Поучение в неделю 26-ю по Пятидесятнице Не упивайтеся вином (Ефес, 5:18). Святой Апостол Павел предостерегает нас от пьянства. А мало ли у нас людей, преданных пьянству? У нас нередко пьянствуют люди пожилые, не отстают от них и молодые. Что сказать вам, братие, на это? Вот вы на мирских сходах ваших рассуждаете о разных делах. Но думаете ли когда о том, чтобы искоренять пьянство? Рассуждаете ли о гибельных его последствиях? По крайней мере, теперь, в Божием храме, размыслим об этом. Пьянство убивает тело человека подобно яду, оно портит нашу кровь и соки, разрушает наши силы и здоровье, а отсюда рождаются болезни и преждевременная смерть. Сказывает св. пророк Исаия: вино сожжет пьяниц (Исаии 5:11). И точно, они чувствуют в себе мучительный жар, тяжкую боль головы, руки и ноги и все тело их трясутся; они страдают, как будто змея их ужалила и уже близки к смерти. У одного пьяницы заметно расположение к параличу, у другого открылась водяная, третий страдает в чахотке, четвертый подвергся белой горячке. Не явные ли это признаки того, что страсть к винопитию преждевременно умерщвляет пьяниц? И сколько таким образом зла причинило человечеству пьянство? Сколько людей не дожило от него своего века? Сколько умерло пьяных скоропостижною смертью? Вместе с телом пьянство убивает и душу человека: оно помрачает его совесть и разум, из умного делает его глупым, из доброго христианина делает великим беззаконником. От того нет у пьяницы ни благочестия, ни страха Божия, и душа его умерла для добрых дел и для Бога; она лежит в беззакониях, как во гробе, и диавол, потопляя ее в бездну грехов, как в смрадное болото, делает с нею, что хочет. Таким образом, человек, украшенный образом и подобием Божиим, чрез пьянство прилагается скотам несмысленным и уподобляется им. Св. Иоанн Златоуст говорит: «пьянство есть самоизвольное беснование, посмеятельная беда, болезнь, смеха достойная, демон добровольный“ (Слово о воскресении). Много бед и горя причиняет пьяница своей семье и своему хозяйству. Сказывает премудрый Соломон: всяк бо пьяница обнищает и облечется в раздранная (Притч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

авва Евагрий Понтийский 4. ЕВАГРИЯ МОНАХА 33 ГЛАВЫ АНАЛОГИЙ, ИЛИ УПОДОБЛЕНИЙ 1. Желтуха есть злое состояние души, в котором она неверно смотрит на Бога и на все сотворенное. 2. Скорченность назад есть порок разумной природы, по которому она становится непреклонною на добродетель и Боговедение. 3. Загангрение есть воспламенение и движение гнева, поражающее разумную часть души. 4. Слепота есть невежество ума, не прилагающего старания ни о деятельных добродетелях, ни о познании сущего. 5. Паралич есть неподвижность, или труднодвижность разумной души на деятельные добродетели. 6. Флюс есть расслабление разумной души нерадением, в котором она обыкновенно отвергает словеса духовного научения. 7. Онемение есть разнеможение разумной души, по коему она отвергает добродетели, посредством которых воображается в нас Христос. 8. Проказа есть неверие разумной души, в коем она не удостоверяется, даже осязая как бы истину слов. 9. Обморок есть склонение разумной души опять на зло, после успехов в добродетели и Боговедении. 10. Контузия есть злое состояние разумной души, в котором она держится добродетелей не ради самого добра. 11. Насморк есть потеря добродетели, коею ощущалось благоухание Христово. 12. Глухота есть ожесточение разумной души, по которому она отревает духовное научение. 13. Бельмо есть ниспадение из состояния духовного созерцания, или усвоение себе неправильного воззрения на сущее. 14. Заикание есть болезнь разумной души, в которой она, соблазняясь случайностями, не может во всем благодарить Бога. 15. Хромота есть бессилие разумной души к совершению истинной добродетели. 