Через три года отцу Иоанну «надели» на голову митру. Он стал архимандритом. Батюшка воспринимал митру не иначе как прообраз тернового венца Христова, вслед за возложением которого должен следовать и последний голгофский подвиг. Подвиг трудов и борений архимандрита Иоанна за себя, за чад, за народ Божий, за монастырь, за Церковь и за Россию продолжался еще 33 года. Жизнь все это время не скупилась на скорби и раны. Ее шипы вонзались и в главу, и в сердце. В 1975 году отозвал Господь от земных трудов Отца монастырского – наместника архимандрита Алипия, мудрого, мужественного воина Христова. Вслед за ним один за другим стали покидать земное поприще старцы: отец Пимен 88 – кавказский пустынник, отец Иероним 89 – олицетворение смирения и кротости, отец Агапий 90 – старец, дерзновенный предстатель и молитвенник за страждущих и плененных от врага, схиигумен Савва 91 – многоплодный и многочадный отец. Так начиналась новая полоса скорбей, которые кончились для отца Иоанна только с уходом из жизни. В монастыре происходила смена поколений. Новый молодой наместник, пополнение братства юношами, пришедшими с распутий жизни. Воспитанные скорбями и в них возмужавшие до полной преданности Богу уступали место выросшим на худосочной почве самости и эгоизма. Мир хлынул на монашеские устои жизни и извне, и изнутри, будто рухнула плотина. Сдерживать разрушительную силу этой стихии, постепенно усмиряя бунтующий дух, стало первейшей задачей старых насельников монастыря. В батюшкином лексиконе появилось неслыханное ранее выражение: «Он из Шаталовой пустыни». Проходило некоторое время, и новый насельник отправлялся искать ту самую «пустынь» на необъятных просторах России. А отец Иоанн, благословляя вослед ушедшего, скорбно молился: «Кого мир народил, тем Бог наградил. Слава Богу за все!» Нередко к отцу Иоанну приходили только-только появившиеся в монастыре духовные детки, выговаривая ему: «Батюшка, Вы вот тут не то сказали и там не так сделали». В ответ старец ласково улыбался: «Не шуми, лес зеленый, прости, так уж я научен». Юному монаху пока и в голову не приходило, что задачи высшей духовной науки ему еще решать рановато, а надо осваивать азы начальной монашеской школы – смотреть, слушать, думать и терпеть, забывая то, чему научился в миру. А пока терпеть приходилось учителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Четки Богородичны носят также разные названия. И во 1-х есть четки семи скорбей Божией Матери, по которым читается ангельское приветствие 49 раз в честь каждой скорби по 7 раз и еще 3 раза в честь ее слёз. Во 2-х, есть розарий Пресв. Богородицы. При чтении его наблюдается следующий порядок: сперва читается символ апостольский, молитва Господня однажды, ангельское приветствие трижды и малое славословие однажды; это вступление; потом под именем десятка читается молитва Господня однажды, ангельское приветствие 10 раз и малое славословие однажды; этот десяток повторяется 15 раз. Таким образом, исключая начало, в самом розарии молитва Господня читается 15 раз, ангельское приветствие 150 раз и малое славословие 15 раз. И, так как псалтирь Давида состоит из 150 псалмов, то по сходству числа псалмов с числом ангельских приветствий в розарии, самый образ такого моления называется Псалтирью Пресв. Марии. Пятнадцать таинств, о которых надобно помышлять при чтении розария, разделяются на три рода: а) на таинства радостные, каковы суть: воплощение, посещение св. Елисаветы Пресв. Девою, рождество И. Христа, приведение Его во храм и искание Его Иосифом и Мариею среди учителей иудейских; б) на таинства печальные, к которым относится кровавый пот И. Христа в саду елеонском, бичевание Его, возложение тернового венца на главу Его, несение креста до Голгофы и распятие Его; в) на таинства славные, между которыми считаются воскресение И. Христа, вознесение Его на небо, сошествие св. Духа на апостолов, успение Божией Матери и Ея венчание на небе. Для воспоминания каждого из сих таинств, при