Что возбраняет тебе каяться, – проливать слезы о грехах? Эти средства к спасенью всегда с тобою, только бы была вера во Христа, упование на Его милосердие, непобедимое всеми нашими грехами. Нет нужды теперь ждать, пока возмутится вода в купальне, да нет теперь и этой купальни, которая была в свое время образом нашей купели крещения и слезной купели покаяния. Теперь можно в своей слезной купели исцеляться всякий день и час, как только покаешься. Сладчайший наш Спаситель Сам стоит у дверей твоего сердца и стучит в них, да отверзешь Ему двери через покаяние твое: и Он войдет к тебе и исцелит тебя, и укрепит и утешит. Се стою у двери, – говорит Господь, – и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною 176 . Слава Тебе, всеблагому Спасителю нашему на всякий день и час, всегда ныне и присно и вовеки веков. Аминь Живая вода Слово в неделю о самарянине Отвеща Иисус и рече ей (самарянке): аще бы ведала еси дар Божий, и кто есть глаголяй ти: даждь Ми пити: ты бы просила у Него, и дал бы ти воду живу ( Ин.4:10 ) Ныне во время литургии читано было святое Евангелие о беседе Господа Иисуса Христа с женщиною самарянкою из города Сихаря о живой воде, или о благодати Духа Святого, необходимой для всякого человека, – также – о поклонении Богу духом и истиною, а по удалении женщины – о беседе Господа с учениками Своими о духовной пище, о духовных нивах и духовной жатве. Сегодняшнее Евангелие таким образом говорит о многих духовных предметах весьма важных и поучительных для каждого из нас. Побеседуем нынешний раз, с Божиею помощью, хотя о первых двух в наше назидание и спасение, т. е. о живой воде и поклонении Богу духом и истиною. Повторим для большей ясности и вразумительности беседы часть читанного Евангелия. «Приходит Господь», – говорит святой Евангелист Иоанн Богослов, – «в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус утрудившись от пути, сел у колодезя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Якоже идяху священницы, вземшии ковчег завета Господня, во Иордан, и ноги священников, носящих ковчег, омочишася в части воды Иорданския. Иордан же исполняшеся во всем ложи своем, якоже во дни жатвы пшеницы. И сташа воды низходящия свыше в сонм един, отстоящия далече зело от Адами града, даже до страны Кариафиарим. Низходящая же сниде на море Аравитское, даже до моря солищнаго, дондеже вконец оскуде, Когда же отправились священники, носящие ковчег завета Господня к Иордану, и ноги священников, несших ковчег, погрузились с края в воду Иордана, – Иордан же был полон целиком во всем русле своем, как во дни жатвы пшеницы, – то встали воды, текущие сверху, в одно скопление, отстоящее весьма далеко, от города Адами, до предела Кариаф-Иарима; а текущая вниз ушла в море Аравы, до моря Соленого, и до конца иссякла. и людие стояху прямо Иерихона. И сташа священницы, вземшии ковчег завета Господня, на сусе, посреде Иордана, готовы. И вси сынове Израилевы преидоша по суху, дондеже скончаша вси людие, преходяще Иордан. И народ стоял против Иерихона; и стояли священники, несшие ковчег завета Господня, на суше посреди Иордана в готовности. И все сыны Израилевы переходили по суше, доколе не окончил весь народ переправляться через Иордан. Ис Нав 3:7–8, 15–17 Царств четвертых чтение (глава 2): 5. Четвёртой книги Царств чтение Рече Илия к Елиссею: седи убо зде, яко Господь посла мя до Иордана. И рече Елиссей: жив Господь, и жива душа твоя, аще оставлю тя. И поидоста оба, и пятдесят мужей от сынов пророческих приидоша и сташа прямо издалеча, оба же стаста при Иордане. И прият Илия милоть свою, и свит ю, и порази ею воды, и разделися вода сюду и сюду, и преидоста оба по суху. И бысть, яко преидоста, и рече Илия Елиссею: проси, что сотворю тебе, прежде даже не взят буду от тебе. И рече Елиссей: да будет убо Дух, иже в тебе, сугуб во мне. И рече Илия: ожесточил еси просити, обаче аще увидиши мя, вземлема от тебе, будет ти тако; аще ли же не увидиши, не будет. Сказал Илия Елисею: “Останься же здесь, ибо Господь послал меня до Иордана”. И сказал Елисей: “Жив Господь и жива душа твоя! Оставлю ли тебя?!” И пошли оба. И пятьдесят мужей из сынов пророческих пошли и стали напротив, вдали; а они оба стали у Иордана. И взял Илия милоть свою, и свернул ее, и ударил ею воды, и разделилась вода туда и сюда, и перешли оба посуху. И было, когда они перешли, (то) сказал Илия Елисею: “Проси, что сделать тебе, прежде, чем я буду взят от тебя”. И сказал Елисей: “Пусть же Дух, Который на тебе, будет на мне вдвойне”. И сказал Илия: “Трудного ты попросил. Впрочем, если увидишь, как меня будут брать от тебя, будет тебе так; а если не увидишь, не будет”.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