16. Водяная есть неразумное совращение души с пути, когда по заглушении добродетелей господствуют в ней зло и невежество. 17. Муравей есть деятельный человек, в веке сем приготовляющий себе пищу для будущего. 18. Хирогриллы (род свиней) суть нечистые язычники, принявшие заповеди Христа Спасителя нашего. 19. Саранча суть разумные души, которых не трогает смерть и которые питаются семенами (может быть: не боясь смерти, наслаждаются земными благами).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Приведенные здесь рассказы ясно показывают, что старцу о. Леониду известно было время его кончины. Теперь же будем говорить и о кончине. С первых чисел сентября Старец начал ослабевать здоровьем и болел недель пять. Болезнь его была водяная, причем он чувствовал сильную боль в правом боку, в груди скопление мокрот и в животе большую затверделость. Окружавшие Старца желали позвать лекаря, но он на это не согласился и никаких лекарств не хотел принимать. До 15 сентября Старец, хотя с трудом, но понемногу ходил еще по келлии и в праздники – Рождества Пресвятыя Богородицы и Воздвижения Честного Креста Господня, на всенощном бдении, которое, по болезни его, служили для него в келлии, в положенное время, поддерживаемый братиями, сам кадил и пел величание. 15 числа Старец был особорован святым елеем, при большом стечении любивших его братий. К самому этому времени, как бы предуведомленные, приехали в Оптину Пустынь настоятель Малоярославецкого монастыря игумен Антоний и настоятель Тихоновой пустыни ученик старца Леонида о. Геронтий. Они-то вместе с сотрудником Старца о. Макарием и жившим в Скиту на покое игуменом Варлаамом, при участии казначея иеромонаха Гавриила, иеросхимонаха Иоанна и иеромонаха Иосифа, и совершили Таинство елеосвящения. С этого дня Старец особенно начал готовиться к кончине. Он прощался с приходившими к нему братиями и, благословляя их, иному давал книгу, другому образ, и никого не оставил без утешения. 28 сентября, сообщившись Св. Христовых Таин, больной пожелал, чтобы был пропет канон на исход души, – что и было исполнено. Окружавшие его братия смутились и, размыслив о своем сиротстве, начали с плачем просить его не оставить их в скорби. Он же, слыша и видя сие, возмутился духом и, прослезившись, сказал: «Дети! Если у Господа стяжу дерзновение, всех вас к себе приму. Я вас вручаю Господу. Он вам поможет течение сие скончати; только вы к Нему прибегайте. Он сохранит вась от всех искушений. А о сем не смущайтесь, что канон пропели. Может быть еще раз шесть или семь пропоете». – Действительно, с 28 сентября до дня блаженной кончины Старца, последовавшей 11 октября, канон пропет был восемь раз. Пищи в это время он никакой не принимал, кроме малой части воды. Его укреплял только один Небесный Хлеб – пречистые Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, ибо он в эти последние две недели двенадцать раз сподобился принятия сего Таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

На другой день 26–го мая, хотя боль усиливалась, но больной сделал было распоряжение служить самому на праздник Святой Троицы, и уже по убеждению врача, пред самою всенощною отменил это распоряжение, назначив другого вместо себя. К вечеру болезнь усилилась, о. архимандрит слег в постель. Для облегчения боли врач решился сделать операцию, после которой больной получил некоторое облегчение, но только на время. 29–го мая больной приобщился Святых Таин, которые были принесены по ранней литургии из церкви в сопровождении всего находившегося там братства. А между тем, по желанию врача, послали приглашение белевскому доктору г. Б., который и приехал с сыном своим, молодым медиком. Но не смотря на все их пособия, болезнь развивалась в опасной степени. Нарыв все более и более принимал характер карбункула и постоянно увеличивался, так что наконец величиною был в полоскательную чашку. К этой болезни неожиданно присоединилась и развивалась чрезвычайно быстро водяная в желудке, которая внутреннею тяготою навершала внешнюю боль от нарыва и усугубляла страдания. 