Китай, или внутренний город, какой находился еще в Костроме и в Липовецком уезде, также Красный город, Новгород, Иван город, прежде большой посад, обтекаемый с трех сторон реками, представляется на чертеже с многочисленными его улицами, переулками и тупиками, с Красною площадью, или Лобным рынком, где от Никольских до Флоровских ворот стоят церкви с погостами, коих считалось 15 на 92 саженях, и Налобное, или Лобное место, которое Готофред называет амвоном церковным, назначенным для молений Государя (podium Ecclesiasticorum in supplicationibus Imperat destinatum). Между Никольским мостом и Земским приказом место под двумя большими пушками 528 . Главным въездом в город с севера Неглинские, ныне Воскресенские, ворота с мостом, названы Львиными (porta leonum), вероятно, от того, что близь них во рву находился Львиный двор, пригороженный к стене, и Государев Сытный двор, также Земский двор, с коего решеточные прикащики отряжались для бережения города с объезжими головами 529 , составлявшими пожарную команду того времени. В 11 саженях от Неглинских ворот означен пушечный анбар (armamentarium, quo tormenta bellica observantur), у которого в кружале стены караульная изба пушечная. С юга от Москвы реки, близь церкви Спаса Смоленского, водяные Спасские ворота, или Москворецкие, кои вели в лево на великую улицу по берегу Москвы реки от Живого до Устенского моста; ибо в право по берегу ее не было проезжей улицы до конца XVIII века. Из многих ворот упомянуты еще Варварские, Ильинские и Никольские; но пропущены ныне несуществующие, а тогда бывшие: Пушечные у Троицы в полях, Сретенские, нынешние Никольские 530 , Васильевские и Козьмодемьяновские к Васильевскому лугу. Тогда в Китае большими улицами были Никольская, Ильинская, Варварская, Зачатская и Псковская, а между Никольскою и Ильинскою урочище Пять улиц. Они соединялись переулками: с Никольскою Ильинская, Богоявленским, Воскресенским и Козьмодемьянским, с Ильинской улицей Варварская Веденским, Посольским и Ипатским; с Варварской улицы на Зачатскую шел Псковский переулок, а с Псковской улицы Знаменский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Музей-заповедник включал организованный на территории монастыря и в прилегающей местности Музей народной архитектуры и быта. Многие из построек времен Годунова дошли и до наших дней, но в перестроенном виде. Первая каменная постройка в монастыре - соборный храм Троицы (около 1560-го года, разрушен взрывом в 1648 году). Рядом с соборным храмом, с южной стороны, одновременно была выстроена трапезная палата. Троицкий собор должен был служить летним храмом, предназначенным для торжественных богослужений. Зимней церковью, в которой совершались также все обыденные службы, являлась каменная церковь Рождества Богородицы (не сохранилась). Интенсивное каменное строительство ведется после пожара 1581 года. В 80-90-х годах построены каменные стены монастыря с башнями и въездными воротами. Парадные, Святые ворота, выходили первоначально к реке Костроме, над ними выстроена церковь Федора Стратилата и Ирины (в честь царя Федора Ивановича и царицы Ирины). Строятся каменные кельи, погреба и настоятельские покои. В 1604 году выстроена каменная звонница, завершившая архитектурный ансамбль монастыря. Каменная ограда, согласно летописи, были возведены в 1586 по повелению царя Федора Ивановича. Стены монастыря, опоясавшие территорию Старого города, имели протяженность 243 сажени (518 метров) и получили вид прямоугольника неправильной формы. Крепостная стена по углам фланкировалась четырьмя круглыми башнями. В монастырь вело пять въездных ворот : с южной, западной и северной стороны и двое ворот со стороны реки Костромы - Святые и Водяные. Въездные ворота были укреплены квадратными башнями, из них сохранилась лишь башня над Южными воротами. Стены имели толщину 1,5 метра, а позднее, в XVII веке, были надстроены до 3 м. Первоначальная высота стен была на 2 метра ниже современной и достигала 6,5 - 7 метров. Ипатьевский монастырь - характерный образец крепостной архитектуры Древней Руси XVI века. Каменная ограда монастыря, неприступная извне, с внутренней стороны имела важные преимущества для организации обороны.

