По-настоящему необычность архитектуры этой церкви ощущаешь, войдя через западный портал внутрь храма. Тогда сразу становится понятно, что сдвиг трехглавия на восток обусловлен оригинальной конструкцией сводов и внутренних опор. Почти в центре помещения стоят два круглых столба, с которых на стены перекинуты арки, поддерживающие коробовые своды. Более мощные подпружные арки, несущие главный световой барабан, опираются на восточную стену. Здесь как бы завершился тот длительный процесс слияния восточной пары столбов со стеной и межапсидными стенками, который в храмах Кириллова шел на протяжении всего XVI века. Стремясь освободить помещение храма и сократить число опор, древнерусские мастера умели каждый раз находить новые, исключительно разнообразные и интересные решения. Литература: Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1979. Кириллов. Историко-краеведческий альманах, вып. 1–2. Вологда, 1994–1997. Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397–1625), т. 1, вып. 1–2. СПб, 1897–1910. К Сиверскому озеру из монастыря раньше можно было пройти через Водяные ворота (XVI в.), имеющие большой и малый проезды. В 1595 году над ними возвели церковь Преображения, следующую по своим формам надвратному храму Иоанна Лествичника. Оба здания были сооружены одной и той же артелью местных мастеров. Обращение строителей к уже сложившимся образцам ещё раз говорит о сильном влиянии традиций в кирилловской архитектуре. В чём же эти храмы похожи друг на друга? Аналогичны их объёмы. Невысокий четверик, стены которого разделены на три прясла пилястрами, увенчан пирамидой кокошников, обильно украшенных декором из бегунца, поребрика и нишек. Но вот, пожалуй, на этом сходство и кончается. Как мы видим, ярко выраженное своеобразие отличает церковь Преображения не только от прототипа, но и от остальных кирилловских храмов. Оно завершается в первую очередь в необычном завершении храма - три главы вместо традиционных двух. Кроме того, привлекает внимание интересное покрытие алтаря - в виде трёх двухскатных кровель. Объёмная композиция здания решена свободно и ассиметрично - центральный барабан и порталы сильно сдвинуты к востоку. Необычна конструкция сводов внутри церкви, которые опираются на два столба.

http://sobory.ru/article/?object=05135

После знаменитого " Стояния на Угре " , Кашира давалась на " окормление " татарским князьям Магомет-Амину (1496-1502), Абдул-Летифу (1512-1516) и Али-Шаху (известному по русским летописям как Шигалей)(1532-1533). В 1531 году по приказу Василия III строятся стены по типу " Ломбардийских " крепостей. Размерами и планировкой стены повторяют Зарайскую крепость, но не кирпичные, а древо-земляные. Вот так описывает средневековую Каширу писцовая книга за 1578 год: " ... место городовое...в длину 80 сажен, а у города были двое ворота: большие да меньшие, водяные, на реку на Каширу. На городе было 8 башен да 180 городен, да у городовой стены колодезь, от него был выведен тайник к реке к Кашире...а в нем была соборная церковь Успения Пречистой, древяна... " . Из восьми крепостных башен две были проездные. В городе было пять слобод (Плотничья, Белая, где находились осадные дворы местного дворянства, Чёрная, где жили ремесленники, не находившиеся на государственной службе и поэтому не освобождённые от несения посадского налога - " тягла " , Ямская, Рыболовная) и 14 деревянных храмов. В XVI столетии город около двадцати раз опустошался набегами крымских татар. После последнего набега хана Девлет-Гирея в 1571 году Кашира была разграблена и сожжена... Но восстанавливать Каширу не стали и в начале XVII века перенесли город на правый берег Оки: " Для перенесения на новое место города-крепости Каширы за реку, была поменяна земля с Ильиными " . Ильины стали владеть землями вокруг уже старой Каширы, а один из дворян рода Ильиных даже стал воеводой в новой Кашире. В 1620-м году Якову Ильину была дана Государева ввозная грамота, которую он предъявил писцам в 1627-м году, в которой Государевым указом определялось, что поместье, что за рекой Каширкой, именуемой Рождественская слободка, принадлежит ему, Якову Ильину. А так как городище старая Кашира располагалась на противоположном берегу от слободки, то и Рождественская слободка в дальнейшем стала именоваться - Заречной. Только лишь к концу XIX столетия Заречная слободка стала именоваться - Старой Каширой, а место, где расположены оплывшие валы городища Кашира, стало называться просто - Городище. Так Ильины стали владельцами Заречной слободки и пустоши старая Кашира.