31–го мая вечером больной опять приобщился Святых Таин, и с этого дня до самой кончины приобщался уже ежедневно. А 1–го июня в пятницу соборовался св. елеем. Таинство елеосвящения совершал, после ранней литургии брат и духовник его о. игумен Антоний с 6–ю иеромонахами и 2–мя иеродьяконами, в присутствии братства. Больной, к удивлению всех, вышел для соборования довольно бодро из спальни в залу; потом ослабев сидел, а потом и лежал; при чтении Евангелия каждый риз поднимался, и слушал стоя; лицо его было спокойно и светло. Трогательно было, когда маститый старец, угнетенный страшною болью, смиренно поклонился предстоящим, прося прощения. После совершения обряда, присутствовавшие принимали его благословение. А когда больной несколько отдохнуть, все братия как из монастыря, там и из скита, стали приходить, желая проститься с своим настоятелем и принять его благословение. Прием продолжался до вечера; когда страдалец слишком изнемогал, прием прекращался на несколько времени; потом опять пускали к нему всех желающих, и больной прощался со всеми, всех благословлял, и не смотря на свои страдании и изнеможение, приветствовал всех – кого ласковым словом, кого искренним взором. «Как вы себя чувствуете, батюшка»? спросили его. «Да! отвечал он, «долготерпение Божие на мне продолжается». В другой раз, на подобный вопрос, он отвечал: «Да! доктора борются с болезнью, а мне только потребно терпение».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

- Эй, — закричал опять Егорша, поравнявшись с новой кучкой сплавщиков, на этот раз состоящей почти исключительно из мужиков и подростков. — Есть пекашинские! - Нету. Дальше они. Егорша посмотрел вдаль на крохотных человечков, бродивших посреди реки, и выругался. Ах, олухи пекашинские! Не могли отвертеться. Загнали-таки на Артюгину плешь, от которой еще в войну все, как от чумы, отпихивались. Потому что ревматизм тут верный. Негде обогреться и обсушиться, ежели сверху дождь. А в такую жару, как нынешняя, тоже не курорт. Сгоришь к чертовой матери. Шкура клочьями сползет. И поэтому раньше, в те годы, как делали? Требовали, чтобы кадровых рабочих на Артюгину плешь занаряжали. Неужели Мишка забыл про это? Егорша еще не меньше полукилометра отшагал по жаре, по скрипучему, раскаленному песку, затем бросил пиджак на пружинистый куст ивняка, сполоснул лицо, прополоскал горло и только тогда, сложив руки ковшиком, прокричал на реку. Мишка, по счастью, услышал сразу. - Иду-уу! И вот уже отделилась от острова знакомая сутуловатая фигура — и тяп-тяп по песчаной отмели. И были видны белые, сверкающие на солнце ступни, и отсюда, с берега, казалось: человек идет по воде. - Ты как Христос расхаживаешь, — сказал Егорша и, очень довольный этим неожиданным для самого себя сравнением, рассмеялся. - Христос, мать его за ногу! — Михаил, выйдя из воды, с трудом разогнулся. - Что, опять водяная болезнь? - Да, замучили чирьи. Они легли в тень под ивняк. От Михаила пахло сырью, прелой одеждой. Кожа на ногах, размытая водой, была белесо-розовая, дряблая. Он болезненно щурился и мигал. Это от солнца, от слепящего зеркала воды — чисто сплавная болезнь. - Дозвольте доложить, — начал Егорша шутливо, но в то же время и не без гордости, — тракторист Суханов-Ставров вернулся с десятимесячных курсов. Вот моя книжица. Он полез в один карман, полез в другой, и вдруг лицо его сделалось белым, как мука. - Неужели я их где выронил? - Чего выронил? - Права! — закричал, зверея, Егорша и быстро-быстро начал разгружать карманы.

