Когда умолкли клики, покрывшие эту речь, преосвященный Амвросий встал снова и сказал следующее: «Этою прощальною трапезой вы, м.м. г.г., конечно, желали по любви своей облегчить для меня расставанье с Москвой, где я служил тридцать три года и провел лучшую и большую часть моей жизни. Действительно, это расставанье не легко, но верно и то, что оно облегчается сочувствием провожающих и надеждой сохранить навсегда с Москвой связь умственную и нравственную. Москва – чудный город. Из нее нельзя русскому человеку выехать и потом прекратить внутреннее общение и сердечную связь с нею. Сложившись в Москве в известный тип москвича, уезжайте вы на самую отдаленную окраину России, вы все будете прислушиваться, как движется и бьется русская жизнь в Москве, и всякое более или менее ясное выражение этой жизни будет находить отзвук в вашем сердце; вы всегда будете про себя говорить: да, это по-нашему, по-московски, по-русски. Москву зовут сердцем России, столицей Православия. Эти выражения верны, но они – образные, сравнительные и желательно выяснить и пополнить точные и скрывающиеся под ними мысли. Действительно, мы видим, что ученые русские мыслители рассуждают, пишут и спорят о вопросах религии и внутренней и внешней политики, но независимо от них умственная и нравственная жизнь народа, как кровь, переливается и движется от Москвы к окраинам России и от них к ней, как к сердцу. Москва постоянно ведет торговые и другие сношения со всеми городами России от большего до малого. Из нее к ним и из них к ней притекают массы даровитых русских людей – простых, не знающих научного образования, и образованных, и притом не утративших русской личности. И они все думают, судят, говорят, слагают свое собственное общественное мнение, и пока мы собираемся путем газет распространить по России свои взгляды, мнение народа по известному вопросу (разумеется, для него близкому) уже сложилось и его не сломит никакая журнальная полемика. Эти два движения русской мысли – новое письменное и древнее жизненное, – похожи на два известные морские течения – верхнее и нижнее. Наша письменность, журналистика, течение верхнее, зависящее от времени года и воздушных перемен, а движение жизни народной, направляемое из Москвы – течение нижнее, глубокое, постоянное и однородное. К нему всегда и прислушиваются мыслящие истинно русские люди и писатели, что и делает подобных мыслителей популярными, отчего и принимает народ их суждение с восторгом, как угаданную и формулированную его собственную мысль.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Но он представлялся и в ином виде. Он охранитель пастбищ и стад, покровитель охоты, рыболовства, пчеловодства, охранитель лесов, прорицатель, помощник в битвах, способен наводить панический страх, «который, говорит Павзаний, как известно, является без всякой причины». 32 И этот образ бога Пана несравненно древнее позднейшего Пана – сатира. Самые сказания мифов о любовных отношениях Пана к нимфам, видно, возникли из стремления поставить этого бога в связь с светлыми сторонами жизни. Пан преследовал нимфу Сирингу. Она была превращена в тростник. Пан из ствола этого тростника сделал (изобрел) сирингу (свирель). Пан ставится в связь с нимфой Эхо. Как покровитель пения и танцев, он любил хариту Пифо (χριτες – богини дружеских и праздничных радостей). Пан – бог пастушеской Аркадии; как таковой, он несомненно почитался до Гомера. Пастушеский быт предшествует земледельческому. Но Пан никогда не был верховным богом. Древность додонского культа заставляет думать, что и в эпоху Миноса верховным божеством, как и после, был Зевс. Здесь дело не в имени Зевс. По вопросу об имени важна только одна форма косвенных падежей от корня Δ F, этот корень говорит о дневном свете (dies), о свете вообще, он близок к санскритскому dyaus. Должно полагать, что главным богом в до гомеровской эпохи был бог светлого неба, света, вообще бог надземного мира, следовательно, и бог воздушной стихии, отсюда и эпитеты Зевса, (небесный, эфирный, громовержец, тучегонитель – эпитеты, часто встречающиеся у Гомера). 33 Этот Зевс, должно полагать, почитался и в кносском дворце Миноса. Это – бог по-видимому до эллинский. Главный бог другой ветви европейских арийцев-германцев Один или Бодан выступает тоже главным образом, как властитель воздушных явлений. С другой стороны, кносским атрибутом бога является двойной топор. Но топор есть атрибут Раммана – вавилонского бога атмосферных явлений. Тождество атрибутов наводит в данном случае мысль на тождество функций. Мы говорили, что в кносских изображениях богини хотят видеть мать – землю, но что для такого толкования нет достаточных данных.