На каменной колокольне, над окнами, крышка тесовая, и в окнах деревянные связи и четыре пола и лестницы и две двери все погорели ж, вверху той колокольни каменной свод, от падения большего колокола проломился, и та колокольня во многих местах расселась, которую, по видимости, за тою ветхостию надлежит, разобрав, всю снова сделать. От оного ж пожара колоколов растопилось и разбилось и собрано имеется множественное число колоколенной меди больших и малых штук, точно сколько всего весом, по неимению весов невешено, а при той описи оного Ризположенского девичьего монастыря игуменья Евфросиния и казначея монахиня Александра объявили, в то де пожарное время колоколов растопилось и разбилось пять, весом 1 – в пятьдесят пуд, «2» – в двенадцать пуд, «3» – в четыре пуда с половиной, «4«– в полтора пуда, «5» – в полпуда, оную медь надлежит употребить в колоколенное ж дело. В том же монастыре у железных ворот кладовый анбар, рубленный из брёвен в лапу, в длину семь сажень, в ширину четырёх сажень, в него ворота на лапах и на подставах железных, крыт был в два тёса, весь погорел же, вместо которого для всякой монастырской надобности надлежит таковой же построить. По правую сторону святых ворот да на угольной башне на каменной келье крышка деревянная сгорела, которая ныне в один тёс покрыта, от означенной наугольной да средней, что с воротами башни через двадцать четыре, а от той башни до круглой башни двадцать четыре ж, а от круглой башни до Троицких ворот одиннадцать, итого пятьдесят девять сажень на каменной ограде крышка всяж погорела. От тех Троицких ворот до огорода Суждальского купца Григория Изюмова, до бывших водяных ворот шестьдесят пять сажень, итого сто десять трех аршинных сажень бревенчатые в столбах заборов все и водяные деревянные ворота и с столбами, от тех водяных ворот на ветхой каменной ограде крышки длины тридцать пять сажень погорело без остатку ж. Вместо означенных на ограде каменной через пятьдесят девять сажень кровлю надлежит новую покрыть и через сто десять сажень новые в столбах бревенчатые забороны и водяные деревянные ворота сделать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Южная часть площади монастыря представляет собою косогор. Так как дождевая вода должна сбегать с этого косогора под южную монастырскую стену, то в предохранение стены от размыва водою неизвестно когда вдоль нее с внутренней стороны, от Пятницкой башни и до Водяных ворот, был выкопан ров, из которого вода так или иначе, вероятно, была спускаема потом за монастырь. Ров этот был засорен при починке южной стены, в 1777 году был чищен (дело о чищении рва надписывается: «Рва вырытие около ограды с полуденной стороны», заставляя ошибочно предполагать, будто ров вновь вырыт). В 1832 году, после принятия других соответственных мер против воды, он был засыпан. Ворота в стене По описи 1641 года, ворот в стене монастырской было четверо: Святые – под надворотной, или Красной, башней и под надворотной церковью; Конюшенные – под Конюшенной, или Каличьей, башней; Водяные – под Водяной башней, или, когда башня над самыми воротами была уничтожена и вместо нее была поставлена новая рядом с ними, на углу подле Водяной башни, и Пивные, а может быть, и никак не называвшиеся, – под Пивной башней, ведшие на Пивной двор, который находился за монастырем подле нашей башни. В описи не упоминаются нынешние въездные на монастырь ворота, находящиеся в восточной стене, в расстоянии от святых ворот на 8 или сажени к северу, против Успенского собора и потому называемые Успенскими. Неупоминание описью о воротах нужно понимать не так, чтобы она почему-нибудь опустила сказать о них, но так, что их еще не было, – это видно из речей ее о рве, который находился перед восточной стеной монастыря и о котором сейчас ниже. После описи ясно говорит о воротах Павел Алеппский, бывший в монастыре с Антиохийским патриархом Макарием в 1655 году. Следовательно, их пролом в стене, или их устроение, должно относить к пространству времени между 1641–1655 годами. О святых воротах Павел Алеппский говорит, что они назначены были только для входа патриарха и царя. Если бы предположить, что так было и до устроения нынешних въездных, или Успенских, ворот, то нужно было бы предполагать, что для входа и для въезда в монастырь всех служили Конюшенные и Водяные ворота.

