Здесь, как видно из свидетельства евангелистов, чудо исцеления произошло по милосердию Христа и ради спасающей веры слепцов. В своем настойчивом крике – они исповедали Христа «Сыном Давидовым», т.е. Мессией, и выразили свою веру, что Он может даровать им «помилование» т.е. возвратить зрение, «чтобы нам прозреть». Видя это чудо, «весь народ, – говорит ев. Лука, – воздал хвалу Богу». Сколько времени Христос оставался в Иерихоне, евангелисты не указывают, но, видимо, более или менее продолжительное время, т. к. здесь Он встретился с Закхеем-мытарем и был у него в тот день в доме; здесь же Он рассказывал притчу «о минах» и т. д. Возможно, что Иисус не раз входил и выходил из города и, поэтому, не удивительно, что одним казалось, что Христос исцелил слепцов «входя в Иерихон», другим – что это случилось при Его «выходе из города». В описании самого чуда, как нами было указано, это обстоятельство никакой роли не играет. Заканчивается Евангельский рассказ о пребывании Христа в Иерихоне, словами ап. Луки: «Сказав это», (т. е. притчу о минах) «Он пошел далее, восходя в Иерусалим...» ( Лк.19:28 ), а исцеленные слепцы, как и все множество народа, последовали за Ним. Это уже было началом пути Христова на Страсти и Голгофу. ИСЦЕЛЕНИЕ БОЛЬНОГО ПРИ КУПАЛЬНЕ «ВИФЕЗДА», БЛИЗ ИЕРУСАЛИМА ( Ин.5:1–16 ) «После сего, – говорит евангелист, – «был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим». По мнению большинства исследователей Евангелия, – это была Пасха, вторая после выхода Христа на общественное служение, т.е. после Его пустыни и Крещения. Так думают Тишендорф, Тренч и другие толкователи, вслед за Златоустом. «Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот»,– пишет ев. Иоанн, – купальня, называемая по-еврейски Вифезда» (т. е. дом милосердия), «при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды». Это была своего рода огромная больница, но без врачей и медицинского ухода. Таинственным врачем здесь был «Ангел Господень», который «по временам сходил в купальню и возмущал воду». В этот момент вода на некоторое время становилась целебною, «и кто первый входил в нее, тот выздаравливал, какою бы ни был одержим болезнью».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

И соберутся два и три города в один город, чтобы напиться воды и не напьются досыта: но [и тогда] вы не обратились ко Мне, говорит Господь. Не только Я дал оскомину зубов во всех городах ваших и недостаток хлеба во всех местах ваших, но, когда еще оставалось три месяца до жатвы, Я удержал от вас дождь, который называется дождем поздним и который бывает крайне необходимым в Палестине для жаждущих полей и нив, так что, когда пшеничный стебель начинает колоситься и когда образуется зерно, чрезмерная сухость иссушает его. Это указывает на весеннее время в конце апреля, от которого до самой жатвы хлеба остается три месяца: май, июнь, июль. Вместо жатвы LXX по своему обычаю перевели сбор винограда; но мы не можем принять этого, потому что это вообще было бы необычайным и невозможным относительно всех восточных стран. Ибо никогда в конце месяца июня или июля мы не видели дождей в этих странах, и в особенности в Иудее. Поэтому в книгах Царей ( 1Цар12:17 ) говорится о дождях, пролившихся, по молитве Самуила, во дни лета и жатвы, как о великом знамении и чуде. Таким образом, излишне было бы угрожать засухой в июле месяце, в течение которого Он никогда не посылал дождей. Удержал же Он дождь для того, чтобы они испытывали не только недостаток хлеба, но также сильную жажду и недостаток питья. И действительно, в тех местностях, в которых мы теперь живем 22 , вся вода, за исключением небольших источников, заключается в цистернах, и если божественный гнев удерживает дожди, то более опасности представляет жажда, нежели голод. Так было, как говорит Писание ( 3Цар17 ), и во дни пророка Илии в продолжение трех лет и шести месяцев. А чтобы не могли подумать, что