Но постоянный предмет его отеческих забот – вся Казань, открывается пред ним в чудной панораме, по ту сторону роскошного озера Кабана. Ее кремлевская святыня издали утешает взоры Пастыря, исполненного благоговейной любви к основателю своей кафедры, Святителю Гурию, и другу его Варсонофию; близок ему сей последний и по тому чувству, что как бы по следам его перешел он, из родственной ему Твери на это новое духовное поприще. Трогательное с ним прощание Тверской его паствы послужит залогом того, чего может ожидать от него Казанская. Странно, что летнее жилище Архиереев Казанских было во времена Царства усадьбою Магометанских муфтиев; должно полагать однако, что это самое послужило причиною основания тут малой обители, для пребывания духовных Владык покоренного города. Еще доселе благоговеет народ к гробницам своих имамов, коих большие камни, с куфическими надписями, видны близ внешних ворот и подле самой церкви. Иногда приходящие почтить память своих усопших, хотят посмотреть и на Христианского Пастыря Казани; он принимает их с духовною простотою, которая делает его доступным каждому, ибо сердце его лежит не только к Православным, но и к чуждым ему по Вере, и всех бы желал обнять он, как чад своих во Христе Иисусе, подражая в том великим своим предшественникам Гурию, Герману и Варсанофию. После долгой назидательной с ним беседы я поехал в город, вдоль живописного озера, чтобы там, в стенах Кремля, воздать должное поклоненье Первопрестольнику Гурию и Святителю Варсонофию, которые положили начало спасения Казани, и доселе ее соблюдают своими молитвами. По главной Воскресенской улице, пролегающей вдоль гребня Казанского холма, въехал я в Спасские ворота Кремля, напоминающие собою Тайницкие, что в Москве, и освященные Церковью во имя Нерукотворенного образа Спаса. Везде на Святой Руси тот же неизменяемый образец ее священных преданий, не только в храмах, но и в самых твердынях: икона Спасова сторожит главный вход, надвратная церковь осеняет входящих; далее, на противоположном конце узкого Кремля, есть Водяные или Иорданские ворота для крестных выходов на реку, в торжественные дни Богоявления, Преполовения и Всемилостивого Спаса.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Пред Спасскими воротами в новый город чрез ров мост на клетках, ширина пять сажен, от осыпи до Спасских ворот...» 17 . Несомненно, кремль Костромской имел с трех сторон осыпь или был окружен высокими валами земляными, пред которыми находились глубокие рвы. Осыпь или насыпь окружена была деревянною стеною на протяжении 511¼ сажен. В стене находились двои ворота: 1) Спасские большие, чрез которые был главный въезд в кремль; они были устроены подле осыпи или вала к северу, вероятно, пред нынешним каменным, а прежде деревянным мостом, 18 который, длиною 15¼ сажен, был устроен на клетках, над широким рвом, окружавшим в прежнее время земляные валы, и 2) водяные ворота к р. Волге. Еще упоминается о бывших Ильинских воротах по направлению от Кадкиной горы. Затем в Кремле были устроены башни, всего четырнадцать. Улиц здесь было три: большая к водяным воротам, от Спасских ворот улица подле осыпи или северного вала и переулок на большую улицу к водяным воротам. Нельзя не сознаться, что при теперешнем состоянии кремля, без сомнения, затруднительно начертать точную топографическую картину кремля времени Писцовых книг или установить пунктуально те места, где находились существенные принадлежности его, напр. земляные валы со рвами, стены с разными воротами и башнями. Для того, чтобы получить представление о Костромском кремле в отношении внутреннего расположения в нем, мы обозначим далее те здания, которые по документам XVII–XVIII веков входили в состав кремля, при чем не можем не упомянуть хотя вкратце и о важнейших переменах в них. Особенное как бы священное знамение Костромскому кремлю издревле придавал соборный холодный (готического стиля) храм в честь Успения Божией Матери, первоначальное построение которого, по преданию, приписывается князю Костромскому Василию Ярославичу († 1277 г.) по прозванию Квашне, удостоившемуся на Запрудне явления т. н. Феодоровской иконы Богоматери. 