http://azbyka.ru/fiction/dve-zimy-i-tri-...

В церкви скитской мне случалось бывать преимущественно во время обедни. Здесь уже при самом вступлении, бывало, чувствуешь себя вне мира и превратности его. С каким умилительным благоговением совершалось священнослужение! И это благоговение отражалось на всех предстоящих до такой степени, что слышался каждый шелест, каждое движение в церкви. Клиросное пение, в котором часто участвовал сам начальник скита отец Антоний, было тихое стройное, и вместе с тем величественное и правильное, подобно которому после того нигде уже и не слыхал, за сем тем, что мне очень часто приходилось слышать самых образованнейших певчих в столицах и известнейших певцов Европы. В пении скитском слылись кротость, смирение, страх Божий и благоговение молитвенное, между тем как в мирском пении часто отражается мир и его страсти, а это уже так обыкновенно! Что ж сказать о тех вожделеннейших днях, когда священнодействие совершалось самим начальником скита отцом Антонием? В каждом его движении, в каждом слове и возгласе видны были девственность, кротость, благоговение и вместе с тем святое чувство величия. Подобного священнослужения после того я нигде не встречал, хотя был во многих обителях и церквах». К добровольным трудам и подвигам монашеским преподобного Антония вскоре присоединился и невольный крест тяжкой болезни. От непомерных подвигов развились в нем разные тяжкие недуги, от которых он и страдал до самой кончины. От продолжительного стояния на молитве сперва заболели ноги; потом, получив в ногах облегчение, он стал чувствовать головокружение; затем подступила к глазам темная вода, так что на некоторое время лишался зрения. Когда и от этого получил исцеление, возобновилась болезнь в ногах, потом открылась водяная и так далее. В 1836 году, в день святой Пасхи (29 марта), в самую полночь, поспешая по лесной тропинке из скита в монастырь к утренней службе, он крепко ушиб себе правую ногу об дубовый пенек; но, несмотря на боль, понудил себя выстоять всю пасхальную утреню. От ушиба на ноге открылась рожа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лк.13:12–13 .  «Видев же ю Иисус, пригласи, и рече ей: жено, отпущена еси от недуга твоего. И возложи на ню руце: и абие простреся и славляше Бога.» Ни недужная, ниже другой кто просил, или ходатайствовал о исцелении оной; но Сам Спаситель только что узрел сию страждущую, умилосердился над нею и, пригласив и сказав сие: «отпущена еси», исцелил сию от болезни ее, пример нам подая, да и мы, когда узрим имеющих нужду в милости нашей, не ожидаем заступления и просьбы, но добровольно являя милость, благотворим им. Поскольку же недуг жены не был естественный, так как проказа, водяная болезнь, слепота, немота, расслабление и прочие болезни, каковые Он исцелял, но сатанинское было связание, того для сказал так: «отпущена еси от недуга твоего»; освободилась, то есть, от уз сатанинских. Виждь же, что говоря сие: «отпущена еси от недуга твоего», купно возложил на сию и пречистые Свои руки для того, да сим покажет как всемогущественную силу слова Его, так купно и чудотворную благодать Божественной Его десницы. Виждь же и жену, тогда же освободившуюся от сатанинского связания, и простершуюся и славящую Бога, благодетеля своего и Владыку. Лк.13:14 .  «Отвещав же старейшина собору, негодуя, зане в субботу исцели ю Иисус, глаголаше народу: шесть дний есть, в няже достоит делати: в тыя убо приходяще целитеся, а не в день субботный.» Зависть, а не ревность к закону воспаляла в старейшине синагоги гнев и негодование. Ибо закон Божий отдохновению быть в день субботний повелевал от всех работ, а не врачевание чрез чудотворное слово запрещал. Знай же, во-первых, что он так, как притворник, прикрывал зависть свою видом ревности; самым делом есть преисполнен смрадом зависти, но показывает искреннейшим себя ревнителем: устами защищает закон Божий, повелевающий оставлять работу в день субботний, сердцем же и намерением хулит чудо и осуждает Чудотворца; извне является ревнителем и праведником, внутрь же преисполнен завистию и неправдою. Во-вторых, приметь его коварство и злобу: не дерзостно и прямо охуждает чудо, ниже лично говорит Иисусу Христу, ни открывает в точности намерения своего; но обратившись к тамо сущему народу, яко зломысленник, предлагает слово: шесть дней, говорит, суть в неделе, законом определенные для исполнения всякого дела; убо когда больны бываете, тогда приходите ко врачам, и исцеляйтесь от болезней ваших, а не в день субботний, день праздника и покоя. Что же на сии глупые рассуждения начальника синагоги ответствовал Иисус?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Особые отношения связывали И. с Прохором Мошниным (прп. Серафимом Саровским ). Когда в 1780 г. послушник Прохор заболел и «ни один врач не мог определить вида его болезни, но предполагали, что это сделалась водяная болезнь», И. и строитель иером. Пахомий (Леонов) попеременно ухаживали за больным. Именно И. стал восприемником при пострижении в мантию (13 авг. 1786) прп. Серафима Саровского. Вместе с иером. Пахомием (Леоновым) И. духовно окормлял старицу прп. Александру Дивеевскую (Мельгунову), основательницу Дивеевской общины. Незадолго до ее кончины († 13 июня 1787) Дивеево посетили проезжавшие мимо по служебным делам И., строитель Пахомий (Леонов) и иеродиак. Серафим. По просьбе больной Александры подвижники совершили таинство Елеосвящения. Перед кончиной старица завещала им «не покидать неопытных послушниц ее в попечении» ( Серафим (Чичагов) . 2004. С. 47, 58-60). Перед смертью иером. Пахомий († 6 нояб. 1794) рекомендовал братии И. в качестве своего преемника. 12 нояб. И. был избран строителем пустыни (казначеем при этом стал иером. Маркеллин). Выбор был подтвержден распиской 25 монахов; среди подписей имеется автограф и прп. Серафима Саровского (ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 176. Л. 8-8 об.) - редкий, возможно единственный, случай, когда преподобный подписал документ. 16 дек. 1794 г. указом еп. Тамбовского и Пензенского Феофила (Раева) И. был утвержден в должности строителя. При И. в Саровской пуст. были выстроены 2-этажная каменная кузница с помещениями для слесарей (1799), новый конный двор (1801), перестроены ворота под склад, надстроены больничные кельи, вост. корпус (1798-1800) и 3 вост. башни (1802-1803). В 1795 г. обитель закупила коров для нового скотного двора, устроенного на месте мельницы Масленковой (пустыньку стали называть Маслихой; ныне больничный городок в г. Сарове). В пустыньках Маслихе, Сатисской Ватажке, Дальней и др. И. завел пчельники. В 1799 г. завершилось возведение колокольни, оставшейся недостроенной после иером. Пахомия. Постройка, выдержанная в классическом стиле, образовывала архитектурную доминанту монастырского комплекса. 1 окт. 1806 г. И. освятил на колокольне ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Будучи хорошим хозяйственником, И. продолжал соблюдать саровскую традицию раздачи нуждающимся избытков монастырских доходов. 1 окт., в праздник Покрова Пресв. Богородицы, после окончания литургии нищие собирались на гостином дворе и насельники выдавали им полушубки, кафтаны, сапоги, рукавицы и др.