чтении розария, к ангельскому приветствию всякий раз прибавляется изречение, выражающее то или другое таинство. В 3-х есть простой розарий (chapelet ordinaire). В начале его читается символ апостольский, молитва Господня однажды и ангельское приветствие трижды, потом пять раз повторяется десяток, в который входит всякий раз молитва Господня однажды, ангельское приветствие 10 раз и малое славословие однажды. Таким образом в сем розарии молитва Господня читается 5 раз, ангельское приветствие 50 и малое славословие 5 раз. Этот розарий – самый употребительный в латинской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Звездица: вверху Господь Саваоф, по краям Евангелисты, еще ниже – Херувимы. 3) Большой потир серебряный вызолоченый 1802 г.; по верхнему краю его крупными, заглавными буквами написаны слова: тело Христово приимите и пр. Изображения в клеймах финифтовые, осыпаны стразами и камнями: 1. Христос с благословляющею десницею и державою, 2) Божия Матерь со сложенными дланями, 3) Иоанн Предтеча и 4) Распятие с предстоящими. На нижней части сосуда: 1) Тайная вечеря, 2) Возложение тернового венца, 3) Моление о чаше, 4) Положение во гроб. Этот потир около 3 четвертей вышины. К нему – дискос 1802 г. серебряный, 84 пробы; на нем изображен Богомладенец Иисус Христос лежащим и окружен ангелами; вверху Господь Саваоф и Дух Святый. По краям слова: «се Агнец Божий, вземляй грехи (грехи) всего мира (мира)». Звездица. На ней вверху финифтовое изображение Господа Саваофа и Духа Святого. По краям святители: Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст и Николай Чудотворец. Два блюда: 1) Распятие с предстоящими. По краям слова: Кресту Твоему и проч. 2) Благовещение. Божия Матерь изображена сидящею пред раскрытою книгою и обращенною прямо лицем к архангелу. Вверху Дух Святый. По краям слова: Радуйся Благодатная, Господь с Тобою! (1802 г. 84 пробы). 4) Сосуд Кожевниковский, серебряный вызолоченый 84 пробы. По верхнему краю слова: Тело Христово примите и проч. Изображения: 1) Спасителя, 2) Божией Матери, 3) Предтечи (грудные), 4) Иисуса Христа (глава, увенчанная тернием) с тростию. Между изображениями херувимы в кругах, окаймленных стразами, накладные выпуклые, по белому с лучами фону. На нижней части сосуда: в облаках ангелы Божии, а потом изображения страданий Христа, между коими коленопреклоненные ангелы (на одну ногу) 1850 г. К сосуду два блюда: на одном Распятие с предстоящими, по краям Слова: «Кресту Твоему» и пр., а на другом Благовещение Божей Матери, по краям слова: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Дискос: на нем поклонение волхвов Богомладенцу Иисусу. По краям слова: Се Агнец Божий и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

В тот момент в храм вошло много людей, по центральному нефу собора пожилой мужчина (отец) вел свою красавицу дочь к алтарю. Все было красиво и торжественно. Сразу вспомнилась Фомина неделя – Красная горка, с которой у нас в России начинается время венчаний после длительного перерыва на Великий пост. Вот так с благословения апостола Фомы у кого-то и начинается семейная жизнь… Манопелло Церковь в Манопелло Выехав из Ортоны, мы торопились в Манопелло. Храм должен был закрыться, а у нас в запасе оставалось мало времени. Спешили мы в сантуарий Нерукотворного Спаса, в котором, как говорит молва, хранится плат святой Вероники. Согласно древнему преданию, когда Иисус после возложения тернового венца и бичевания нес Свой крест на Голгофу, преисполненная сострадания женщина отерла ему лицо своим платком, «на котором запечатлелись черты Его святого лика». На плате отобразился лик Иисуса Христа: «Как будто живой человек смотрит через тонкую ткань. У человека красивые волосы, которые спадают на Его плечи. Глаза открыты и белки глаз выразительной белизны. Взгляд ласковый и губы как будто сложены в легкую улыбку». Так описывает святой плат один из исследователей – отец Генрих Пфайффер. Именно такой образ мы и увидели в алтаре