http://sedmitza.ru/lib/text/438570/

Снаружи, на воротах упомянутой башни, стоит образ царя Константина, а над внутренними воротами образ царя Владимира. Что же касается ворот Кремля, то внутри их образ Владычицы Платитера (Знамения): вокруг Её небеса, ангелы и четыре евангелиста. Над этими воротами высится громадная башня, в коей находятся вторые железные часы; их бой слышат живущие с западной стороны Кремля, потому что часы помещены высоко. Так как эта башня и ворота возвышаются значительно, то подъем по упомянутому мосту весьма велик. По причине того, что напротив этих ворот, внутри (Кремля), находится подворье (монастыря) св. Троицы, где постоянно пребывает его келарь, над воротами помещена икона Троицы: Авраам, Сарра и трапеза. Четвертые ворота, возвышающиеся над царскими цветниками и садами, находятся с юго-западной стороны Кремля; на них образ Иоанна Крестителя. Пятые ворота, на южной стороне Кремля, имеют изображение Самарянки и Господа Христа у колодца: их называют Фодали фрата, т. е. Водяные ворота, так как чрез эти ворота ходят брать воду из реки Москвы, протекающей возле них; ими же проходят в день Крещения и 1-го августа для совершения водосвятия. Так как эта сторона, обращенная к реке, составляет край города, то имеет также четыре стены и огромную башню снаружи ворот. Напротив них, по ту сторону реки, находится много садов, принадлежащих царю, и обширная площадь для конницы с бесчисленным множеством пушек, разложенных на ней одна подле другой для украшения; некоторые из них тройные с тремя казенными частями; здесь идет дорога в Калугу и Путивль. Третья стена города известна под именем Белой стены, так как она выстроена из больших белых камней; се построил царь Василий 534 , сын в Бозе почившего царя Ивана. Две же первые стены кирпичные. Эту стену он вывел с южной стороны Кремля по берегу реки и кругом города. Она больше городской стены Алеппо и изумительной постройки, так как от земли до половины (высоты) она сделана откосом, а с половины до верху имеет выступ, и (потому) на нее не действуют пушки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Осада сказалась на этих самых стенах: в 1621-1646 г.г. их перестраивали, значительно укрупнив и упрочив - в расчёте на новые покушения. Тогда же возводят Богородицкую, Глухую, Угличскую, Михайловскую каменные башни, Водяные ворота. К завершению XVII в. общая длина монастырских стен составляет 820 метров при высоте в 10,5 метра и толщине до 3 метров! Кроме того, стены хорошо вооружены: 15 крупными и 17 малыми пищалями, 97 карабинами, 14 бочками с порохом. В эту пору монастырь - один из крупнейших землевладельцев Ярославля. По дороге в Углич вырастают его слободы - Богоявленская, Спасская и прочие, общим числом более 300 дворов. В 1747 г. в нём в числе первых в государстве открывается славяно-латинская семинария. По прошествии только 30 лет в ней обучаются уже 300 воспитанников. Сегодня это корпус естественно-географического факультета ЯГПУ. В конце XVIII в. монастырь преобразуют в Ярославский архиерейский дом, что немедленно отзывается новым строительством и расширением: монастырь прирастает Семинарским корпусом, Церковью ярославских чудотворцев Фёдора (Чёрного), Константина и Давида, Смоленской часовней, ризницей. При советской власти монастырь как явление уникальное по разным мерилам сносить даже не планировали, напротив. Первая реставрация памятника проходит в 1918-1923 г.г., вторая - в 1957-1958 г.г. Сегодня монастырский комплекс включает Собор Спаса Преображения; церкви - Воскресения Христова, Печёрской иконы Богородицы, ярославских чудотворцев Фёдора, Давида, Константина; корпуса - Келейный постройки XVII в., постройки XVII-XIX в.в. Семинарский и хозяйственные; монастырскую звонницу; Святые и Водяные ворота; Трапезную; часовню Трофима; башни - Богородскую, Угличскую, Михайловскую, Юго-западную; покои настоятелей и другие строения. Памятник-стела «Клятва князя Пожарского» Этот оригинальный монумент имеет вид зиждущейся на ступенчатом подножии из беломраморных плит увенчанной Святым Крестом гранитной арочной стелы. Он был воздвигнут в 2010 году на территории, занимаемой историко-архитектурным музеем-заповедником, в ознаменование тысячелетнего юбилея города. Памятник получил наименование «Клятва князя Пожарского», по аналогии с названием заложенного в его основу одноименного мозаичного панно работы Народного художника Российской Федерации В.И. Нестеренко. Выше панно, под сводом арки, на позолоченном медальоне изображен герб Ярославля. Увенчана стела крестом.