12 Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного. Шестая чаша вызывает иссушение реки Евфрат, открывшее восточным ордам возможность разрушительного похода на запад. В Ветхом Завете иссушение вод часто служит знаком силы Божьей. Так было на Чермном море, когда «гнал Господь море… и сделал море сушею» ( Исх.14:21 ). Так же было и с рекою Иордан, когда народ переходил реку под руководством Иисуса Навина: «Все сыны Израилевы переходили по суше» ( Нав.3:17 ). В Книге пророка Иеремии Бог в гневе своем угрожает: «И осушу море его, и иссушу каналы его» ( Иер.51:36 ). «И иссякнут все глубины реки», – говорит пророк Захария ( Зах.10:11 ). Возможно, что здесь Иоанн вспоминает другое знаменитое историческое событие. Греческий историк Геродот сообщает, что персидский царь Кир взял Вавилон, осушив Евфрат, который протекал как раз через центр города. Кир тайно отвел воды реки в озеро. Русло Евфрата, проходившее через центр города, стало сухой дорогой, и по этой дороге персы вошли в Вавилон и взяли город 53 . Во времена, когда была написана книга Апокалипсис, самым грозным врагом Рима было Парфянское царство, располагавшееся за Евфратом, который был традиционной границей Римской империи. Парфянская конница была самым страшным родом войск тогдашнего мира. Мысль о том, что парфянская конница может перейти через Евфрат, вселяла страх и ужас. Кроме того, как уже обсуждалось в связи с главой 13, в то время бытовала легенда о том, что император Нерон не погиб, но бежал к парфянам. Оттуда, из Парфии, ожидали возвращения «Нерона воскресшего», который в Апокалипсисе символизирует самого антихриста. Вторжение антихриста ожидалось из-за Евфрата. б) Шестая чаша гнева ( Откр.16:13–16 ) 13 И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: 14 это – бесовские душ, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

4Цар.3:15 .  теперь позовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея, В том, что пророк Елисей для приготовления своего духа к воспринятию откровения или для успокоения духа от гнева на Иорама ( 3Цар.3:13–14 ) прибегает к действию струнной музыки, после чего «была рука Господня на нем» (ср. 3Цар.18:16 ; Иер.1:9 ), усматривается, во-первых, известный древности обычай прибегать к музыке (ср. 1Цар.16:16 ) для отвлечения духа от внешнего мира, успокоения или возбуждения (подобное Цицерон говорит о пифагорейцах); во-вторых, употребление музыки (с пением гимнов) в пророческих школах ( 1Цар.10:5 и далее), с которыми, как сказано, пророк Елисей стоял в тесной связи. По словам блаж. Феодорита, «священники, по Моисееву закону, употребляли трубы, а левиты – гусли, псалтири, кимвалы и другие музыкальные орудия. В употреблении же у них при сем было Давидово духовное сладкопение. Одного из сих певцов велел призвать пророк. И когда певец воспевал, благодать Духа назнаменовала, что делать» (вопр. 12 на 4 книгу Царств). 4Цар.3:16 .  и он сказал: так говорит Господь: делайте на сей долине рвы за рвами, 4Цар.3:17 .  ибо так говорит Господь: не увидите ветра и не увидите дождя, а долина сия наполнится водою, которую будете пить вы и мелкий и крупный скот ваш; Под долиной (евр. нахал), в которой пророк Елисей приказывает рыть рвы или цистерны, по мнению толкователей, есть долина Wadi-el-Ahsa, на южной границе Моавитской страны, называемая в ( Ис.15:7 ) нахал га-арабим; может быть, местность эта имела то свойство, что дождевая вода скоплялась под почвой на каменистом грунте подпочвы: может быть, пророк Елисей дает совет принять меры, к которым прибегали и туземные жители (ср. блаж. Феодорит, вопр. 12). 4Цар.3:18 .  но этого мало пред очами Господа; Он и Моава предаст в руки ваши, 4Цар.3:19 .  