церкви, которая Божиим Промыслом в тот день на перерыв не закрылась: приехала группа паломников из Германии, которые служили в храме мессу. Нерукотворный Образ в Манопелло Если мы обратимся к истории, то узнаем, что святой плат в 574 году оказался в Константинополе и в 626 году при осаде города аварами был на его крепостных стенах. Затем плат исчез из Константинополя и его след обнаружился в Риме. В 1506 году в Манопелло пришел один странник. Подойдя к приходской церкви святителя Николая, таинственный странник нашел в ней священника и положил перед ним сверток со словами: «Береги эту святыню как дар небес, почитай ее, и она будет защитой для тебя и для всей твоей семьи». Восхитившись изображением, которое принес странник, священник отнес ценный дар в свой дом, в котором Нерукотворный образ пребывал 100 лет. Его передавали по наследству, пока, наконец, один из наследников в 1638 году не подарил его храму. Образ, попавший в храм, стал предметом всеобщего почитания, и кто обращался к нему, получал просимое.

http://pravoslavie.ru/564.html

В книге начала прошлого века " Дубровицы - знатное село, имение князя С.М. Голицына " сказано, что " самые искуснейшие в деле мастера, человек до ста, нарочно были выписаны из Италии " . Строили долго и только в летнее время. Сторонники теории иностранного происхождения зодчих Знаменской церкви утверждают, что многие декоративные элементы, использованные при его украшении, в России раньше не встречались. В частности - всевозможные рельефные завитки, экзотические цветы и плоды, вырезанные в камне. Кроме того, специалисты отмечают, что в русской архитектурной традиции не было принято ставить скульптуры апостолов, изображать восстающего из гроба Христа и иллюстрировать традиционно католический сюжет " Коронование Богоматери " . Меж тем, всё это можно увидеть в дубровицком храме. И пластика горельефов, и реалистичность персонажей скорее указывают на европейские мотивы эпохи Возрождения. Даже венчающая храм царская корона противоречит православным архитектурным канонам. Более того, многие эксперты предполагают, что среди лепного убранства Знаменского храма зодчий " спрятал " свой портрет. Речь идёт о так называемой " маске мастера " - голове молодого человека над изображением сцены " Возложение тернового венца " . Это вполне обычная практика именно для европейского зодчества, но не для русского, для которого вообще весьма характерно стремление к анонимности. Однако версия об итальянском происхождении авторов Знаменской церкви - не единственная. В литературе можно встретить предположение, что храм строил некий Тессинг или безвестный русский мастер. Так, М.М. Дунаев в своей книге " К югу от Москвы " из знаменитой серии " Дороги к прекрасному " пишет: " В облике Знаменской церкви, в её построении, объёмной композиции можно отметить немалое сходство с известными храмами центрического типа, созданными примерно в тоже время: Покрова в Филях, Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря и других " . К концу XVII века строительство храма завершилось. В 1698 году у Голицына гостил австрийский посланник Иоганн Корб, который в своём дневнике немало восхищается этой церковью. Правда, несколько лет прекрасное здание стояло неосвящённым. Дело в том, что Патриарх Московский Адриан наотрез отказался освящать столь явно выбивавшийся из принятой на Руси традиции храм. В результате освятили церковь в честь иконы Божией Матери " Знамение " только в феврале 1704 года, когда Русская Церковь - после кончины Патриарха и запрета Петра избирать нового Предстоятеля - осталась без своего главы. Освящение совершил местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан (Яворский), " при высочайшем присутствии, - как отмечает в уже упомянутом описании священник Сергий Романовский, - благочестивейшаго Государя Петра Алексеевича и любезнейшаго сына Его благовернаго Государя Царевича и великаго князя Алексея Петровича, знатнейших духовных и светских особ " .