http://sobory.ru/article/?object=00216

А 4-ю статию чтут в Тайницких воротах Похвале да Петру чюдотворцу, и оттуда пойдут мимо житниц в Боровитцкие ворота, а преж сего до Московского разорения ходили подле город да входили в Водяные ворота в двои, что на Москву реку от конюшен, а статии в них нет. И против Каменного мосту чтут 5-ю статию Благовещению да Николе чюдотворцу, да пойдут в Житной ряд да мимо Пушечной двор, и 6-ю статию чтут за всяко прошение да всем святым против Никол-ских ворот, против Китая города. И оттуду пойдут возле город и войдут в Ильинские ворота, а певчие дияки, идучи, поют согласие первое „Яко щедр Господь», да потом „Блажени не-порочнии» с припелы со стихи. И сице во весь год в ходех всегда бывает. Да потом идут на лобное место. И пришед на лобное место, и бывает туто октения и осенения; и пойдут в собор, и певчие, идучи, поют за „Достойно есть» „Чю-же есть». И бывает октения и конечный отпуст со крестом молебну, а потом патриарх отпускает образы, и бывает звон средней» 876 . Московские крестные ходы отличались от новгородских тем, что на них, кроме канонов, пелись «Блажени непороч-нии» «с припелы со стихи». Появление последних в данном случае может быть объяснимо практическим соображением заполнения времени. Многочисленная по составу клириков, хоругвеносцев, процессия «исхождения» шла настолько медленно, что во время ее передвижения вокруг Кремля успевали пропеть 12 канонов. Продолжительный путь возвращения крестного хода из Китая-города на лобное место требовал также дополнения его песнопениями. Этой цели послужили Непорочны, первые стихи которых «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни» со стороны их содержания ассоциировались молящимися с совершавшимся «исхождением». Такое дополнительное значение Непорочных подтверждается и тем, что они заняли в чине исхождения место после канонов, евангельских чтений и чина водоосвящения. Многообразие порядков отправления утренней литии в Русской Церкви увеличивается еще благодаря частным особенностям отправления ее в отдельных монастырях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Вся небольшая территория Ферапонтова монастыря делится на две части: переднюю (парадную), обрамленную фасадами сохранившихся каменных построек, и заднюю, где имелись небольшой огород, широкий луг и кладбище. Последнее занимает всю восточную часть монастыря, начинаясь от алтарей церкви Благовещения, собора и церкви Мартиниана. Насколько древними являются захоронения на кладбище, показывает найденная в 1983 году у трапезной церкви Мартиниана известняковая могильная плита XV-XVI веков над могилой Ивши Ободаева, князя Ивана Ивановича Жирового-Засекина Ярославского. Кирпичная ограда, окружающая монастырь, подобно другим его постройкам, также имеет свою историю. Будучи первоначально деревянной, она неоднократно перестраивалась то после пожара, то из-за ветхости. В середине XVIII века на ее углах появляются " три башни шатровые " . Далее в документе сообщается, что " в тои ограде двои ворота проезжие, над одним сушило, где кладется во время монастырского лова сухая рыба " . Одни ворота ( " водяные " ) находились в северо-западном углу, а вторые - на восточной стороне стены. Опись 1775 года уточняет, что ограда была четырехугольной " с чуланами о две стены " , башни на углах - шестигранные, " покрыты шатрами " , ворота - " большие створные " , а длина всей ограды " по наружной стороне двести тритцать сажен, поперек - шестьдесят две сажени " . В 1841-1859 годах крестьяне Ферапонтовской волости соорудили взамен деревянной ограды кирпичную с двумя баш- нями на восточных углах и проезжими воротами с северо-западной стороны. Общая длина новой ограды составила 194 погонных сажени, что несколько уменьшило территорию монастыря, прежде всего с южной стороны. Кирпич на строительство ограды получили путем разборки некоторых древних построек, в частности, одноэтажной пристройки к Казенной палате. Однако просуществовала новая ограда сравнительно недолго. Из-за неглубоко заложенного на глинистых грунтах фундамента уже к концу XIX века она во многих местах дала трещины и развалилась, сохранилась лишь ее южная часть. В 1910-х годах ее заменяют деревянной, а в 1922 году устраивают из штакетника на каменных столбах. В 1981-1985 годах на  фундаменте восстанавливается ограда середины XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=00501