http://sobory.ru/article/?object=03771

Главный въезд в кремль вёл через восточные Спасские, или Пятницкие ворота стоявшие на дороге Владимир-Кашира у моста через Москву-реку. Они представляли собой трёхярусную проездную башню высотой 28 метров, увенчанную дозорной вышкой с " всполошным " колоколом. К ней пристроена отводная стрельница. В проездной арке помимо дубовых ворот имельсь три герсы. На юго-западе кремля находились Ивановские ворота, напоминавшие Пятницкие, высотой 33,5 м. Они также имели отводную стрельницу и решётки-герсы. На изломе крепостной стены к югу от Коломенской башни стоит пятиярусная Грановитая башня, шестигранная с внешней стороны, но прямоугольная с внутренней. Однотипные шестиярусные Ямская, Спасская и Погорелая башни на восточной стороне - четырёхгранные. Их высота от 20 до 24 м, толщина стен - до 4,5 м. Они были снабжены бойницами подошвенного, нижнего, среднего и верхнего боя. С внутренней стороны кажная из четырёхугольных башен имела отводную башню на уровне боевого хода стен. На западной стороне Кремля между Свибловой и Коломенской башнями находилось. вероятно, шесть башен, не сохранившихся до наших дней. На Москву-реку выходили Водяные ворота, рядом распологалась Тайницкая башня, получившая название от тайника - подземного хода к воде. Черёхгранные Косые ворота имели Г-образный проход. Своё название они получили по Косой горе, на которой располагались. Мельничные ворота, через которые дорога вела на противоположный берег Коломенки к мельнице, имели надвратную башню, позже разобранну. Между Грановитной и Коломенской башней в прясле стены находилась проездная арка - Малаховские ворота, впрочем, заложенные уже во второй половине 16 века. В августе 1531 года сооружение коломенского кремля было завершено. Построенный по образцу Московского, он лишь немного уступал ему. Лишь к 17 веку, когда границы государства переместились далеко на юг, крепость потеряла оборонительное значение. В 1606 году город захватили войска Ивана Болотникова. В Смутное время он неоднократно подвергался разграблению польско-шведских захватчиков. Тем не менее Коломна полностью оправдала своё предназначение и стала символом неприступности русского государства. Степняки ни разу не сумели в открытом бою овладеть этой твердыней, являвшейся надёжным щитом Москвы с юга. В настоящее время сохранились шесть башен, одни ворота и часть стены с юго-западной стороны крепости.

