Рост благоустройства и экономического могущества обители привёл и к новым искушениям. Игумен Серапион всячески стремился приобрести как можно больше земель и в короткий срок получил от великого князя Ивана III тридцать земельных участков. Пятнадцать «старших старцев» монастыря, не согласных с забвением заветов Кирилла Белозерского, в 1483 году покинули монастырь. Только слёзная просьба белозерского князя Михаила Андреевича, изгнавшего из обители корыстолюбивого Серапиона, заставила их вернуться. После этого события тридцать один год в монастыре не было земельных приобретений. Новый игумен Гурий Тушин даже вернул великому князю деревни, взятые его предшественником. В Кирилло-Белозерском монастыре возникло и укрепилось направление «нестяжателей». Главным вдохновителем нестяжательства стал Нил Сорский , прозванный так потому, что основал скит на реке Соре неподалёку от Кирилло-Белозерского монастыря. Нил Сорский и другие «заволжские старцы» были сторонниками аскетического монашества. Они призывали к тому, чтобы у монастырей не было сёл и земель, чтобы монахи жили в «пустыне» и добывали себе пропитание своими руками. Церковный Собор 1503 года в Москве, несмотря на надежды нестяжателей, не принял предложения «заволжских старцев» в качестве общеобязательного для монастырей правила. Конец XV и начало XVI века для Кирилло-Белозерского монастыря стали временем, когда богатство обители быстро росло, а сама обитель благоукрашалась. В 1497 году в монастыре знаменитым мастером Прохором Ростовским был построен каменный Успенский собор. До этого на Севере Руси было только два каменных храма: в Спасо-Каменном (на Кубенском озере) и в Ферапонтове монастырях. Позднее к Успенскому собору были пристроены три придела – над могилами преподобного Кирилла Белозерского, воеводы князя Воротынского и князей Телятевских. В середине XVI века весь монастырь вместо бревенчатого частокола был обнесён крепостными каменными стенами с воротами и башнями. Эта часть монастыря сейчас известна под названием Старого города. Высота его стен достигала пяти метров. На Грановитой башне, которая ещё называлась Часовая, висели большие часы. Две башни были проездными: Водяные ворота выходили к Сиверскому озеру, а Святые, что к востоку от Успенского собора, – в сторону городского посада. Святые врата Кирилло-Белозерского монастыря сейчас единственные монастырские врата в России с сохранившейся древней системой росписи. Иконописцы старец Александр со своими учениками Емелианом и Никитой на стенах и сводах проездной арки изобразили все праздники и всех святых, которым посвящены главные и придельные алтари монастырских церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С необыкновенной торжественностью, по свидетельству архид. Павла, совершался в Москве также и Чин освящения воды в праздник Богоявления. До 1656 года, по словам архид. Павла, русские два раза освящали воду: накануне Богоявления – в храме, а в самый праздник на реке. В чине этого освящения читались особые молитвы: «и ниспосли Царю, Человеколюбче, Духа Твоего Святаго и освяти воду сию», патриарх троекратно благословлял воду, а при словах – «и сохрани, Боже, раба Твоего, царя христолюбивого князя Алексея Михайловича, – благословив трижды народ, погружал троекратно в воду крест (вып. II, стр. 195). Ho когда патр. Никон нашел в одной книге св. Горы свидетельство Фотия, патр. Константинопольского, что освящение воды должно совершать только один раз, то он изменил обычай двукратного освящения воды в Богоявление, и в 1656 г. освящение воды было совершено только однажды – накануне праздника, после вечерни (вып. IV, стр. 117). После полудня в Успенский собор собралось многочисленное духовенство города. Вскоре сюда прибыли оба патриарха и царь Алексей Михайлович. Начали служить вечерню. Патриархи и духовенство облачились и после вечерни большим крестным ходом с хоругвями и свечами направились к реке чрез Водяные ворота 282 . За патриархами шел царь в большом царском наряде, в порфире с крестом на шее и с короной на голове. Над рекой был устроен красивый помост, в средине которого был водоем