появилась ещё более грандиозная, богато декорированная, четырёхъярусная колокольня, сооружённая по проекту астраханского епархиального архитектора С.И. Карягина. Стилизованная в духе классических и древнерусских архитектурных традиций, последняя кремлёвская колокольня очень впечатляет своим декоративным убранством и является неотъемлемой частью архитектурного ансамбля города. Она намного выше предшествующих ей колоколен и такая тяжёлая, что сразу же дала просадку грунта. В 1910 г. фабрика часов Ф. Винтера (Санкт-Петербург) уведомила городскую управу о своей готовности соорудить башенные электрические часы. В 1912 г. на колокольне появились часы с электромотором, с четырьмя стеклянными циферблатами, с механизмами и плоским колоколом для боя, выпущенные на фабрике Ф. Винтера. В настоящее время куранты два раза в день, в 12 и 18 часов, играют мелодию «Славься» М.И. Глинки. Кроме того, отбивают каждую четверть часа и каждый час. В 1930-е гг. всё собрание колоколов было конфисковано как цветной металл в пользу государства. Был отправлен в переплавку и украшавший колокольню крест. В 1990 г. на колокольню Успенского кафедрального собора водрузили с помощью вертолёта 7-метровый крест, а в 1992 г. соборная Пречистенская колокольня была возвращена Астраханской епархии. Современное расположение историко-архитектурных строений на территории культурно-исторического памятника федерального значения «Астраханский кремль»: Стены и башни Астраханского Кремля. 1582-1589 гг. Соборная колокольня с Пречистенскими воротами. 1908-1912 гг. Архитектор С.И. Карягин. Архиерейская башня, перестроена в 1813 г. при разборке стен Житного двора. Житная башня, 1582-1589 гг. Крымская башня, 1582-1589 гг. Башня «Красные Ворота». В настоящее время в башне действует выставка «Кремль — образец крепости 16 в. Лабиринт, смотровая площадка», восстановлена в 1962 г. Ворота Водяные, восстановлены в 1977 г. Никольская надвратная церковь (Никольские ворота), 1729-1738 гг. Артиллерийская (Пыточная) башня и Артиллерийский (Зелейный) Двор.

http://sobory.ru/article/?object=17019

– В Китае замечательны из зданий, теперь там давно не существующих: Большой комендантский дом на Красной площади, Цейггауз, Сибирский приказ в Гостином дворе, Монетный двор, Московская большая таможня, Хомутная таможня, Сыскной приказ с острогом, пятью казармами, караульнею, покаянною и часовнею. У Воскресенских ворот в палатах помещены были: Медицинская контора, Главная аптека, Австерия, а на самых воротах пробирная палатка, Аптекарский сад был у восточной стены Кремля. Составленная в 1701 году описная книга стен, башен и ворот в четырех городах Москвы представляет нам внешность ее сходно с очерками ее в XVII веке. В конце царствования Петра I, кроме рвов, обнимавших Кремль с двух сторон и земляных болверков, Кремль окружен был с третьей глубоким рвом, выкладенным каменными стенами. Из 20 Кремлевских башен Спаская воротная имела ворота, обитые медью, два щита, с железною между ими опускною решеткой, какая находилась между Константиновской и Отводной башнями. Трубы свинцовые, лежавшие от Водовзводной башни до Набережного сада, по повелению Государя, 1706 года, были оттуда вынуты и отосланы в Петербург 246 . Под башней, где была церковь Св. Петра Митрополита, находился каменный погреб с выходом. У южной стены Кремлевской, по другой стене под навесом стояли пушки от Москворецкой угольной до Глухой башни. В Китае городе было 7 ворот проезжих, 8 башен глухих и три полубашни; из несуществующих ныне башен тогда упоминаются: Козмодемянская с проезжими воротами, потом заделанными, и Москворецкая с двумя проезжими воротами. Воскресенские ворота назывались Триумфальными 247 и, подобно Троицким, Курятными и Куретными. Третья крепость, примыкавшая стеною своей на юг к Кремлю, а на восток к Китаю, имела десять ворот, а по описной книге 1701 года, 26 башен. Сия же книга показывает меру всему Земляному валу с проезжими воротами, озерка, Неглинной и грязи 7026 саж. 1/2 арш., а около Кремля, Китая и Белого города и Земляного валу и башен 13,781 саж. На каменный мост вели с обоих его концов башни с воротами; одни из них в стене Белого города были Всесвятские, а другие за рекою Берсеневские, водяные, или Шестеро ворот; от них и самый мост назывался то Всесвятским, то Берсеневским.