http://sobory.ru/article/?object=00151

На той же стороне тоже большие улицы монастырь ружной Живоначальной Троицы деревян клетцки, да другая церковь , тёплая, Успение Пресвятой Богородицы, да предел Иоанна Предтечи древянны клетцки, ограда деревянная, ворота святые, на монастыре ж 28 келий, а в них игуменья Солоникея да 8 сестёр. Монастырское церковное строение государево. Да к тому ж монастырю на другую сторону перешед большую улицу против святых ворот подле попова двора троецкого к песчаному их пруду прохода по воду сажень, а денежную ругу емлют из Большого прихода, а хлебную·– из дворца». На той же стороне улицы дворы посадских людей: двор бобыля Гаски Федорова, сына прозвище Шибалков и др. «В Суздале ж на посаде Александровский девичий монастырь ружной; на монастыре церковь Александра мученика деревянная вверх, да тёплая церковь Покров Пресвятой Богородицы деревянна клетцки, церковное строение Государево; на монастыре ж тридцать восемь келий, а в них Игуменья Ольга, да сорок четыре старицы; ограда деревянная, ворота святые, другие водяные, а денежную ругу емлют из Большего Прихода, а хлебную – из дворца». Около сего монастыря находилась слободка монастырская нетяглая; в ней четыре двора бобыльских, да два собственно принадлежавших монастырю. На церковной же земле было ещё 15 дворов посторонних людей. На всполье показаны дворы посадских людей: Павлова, Иголкина, Коурцова, Работина, Бессонки, Ожгихина, Жинкина, Холопова, Аверкиева, Разломихина, Шлыкова, Безделкина, бобылей: Зуева, Шафарина, Колотилина, Омутихина, Пешкина, Лужнова, Бизяева и других, и двор архиепископского сына Боярского, Василия Чертова, всего 55 дворов. На всполье же, у Семена Летопроводца, были дворы посадских людей: в Баранове переулке Шафарина, Еремеева, Губина, Быкина; бобылей: Гладышева, Истомина, Шмакова и других. «В Суздале ж на посаде, в Ярунове улице церковь Козьмы и Дамиана, да другой храм, тёплый, жён Мироносиц, деревянные клетцки». На той же улице показаны дворы посадских людей: Пигасова, Петухова, Гребенщикова, Глушкова, Жданова, Ермолина; бобылей: Клопова, Ляпина, Кощеева, Саратина, Вшивикова и друг., всего 27 дворов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Царь Михаил Феодорович обновил ограду, и во время Шведской войны Кремль окопан был, по воле Петра Великого, валом, который теперь отчасти обращен в сад. Это была весьма счастливая мысль – окружить старые бойницы Кремля, видевшие столько кровавых приступов, зеленою сенью цветущего сада, как покрывают мертвого богатым покровом, чтобы утаить его горькое тление; но ограда, обновленная еще дважды в исходе минувшего и начале нынешнего столетия, опять пришла в ветхость; старые ворота ее закладены и новые пробиты там, где их не было прежде. Еще видны древние Владимирские, под часовнею Святителя Николая, которая заменила прежнюю церковь , ибо в нее перенесены все ее чудотворные иконы; рядом с ними недавно закладены водяные малые ворота, коими исходили к реке. Но главные Литовские, так названные от пролегавшей чрез них дороги в Псков и Литву, которыми сообщался Кремль с Волховским мостом и с Торговою стороной, представляют доселе из себя величественную развалину. Часовня, прилепленная к стене, как гнездо ласточки, заменила древнюю церковь Воскресения; с обеих сторон ее написаны на стене две иконы, почитаемые чудотворными. Изнутри города – Спаситель, сидящий на престоле, с двумя по сторонам его молитвенниками Новгорода, святителями Никитой и Иоанном; а снаружи, в самой часовне, – икона Всемилостивого Спаса, привлекающая доныне особенное уважение