На рубеже XVII-XVIII веков на средства получившего исцеление в обители ярославского купца Фёдора Верещагина возводится каменная ограда с восемью башнями, протяжённостью около 300 саженей. Наиболее значительная в Угличском крае монастырская ограда своим обликом отчасти повторяет укрепления Спасо-Преображенского и Толгского монастырей. Внушительные круглые, восьмигранные и четырёхугольные башни, выступающий верхний ярус с бойницами, круговой боевой ход досконально воспроизводят элементы крепостей XVII века, но в действительности формы миниатюрны и декоративны, рассчитаны на оптическую иллюзию. Над главными западными воротами расположена небольшая Троицкая церковь. Одноглавый повышенный четверик храма с четырёхугольной апсидой алтаря был фланкирован симметричными объёмами келий. В средней части расположена проездная арка ворот, декорированная тремя гирьками – «вислым каменьем». Надвратный храм, исходя из требований единства ансамбля, строился с явной оглядкой на Введенскую церковь, но в изначальном виде имел более насыщенную и богатую пластику оформления фасадов. К сожалению, в 1891 году памятник подвергся значительной перестройке, исказившей облик, – в особенности западный фасад, заслонённый крупной пристройкой, расширившей храмовое помещение. На противоположной восточной стороне расположены въездные Водяные ворота с примыкающей сторожевой кельей. Эти ворота также подверглись перестройке в XIX веке. Первоначально над ними находились две братские кельи с сенями, завершённые шатром. Прежде они являлись куда более значительным двухэтажным зданием. На основе описи 1702 года можно проследить изначальный облик монастырских храмов. Так, главы и кресты Никольского собора уже в тот период были опаяны железом белым. Крыши покрыты тёсом «в зубец». С северной стороны, очевидно, со времени постройки располагался придел Феодора Стратилата. Глава придела «обита чешуёю муравлёной». Также упоминаются примыкавшие к собору три паперти, под которыми могли подразумеваться крыльца или галереи. Они располагались на месте более поздних западной паперти и южного придела. В соборе находился «иконостас флямованный, вызолочен и тумбы расписаны серебром и золотом на бархатный цвет». Это был значительный колончатый иконостас с полным каноническим набором икон и объёмной «флемской» резьбой. Позднее он подвергался переделкам, но, по всей видимости, сохранялся вплоть до разорения храма в советский период.

