Труды и состояние Скифана унаследовал его ученик Терефинф, который, будучи изобличен в Иудее в нечестии, вынужден был бежать в Персию и там скрываться под именем Будды. Здесь он успеха в распространении своего учения также не имел, так как встретил сильное сопротивление со стороны последователей Митры и Зороастра. Скрываясь от преследования, он поселился у одной бедной вдовы. И здесь проявилась его оккультная сущность, он начал выдавать себя за искусного мага. Но недолго он волхвовал, однажды при очередном магическом сеансе он вдруг погиб. Как сообщает Сократ: «Некогда показывая вид, что совершает тайные посвящения, Будда низвержен был духом и таким образом погиб» 46]. 231 А Петр Сицилийский уточняет, что Будда, «поднявшись на крышу дома и позвав воздушных демонов, которых и до сих пор манихеи зовут со своего гнусного дерева, получил от Бога удар, упав с дома, умер» 267]. 232 Из этих свидетельств видно, что Будда занимался оккультной практикой, выдавая себя за мага. Все его учение и стремление сводились к одной цели: с помощью магических ритуалов и приемов получить власть над духами и использовать их в своих целях. Согласно Петру Сицилийскому, манихеи и в его время имели практику духообщения. Поэтому неудивительно, что манихейство стало родственно оккультизму. Кроме того, интерес представляет псевдоним Терефинфа – Будда, что может косвенно подтверждать связь манихейства с буддизмом и индуизмом. Еще убедительнее подтверждают это предположение жизнь и деятельность ученика Будды Манеса. Русский исследователь Лев Тихомиров считает, что в манихействе есть элементы буддийского учения: «Манес был знаком со многими верованиями: древнеперсидской религией, учениями гностиков, еврейской религией и, в известной степени, с христианством. Он много путешествовал и, говорят, был в Индии и Китае, где вел свою проповедь, так как у него сложилась особая синкретическая религиозно-философская концепция» 195]. 233 Таким образом, манихейство предвосхитило идеи восточной ветви оккультизма – теософии почти на шестнадцать веков, а также явилось источником оккультизма в целом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Iud. II 8, 7). Таковы умозрения отшельников-ессеев; но таковы же и умствования столичных раввинов 193 . Они придавали значение своему знанию тайных имен Бога и ангелов . Сказать цифру, выражавшую эти имена, значило, по их верованиям, привести в движение божественные и ангельские силы, и для чернокнижнических заклинаний с этими именами существовала целая наука. Самою могущественною из всех сил, находившихся в их обладании, было непроизносимое имя Пеговы, названное в Книге Еноха (69:12, 13, 15, 69), на наречии раввинских заклинателей, « клятвою акаль » и числом " кесбеэль » или, каббалистически измененное, – « Бека ». Оно было сообщено людям злыми ангелами – « Сынами Божьими », вступившими в связь с женщинами, как толковало иудейское предание Быт.6:2 . «Оно, – говорится в Книге Еноха (69:12–25), – было открыто начальником заклинания, святым людям, живущим выше величия; и его имя есть Бека. И он сказал святому Михаилу, что откроет им это святое имя, и они увидят его и будут употреблять во время заклинаний, чтобы открывающие сынам человеческим все тайное могли отступить пред этим именем и этой клятвой. В этом и сила этой клятвы, и таковы ее тайные действия, и вот что совершается при ее помощи. Небо было распростерто во веки веков (ею) прежде, чем сотворен был мир. Ею земля была основана над водою и прекрасные реки потекли по земле для пользы жизни из сокрытых мест на горах от основания земли во веки веков. И этою клятвою было сотворено море, а под ним Бог рассеял песок, чтобы сдерживать море во время бурь и чтобы оно не осмеливалось переступать свою границу от сотворения мира до вечности. И этою клятвою были утверждены бездны, и они стоят и не движутся с своих мест во веки веков. И этою клятвою солнце и луна совершают назначенный им путь и не совратятся с него во веки веков. И этою клятвою звезды совершают путь свой, и Бог называет имена их, и они отвечают Ему от вечности и до вечности. Так делается и с духами вод, ветров, всех воздушных течений и их путей, соответственно всем соединениям духов. И этою клятвою сохраняются сокровища грома и блеска молнии, и сокровища дождя и инея, и облаков, дождя и росы. И над всем этим это заклинание имеет силу».