со ступеньками. Над водоемом стояли три человека с тремя втрое скрученными свечами. Оба патриарха и царь стали на свои места, а духовенство разместилось вокруг водоема. После освящения воды патриарх наполнил сосуды св. водой и окропил ею царя, вельмож и всех присутствовавших. С воды крестный ход возвратился в том же порядке в собор. Здесь патриархи раздали св. воду царю, боярам, духовенству и народу, и был совершен отпуст (вып. IV, стр. 117–118). Действительно, с 1656 года, освящение воды в праздник Богоявления совершалось у нас некоторое время один только раз, именно: в невечерние праздника, и не в церкви, а на реке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

что де боровичи монастырских служек и крестьян по дорогам и во всех монастырских угодьях и в лесах беспрестанно бьют и всякое озорничество чинят " . Ситуация разрешилась только в 1764 году, когда Екатерина II подписала указ о секуляризации монастырских земель. Архитектурный ансамбль монастыря сложился в XVII веке. Он большей частью сохранился. Богатые вклады в монастырь делали князья Волконские, Оболенские-Лыковы, Репнины, Щербатовы, представители этих родов захоронены на монастырской территории. В 1599 году здесь был похоронен окольничий Андрей Клешнин; в 1591 году он вместе с Василием Шуйским расследовал в Угличе загадочную смерть царевича Дмитрия, подписался в том, что царевич сам себя зарезал, а после восшествия на трон Годунова ушёл в сей монастырь и дал обет молчания. Вход в монастырь расположен в южной стене, самой старой: слева от ворот мощная Поварская башня, справа Георгиевская, Круглая и Оружейная - их относят к XVI веку. Остальные укрепления построены в первой трети XVII века, толщина стен в среднем составляет 4 метра. Прежде вход в монастырь осуществлялся через Георгиевскую башню. Нынешние ворота упоминаются с 1701 года как Проломные или Водяные, устроенные для ввоза воды. В 1864 году они были значительно переделаны. В центре монастырского двора, чуть вправо от входа стоит старейшая постройка - Трапезная с церковью Рождества Христова, построенная в 1511 году. В 1690 году к Трапезной пристроили барочную колокольню. За ней находится Собор Рождества Богородицы 1589 года постройки с сохранившимися фресками XVII века. В дальнем правом углу - Ильинская церковь 1670 года. Рядом с собором стоит 2-этажное здание 1930-х гг. - наследие советской эпохи, когда в монастыре располагались Индустриально-ремесленная школа, Техникум аэрофотосъёмки и картографии им. М. И. Калинина, Школа комбайнёров и пр. С 15 октября 1941 года по 4 января 1942 года Боровск был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Пафнутьев монастырь в октябре 1941 года был превращён немцами в концлагерь, где томились тысячи советских людей. В 1954 году произошло обрушение центрального купола Рождественского собора, это заставило власти на просьбы всех неравнудушных организаций и людей направить в древнюю обитель специалистов, учёных и архитекторов для обследования древних памятников архитектуры с целью их дальнейшей реставрации. Реставрационные работы в 70-х годах ХХ столетия вернули старинному собору первоначальный вид, а в 1990-е - 2000-е годы и всему монастырскому ансамблю Свято-Пафнутьева Рождества Пресвятой Богородицы Боровского монастыря. Из книги-путеводителя: Марцев П. А. " Москва-Калуга-Козельск " . - Москва, 2015 Училище к настоящему моменту снесено. Село Роща включено в черту Боровска. 11 июня 2023. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=00363