http://sobory.ru/article/?object=17597

Город был построен некогда на вершине Акры. После 25-летнего существования город был срыт и гора подведена под общий уровень с близлежащей местностью. Настоящий Иерусалим главным образом расположен на г. Мориа, имеет около 2,5 миль в окружности с 20 000 населением. Относительно наружной формы город можно назвать квадратом. Восточная стена тянется прямо во всю свою длину. На с. и ю. сторонах в ней находится по одному изгибу с наружной стороны и один изгиб с западной внутрь. Близ изгиба с западной стороны находятся Яфские ворота, называемые иначе Вифлеемскими. На южной стороне находятся врата Сионские, называемые иначе Давидовыми. На восточной стороне, близ купели Вифезда, – врата Стефана, именуемые также Овчими и вратами Св. Девы. На западной стороне между Голгофой и Везефой находятся врата Дамасские. Означенные четверо ворот суть главные городские ворота, и они всегда открыты с утра до солнечного заката. Кроме указанных существует еще двое небольших ворот, которые открываются только в известных случаях: одни на ю. стороне, несколько на з. от г. Мориа, так называемые Навозные, а другие, под названием Иродовых, находятся на з. стороне, и ими проходят из Везефы. На в. от Мориа находятся седьмые ворота или, лучше сказать, место, где они находились в то время, когда христиане владели городом, потому что в настоящее время они совершенно заложены, – это так называемые Золотые врата. Доселе у магометан господствует предание, что в эти ворота войдет христианский победитель мусульман. Несомненно, что этими вратами вошел Господь в храм Божий во время торжественного Своего входа в Иерусалим. Кроме означенных, в Свящ. Писании упоминаются еще ворота: Ефремовы, Вениаминовы, Рыбные, Водяные, Конские, Темничные, Железные и некоторые др. Евреи занимают меньшую часть города сравнительно с тем, что занимают турки и арабы. Армяне живут в своем монастыре на Сионской горе и в окрестностях. Греки и католики имеют свои монастыри поблизости с Голгофой, близ которых и находятся их жилища. Турки и арабы занимают Везефу, всю восточную часть города и почти в каждой части города имеют свои разбросанные дома. Евреи живут на пространстве между Сионом и Мориа, занимаемом в настоящее время мечетью Омара, огражденной стенами. Как мы уже заметили выше, ни одному из христиан не дозволяется входить в эту мечеть под опасением смерти, а также магометанам, хотя означенное запрещение в последнее время не имеет уже такого значения как прежде. В ней и по сторонам оной высятся четыре минарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Внешняя окружность этого колоссального здания простирается до 273 сажен, длина её заключает в себе 97 сажен, а ширина 80 сажен. Толстые, на многовековую прочность рассчитанные стены и амфитеатрально расположенные (то есть постепенно возвышающиеся вокруг стен) ряды лож занимают столько места, что для самой арены, где происходила борьба, оставалось пространство только в 129 сажен в окружности, в 48 сажен длины и в 30 сажен ширины. Всё здание сложено из огромных каменных плит, а нижний этаж и следующие за ним два этажа имеют по 80 прекрасных ворот со сводами, в отверстиях которых стояли статуи, самый верхний этаж представляет стену, снабженную окнами и коринфскими пилястрами (колоннами). Вверху, к карнизному венцу прикреплены были бронзовые, вызолоченные мачты, покрытые чехлами, к мачтам пришиты были красными пурпуровыми бечёвками вышитые золотом ковры или другие ткани, так что весь амфитеатр, обтянутый этими коврами и тканями, достаточно защищён был от действия жгучего солнца Италии или дождя и ветра. Для большего удовольствия и ослабления жара, происходившего от значительного скопления народа, в амфитеатр проведены были кожаные трубы, посредством которых пропускались во внутренность его водяные, освежающие струи или же струи пахучего бальзама. Арена обита была досками. Под ней и с боков её устраивали клетки, в которые помещались дикие звери для травли. Кроме того, арена соединена была посредством канала с огромным водяным резервуаром, наполнявшимся из Клавдиева водопровода – резервуаром, на котором давались представления морских сражений. Так, по повелению Тита, там представлено было большое морское сражение афинян с сиракузцами. Нечто подобное было и при Домициане. Из восьмидесяти ворот нижнего этажа амфитеатра, четверо ворот вели в арену, а прочие – к ложам. Первые ворота были довольно широкие и изящно украшенные. Передний главный вход, обращённый к форуму, назначен был для торжественного въезда императора и представителей Рима, а также для входа гладиаторов. Противоположный этому задний вход назначен был для ввоза машин, барок, лодок, кустарников, цветов и деревьев, которыми украшалась арена. Один из других двух входов, на противоположной стороне амфитеатра имел весьма печальное назначение – через него таскали трупы павших борцов и убитых зверей в так называемый сполиарий (камера для мёртвых), лежавший к востоку от Колизея. Оттого этот вход, или лучше выход, назывался погребальными вратами (porta sandapilaria). Против него находились врата живых (porta sanavivaria), так как через них выпускали или совершенно сходивших с арены невредимыми, или оставлявших её