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Примером чему могут служить темплоны Ивановского собора Пскова или Успенского собора в Старой Ладоге. Примечательно, что в последнем случае брусья темплонов не имели никакой конструктивной перевязки с внутристен- ными связями, хотя и находились с ними в одном горизонте. Это, на первый взгляд, весьма прозаическое объяснение высотных отметок новгородского темплона, непосредственно зависящих от уровня нижнего ряда воздушных связей, оказывается, как представляется, весьма важным для объяснения эволюции древнерусской алтарной преграды. Высота преграды новгородских храмов становится соразмерной общим высотным показателям всей постройки, поскольку уровень заведения связей естественным образом зависел от высоты церкви. Итак, преграда оказывается введенной в систему общих пропорциональных соотношений интерьера храма, и ее размеры теперь определяются масштабными характеристиками и строительными особенностями того или иного храма. Примеры Ивановского и Успенского собора и особенно Спаса Нередицы, где темплон буквально дублирует воздушную связь, показывают, что эта заданность высоты темплона очень скоро стала своего рода традицией, которая соблюдалась даже в тех случаях, когда темплон не имел никакой конструктивной зависимости от крепежных перевязок воздушных связей. Более того, новгородский темплон оказался поднятым столь высоко, что по принципиально изменило традиционные пропорции самих составляющих преграды и вынудило новгородских зодчих исключить из ее композиции такой важный элемент как столбцы, которые, окажись установленными в данных преградах, были бы неестественно вытянутыми и нарушали бы гармонию и пропорциональность соотношений конструктивных элементов. Высота классической византийской преграды определялась, с одной стороны, естественной взаимной пропорциональностью ее частей, а с другой стороны – се антропоморфностью, зависимостью размеров составляющих ее элементов, и, в первую очередь, высоты барьера от человеческого роста, что хорошо видно на примере алтарных «Евхаристий» XII в., где Христос, стоя за барьером, причащает через него апостолов 481 (ил.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Итак, в природу и в жизнь человека вошел грех , разлучивший человека от Бога, что повлекло и неизбежное следствие со стороны Бога – проклятие (то есть отлучение), которому оказалась подверженной с человеком и вся живая природа, ибо оказалась порванной связь с источником жизни – с Богом. Началась историческая жизнь человечества... Падшесть. Греховность Изменения в человеческой природе, судьбе и в отношениях с Богом стали так существенны, что узнать в Адаме и в его потомках созданный Творцом образ Божий стало крайне затруднительно. Природа человека после грехопадения стала по сути и получила название падшей. Падение отразилось на жизни и на всем личностном строе человека (включая и физиологию): на уме, на сердечных чувствах, на волевых возможностях и, прежде всего – на векторе нравственной деятельности. Свершилось падение, и в результате человек, образно говоря, принял горизонтальное положение вместо вертикального, свойственного ему при сотворении. Руководящие жизнью органы – ум и сердце – по своему горизонтализму сравнялись с чисто животными (желудочные, детородные), и последние стали не менее управлять «новой» жизнью человека, чем первые. Восстание из своей падшести навсегда предстало перед человеком как центральная нравственная и жизненная задача. Падшее лежачее положение представляет чрезвычайную трудность всякого движения, и горизонтальное движение, по определению, стало возможным только ползком. Дьявол получил возможность довольно беспрепятственного воздействия на человеческие ум и сердце, по закону «избирательного сродства» их искаженного состояния с характером разрушительной дьявольской работы. Господствование дьявола в воздушном слое, где осуществляется жизнь падшего человека, способность дьявола развращающе и уничтожающе действовать в сем веке и пространстве («князь века сего»), свойственные ему как падшему ангелу, различные одаренности, придают его разрушительной силе особую целенаправленность и мощь результативности. Победа зла и разрушения становится не так постоянно неизбежной лишь в силу борьбы с грехом. Но пока человеческая личность не делает попыток восстать из состояния падшести, греховность индивидуальная и общественная господствуют не только над личностью, но и во всем мире, включающем в себя множество природно и социально связанных