В церкви скитской мне случалось бывать преимущественно во время обедни. Здесь уже при самом вступлении, бывало, чувствуешь себя вне мира и превратности его. С каким умилительным благоговением совершалось священнослужение! И это благоговение отражалось на всех предстоящих до такой степени, что слышался каждый шелест, каждое движение в церкви. Клиросное пение, в котором часто участвовал сам начальник скита отец Антоний, было тихое стройное, и вместе с тем величественное и правильное, подобно которому после того нигде уже и не слыхал, за сем тем, что мне очень часто приходилось слышать самых образованнейших певчих в столицах и известнейших певцов Европы. В пении скитском слылись кротость, смирение, страх Божий и благоговение молитвенное, между тем как в мирском пении часто отражается мир и его страсти, а это уже так обыкновенно! Что ж сказать о тех вожделеннейших днях, когда священнодействие совершалось самим начальником скита отцом Антонием? В каждом его движении, в каждом слове и возгласе видны были девственность, кротость, благоговение и вместе с тем святое чувство величия. Подобного священнослужения после того я нигде не встречал, хотя был во многих обителях и церквах». К добровольным трудам и подвигам монашеским преподобного Антония вскоре присоединился и невольный крест тяжкой болезни. От непомерных подвигов развились в нем разные тяжкие недуги, от которых он и страдал до самой кончины. От продолжительного стояния на молитве сперва заболели ноги; потом, получив в ногах облегчение, он стал чувствовать головокружение; затем подступила к глазам темная вода, так что на некоторое время лишался зрения. Когда и от этого получил исцеление, возобновилась болезнь в ногах, потом открылась водяная и так далее. В 1836 году, в день святой Пасхи (29 марта), в самую полночь, поспешая по лесной тропинке из скита в монастырь к утренней службе, он крепко ушиб себе правую ногу об дубовый пенек; но, несмотря на боль, понудил себя выстоять всю пасхальную утреню. От ушиба на ноге открылась рожа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1947 году построили небольшой домик, и у батюшки появилась, наконец, своя келия. Община росла, людей в храме становилось все больше, но средств на реставрацию фресок не хватало. Настоятель оформил матушку Гавриилу на несколько должностей: бухгалтером, истопником, письмоводителем... – а зарплату стали откладывать. Экономили на всем, но и Господь их не оставлял. После Пасхи 1948 года прибыли реставраторы из Москвы. Сначала отремонтировали правый придел Петра и Павла, а потом центральный и левый. Все иконы пятиярусного иконостаса восстановили. На престольный праздник Рождества Богородицы литургию совершали архиепископ Можайский Макарий, благочинный отец Владимир, отец Исидор и два диакона. Прихожане поднесли батюшке адрес, в котором благодарили его за ревностное служение. Через неделю ему была вручена Патриаршая грамота. Но нашлись и другие люди, написавшие донос, и 10 мая 1949 года отца Исидора в очередной раз высылают в Завидово, где даже храма не было. Молился дома,– утренние молитвы с полунощницей, утреня с часами, изобразительные и Псалтирь, чтение своего объемного синодика. Причащался запасными Дарами. Самочувствие становилось все хуже и хуже. Появились одышка, водяная болезнь, прогрессировала гипертония. Но опять выручали духовные чада, и здесь нашедшие своего батюшку. Накануне Пасхи 1950 года матушка Гавриила привезла отца Исидора в Петушки. Так распорядились власти, преследовавшие больного старца до конца дней. Служить архимандриту запретили, и Светлую утреню и обедню батюшка простоял в алтаре Свято-Успенской церкви. Жили первое время у другого зосимовского старца – игумена Платона, который служил здесь на приходе. «В пятницу Светлой седмицы, в день иконы Божией Матери ’’Живоносный источник», батюшка водосвятный молебен служил дома. Пела мать Гавриила. Рядом стояла Анна Ивановна Золотова, тогда еще молодая девушка. Больше в доме никого не было. После молебна отец Исидор взглянул на Анну: – Ты что морщишься? – Да батюшка уши болят, с детства маюсь. Простуды не выносят, временами плохо слышу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