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Из дневника послов Зигмунда III в 1606 г. видно, что тогда Кремль известен был под названием Царь-города и Крым-города 144 . Через рвы в Кремлевские ворота вели соименные им мосты каменные: Фроловский, или Спаский, Константиноеленский и Троицкий, известный также под именем старого каменного моста; деревянный на перекладинах Никольский, или Николаевский. Название свое получили сии ворота от церквей близ стоявших, а последний от монастыря Николы старого на Никольской улице, подобно Никольским воротам, замыкавшим сию улицу. Между двумя стенами Кремля простирался глубокий ров; они крыты были на два ската деревянною кровлею. Кроме стены с бойницами, внутри Кремля по верху Подола, к нижней стене на берегу Москвы реки примыкала третья стена от Свибловской до Водовзводной башни: что и дало повод Олеарию назвать стены Московской крепости тройными 145 . Во внутренности Кремля между зданиями и стенами было девять ворот, из коих Благовещенские находились у Благовещенского собора и Водяные у Архангельского; кроме их, близ Стретенского собора были Сретенские, соседственные с Гербовой башней, а по свидетельству Бера, у Цареборисовского двора Чертольские, у которых стоявшие стрельцы видели падение Димитрия Самозванца из дворцового окна 146 . Четверо главных ворот крепости, прежде нами упомянутые, по указу Царя Алексея Михайловича 1658 г. Апреля 16, переименованы: Фроловские Спаскими, Троицкие Курятными, Боровицкие Предтечевскими. За Троицкими воротами стрельница называлась в описях по иконам на ней, Борисоглебскою башнею и Кутафьею 147 . Кроме известных доныне названий башен и полубашен, некоторые из них имели особенные, как-то: от Никольских ворот на север угольная круглая башня именовалась Собакиною; от Тайнинских ворот вверх по Москве реке угольная Водяным взводом. Как за Никольскими воротами, так и от Троицких и Тайнинских первые башни назывались глухими 148 , у Спаских ворот с левой стороны на стене полубашня Царскою и всполошною, потому что на ней висел всполошный колокол, а близь ее у стены находилась Стрелецкая караульня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Московские ратные люди оплошали: оставили отворенными Водяные ворота под Пятиглавою башнею на мосту, построенном для сообщения с другим берегом; этим воспользовались высланные поляки, ворвались через эти ворота в Белый город. Плещеев бежал. Его воины побросали даже свои щиты. Поляки и немцы зажгли церковь св. Илии, Зачатейский монастырь и близкие к ним дворы. В это время поставленная на Ивановской колокольне польская стража закричала: «Из Можайска Струсь идет. Москвичи не пускают его под деревянною стеною на Замоскворечье». Гонцы поскакали по льду, и приказали тем, которые прогнали Плещеева, идти па другой берег, жечь Замоскворечье и помогать Струсю. К ним послали еще других немцев. Пожар на Замоскворечье принялся очень скоро. Жолнеры добрались до деревянной стены и зажгли ее. Стена распадалась. Струсь с своими удальцами бросился в прогалину, кричал «За мной!», и его жолнеры перескочили за ним вслед через развалины горящей степы. «Не мы ему помогали, а он, герой сердцем и душой, помог нам», – говорит польский дневник. Ополчение Ивана Колтовского, защищавшее Замоскворечье, разбежалось. Струсь благополучно вошел в Кремль. Замоскворечье запылало на всех концах. После того поляки стали жечь Белый город по направлению к Лубянке. Пожарский с своим отрядом вышел из острожка своего и не давал столицы на сожжение. Битва в улицах была упорная: но огонь заставил русских отступить. Сам Пожарский был ранен, и, упавши на землю, горько плакал о разрушении царствующего града, о крайнем бедствии русской земли. Окровавленный, вопил он: «О, хоть бы мне умереть, только бы не видать того, что довелось увидеть!». Ратные люди подняли предводителя, положили в повозку и повезли из пылающей столицы по Троицкой дороге. Весь его отряд отправился туда же. Это был последний отпор. После того русские не отстаивали столицы. Жители ее, как узнали, что пришедшие к ним на помощь не в силах спасти города, впали в отчаяние и бежали без оглядки, толкая друг друга и падая на снег. Много их пошло вслед за Пожарским к Троице: иные толпились в Симоновом монастыре, иные прятались в слободах, которые еще не были сожжены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010