Еще одна трагическая сцена из спектакля: связанная, но не сломленная духом Антигона! За ее спиною - символически - оба ее умерших брата, Полиник и Этеокл. Суровый разговор царя Креонта с сыном Гемоном – настроенного против свадьбы с Антигоной. Длинный пылкий диалог! (Креонт – Андрей Грунтовский; Гемон, сын Креонта, - Федор Грунтовский – тоже, уже в жизни – сын своего отца.) С каждой минутой внутреннее напряжение спектакля все нарастает. Яростный гнев Креонта - на независимую и решительную Антигону, приведший к трагедии… И вот уже – возложение тернового венца на главу Антигоны – возвращающего к образу христианских мучеников… Антигона (Мария Дьякова) – не в победоносном лавровом венце - но в мученическом терновом… За ее спиною снова видятся - символически - оба ее погибших брата, Этеокл и Полиник. Хотя в прямом смысле – это только два стражника. Особенно щемящая сцена, когда Антигона, - уже в полупрозрачных одеяниях Аида, - ступает навстречу своей смерти - но полная решимости и уверенности в своих действиях. Веревки на ее шее – символическое напоминание о страшной смерти, когда человек сам себя лишает жизни. Известно, что есть целая череда богинь в древности, в сложных обстоятельствах накладывавших на себя руки. Конечно, с точки зрения православия, самоубийство - это страшный грех, но есть случаи-исключения, известные нам по житиям мучеников… Эвридика, жена Креонта, нового царя Фив, - тоже трагически покончила с собой после самоубийства сына, - в свою очередь, не пережившего гибели своей невесты Антигоны… Эта вереница смертей следует злым роком за Креонтом. Эвридику играет Ольга Шантина. Высокая, царственная фигура ее видна издалека на сцене. (Особенно хочется отметить изысканную красоту одеяния Эвридики, - ниспадающего крупными изящными складками с золоченой каймой на просторной накидке.) Завершающие сцены полны экспрессии и напряжения. Потрясенный вереницей смертей властитель-тиран Креонт (Андрей Грунтовский) сначала выносит своего покончившего с жизнью сына Гемона, жениха Антигоны (Федор Грунтовский), - а затем и свою супругу Эвридику (Ольга Шантина)... Символически – вместо умерших - в крепких руках царя Креонта – только лишь их невесомые, как души, плащи и накидки... Лицо Креонта полно отчаяния, скорби и раскаяния перед содеянным им злом. Издалека оно напоминает греческую маску скорби. Полагаясь лишь на свой разум, постепенно царь Фив стал жестоким деспотом - и как результат, оказался в полном одиночестве… Решительная женщина сумела – ценой своей жизни – противостоять дяде-тирану. Женщина – которая сказала «Нет!».

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/25/...

Багряницы – красные плащи из дорогой ткани – носили цари и военачальники. Простые красные плащи носили воины. Это была широкая одежда без рукавов, которая надевалась через плечо, так что правая рука была свободной. Можно думать, что плащ, надетый на Господа как пародия на царскую одежду, был каким-нибудь старым, негодным к употреблению армейским плащом. Тёрн – небольшой гибкий колючий кустарник. Венец был сделан как шапочка, отдаленно напоминающая корону. При возложении такого венца на голову, колючки впивались в плоть до крови и вызывали сильную боль. Как символ власти цари носили богатые и украшенные скипетры. Спасителю в насмешку над Ним как над Царем дали в руки простую палку. Играющие в жестокую и кровавую игру входили в звериный азарт. Как перед восточными царями подданные становились на колени, так и эти грубые солдаты с хохотом становились на колени перед Богочеловеком и насмешливо приветствовали: Радуйся, Царь Иудейский! ( Мк.15:18 ). Чтобы утолить свою жестокость, палкой били Господа по голове, удары попадали и на колючий венец, причиняя сильнейшую боль. Христос молча, без упреков и озлобления терпел все эти побои и издевательства. Ведь Он пришел сразиться с силами греха и победить их Своим терпением и любовью. Бичевали Господа внутри претории, куда иудеи не входили, боясь оскверниться, прикоснувшись к чему-либо языческому, накануне великого праздника. Страшило их ритуальное осквернение. А владеющие ими злоба, ненависть и клевета – разве это грехи, по их мнению?! Когда издевательства и бичевание прекратились, Пилат вышел к негодующей толпе иудеев с измученным и окровавленным Мессией. По-человечески казалось, что, увидев Иисуса в таком виде, люди должны смягчиться и проявить жалость к Тому, Кто за три года исцелил многие тысячи их соотечественников. Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! ( Ин.19:4-5 ). Прокуратор заявил перед народом, что как законный судья он не нашел в этом Обвиняемом никакой вины, за которую можно было бы человека осудить на казнь. Этого в любом другом случае было бы вполне достаточно, если бы действительно требовалось судебное разбирательство и установление вины. Духовным лидерам нужно было срочно устранить Иисуса из своего жизненного пространства! Он мешал жить, как они хотели. Народная толпа была усиленно обработана своими вождями. Для этого была благоприятная почва: они связывали свои надежды на счастливое и безоблачное будущее с Этим Галилейским Учителем, Который дал основания считать Его Мессией, но так ничего и не попытался сделать для их освобождения и устройства земного рая. Все разговоры о духовной жизни только раздражали толпу, мечтающую о власти над другими народами и земных сокровищах. Обманул их ожидания Этот новоявленный Мессия, убить Его за это!

