Иисус ответил и сказал ей: «Если бы знала ты дар Божий и Кто говорит тебе: «Дай Мне пить», то, может быть, ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Говорит Ему женщина: «Господи, у Тебя нет ничего, чем бы Ты почерпнул, а колодец глубок. Откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, коий дал нам сей колодец и сам пил из него, и сыны его, и стада его?» Иисус ответил и сказал ей: «Всякий, пьющий воду сию, будет жаждать вновь. Кто же изопьет воды, кою Я дам ему, не будет жаждать вовеки, но вода, кою Я дам ему, станет в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Говорит Ему женщина: «Господи, дай мне воды сей, чтобы я не жаждала и не приходила сюда черпать». Говорит ей Иисус: «Пойди, позови мужа своего и приходи сюда». Женщина ответила и сказала: «У меня нет мужа». Говорит ей Иисус: «Хорошо сказала ты, что нет у тебя мужа, ибо пять мужей было у тебя и тот, с кем ты ныне, не муж твой. Сие ты правильно сказала». Говорит Ему женщина: «Господи, вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на горе сей, а вы говорите, что место, где подобает поклоняться, – в Иерусалиме». Говорит ей Иисус: «Женщина, поверь Мне, что приходит час, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете вы поклоняться Отцу. Вы поклоняетесь неведомому вам, а мы поклоняемся ведомому нам, ибо спасение от иудеев. Но приходит час, и ныне уже, когда истинно поклоняющиеся будут поклоняться Отцу в духе и истине. Ибо и Отец ищет таковых, чтобы поклонялись Ему. Дух есть Бог . И тем, кто поклоняется Ему, в духе и истине подобает поклоняться». Говорит Ему женщина: «Знаю, что грядет Мессия (называемый Христос). Посему, когда придет Он, возвестит нам всё». Говорит ей Иисус: «Это Я, говорящий с тобой». И тотчас пришли ученики Его и удивлялись, что Он говорит с женщиной, но никто не сказал: «Чего ищешь Ты?» или «О чем говоришь Ты с нею?». Посему женщина оставила кувшин свой и ушла в город, и говорит людям тем: «Пойдите и посмотрите человека, коий сказал мне всё, что я сделала. Не Христос ли Он?» Посему вышли они из города и пришли к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Как на земле всякая жизнь рождается от воды, поддерживается водой и невозможна без воды, так в Будущем веке все живет, и движется, и существует Духом Святым.  Об этих таинственных водах многократно говорится в Ветхом Завете, например, в псалмах: «Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего» (Пс. 45, 5). 183 183 Ср. Ис. 49, 10; Иез. 47, 1–12; Иоиль 3, 18; Зах. 14, 8.  В Писании также имеются многие прообразы этой небесной воды. Это, например, вода, изведенная Моисеем в пустыне (Числ. 20, 11), это вода, истекшая из прободенного ребра Спасителя (Ин. 19, 34), это тихие воды Силоама, текущие из-под храмовой горы, и мн. др. «реку» – на земле христиане пьют только из ручейков Благодати. В Будущем же веке Дух Святой явится как полноводная река. «исходящую от престола Бога и Агнца» – Дух Святой сопрестолен Отцу и Сыну и равночестен Им.   «от престола» – под этим святой Андрей понимает Ангельские силы, на которых почивает Господь.  2 Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов. «среди улицы его» – это можно понимать так, что река течет посреди золотой прозрачной улицы. Следовательно, средоточием жизни города является Дух Святой. «по ту и по другую сторону реки, древо жизни» – как в первом Раю было древо жизни, так и в грядущем оно, или подобное ему, будет.  Трудно сказать, как может одно дерево находиться по ту и по другую сторону реки одновременно. Может быть, единственное число употребляется здесь вместо множественного в смысле собирательном? 184 184 В книге пророка Иезекииля, в описании Нового Иерусалима, говорится о многих деревьях, а не об одном (Иез. 47, 12).  Или, может быть, это дерево – вьющаяся лоза? Ведь именовал же Себя Христос лозой истинной?  Или же, скорее всего, как и в других местах книги, речь здесь идет о некоей недомыслимой небесной реальности.  «дающее на каждый месяц плод свой» – этим означается многообразие, непрерывность, вечность Божественных даров. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам, ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин.4:10,14 ). Какая чудная вода! Женщина: не понимает хорошо, о чем говорил незнакомец. Но она просит этой необыкновенной воды. Когда же говоривший с нею человек показал ей, что он знает всю ее жизнь, женщина воскликнула: Господи, вижу, яко пророк еси ты ( Ин.4:19 ). Нашла неожиданно женщина сокровище – пророка. Но не пророк только был пред нею и говорил с нею, а Господь Бог в образе человека. Это ей и было открыто. Вем, говорила самарянка, яко Мессия приидет, глаголемый Христос: егда той приидет, возвестит нам вся, что касается боговедения и богопочтения. На это ответил ей Господь Иисус Христос: Аз есмь, глаголяй с тобою ( Ин.4:25,26 ). Когда женщина возвестила в городе о своем обретении, то «многие самаряне из города того уверовали в Него, т.е. Господа Иисуса Христа, по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» ( Ин.4:39–42 ). Вот самаряне не искали, а неожиданно нашли сокровище, веру в Господа Иисуса Христа. С великою радостью они скрыли до времени это сокровище в сердце своем. А когда раздалось у них благовестие святых Апостолов о царстве Христовом, то самаряне с радостью покупали поле, в котором обреталось сокровище, т.е. вступали в Церковь чрез двери крещения ( Деян.8:5–25 ). Но вот приспела пора благовестия о Божием царстве и язычникам. Уже при Апостолах слово о Христе Спасителе разнеслось по разным местам языческого мира. Многие из обитателей их оставляли свои религиозные суеверия и принимали веру во Христа, крестились и становились членами духовного тела Христова, Церкви. Положим, что исполнялось с точностью провещание пророка Божия Исаии: «Я открылся, говорил Господь Бог, не вопрошавшим о Мне; Меня нашли не искавшее Меня: вот Я! вот Я! говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим» ( Ис.15:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Неблагодарность человеческая – это капля в море милосердия Божия. И как нельзя замутить море, бросив в него горсть песка или чего-либо нечистого, так не может неблагодарность человеческая сколько-нибудь замутить безмерное милосердие Божие ко всем нам. Это мы должны помнить. Перед нашими глазами всегда должен стоять обагрённый кровью Христос, на Кресте Голгофском умерший за нас, неблагодарных. Будем же помнить Крест Голгофский, будем всегда помнить безмерное Божие милосердие к нам, неблагодарным и грешным. И если будем мы помнить это, если будем брать пример с тех, кто благодарность считает своим нравственным долгом, и прежде всего по отношению к родителям своим, то милость Божия будет с нами. 21 мая 1945 г. О самарянке Можно ли оставаться спокойным или равнодушным, когда слышишь беседу Господа Иисуса Христа с самарянкой? Умилением наполняются сердца наши, изумлением перед таинственностью и глубиной Его слов, в этой беседе изречённых. Это одна из важнейших и глубочайших бесед Господа Иисуса Христа, записанная в Евангелии. Господь шёл пешком из Иерусалима в Галилею, – шёл в знойную пору, по горам, и устал. В жаркий полдень он сел отдохнуть у колодца Иаковлева вблизи города Сихарь, в Самарии. И вот сюда же пришла женщина-самарянка почерпнуть воды из колодца. Иисус попросил её дать Ему пить. Самарянка удивилась: «Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? ибо иудеи с самарянами не сообщаются». Господь ответил ей удивительными словами: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Самарянка ничего не поняла. Она считала Господа Иисуса Христа обыкновенным странником-иудеем. Как же это Он говорит, что она сама должна просить воды живой? Какой воды живой? Она с удивлением говорит Господу: «Господин! откуда же у тебя вода живая? Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь?» Господь Иисус Христос отвечает ей: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Некоторую проблему представляет здесь ссылка на Писание, поскольку никакой определённый отрывок из Ветхого Завета не удовлетворяет данному контексту. Другая проблема в том, к кому относится выражение «из чрева»: к Самому Иисусу Христу или к верующим в Него. Древние рукописи не содержали знаков препинания. Традиционное прочтение ст. 37 и 38 подразумевает, что Господь обещает всем тем, кто придёт к Нему, дать воды, чтобы утолить жажду. Однако если в ст. 37 мы поставим точку после слова «Меня», смысл станет иным: «Кто жаждет, да идет ко Мне и да пьет, кто верует в Меня. Как говорит Писание, из чрева его потекут реки воды живой». Отделяя слово «реки воды живой» от обещания верующим, мы можем отнести слово «его» к Самому Иисусу Христу. Рассмотрим обе эти возможности. 