только ранеными, пока на следующий праздник и им выпадал жребий быть вынесенными через ворота мёртвых и занять мрачный уголок в сполиарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Местом собрания народа, по ст. 1, послужила площадь перед Водяными воротами (ср. Неем. 3:26 ). В ( 2Ездр. 9:38 ) местом собрания народа представляется пространство пред восточными воротами храма. Если Водяные ворота отождествлять с нынешними Золотыми, то, значит, местом собрания была площадь между Золотыми воротами и восточными воротами храма, ведшими во внешний двор. «И сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу Закона Моисеева». Таким образом, инициатива изучения закона исходила от самого народа, и Ездра мог теперь приступить к осуществлению цели своего прибытия в Иерусалим с надеждой на успех. Неем.8:2 .  И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца; Из ст. 2 видно, что в собрании присутствовали не только мужчины и женщины, но и дети. Последние разумеются в замечании: «всех, которые могли понимать». «В первый день седьмого месяца» – первый день седьмого месяца издревле был большим праздником ( Лев. 23:23–25 ; Чис. 29:1–2 ); вероятно, поэтому и собрание было назначено на этот день. Неем.8:3 .  и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа были приклонены к книге закона. Чтение Ездрой книги закона продолжалось «от рассвета до полудня», т.е. 6–7 часов. Из дальнейшего повествования видно (ст. 4–8), что не было чтение непрерывное: оно прерывалось теми толкованиями, которые присоединяли левиты к прочитанным отделам. Неем.8:4 .  Книжник Ездра стоял на деревянном возвышении, которое для сего сделали, а подле него, по правую руку его, стояли Маттифия и Шема, и Анаия и Урия, и Хелкия и Маасея, а по левую руку его Федаия и Мисаил, и Малхия и Хашум, и Хашбаддана, и Захария и Мешуллам. Как видно из ст. 4, Ездра читал закон, стоя на деревянном возвышении, сделанном для данного случая (евр. Laddabar – «для этого дела», рус. «для сего»). На этом возвышении рядом с Ездрой стояли также – 7 мужей по левую сторону и 6 по правую. Вероятно, это были священники, присутствовавшие в качестве свидетелей. По крайней мере, по ( Неем. 3:4, 6, 11, 14, 21–25 ) названные в 4 ст. лица выступают, как принадлежащие к священническим родам. Возбуждает недоумение то, что во время торжественного чтения закона отсутствовал первосвященник. Бертолет объясняет это состоянием первосвященнического дома, – именно сильным омирщвлением его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Крепостная стена с башней Веселуха. Фотография. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) Крепостная стена с башней Веселуха. Фотография. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) Современники называли крепость в Смоленске «ожерельем земли Русской». Для ее возведения были собраны материалы, мастера и работный люд со всей страны благодаря работе нового учреждения - Приказа каменных дел. Лучше всего древние прясла и башни сохранились с юж. и вост. сторон древнего города; их облик служит главным источником для изучения творчества К. Крепость со стенами длиной 6,5 км имела 38 башен. Главные проездные ворота были перед мостом через Днепр, связывавшим город с дорогой на Москву, во Фроловской башне на сев. стене и Молоховские на юж. стороне (обе не сохр.). Крепость имела еще 7 дополнительных воротных башен, которые в плане были почти одинаковыми и отличались высотой и числом ярусов (2 или 3), часть из них (Авраамиевские, Никольские (Еленинские), Копытенские) сохранились, некоторые были перестроены (Водяные (Воскресенские) - в 1816). Для усиления обороноспособности и использования огнестрельного оружия и артиллерии строились разные по форме башни, отличавшиеся количеством ярусов, создавались неск. линий обороны внутри каждой башни и за пределами стен, для чего, напр., был сохранен древний вал XV в. Исследователи считают, что К. впервые ввел т. н. средний бой между традиц. подошвенным и верхним и расставил бойницы в шахматном порядке по отношению к нижнему ярусу, создал в бойницах подошвенного и среднего «боя» сводчатые камеры, что позволяло укрыть «пушечный наряд». Неизвестно, обучался ли К. у иностранных архитекторов, но он обладал оригинальным архитектурным мышлением в вопросах крепостного строительства. Зодчий использовал чертежи, модели, шаблоны, что и позволило воздвигнуть крепость в короткие сроки. Яркой чертой стиля К. ученые считают сочетание оборонительных функций с эстетическим решением, когда каждый тип башни получал собственный художественный облик. Различные по функции башни имеют разные планы (прямоугольные, граненые), количество ярусов, пропорции и декор. Самые важные башни, воротные, получили богатую архитектурную отделку с применением белого камня. Наряду с побелкой крепость имела также раскраску. Архитектурные формы, которые использовал К. для декоративного оформления рамок бойниц, напоминают церковные элементы - оконные наличники и классические белокаменные порталы. В. В. Косточкин соотносил их появление в военном зодчестве и работах К. с расширением каменного палатного строительства в кон. XVI в. и считал, что наличие этих форм свидетельствует об опыте К. как «палатного и церковного мастера».