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

2. И воини сплетше венец из терния, возложиша ему на главу, и в ризу багряну облекоша его. 3. И глаголаху: радуйся царю Иудейский: и бияху его по ланитома. Надо различать два различных поругания воинами над Господом: одно перед осуждением, соединенное с бичеванием (читаемые стихи Иоанна) и другое после осуждения, перед ведением на казнь ( Mamф. XXVII, 27–31 ) 502 . В читаемых нами первых трех стихах XIX главы Иоанна, мы видим (следуя Златоусту) не исполнение еще судебного решения, а средство, выдуманное Пилатом, чтобы подвигнуть толпу к жалости; это и выражается в Евангелии от Луки (XXIII, 22) словами Пилата: «итак, наказав Его, отпущу». Итак, в этот момент хода событий Варавва разбойник отпускается на волю 503 , а невинный (по человечеству только говоря) предан жестоким истязаниям, сопровождаемым ругательствами, оскорблениями и насмешками. В числе этих ругательств и издевательств главное место занимают принадлежности царского звания, венец, но сплетенный из терния; багряница, но возложенная на иссеченное ударами пречистое тело; скипетр, та трость, которой били Его честную главу, вгоняя в тело иглы тернового венца 504 . Римские воины грубые, наглые, жестокие и гордые пред народом Иудейским с охотою исполняют приказание Пилата наругаться над тем, кого называют Царем Иудейским, радуясь возможности унизить презираемый ими народ, хотя вероятно ничего не зная о настоящих намерениях Пилата. Мы считаем важным упомянуть здесь, что Джемс Фергюссон в «Temples of the Jews» (р. 176) указывает, что Варрен нашел в одном подземелье, несомненно (как думает археолог Фергюссон), принадлежащем к Антониевой башне, где помещался преториум, – столп, по всей вероятности, служивший к привязыванию бичуемых. Фергюссон утверждает, что открытое подземелье не может быть позднее времени Иродовой династии. Несомненно еще что бичевание и поругание Господа происходили внутри преториума, а не перед народом, ибо в следующем стихе сказано: «изыде Пилат» и в 5-м «изыде Иисус»; и Пилат говорит о Господе после бичевания: «се извожду Его вам».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Фелонь, или риза, носится поверх всех одежд. Заслуженные священники получают архиерейское благословение употреблять за богослужением набедренник, привешивающийся на ленте с правого боку, под фелонью. Как отличие, награду священники носят на головах скуфьи, камилавки. В отличие от диаконов священники употребляют поверх собственной одежды и церковного облачения наперстные кресты, установленные Государем Императором Николаем Александровичем в 1896 году. Священные одежды епископа, или архиерея: саккос, похожий на стихарь диакона, и омофор. Саккос это - древняя одежда царей. Епископы стали облачаться в саккос уже после IV века по Рожд. Хр. Древние цари греческие усвоили эту одежду архипастырям из уважения к ним. Вот поэтому все святители, жившие до IV столетия, изображаются на иконах в фелонях, которые у них были украшены многими крестами. Омофор носится епископами на плечах, поверх саккоса. Омофор походит на дьяконский орарь, только шире его, и означает, что Христос, принесши Себя в жертву на кресте, предоставил людей Богу Отцу чистыми и святыми. Кроме одежд, нами указанных, архиерей во время богослужения носит палицу, которая видна на иконах святителей с правого бока в виде платка, с крестом посредине. Палица есть меч духовный, она изображает власть и обязанность архиерея действовать на людей словом Божиим, которое называется в св. писании мечом духовным. Палица дается архимандритам, игуменам и некоторым заслуженным протоиереям в виде награды. Во время богослужения архиерей носит на голове митру, которая также присваивается архимандритам и некоторым заслуженным протоиереям. Истолкователи церковного богослужения присваивают митре напоминание тернового венца, возложенного на Спасителя во время Его страданий. На груди, поверх рясы, архиерей носит панагию, т.е. овальный образ Богоматери, и крест на цепи. Это знак архиерейского достоинства. При архиерейском служении употребляется мантия, длинная одежда, надеваемая архиереем поверх рясы в знак его монашества. К принадлежностям архиерейского служения относятся: жезл (трость), в знак пастырской власти, дикирий и трикирий, или двухсвечник и трехсвечник; дикирием и трикирием архиерей осеняет народ, выражая таинство Св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2160...