и вы поразите все города укрепленные и все города главные, и все лучшие деревья срубите, и все источники водные запрудите, и все лучшие участки полевые испортите каменьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Авв. 2 :2. И отвечал Господь мне и сказал: запиши видение, при том ясно на доске 25 , чтобы читающий его понял. Авв. 2 :3. Ибо видение еще на время 26 и просияетъ 27 в конце, но не тщетно (будет): если замедлит, подожди его, ибо идущий 28 придет и не замедлит. Авв. 2 :4. Если (кто) усумнится 29 , не будет блоговолить душа Моя к нему, а праведник (Мой) 30 верою жив будетъ 31 . Авв. 2 :5. Высокомерный, и обидчик, и надменный человек ничем не доволен: он, как ад, расширяет душу свою, и он, как смерть, ненасытен, и собирает к себе все народы и принимает к себе все племена. Авв. 2 :6. (Но) не все ли они произнесут о нем притчу и загадку в повести о нем, и скажуть: горе обогащающему себя не своим! надолго ли? (горе) отягчающему чрезмерно узы свои! Авв. 2 :7. Ибо внезапно возстанут те, которые будут терзать его 32 , и ободрятся 33 злоумышленники твои, и достанешься на разграбление им. Авв. 2 :8. Так как ты пленилъ 34 многие народы 35 , то и тебя пленят все остальные народы, за (пролитие) 36 крови человеческой, за нечестие земли и города и всех живущих на ней. Авв. 2 :9. Горе чрезмерно жаждущему 37 обогащения неправедного для дома своего, чтобы устроить на высоте гнездо свое и избавить (его) от руки несчастия! Авв. 2 :10. Ты умыслил стыд для дома своего, истребил многие народы и согрешила душа твоя. Авв. 2 :11. Ибо камень из стены возопиетъ 38 и червь 39 из дерева прозвучит так: Авв. 2 :12. Горе строющему город на крови и укрепляющему 40 город неправдами! Авв. 2 :13. Не от Господа ли Вседержителя происходит это, что погибли многие народы в огне и изнемогли многия племена? Авв. 2 :14. Ибо наполнится вся земля познанием славы Господней, как великая вода в море 41 : оно покроет ихъ 42 . Авв. 2 :15. Горе тому, кто поит ближнего своего мутным питьемъ 43 и опьяняет, чтобы видеть тайные места 44 их! Авв. 2 :16. Испей и ты от славы (своей) до пресыщения безчестие 45 , сердце поколебись и потрясись: окружила тебя чаша десницы Господней и собралось безчестие на славу твою 46 . Авв. 2 :17. Ибо нечестие на Ливане 47 покроет тебя и страдание животных устрашит тебя 48 , за (пролитие) крови человеческой и за нечестие земли и города и всех живущих на ней.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

В 1938–1939 гг. археологи раскопали в Танисе погребение фараона Шешенка, где нашли в полной сохранности его мумию с золотой маской на лице. Канал Езекии 32. После гибели Израиля Иудея осознала опасность, угрожающую ей со стороны Ассирии. Царь Езекия срочно стал укреплять городские стены и готовился к защите Иерусалима. Он позаботился также о постоянном водоснабжении города. Старый канал иевусеев, вероятно, к этому времени пришел в негодность. Библия сообщает (4 Цар. 20:20), что Езекия велел пробить в скале новый канал, по которому вода из источника поступала прямо в Иерусалим, где ее собирали в цистерну. Как это часто бывает, канал Езекии был обнаружен совершенно случайно. В 1800 году группа арабских мальчиков играла над прудом Силоэ. Один из них свалился в воду и, плывя к противоположному берегу, обнаружил в скале узкий проход. Это был канал в полкилометра длиной, который был проложен через известковую скалу к западной части города. Археологи исследовали канал и подтвердили, что это был, в самом деле, канал Езекии.  Пленение вавилонское  33. После разрушения Ниневии и гибели Ассирии Иудея попала под власть Ново-Вавилонского царства. Историческая картина падения Иудейского царства, описанная в четвертой книге Царств, во второй книге Паралипоменон и в книге пророка Иеремии, оказалась подтвержденной вавилонскими клинописными таблицами. Так, например, в вавилонских документах найдено подтверждение библейского рассказа об иудейском царе Иехонии, которого Навуходоносор угнал в плен в Вавилон. Библия свидетельствует, что когда на вавилонский престол вступил Евилмеродах, он выпустил Иехонию из тюрьмы и поселил в царском дворце, «… и говорил с ним дружелюбно, и поставил престол его выше престола царей, которые были у него в Вавилоне; и переменил темничные одежды его, и он всегда имел пищу у него, во все дни жизни его» (4 Цар. 25:28–29). В 1933 году в вавилонском архиве были найдены записки управляющего дворцом о выдаче продовольствия различным резидентам, находящимся у царя на иждивении. В списке. числится царь Иудеи Иехония, пять его сыновей и восемь человек службы. Таким образом, археология еще раз доказала, что Библия права.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