19 После чудесной, вследствие присутствия среди войска этого образа, победы, которая, вероятно, в 1271–1274 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Со временем на территории монастыря образовались три усыпальницы, где находилось 52 захоронения. Ныне частично сохранилась только одна из трех усыпальниц, а могилы Захарии и его ближайших потомков утеряны. Так или иначе, земля Ипатьевской обители до сего дня покоит прах знаменитых родов Годуновых и Сабуровых, оставивших заметный след в истории Отечества. Первой крупной постройкой здесь была деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, на месте которой в 1560 г. был построен пятиглавый каменный собор с тем же Троицким престолом и приделами во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Храм был сравнительно небольшим. Именно в нем 14 марта 1613 г. был призван на царствие Михаил Романов. В XIV и XV вв. Ипатьевская обитель была довольно небольшой и малоизвестной. Возвышение рода Годуновых послужило началом к переустройству монастыря. Начиная с середины XVI ст. до 1605 г., то есть за 50 лет, был выполнен комплекс работ по каменному строительству в монастыре. Комплекс включал в себя сооружение вышеупомянутой Троицкой церкви, монастырских стен с въездными воротами, среди которых особое положение занимали Святые парадные ворота с надвратной церковью во имя великомученика Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Церковь возведена в честь соименных святых царя Феодора Иоанновича и его супруги царицы Ирины. Как было написано в закладной доске: «...на память от рода в род по душех своих и по своих родителей в вечный поминок». Каменные стены, согласно летописи, были возведены в 1586 г. по повелению царя Федора Ивановича. Стены монастыря, опоясавшие территорию так называемого Старого города, имели протяженность 243 сажени (518 м) и получили вид прямоугольника неправильной формы. Крепостная стена по углам фланкировалась четырьмя круглыми башнями. В монастырь вело пять въездных ворот: с южной, западной и северной стороны и двое ворот со стороны реки Костромы — Святые и Водяные. Въездные ворота были укреплены квадратными башнями, из них сохранилась лишь башня над Южными воротами. Стены имели толщину около полутора метров, а позднее, в XVII в., были надстроены до 3 м. Первоначальная высота стен была на 2 м ниже современной и достигала 7 м.

http://sobory.ru/article/?object=00151

Турецкий археолог Экрем Акургал выдвинул предположение, что слово, означающее читальный зал библиотеки – «аудиторион» (лат. – auditorium; греч. – αυδειτριου) в античном словоупотреблении синонимично слову «училище» (греч. – σχολ), упомянутом в связи с проповедью ап. Павла: «Ежедневно проповедовал в училище некоего Тиранна» ( Деян. 19,9 ). Скорее всего, учебные заведения и школы Ефеса, располагавшиеся в центре города, стали к началу II века основой для строительства библиотеки как единого интеллектуального центра (Ekrem Akurgal. Ancient Civilization and ruins of Turkey. – Istanbul, 2007. – P. 161). Находясь в библиотеке Цельса, на память невольно приходит и образ св. Иустина Философа , открывшего во II веке именно здесь, в Ефесе, первую христианскую философскую школу и, возможно, рассуждавшего на ступенях этой библиотеки с ефесскими мудрецами. Агора Справа от библиотеки Цельса возвышаются реконструированные ворота, также с богатыми скульптурными украшениями, сооруженные, видимо, в одно время с библиотекой Цельса. Ворота вели на рыночную площадь – агору. Агора была построена в I в. до н.