Скачать epub pdf Седмица 5-я по Пасхе О пшенице Господней Неделя 5-я по Пасхе Ин. 4:42 Однажды на пути в Галилею Господь Иисус Христос остановился у колодца близ города Самарии. Когда ученики ушли достать что-нибудь поесть, к колодцу за водой подошла женщина, и Господь заговорил с ней. Когда же вернулись ученики и женщина ушла, Господь сказал: «Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступила жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве». Господь сказал так, потому что немногие вопросы, заданные самарянкой, немногие слова, ею сказанные, – напоминают спелые зерна, уже готовые при первом прикосновении отделиться от колоса и войти в Господню житницу. Разговор начался с того, что Господь просто попросил пить, и другая просто дала бы Ему воды, не рассуждая, кто Он и какой веры. Но эта удивленно спросила: «Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня самарянки? ибо иудеи с самарянами не сообщаются». И этот ответный вопрос был первым зерном в Господнюю житницу, потому что обнаружил, что для самарянки есть нечто высшее телесных потребностей, есть религиозные законы, и она искренне удивлена, как может этот серьезный, благочестивый человек нарушать их? Если бы женщина просто дала Ему воды, то разговор не возник бы; а тут – Господь продолжает и говорит: «если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай мне пить; то сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду». Женщина удивилась: «Господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок; откуда же у тебя вода?» – и этих словах еще нет ничего особенного, но тут же она прибавила: «Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его?» А это уже – второе зерно в житницу Господню: этот вопрос обнаружил, что женщина помнит о своих корнях, о своих праотцах, помнит, что от кого унаследовала. Но вот Господь говорит ей нечто более трудное для понимания. Он говорит, что здесь в пустыне у Него Самого есть живая вода, и кто будет пить Его воду, «тот не будет жаждать вовек», и что вода эта сделается в нем – «источником воды, текущей в жизнь вечную».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Тайновидцу, поставленному на высокой горе была открыта изумительная панорама града Божия, в котором центральное место занимал Храм ( Иез. 40 ) – видение мессианского Царства Божия. Это последняя Книга – Книга утешения (гл. 33–48). Расположенный в сердце города Храм был отделен от всего мирского. «Вне Храма стена со всех сторон его». И в этом мы усматриваем указание пророка на центральную роль веры в жизни общества. В следующих главах пророк проводит подробное описание Дома Божия. Здесь следует обратить внимание на главу 44. Здесь пророчество о Божией Матери (этот текст читается как одна из паремий на многие богородичные праздники) и рождении Христа: «И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: «Ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими; ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» ( Иез. 44,1–3 ). Образ живой воды, который вытекает из-под порога Храма, олицетворяет неиссякаемый поток благодатной силы, который не только наполняет человека, но и омывает мир, изгоняя из него горечь греха и нравственного несовершенства. «Потом привел он меня обратно к дверям храма; и вот из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма по южную сторону жертвенника.» Кстати, отсюда взято, что алтарь храма ориентирован на восток. « И вывел меня северными воротами, и внешним путем обвел меня к внешним воротам, путем обращенным к востоку; и вот вода течет по правую сторону» ( Иез.47,1–12 ), то есть вода как бы отекает храм и благодать храма омывает весь мир. Открывая перед Израилем картины будущего мира, Иезекииль требовал от него действий. Дело Божие, созидаемое Самим Богом не отделимо от человеческой воли. Перед лицом греха Бог не пощадил ни Иерусалимского Храма, ни народа. Духовное очищение Израиля, стремление к нравственному совершенству является условием для того, чтобы воздвигнут был город, именуемый «Господь здесь».