власть духа злобы, действовавшего чрез них, как чрез свои орудия ( Лк. 22:53 ). – Иов сидел на гноище вне города и Христос был распят вне города. – Иов заживо разлагался от ужасной болезни и был пищею червей, предметом людских поруганий. И Христос страждущий говорит о Себе словами псалмопевца: «Я червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Я пролился как вода, все кости Мои рассыпались, сила Моя иссохла. Можно было бы перечесть все кости Мои. А они (враги) смотрят и делают из Меня зрелище» ( Пс. 21 ). Иов с преданностию воле Божией переносил свои страдания, и Христос в саду Гефсиманском, сказав Отцу Своему: «Аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия», поспешил прибавить: «обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты» ( Мф. 26:39 ). – Когда страдания Иова достигли крайней степени, он, обращаясь к Богу, говорил: «Я взывал к Тебе, и Ты не внимаешь, стою, и Ты только смотришь на меня» ( Иов. 30 ). И Христос вопиял на кресте: «Боже мой, Боже мой, для чего Ты меня оставил» ( Мф. 27:46 ). IV. Паримия в великий четверток. Иов. XXXVIII:1–23, XLII:1–5 В сей паримии содержится обращенная к Иову речь Господа Бога о делах всемогущества и премудрости Его в видимом мире, превышающих разумение Иова, и смиренный ответ его на слова Господни. Иов. 38:1–2 . Рече Господь Иову сквозь бурю и облаки: кто сей скрываяй от Мене совет (затмевающий Мой совет), содержай же (такие) глаголы в сердце? Мене же ли мнится утаитися (Меня ли думает затмить)? Речь Господа, начало которой вошло в рассматриваемую паримию, составляет заключительную часть книги Иова и имеет тесную связь с предшествующими спорами Иова с его друзьями. Друзья Иова, навестившие его в несчастии, утверждали, что Бог посылает страдания только на нечестивых, что всякий страдалец есть грешник, караемый Богом, и что следственно, если Иов поражен тяжкими бедствиями, то верно за ним есть тяжкие вины, неизвестные людям, но ведомые Богу. Иов с силою восстал против этих суждений. Он утверждал, что не знает за собою вины, что вся жизнь его посвящена была подвигам благочестия и добродетели и что вообще несправедливо в страданиях человека видеть основание к заключению о его преступлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Вскоре после этого ученики спросили пророка Иоанна Крестителя о Христе. Тот ответил: – Вы знаете, что я не Христос, но послан перед Ним. Он Жених, а я – друг Жениха. Я слушаю Его голос и радуюсь о Нем, и эта радость достигла полноты. Ему должно расти, а мне умаляться. Он выше всех, ибо приходит с Небес и говорит то, что знает. Принявший Его свидетельствует, что Христос –– Бог Истинный. Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа ( Ин. 3, 34 ). Отец любит Сына, и все дал в Его руки. Кто верит в Сына – имеет Жизнь Вечную, а кто непокорен Ему – жизни не увидит, но на нем пребывает гнев Бога. Христос и самарянка (Ин. 4) Фарисеи завидовали Христу, и Он ушел из Иудеи в Галилею. По пути Господь пришел в самарянский город Сихарь. Около города был колодец, выкопанный еще патриархом Иаковом. Там в полдень, утомившись, сел Христос, послав учеников купить еды. И тут приходит из города самарянка, которую звали Фотина , чтобы набрать воды. Господь попросил напиться, а Фотиния удивилась, что Он не брезгует самарянкой, хотя иудеи не общались с этой религиозной общиной из-за того, что самаряне отвергали всех пророков после Моисея. На вопрос самарянки Господь ответил: – Если бы ты знала дар Божий и Кто Тот, Кто говорит с тобой, то просила бы Его, и Он дал бы тебе воду жизни. – Господин, у Тебя нет черпака, а колодец глубок. Разве Ты больше Иакова, который выкопал этот колодец? – удивилась самарянка, подумав, что речь идет о роднике. – Всякий, кто пьет эту воду, снова будет жаждать, а кто пьет от воды, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек, и эта вода станет в нем источником, струящимся в Жизнь Вечную, – ответил Христос, говоря о живой воде Святого Духа. Самарянка попросила этой воды, и Христос повелел привести ей своего мужа. – У меня нет мужа, – ответила она. – Это ты справедливо сказала, – сказал Господь. – Ты имела уже пять мужей, а тот, который у тебя сейчас, – не муж тебе. – Я вижу, что Ты пророк, – ответил смущенная женщина. – Наши отцы кланялись на этой горе (Гаризим – прим. авт.), а вы, иудеи, говорите, что надо Богу кланяться в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Глава 14 1 . Вот наступают дни Господни, и разделят добычи твои среди тебя. 2 . И соберу все народы на войну против Иерусалима, и взят будет город, и разграблены будут дома и жёны обесчещены, и уйдёт половина города в плен, но остаток народа Моего не будет истреблён из города. 