79. 1868 года в марте месяце при посещении Божием меня, грешного, разными болезнями или от лекарств или от простуды, когда ездил я в Москву [нрзб.] по необыкновенным в России морозам, доходившим до 42 градусов. Это было в Москве. Начали у меня сначала пухнуть ноги, и так ощутительно и скоро, что мне стало трудно надевать сапоги, потом я заметил, в животе у меня начало урчать, и под ложечкой как будто переливалась вода, и стала опухоль подниматься. Следовательно, я, грешный, испугался, как есть водяная болезнь трудно и неизлечимая. Прибегнул я к молитвам великого Старца Феодора Козмича, это было в Кашкино, потому что доктор советовал мне из Питера выехать. Напоследок мне пришла мысль, что по милости Божией у меня есть драгоценный зубок великого Старца Феодора Козмича, и от него уже многие имели исцеление, и я, грешный, налил воды стакан и положил в него зубок великого старца Феодора Козмича и просил его молитв излечить меня, грешного, от водяной болезни и выпил по молитвам эту воду. Это было поутру, а к вечеру открылся у меня понос и продолжался до четырех дней, и, благодарю Господа Бога и Пречистую Его Богоматерь, за молитвы великого Старца Феодора Козмича вся опухоль из меня вышла, и сделались ноги и живот по-прежнему. Господи, какие чудеса молитвами великого Старца Феодора Козмича совершаются, и так скоро его молитвы за нас, грешных, доходят до Царя Небесного и Пречистой Его Богоматери, благодарю тебя, Великий раб Божий, что не оставил мои грешные молитвы, и не оставь меня, окаянного, без твоей помощи во всяком деле. 80. В Петербурге один близкий мой знакомый просил меня, пожалуйста, пошли одной старице что-нибудь от великого Старца, она больна ногою много лет, теперь есть туда спутник. Я послал воды с зубка великого Старца и получил от нея обратно письмо, что она молитвами великого старца Феодора Козмича исцелилась. Это монахиня Евдокия. 81. 1868 г. в октябре месяце первых числах жена моя Наталья Андреевна страдала очень болезнью, кашлем и задыхается, так что она уже не могла ходить от одышки, а когда возьмет ее кашель, то доходит до самого изнеможения. Она мне стала говорить: «Многим есть исцеление от великого Старца Феодора Козмича, а ты мне не дашь с его зубка воды, может, его молитвами меня исцелит Господь, потому что все доктора от пользования отказались». Я дал ей с зубка великого Старца Феодора Козмича воды, она выпила, и, по милости Божией, молитвами в. С. Ф. К., данной ему благодатью, жена почувствовала, [что] кашель ея сделался легче и одышка тоже получше.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Стяжав впоследствии матерь дарований духовных – смирение и оградив им высокое делание умной молитвы, старец предостерегал всех, относившихся к нему, от занятия сим высоким деланием прежде очищения от страстей, указывая всем как на верное оружие против врагов невидимых и собственных страстей и помыслов греховных на молитву Иисусову, только произносимую устами со вниманием и усердием или, по выражению епископа Игнатия Брянчанинова , с участием сердца. Предостережение это, оправданное многими опытами во время продолжительной духовной деятельности старца Макария на людях, повредивших себя самочинным (без опытного руководителя) и преждевременным упражнением в умной молитве, плодов которой, по слову св. Исаака Сирина , и проходящие правильно оную достигают едва один от тысячи, побудило старца незадолго до своей кончины составить основанное на учении св. отцов и лично известных ему опытах наставление читающим духовно-отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву 11 . В 1824 году иеромонах Макарий ездил в Ростов Ярославской губернии на поклонение мощам святителя Димитрия, Ростовского чудотворца. В эту же поездку он посетил в первый раз Оптину Пустынь и новоустроенный при ней пустынный скит, который впоследствии приютил его в своих стенах и в свою очередь был обязан ему многим. В 1825 году скончался старец о. Афанасий, в котором о. Макарий видел живой образец всех христианских добродетелей. «За таковое его житие, – продолжим теперь очерк его жизни словами неизвестного автора, – а паче по Своей благости, милостивый Бог удостоил старца блаженной кончины. 