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Ее связь с телом 426 . Тертуллиан дает следующее определение человеческой души: «Душа родилась от Божественного дуновения, она бессмертная, телесная, имеющая облик, простая по сущности, сама по себе претерпевающая, разнообразно действующая, подверженная случайным изменениям, изменчивая по способностям, разумная, господствующая, пророчественная, способная к размножению» (De anima, 22) 427 . Рассмотрим некоторые из этих свойств подробнее. Под влиянием стоической антропологии 428 , некоторых свидетельств Св. Писания, а также монтанистических «видений» 429 Тертуллиан полагает, что душа, как и все реально существующее, телесна, хотя ее тело особого рода, со своими отличительными качествами (corpus propriae qualitatis et sui generis, ibid., 9; De cam. Chr., 11; Adv. Marc. V.15). Телесность души (corpulentia animae) более тонкая (tenera, subtilitas tenuitatis), чем у других тел, хотя при этом душа осязаема, имеет свой внешний облик (habitus, effigies, corporales lineas), в точности отражающий форму человеческого тела, имеет границы (terminus), три измерения (trifariam distantivum), воздушный и светлый цвет (aerius ас lucidus color, De anima, 9) 430 . Душа – это «внутренний человек» (homo interior), который так же, как и внешний (homo exterior, т. е. тело), имеет свои глаза, уши, язык, пальцы, лоно и другие органы (ibid., 9). Несмотря на все это, Тертуллиан утверждает, что душа по своей сущности простая, единообразная, неразрушимая, неделимая и бессмертная (De anima, 10 431 ; 11;:14 432 ; 22; 51; Adv. Marc., II.9; De resurr., 1; 16; 18; 35; 53). Если в ней можно выделить несколько частей, то это, скорее, не части или члены души, а ее силы, способности и действия (vires et efficaciae et operae; ingenia), такие как способность движения, действия и мышления (motorium, actorium, cogitatorium, De anima, 14). В целом Тертуллиан соглашается с Платоном, что душа имеет две главные «части»: разумную и неразумную (rationale et irrationale); последняя, в свою очередь, разделяется на гневную и вожделеющую (indignativum=θυμικν’ и concupiscentivum=πιθυμητικν, ibid., 16) 433 .Ум (animus, mens, intellectus, νος) не есть что-то отличное от самой души, как активное начало отличается от пассивного, но есть врожденное внутреннее «устройство» души (suggestus, officium substantiae), мыслящая способность души (intellectualis vis animae), благодаря которой она действует, мыслит и движет саму себя; проявляется же он с момента рождения (ibid., 12) 434 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

У некоторых племен есть обычай отворять окно при смерти, чтобы дать вылететь духу человека. 443 В Калифорнии душа есть дыхание божества, имеющее к нему возвратиться по освобождении от тела. 444 Славянское слово «душа», латинское animus, греческое ψυχ означают дыхание. До сих пор обыкновенное воззрение отождествляет душу с дыханием человека. В этом представлении уже само собой скрывается понятие о душе как жизненном начале, что и теперь составляет господствующее мнение всех исторических народов. В этих верованиях мы видим уже, как утончилось и определилось представление о нашем «я»; из однородной, грубой телесной массы выделилось уже ядро как нечто бесплотное, воздушное и животворное. Вместе с этим и загробная жизнь раздвигает свои пределы, и взор человека радуется на открывшуюся перед ним перспективу бесконечности. Таким образом, с одухотворением и разъяснением «я» идет параллельно и его расширение. Но и это одухотворенное «я» человеческому уму трудно представить живущим без всякой связи с телом; вся земная жизнь проходит в тесной внутренней связи с ним, – не то же ли самое должно предположить и в той жизни? откуда являются во время сна наши родные, друзья и знакомые? Представить совсем иную жизнь без всякой нужды в теле трудно и всякому человеку, не говоря уже о дикаре с его грубо-конкретной фантазией и слабой способностью суждения. И вот мы видим попытки поставить отделившиеся души в какую-либо связь с их земными телами. Ирокезы думают, что души и по отделении от тела имеют в нем свое жилище; поэтому провертывают в могиле дырку, чтобы душа могла свободно выходить и входить. 445 В Африке привязывают челюсть своего убитого врага к маленькому барабану, чтобы каждый звук этих инструментов порождал агонию в душе их прежнего владельца. 