Степановское Череповецкого уезда. Торжественная встреча этой иконы соборным духовенством и прихожанами всех храмов Череповца запечетлена на навершии киота. Навершие представляет большую историко-художественную ценность, так как местный живописец изобразил на нём строения бывшего Череповецкого Воскресенского монастыря первой трети XIX века. Икона, по-видимому, перенесена из Воскресенской церкви села Степановского.

http://sobory.ru/article/?object=00242

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010