э. и представляла собой большую квадратную площадь с длиной стороны 110 м. В начале 111 года, при императоре Каракалле, она была перестроена и сохранилась до наших дней примерно в таком виде, в каком она оказалась после землетрясения, произошедшего в IV в. Это был самый большой рынок города, где торговали абсолютно всем, лавки торговцев располагались вдоль колоннады. Здесь был также рынок рабов, и проводились собрания по случаям религиозных и светских праздников. Можно предполагать, что именно здесь начался бунт ефесской черни, подстрекаемой серебряником Димитрием, против апостола Павла. В центре площади находились водяные и солнечные часы, а с южной стороны агоры находился храмовый комплекс Сераписа. Археологические раскопки показали, что уже в IV веке храм Сераписа был обращён в христианскую церковь , посвящённую предположительно ап. Павлу и св. Фекле (по другой версии – ап. Иоанну).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

В 1792 г. построен небольшой больничный корпус (к западу от входа в Никольский собор), к-рый разобран в нач. XIX в. (Ист. описание. 1877. С. 109). В 1807 г. на вост. стороне построен одноэтажный корпус (разобран в нач. XX в. при строительстве Иверского собора), над к-рым была сделана крытая галерея с балюстрадой (впосл. разобрана). Комплекс учебных зданий в П. Н. м. начал формироваться в сер. 70-х гг. XVIII в. В 1776 г. для размещения Перервинской семинарии был надстроен 2-й этаж над братскими кельями, сооруженными, вероятно, в нач. XVIII в. на сев. стороне мон-ря. В 1778 г. в стиле классицизм на юж. стороне мон-ря, между старыми настоятельскими кельями и патриаршими кельями, возведен старый архиерейский дом (в 1786 пристроен балкон). На нижнем этаже дома размещались семинаристы, верхний был приспособлен под семинарскую б-ку. В 1784 г. к старым настоятельским кельям с восточной стороны был пристроен 2-этажный корпус для учителей. В нач. XIX в. на зап. стороне мон-ря возведен 2-этажный новый архиерейский дом (1805-1808; подрядчик работ - крепостной мастер князей Голицыных Никитин; 2-й этаж до 1966 был деревянным), с сев. стороны к нему пристроен новый семинарский (училищный) корпус (1806-1807). В 1830-1832 гг. архит. М. И. Бове построил на юж. стороне мон-ря новый училищный (классический) корпус, а в сер. 30-х гг. XIX в. провел комплекс работ по перестройке учебных зданий обители, к-рые в результате получили единый стилистический облик ( Одинец. 1990. С. 136). Деревянная ограда мон-ря начиная с сер. XVII в. постепенно заменялась каменной, при этом с постройкой новых корпусов протяженность ограды сокращалась. В ней имелось двое каменных ворот: Святые (на вост. стороне мон-ря) и Водяные (на сев. стороне). В посл. трети XVIII - нач. XIX в. перестроена юго-зап. башня, в 1787 г. возведена башня готической архитектуры с круглой беседкой вверху на вост. стороне над Святыми воротами, перестроена зап. башня (разобрана в 1869). В нач. XX в. в связи с постройкой Иверского собора были разобраны стены с вост. и сев. сторон монастыря, в т. ч. Святые ворота с башней. Одновременно с постройкой Иверского собора возведена новая ограда, завершенная зубцами и обработанная с внешней стороны поясом декоративных машикулей и нишек с арочными воротами с сев. и вост. сторон, увенчанных высокими декоративными кирпичными щипцами (Николо-Перервинский мон-рь. 2007. С. 193).