http://sobory.ru/article/?object=00451

В горизонтальную ось креста и нижнюю часть помещены частицы мощей изображенных святых. 14. Крест Инв. 14889. Начало XIX века. Палех (?) Дерево, темпера; 109х80 см. Поступил в 1935 году из антирелигиозного музея искусств. Крест восьмиконечный, запрестольный, двусторонний. С лицевой стороны креста изображение Распятия занимает практически всю плоскость, слева и справа – поясные Богоматерь и Иоанн Богослов, в верхнем перекрестии – Господь Саваоф, Святой Дух, летящие Ангелы, солнце и луна. Оборот посвящен страстной теме: вокруг центральной композиции Воскресения (Сошествия во ад), сверху вниз раскрывается хронологический ряд евангельских событий: Моление о чаше, Умовение ног, Тайная вечеря, Лобзание Иуды, Приведение Господа к первосвященнику Анне, Приведение Христа к Каиафе, Приведение Христа к Ироду, Умовение Пилатом рук перед народом, Бичевание Христа, Возложение тернового венца, Несение креста, Снятие со креста, Положение во гроб, Жены мироносицы у Гроба Господня. Лицевая сторона        Оборотная сторона 15. Крест Инв. 20877. Конец XIX – начало XX века. Палех (?) Дерево, темпера; 49х33 см. Поступил в 1930-е годы из фонда московского отдела народного образования. Крест восьмиконечный, запрестольный, двусторонний. С лицевой стороны практически идентичный по иконографии кресту инв. 14889. На обороте композиции: Тайная вечеря, Моление о чаше, Умовение ног, Лобзание Иуды, Несение креста, Снятие со креста, Положение во гроб. Лицевая сторона                   Оборотная сторона 16. Крест 588 Инв. Др 1841. XVIII век. Дерево, темпера; 188х151. Поступил в 1966 году из села Горицы Горьковской области. Крест четырехконечный, односторонний. Особенностью креста являются фигурные завершения его сторон, напоминающие трехлепестковые разветвления. Центральному изображению Распятия Христа на кресте предстоят в рост слева Богоматерь и Мария Клеопова, справа – Иоанн Богослов и Лонгин сотник, вверху – Господь Саваоф. По пробам, сделанным на кресте, его возможно датировать концом XVIIbeka, но окончательные выводы можно будет делать только после раскрытия.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Мф.21:30 . 3) Божия Матерь, по пояс, со сложенными на груди руками, как бы в молитвенном положении. Соответствует главе: О умолении Господа нашего Иисуса Христа Пресвятой Богородицей, дабы не шел в Иерусалим: но аще хощет сотворити пасху ясти, дабы творил в Вифании. 4) Христос, тоже по пояс, с раскрытым Евангелием в левой руке, правой благословляет. Соотоветствует словам, которыми Христос возражает Богоматери. 5) Тайная вечеря. Христос держит в руках чашу, в виде церковного сосуда. Иоанн безбородый, юношеский тип. Иуда с кошельком в левой руке стремительно повертывается; лицо его в профиль. Вирши: Егда сетовен глагол в слухе Христос подаде. Сын Зеведеев слезен на перси припаде. Рек кто Христо кто Спасо имать тя предати. Ученикам Иисусе изволи сказати. Лк.22:14 . 6) Умовение ног. На потолке висит большая люстра. Поза Христа и Петра, которому он умывает ноги, та же самая, что в так называемых «Малых Страстях» Альбрехта Дюрера. Вирши: Всяко смирен лентием ся препоясает: Се Христос учеником ноги умывает. Сице смирению нас людей поучает. Но ни един на земли устав пребывает. 