http://sobory.ru/article/?object=00487

По образцу укреплений того века, в стенах с зубцами сделаны были для пускания стрел лучные, а для огненного боя мушкетные и пушечные бои, осадные стоки, род откосных окон, из коих лили на осаждавших кипяток и растопленную смолу и серу; 1028 позади их на кружалах каменные площадки, или платформы с парапетом вмещали военный снаряд и ратных людей. В этих стенах устроены ворота с стрельницами; зодчим Флоровских ворот был Петр Антоний в 1491 году, Антоний Фрязин в 1485 году – Чушковых ворот с стрельницею, где вывел он к Москве реке тайник, у коего были в 1584 году водяные ворота. 1029 В стене, между Спасскими и Константиновскою башнями, устроен до ныне уцелевший коридор, или крытый переход, имевший сообщение с последнею; в нем лежали камни, ядра, заготовленные на случай осады и разные воинские орудия; в последствии там содержались преступники. Через три года после того, заложена была Антонием стрельница на месте прежней Свибловской, 1030 с тайником и слухами, кои составляли род подземных галерей. В 1492 году летописи упоминают о башне с Неглиненскими воротами, кои, судя по местности, выходили на берег сей реки, где она образовала угол и занимали место Собакинской башни. Кроме означенных ворот, были еще Тимофеевские, 1031 Константиноеленские, Боровицкие, 3наменские или Троицкие и Чертольские, коих имена в последствии переменялись; некоторые из них закладены на глухо. В них находилось по двое и по трое створов сощитами, или полотнами, обитыми железом и медью, кроме того, железные решетки, или герсы, кои сверху опускались в случае осады города. Башни, или бойницы одне были воротные, или со входными воротами и, по большей части, с косыми проездами, а другие глухие и отводные, заменявшие бастионы; а наугольные башни круглые, а прочие квадратные, или четвероугольные. Выдаваясь несколько вперед, они прикрывали стены города, коих верхи имели двухскатную деревянную кровлю. Изнутри Кремля на стены его вели в разных местах деревянные всходы. В самом городе, по гребню горы и около Фроловских и других ворот шел частокол, коим огорожены были и площади городские.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Между Владимирской и Пречистенской башнями были устроены водяные ворота. Все­го насчитывалось четверо по­добных ворот. На этом же прясле находи­лась еще одна башня, которую сломали в конце XVII в. В 1443 г. в кремле построили высокую восьмигранную в плане башню, позднее получившую название Часозвоня. Новгородский ана­лог московского «Ивана Велико­го» предназначался прежде все­го для дозорных целей. В XVII в. в южной части кремля сформи­ровался жилищно-хозяйственный комплекс – Воеводский двор. Его территория была ограждена. На стыке северной и во­сточной стен высилась элегантная восьмигранная башня. Вок­руг кремля был вырыт глубокий ров протяженностью более ки­лометра и шириной 40-50 м. Он значительно повысил обороноспособность цитадели. Новгородский кремль - не толь­ко выдающийся архитектурно-художественный комплекс, но и одно из самых передовых фортификационных сооружений XV-XVII вв. Несмотря на отдельные недостатки, связанные с оборо­ной проездных башен, он был в состоянии вести активную обо­рону с широким применением артиллерии. Будучи памятником московского военного зодчества, Новгородский кремль вмес­те с тем несет и некоторые местные черты. Расположение его укреплений органично связано с особенностями рельефа мес­тности, что особенно характерно для русского оборонного строительства. Помимо детинца, Новгород имел еще и другие укрепления. Уже в начале XII в. он был окружен кольцом внешних стен, защи­щавших посады всех пяти концов. Это кольцо называется в ле­тописях «острогом» и «окольным городом» и представляло со­бой земляной вал со стоявшей на нем деревянной оградой. Низменная заболоченная местность вокруг вала являлась ес­тественной преградой для врагов и фактором, обеспечивавшим неприступность города. Укрепления окольного города в плане напоминали огромный круг, разделенный по центру рекой. Рас­кинувшись по обоим берегам Волхова, окольный город дости­гал по протяженности 11 км. В то же время протяженность зем­ляного вала и рва составляла 6,5 км. Дело в том, что рубленые стены и башни стояли не только на валу, но и шли вдоль берега Волхова, где валов не было.

http://sobory.ru/article/?object=17092

От Воскресенской башни до наугольной Волгской башни стены сто девяносто сажен. Волгской наугольной башни ширина четыре сажени, поперег тож. От Волгской наугольной башни башня выводная, ширина пять сажен, поперег три сажени. А от Волгския косыя башни к реке Волге ворота водяные, ширина три сажени с полусаженью, поперег тож. Да перед водяными воротами башня отводная, ширина пять сажен с полусаженью, поперег три сажени с полусаженью. От воды тож башня, ширина три сажени с четью, поперег тож. В той же стене от реки Волги башня наугольная с рукавом, рукав обведен тыном, ширина три сажени с полусаженью, поперег две сажени с полусаженью. От Волгской наугольной башни до башни наугольной что с рукавом стены сто десять сажен. От наугольной башни башня-ж с рукавом против мыту 4 , ширина три сажени с полусаженью, поперег три сажени. В той же стене башня над тайником, ширина четыре сажени, поперег три сажени с полусаженью. Тайник от воды в город до улицы, длина тринадцать сажен, поперег в тайнике две сажени с четью, а в дверях полторы сажени. В той же стене башня от тайника против соборной церкви, ширина три сажени с полусаженью, поперег тож. От наугольной башни что с рукавом до башни-ж что у Спасских ворот стены сто двадцать четыре сажени. Башни ширина три сажени с четью, поперег три сажени. А от той башни до больших Спасских ворот семь сажен с четью, поперег три сажени. А башни рублены все клетками, бои выводные за город о дву мостех, а меж башен тын, острог ставлен без тарасей в борозду. Вышина острогу две сажени с полусаженью. Под верхом были полати с боем и подкотками»… Старый город Кострома был окружен высокими валами земляными, как это показано на планах его от 1755 и 1773 годов. С южной стороны, именно вблизи бичевника, где ныне кончается соборный огород, старый город имел земляную насыпь с деревянной вооруженной стеной. Крутояр с юга к северу (по линии от Волги к пряничному ряду, в смежности с летним овощным рынком внизу) оканчивался насыпным валом, который затем простирался полукругом с северной стороны (поблизости к нынешним табачному и масляным рядам), и, наконец, с северо-восточной стороны вал спускался к югу по направлению Ильинской улицы к реке Волге.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