   Следует утреня, которая имеет полиелей и другие особенности празничной и воскресной утрени. По церковному уставу, до всенощного бдения, отдельно от него (как в обителях), совершается малая вечерня, предваряемая девятым часом и заканчиваемая малым повечерием. Часы. “Седьмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея”    Начало дня освящается утреней; конец — вечерней и повечерием. А 12-часовое течение дня сопровождается “часами”: первым, третьим, шестым и девятым, которые по нашему времени исполняется в шестом и девятом часу утра, в двенадцатом и в третьем часу дня. Имеем, таким образом, седмеричное число богослужений, группирующееся около Божественной Литургии, которая в это число не входит, а возвышается над всеми ими.    В церковной практике чтение часов не применяется строго к указанным отрезкам дня. Первый час присоединяется к утрени, тритий и шестой — непосредственно перед Литургией и девятый исполняется перед началом вечерни.    Построение всех часов однородное: после начальной части — три псалма, тропарь с богородичным и стихами, трисвятое — Отче наш, кондак, общая заключительная молитва “Иже на всякое время...” и конечная молитва данного часа. Но по содержанию псалмов и других частей каждый час имеет свой определенный характер.    Первый час — утренний. Это слышится и в псалмах. «Заутра услыши глас мой, заутра предстану и узриши мя...» (Пс.5:4) и др. Главные мысли этого часа — испрашивание благословения перед началом дня. “Настави мя правдою Твоею... стопы моя направи... исправи стопы моя к деланию заповедей Твоих...”    Третий час — час предания Спасителя на бесчисленные поругания, возложение тернового венца. Это отражено в псалмах: «За словеса устен Твоих Аз сохраних пути жестоки... Виждь враги Моя, яко умножишися...» (Пс.16:4, 3:2). С третьим часом соединяется воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов, что отражается в тропарях: “Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час...” Псалмы этого часа содержат моления о помощи, о защите во внешней и внутренней борьбе со злом, а также глубокое покаяние 50-го псалма.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

Избранный же Господом путь крестных страданий был самый тяжёлый. Человечество в своём жестокосердии никогда ни раньше, ни после не изобретало более мучительного средства смертной казни, как казнь через повешение на кресте 13 . С креста слышались обыкновенно или страшные ругательства по адресу распинателей, или слёзная мольба о скорейшем прекращении жизни и мучений; а вид креста приводил в ужас мирных обывателей и внушал отвращение. Крестную смерть и избрал себе Спаситель, причём предварительно претерпел и биение по ланитам, и удары по голове, и возложение на главу тернового венца, и бичевание, и оплевание. Ηο, кроме физических страданий, Спаситель претерпел ещё более ужасные страдания душевные, к которым, прежде всего, относилось сознание собственной невинности. Страдающий за преступление ещё может найти слабое утешение при страданиях в сознании заслуженности; для страдающего невинно и этого утешения нет, а, напротив того, к страданиям физическим присоединяется горькое чувство обиды за попрание справедливости и милости. При суде же над Христом и было забыто все божеское в человеке – и милость, и суд, и правда, а действовали только бесстыдная ложь и кровожадная жестокость. Для всеведущего сознания Господа не закрыто было и то будущее носителей Его имени, – грехи веры и нравственности, которыми христиане ещё много раз, по слову апостола ( Евр.6:6 ), распинали и распинают Сына Божия и как бы хотят доказать бесполезность для них Голгофской Жертвы. He даром Христос плакал, смотря на Иерусалим, в день Входа с горы Елеонской. Тяжёлым гнетом на душе Страдальца ложилось это сознание, и понятна становится та борьба, какую испытывал Страдалец в ночь страданий и которая выражалась и в молитве до кровавого пота в саду Гефсиманском, и в словах: «Отче Мой, если возможно, то пусть пройдет чаша эта мимо» ( Мк.14:36 ). Понятны становятся и слова Распятого, испытавшего и страшные физические, и ужасные душевные муки: «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил!» ( Мрк.15:34 ). – Ни один человек на свете не страдал так невинно, несправедливо и глубоко, как Иисус из Назарета.