это произошло с городами и народами по законам природы, вследствие движения светил небесных и перемены времен [года], Он говорит, что на один город и на поля его Он прольет дождь, а от другого удержит дождь, так что два или три города отправятся в другой город, но не напьются воды досыта. Соделав это не для наказания, а для исправления, Он обличает их за упорство в преступлении: но и тогда вы не обратились ко Мне, говорит Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«листья» – у дерева жизни пригодны для употребления не только плоды, но и листья. В этом нет ничего удивительного, ибо и среди обычных земных растений немало таких, с которых собирают и плоды, и листья. «для исцеления народов» – вероятно, под «народами» следует понимать самих обитателей Небесного города, которые выше, в 21, 24, названы этим словом. 185 185 Как уже говорилось, в греческом оригинале стиха 21, 24 – «спасенные народы будут ходить во свете его…»  – слово «спасенные» отсутствует. «для исцеления» – согласно святому Андрею, речь идет о необходимом для приближения к Богу исцелении от слепоты неведения высочайших Божиих тайн и Божиих путей. В самом деле, приближение к Богу, или духовный рост, есть не что иное, как познание Бога и тайн Божиих. И совершается такое познание при устранении (исцелении) первоначального незнания, о чем и говорит тайнозритель. Следует также обратить внимание, что слово «θεραπεα» может иметь и другие значения, например: «уход», «забота», «возделывание», «попечение». Поэтому фразу вполне можно было бы перевести так: «листья дерева служат для заботы (ухода, попечения) о народах (населяющих город)». Результатом этой Божественной заботы является восхождение, приближение к Богу, духовный рост. О том, каким образом посредством этих небесных листьев (или того, чего образом они являются) Бог будет заботиться о насельниках города, возвышая их и приближая к Себе, узнают в свое время те, кто войдет туда. Сходно с апостолом Иоанном о плодах и листьях говорит пророк Иезекииль: «У потока по берегам его с той и другой стороны будут расти всякие дерева, доставляющие пищу; листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание» (Иез. 47, 12). 3 И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.  «и ничего уже не будет проклятого» – не будет зла, греха и родоначальника их диавола.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Н. А. Бердяев , несомненно, оказывает услугу философии, что в ущерб своей чистоте устремления к духу, гносеологически почти не отрывается от не-христианской философской культуры, в которой благовествует христианский эсхатологизм этики. Эта его заслуга, это культурное дерзновение, конечно хотелось бы видеть вне всех пробелов, всех несвершений его «методологии духа». Невозможно не испытать этического удовлетворения от философского умерщвления не-эсхатологической этики Канта, к сожалению, умерщвленной не до конца. Безотносительное «творчество» уже оправдывает книгу тем, что она написана... Творчество же Духа Истины ее оправдывает тем, что она предполагает свое развитие (и – если надо – свое уничтожение). Самое ценное в книге Бердяева – этическая печаль о несовершенстве добра и добрых. Это ощущение безмерных совершенств Отца Небесного и подчинение Его заповеди о приятии этих совершенств, как «нормы» этического закона. Не-христианские философы «ищут». Христианские – «доискиваются». Философия Бердяева есть эта ценная христианская доискивающаяся философия... Могущая доискаться до самоотрицания, во имя высоты своих исканий. «Человек есть существо недовольное самим собою, способное себя перерастать» (стр. 51), говорит Бердяев. Если до этого последнего, действительно, может доискаться свобода ветхого человека, то это – признак её веры в правдивость слов: «собою же не похвалюсь, разве только немощами моими»... слов первого философа свободного духа – более святого, чем творца. Иеромонах Иоанн (Шаховской) Сергиево