Что касается до девятой пятницы или первого пятка Петрова поста, то в этот день совершается один из самых древних новг. крестных ходов в Хутынский монастырь. Крестный ход сей существует со времени пр. Варлаама и установлен в воспоминание одного чудесного события» бывшего во дни святой жизни преподобного. Именно, однажды он предсказал бывшему в его время новгородскому архиепископу, что будет к нему в первый пяток Петрова поста по зимнему пути на санях. Святитель 1099 сначала не верил сему. Потом, когда в ночь, накануне указанного преподобным дня, выпал глубокий снег и сделался жестокий мороз; то опасался вредных последствий от сего необычайного, по времени года, явления. Преподобный Варлаам, исполнив свое обещание, приехал к святителю на санях и успокоил его, сказав, что снег и мороз были особенною милостию Божиею, ибо они истребили множество червей, точивших корни посеянного хлеба, а растаявший снег своею влагою оплодотворит землю. В воспоминание этого чудесного события и установлен крестный ход 1100 . В настоящее время он совершается из Софийского собора пред литургиею обыкновенным порядком. Но в XVII веке ход этот разделялся на две части. Из них одна часть шла накануне праздника, а другая в самый праздник водяным путем. Именно, в 2½ часа по рассвете, святитель отправлялся с крестным ходом из Софийского собора в Владычние водяные ворота и входил в насады 1101 . Во время водяного пути по Волхову был совершаем молебен, на котором пели 1-ю статью животворящему кресту и Иоанну Богослову, а евангелие читал святитель; 2-я статья была за всяко прошение и пророку Илии; 3-я Успению и св. Николаю; 4-я Рождеству Богородицы и Антонию Римлянину. А на статьях евангелия читали настоятели монастырей по чину. После 4-х статей протопоп начинал читать житие пр. Варлаама, а чтецы продолжали оное. На берегу у Хутынского монастыря встречал святителя, сопровождавшего крестный ход, настоятель монастыря также с крестами. По приходе в монастырь, святитель благословлял неслужащих с ним петь молебен за алтарем Спасо-Преображенского собора. На этом молебне пели 1-ю статью за всяко прошение и пророку Илии, 2-ю Введению пресвятой Богородицы и св. Григорию Армении Великой, 3-ю Успению пресвятой Богородицы и св. Никите, 4-ю Знамению Божией Матери и святителю Иоанну, 5-ю Одигитрии Божией Матери и Антонию Великому , 6-ю статью Преображению Господню и пр. Варлааму. Между тем, святитель не останавливался, а шел за монастырскими крестами прямо в церковь , где пет был молебен Преображению Господню и пр. Варлааму. Во время этого молебна сам читал евангелие, совершал водоосвящение и потом служил литургию 1102 . В продолжении литургии, градское духовенство, с благословения святителя, переносило кресты в насад и после стола возвращалось с крестами в город. Святителю же, настоятелям монастырей и всему Софийскому собору был стол в монастыре после литургии. За столом, по тогдашнему обычаю, были предлагаемы хлеб Богородичный 1103 и чаши о Государевом многолетном здравии 1104 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

На востоке Иерусалима находится гора Елеонская; к ней с юго-востока примыкает гора Соблазна, на которой Соломон построил капище Молоху ( 3Цар.11:7 ), а к ней с юга – гора Злаго совета, где в загородном доме Каиафы было решено убить Иисуса Христа. Иерусалим был обнесен тремя стенами. Первая стена, построенная Давидом и Соломоном, окружала Сион и часть Мориа. Начиная от западного портика храма, она шла на запад, спускалась вдоль Сиона к башне Иппиковой, оттуда – к воротам Ессеев; от них она направлялась к юго-востоку и окружала весь юг Сиона, проходя близ источника Силоамского; потом направлялась к северу и, пересекая площадь Офель, примыкала, на северо-востоке, к восточному портику храма. Эта стена имела 60 башен. Вторая стена, начинаясь у ворот Дженнат, иначе угловых или садовых, которые находились в первой стене, огибала Акру в виде полукруга и примыкала к замку Антония, прикрывавшему северо-западный угол храма. Эта стена имела 14 башен. Третья стена, начатая Агриппою, начинаясь у башни Иппиковой, проходила около гробниц древних царей Иудейских и соединялась с первой стеной у Кедрской долины. Эта стена имела 90 башен. – Одной из более важных башен в древнее время была, вероятно, башня Анамеила или Хананела ( Иер.31:38 ; Неем.3:1 ). Неемия называет также башню Меа и башню Печную ( Неем.12:39 ). Иосиф Флавий называет главными башнями в его время башни Иппика, Фасаила, Мариамны и Псефина. Первые три находились в северной части древней стены, которая разделяла Иерусалим на нижний и верхний город; последняя стояла в третьей стене, на северо-западной окрайности города. Башня Псефина была так велика, что издали