http://pravenc.ru/text/2579990.html

В 1836 году, в день памяти первосвятителя Московского Петра, день моих именин, отец игумен постриг меня в рясофор. В том же, 1836, году поступил к нам в число братства афонский иеромонах Серафим. Он был астраханский уроженец, лет 65, среднего роста и весьма благообразной наружности; имел наперсный крест; рясу всегда носил мухояровую, а при служении под ризу надевал аналав. По понедельникам молочного не употреблял. Келья, отведенная ему, находилась там, где ныне водяная башня, тогда еще не существовавшая; тогда были на том месте водяные ворота, а над ними вверху кельи. Отец Серафим жительствовал у нас около двух лет. Когда покойный владыка, временно пребывавший в Санкт-Петербурге, возвращался в Москву, он многократно докучал владыке своими сплетнями и доносами на всю братию и игумена. В жизни нельзя упрекнуть отца Серафима: он был весьма воздержен, но характер имел сварливый, раздражительный и неуживчивый, чем и вооружил против себя всю братию, и, окончательно лишившись доверия владыки, был уволен из Угрешского монастыря вследствие того, что однажды, во время служения, раздражившись на пономаря, он оставил служение литургии и разоблачился. Он поступил в Данилов монастырь, где также не ужившись, оставил Московскую епархию. В 1837 году, по распоряжению начальства, к нам прислан был униатский ксендз Осип Васильевич Семашко, для увещания его в православии. Он был лет 50, среднего роста, приятной наружности и весьма обходительный и вежливый, но упорный в своих убеждениях; он оставался непреклонным и, несмотря на все увещания в монастыре, в консистории и лично у самого владыки, успеха не было. Как человек, глубоко проникнутый духом фанатизма, свойственным латинству, и как человек знатного рода и имевший связи и большие средства, которые он употреблял во зло, вооружая свою паству (в Волынской губернии), против правительства, был сослан в Соловецкий монастырь на заточение, и что с ним после того сталось, мне неизвестно. В начале марта 1838 года мои родители приезжали навестить меня и провели в монастыре две недели. Это было последнее мое свидание с батюшкой; ему был 77-й год, и в мае 17 числа того же года он скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В настоящее время древний храм Архистратига Михаила имеет вид продолговатого четвероугольника с одним выдавшимся на восток полукружием 1445 . В последствии времени окружность его увеличена с трех сторон каменными же пристройками и двумя на восток полукружиями. Кровля церкви на 4 ската покрыта листовым железом и окрашена медянкою. Ниже сей кровли таковая же кровля находится и на пристройках с трех сторон полукруглых. Над кровлею собора возвышается пять глав, покрытых железом и окрашенных медянкою. Яблоки и кресты обиты белою жестью. Вход в соборную церковь с западной стороны чрез крыльцо; а другой тоже с западной стороны чрез крыльцо в Казанскую придельную церковь . Величина древней Михайловской церкви в длину от паперти до иконостаса 17¼ арш. без вершка, в ширину 12 арш. без вершка, а в алтарь ее длины 7½ арш., ширины 11 арш. 7 вершков 1446 . В Моисеевском приделе, отделенном тремя арками, длина церкви одинаковая с собором, а ширина 9 арш.; длина алтаря 6 арш. 7 вершков, а ширина 9 арш. Алтарь в главной церкви троечастный, разделенный двумя боковыми стенами с пролетами; престол в нем каменный, выкладен из кирпича. В XVII веке в Сковородский монастырь был совершаем крестный ход из Соф. собора водяным путем в 6-ю неделю по пасхе. В этом ходу из собора шли во Владычные или водяные кремлевские ворота и потом входили в насады. На пути 1-я статья была пресвятой Троице и бесплотным Силам без эктении и без осенения, коих в насадах не положено; 2-я за всяко прошение и пророку Илии; 3-я Благовещению и великомученику Георгию. Евангелие на статьях читали настоятели монастырей. После трех статей протоиерей Соф. собора начинал читать житие св. Моисея, а чтецы продолжали оное. По прибытии в монастырь, молебен пели за алтарем церкви Архангела Михаила не служившие с владыкою настоятели и градские священники в 4-ре статьи, а допевали оный в церкви. При этом владыка выходил для молебна на средину, читал евангелие, совершал водоосвящение делал отпуск и кропил св. водою. Затем он служил литургию и по окончании отпускал крестный ход в город. В этот день Соф. собору был стол в монастыре, а святитель до стола возвращался в дом 1447 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В Новгороде, при первом посещении архипастыря, было обхождение им города и чтение молитвы перед городскими воротами. Митрополит Новгородский Иоаким, при вступлении своем в Новгород в 1673 году, совершил торжественное шествие по городу в санях, и пред воротами его – восточными, западными, северными и южными