При последних словах Иисус, внимательно слушавший старика, внезапно разволновался и стал оглядываться по сторонам. Он не понимал причин неожиданно возникшей тревоги. Может быть, он увидел перед собой страшное видение из недалекого будущего – человека, распятого на кресте, над которым была прибита надпись, гласившая: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский» ( Мф.27:37 ; Мк.15:26 ; Лк.23:38 ; Ин.19:19 )? Может быть, он почувствовал его боль и его страдания как свои собственные? Этого никто не знает. Волнение было очень сильным, но длилось недолго. Увидев рядом своих родителей, Иисус успокоился и вновь начал слушать повествование. «Однако никакие ухищрения врагов не смогли помешать Неемии. Господь не позволил им осуществить их коварные замыслы. За пятьдесят два дня были восстановлены не только стены, но и все ворота: Овечьи, Рыбные, Навозные, Старые, Водяные, Конские и прочие. Согласно обычаю, после окончания строительства нужно было принести жертвы Богу и освятить заново возведенные стены. А какое освящение возможно без песнопений во славу Всевышнего? Для этого были созваны певчие, не только жившие в самом Иерусалиме, но и те, кто построил для себя жилища за его пределами. Им было приказано прийти в Иерусалим „для совершения освящения и радостного празднества со славословиями и песнями при звучании кимвалов, невелов и киннор» (Неемии 12:27). И они пришли отовсюду – и из Иерусалима, и из сел Нетофафских, и из Беф-Гаггилгала, и с полей Гевы и Азмавета. Собрался огромный хор. После положенного обряда очищения Неемия разделил всех певчих на два больших хора. К ним были присоединены священники с трубами: Захария, Шемайя, Азариил, Милалай, Гилалай, Маай, Нафанаил, Иуда и Хананий. Затем оба хора и священники с трубами поднялись на стены. Это было грандиозное зрелище. Светило яркое солнце. Все певчие, музыканты и священники были одеты в соответствующие такому случаю особые облачения. Звучала божественная песнь в сопровождении музыкальных инструментов: Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В интерьере сохранился иконостас конца XVI в. и одновременные ему иконы (праздничный чин относится к XVIII веку), выполненные местными художниками. Все остальные изображения уже упоминаются в Описи 1601 года. В общем иконописном решении иконостаса ощутима связь с праздником Преображения Господня. Это и преобладание светлых и ярких красок, по преимуществу золота и охры. Это и концы пророческих гиматиев, наподобие горы устремлённые вверх. Это и чёткое начертание креста в композиции трёх икон местного чина, изображающих Преображение Господне, Святителя Николая и мученицу Ирину. В иконе " Преображение Господне " Крест начертан горками, а в изображениях Святителя Николая и мученицы Ирины - фигурами и распростёртыми руками святых. Редкою особенностью иконы " Святитель Николай " является то, что на крышке Евангелия изображено Распятие Господне. Но именно здесь, в храме Преображения Господня, эта особенность естественна, закономерна, ибо на горе Фавор, горе Своего Преображения, Христос явно свидетельствует ученикам о предстоящем Ему вознесении на Крест. Сам иконостас, как и в церкви преподобного Иоанна Лествичника, тоже является крестом, вертикаль которого проходит чрез иконы Богородицы " Знамение " , " Спаса в силах " и царские врата, а горизонталь - чрез лики и руки Христа и предстоящих Ему святых в деисисе. Из альбома-путеводителя " Свято-Успенский Кирилло-Белозерский монастырь " . Издательство Кирилло-Белозерского монастыря, 2016 г. Водяные врата с надвратной церковью Преображения Господня являются одним из самых запоминающихся архитектурных памятников при посещении Кирилло–Белозерского монастыря, особенно в летнее время, когда ворота открыты, и можно выйти непосредственно к Сиверскому озеру. П.И. Челищев в своем «Путешествии по северу России» (1791 г.) пишет о церкви «Преображенская на воротах: настоящий престол Преображению Господню, придельные – Николаю Чудотворцу и мученицы Ирины». Водяные врата с надвратной церковью Преображения Господня находятся в средней части западной стены Большого Успенского монастыря (XVI в.), примыкающей к Сиверскому озеру между Хлебной башней с севера и Свиточной башней с юга. И ворота, и церковь датируются XVI в., но ворота были построены ранее.