казалась горою: с высоты ее можно было обозревать Аравию на востоке и Средиземное море на западе. – В стенах Иерусалима было несколько ворот: ворота Старые ( Неем.3:6 ), на северо-востоке; ворота Ефремовы и ворота Вениаминовы, названные так потому, что вели в уделы этих колен, на севере; ворота Угловые ( 2Пар.26:9 ), на северо-западе; ворота Долины, пред источником Драконовым ( Неем.2:13 ), на западе; ворота Навозные ( Неем.3:14 ), на юго-западе; ворота Источника ( Неем.3:15 ), на юго-востоке; следующие ворота находились или на востоке, или на юго-востоке храма: ворота Водяные ( Неем.3:26 ), ворота Конские ( Неем.3:28 ), ворота Овчие ( Неем.3:1 ) и ворота Рыбные ( Неем.3:3 ); ворота Судные, чрез которые Иисус Христос был веден на распятие, находились близ места публичного судилища.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

8:1. Хронология. Предполагают, что израильтяне собрались в год прибытия Неемии, в 445 г. до н. э. Ездра, вероятно, уже был там в течение тринадцати лет. Седьмой месяц по еврейскому календарю – тишри (соответствует середине сентября – середине октября по современному календарю), начало гражданского нового года и месяц, в котором справляли Йом Кипур и Праздник кущей. 8:1. Водяные ворота. Водяные ворота (см. Неем. 3:26 ) находились вблизи источника Гион и тем самым служили подходом к нему. Считается, что эти ворота принадлежали старой стене, которая существовала до плена и не была перестроена Неемией. Неясно, были ли включены эти ворота в новую стену, или были к востоку от нее. В любом случае Ездра читал Тору не в храме и не вблизи него. 8:1. Книжник. В Персии и Месопотамии книжником называли лицо, облеченное правами хранения закона и порядка, но этот термин в Древнем мире употреблялся обычно в более широком смысле. Книжники в те времена, вероятно, могли читать на нескольких языках, могли создавать текст (путем копирования, записи под диктовку или собственного сочинения), хорошо знали традиционную (каноническую и неканоническую) и международную литературу (особенно «литературу премудростей») и могли толковать ее (в том числе юридическую и религиозную литературу). Книжники в Израиле были знатоками закона Моисеева. Изучение Писания было первейшей обязанностью книжников. В послепленный период их роль в жизни израильского общества трудно переоценить. Книжники объединялись в кланы и гильдии (см.: 1Пар. 2:55 ). Позднее они стояли у истоков создания синагоги. Многие книжники были одновременно и священниками и/или руководителями общины, как, например, Ездра. Они были хранителями культурных традиций и преданий. Персы проявляли к этому большой интерес, о чем свидетельствует поручение Дария египетскому верховному жрецу реорганизовать школу книжников и храмовую практику в египетском городе Саисе. Вполне очевидно, что книжники сыграли выдающуюся роль в процессе установления канона Ветхого Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

8:10. Еда. Нам точно неизвестно, какие первые праздники справляли израильтяне по возвращении домой с чужбины. Прежде всего, это, конечно, праздник благодарения, поскольку они должны были частично поделиться приготовленным со своими соседями. Жирное и сладкое было принято в пище(см.:Лев.З; 2Пар.6:19 ; 1Пар. 12:40,41; 29:22 ; 2Пар. 7:8–10; 30:21–26 ). 8:14–17. Праздник кущей. Подробнее об этом празднике см. в коммент. к Исх. 23:16 ; Лев. 23:33–36, 39–43 и Втор. 16:13–15 . Праздник кущей обычно справлялся в пятнадцатый день седьмого месяца. Постоянные даты праздников связаны с сочетанием разного рода традиций. В Лев. 23говорится о том, что празднующие должны брать ветви деревьев, а в ст. 42 – о том, что они должны жить в шалашах (кущах). Но инструкции построения этих шалашей не . приводятся, не говорится также о паломничестве в Иерусалим. Во Втор. 16этот праздник описывается как один из трех, который требует паломничества, но ничего не говорится о собирании ветвей или шалашах. Ездра же объединяет эти тексты и разъясняет, что праздновать нужно с ветвями деревьев и пальмовыми листьями и жить в шалашах во время пребывания в Иерусалиме, куда евреи должны приходить на праздник. 