Подворье. Крещение знания 38 39 «И сказали жители того города Елисею: вот положение этого города хорошо, как видит господин мой, но вода не хороша и земля гибельна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. И вышел он к истоку воды и бросил туда соли и сказал: так говорит Господь: исцеляю воду эту, не будет от неё впредь ни смерти, ни гибели. ( 4Цар.2:19–21 ). «В какой мере тело освобождается от вещественных уз, в такой освобождается и ум. И в какой мере ум освобождается от уз попечений, в такой просветляется он; а в какой просветляется, в такой же утончается и возвышается над понятиями века сего, носящего на себе образы дебелости. И тогда ум научается созерцать в Боге сообразно Ему, а не как видим мы. Если человек не сделается сперва достойным откровения, то не может видеть его. И если не достигнет чистоты, понятия его не могут стать просветленными, чтобы видеть ему сокровенное. И пока не освободится от всего видимого, усматриваемого в видимой твари, не освободится и от понятий о видимом, и не сделается чистым от потемненных помыслов. А где тьма и спутанность помыслов, там и страсти. Если человек не освободится, как сказали мы, от сего и от причин к тому, то ум не прозрит в сокровенное». Преп. Исаак Сирин , Сл. 39.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Он избрал среднюю палестинскую дорогу, проходившую чрез Самарию и другие города. Христос отправился в путь, вероятно, ранним утром. В богатую же равнину, где находились Самария и другие самарянские города, Он вступил вечером. Это было весною или летом 27 года по Рождеству Христову (780 год от основания Рима), когда поля уже побелели и поспели к жатве. Господь приблизился к городу самарийскому, который назывался тогда Сихем, а теперь называется Наблус (Неаполь). Этот же город носил в то время и другое название – Сихарь. Но может быть, Сихарем называлась и одна деревня поблизости от Сихема, теперь известная под именем Аскар. Недалеко от Сихаря быль колодец, называвшийся колодцем Иаковлевым, потому что его выкопал праотец Иаков, желавший, чтобы его пастухи не ссорились из-за воды с языческими пастухами, бравшими воду из многочисленных источников поблизости от Сихема. Колодец Иакова существует и теперь; но в нем нет воды. Глубина его в прежнее время была около 21 сажени, а теперь около 10 сажень. Это произошло от того, что он постепенно наполнялся камнями и мусором. Иисус, утомившись с дороги, сел отдохнуть у этого колодца. В это время пришла к нему одна самарийская женщина – почерпнуть воды. Учеников Иисуса Христа не было у колодца, потому что они отправились в город – купить пищи. Иисус Христос сказал самарянке: «Дай Мне пить». Такая просьба Спасителя удивила женщину. Она знала, что иудеи и самаряне находились во вражде между собою и избегали общения одни с другими. Поэтому самарянка сказала: «Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? ибо иудеи с самарянами не сообщаются». Иисус Христос ответил ей: «Если бы ты знала дар Божий, и кто говорит тебе: дай Мне пить; то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Под живою водою разумелась у евреев ключевая вода, постоянно вытекавшая из ключа или родника. Но Христос говорил самарянке не об этой воде. Он говорил ей о Себе и о даре Божием, какой люди получают, когда входят в общение со Христом. Как ни дорога и ни необходима была чаша холодной воды среди знойной пустыни, она была бесконечно ниже по своему достоинству великого дара, получаемого людьми от Господа Иисуса Христа, духовно обновляющего человеческую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