новгородцев по тем чудным исцелениям, которые от нее истекали и засвидетельствованы преданием. У входа в Кремль, на Волховском мосту, устроена еще одна часовня Чудного креста, судьба коей всегда была сопряжена с судьбою сего моста, потому что святители новгородские искони хотели осенить святынею и шумные воды Волхова, разбивающиеся у стен Кремля, и шумные волны народные, двигавшиеся непрестанно по сему единственному сообщению обеих сторон, Софийской и Торговой. Здесь всегда встречались или останавливались их обоюдные крестные ходы, и не раз, во время междоусобия, когда враждовала Софийская сторона против Торговой, знамение креста в руках святителя прекращало на мосту кровавую битву.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Анастасия Коваленкова. Бог ответил мне очень быстро. История про чудо, которое я видела своими глазами //Фома. - — июнь 2019. - С.64-65. - (раздел « Люди »). КУЛЬТУРА (раздел). – С.66-89. София новгородская. Что нужно знать о самом древнем православном соборе России . Фото lori.ru//Фома. - — июнь 2019. - С.66-71. - (раздел « Культура »). Материал включает две части: Как устроен Собор Святой Софии, главный собор Новгородской митрополии. [Инфографика]. Строительство : 1045-1050; Освящение : 1052 год; Главный престол : в честь Успения Пресвятой Богородицы; Архитектурный стиль : византийский; Адрес : Великий Новгород, кремль, 11; История : Каменное здание Софийского собора возвели в 1045-1050 гг. при Ярославе Мудром. В 1929 году новгородскую Софию закрыли и превратили в музей атеизма. В 1991 году храм был возвращен Русской Православной Церкви. На протяжении  истории собор претерпел некоторые изменения, но капитальных перестроек          не было — он в основном сохранил архитектурные формы XI века; Прокомментированные иллюстрации : Общий вид здания Собора святой Софии и пояснения, связанные с его отдельными частями:    Купола; Иконостас; Голосники; Граффити на стенах собора; Мартирьевская паперть; Голубь на кресте; Фреска (над главным     входом в собор); Придел в честь Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи. Рака с мощами святителя Иоанна, архиепископа Новгородского  у этого придела.    Фото Н. Басмановой;  Магдебургские    врата (работа немецких литейщиков XII века), украшающие главный вход в собор. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Завета (на фото: Сретение Господне). -       С.68-69. Как устроен кремль Великого Новгорода . [Инфографика].        Художественная план-схема новгородского кремля с указанием        основных построек, фотографиями и краткими пояснениями.      Представлены башни кремлевской стены: Златоустовская;          Покровская; Кукуй (Каланча); Княжая; Спасская;  Дворцовая; Владимирская; Федоровская; самое высокое сооружение новгородского кремля — Часозвоня и основание Борисоглебской башни, а также Пречистенские и Тайничные (водяные) ворота, выходившие к реке Волхов.   Обозначены имеющиеся на территории кремля церковные здания (Церковь Покрова Богородицы, Церковь     Андрея Стратилата, Церковь Входа Господня в Иерусалим, Надвратная церковь прп. Сергия Радонежского). Показано, где находятся Здание Присутственных мест (сейчас здесь расположились        новгородский музей-заповедник и областная научная библиотека), памятник «Тысячелетие России», Грановитая палата, Софийская звонница. И, конечно, особое внимание уделено Софийскому собору,    который читатель видит и на общей схеме, и на отдельной укрупненной фото-вставке. Фото lori.ru. - С.70-71.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6194-i...