446 Исходя из этого же воззрения на близкую связь отделившейся души с телом, египтяне бальзамировали трупы. Отсюда же возникло частью то почтение к мертвым телам родственников и друзей, которое мы замечаем на всех ступенях развития человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Фото: ТАСС Арцах под бомбами. Первые свидетельства очевидцев Люди, пережившие 10 месяцев блокады, прячутся в подвалах 19 сентября, 2023 Люди, пережившие 10 месяцев блокады, прячутся в подвалах Фото: ТАСС 19 сентября в 13:00 жители Степанакерта услышали первые взрывы. Азербайджан наносит удары по территории Арцаха (Нагорного Карабаха) с помощью беспилотных летательных аппаратов, артиллерии и ракет. Погибли 25 человек, еще 80 — ранены, по заявлению Минздрава Арцаха.  «Я слышу взрывы и вой сирены» Кристина Балаян , жительница Степанакерта, говорит тихо, и ее голос в телефонной трубке постоянно заглушают взрывы. — Я не вижу, где взрывается, — произносит она, — только слышу взрывы, вой сирены воздушной тревоги и вижу беспилотники. Я жду своих родных. Сейчас мы пойдем в подвал все вместе. Пока я во дворе своего дома. У Кристины инклюзивный центр, где занимаются дети с аутизмом. Сейчас они вынуждены искать убежища в подвалах. Взрыв бомбы — это очень страшно для взрослого, чудовищно для ребенка и непереносимо для человека с аутизмом. Но все слышат эти взрывы. И они не прекращаются. На данный момент известно о пятерых погибших, один из которых ребенок, 26 раненых, 8 из которых дети, сообщил омбудсмен Гегам Степанян. Позднее появилась информация Минздрава Арцаха: 25 человек погибли, 80 ранены. С детской больницей «Аревик» Степанакерта есть связь. Женщина отвечает спокойно, на фоне ее голоса слышны взрывы. Но что-то сказать о раненых детях, которых должны были доставить в эту больницу, она не успевает. Связь обрывается. Общественное телевидение Арцаха сообщает, что трое из девяти пострадавших детей находятся в тяжелом состоянии. Один из детей в операционной с диагнозом «внутреннее кровотечение», один ребенок с проникающим осколочным ранением грудной клетки уже прооперирован, еще один пациент с тяжелой травмой головы готовится к операции. «Бомбят город, — пишет в соцсети Нуне Аракелян, преподавательница университета в Степанакерте. — Дети в школах, студенты в университете, а город бомбят. Спустилась в подвал чужого дома. Дети кричат: “Мама, папа, я не хочу умирать”. Я иду к маме, я хочу быть со своей семьей».

http://pravmir.ru/arczah-pod-bombami-per...

В пространстве Стихов «путешествие» начнется в «наполняющейся кровью аорте» и с шепота «обескровленного рта», а завершится «дальнобойным сердцем», словно окольцовывая текст Стихов одним из центральных образов лирики Мандельштама, где, в частности, «расширенье аорты» может быть метафорой творчества на пределе возможностей («Играй же на разрыв аорты») или небывалого роста духа («Расширеньем аорты могущества»). Но своей «дальнобойностью» образ сердца размыкает кольцо и содержание Стихов в будущее всего «шара земного». А «обескровленный рот» трансформируется в «губы» поэта. Возвращение Я-поэта в Стихах совершается покуда «начерно». Однако ни это возвращение его «в свой дом», которое закончится прощанием со своим телом, ни последующее (представимое читателем) восхождение его к влекущей «воздушной яме» больше не повторятся («Для чего ж заготовлена тара/Обаянья»). Однако воздух своей эпохи, который Я-поэт вобрал в себя, станет для него «воздухом прожиточным», обладающим «дальнобойным сердцем» и соединяющим в себе обе свойственные Я-поэту тяги. Вот этим постоянным «амплитудным колебанием» между небом и «шаром земным» определится дальнейшая судьба его слова: «За тобой, от тебя — целокупное…». Целокупность неба встретится в лирике Мандельштама еще один раз, в сдвоенных стихах, подаренных им Наталье Штемпель со словами: «Это любовная лирика… Это лучшее, что я написал… Когда умру, отправьте их как завещание в Пушкинский Дом». Мы видим связь второго из них («Есть женщины, сырой земле родные…») и Неизвестного солдата не только в образе «целокупного неба», «подытоживающем всю поэзию Мандельштама», но и в единстве уже упомянутого женского образа. Казалось бы, зачин «Есть женщины…» не предполагает конкретизации образа, что подчеркивается также безличной формой речи. Но тем явственней проступает общность с переводами сонетов Петрарки (в том числе трех — на смерть Лауры) — в сходстве этих «женщин» с обликом умершей возлюбленной в стихотворении Мандельштама. Сопоставим: Из стихотворения Мандельштама Из Петрарки (в переводе Мандельштама) Есть женщины, сырой земле родные Эфир очей, глядевших в глубь эфира,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