произносил молитвы на особо устроенном месте, которое за ним тут же возили. Это совершалось так: выйдя из саней у соборной церкви Знамения Пресвятые Богородицы, на Ильинской улице, он вошел в церковь , прикладывался к чудотворному образу Знамения Пресвятые Богородицы и к другим образам, и потом облачился в свои архиерейские одежды на месте, среди церкви; к тому времени пришли из соборной церкви Премудрости Божии, с крестами и с чудотворными иконами, архимандриты и игумены, и протопопы и весь освященный собор... Митрополит, выйдя из церкви Знамения Пресвятые Богородицы, кадил и целовал честные кресты и чудотворные иконы, и, по целовании, велел себе поставить место, к западу лицом. Став на приготовленное место, он прочел поучение о поставлении своем и, преподав мир и благословение всему народу, пошел с крестами в соборную церковь Премудрости Божии при пении молебного канона Пресвятой Богородицы «Воду прошед». По приходе в церковь, митрополит служил божественную литургию и воду святил. Потом, разоблачась, вышел из церкви у западных Корсунских дверей, сед в сани и поехал с благословящим крестом. Пред митрополитом шли певчие дьяки и подьяки, и пели стихи; софийские ключари несли крест и со святою водою блюдо, соборные пономари и звонцы везли на санях место, на котором митрополит молитву говорил. За митрополитом ехали боярин и воевода Петр Васильевич Шереметев, дьяк Ермола Воробьев и головы стрелецкие, и около митрополита, для обереганья, шло двести человек стрельцов с оружьем. Приехав к Пречистенским воротам, на восток, на Волховской мост, митрополит перед Богородицынын образом вышел на место, молитву говорил, во услышание всем. И после молитвы осенял крестом на все четыре стороны и кропил святою водою, затем сел в сани и поехал около Каменного города, на север, по Кривому мосту, к Розважским воротам; далее, к Воскресенским воротам, на полунощную страну, оттуда к Преображенским воротам, на полуденную страну; отсюда в Новинския водяные ворота на берег, к востоку; и у каждых ворот действовал одинаково.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В советское время в здании храма располагалась спортивная школа. В 2007 году здание храма было передано Русской Православной Церкви, первым настоятелем храма стал отец Антоний (Додунов). В 2008 году был образован Введенский мужской монастырь, во главе с иеромонахом Севастианом (Марковым), радевшем о восстановлении этой церкви. В 2013 году Введенский монастырь снова преобразован в приходской храм, настоятелем которого стал протоиерей Александр Столяров. Введенская церковь примечательна и тем, что это последний храм, где служил святой Вязниковской земли священномученик отец Константин Твердислов. Иподиакон Алексий Алексеев, «Введенский храм», Маяк, Вязники. 2013 г. Введенская церковь расположена на уступе горы в южной стороне Вязников между городом и Ярополченскою слободою; до 1764 г. при этой церкви был женский монастырь. Время основания Введенского женского монастыря с точностью неизвестно, но принимая во внимание, что в патриарших окладных книгах церковь появляется в первый раз под 1635 г., можно предположить, что он основан незадолго до этого времени. При патриархе Иоасафе в монастыре была построена теплая деревянная церковь во имя св. Иоанна Предтечи, а в 1648 г. холодная двухэтажная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом внизу во имя св. прор. Илии. В 1681 г. по указу царя Федора Алексеевича приказано было выдать из таможенных и кабацких сборов на постройку каменной церкви в Введенском монастыре 70 руб. 12 алтын. Когда кончилась эта постройка, сведений не сохранилось, но есть основание полагать, что она тянулась до начала XVIII ст. Основание это заключается в том, что в делах патриаршего казенного приказа сохранилась отметка, по которой в 1703 г. выдан антиминс в новопостроенную церковь Введения Пресвятой Богородицы и св. Иоанна Предтечи, а это и могла быть строившаяся с 1681 г. каменная церковь. До постройки каменных церквей в конце XVII ст. в монастыре была соборная деревянная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы об одном шатре, крест и глава опаяны белым немецким железом, над трапезою колокольня восьмиугольная, глава обита чешуею деревянною, крест опаян белым железом, на колокольне 5 колоколов… Церковь деревянная теплая во имя Иоанна Предтечи с трапезою об одной главе, глава обита чешуею деревянною, крыта тесом… В монастыре 63 кельи деревянных, в них игуменья, казначея, 138 рядовых стариц, 14 вдов, 22 девицы, 7 вдов и 8 девиц вкладчиц. Ограда вокруг монастыря деревянная, на ней башен и пушек и воинского снаряду нет. В ограде – св. ворота и калитка, на них подволока косящатая; глава обита чешуею деревянною, крыта тесом. Двое ворот водяные. В монастыре 2 колодца.