Он подробно описан в книге Чисел (5:12–31) и состоял в том, что муж приводил жену к скинии, приносил за нее в жертву десятую часть эфы ячменной муки; между тем священник, держа в руке сосуд с горькой водой, произносил заклятие, которое и записывал на свитке, смывал его затем в горькой воде и давал жене ее выпить. «Когда напоит ее водой, – прибавляет Законодатель, – тогда, если она нечиста и сделала преступление против мужа своего, горькая вода, наводящая проклятие, войдет в нее, ко вреду ее, и будет эта жена проклята в народе своем. Если же жена не осквернилась и была чиста, то останется невредимой». Это испытание ревнуемой жены горькой водой по талмудистическому трактату Sota, назначалось В. Синедрионом. 492 Другой обряд, в котором вместе с членами В. Синедриона принимали участие и члены провинциальных синедрионов, совершался в том случае, когда в поле найден труп, неизвестно кем убитого, человека. Предписание Моисеева закона по этому предмету следующее: «если найден будет убитый, лежащий на поле, и неизвестно, кто убил его, то пусть выйдут старейшины твои и судьи твои, и измерят расстояние до городов, которые вокруг убитого. И старейшины города того, который будет ближайшим к убитому, пусть возьмут телицу, отведут за пустыню и заколют ее там, и омоют руки свои над головой телицы, свидетельствуя тем свою невиновность в убийстве» ( Втор. 21:1–8 ). Слова этого закона: «пусть выйдут старейшины твои и судьи твои», были объяснены раввинами в применении к В. Синедриону. «Пусть выйдут из В. Синедриона двое из мудрых твоих и трое из судей твоих», – так передают смысл указанных слов раввины. 493 В старейшинах же окружающих городов они видят членов провинциальных синедрионов. И в соответствие с законом, инициатива в подобных делах присвоена была В. Синедриону. Маймонид говорит: «не выходят для измерения расстояния между трупом убитого человека и находящимися вокруг города без предписания В. Синедриона». 494 Но что касается обряда заклинания телицы, то исполнение его принадлежало провинциальным синедрионам; они, вместе со священниками, приносили в жертву телицу и свидетельствовали свою неприкосновенность к преступлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После сего он отправился обратно в Иерихон, где его встретили некоторые из сынов пророческих. Здесь мы в последний раз видим общину сынов или учеников пророческих, в связи с жизнью пр. Елисея, и после сего времени о них уже более не упоминается ( III Цap. XX:35 ; 4Цap. II:1–15 ). Увидев Елисея, сыны пророков пошли навстречу и поклонились ему до земли. Опочил дух Илии на Елисее ( II Цap. II, 15 ), говорили они между собой и затем просили послать их поискать тело Илии; он неохотно согласился на это. Они искали, и, конечно, напрасно. Вскоре после сего Елисей совершил в Иерихоне чудо: обезвредил дурную воду города, бросив в оную соли. И вода стала здоровой до сего дня, замечает свящ. повествователь (ст. 22). Из Иерихона пр. Елисей пошел в Вефиль, и когда он шел дорогой, малые дети вышли из города, и насмехались над ним, говоря: «иди плешивый, иди плешивый»! Причем они, вероятно, указывали на его плешивость, иметь которую считалось тогда жителями Востока за бесчестье. Елисей, обернувшись, проклял их именем Господним, и вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка ( 4Цap. II, 23, 24 ). Отсюда пошел он на гору Кармил и оттуда возвратился в Самарию. Слово «возвратился», по-видимому, указывает на то, что он прежде жил в Самарии, но где именно, в самом ли городе или в стране Самарийской, этого не видно. Когда Иорам, Иосафат и царь едомский вступили в союз между собой против моавитян, Елисей находился при войсках союзников. Томясь со своими войсками от жажды, союзные цари обратились к пр. Елисею за помощью. После строгого обличения он совершил новое чудо – снабдил войска их и скот чудесно явившейся водой, которая показалась, впрочем, моавитянам кровью ( 4Цap. III, 1–22 ). Далее, в ряду его чудес особенно замечательно следующее: чудесное увеличение количества елея для бедной вдовы одного из сынов пророческих. Елея было получено ею столько, что продажа его была вполне достаточна для уплаты долгов мужа и для дальнейшего ее существования ( 4Цap. IV, 1–7 ). После сего мы