«И всего в Суздале в острожной осыпи, и за острожной осыпью, на посаде и в слободах, опричь Спасского Ефимьева монастыря и опричь Покровского девичьего монастыря и опричь тех монастырей слобод, пять монастырей да монастырь пуст, двадцать одна церковь , тридцать три двора духовных людей, четырнадцать дворов архиепископских детей Боярских, да архиепископских дворовых всяких чинов людей и бобылей сорок один двор, а людей в них тож, посадских лучших людей один двор (Лихониных), а людей в них четыре человека, середних десять дворов, а людей в них пятнадцать человек, молодчих пятьдесят три двора, а людей в них шестьдесят восемь человек, нетяглых бобылей сто семь дворов, а людей в них тож, шестьдесят восемь дворов посадских пустых, двадцать три двора церковных бобылей, семь дворов пушкарских, а людей в них тож, четыре двора площадных и губных дьяков, три двора рассыльщиков, семь дворов каменщиков, двенадцать дворов нищих, двадцать дворов вдовьих, изба губная, таможенная, двор гостин, двор кабацких откупщиков, три двора сторожей и две богадельни. И всего посадских людей добрых, и средних, и тяглых, и бобыльских, опричь беломестцев и опричь бобылей, которые ходят по миру, двести семь дворов, и людей в них двести пятьдесят пять человек». «В Суздале, на посаде, пятнадцать кузниц, да восемь анбаров солодяных, да один мыльный». «В Суздале на посаде Спасский Евфимьев монастырь; на монастыре соборная церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да в приделе Чудотворца Николая, да другой придел Преподобного Евфимия Суздальского, да другая церковь Похвалы Пресвятой Богородицы; церкви каменные, трапеза каменная ж, а в ней престол Успения Пресвятой Богородицы, да в приделе мученика Диомида; колокольница каменная ж, а на колокольнице церковь Рождества Иоанна Предтечи; ворота каменные святые, на воротах церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, да придел Иоанна Списателя Лествицы; на монастыре двадцать келий, а в них Архимандрит Порфирий, да келарь старец Иосиф Трусов, да семьдесят пять братьев; на монастыре келья больничная, а в ней пятнадцать братьев; около монастыря острог деревянной, на остроге двое ворот, одни против святых ворот, другие водяные к реке Каменке; в остроге же двор житный, двор конюшенный, да за острогом у водяных ворот на берегу реки Каменки монастырская пивоварня».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Стена была построена грандиозная - с галереей боевого хода, бойницами и смотровыми окнами, варочными щелями, трехуровневыми башнями, отверстиями для пушек и машикулями (навесными бойницами) она имела реальное оборонное значение. Ее длина составила 518 метров, толщина больше 2 метров и высота 6 метров. Было построено четверо ворот (в том числе Святые и Водяные) и пять башен (Воскобойная, Пороховая, Водяная, Квасная, Кузнечная). Эту стену, ворота и башни можно увидеть и сегодня – они сохранились. Потомки Захарии Чета продолжали холить и лелеять свой родовой монастырь на протяжении всего правления Федора Ивановича и Ирины Федоровны. В 1592 году Ирина Годунова положила шитые золотом покровы на могилы своего (и Бориса) отца Федора Ивановича и брата Василия Федоровича. В 1595 году Борис Годунов подарил монастырю московский двор в Китай-городе с каменной палатой и погребами. В 1595-1597 годах над Святыми вратами Ипатия был выстроен храм великомучеников Ирины и Федора Стратилата, - святых покровителей царской семьи. Монастырь стал именоваться Лаврой уже в 1584 году, а в 1598 году игумен Ипатия был пожалован в архимандриты. С 1572 по 1595 годы царская семья и Годуновы дали обители 15 крупных владений, что составило почти половину его владений В Троицком соборе монастыря были сооружены трое золоченых дверей. Они были изготовлены по заказу Дмитрия Ивановича Годунова и имеют аналогии только с дверями Благовещенского и Успенского соборов Московского Кремля. В 16 столетии отношения России и Речи Посполитой (объединенные Литва, Польша, значительная часть Украины и Белоруссии) были очень сложными – от мира к войне, от дипломатических нот к предложениям русского царя на польско-литовском престоле. В правление Ивана Грозного и в свое собственное правление Федор Иванович четырежды рассматривался в качестве кандидатуры на польско-литовский престол. Последний раз – в после смерти короля в 1587 году. Тогда для агитации за Федора Ивановича на сейм поехало посольство во главе с костромским наместником боярином Степаном Васильевичем Годуновым. Но поляки выдвинули невыполнимые требования: чтобы русский царь писался в титуле прежде королем польским и великим князем литовским, а уж затем царем русским, и главное - переменить веру на католическую! Понятно, что подобное было невозможно. Однако в ходе переговоров удалось заключить мир на 15 лет, что было само по себе ценно.