7) Моление о чаше. Христос преклонился перед светлым облаком, в котором только одна чаша, без ангела. Под горою, на которой Христос, спят трое учеников. Вирши: Потом кровавым по теле Христос окропленный: Весь неповинный просит Отца протружденный. Мимо неси горести Отче вышний чашу: Приими в попечение твое болезнь нашу. 8) Христос перед Каиафою, сидящим на престоле под балдахином, и напоминающим римского папу и костюмом, и бритой бородой.Перед ним склоняется на одно колено маленький паж. Вирши: Перед Каиафу Иисус приведен бывает. Вопрошенна суров слуга в лице ударяет. Ложно оклеветанный бием заклинаем. Осуждаем ругаем молчит оплеваем. 10) Воины палками набивают на голову Христа терновый венец. Один из воинов, направо от зрителя, наклонясь на одно колено, ругается Христу. Хотя Христос уже выше являлся народу в венце, но эта 10-я гравюра соответствует главе: О возложении на Господа нашего Иисуса Христа тернового венца и о биении тростию по святой главе его.Вирши: Острым тернием глава ах честна утеснена: Венчается от рода оле окамененна.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Начало пятидесятых годов XIX века ознаменовалось новыми перестройками. Конструкции завершения собора Воскресения к 1854 году пришли в ветхость, поэтому изначальные кресты, главы, крышу и деревянный наруб решили снять. Вместо него сделали надкладку по периметру стен. Восьмерики барабанов обили железом и выкрасили белилами под вид каменных. В них устроили новые арочные ложные окна. Главы и кресты покрыли “белым аглицким железом”, а яблоко и крест средней главы облили медью и вызолотили “огневой” позолотой. Последующие перестройки коснулись еще нетронутого внешнего облика собора. Вид его передает фотография начала пятидесятых годов XIX века. В 1855—1856 годах первоначальное обрамление окон было уничтожено, оконные проемы повышены почти на метр и сделаны арочными с килевидными архивольтами в завершении. Прежние окна сохранились по одному на южном и северном фасадах храма. По благословению епископа Старорусского Антония, викария Новгородской епархии, Воскресенский собор был впервые украшен росписями: в главном алтаре было написано Отечество, а в приделах — Святой Дух с херувимами. В самом храме на стенах и сводах были помещены композиции: Восстание от гроба Христа Спасителя, Явление Христа Марии Магдалине, Уверение Фомы, Моление о чаше, Несение креста, Биение у столба, Возложение тернового венца, Шествие в Эммаус с Лукой и Клеопой, Пришествие Петра с Иоанном к Гробу Господню, Христос учащий в храме среди законоучителей и фарисеев, Давид славит Господа в псалтире и гуслях. Молитва Соломона о храме, Иосиф познающийся браком в Египте, Пророк Иоанн, Пришествие в дом Захарии Божией Матери, Величит душе моя Господа. В росписи, созданной в 1851 году, принимали участие местные живописцы, однако фамилий их установить не удалось. Не остался без внимания и Троице-Сергиевский собор. С южной стороны к нему в 1867 году сделали прикладку во всю длину храма, аналогичную Кирилловскому приделу. Разница была лишь в том, что престола в пристройке не было, потому что там разместили соборную ризницу. В результате первый ярус колокольни оказался обстроенным с двух сторон, а сама она статичной. Облик храма в его новой интерпретации запечатлен на открытке конца XIX века и трех фотографиях 1928 года.