3 . И выйдет Господь и ополчится против этих народов, как ополчается 207 в день брани. 4 . И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая против Иерусалима к востоку, и раздвоится гора Елеонская: половина её (отойдёт) к востоку, а (другая) половина к морю 208 , весьма большая пропасть (будет) 209 , и наклонится половина горы к северу, а (другая) половина её к югу. 5 . И засыплется долина гор моих, и присоединится 210 долина горная до Асаила и наполнится, как наполнилась от землетрясения, во дни Озии, царя Иудейского 211 , и придёт Господь Бог мой и все святые с Ним 212 . 6 . И будет в тот день: не будет света, но холод и мороз. 7 . И день будет единственный, и день тот будет ведом Господу 213 , и не день и не ночь, и к вечеру будет свет 214 . 8 . И в тот день выйдет вода живая из Иерусалима: половина её (потечёт) в море первое, и половина её (потечёт) в море последнее 215 , и в жатву и весной так будет 216 . 9 . И будет Господь царём на всей земле, в тот день Господь будет един и имя Его едино 217 , 10 . Обнимая всю землю 218 и пустыню, от Гавеи до Реммона 219 , на юг от Иерусалима, и высоко 220 он 221 будет стоять на месте, и будет стоять от ворот вениаминовых до места первых ворот, даже до угловых ворот, и до башни Анамеила и до царского точила 222 . 11 . И 223 населят его, и отчуждения 224 более не будет, и Иерусалим будет жить спокойно. 12 . И вот каково будет поражение, коим поразит Господь все народы, которые воевали против Иерусалима: истает их плоть, когда они стоят (ещё) на ногах своих, и глаза у них вытекут из ямин своих, и язык их истает в устах их. 13 . И нападёт в тот день на них великий ужас 225 от Господа: и схватит каждый руку ближнего своего, и сплетётся рука с рукою ближнего его 226 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Город Сихарь не был, очевидно, сколько-нибудь значительным городом, иначе евангелист не стал бы давать ему ближайшее определение. Вероятнее всего, что здесь имеется в виду небольшое местечко Аскар, еще и доселе существующее на юго-восточном склоне горы Гевал. Оно действительно находится недалеко от того участка земли, который Иаков купил у сынов Эммора ( Быт.33:19 ) и который он, по иудейскому преданию, прибавил к наследственному участку Иосифа (ср. Быт.48:22 ). Ин.4:6 .  Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Не дойдя до самого города, Христос, утомившийся от путешествия по сильной жаре (время было уже полуденное, жаркое, когда на востоке люди обыкновенно сидят дома), остановился отдохнуть у колодца. Этот колодец евангелист называет «колодцем Иакова» согласно с преданием самарян (ср. стих 12), в Ветхом же Завете о таком колодце упоминаний нет. Из слов самарянки видно, что этот колодец питался источниками, бившими из-под земли. Вода, впрочем, стояла в колодце очень низко, так что без особого почерпала из него нельзя было напиться. Иисус, очевидно, утомился от путешествия больше, чем Его ученики, которые пошли в Сихарь купить пищи. Время было «около шестого часа», т.е. по еврейскому счету около двенадцати часов дня – самая жаркая пора дня. Утомленный Христос сел у колодца «так» ( οτως; это слово в русском Евангелии осталось без перевода), т.е. просто, вероятно, прямо на земле. Около Него мог быть невдалеке любимый Его ученик Иоанн. Ин.4:7 .  Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ин.4:8 .  Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. В это время пришла к колодцу одна самарянская женщина, быть может, из близлежащего города Сихаря. Христос обращается к ней с просьбой дать Ему воды, чтобы утолить жажду. Ин.4:9 .  Женщина Самарянская говорит Ему: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Самарянка, вероятно, узнала в Христе иудея и по чертам лица, и по одежде, и, наконец, по произношению. Путешественники говорят, что самаряне имеют тип, не похожий на тип иудейский. Одежда самарян имела на себе кисти голубого цвета, а у иудеев – белого. Наконец, и в произношении некоторых гласных и согласных звуков самаряне отличались от иудеев. Так, например, они не могли произнести звука «с» (Эдершейм, с. 516).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010