11 октября 1825 года он заболел и в сей болезни три раза приобщался Св. Таин. 16 числа особорован маслом и приобщен, а в последний раз сообщили его в самый день кончины 17 числа. Болезнь его была грудная водяная. Скопление мокрот усиливало страдания, но пред кончиной они прекратились. И старец при конце воскресной вечерни, по прочтении отходной, мирно предал свою праведную душу в руце Божии, скончавшись на руках своего ближнего ученика иеромонаха Макария, который с ним жил и по вере своей много воспользовался примером его богоугодной жизни, исполненной любви и смирения».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Когда Прохор проходил столярное послушание, то отличался большим усердием, искусством и успехами, так что в расписании он один из всех назван Прохором – столяром. Он также ходил на общие для всей братии труды: сплавлять лес, приготовлять дрова и т.п. Видя примеры пустынножительства о. игумена Назария, иеромонаха Дорофея, схимонаха Марка, юный Прохор стремился духом к большему уединению и подвижничеству, а потому испросил благословение своего старца о. Иосифа оставлять монастырь в свободные часы и уходить в лес. Там он нашёл уединённое место, устроил сокровенную кущу и в ней совершенно один предавался богоразмышлению и молитве. Созерцание дивной природы возвышало его к Богу, и, по словам человека, бывшего впоследствии близким к старцу Серафиму, он здесь совершал правило, еже даде Ангел Господень Великому Пахомию , учредителю иноческого общежития. Это правило совершается в следующем порядке: Трисвятое и по Отче наш: Господи, помилуй, 12. Слава и ныне: приидите поклонимся – трижды. Псалом 50: Помилуй мя, Боже. Верую во единого Бога… Сто молитв: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного и по сём: Достойно есть и отпуст. Это составляло одно моление, но таких молитв надлежало совершить по числу суточных часов, двенадцать днём и двенадцать ночью. С молитвою он соединял воздержание и пост: в среду и пятницу не вкушал никакой пищи, а в другие дни недели принимал её только один раз. В 1780 году Прохор тяжко заболел, и всё тело его распухло. Ни один врач не мог определить вида его болезни, но предполагали, что это сделалась водяная болезнь. Недуг длился в продолжение трёх лет, из которых не менее половины Прохор провёл в постели. Строитель о. Пахомий и старец о. Исаия попеременно ходили за ним и почти неотлучно находились при нём. Тут-то и открылось, как все, и прежде других начальники, уважали, любили и жалели Прохора, бывшего тогда ещё простым послушником. Наконец, стали опасаться за жизнь больного, и о. Пахомий настоятельно предлагал пригласить врача или, по крайней мере, открыть кровь. Тогда смиренный Прохор позволил себе сказать игумену: «Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес, Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери; если же любовь ваша рассудит, снабдите меня, убогого, Господа ради, небесным врачевством – причастием Св. Тайн». Старец Иосиф, по просьбе Прохора и собственному усердию, особо отслужил о здравии больного всенощное бдение и литургию. Прохор был исповедан и причащён. В скором времени он выздоровел, что весьма удивило всех. Никто не понимал, как мог он столь скоро оправиться, и только впоследствии о. Серафим открыл тайну некоторым: после причащения Св. Таин ему явилась Пресвятая Дева Мария, в несказанном свете, с Апостолами Иоанном Богословом и Петром и, обратясь к Иоанну лицем и указывая перстом на Прохора, Владычица сказала: «Этот Нашего рода!»