http://sobory.ru/article/?object=05135

12 сентября 1709 г. Преосвященный Каллист, епископ Тверской и Кашинский, освятил эту церковь. В том же 1709 году царским иждивением была построена зимняя, каменная, одноглавая, однопрестольная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских чудотворцев. Под церковью была устроена квасоварня, кладовая, хлебный амбар и подвал. Одиноко стоящая каменная колокольня между собором и Алексеевской церковью была построена в 1709 году. В одну линию по южной стороне монастыря, вдоль р. Тьмаки, на запад от церкви преп. Антония и Феодосия располагался каменный двухэтажный корпус братских покоев. За ними – трапезная на втором этаже, а внизу – кухня. На восток в одной связи с этой же церковью в каменном двухэтажном здании размещались ризница и настоятельские покои. В них находились портреты Тверских архипастырей и настоятелей Желтикова монастыря и две большие написанные на дереве иконы. В нижнем этаже – братские келии. Внутри монастыря около соборного храма располагалось небольшое кладбище, а на севере обители фруктовый сад. Особой уникальной ценностью Желтикова монастыря была находившаяся в соборе рака с обретенными в 1483 году мощами святителя Арсения Чудотворца. Территория монастыря с трех сторон, кроме южной, была ограждена высокой каменной с крытой галереей по верху оградой. На северном и западном углах ограды были полукруглые башни. Входов в монастырь было два. Через главные Святые ворота с востока и Водяные ворота, выходящие к р. Тьмаке. Украшением Святых ворот были порталы и над перекрытием их два предстоящих ангела с крестом между ними. В 1914 году Святые ворота были перестроены. За монастырской оградой находились гостиный двор, шесть дачных домов, скотный двор, бани, погреба, сараи для сена и дров, мельничная изба, дома для рабочих сторожа. В 1902 году на средства монастыря был сооружен мост через Тьмаку. После закрытия в 1919 г. монастыря национализации имущества, ценностей, земель, разгона монахов 25 мая под проклятие верующих комиссией от властей были вскрыты мощи святителя Арсения.