1) Обетование относится к тем, кто уверует в Иисуса Христа: В них будет река живой воды. Мы упоминали об этом высказывании, когда разбирали слова, обращённые к самарянке: «...вода, которую Я дам ему, станет в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин 4:14 ). Возможно, что 38–й ст. – это переложение слов пророка Исаии: «И будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и тучнять кости твои, и ты будешь как напоенный водою сад и как источник, которого воды не иссякают» ( Ис 58:11 ). 2) Выражение «Из чрева потекут реки воды живой» относится к Самому Иисусу Христу 116 . Евангелист Иоанн указывает, что от удара копья римского солдата из ребра Иисуса истекла кровь и вода ( Ин 19:34 ). В Ветхом Завете часто встречается символ животворящей воды, получаемой от Бога (Пс 104:4; Иез 47:1, 12 ). У пророка Иоиля есть такая картина: «Из дома Господня выйдет источник» ( Иоил 3:18 ). Часть толпы считает, что так мог сказать только пророк. Другие уверены, что Он Христос. Однако, как и до этого, галилейское происхождение Иисуса не даёт уверовать всем. Но если раньше решающим было мнение, что о происхождении Мессии вообще никто не может ничего знать, то теперь они вспоминают, что Христос, как потомок Давида, должен, согласно пророчеству Михея (Мих 5:2), прийти из Вифлеема, города, откуда был родом Давид.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Но всем этим древним человеческим родам и племенам, как видно, не суждено было продолжать жизнь на земле; когда они умножились и основали уже многие города на Азиатской первичной суше, их постигло страшное бедствие; общий всемирный потоп истребил их, а с ними и, всякую живую душу на Земле, от гада до зверя и скота. От этого всемирного погрома, как полагают, бывшего за 3252 года до Рождества Христова или более чем за пять тысяч лет до нашего времени, уцелел только один праведный Ной с семейством, состоявшим из восьми человеческих душ обоего пола, сохранившихся в плававшем ковчеге, воздвигнутом по повелению спасающего их Бога, а при этом спаслись с ними и животные, бывшие в ковчеге. Об этом событии бытописатель повествует. – «Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды. И виде Господ Бог землю и бе растленна, яко растли всяка плоть путь свой на Земли. И рече Господ Бог Ною, время всякого человека прииде пред мя, яко исполнися земля неправды от них: и се аз погублю их и землю. Сотвори убо себе ковчег от древ не гниющих четвероуголных: гнезда сотворити в ковчеге, и посмолиши его внутруду и внеуду смолою и тако сотворити ковчегъ, трех сот локтей долгота ковчега, и пятидесяти локтей широта и тридесяти локтей высота его» 235 ( Быт.6:11–5 ). Аз же наведу потоп, воду на землю, погубити всякую плоть, в ней же есть дух жизни под небесем, и елико суть на земли, скончаются ( Быт.6:17 ). И поставлю завет мой с тобою: внидеши же в ковчег ты, и сынова твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. А от всех скотов, и от всех гад, и от всех зверей и от всякие плоти, два два от всех введеши в ковчег, да питавши с собою, мужеский пол и женский будет» ( Быт.6:18–19 ). Ты же возми себе от всех брашен, яже имати ести, и собереши к себе, и будет тебе и оным брашно. ( Быт.6:21 ). Вниди ты и весь дом твой в ковчег, яко тя видех праведна предо мною в роде сем, от скотов же чистых введи к себе седмь, мужеский пол и женский, а от скотов же нечистых два два мужский пол и женский. И от птиц небесных чистых седмь, седмь, мужский пол и женский, и от всех птиц нечистых две, две, мужский пол и женский, препитати семя по всей земли. ( Быт.7:3 ). И сотвори Ное вся, елико заповеда ему Господь Бог . ( Быт.7:5 ). И бысть потоп четыредесять дней и четыредесять ночей на Земле, и умножишася вода и взя ковчег, и возвыси от Земли, и возможаше вода и умножишася зело на земли, и ношашеся ковчег верху воды ( Быт.7:18 ). И потребися всякое востание, яже беша на лице всея земли, от человека даже до скота и гадов и птиц небесных и потребишася от земли: и оста Ное один и иже с ним в ковчезе ( Быт.7:23 ). Так поступил Бог с человеком, преступившим Его заповеди и забывшим Его благодеяния, родом растленным, ходившим путем неправды.