http://pravoslavie.ru/2041.html

Что же делать нам, братие? Да не отчаиваемся, но да уповаем на своего Творца и Господа. Обратимся к Нему с теплыми и усердными молитвами, оставим свои грехи и неправды и будем приобретать себе Господню благодать истинным покаянием и исправлением жизни. Тогда Всеблагий Господь Своею святою благодатью будет просвещать нас небесною радостью, благословлять нашу жизнь и дела, помилует и спасет нас. Аминь. Поучение в неделю 26ю по Пятидесятнице Не упивайтеся вином ( Еф.5:18 ). Святой Апостол Павел предостерегает нас от пьянства. А мало ли у нас людей, преданных пьянству? У нас нередко пьянствуют люди пожилые, не отстают от них и молодые. Что сказать вам, братие, на это? Вот вы на мирских сходах ваших рассуждаете о разных делах. Но думаете ли когда о том, чтобы искоренять пьянство? Рассуждаете ли о гибельных его последствиях? По крайней мере, теперь, в Божием храме, размыслим об этом. Пьянство убивает тело человека подобно яду, оно портит нашу кровь и соки, разрушает наши силы и здоровье, а отсюда рождаются болезни и преждевременная смерть. Сказывает св. пророк Исайя: вино сожжет пьяниц ( Ис.5:11 ). И точно, они чувствуют в себе мучительный жар, тяжкую боль головы, руки и ноги и все тело их трясутся; они страдают, как будто змея их ужалила и уже близки к смерти. У одного пьяницы заметно расположение к параличу, у другого открылась водяная, третий страдает в чахотке, четвертый подвергся белой горячке. Не явные ли это признаки того, что страсть к винопитию преждевременно умерщвляет пьяниц? И сколько таким образом зла причинило человечеству пьянство? Сколько людей не дожило от него своего века? Сколько умерло пьяных скоропостижною смертью? Вместе с телом пьянство убивает и душу человека: оно помрачает его совесть и разум, из умного делает его глупым, из доброго христианина делает великим беззаконником. От того Нет у пьяницы ни благочестия, ни страха Божия, и душа его умерла для добрых дел и для Бога; она лежит в беззакониях, как во гробе, и дьявол, потопляя ее в бездну грехов, как в смрадное болото, делает с нею, что хочет. Таким образом, человек, украшенный образом и подобием Божиим, чрез пьянство прилагается скотам несмысленным и уподобляется им. Св. Иоанн Златоуст говорит: „пьянство есть самовольное беснование, посмеятельная беда, болезнь, смеха достойная, демон добровольный“ (Слово о воскресении).

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

38. [Между тем] латиняне, получив от наших согласие с их учением, перешли к другим вопросам и просили наших, чтобы они исправили нечто из нашего церковного чина, что было им неугодно. Император и Патриарх, услышав об этом, скорбели и раскаивались в согласии с [их] учением: тем не менее, Патриарх, после того как сказал и выразил указанное выше мнение, готовился к возвращению и [даже уже] отправил большую часть своего багажа в Венецию. Он говорил, что осталось немного дней до того, как он подпишет будущий орос и сразу отбудет из Флоренции. Но он не сподобился ничего из этих двух, поскольку, не успев подписать, он умер и был там погребен. После того как он подал тот голос, который подал, он прожил восемь дней и умер внезапно во время ужина. Было 10 июня второго индикта, патриаршествовал он 23 года и 20 дней. Подробный же рассказ о его длительных и многообразных болезнях, о том, как по ходу конного переезда из Феррары во Флоренцию с ним приключилась водяная болезнь, и каким образом настигла его смерть, я оставляю другим, желающим это рассказать более доброжелательно 219 . Часть X В которой [говорится] о совершении святых таинств и о других вещах, которых требовали латиняне; о составлении ороса, и как он был подписан; как затем была отслужена латинянами литургия единства, и как император добивался, чтобы и мы, [духовенство] Восточной церкви, [тоже] отслужили литургию, и папа не захотел [в ней участвовать]. И как папа требовал, чтобы он мог судить [митрополита] Эфесского, и чтобы мы взяли в качестве Патриарха латинского [епископа] Константинополя или чтобы император, еще будучи там, поставил Патриарха из наших Воспоминание десятое 1. Итак, после смерти Патриарха остался один император, чтобы устроить написание ороса и завершение объединения. В качестве советников и соработников в этом деле он имел [митрополитов] Росийского и