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Он украшен множеством лампад, подсвечников и вазами с цветами. Как сладостно одно воспоминание о сей непостижимо-великой святыне! Поистине, если, где, то здесь благодать Божия, радующая и умиляющая; здесь средство, могущее смягчить и растопить самую грубую, самую зачерствелую душу человека. Сзади кувуклии находится небольшая коптская часовня, в которой совершается богослужение по воскресным дням. Направо, к северу от кувуклии, шагах в двадцати, находится означенное мраморными кругом место, над коим горят лампады: здесь явился Господь по воскресению Своему Марии Магдалине. Вблизи отсюда, на месте бывшего вертограда Иосифова, католический храм, в котором хранится за решёткой, открываемой только в Великую Среду, часть каменного столба, к которому Иисус Христос был привязываем в темнице, во время бичевания Его. За сим следует греческий придел святого Лонгина сотника, стоявшего при Кресте божественного Страдальца и уверовавшего в Него при виде чудесных знамений. Далее, придел разделения воинами риз Господних: отсюда начинается сход по двадцати восьми ступеням в подземную армянскую церковь , из которой ещё двенадцать ступеней ведут в то подземелье, где святою Еленою обретён был животворящий Крест Господень в 326 году по Рождестве Христове. На месте обретения его, в самом углублении пещеры, устроен греческий престол. В сумраке сего подземелья виднеются огромные камни природной скалы, те самые, которые остались после землетрясения, бывшего во время крестных страданий нашего Спасителя. Здесь же устроен и католический престол, близ которого в скале – окно, из которого святая царица Елена смотрела на работавших при откопании Креста Господня, а также каменное ложе, наподобие кресел, на которых сидела означенная царица. Поднявшись вверх из подземелья обретения честного Креста, мы зашли в греческий придел «поругания и тернового венца», где под престолом находится часть камня, принесённого из претории, на коем сидел Господь во время возложения на Него багряницы и тернового венца. В стене за решёткой находится венец, сделанный наподобие того, который возложен был на главу Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поднявшись обратно, приходим в греческий придел «поругания и тернового Венца», так называемый по хранящейся в нем части камня, принесенного из претории, на коем сидел Господь во время возложения на Него багряницы и тернового венца; подобие их находится тут же в стене за решеткой. Две неугасимые лампады освещают сумрак этого священного места. Поклонившись всем дорогим нашему сердцу памятникам Страстей Христовых, находящимся в храме Воскресения, мы со св. Церковью воспели: «Днесь Владыка твари и Господь Славы на кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, сладость церковная, венцем от терния облагается, покрываяй небо облаки, одеждою облачится поругания и заушается бренною рукою, рукою Создавый человека, по плещема биен бывает, заплевания и раны приемлет, поношения и заушения; и вся терпит мене ради осужденнаго, Избавитель мой и Бог, да спасет мip от прелести, яко благоутробен». После осмотра храма Воскресения у нас составилось представление, что он почти весь в руках греков, и только небольшая часть принадлежит другим. Да и по всей Палестине главные святыни находятся в ведении их, а, следовательно, Восточно-Кафолической Церкви. Это впечатление еще больше усиливается, когда вспоминаешь владения Русской миссии. Имущественная, так сказать, сила Православия в Св. Земле несомненна. Таково значение его и нравственное. Когда приходит наша Пасха, Рождество Христово, Успение Божией Матери, весь Св. Град, как говорится, потрясается. И чему, нужно верить, способствует не столько торжественная обстановка богослужения и массы присутствующих на нем паломников, сколько благодать Божия, дающая величие Истине. Туземцы также сие чувствуют, оказывая внимание Православным торжествам, а государственная турецкая власть в день Рождества Христова в Вифлееме расставляет даже войска шпалерами при приезде Патриарха на служение. По тем же внутренним побуждениям в день Успения Божией Матери инстинкт влечет многих магометанских женщин, почитающих гробницу Пречистой, на крестный ход, совершаемый сюда греческим духовенством, тогда как празднества христиан других исповеданий проходят сравнительно незаметно, в особенности у лютеран, как бы не имеющих части с нами на Св. Земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Поднявшись вверх из подземелья Обретения Честного Креста приходим в греческий придел “поругания и тернового венца”, где под престолом находится часть камня, принесенного из претории, на коем сидел Господь во время возложения на Него багряницы и тернового венца. В стене за решеткою находится венец, сделанный на подобие того, который возложен был на главу Спасителя. Две неугасимые лампады освещают сумрак этого священного места. 