http://sobory.ru/article/?object=04673

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Симонов монастырь был основан в 1370 г. племянником (по другим сведениям, учеником) прп. Сергия, Феодором (позже ставшим еп. Ростовским), при вел. кн. Димитрии Ивановиче. Название свое монастырь получил по имени Симона, в миру боярина Ховрина, пожертвовавшего землю монастырю. Монастырь был основан на том месте, где ныне находится церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове, древний одноглавый храм, в котором похоронены иноки-воины Пересвет и Ослябя. В 1379 г. монастырь был перенесен на новое место, находящееся неподалеку от прежнего, тогда же была заложена церковь Успения Божией Матери, одно из древнейших зданий Москвы, доживших до ХХ века. Церковь была освящена в 1405 г. В разные годы в монастыре подвизались прп. Кирилл Белозерский, свт. Иов и сщмч. Ермоген, Патриархи Всероссийские. С Симоновым монастырем связаны многие события Русской истории. В 1771 г. монастырь был упразднен и, ввиду начавшейся чумы, превращен в чумной карантин, но в 1795 г. по ходатайству графа Мусина-Пушкина вновь восстановлен. К началу ХХ века монастырь был одной из богатейших и славнейших Российских обителей. На его территории, окруженной двенадцатью башнями, находилось 6 церквей с 11 престолами и громадная колокольня (арх. К.А. Тон). С 1923 г. в части монастыря размещался музей. Был выпущен его путеводитель и проектировались реставрационные работы в 1927 г. Последний храм монастыря был закрыт в мае 1929 г. В ночь на 21 января 1930 г., в 6-ю годовщину смерти В.И. Ленина, собор Симонова монастыря и стены вокруг него были взорваны. В 1932-1937 гг. на месте большей части монастыря архитекторами Л.А., В.А. и А.А. Весниными был построен Дворец культуры автомобильного завода им. И.А. Лихачева. К 1990 г. в монастыре сохранились здания: крепостные стены (три прясла); Солевая башня (угловая, юго-восточная); Кузнечная башня (пятигранная, на южной стене); " Дуло " (угловая, юго-западная башня); " Водяные " ворота (1/2 XVII в.); " Келарский корпус " (или " Старая " трапезная, 1485 г., XVII в., XVIII в.); " Новая " трапезная (1677-1683 гг., зодчие П. Потапов, О. Старцев); " Сушило " (солодежня, XVI в., 2/2 XVII в.); Казначейские кельи (1/3 XVII в.). Сохранился один закрытый храм с 5-ю престолами, пять же других храмов с 6-ю престолами были разрушены.

http://sobory.ru/article/?object=03108

Из стен Симонова монастыря вышли многие подвижники и знаменитые церковные деятели. Так следующим после Федора игуменом Симонова монастыря был преподобный Кирилл, затем основавший Кирилло-Белозерский монастырь. Из постриженников Симонова монастыря выбирались, как правило, главы русских епархий. В Симоновой обители подвизался и Иона, впоследствии митрополит всея Руси, при котором была учреждена автокефалия Русской Церкви. По повествованию Степенной книги, именно в Симоновой обители митрополит Фотий увидел знак на Ионе, послуживший основанием для пророчества: «Яко инок сей будет велик святитель во странах русския земли, и многия от неверных обратит к Богу и просветит святым крещением, и в разум истинный приведет; наипаче же и сему царствующему граду Москве  и прочим градовом многим истинный пастырь и учитель будет». Три всероссийских патриарха — Иов (1587—1605), Гермоген (1606—1612), Иосиф (1642—1652) — начинали свой монашеский путь в Симоновом монастыре. Представители знаменитых родов чаще всего приходили сюда для иноческого жития. Под стенами монастыря вплоть до конца XIX века хоронили представителей дворянской Москвы — здесь был своего рода некрополь старинных дворянских московских фамилий. На протяжение нескольких столетий в монастыре шло энергичное строительство. Сохранившаяся до сегодняшнего дня церковь Тихвинской иконы Божией Матери была построена в 1667 г. царем Федором Алексеевичем, который очень любил Симонов монастырь — рядом с храмом для него были выстроены специальные хоромы. Архитектура храма относится к стилю «московского барокко», что  сказывается в резных белокаменных порталах, оконных наличниках и других деталях. Храм, чудом уцелевший до наших дней, имел многоцветную раскраску, имитировавшую каменную ограненную кладку «в шахмат». Многие монастыри Москвы, к числу которых относился и Симонов, по мнению современных исследователей, играли роль форпостов на южных подступах к столице. Цепь монастырей, прозванных за их назначение «сторожами», образовывала полукольцо, начинавшееся с востока Спасо-Андрониковым, затем по левому берегу Москвы-реки продолжавшееся Новоспасским и Симоновым, на правом берегу — Даниловым и далее Донским и заканчивавшееся Новодевичьим монастырем. Вокруг Симонова монастыря в XVI в. были построены мощные оборонительные сооружения, от которых до сегодняшнего дня сохранились лишь фрагменты крепостных стен, Солевая башня, Кузнечная, башня «Дуло» и «Водяные» ворота. Из построек особенно интересна оставшаяся невредимой при разрушении монастыря угловая башня «Дуло» — многогранная, с накладными лопатками, с рядами бойниц и шатровым завершением. Эта башня неоднократно служила образцом для подражания при строительстве крепостных сооружений.