Никейского и великого протосинкелла, а вернее сказать – в качестве умелых махинаторов, поскольку они искусно толкали императора на многое из того, что он не принимал. Кардиналы также ежедневно приходили к императору и просили исправления во всем, что только хотели, а император старался отделаться от них. Они настаивали и боролись, и на каждый вопрос уходило шесть или пять дней, пока они не отказывались от искомого или не достигали его, когда латиняне шли в бой, а император отбивался от них. После многих возражений, противоречий и соглашений они сошлись на четырех главах, которые содержатся в оросе после определения о вероучении. Из них одна – о прибавлении (что законно и благочестиво было прибавление к Символу); другая – о квасном и пресном хлебе (чтобы каждая из Церквей, западная и восточная, совершала богослужение по своему обычаю, будь то на пресном или на квасном хлебе); третья – о чистилище, и четвертая – о власти папы. Этого требовали от императора, – и это было им утверждено. Наш Собор не имел об этом ни малейшего представления, разве что упомянутые выше советчики.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Осенью, в ноябре месяце 1806 года, мы приехали в Москву; ко мне приехала гостить сестра Анна Петровна, а батюшка оставался в Покровском; по делам ездил в Петербург и опять возвратился в деревню. В январе месяце я с сестрой ездила к нему и прогостила недели с две; сестра осталась, а я возвратилась в Москву. Здоровье батюшки давно уже становилось все хуже и хуже: у него была водяная, пухли по временам ноги, и была большая одышка. Я стала его уговаривать переехать в Москву. – Вы, батюшка, изволили бы в Москву приехать и повидались бы с кем-нибудь из докторов, они бы вам помогли. – Нет, матушка, никто мне помочь не может; у меня болезнь, от κοτορο не излечиваются, – водяная. В Москву поехать я, пожалуй, поеду, не для себя, потому что всем этим лекаришкам я ни на грош не поверю, а поеду, чтобы вас утешить и быть вместе с вами, – это мне будет отрадой и облегчением... Мы с сестрою заплакали и батюшку обняли… Он тоже прослезился… – He плачьте, мои голубушки: сколько Господь определил прожить, столько и проживу: никто ни дня ни часа ни убавить ни прибавить не может… Слава тебе, Господи! пожил немало, нужно и честь знать, a то, пожалуй, и до того доживешь, что и другим, и себе в тягость будешь, как чурка будешь лежать, и тебя станут ворочать с боку на бок; не приведи, Господи, до того дожить. Так, погостив у батюшки, я и поехала в Москву обратно, и приказал батюшка сказать, чтоб его дом готовили к его приезду. Вверху в его доме жил тогда брат Михаил Петрович с женой, а внизу было батюшкино помещение, так как ему было трудно входить на лестницу. Здоровье батюшки видимо слабело, и ему необходимо было приехать в Москву, где все-таки было больше средств и возможности облегчить его страдания. Болезнь его, как оказалось после осмотра врачей, была сложная: водяная и подагра. Опасности явной не было, но врачи не скрывали, что болезнь эта может продлиться несколько месяцев, год и даже более; но может и вдруг приключиться кончина, и это нас очень огорчало и озабочивало. Каждое утро, когда я просыпалась, первая моя мысль была: «Что, батюшка жив ли?» Часов в десять я отправлялась к нему, потому что по немощи своей он кушал один в двенадцать часов и потом отдыхал. Иногда после того я оставалась с сестрой или шла к брату и невестке, или возвращалась домой, а иногда мы куда-нибудь ездили и возвращались к обеду, то есть к двум или трем часам, и почти всегда весь остаток дня проводили уже у батюшки в доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Глава 34 Границы земли обетования. – Назначение лиц для раздела земли по участкам. Чис.34:1 .  И сказал Го­с­по­дь Мо­исею, говоря: Чис.34:2 .  дай по­веле­ние сынам Израилевым и скажи им: когда войдете в землю Ханаанскую, то вот земля, которая достанет­ся вам в удел, земля Ханаанская с ее границами: Очерчивается гранью лишь западное Заиорданье (Ханаан); восточное Заиорданье было занято коленами Рувима, Гада и полуколеном Манассии в силу личного разрешения Моисея ( Чис 32.1 ). Чис.34:3 .  южная сторона будет у вас от пустыни Син, подле Едома, и пойдет у вас южная граница от конца Соленого моря с востока, Южной границей обетованной земли полагается пустыня Син (Цин), Идумея, поток Египетский (нынешняя водяная балка Вади-ель-Ариш), при устье которого был построен древний город Риноколура (нынешний Ель-Ариш). Чис.34:6 .  