личностей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Здесь произошла драматическая история, спровоцированная Англией. Эмигрантское правительство Польши, находившееся в Лондоне и во всём слушавшееся англичан, решило улучить момент, когда советские войска ещё не вошли в Варшаву, а немецкие уже начали оставлять её, и 1 августа подняло восстание с целью создать прозападное правительство. Но рассчитали плохо. У немцев сил ещё было достаточно, они разгромили восставших и дотла разрушили Варшаву. Наши оказывали помощь, сбрасывая оружие и боеприпасы восставшим, но Вислу не форсировали – за почти полтора месяца непрерывных боёв войска выдохлись, и жертвовать ещё десятками тысяч русских солдат ради поддержки авантюристов не стали. Однако поляки, со свойственной им наглостью, продолжают предъявлять нам на этот счёт претензии. 6 удар. Львовско-Сандомирская операция (13 июля – 29 августа 1944 г.). Началась она в разгар Белорусской операции, когда часть своих войск из группы армий «Северная Украина» немцы перебросили для укрепления группы армий «Центр». Однако и после переброски у противника здесь оставалось более 900 тыс. чел. личного состава. Впервые за войну задача разгрома целой группы армий была поставлена одному фронту – 1-му Украинскому (И. Конев), который был дополнительно усилен пехотными, танковыми и воздушными армиями и насчитывал в своём составе 1200 тыс. солдат и офицеров. План операции, разработанный командованием фронта и с небольшими изменениями утверждённый Ставкой, был осуществлён блестяще. На возникающие трудности командование реагировало оперативно и умело, применяя самые разнообразные формы манёвра, нигде не допуская даже попыток окружения наших войск. В результате боевых действий советские войска продвинулись на запад на глубину до 500 км, захватили плацдарм на левом (западном) берегу Вислы в районе Сандомира (Польша), освободили Львов, разгромили 32 дивизии, включая украинскую фашистскую дивизию СС «Галичина», полностью уничтожили 8 дивизий, т.е. фактически разгромили всю группу армий «Северная Украина». Восточный фронт немцев оказался рассечённым – связь между северным и южным участками они могли осуществлять теперь только кружным путём, через Венгрию и Чехословакию.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/23/de...

Но, невзирая на такое достоинство, человек – сие разумное животное, способное к деятельности, трудолюбивое, одаренное памятью, созерцающее все – и земное, и небесное, когда обуревается различными страстями и вожделениями, то подвержен бывает одному величайшему пороку – именно, не ведет правильного образа жизни и не заботится о собственном спасении. Тот, кто следит за воздушными переменами, не замечает своего собственного положения; тот, кто исчисляет течение времени, не обращает внимания на перемены собственной жизни; тот, кто требует отчета во всем от раба, презирает владычество своего Судии и Господа! Это вовсе несвойственно человеку, одаренному умом; а разве тому только, кто променял ум на безумие. Ты не думаешь о правде, не упражняешься в добродетели, не радишь о молитве; что все доказал вчерашний день! Какими же глазами ты будешь взирать на день недельный, не почтивши субботы? Разве ты не знаешь, что сии два дня имеют между собою тесную, как бы, родственную связь, так что, не почтивший одного дня, тем самым осквернил уже и другой. Имея ум и дар слова, ты не рассуждаешь о том, что прилично и что полезно тебе; не заботишься ревностно о своей будущности; не вникаешь в свою природу – кто ты, и что может из тебя произойти, но дар Бога и Благодетеля твоего ты предаешь чреву, прихотям, праздности и сну, будто сей дар для тебя бесполезен и не нужен. Постыдны таковые дела, свойственны только уму легкомысленному, и достойны величайшего осуждения! Меньше было бы зла, если бы мы, не понимая сами того, что полезно нам, по крайней мере, верили тому, кто указывает нам оное. Но мы поступаем не так. Мы чрезвычайно гневаемся на своих учителей и наставников, досадуем на их увещания, тяготимся их советами, и отвращаемся от полезного учения, подобно тому, как больные чувствуют отвращение к лекарствам, кои предписывает им врач. Сделают ли нам выговор? – мы огорчаемся; услышим ли слово обличения? – негодуем на обличающего; поражают ли нас отлучением от Церкви? – мы начинаем богохульствовать. Ученикам несвойственны такие поступки, такое непослушание: так могут поступать только люди дерзкие и упорные!