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Повествование о посещении Иисусом Самарии завершается тем, что жители города исповедали Иисуса Христом: И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос ( Ин.4:39–42 ). Самарянка в беседе с Иисусом сначала назвала Его пророком, затем заговорила о Мессии. Иисус ответил, что Он и есть Мессия. К жителям города она обратилась со словами: Пойдите, посмотрите… Не Он ли Христос? Женщина подходит все ближе к тому, чтобы признать Иисуса Христом, но в итоге исповедание произносит не она, а жители города. При этом подчеркивается, что они пришли к этому исповеданию не благодаря свидетельству женщины, а потому, что сами убедились в мессианском достоинстве Иисуса. Слова – слышали и узнали – указывают на собственный опыт. Они созвучны словам апостола Иоанна об Иисусе: О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши… ( 1Ин.1:1 ). Источником веры в Иисуса в конечном итоге становится не чье-то свидетельство, а собственный опыт людей, соприкоснувшихся с Иисусом в реальной жизни, – услышавших Его слово и узнавших в Нем Мессию. Рассматриваемый отрывок является единственным в четырех Евангелиях свидетельством того, что к общине последователей Иисуса на раннем этапе Его проповеди присоединилось некоторое количество самарян. Некоторые ученые на основании этого отрывка и того значения, которое в Евангелии от Иоанна придается самарянам, пришли к заключению, что четвертое Евангелие было написано для самарян 204 . Другие считают, что сам Иоанн был самарянином и что термин «иудеи» в его Евангелии означает «палестинцы несамарянского происхождения» 205 . Третьи, напротив, полагают, что Иоанн был вовлечен в полемику с некоей ветвью самарянской общины, которая продвигала концепцию Мессии как эсхатологического пророка и нового Моисея 206 . Наконец, высказывается мнение, что интерес автора четвертого Евангелия к самарянам обусловлен тем, что на каком-то этапе развития Церкви после воскресения Иисуса в нее влились большие группы обращенных самарянского происхождения; это якобы и породило новую волну богословской рефлексии, в которой уверовавшие самаряне из главы 4-й были противопоставлены неуверовавшим иудеям из последующих глав 207 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

(См. также: Ос.12:1 ). (е) Разрушив города земли Обетованной, Евреи не вдруг перешли потом к оседлой жизни в постоянных жилищах; к тому же, с другой стороны, их оседлому поселению мешали соседние враждебные народы: «Сыны Израилевы сделали себе от Мадианитян ущелья в горах и пещеры» ( Суд.6:2 ). Еще долгое время большая часть Израильтян жила «в шатрах своих, как вчера и третьего дня» ( 4Цар.13:5 ). Полагаем не излишним привести здесь находящиеся в Библии немногие сведения об устройстве городов и домов, в которых жили Евреи, когда уже прочно утвердились в Палестине. Города были обнесены стенами и располагались на возвышенностях. Улицы, вероятно, были узки, как и в настоящее время на всем востоке. В Библии упоминается только одна улица под собственным названием – улица хлебопеков в Иерусалиме ( Иер.30:21 ); быть может, улицы вообще носили названия, заимствованные от ремесла и занятия жителей своих. У городских порот находились площади, где происходили народные собрания, совещания старейшин и рынки ( Неем.8:1, 6 ). Отсюда – метафорическое выражение «врата ада» ( Мф.16:18 ). Ворота города прикрывались башнями (2Πар.26:9). Каждый город имел общественные цистерны и колодези; большие города имели водопроводы ( Ис.7:3 ). Об устройстве домов древних Евреев можно судить отчасти по современным постройкам в Палестине, так как климатические условия, влиявшие на быт древних Евреев, существуют в Палестине и в настоящее время. Евреи строили дома из глины ( Иов.4:19 ), из обожженных кирпичей ( Ис.9:10 ) или из камней ( Лев.14:40 ). Цементом для этих построек употреблялась известь ( Ис.27:9 ; Втор.27:4 ); она же употреблялась и для штукатурки ( Иез.13:10 ). Из деревьев строительным материалом служила сикомора ( Ис.9:10 ). Крыши домов делались плоские и только к средине имели незначительную выпуклость, чтобы могла стекать дождевая вода ( Прит.19:13 ). Кровля огораживалась перилами; это предписывалось законом: «Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с него» ( Втор.22:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Учение Свое И. Христос называл Евангелием – доброю, радостною для людей, вестью от Бога. IX. Беседа Иисуса Христа с Самарянкою (Картина 7-я) В иудейской земле (в средине ее) жил, кроме иудеев, еще один народ, называвшийся Самарянским. 