http://pravenc.ru/text/2057182.html

Б   Баана и Рихав • Багряница • Баит • Бальзамирование • Бальзам • Бараны • Барс • Басня • Бахурим • Башни • Башня стада • Башня Силоамская • Бдолах • Бегемот или гиппопотам • Бедный • Беероф • Беер-Шива • Бездна • Бела • Бене-Яакан • Бера • Берот • Бес • Бессмертие • Бесплодие • Бет-Арбел • Алмон-Дивлафаим, Бет-Дивлафаим • Беф • Беф-Авен • Беф-Гарам, Беф-Гаран • Беф-Дагон • Беф-Иешимоф • Бефкарем • Беф-Левеоф • Беф-Нимра • Беф-Орон,:Бефорон Бефорон • Беф-Сан, Бефсан • Беф-Таппуах • Беф-Фегор • Беф-Хогла • Беф-Цур • Беф-Шемеш • Бефсамис • Бецер • Беэр • Библия • Бидекар • Бич • Бифья • Благовонное дерево • Благословение, Благословлять • Блуд • Блудницы и блудники • Блюститель • Бог • Бог крепостей • Болезни • Борода • Бохим • Боцец и Сена • Брак • Брат • Братья Иисуса • Бритва, Брить • Бубаст • Буйвол • Бук • Бытие В   Ваал • Ваалаф • Ваалис • Ваал-Гад • Ваал-Гамон • Ваал-Гацор • Ваал-Ермон • Ваал-Иудин • Ваал-Меон • Ваал Цефон • Ваал-Шалиша • Ваала • Ваалаф-Беер • Вааса, Ваеса • Вавилон • Вавилонская земля • Валак • Валаам • Валла • Валтасар • Вамоф • Ванея • Варавва • Варак • Варахий • Варвар • Варнава • Варсава • Вартимей • Варух • Варфоломей • Васан • Васемафа • Вафуил • Вдова • Вдохновение • Веельзевул • Везек • Веелиада • Велиар • Венадад • Венец дома Иоава • Вениамин • Вениаминово колено • Вено • Веон • Верблюд • Вервь • Вереи • Вереника • Веретено • Верзелий • Верия • Веселиил • Ветер и вихрь • Ветоним • Вечер • Вечный и вечность • Веф-Дагон • Вефиль • Вефхором • Вилдад • Вино • Виноградная лоза • Виноградник • Виноград • Вирсавия • Виффагия • Вифавара • Вифания • Вифезда • Вифлеем • Вифиния • Вифсаида • Власт • Власть • Власяница • Внутренности • Воанергес • Вода • Вода города • Водяные ворота • Возложение рук • Вознесение • Возношение • Возрождение • Броня, Война • Волк • Волосы • Волхвы • Волчцы и тернии • Вол • Вооз • ВоровствоВороныВоротаВорота Источника • Ворота Долины • Ворота Ефремовы • Ворота Навозные • Воскресение • Восор • Восток • Восьмиструнная • Врач • Времена года • Время • Вретище • Всадники и скороходы • Вселенная • Второзаконие • Вугеянин • Вуз • Вульгата • Высоты • Высоты Исааковы