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Первым великим природным катаклизмом в истории человечества становится потоп, когда по повелению Бога вода уничтожает всю первозданную вселенную, кроме одной человеческой семьи и тех животных, которых Ной взял с собой в ковчег: по паре от каждого вида птиц, пресмыкающихся и зверей ( Быт. 7:8–9 ). Судьба животного мира отныне полностью связана с судьбой человека: земля была проклята из-за человека, и всё, что населяло землю, уничтожается вместе с ветхим человечеством за его грехи. Но завет, который Бог заключает с Ноем после окончания потопа, включает в себя и всю природу: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душою живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными ( Быт. 9:9–10 ). В чудесах, описанных в Библии, природа нередко участвует наряду с человеком. Казни, навлекаемые Богом на Египет через Моисея и Аарона, имеют прямое отношение к природе: вода превращается в кровь ( Исх. 7:19–20 ); воды производят жаб ( Исх. 8:6 ); персть производит мошкару ( Исх. 8:17 ); налетает множество песьих мух ( Исх. 8:24 ); в земле Египетской вымирает весь скот ( Исх. 9:6 ); пыль вызывает воспаление на людях и на скоте ( Исх. 9:10 ); град истребляет все, что было в поле, от человека до скота ( Исх. 9:25 ); саранча покрывает лицо всей земли и поедает все, что уцелело от града ( Исх. 10:15 ); густая тьма на три дня покрывает всю землю Египетскую ( Исх. 10:22 ). История исхода Израиля из Египта сопряжена с чудесами, имеюшими отношение к природе: переход израильского народа через море, когда морские воды расступаются и становятся стеной по обе стороны ( Исх. 14:21–28 ); превращение горькой воды в сладкую ( Исх. 15:23–25 ); схождение манны с неба ( Исх. 16:13–35 ). Чудеса Иисуса Навина, включая остановку солнца над Гаваоном ( Нав. 10:12–14 ), также связаны с природой. В исторических и учительных книгах Библии человек представлен как неотъемлемая составляющая природного мира, а скот – как постоянный спутник человека. Часто люди и скот упоминаются вместе ( Чис. 20:4, 8, 11, 19 ; Пс. 35:7 и др.). Когда бедствие настигает людей, оно настигает и скот ( Исх. 9:19 ). При взятии вражеского города вместе с населяющими его людьми истребляется и весь их скот ( Втор. 13:15 ; Нав. 6:20 ; Суд. 20:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут (Рим. 2, 13). Или: сокровенные сокровища Церковных Таинств и нас самих делают исполнителями всего Закона Божия, по слову Блаженного Августина: «Весь закон исполнен тогда, когда все грехи прощены»! Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим. 3, 21–24). И далее об Елиезере: Встал и пошел в Месопотамию, в город Нахора, и остановил верблюдов вне города, у колодезя воды (Быт. 24, 11). Очень интересная деталь – колодезь с водой. В Библии очень часто какие-то события, и в Ветхом, и в Новом Завете, были связаны с тем или иным колодцем, как с главными, стратегическими миссионерскими точками. Вспомните разговор Господа Иисуса Христа с самарянкой, когда у колодезя Иаковлева Господь сидел, отдыхая. Колодец символизирует собой Слово Божие (Библию), чистую воду слова Божьего. В колодце вода чистая – в реке она мутная (в Книге Откровения, 12, 15 – река символизирует даже ереси), даже в ручье она мутная, а в колодце – чистая . Впрочем, в зависимости и от его глубины: чем глубже погружаемся в воды колодца, том чище и его вода (по аналогии с поверхностным и более углубленным исследованием Слова Божия!). Тогда воспел Израиль песнь сию: наполняйся, колодезь, пойте ему; колодезь, который выкопали князья, вырыли вожди народа с законодателем жезлами своими (Чис. 21, 17–18). – Князья Церкви, отцы ее ископали жезлами-посохами истины Слова (Логоса); вожди-патриархи углубили его в чистоте освящающей влаги; законодатели-Предстоятели соборно расширили и обустроили их. Поместные Церкви – Христовы оазисы в зыбучей пустыне гибнущего мира . И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах (Исх.