встречаем пророка в Сонаме, колена Иссахарова. Здесь одна богатая женщина приняла его в свой дом и приготовила ему горницу с постелью, столом, седалищем и светильником, в которую он мог бы заходить, когда захочет. Женщина и муж ее были неплодны, что весьма презиралось евреями, и пророк предсказал им рождение сына. Сын родился и подрос, но однажды пришел к отцу своему на поле во время жатвы и внезапно заболел. Голова моя! голова моя болит! – говорил он своему отцу, и когда отнесли его к матери, то еще до полудня, сидя у нее на коленях, он умер. Елисей, по просьбе матери, которая лично прибыла к нему на г. Кармил, отправился с ней в Сонам и после молитвы чудесно возвратил жизнь умершему дитяти ( 4Цap. IV, 8–37 ). В

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Поспешно изыскивая средства защиты и необходимого продовольствия, толпа осажденных бросится в крепость Сионскую, вломится во все дома, где были сделаны какие-либо запасные склады хлеба, одежд и т.п. Мало этого, в невольной торопливости, вожаки безумной толпы найдут, что в городе есть много ненужных домов, которые можно, по-видимому, с доброй целью, разобрать и выстроить водовместилище и водопровод и, таким образом, воду из старой купальни (иначе старого или верхнего пруда), которая выходила за город, отвести внутрь города. 10. И отмечаете домы в Иерусалиме, и разрушаете домы, чтобы укрепить стену. (И яко разориша домы Иерусалимли на утверждение стене градней). Та же забота о защите города побудит защитников его разрушить дома и этим материалом (камнем) укрепить городскую стену, которая прежде всего должна встретить и выдержать удары неприятельских орудий. 11. И устрояете между двумя стенами хранилище для вод старого пруда. А на Того, Кто это делает, не взираете, и не смотрите на Того, Кто издавна определил это. (И сотвористе себе воду между двема стенама, внутрьуду купели древния, и не воззресте на сотворившаго ю исперва, и сограждшаго ю не видесте). В виду грозной и смертельной опасности жители Иерусалима вспомнили, что на время осады нужно как можно более запасти воды, и достигли этого, собрав воду в старом, но вновь укрепленном пруде; однако, ища спасения, они, к несчастью своему, забыли о Том, Кто создал и саму воду, кто оградил воды скалистыми берегами в реках и морях, – о Боге, Царе и Спасителе своем. Помня о Боге и вере в Его промысл, они легко могли бы понять, что и сами предстоящие бедствия наводит Господь, по Его воле полки Ассирийские, как вода потопа, покроют всю землю Иудейскую (ср.гл.8:7–8). Но с другой стороны, народ Божий должен был знать, что на нем возложены обетования и благословения, данные его праотцам, что в недрах его хранится отрасль Давида, Еммануил, Царь мира; а потому он не в Боге ли должен был искать спасения? Осажденным нужна вода; но не Бог ли дал воду из скалы в дикой пустыне Аравийской? – нужно истребить полки иноплеменников, но не Бог ли истребил Хананеев и поселил Израиля в Ханаане? Увы, жители Иерусалима не помнили этого! а когда им напоминали о том боговдохновенные пророки, как Исаия, то они не желали их слушать и смеялись над ними, и народ, и царь (гл.5:18–19; 7:10–13). Вот за такое богоотступное беспамятство и упорное неверие и придет на них «день мятежа и пагубы, и попрания, и смятения от Господа Саваофа» (ст.5; ср.гл.5:24–30; 7:17–19 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Ст. 16. …И сказали Елисею сыны пророческие: ...Может быть, унес Илию Дух Господень, и поверг его на одной из гор, или на одной из долин... Из этого открывается, что сыны пророческие не имели полного и определенного откровения о восхищении Илии. Поскольку случалось, что пророки Господни переносимы были внезапно из одного места в другое Духом Божиим 578 ; то они и полагали, должно быть, что с их учителем случилось нечто подобное. Мысль о смерти Илии им тоже приходила, очевидно, в голову; но, по всей вероятности, эту смерть они приравняли к смерти Моисея, которого воззвал Господь на гору Наваф и скрыл там тело его. Надеясь отыскать, по крайней мере, тело пророка Илии, ученики его хотели, конечно, почтить его торжественным погребением. Ст. 19. …И сказали жители того города (Иерихона) Елисею: вот, положение этого города хорошо, ...