http://sobory.ru/article/?object=00242

Терновый Венец Спасителя Всё чаще, даже в отдалении от больших городов, в католических храмах можно увидеть у алтаря или в пределах, копии русских икон: Рублёвскую Троицу, Богородицу, Спас Нерукотворный. В октябре 2007 года Патриарх Алексий II посетил Францию и преподнёс в подарок кардиналу Вэнт-Труа список иконы Владимирской Богородицы. Патриарх выступил на Парламентской ассамблее Совета Европы, встретился с Президентом Н.Саркози и служил молебен у великой Святыни Тернового Венца Спасителя в Соборе Парижской Богоматери. Гигантский Собор не мог вместить всех желающих, толпа вылилась на площадь. Своды Нотр-Дам и площадь, на которой были установлены экраны с трансляцией, наполнились православным песнопением. Народ замер, затаил дыхание, кто-то молился, кто-то плакал от переполнявших чувств. Терновый Венец вместе с частицей Креста Господня и Гвоздем были вынесены на алтарь и молитва, православного Предстоятеля, клира, хора и молящихся, впервые за тысячу лет, зазвучала в центре Европы! Терновый Венец Спасителя, возложенный римскими воинами для усугубления страданий на главу Иисуса Христа, вместе с другими святынями с 1806 года находятся в сокровищнице собора Нотр-Дам де Пари. За последние годы Францию посетили сотни тысяч православных и только единицы знают, сколько эта земля, несмотря на войны, революции и забвение современного общества сохранила раннехристианских святынь. (До 1054 года, когда единая Церковь раскололась на Православную и Католическую — святыни были общими. С момента разъединения православные считают их «своими», в равной степени как и римо католики, а потому во избежание путаницы и споров принято называть эти Святыни раннехристианскими.) Как же Терновый Венец оказался во Франции? В 1204 году крестоносцы завоевали Константинополь, основали Латинскую империю, которая просуществовала до 1261 года. Правящий Император Балдуин II продал королю Франции Св. Людовику IX многочисленные христианские святыни, которые находились в Константинополе. Какого было удивление Святого Людовика (он был канонизирован за своё благочестие и веру), когда среди приобретённых реликвий обнаружился Терновый Венец Спасителя.

http://azbyka.ru/fiction/puti-gospodni/

   1970 год оказался для отца Иоанна насыщенным юбилейными датами. Исполнилось 25 лет его служения у престола и шестьдесят лет от рождения. И как зримую оценку его трудов в день празднования Вознесения Господня его возвели в сан игумена. Обращаясь к владыке и братиям с благодарственным словом, он просил их молитв о своей немощи: «Испросите мне у Христа Господа милость, да даст мне разум благоугождать Ему мыслью, и желанием, и намерением, и делом, да верен Ему обрящуся даже до последнего моего издыхания. Чтобы последние годы моей жизни и смерть моя явились если и не прославлением имени Божия, то и не бесчестием святой Божией Церкви, монашества и святой обители сей».    Через три года отцу Иоанну «надели» на голову митру. Он стал архимандритом. Батюшка воспринимал митру не иначе как прообраз тернового венца Христова, вслед за возложением которого должен следовать и последний голгофский подвиг.    Подвиг трудов и борений архимандрита Иоанна за себя, за чад, за народ Божий, за монастырь, за Церковь и за Россию продолжался еще 33 года.    Жизнь все это время не скупилась на скорби и раны. Ее шипы вонзались и в главу, и в сердце. В 1975 году отозвал Господь от земных трудов Отца монастырского — наместника архимандрита Алипия, мудрого, мужественного воина Христова. Вслед за ним один за другим стали покидать земное поприще старцы: отец Пимен — кавказский пустынник, отец Иероним — олицетворение смирения и кротости, отец Агапий — старец, дерзновенный предстатель и молитвенник за страждущих и плененных от врага, схиигумен Савва — многоплодный и многочадный отец.    Так начиналась новая полоса скорбей, которые кончились для отца Иоанна только с уходом из жизни.    В монастыре происходила смена поколений. Новый молодой наместник, пополнение братства юношами, пришедшими с распутий жизни. Воспитанные скорбями и в них возмужавшие до полной преданности Богу уступали место выросшим на худосочной почве самости и эгоизма.    Мир хлынул на монашеские устои жизни и извне, и изнутри, будто рухнула плотина. Сдерживать разрушительную силу этой стихии, постепенно усмиряя бунтующий дух, стало первейшей задачей старых насельников монастыря.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010