а границею западною будет у вас великое море: это будет у вас граница к западу; Западной границей полагается Средиземное море. Чис.34:7 .  к северу же будет у вас граница: от великого моря про­ведите ее к горе Ор, Чис.34:8 .  от горы Ор про­ведите к Емафу, и будут выступы границы к Цедаду; Чис.34:9 .  оттуда пойдет граница к Цифрону, и выступы ее будут к Гацар-Енану: это будет у вас граница северная; Северной границей: гора Ор (по всей вероятности одна из возвышенностей Ливана (LXX и в слав. нарицат. ορος, гора) и Емаф (горный проход и город на р. Оронте, в Келе-Сирии, между Ливаном и Антиливаном). Цедад, по мнению комментаторов, – нынешний Седад; Цифрон – нынешний Цифран. Первый расположен вблизи емафского горного прохода, второй – вблизи Дамаска. Чис.34:10 .  границу восточную про­ведите себе от Гацар-Енана к Шефаму, Чис.34:11 .  от Шефама пойдет граница к Рибле, с восточной стороны Аина, по­том пойдет граница и коснет­ся берегов моря Кин­нереф с восточной стороны; Чис.34:12 .  и пойдет граница к Иордану, и будут выступы ее к Соленому морю. Это будет земля ваша по границам ее со всех сторон. Восточной границей полагаются река Иордан и Соляное (Мертвое) море. Киннереф – Гениссаретское озеро. Чис.34:16–29 . О происшедшем разделе земли по коленам см. Нав. 13–21 . Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Чисел. 673-766 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.40:15 . Вот народы – как капля из ведра, и считают­ся как пылинка на весах. Вот, острова как по­рошинку поднимает Он. Ис.40:16 . И Ливана недостаточно для жертвен­ного огня, и животных на нем – для всесожже­ния. Ис.40:17 . Все народы пред Ним как ничто, – менее ничтожества и пустоты считают­ся у Него. В этих трех стихах продолжается развитие той же самой мысли об Абсолютности Божественного Существа, с тем новым отличием, что объектом, с которым сравнивается Бог, выступает не отдельный человек, а весь народ, или точнее, целые народы. «Вот народы – как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах». «От созерцания природы, – говорит Чейн, – пророк переходит к истории». И в ней нет ни одного народа, который бы дерзнул сравниться со Всемогущим. Самые сильные и величайшие нации столь же малы и ничтожны по сравнению с бесконечным Всемогуществом Бога, как водяная капля, по сравнению с целым ведром воды, или как ничтожная пылинка, приставшая к чашке весов и совершенно неуловимая для этих весов, по причине ее ничтожества. «Вот острова, как порошинку поднимает Он». «Острова» – ihiim, термин не географический, а этнографический; в Библии он синонимичен слову – hoim, языки, или народы. Для жителей Палестины, как страны приморской, все остальные народы казались живущими на островах, в особенности, те из них, которые жили на Западе ( Быт.10:5 ; Ис.41:1 ; Ис.49:1 ; Ис.51 и др.). Страны и народы почти вовсе неизвестного евреям Запада могли, в силу самой неизвестности их, представляться их воображению особенно сильными и могучими. Но вот и относительно их пророк замечает, что пред лицом Божественного Всемогущества и они – не более, как порошинка (снежинка). У LXX и в нашем славянском вместо «порошинка» получилось «плюновение», вследствие ошибочной замены евр. слова kadok (порошинка) – словом karok (слюна, плюновение). 46 Ис.40:16 . И Ливана недостаточно для жертвен­ного огня, и животных на нем – для всесожже­ния. «И Ливана недостаточно... и животных на нем – для всесожжения.» Желая дать более наглядную иллюстрацию мысли о неизмеримости Божественного величия и Его недосягаемой Святости, пророк говорит, что ни одна, самая величайшая человеческая жертва, какую только может вообразить себе наша фантазия, не будет соразмерна с величием Бога и, так сказать, не подкупит Его в нашу пользу, если она не будет проникнута соответствующим внутренним настроением. Если бы мы, для устройства жертвенного костра, собрали бы весь огромный лес Ливанского горного хребта и возложили бы на такой гигантский жертвенник всех животных, обитающих в этих лесах, то и такая колоссальная жертва нисколько не была бы соразмерна с величием и славой Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010