но вода нехороша и земля бесплодна… Возникает вопрос: как при таких неблагоприятных условиях мог быть издревле обитаем и даже процветать город Иерихон? В ответ на это можно сказать, что бесплодием и вредоносными водами страдала, вероятно, не вся окрестность Иерихонская, но некоторая местность, по которой протекал источник, разносивший порчу и заразу. Даже и в этом источнике порча воды могла произойти вследствие каких-нибудь внезапных и случайных подземных причин. Можно предположить также, что испорченные и вредоносные воды Иерихонские протекали неподалеку от того места, где имели свое пристаншце, а также и поле для обрабатывания, ученики пророческие. Собственно, они то, может быть, и обратились к Елисею от лица Иерихонских жителей, с просьбою исцелить воды, увидев, что на преемнике Илиином опочил сугубый дух Илиин. Ст. 24. ... и проклял Елисей именем Господним злословивших его детей Вефильских. И вышли две медведицы из леса, и растерзали из них сорок два ребенка… Как согласить сильный гнев Елисея с его пророческим достоинством, и чем объяснить страшное наказание, по-видимому, не соответствовавшее легкомысленному возрасту и неразумию детей? Поскольку это наказание изошло от самого Бога, хотя и по слову пророка, то причины его никак не нужно искать только в личном негодовании Елисея, а тем более, невозможно полагать, чтобы гнев пророческий устремлен был, собственно, против детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Таким образом, он выжег хлеб в полях, виноградники и масличные сады у филистимлян. Филистимляне, узнав, из-за кого они потерпели такое бедствие, сожгли жену Самсона и дом отца ее. Но Самсон еще более разгневался на них, сильно избил их и удалился в одно ущелье скалы в колене Иудовом. Тогда множество филистимлян пришли в Иудею и потребовали выдать Самсона. Самсон позволил иудеям связать себя и привести к филистимлянам. Увидев его, филистимляне бросились к нему, но он разорвал веревки на себе, схватил ослиную челюсть и убил ею тысячу филистимлян. После этого он почувствовал смертельную жажду, помолился Богу, и Господь разверз яму, и потекла из нее вода. Самсон напился и ожил. Однажды Самсон ночевал в филистимском городе Газе. Жители, узнав об этом, подстерегали его всю ночь в воротах города, чтобы убить его. Но Самсон в полночь пошел из города, схватил двери городских ворот с обоими косяками и запором, положил на свои плечи и отнес на близлежащую гору. Самсон имел неосторожность открыть, что сила его заключается в том, что он назорей Божий, и что если остричь его волосы, то сила отступит от него. Филистимляне, узнав об этом, остригли Самсону волосы, когда он спал, и сила отступила от него 325 . Филистимляне выкололи ему глаза, привели в Газу, оковали двумя медными цепями и заставили в темнице молоть ручными жерновами 326 . В несчастии Самсон очистил свои прежние заблуждения покаянием. Волосы на голове его начали расти, а с ними стала возрастать и сила его. Владельцы филистимские собрались, чтобы принести жертву богу своему Дагону, и говорили: «Бог наш предал нам Самсона». Привели Самсона, и он забавлял их; били его по щекам и поставили между столбами. Самсон сказал отроку, который водил его: «Подведи меня, чтобы я мог ощупать столбы, на которых утвержден дом, и прислониться к ним». Отрок сделал это. Дом был полон народу; там были все владельцы филистимские, и на кровле было до 3000 мужчин и женщин. Самсон помолился Богу, уперся руками в два средних столба, на которых утвержден был дом, сказал: «Пусть умру и я с филистимлянами», – и двинул столбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010