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Высказывались мнения, будто Державин в своей оде являет себя скорее деистом, нежели истинным христианином. С этим трудно согласиться. В доказательство утверждения о деизме поэта указывают порою на идею непостижимости Бога для человеческого воображения, высказанную в последней строфе оды: Неизъяснимый, непостижимый! Я знаю, что души моей Воображении бессильны И тени начертать Твоей… Однако Создатель именно непостижим для человека в Своей сущности, но богопознание возможно для человека, хотя и весьма ограничено, в той мере, в какой Сам Бог допускает это, дозволяет творению — посредством выхода за пределы Своей сущности. Для Державина познание величия Творца совершается через восхищение величием сотворённого мира. Хотя поэт сознаёт, что такое величие ничтожно мало по сравнению с истинным величием Божиим. Но огненны сии лампады, Иль рдяных кристалей громады, Иль волн златых кипящий сонм, Или горящие эфиры, Иль вкупе все светящи миры — Перед Тобой — как нощь пред днем. В воздушном океане оном, Миры умножа миллионом Стократ других миров, — и то, Когда дерзну сравнить с Тобою, Лишь будет точкою одною… Нельзя не отметить здесь близость тому, что мы уже встречали у Ломоносова: Державин познает Бога через познание Его отражения в творении. И через познание себя самого как отражения этого творения. Профессор А. И. Осипов, говоря о деизме, точно отметил, что в деистической системе «человек абсолютно автономен», что «для его духовной жизни не требуется никакого общения с Богом», что деизм полностью отвергает необходимость Бога для человека, а это «может привести к прямому богоборчеству» . Но у Державина человек как раз и не является самодовлеющей ценностью, его бытие получает свое осмысление именно через связь с Богом — так что ни о каком богоборчестве и речи идти не может: Тебя душа моя быть чает, Вникает, мыслит, рассуждает: Я есмь — конечно, есть и Ты! Ты есть! — природы чин вещает, Гласит мое мне сердце то, Меня мой разум уверяет, Ты есть — и я уж не ничто! Не только восславление Создателя — возвеличивание и человека как проявление в мире славы Отца составляет предмет поэтического восторга Державина. Поставленный Замыслом о мире в центр тварной вселенной, человек, пусть и в малой мере, несёт в себе отсвет Божия всесовершенства. Молитвенный и ликующий голос гениального поэта сам собою становится проявлением этого человеческого величия.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

Осьминог полюбил воздушную акробатку безумной, благородной и чистой любовью. Когда птица, исполнив свой танец, скрылась, осьминог Лупи-топи подплыл к обрыву, которым заканчивался остров, и, забравшись в подводную пещеру, застыл возле стекла, отделяющего воду от воздуха. Он знал, что туристы на Голоптуну-шэр посещают эту пещеру, чтобы поглядеть на подводную жизнь планеты, а жители планеты, как разумные осьминоги, так и сообразительные дельфиниды, проводят часы у этой преграды, разглядывая туристов и других гостей. Порой тут завязываются знакомства. Осьминог Лупи-топи не зря рассчитывал увидеть еще раз свою возлюбленную. Не прошло и часа, как, томясь бездельем, птицы прилетели в подземный зал поглядеть на осьминогов и дельфинидов, а осьминоги и дельфиниды стали смотреть на птиц, которые медленно разгуливали по залу, сложив синие крылья и переговариваясь на своем языке. Осьминог сразу узнал Шони-зи. Такова сила любви! Лупи-топи не мог оторвать от птицы своих громадных круглых глаз, и этот настойчивый взгляд привлек внимание Шони-зи. — Кто этот красивый водоплавающий зверь с множеством щупальцев, — спросила она у переводчика, — который так пристально смотрит на меня? Переводчик включил подводную связь и сказал, что синяя птица Шони-зи спрашивает, как зовут осьминога, который так пристально смотрит на нее. Осьминог очень обрадовался, что его заметили, и сказал, что его зовут Лупи-топи. — Ах, какое красивое имя! — воскликнула птица. — Передайте ему, что меня зовут Шони-зи. — Я смотрел сегодня, как вы летали, — сказал осьминог. — Вы были прекрасны. Птица и осьминог еще долго разговаривали, затем Шони-зи решила снова подняться в небо и еще раз показать симпатичному осьминогу свое искусство. Но уже стемнело, и представление пришлось отменить. А ночью стремительный межзвездный корабль унес птиц дальше, к другой звездной системе. С тех пор осьминог тосковал по птице, а птица, хоть и не так сильно, тосковала по осьминогу. Осьминог с радостью писал бы своей подруге письма, но переводить их было некому — переводчики на острове всегда по горло заняты, да и перевод стоит так дорого, что осьминогу он не по карману.

http://azbyka.ru/fiction/alisa-i-ee-druz...