в) 20 минут: подавление целей во всей тактической глубине противника до 6 км и обработка флангов. г) 25 минут: 1) десятиминутный налет основной массы артиллерии на передний край; 2) после налета пехота и другие назначенные средства имитируют атаку и производят доразведку целей противника в течение 15 минут. На это время артиллерия переносит огонь по всей тактической глубине и по флангам. д) 10 минут – огневой налет всей массы артиллерии по переднему краю противника. е) 10-минутная пауза, кроме армейских групп дальнего действия, которые ведут огонь по глубине и по флангам. Во время паузы снова имитируется атака и производится доразведка. ж) 20 минут – налет всей массы артиллерии и минометов по переднему краю противника. После этого налета начинается атака пехоты. Общая продолжительность артподготовки атаки – 2 часа 35 минут. Весь период артподготовки артиллерия ведет контрбатарейную борьбу. 5 . Танки. Танки прорыва обеспечивают атаку пехоты, двигаясь с ее боевыми порядками. По овладению районом Карбусель выбросить сильный отряд в составе одной танковой бригады с пехотой не менее стрелкового полка в направлении Сологубовка с задачей овладеть Сологубовка и перерезать грунтовые дороги в этом районе. Обратить особое внимание на обеспечение действий танковых подразделений артиллерийским огнем и саперными частями. 6 . Авиация. а) В период артиллерийской подготовки атаки задача штурмовой авиации – не допустить подхода резервов противника к полосе прорыва и вести борьбу с артиллерией противника в глубине его обороны. Запретить движение транспортов по дороге Мга-Шапки. Истребительной авиации прикрыть ударную группировку армии и действия штурмовой авиации. б) Для непосредственной увязки действий авиации с наземными войсками армии 1 марта 1943 г. на ВПУ 8-й армии прибудет командующий 14-й воздушной армии генерал-майор авиации Журавлев. 7 . Для обеспечения оперативной внезапности прорыва всю подготовительную работу вести в строжайшей тайне. Пользование телефонами по вопросам, связанным с предстоящими действиями, категорически воспретить. Связь поддерживать только офицерами связи и личным общением. Все передвижения войск в полосе армии производить исключительно ночью и мелкими подразделениями с соблюдением всех мер маскировки. Не размещать войска скученно и без тщательного укрытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 . Ускорить отправку и прибытие запланированного пополнения/из 1300 человек прибыла половина/и дать фронту дополнительно 30000 человек. СТЕЛЬМАХ РЯБЧИЙ ЦАМО РФ. Ф.204. Оп.89. Д.99. Л.80–82. Подлинник. Об обстановке на Любанском и Киришском направлениях ДОНЕСЕНИЕ начальника штаба Волховского фронта 23/784/Оп в Генеральный штаб Красной Армии 22 июня 1942 г. 24 ч 00 мин. 1 . В течение дня 26 июня каких-либо сигналов и донесений от частей 2-й ударной армии не получено, за исключением радиодонесения 305 сд, связь с которой с 13.00 также прекращена. Рация дивизии подтверждала местонахождение частей в окружении в районе отм. 40,3. В ночь на 26 июня на участке 59-й и 52-й армий всего вышло 552 человека, из них 200 человек просочились через боевые порядки на правом фланге 165 сд. В первой половине дня был слышен шум боя в западном направлении между р. Глушица и р. Полисть. Для установления связи с частями и выяснения обстановки на участке 2-й ударной армии в ночь на 25 июня за линию фронта было выброшено 3 активных группы, одна из них с радиостанцией. В ночь на 27 июня будет выброшена еще одна группа. От ранее действующих групп радиодонесений еще не поступало. Дневная воздушная разведка на закрытой лесистой местности частей 2-й ударной армии не обнаружила. 2 . Очистив восточный берег р. Полисть, части 59-й армии/24 сбр, усиленная танками/, выйдя к реке, установили наличие противника на западном берегу р. Полисть. В целях установления связи с частями 2-й ударной армии и разведки района западного берега р. Полисть с утра 27 июня выбрасываются отряды 59-й армии, поддержанные танками. Одновременно с правого фланга 165 сд 52-й армии навстречу просачивающимся частям 305 сд южнее южной дороги направляются отряды при поддержке огнеметных танков. В резерв фронта и для пополнения выведены 58 сбр и 546 сп 191 сд. 3 . На участке 4-й армии в районе Кириши в результате контратаки наших частей противник выбит из Кириши. Бой продолжается за западную часть Плавницы. 