http://e-vestnik.ru/history/istoriya_sim...

Как только Димитрий въехал по наплавному мосту, проложенному через Москву-реку, в Водяные ворота, поднялся сильный вихрь и, хотя в остальном стояла хорошая, ясная погода, ветер так сильно погнал песок и пыль на народ, что невозможно было открыть глаза. Русские очень испугались, стали по их обычаю осенять лицо и грудь крестом, восклицая: «Боже, спаси нас от несчастья!» Когда въезд закончился, каждый был водворен на свое место и все сделано, как положено, вышел из Кремля господин Богдан Вельский с несколькими князьями, боярами и дьяками на Лобное место, около которого собрались все жители города, а также дворяне и недворяне из сельских местностей. Он призвал всех собравшихся возблагодарить Бога за этого государя и служить ему верою, так как он прирожденный наследник и сын Ивана Васильевича, затем вытащил из-за пазухи свой литой крест с изображением Николая, приложился к нему и поклялся, что Димитрий прирожденный наследник и сын Ивана Васильевича; он, Вельский, укрывал его на своей груди до сего дня, а теперь снова возвращает им, и пусть они любят его, почитают и уважают. И весь народ ответил: «Сохрани, Господи, нашего царя! Дай Бог ему здоровья! Сокруши, Господи, всех его врагов!» Это пожелание исполнилось впоследствии, после смерти Димитрия, обернувшись ужасным образом против них самих. 29 июня, в субботу, Димитрий короновался в церкви св. Марии согласно русским обычаям и церемониям, о каковых можно прочесть выше, где говорится о коронации Бориса. После Дня посещения девы Марии Димитрий приказал привезти с большими почестями с несколькими тысячами конных провожатых свою мать обратно в Москву из Троице-Сергиевского монастыря (куда царь Борис сослал ее, приказав постричь в монахини). Димитрий сам выехал на свидание с ней, и они встретили друг друга очень приветливо и радостно. Старая царица сумела отлично приладиться к этой комедии, хотя в душе ей было хорошо — и лучше, чем тысячам других людей, — известно совсем иное, ведь благодаря этому сыну она вновь возвращалась к прежнему высокому положению и царскому сану. Соскочив с коня, царь довольно долго шел пешком рядом с ее каретой, и это зрелище исторгло слезы из глаз многих людей из простой черни, плакавших оттого, что столь чудесны дела Господни среди людей. Затем царь снова вскочил на коня, поехал со своими князьями и боярами вперед и сам распорядился обо всем в монастыре, где собиралась поселиться его мать. В Кремле у Иерусалимских ворот, против Кирилловского монастыря, он приказал выстроить новые красивые палаты и назвал их монастырем своей матери. Он содержал ее так, что между его и ее столом не было никакой разницы. Посещал он ее ежедневно и столько выказывал ласки и почтения, что, говорят, тысячи людей клятвенно заверяли, что он действительно ее родной сын.

http://sedmitza.ru/lib/text/439084/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010