20 Между иудеями и этим народом была старинная вражда, которая потом дошла до того, что иудеи терпеть не могли самарян, за грех считали говорить с ними, обходили их города и села; одно название «самярянин» было у иудеев все равно, что бранное слово. Конечно, и самаряне также ненавидели иудеев. 21 И. Христос, милосердый ко всем и всем желающий спасения, не лишал и самарян Своих милостей; Он ходил и по их земле, учил их так же, как иудеев; и между самарянами находилось немало таких людей, которые уверовали в Него. Спаситель проходил однажды с некоторыми учениками Своими мимо одного самарянского города (Сихема). Уставши от пути, И. Христос сел отдохнуть у колодца 22 , бывшего около города, а ученики пошли в город купить пищи. Время было полуденное. К колодцу приходит из города женщина-самарянка почерпнуть воды. И. Христос попросил у нее воды напиться. Женщина очень удивилась тому, что И. Христос обратился к ней с этою просьбою: «Как это Ты, иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ведь иудеи с самарянами не сообщаются.» Спаситель отвечал ей: «Если бы ты знала, Кто беседует с тобою, ты сама попросила бы у Него живой воды, и Он дал бы ее тебе.» Он назвал живою водою Свое божественное учение; а самарянка подумала, что Он говорит ей о другой воде, – лучшей, чем та, которая была в колодце, и сказала: «Откуда же Ты возьмешь такую воду? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который выкопал этот колодец?» И. Христос ответил ей про Свою воду, что тот человек, который напьется ее, не будет чувствовать жажды во веки и что эта вода может дать ему вечную жизнь (т. е. кто всею душою примет Его учение и будет поступать по нему, тот сделается достойным царства небесного, получив вечную блаженную жизнь). Женщина хоть и не поняла, о какой именно воде говорит И.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Беседа сия, хотя и не вполне понята была Никодимом, произвела на него глубокое впечатление. Он сделался тайным учеником Господа, и в последствии явно защищал Его перед Синедрионом. § 20. Беседа Господа с самарянкой Uh. IV:1–42 . После праздника Пасхи Иисус Христос оставался несколько времени в Иудее. Когда же фарисеи, узнав, что Он приобретает более учеников, нежели Иоанн, стали завидовать и следовать Его, то Господь решился возвратиться в Галилею. Проходя через Самарию, Он остановился в окрестности города Сихарь, близ колодезя, который был вырыт еще по воле патриарха Иакова. Иисус Христос сел возле сего колодезя отдохнуть, а ученики Его отправились в город для закупки съестных припасов. В сие время пришла из города женщина за водой. Когда она почерпнула воды, Господь обратился к ней и сказал: – Дай Мне пить. Женщина была чрезвычайно изумлена Его просьбой; ибо иудеи, по своей непримиримой ненависти к самарянам считали за грех всякое сношение с ними. – Как Ты, будучи иудей, – воскликнула она, – просишь пить у меня, самарянки? – Если бы ты знала дар Божий и кто говорит тебе: «Дай Мне пить», – отвечал Господь, – то сама стала бы просить у Него, и Он дал бы тебе воду живую. – Господин! – возразила самарянка, – тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок: откуда же у тебя вода живая (ключевая)? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам сей колодезь, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус Христос, поясняя свои прежние слова, продолжал: – Всякий, пьющий сию воду, возжаждет опять; а кто будет, пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина, не понимая, что этот животворящий источник есть сам Иисус Христос и Его учение, начала просить: – Господи! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. – Поди, позови мужа своего и приди сюда, – сказал, ей Господь. – У меня нет мужа, – отвечала самарянка. Господь, желая показать Свое всеведенье и дать о Себе надлежащее понятие собеседнице, заметил ей:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