12 часов дня Ин. 19, 4 –16а: Пилат еще раз пытается отпустить Иисуса. Се человек 519 . Пилат на Лифостротоне 520 сообщает свой окончательный приговор. Пророчество о том, что Спасителя будут ненавидеть без причины множество из людей: Пс. 68, 5 : “Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей”. Краткая историческая справка – О преследовании евреев: Во втором веке после Рождества Христова произошли восстания евреев на Кипре, в Египте, в Вавилоне и Кирене. Они были жестоко подавлены. Под угрозой смерти евреи были высланы с Кипра, который перестал давать им приют даже в случае кораблекрушения. Вся история евреев состоит из преследований. С другой стороны, кара, которая обрушивалась на их головы, порою была следствием их собственной жестокости. В 7 веке они помогли персам захватить Иерусалим и истребили своих пленников-христиан, а также пленных, захваченных персами. Это дорого обошлось евреям. Вскоре начался Первый крестовый поход под руководством Петра Отшельника – не в Святой Земле, а в Германии, где во имя защиты “христианского отечества” были свирепо истреблены все евреи, попавшиеся на глаза христианам. Эта трагедия никого ничему не научила, потому что не прошло и 50 лет, как то же самое безумие охватило население долины Рейна. Евреи становились жертвой любого народного восстания в Германии. Как указывает Милман в своей “Истории евреев”, эти вспышки безумия не нуждались в конкретных поводах. Они были лишь проявлением глубинной безграничной ненависти. Евреев обвиняли в эпидемиях чумы. Фанатическая секта флагеллантов, члены которой, выходя на процессии с распятием, подвергали себя пыткам за свои грехи, провозглашали, что во имя славы Господа и искупления грехов, евреев следует истребить. Немало евреев погибло от их руки во Франкфурте и других городах. Распространялись слухи о том, что евреи отравляли источники, распинали христианских младенцев, похищали церковную утварь. Законы не защищали евреев. Им приходилось рассеиваться и скитаться из одного места в другое, по Германии, Брауншвейну, Австрии, Франконии, долине Рейна, Силезии, Пруссии, Чехии, Литве и Польше. Исполненный греха мир ненавидел этих пришельцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

В степени пресвитера принадлежат звания священника или иерея, протоиерея, иеромонаха и архимандрита. § 133. Высшая степень–епископа. Возведение на сию степень совершается наречением и таинственным посвящением. Посвящение предваряется исповеданием прав. веры пред Церковию, и по трисвятом в алтаре совершается возложением Евангелия письменами на главу коленопреклоненного пред престолом, таинственным рукоположением и молитвою, возложением архиерейских одежд и отличий при пении: аксиос. Возлагаются: архиерейская фелонь, которая называется саккосом (вретищем), омофор парамнин–знамение несения на раменах пастырем погибшей и потом обретенной овцы; палица или наколенник–знамение духовного оружия, коим должен быть препоясан пастыреначальник; енколпий (набедренник) или панагия (всесвятая)–знамение высокой святости сана; крест на перси, как знамение крестоносного шествия, заповеданного Господом для хотящих по Нем ити, митра, подобная венцу злату (Ап. 4:4),– знамение чести и власти, и подобие венца тернового, коим увенчан былстраждущий Спаситель. По Литургии возлагается на новопосвященного архиерейская мантия со скрижалями, знаменующими заповеди Божии, коим он должен следовать, и источниками благодати, которую он имеет преподавать другим; наконец вручается жезл архипасторский – знамение отеческого попечения о пастве. При Богослужении архиерейском полагаются орлецы под ногами архиерея (круги с изображением орла над городом) в напоминание ему о безпристрастии к дольнему; употребляются трикирий (трисвещник) во имя св. Троицы, и дикирий (двусвещник), указывающий на два естества во Иисусе Христе, и рипиды – опахала с изображениями Херувимов для осенений на Литургии даров, по подобию Херувимов, осенявших ветхозаветный ковчег. К степени епископа принадлежат звания архиепископа, митрополита и патриарха. Глава XXIX. Богослужение при таинстве Брака § 134. В Прав. Церкви Брак есть Таинство, коего начало в благословении Брака первых человеков, а полнота в Христианстве. Сам Господь И. Христос повторил и возвеличил Творческий закон о Браке, сказавши: оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010