8:16. Водяные ворота и Ефремовы ворота. О Водяных воротах см. коммент. к ст. 1. Ефремовы ворота составляли часть стены, существовавшей до плена (см. коммент. ко 2Пар. 25:23 ), и находились примерно в 600 футах от Угловых ворот. Эти ворота, должно быть, открывались на северо-запад. Однако в первом перечне в Неем. 3 они не упоминались. 9:1–38 Исповедание грехов 9:1. Хронология. Пост проводился спустя несколько дней после Праздника кущей, в седьмом месяце 445 г. до н. э. Если он начался 15-го числа, как предписывал закон, то должен был продолжаться до 22-го числа включительно. В таком случае довольно странно, что ничего не говорится о Дне искупления, который должен был справляться на десятый день седьмого месяца. Ст. 13, однако, позволяет полагать, что эти праздники начинались на второй день, а потому должны были продолжиться до десятого числа. Возможно, День искупления был слегка смещен и представлен этим постом, хотя здесь ничего не говорится о совершении ритуалов, предусмотренных в Лев. 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

11 добровольно согласились. Здесь, по всей вероятности, речь идет не о какой-то иной, помимо отобранной по жребию группе переселенцев, но о том, что те, на кого пал жребий, подчинились с радостью и воодушевлением. 11:4–9 сыновей Иуды... сыновья Вениамина. См. ком. к Езд. 1,5 . 11 от царя. Имеется в виду либо Давид (12,24; 1Пар. 25 ), либо Артаксеркс ( Езд. 7,21–24 ). 11:25–36 В этом перечне фигурируют те, кто поселился в окрестностях Иерусалима. Ср. Езд. 2,21–35 . Глава 12 12:1–26 Перечень множества священников и левитов предшествует рассказу об освящении стен (см. 12,27–43). 12:1–10 Этот перечень священников и левитов, которые возвратились при Зоровавеле, соединяет книги Неемии и Ездры, объединяя их в единое целое. 12 с Зоровавелем... с Иисусом. См. ком. к Езд. 2,2 . Ездра. Ездра называется в общем ряду, поскольку он возвратился в Иерусалим только через восемьдесят лет после Зоровавеля (см. ком. к Езд. 7,6 ). 12 Елиашива. См. 3,1 и ком. 12:12–21 В перечне священников и левитов, бывших во времена Иоакима, сына Иисуса, первосвященника в период первого возвращения, главы родов называются в точном соответствии со ст. 1–7, за тем исключением, что в нем опущено имя Хаттуша (ст. 2), а имена Рехум (ст. 2) и Миямин (ст. 5) изменены соответственно на Харим (ст. 15) и Миниамин (ст. 17). 12:22–26 Перечень глав левитских родов. 12 Дария Персидского. Это может быть либо Дарий II (423–404 гг. до Р.Х.), либо Дарий III (336–331 гг. до Р.Х.). 12:27–43 Освящаются в первую очередь стены, но вместе с ними также и весь «дом Божий» (храм, народ, город), возведение которого уже завершено. 12:27–30 Освящению стен предшествуют необходимые приготовления. 12 потребовали левитов. Освящение не могло состояться без левитов. См. 12,1–26. 12 собрались сыновья певцов. См. 11,22.23. 12 очистились. Церемониальное очищение было средством воспитания стремления к внутренней чистоте ( Лев. 16,30 ). 12:31–39 Движение этой грандиозной процессии началось, видимо, от ворот Долины (2,13.15; 3,13). Одна часть ее (ст. 31–37), ведомая Ездрой (ст. 36), двигалась против часовой стрелки и, прежде чем пройти к храму, миновала Навозные ворота (ст. 31), ворота Источника (ст. 37) и Водяные ворота (ст. 37). Другая же ее часть, к которой примкнул Неемия (ст. 38), пошла по часовой стрелке, следуя вдоль северозападных и северных стен.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Неем.3:23 .  За ними чинил Вениамин и Хашшув, против дома своего; за ними чинил Азария, сын Маасеи, сын Анании, возле дома своего. Вениамин и Хашув, вероятно, были священники, так как в местности на юге от площади храма были, как видно, дома священников. Неем.3:25 .  