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

С посл. четв. 17 до сер. 18 в. на территории Николаевской Тихоновой пустыни не появилось ни одного нового здания. Во 2-й пол. 18 в., после получения самостоятельности, в пустыни вновь начинается строительство. В 1765 г. возводятся каменная ограда с западной стороны с двуарочными Святыми воротами (над ними в 1781–84 гг. сооружается храм Преображения), а также части южного и северного участков ограды с четырьмя башнями (две на ее западных углах и две в центре боковых сторон). Остальные стены, а также угловые восточные башни и Водяные ворота строятся в 1786–87 гг. В 1787–89 гг. к северу от церкви Преображения с использованием монастырской ограды ставится каменное здание настоятельских келий, а с юга – каменная сторожка. В 1792 г. на некотором расстоянии от Воздвиженского собора, вдоль его северного фасада сооружаются братские кельи, в 1797 г. их достраивают. В 1791 г. в пустыни учреждается духовное училище (в 1816 г. – 200 учеников, 5 учителей; в 1833–35 гг. – 300 учеников; в 1847 г. переведено в Кинешму), для которого в 1808–09 гг. у южной монастырской стены возводится каменный корпус. В 1832–35 гг. на месте шатровой колокольни и старых приделов собора строятся многоярусная колокольня и трапезная. Напротив монастыря, на другом берегу р. Лух, на месте первой кельи Тихона в 1876 г. взамен прежней часовни была поставлена церковь Покрова и Преподобного Тихона с колокольней (не сохр.); там же существовал «изрытый преподобным колодезь». К настоящему времени в плохом состоянии сохранились все перечисленные постройки монастыря, кроме двух башен в середине южной и северной ограды. Все сооружения кирпичные, побеленные. Прямоугольная в плане территория обнесена каменной оградой с угловыми башнями. В продольных сторонах ограды расположены ворота. В середине западной, обращенной к дороге и слободе, – главные, Святые, с надвратной церковью Преображения под высокой, «дутой», четырехскатной кровлей. Церковь композиционно перекликается с угловой северо-западной башней-часовней. К надвратной церкви с севера примыкает длинный настоятельский корпус, поставленный в одну линию с оградой, что подчеркивает главенствующую роль западного фасада монастыря. В восточной стене, обращенной к реке, находятся меньшие Водяные ворота с башней-часовней. В общей пространственной композиции монастыря доминирует кубический объем стоящего посреди территории пятиглавого Воздвиженского собора с высокой колокольней. К северу от собора, параллельно ему, стоит протяженный корпус братских келий, а к северо-западу от последнего – дом священника. На южной границе участка – одноэтажное здание духовного училища.

http://sobory.ru/article/?object=03144

В основании звонницы XVI в. мощная стена, которая завершается двумя арками звона. В 1808 и 1824 г.г. ее надстраивали А. Мизеров и губернский архитектор П.Я. Паньков, после чего она приобрела современный вид. Святые ворота - самая древняя крепостная башня Спасо-Преображенского монастыря. От XVI в. в ней сохранился нижний ярус с двумя арками проезда. Своды основного проезда расписаны на темы Апокалипсиса в 1563-1564 г.г. живописцами Спасо-Преображенского собора. Перестраивались ворота в XVII, XVIII, XIX в.в., в результате чего здание получило дополнительные объемы - дозорную четырехгранную башню, надвратную церковь, большое домообразное крыльцо. Для всех построек XVI в. характерны лаконичная конструкция, четкие объемы, скупой, но выразительный декор и высокое качество исполнения. Все они возведены при участии московских мастеров в русле общерусской или московской традиции. Оборонительные сооружения монастыря на протяжении его истории перестраивались несколько раз. Первые каменные стены и башни возвели в 50-е г.г. XVI столетия. После военных событий начала XVII в. возникла необходимость в строительстве новых крепостных стен, что и было сделано в первой половине XVII в. Фрагменты этих оборонительных сооружений сохранились до сих пор: это Водяные ворота, Богородицкая(1623) и Угличская (1635) крепостные башни и прясло стены между ними. Преобразование Спасо-Преображенского монастыря в Архиерейский дом повлекло за собой многочисленные переделки монастырских зданий. Древние памятники расширяли, надстраивали, пристраивали к ним новые объемы, приспосабливая их для новых нужд. Строились и новые сооружения. Так, в 1820-х г.г. была разобрана сопредельная Спасо-Преображенскому собору Входоиерусалимская церковь XVII в. и на ее месте в 1827-1831 г.г. возведена огромная церковь Ярославских Чудотворцев (проект П.Я. Панькова), которая закрыла южный фасад собора. Кроме того, все основные постройки монастыря соединили между собой двухъярусным крытым переходом. Многочисленные перестройки, продолжавшиеся в течение всего XIX в., до неузнаваемости изменили фасады древних памятников.

http://sobory.ru/article/?object=00216

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010