   2. «Верное и священное прибежище всех нуждающихся Ты, Пренепорочная Владычица, будь и моей Заступницей в час испытания.    3. «Простри, Владычица, Свои пречистые и пресвятые руки, как священные крылья голубки, и укрой меня под их кровом и сенью».     Слава: «Удостой меня, уходящего с земли, пройти беспрепятственно царство воздушного князя — властителя, мучителя, стража ужасных путей и на этих путях внезапного обличителя».     И ныне: «Вот, Владычица, охватил меня тот страх, ожидая которого я томился, вот настал для меня тяжкий подвиг, в котором и будь моей помощницей, ибо Ты надежда в моем спасении».     Песнь 5. Ирмос: «Своим Божественным светом…».    1. «Не забудь меня, Милосердная Владычица, и не отклони Твоего лица от меня, раба Твоего, но услышь меня, ибо я скорблю, внемли душе моей и избавь ее».    2. «Плачьте, вздыхайте, скорбите, все мои родные по плоти и братья по духу, друзья и все знакомые, ибо вот теперь я разлучаюсь с вами».    3. «Воистину нет теперь никого избавляющего меня, нет никого помогающего мне, поэтому Ты, Владычица, помоги мне, чтобы я, как беспомощный человек, не остался в руках моих врагов».     Слава: «Святые ангелы мои, войдите и предстаньте пред судом Христовым и, преклонивши свои духовные колена, с плачем воззовите ко Христу: Милосердный Творец всего, помилуй и не отвергни создание Своих рук».     И ныне: «Поклонившись Владычице — Пречистой Матери Бога моего, помолитесь, святые ангелы, чтобы вместе с вами Она преклонила Свои колена склонила Господа на милость ко мне, ибо как Его Мать и Питательница, Она будет услышана».     Песнь 6. Ирмос: «Смотря на житейское море…».    1. «Уста мои молчат, язык не говорит и одно только сердце, пожираемое внутри возгоревшимся огнем страдания, говорит невыразимыми голосами, призывая Тебя, Дева».    2. «Матерь Божия, воззри с небес с любовью на меня и, милостиво ныне вняв мне, сойди посетить меня, чтобы, увидевши Тебя, я с радостью вышел из тела».    3. «Вот расторгается связь души с телом, вот разрушаются законы природного соединения и состава всего тела, причиняя мне невыносимые страдания и скорбь».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3849...

Сама музыка стран Древнего Востока, очевидно, изобиловала элементами виртуозного орнаментирования, расцвечивания переходящих из поколения в поколение мелодико-ритмических формул, систематически применяемых в связи с определенной ситуацией и закрепленных за определенным текстом. Этот принцип музицирования, распространенный по всему Востоку и называемый то «номом», то «макомом», то «рагой», лег позже в основу и православного распева. По некоторым изображениям можно судить даже об исполнительской манере. Так, древнеегипетские изображения певцов позволяют судить о манере вокального исполнения. Закрытые глаза, наморщенный нос, напряженные мышцы рта и вытянутая шея – все это указывает на резкую гнусавость – манеру, считающуюся в современной европейской практике антихудожественной, но широко распространенной на Востоке и по сей день. Еще одной особенностью музыки Древнего Востока является уже упоминаемая ее связь с жестом и вообще с телесным движением. На египетских барельефах третьего тысячелетия до н.э. можно встретить изображения особых движений рук – хейрономии, служащей неким «языком жестов» и способствующей построению, членению и движению мелодии в процессе исполнения, а также помогающей памяти при воспроизведении уже знакомых мелодий. Хейрономия выполняла роль некоего «воздушного» нотного письма, объединяя и направляя исполнителей. Эта взаимообусловленность жеста и звукоизвлечения коренится в самой глубинной и изначальной сущности музыкальной стихии, обнаруживая ее телесную природу и выражаясь в неразрывном единстве ритуальной музыки с ритуальным танцем и ритуальным шествием, ибо служение богам – это не только пение, но и танец, примером чего может служить священный танец египетского фараона перед богиней Гатор, быть может послуживший примером для царя Давида, танцующего перед ковчегом Завета. Примерно такая музыка и такая музыкальная практика имели место во времена патриархов Авраама, Исаака и Иакова, которые, несмотря на свое стремление к обособленности, были вынуждены беспрестанно сталкиваться с этой музыкой, контактируя с другими народами. В силу своей изначальной консервативности и традиционности практика эта сохранила свой характер и до гораздо более поздних времен, а в некоторых странах, например, в Индии, Китае или Бирме, музыку примерно такого типа можно услышать и в наши дни. Неразрывно связанная сослужением богам и услаждением собственной чувственности, музыка того исторического периода представляет собой путь, противоположный «пути молчания», служения патриархов. Она «прообразует» собою те силы и те соблазны, которые встают на пути православного аскетического подвига, ведущего к стяжанию небесного богослужебного пения в тишине сердечной. Музыка Древнего Востока соединена теснейшими генетическими связями с ветхозаветным богослужебным пением, являющимся прообразом православного богослужебного пения, и поэтому знание ее особенностей крайне важно для понимания истории богослужебного пения на Земле. 2. Богослужебное пение Ветхого Завета

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010