4 . Авиация противника 26 июня несколько снизила свою активность, однако произведено 284 вылета. ВВС фронта произвели 68 вылетов. В воздушных боях сбито два Ме-109. Из наших самолетов не вернулись с боевого задания два истребителя и один Ил-2.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 . В полосах 8, 54, 4, 59 и 52-й армий в течение дня ничего существенного не произошло, части продолжают оборонять занимаемый рубеж, ведут разведку и всеми видами огня уничтожают живую силу и боевую технику противника перед своим фронтом. Личный состав частей, находящихся во втором эшелоне, занимается боевой учебой. 4 . ВВС фронта бомбардировочно-штурмовыми действиями уничтожали живую силу и огневые средства в районе Синявино и леса восточнее. Произведено 100 самолето-вылетов. По проверенным данным, уничтожен склад с боеприпасами, подавлен огонь трех минометов и 5 пулеметных точек. Экипажи наблюдали прямые попадания в ДЗОТы и блиндажи. Проведено 5 воздушных боев, в которых со стороны противника участвовало 16 самолетов против наших 10 самолетов. Сбито 2 МЕ-109 и один Ю-88. 5 . Соседи. Данных к моменту составления сводки не получено. 6 . Связь – без изменений. 7 . Погода днем 26 января. Значительная и сплошная облачность высотой 600–1000 метров и выше. Ветер южный и юго-западный 3– 7 м/сек. Температура утром от – 17 до – 20 градусов, днем от – 13 до – 15 градусов. Видимость 10–15 км. Дороги в хорошем состоянии. Заместитель начальника штаба Волховского фронта генерал-майор СЕМЕНОВ ЦАМО РФ. Ф. 204. Оп. 89. Д. 1198. Л. 138–140. Подлинник. О сборе средств на строительство военной техники ДОНЕСЕНИЕ начальника политуправления Волховского фронта начальнику Главного Политического управления Красной Армии 26 января 1943 г. Доношу, что по состоянию на 26 января по фронту поступило на вооружение в полевые учреждения Госбанка 37677000 рублей и 1659330 рублей облигациями. В фонд постройки самолетов – 8 172 000 рублей, в фонд постройки танков – 18 621 000 рублей, в фонд постройки артвооружения – 7276000 рублей, в фонд обороны – 3 696 000 рублей. По армиям собрано на 26 января: 2-я армия ................................. 7 572 000 рублей, 4я армия .................................. 4 763 540 рублей, 8-я армия ..................................... 4 680 000 рублей, 52-я армия ................................... 2 754 000 рублей,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лишь в XIX веке её оштукатурили. При развитой декоративной системе позднего русского барокко типологически храм восходит к центрическим ярусным сооружениям конца XVII - начала XVIII веков. Эволюция типа сказалась в характерных для барокко усложнении и расчленённости объёма, а также в отсутствии подклета. Несомненна преемственная связь памятника с упразднённым собором Крестовоздвиженского монастыря в Москве. Высокий двусветный неравногранный восьмерик храма составляет композиционное ядро сооружения с лепестковым планом. Перекрытый сомкнутым сводом параболического очертания с металлическими воздушными связями, он завершён массивным барабаном, который воспринимается самостоятельным ярусом. К широким граням центрального столпа изначально примыкали пониженные равновеликие помещения алтаря и приделов в форме трифолиев. Каждый из них первоначально увенчивался глухим барабаном на гранёном трибуне. Западный трифолий был разобран в 1882 году, уступив место трапезной. Устроенные в XIX веке центральная глава и конические покрытия боковых компартиментов сообщали зданию черты украинского барокко, которые оно явно сохраняло до 1970-х годов. Основным элементом сдержанной наружной декорации памятника служат парные пилястры на углах и оконные наличники двух типов. Очень хороши пышные резные капители на барабане и тонко профилированные ордерные детали из тёсаного камня. Рядом с храмом находится связанная с ним трапезной стройная колокольня в четыре яруса, выстроенная взамен прежней по проекту С.К. Родионова в 1894 году. Повторяющая стилистику храма, она изобилует деталями, для которых характерны гипертрофированность и обобщённая трактовка форм. Одной из самых узнаваемых конструктивных частей Скорбященского храма является восьмигранный, световой барабан. Он имеет характерную черту украшений эпохи барокко - пилястры. Оконные проёмы заложены через один. Восьмерик имеет четыре окна - на юго-восточной, юго-западной, северо-восточной и северо-западной гранях. Следует сказать, что стороны восьмерика не равновелики.

http://sobory.ru/article/?object=03218

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010