http://pravenc.ru/text/674846.html

Если же прежде (познания) веры не разумевших должного за их несострадательность уподобил змеям, то согрешать без страха после получения веры, и ведения, и дарований было бы такое зло, которому не найдем и подобия. И потому, оставив тайное, которое каждый имеет власть совершать мысленно, скажу лишь о том, что мы ухищряем, досадуя друг на друга, в особенности же против тех, которых считаем обидевшими нас, не обращаясь по Богу ни с малыми, ни с великими. Ибо над малоизвестными или беднейшими возносимся явно, желая обладать ими, как наемниками или рабами, и защищая свое благородство уже не о Христе, но по плохи и богатству. Итак, когда увидим, что согрешает кто-либо из высших нас, то, не смея обличить его, говорим случившимся при этом: «Ведь написано: «прежде времене ничтоже судите, дóндеже приидет Господь» ( 1Кор. 4:5 )». На смиренных же (низших), найдя какую-нибудь малую причину, тотчас нападаем, желая высказаться, и говорим: «Писано: «Согрешающего... пред всеми обличай» ( 1Тим. 5:20 )». И таким образом свидетельством Писания злонамеренно прикрываем свое лицемерие или злобу, а их как будто обличаем по Богу. Так мы поступаем с низшими себя, равносильных же нам за малые какие-либо вины тотчас отвращаемся, умышляя всякие козни в отмщение, и не прежде с ними примиряемся, пока не исполнится по нашему желанию. Ухватившись за такой предлог и радуясь как бы о благом, покрываем тем наше лукавство. После же того, как отмстим и исполним свою злобу, тогда любовнее с ними беседуем, положив основанием второго любления бывшую победу чрез зло. Но необходимо, чтобы последующее дело было подобно основанию; и тот, кто хочет так побеждать, (непременно) опять станет искать раздора; потому что любление никогда не может пребыть у него без ссоры; раздору же всегда наследует ненависть, как говорит Божественное Писание: «Ненависть воздвизает распрю» (раздор) ( Притч. 10:12 ). Недуг этот приключается тем, которые ищут первенства в славе и стяжаниях, так как первому ее острове болезнь в животе (водяная болезнь) ( Деян. 28:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

И все только и твердят: пустырь велик. Мне Дмитрий Александрович и говорит: — Вот видишь ли, смотрят дом, а не покупают, — много земли; я уж думаю, не огородить ли пустырь и потом продать особо. Так и сделали: наняли плотника, пустырь огородили, а цены с дома не сбавили, думаем — увидим, что будет. Опять смотрят, а все не покупают; наконец, пришел какой-то господин, не помню фамилии, но знаю, что звали его Федулыч. — Ну, — говорю я мужу, — коли пошли ходить федулычи, верь, проку не будет. А вышло дело наоборот: он-то и купил, заплатил 8000, а место отделенное осталось за нами; сверх того, и мы продали его после почти за столько же, как и дом. Запродав наш дом, тут уж мы сами стали искать для себя где-нибудь в середине города, так чтобы недалеко было от батюшкиного дома на Зубовском бульваре и от сестры Вяземской, имевшей дом на Пречистенке. И, как нарочно будто бы для нас, через дом от дома сестры и через переулок от Архаровых продавали дом Бибиковы; мы этот дом и купили. Дом был старый и ветхий, но нам было главное нужно место, и мы решили строиться сами, как удобно для нашего семейства. II Осенью, в ноябре месяце 1806 года, мы приехали в Москву; ко мне приехала гостить сестра Анна Петровна, а батюшка оставался в Покровском; по делам ездил в Петербург и опять возвратился в деревню. В январе месяце я с сестрой ездила к нему и прогостила недели с две; сестра осталась, а я возвратилась в Москву. Здоровье батюшки давно уже становилось все хуже и хуже: у него была водяная, пухли по временам ноги, и была большая одышка. Я стала его уговаривать переехать в Москву. — Вы, батюшка, изволили бы в Москву приехать и повидались бы с кем-гнибудь из докторов, они бы вам помогли. — Нет, матушка, никто мне помочь не может; у меня болезнь, от которой не излечиваются, — водяная. В Москву поехать я, пожалуй, поеду, не для себя, потому что всем этим лекаришкам я ни на грош не поверю, а поеду, чтобы вас утешить и быть вместе с вами, — это мне будет отрадой и облегчением… Мы с сестрою заплакали и батюшку обняли… Он тоже прослезился…

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010