За ним Фалал, сын Узая, напротив угла и башни, выступающей от верхнего дома царского, которая у двора темничного. За ним Федаия, сын Пароша. «Против угла и башни, выступающей от верхнего дома царского». С подлинника, согласно с LXX, где читается: πργος ντερος, переводят и иначе: против угла и более высотой башни, выступающей от дома царского. Дом царский – не дворец царский, который лежал в Давидовом городе, но какое-либо правительственное здание около храмовой площади, с темничным двором при нем. По-видимому, это тот темничный двор, о котором упоминает Иеремия ( Иер. 32:2, 8, 12, 33:1, 37:21 ). Судя по ( Неем. 12:39 ), можно полагать, что темничный двор находился на южной стороне храмовой площади, и именно в восточной половине этой стороны. Угол, упоминаемый в ст. 25, образовывался восточной стороной темничного двора и южной стороной храмовой площади. Неем.3:26 .  Нефинеи же, которые жили в Офеле, починили напротив Водяных ворот к востоку и до выступающей башни. Русск. переводчики вставили в данном ст. слово " починили " . В подлиннике речь идет только о месте жительства Нефинеев, которое указывается «в Офеле напротив Водяных ворот к востоку до выступающей башни». " Водяные ворота», по талмуд. преданию, получили свое название от того, что через них в день Кущей проносилась в храм вода, взятая из источника. Местоположение их некоторые указывают недалеко от источника Марии (Шульц). Бертолет, однако, предполагает, что это были не городские ворота, а ворота царского дворца. «До выступающей башни». – См. пр. к ст. 25. Неем.3:27 .  За ними чинили Фекойцы, на втором участке, от места напротив большой выступающей башни до стены Офела. «За ними чинили»: с подлин. за ним, – по-видимому, за Федаией (ст. 25) «на втором участке». О первом участке фекойцев упоминается в ст. 5. Выступающая башня, против которой начинался участок фекойцев, полагают (Робинзон, Риссель), находилась на юго-вост. углу храмовой площади, где и теперь еще видны остатки сооружения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

У русских воевод было намерение захватить скорее все белогородские ворота и войти в Белый город. Большое пространство при малочисленности наличных сил не давало полякам возможности укрепить все ворота в Белом городе, чтобы не пропустить туда русских. 6-го апреля поляки вывели войска свои с тем, чтобы дать сражение и выбить русских из занятых подгородных слобод. Почти все войско вышло из города; оставили только сторожи по стенам и башням. Русские ударили на них с двух боков: поляки побежали к городу; русские погнались за ними. Поляки остановились. Тогда русские побежали сами, чтобы заманить за собою поляков и отрезать от города. Поляки не пошли на уловку и сейчас, как русские побежали, пошли назад к городу. Тогда русские пустились опять за ними в погоню. Поляки остановились. Русские тотчас же, как это увидели, пустились снова бежать, думая хоть на этот раз заманить поляков, но поляки опять не пошли за ними и поворотили к городу. 87 Тем битва и кончилась. Русские успели захватить в Белом городе ворота Яузские (к ним придвинулся Ляпунов), Покровские, Сретенские, Петровские, Тверские. У поляков оставались Никитские, Арбатские, Чертольские, да сверх того Водяные к Москве-реке и Пятиглавая башня у моста. Они поставили в этих башнях пешую сторожу, но не в большом количестве. Несколько времени враги ограничивались небольшими драками, Без войны не проходило дня. Поляки делали вылазки, чтобы достать корму для лошадей, дров для топлива и соли для себя. В Белом городе был соляной буян; кругом его все выгорело, а соль уцелела; поляки ходили туда, и русские тоже; там и в других местах враги сталкивались между собою. Случалось, что жолнер залезет в каменный погреб и встретит там русского; оба бросаются один на другого и дерутся до смерти. Толпа русских или поляков заседала где-нибудь в церкви и выжидала толпу противников, чтобы стрелять в нее из окон; иногда за печь сгоревшего дома присядет русский в надежде выстрелить в поляка, который пройдет мимо; за другую печь садился поляк и ожидает также прохожего русского: увидевши друг друга, враги перестреливались из-за печей, бросали одни в других кирпичами. Трупов не хоронили, и по развалинам Москвы была нестерпимая вонь, особенно когда стало тепло. Стаи собак прибегали отовсюду, привлекаемые падалью; слышался по ночам страшный вой их, прерываемый криком караульных с обеих сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010