В ветхозаветной истории не упоминается селений и местечек с такими названиями, которые бы находились по ту сторону Иордана, напротив Иерихона. Но Вифаварой могли называть не только существующую здесь переправу с одного берега на другой в виде плота или какого-то судна (2 Цар 19:17), но переход сынов Израилевых в Землю Обетованную из “дома угнетения”, когда ковчег завета Господня чудесным образом рассек воды Иордана: вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама (Нав 3:16). От Мертвого моря, куда “ушла и иссякла” текущая в него вода, до города Адама было около сорока километров. И народ переходил против Иерихона (Нав 3:17). Иордан был последней преградой на сорокалетнем пути переселения избранного народа из “Вифа­нии” в Землю Обетованную. И отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона (Чис 22:1). Здесь, в Иорданской пустыне, они стояли станом около двух лет. На этом месте происходило “исчисление” всего общества сынов Израилевых, отсюда ходили они войной на мадианитян и возвращались сюда с пленными и всей добычей. Здесь прозвучал глас Моисея: Слушай, Израиль! (Втор 6:4); Слушай постановления и законы (Втор 4:1). И слушали все израильтяне Второзаконие; и чтобы услышанное было свидетельством против них и их дальнейшей жизни на Святой Земле, Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца и отдал ее левитам, носившим ковчег завета Господня, и положили ее одесную ковчега (Втор 31:24,26). Здесь же, у Иордана близ Иерихона, и умер Моисей в возрасте 120 лет, и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора и никто не знает места погребения его даже до сего дня (Втор 34:6). Святитель Василий Великий, говоря о прообразовании как выражении “ожидаемого в уподоблении, которым назнаменательно предуказуется будущее”, пишет: “повествуемое об изведении Израиля служит указанием на спасаемых крещением” 13 . А святитель Кирилл Александрийский в “искусных объяснениях” пятикнижия Моисея, в главе “О рождении Моисея” представляет написанное о Моисее как “образ в предызображении спасения, совершенного через Христа” 14 . В том, что младенец Моисей был найден дочерью фараона у берега реки, святитель Кирилл видит образ Крещения.

http://pravmir.ru/mesto-bogoyavleniya/

Есть интересные вещи, когда действительно археология может пролить свет на вполне определенные страницы Библии, но редчайший случай – это туннель царя Езекии. Кто будет в Иерусалиме, обязательно его посетите, его можно найти. Он пробит под землей, именно поэтому он, конечно, сохранился во время всех разрушений Иерусалима. Вот если, не дай Бог, когда-нибудь будут вестись раскопки в Москве, то совершенно точно раскопают метро. Все остальное под вопросом, но метро наверняка сохранится. Туннель Езекии, 4-я книга Царств: «Прочее об Езекии и о всех подвигах его, и о том, что он сделал пруд и водопровод и провел воду в город, написано в летописи царей Иудейских». Не дошедший до нас, конечно, источник. Или в книге Паралипоменон, параллельное более подробное повествование: «Когда Езекия увидел, что пришел Сеннахирим [это ассирийский царь] с намерением воевать против Иерусалима, тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды, которые вне города, и те помогли ему. И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари ассирийские, придя сюда, много воды». Смысл понятен: город готовится к осаде, ему невероятно важно сохранить воду для себя и лишить воды осаждающее войско. Потому что на Ближнем Востоке у кого вода, тот живет. Вот туннель Езекии, примерно 700 год до нашей эры, каким он сохранился до наших дней. По этому месту можно пройти, я проходил лет пятнадцать назад. Нас, правда, не предупредили, что вылезать придется в арабской части города и обратно идти пешком. Мы в плавочках там прошли и вылезли посреди арабского квартала голыми.. Это было очень своеобразное возвращение домой. – Где он находится? Что сейчас там находится? – В Иерусалиме. Сейчас я карту древнего Иерусалима на современный сходу наложить не смогу. Но дело в том, что исторический Иерусалим большей частью находится в арабском квартале. Нынешний старый город – это турецкий старый город, Храмовая гора в него, конечно, входит, но только краешек. А в основном он к югу от Храмовой горы. И вот так туннель выглядел во времена Езекии. Это схема, где он проходил. Видите, справа источник Гихон, от него пробили этот самый туннель к Силоамскому бассейну или водохранилищу, пруду. И здесь даже сделали особый водосборник, куда эта вода стекала.