http://sobory.ru/article/?object=03741

В храме у мощей св. Димитрия начинается молебен, по окончании которого епископ Иосиф вручает царственным богомольцам св. иконы, а затем показывает святыни храма. С благоговением они прикладываются к св. мощам и иконам. Государь всем живо интересуется, расспрашивает, обращает внимание на остатки древнего каменного иконостаса, сохранившиеся за современным деревянным позолоченным, и высказывает сожаление, что такая замечательная древность закрыта менее ценным и подходящим к сему древнему собору сооружением. Епископ Иосиф просит соизволения Государя принять точную копию Ватопедской иконы Божией Матери, изготовленную обителью в благословение Государыне, которая по нездоровью не смогла посетить Ростов. Эту икону держала в руках Лиза Лепешкина, получившая исцеление в 1910 году от иконы Божией Матери «Умиление». Владыка рассказал об этом, и Государь побеседовал с Лизой, а дети «с умилением слушали эту беседу, внимательно разглядывая недавнюю жертву страшной болезни, избавленную милосердием Царицы Небесной». Большой интерес у Государя и детей вызвала пещерная церковь Воскресения с Гробом Господним, устроенная по подобию иерусалимского. Они все одновременно спустились туда и долгое время там пребывали и молились. По словам владыки Иосифа, «освещенная 33-мя лампадами (по числу лет Христовых) и украшенная цветами, светильниками и священными изображениями, пещерка производит на душу сильнейшее впечатление, перенося мысль к подлинным местам и обстановке смерти и погребения Воскресшего Жизнодавца». После осмотра пещерного храма, выйдя наверх, Государь увидел открытые к озеру врата и пожелал пройти туда. «Несколько неожиданное решение Государя застигло врасплох всех. Толпы народа, не предусматривавшие этого и ожидавшие шествия Царя к Шереметьевскому храму, оказались загораживающими Ему путь, и Государю пришлось вмешаться совершенно в самую гущу народа. Это была в высшей степени трогательная картина ближайшего соприкосновения Обожаемого Монарха со Своим народом. Редко где еще так свободно мог чувствовать Себя Царь, как здесь, где Его окружала самая искренняя и восторженно-горячая любовь, готовая положить за Него душу свою. До какой степени в это время Царь был близок к народу, можно судить по следующему маленькому инциденту. Рассказывали, что какой-то шустрый мальчуган (должно быть, в силу известной русской слабости – не верить только глазам, но и руками пощупать) легонько потрогал рукою шашку Государя. Государь с улыбкой погрозил мальчугану пальцем. Выйдя чрез Водяные ворота на берег озера, Государь долго любовался дивною картиною, расспрашивая оказавшегося около него простого мужичка об озере и видневшихся кругом его селах и церквах...»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010