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/15/...

Стены были построены грандиозные – с галереей боевого хода, бойницами и смотровыми окнами, варочными щелями, трехуровневыми башнями, отверстиями для пушек и машикулями (навесными бойницами); они имели реальное оборонное значение. Их длина составила 518 метров, толщина – более 2 метров и высота – 6 метров. Было построено четверо ворот (в том числе Святые и Водяные) и пять башен (Воскобойная, Пороховая, Водяная, Квасная, Кузнечная). Эти стены, ворота и башни можно увидеть и сегодня – они сохранились. Потомки Захарии Чета продолжали холить и лелеять свой родовой монастырь на протяжении всего правления Федора Ивановича и Ирины Федоровны. В 1592 году Ирина Годунова положила шитые золотом покровы на могилы своего (и Бориса) отца Федора Ивановича и брата Василия Федоровича. В 1595 году Борис Годунов подарил монастырю московский двор в Китай-городе с каменной палатой и погребами. В 1595–1597 годах над Святыми вратами Ипатия был выстроен храм великомучеников Ирины и Феодора Стратилата – святых покровителей царской семьи. Монастырь стал именоваться лаврой уже в 1584 году, а в 1598 году игумен Ипатия был пожалован в архимандриты. С 1572 по 1595 годы царская семья и Годуновы дали обители 15 крупных владений, что составило почти половину ее имений. В Троицком соборе монастыря были сооружены трое золоченых дверей. Они были изготовлены по заказу Дмитрия Ивановича Годунова и имеют аналогии только с дверями Благовещенского и Успенского соборов Московского Кремля. Царь пушка. В XVI столетии отношения России и Речи Посполитой были очень сложными – от мира к войне, от дипломатических нот к предложениям посадить русского царя на польско-литовский престол. В правление Ивана Грозного и в свое собственное правление Федор Иванович четырежды рассматривался в качестве кандидатуры на польско-литовский трон. Последний раз – после смерти короля в 1587 году. Тогда для агитации за Федора Ивановича на сейм поехало посольство во главе с костромским наместником боярином Степаном Васильевичем Годуновым. Но поляки выдвинули невыполнимые требования: чтобы русский царь писался в титуле прежде королем польским и великим князем литовским, а уж затем царем русским, и главное – переменить веру на католическую! Понятно, что подобное было невозможно. Однако в ходе переговоров удалось заключить мир на 15 лет, что было само по себе ценно.

http://pravoslavie.ru/58855.html

В эти дни, думая навести страх и расположить к повиновению русский народ, они мучили и старых, и малых, женщин и детей, отрезывали носы, уши, отрубливали руки и ноги, жарили людей на угольях, обсыпав порохом, и зажигали жилища, куда приходили. Толпы измученных приходили нагишом и приползали в Троицкий монастырь умирать, оставляя братьям русским завет мщения и ненависти к польским и литовским людям, мучителям русской земли. Еще не кончилось богослужение, как стражи заметили, что Сапега удаляется с своего места, где стоял против Тверских ворот, и двигается к Девичьему монастырю. Так как знали, что Сапега сегодня может поступить наперекор тому, что делал вчера, то поляки сначала побаивались, не хочет ли он оставить своих и удалиться прочь, но, к их утешению, оказалось не то. Сапега, оставив часть своего отряда в 500 человек, с остальною в 3000 человек послал Руцкого мимо Девичьего монастыря. Они ударили на одни ворота Белого-города – не удалось; перешли к другим – и там отбили их русские. Тогда сапежинцы на пространстве между Девичьим монастырем и городом бросились вплавь через Москва-реку, проскочили на другой стороне между острожками, которые на Замоскворечье наделали себе русские; ратных людей там было мало, и те не ждали нападения; из первого острожка они разбежались. Сапежинцы не стали удерживать за собою острожка, бросились ко рву, забросали его щебнем, хворостом, деревом, перешли через него па лошадях, а потом кинулись опять вплавь через реку на прежнюю сторону. Они хотели