http://pravoslavie.ru/110108.html

С Евр.: «Да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его, и как елей, в кости его». «Здесь, – говорит св. Злат., – показывается сила наказания и продолжительность мучения, и вместе внушается, что бедствия у всех людей происходят от них самих». Облечеся как ризою, т.е. отовсюду окружен клятвою. Вниде яко вода, яко елей. «Разумеет, – говорит бл. Феод., – пророк следующее: наложится такое бремя бед, которое будет угнетать сильнее воды, постоянством же уподобляться елею». «Псалмопевец, – говорит св. Афан., – разумеет стремительность бедствий и водою изображает чрезмерность оных, а елеем – продолжительность (ст. 19). Сими-то бедствиями, как ризою покроется (Иуда), и как поясом опояшется». «Бедствия так обымут их (врагов Христовых), что не будет никакой перемены, но прильнут к ним, и останутся при них постоянно» (Св. Злат.). С Евр. ст. 19: «Да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается». 20 . Сие дело оболгающих Мя у Господа, и глаголющих лукавая на душу Мою. С Евр.: «Таково воздаяние от Господа врагам Моим и говорящим злое на душу Мою»! «Поскольку называли (Спасителя) безбожным и беззаконным, то справедливо сказал: оболгающих Мя у Господа» (Бл. Феод.). 21 . И Ты, Господи, Господи, сотвори со Мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя. Т.е. помоги, спаси Меня ради славы Твоей. «Сие Владыка Христос сказал по человечеству, потому что исполнил все человеческое, кроме греха» (Св. Афан. и бл. Феод.). 22 . С Евр.: «Ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне». 23 . Яко сень, внегда уклонитися ей, отъяхся, стрясохся яко прузи. С Евр.: «Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу». «Подобно уклонившейся тени, приял я конец жизни; проводил же жизнь подобно носимой ветром саранче, не имея у себя ни города, ни веси, ни дома, но переходя с места на место, бегая в горы, а иногда и в пустыню» (Св. Афан. и бл. Феод.). «Пророк изображает, – говорит св. Злат., – силу коварства злоумышленников, невыразимую их злобу и ту деятельность, какую он сам показывал в таких обстоятельствах».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

У пророка Илии был ученик – благочестивый человек, сын земледельца Сафата. Звали ученика Елисеем. Однажды они шли за Иордан. Пророк Илия сказал Елисею: проси у меня, что тебе нужно. Елисей отвечал: дух, который в тебе, я желал бы иметь вдвойне. Пророк Илия сказал: трудного ты просишь, но если увидишь, как я буду возноситься на небо, то получишь. Перейдя Иордан, они шли и разговаривали. Вдруг явилась огненная колесница и кони огненные и разлучили их; пророк Илия понесся в вихре на небо. Елисей, видя это, воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израилева и конница его! В то же время упала одежда пророка Илии к ногам Елисея. Елисей поднял ее и получил двойной дар пророческий. Память святого пророка Илии совершается Святой Церковью 20 июля (2 августа). Надеющихся на Бога и боящихся Его Господь спасает от смерти и питает во время голода. По молитве их Он посылает людям милости и творит знамения и чудеса. Люди эти живут вечно, награда их на небе. ПРОРОК ЕЛИСЕЙ. Он отличался милосердием и творил много чудес. Однажды он пришел в город Иерихон. Жители этого города терпели нехватку в хорошей, чистой воде. Увидев пророка, они сказали ему: у нас вода нехорошая. Пророк Елисей бросил в источник соли, и вода сделалась вкусной и здоровой. Из Иерихона пророк Елисей отправился в Вефиль. Когда он подходил к городу, навстречу ему выбежало много детей. Заметив, что у пророка Елисея мало волос на голове, они стали смеяться над ним. Огорчился пророк Божий и сказал, что за такое непочтение к старшим Господь накажет их. В то же время вышли из леса две медведицы и растерзали своевольных детей, а их было сорок два. Одна бедная вдова пришла к пророку Елисею и со слезами говорила: муж мой умер и оставил после себя много долгов; заплатить мне нечем, и заимодавец хочет взять обоих детей в работники. Пророк спросил: что у тебя есть в доме? Женщина отвечала: нет ничего, кроме одного сосуда с маслом. Елисей сказал ей: выпроси себе у соседей как можно больше порожних сосудов, запри за собой двери и разлей в сосуды масло. Она так и сделала. Все сосуды наполнились маслом. Она продала масло, заплатила долг, и еще осталось на пропитание.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010