http://pravmir.ru/bibliya-tekst-i-arheol...

«И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:14–15 ). Предание говорит, что Никодим, приняв участие в погребении Христа, уже не мог оставаться членом синедриона и, открыто встав на сторону учеников Спасителя, вскоре подвергся преследованиям и был казнен. Беседа с самарянкой ( Ин.4:4–42 ) Путешествуя из Иудеи в Галилею, Христос проходил через Самарию. Там, утомившись от пути, в полуденный зной, Он остановился близ города Сихарь у древнего колодца Иакова. Ученики пошли в город купить пищи, и Господь сидел один. Он хотел пить, а почерпнуть воды было нечем. В это время из города пришла за водой женщина, и Христос попросил ее дать Ему напиться. Женщина удивилась, что иудей, как бы совершенно забыв о вековой вражде, просит пить у нее, самарянки. Тогда Христос сказал ей: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» ( Ин.4:10 ). «Господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая?» ( Ин.4:11 ) – в недоумении спросила она. Самарянка думала, что неизвестный говорит ей об обыкновенной воде, которая необходима для жизни природы и человека. А Христос говорил о благодати Святого Духа, о том, что Он Сам и Его учение о Царстве Божием есть «вода живая», текущая в вечность. «…А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек» ( Ин.4:14 ), – сказал Спаситель. Не совсем поняв иносказательные слова Христа, женщина все же почувствовала, что Он обещает ей дать какую-то особенную воду, и попросила: «Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» ( Ин.4:15 ). Но для духовной жизни нужно очищение совести и покаяние в грехах. И Господь пробудил душу самарянки к покаянию. Он сказал ей: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда» ( Ин.4:16 ). Женщина смущенно ответила, что у нее нет мужа. Господь, услышав ее искреннее признание, сказал: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе…» ( Ин.4:17–18 ).

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

и показал ему Господь дерево. и он вложил его в воду. и усладилась вода. там Бог дал повеления и суд. и там испытал его и сказал: если ты слухом послушаешь голоса Господа Бога твоего, и угодное ему будешь делать, я внимать заповедям его, и соблюдать все повеления его: то всякую болезнь, какую навел я на египтян, не наведу на тебя. ибо Я есмь Господь целитель твой. и пришли в Елим. и были тут двенадцать родников воды и седмдесят финиковых дерев. и расположились тут у вод. и двинулись из Елима. и пришло все собрание сынов Израиля в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем. Иисуса Навина чтение (Гл. 3, 7–9. 15, 16, 17). Сказал Господь Иисусу: в день сей начинаю возвышать тебя в виду всех сынов Израиля. дабы знали они, что как я был с Моисеем, так буду и с тобою. и ныне повели священникам, поднимающим кивот завета Господня, говоря: как только войдете в край воды Иордана, остановитесь в Иордане. Когда же входили священники, поднимающие кивот завета Господня, в Иордан, и стопы священников. поднимающих сей кивот, омочились в краю воды Иордана: Иордан же наполнялся во всю высь свою, как в дни жатвы пшеницы: тогда стала вода, текущая сверху, как одна твердыня, в весьма большом разстоянии от Даммина города даже до околотка Кариафаримского [[От города Адама, который подле Цартана. (Синод).]] а текущая вниз ушла в море Арава, в море соленое, пока вся изсякла. народ же стоял против Иерихона. а священники, поднимающие кивот завета Господня, стояли на суше среди Иордана готовые. [[Ближе к евр.]] и все сыны Израиля переходили по суше, пока кончился переход всего народа чрез Иордан. Царств четвертых чтение (Гл. 2, 6–15). Сказал Илия Елиссею: побудь здесь, ибо Господь послал меня до Иордана. [[Останься пожалуйста здесь, потому что Иегова посылает меня за Иордан. (Гуляев).]] и сказал Елиссей: жив Господь, и жива душа твоя, а я не оставлю тебя. и пошли оба вместе. пятьдесят же мужей из сынов пророческих пошли и стали напротив вдали. они же оба остановились у Иордана. и взял Илия милоть свою, и свернул ее, и ударил ею по воде.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010