прорваться в Кремль. В Кремле в Китай-городе ударили в колокола на тревогу. Поляки высыпали оттуда в Белый город и напали на Водяные ворота извнутри города, в то время как из войска Сапеги Борковский с восьмьюдесятью немцев и пахолков напал на те же ворога извне. Стесненные с двух сторон русские, державшие там сторожу, убежали к башне с пятью верхами, но и там не устояли. Поляки, овладевши Водяными воротами и Пятиугольною башнею, повернули на Чертольские ворота, сбили русских со стен, вломились в Чертольские ворота. Потом ободренные поляки из Кремля усилили вылазку, напали на Арбатские ворота. Здесь не так легко им посчастливилось, как у Чертольских. Часть караула убежала, но зато восемьдесят молодцов засели в башне и поражали оттуда нападавших; потеряв несколько товарищей, поляки оставили Арбатские ворота и бросились на Никитские. Их взяли сначала легко. Но потом русские нахлынули, отбили ворота; драка была сильная. Перед солнечным закатом поляки опять завладели Никитскими воротами. Наступила ночь. Не дождавшись от Гонсевского на смену другого караула ко взятым воротам, поляки разложили на башне и около стены огни, чтобы русским показывалось, что ворота заняты, а сами все ушли. Эта хитрость удалась. Русские не пытались больше отнять у поляков Никитские ворота. Зато и русские таким же образом провели поляков, оставивши у Тверских ворот только двадцать человек, и поляки не смели напасть на них, думая, что там людей много.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Восьмигранная шестиярусная Пятницкая башня с ее 77 бойницами – одна из самых мощных боевых башен монастыря. Низкая шатровая кровля, покрывающая ныне башню, была сделана после пожара в 1923 году. Луковая башня Прямоугольная Луковая башня находится в южной монастырской стене, между Пятницкой и Водяной угловыми башнями. Она была возведена вместе с крепостными стенами в середине XVI века. Высота этой четырехъярусной башни до карниза составляет 19 м, размеры в плане – 10х11 м. В башне было сделано 50 бойниц. Свое название она получила от лукового огорода, находившегося возле нее за стеной. Современный вид с верхом в виде беседки башня приобрела в XVIII веке. В настоящее время в башне располагается монастырская мастерская по реставрации икон. Водяные ворота Водяные ворота расположены в южной монастырской стене, вблизи угловой юго-западной башни. Ворота были сооружены в XVI веке и существенно перестроены в XVII веке, после осады Лавры. Свое название ворота получили по своему хозяйственному назначению: через них в монастырь доставляли воду из близлежащего пруда. Водяная башня Водяной башней называется сейчас юго-западная угловая башня монастырской стены. Сооружение этой восьмигранной башни относится к первой половине XVII века. Высота башни до карниза – 25 м, размер по диагонали – 18 м. В башне 6 ярусов, в ее стенах были сделаны 77 бойниц. Свое название башня получила по расположенным вблизи нее Водяным воротам. В настоящее время в башне располагается Издательский отдел Троице-Сергиевой Лавры. Пивная башня Пивная башня расположена в западной стене монастыря, между угловой Водяной и Келарской башнями. Высота башни до карниза 26 м, размеры в плане – 19х16,5 м. В башне 7 ярусов, в ее стенах была сделана 181 бойница. Сильно пострадавшая во время польско-литовской осады 1608–1610 годов, башня была капитально перестроена до 1641 года. Свое название башня получила по находившейся в ней пивной монастырской палате. Келарская башня Келарская башня расположена на западной стороне монастыря, между Пивной и угловой Плотничьей башнями. Башня построена после осады Лавры, в 1643 году, и имеет высоту до карниза 20 м, размеры в плане – 20х19 м. В башне 4 яруса, в ее западной стене было сделано 60 бойниц. В 1846 году над башней был надстроен еще один этаж, бойницы были частично растесаны в окна, частично заложены, что изменило внешний вид башни. Гостиные (Келарские) палаты

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010