Скачать epub pdf Глава двадцать вторая «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» ( Откр. 22:1 ). В сердцевине самого города, нового Иерусалима, протекает удивительно чистая река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от Престола Бога и Агнца. Что это за вода жизни? Это благодать Господа Бога, Духа Святого. Святой Дух – третья ипостась Святой Троицы. Дух Святой исходит от Бога Отца, а через Сына изливается на все творение. Как и предсказывали пророки, вода жизни – Дух Святой, Который излился теперь на людей. Дар, данный апостолам в день Пятидесятницы, станет явным после конца мира – этот дар и является сердцевиной, самой главной надеждой христиан. Почему он называется водой жизни? Потому что тот, кто выпьет этой воды, будет жить вечно. Эта вода жизни, вода бессмертия, наполняет человека так, что он уже больше не будет жаждать никогда. Как и сказал Господь: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4:13–14 ). «Рекою, исходящею из Церкви, – объясняет святой Андрей Кесарийский , – называется иносказательно крещение пакибытия, потому что омываемые в нем действием Духа Святого делаются чистейшими снега и кристалла. А протекающая по горнему Иерусалиму полная воды Божия река есть исходящий от Бога Отца Дух Животворящий, напояющий чрез Ангела и высшие силы, именуемые престолами Божиими, и стогны святого города, то есть жителей его». Престолом Бога Отца и Его Сына являются высшие небесные силы, которые так и называются – Престолами. Часто на иконах их изображают в виде огненных колес или в виде колес с множеством глаз на ободьях. Это высшие небесные силы, первыми принимающие на себя излияния Святого Духа, и далее от них Он ниспускается на все творение. И вот здесь апостол Иоанн говорит, что видел «чистую реку воды жизни» ( Откр. 22:1 ). Река Божия наполнилась, как и обещал древний пророк, то есть достигла нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В Неделю 5-ю по Пасхе, о самарянине Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христос Воскресе! Возлюбленные во Христе братия и сестры, Господь наш Иисус Христос приходил на землю, учил людей добру и истине, даровал нам Свое Евангелие, явил пример Своей жизни и обещал не оставлять нас сиротами без помощи и наставления. И потому мы должны верить, что нет никакого случая в нашей жизни, нет никакого дела, в котором бы Господь Сам ли, или евангельскою заповедью, или заповедью апостольскою, или примером Своей жизни не научал нас, как нам поступать. Напротив, Он ежедневно и ежечасно научает нас, как мы должны жить, чтобы благоугождать Богу. Вот и нынешнее евангельское чтение служит для нас величайшим назиданием и руководством в нашей духовной жизни, учит, как управлять нам свой путь ко спасению. В ныне читанном Евангелии содержится беседа Господа с самарянкой. Поводом к этой беседе послужило следующее обстоятельство. Господь наш Иисус Христос после праздника Пасхи проходил из Иерусалима в Галилею через Самарийскую область. Утомившись от длительного пути и полуденного зноя, Господь сел отдохнуть у колодца вблизи города Сихарь. И в это время подошла за водою женщина-самарянка. Было это в шестом часу, по нашему счету – в двенадцатом часу дня. Господь обратился к ней, прося воды, чтобы утолить Свою жажду, и состоялась между ними беседа, в результате которой самарянка не только уверовала в Спасителя, но и сделалась проповедницей Его учения и впоследствии, крещенная с именем Фотины, приняла мученическую кончину за твердое исповедание имени Христова. В беседе сей Господь обещает и самарянке, и всем верующим в Него дать воду живую, текущую в жизнь вечную. Нам известно, что без воды все умирает. Где нет дождей, где не текут реки, там не произрастает никаких деревьев и растений, но все бывает покрыто песком, и такие места называются пустынями. Одним видом своим наводят они на душу человека страх и отчаяние. Такое значение в нашей жизни и жизни растительного мира имеет вода вещественная. Но есть еще и вода живая, небесная, которая еще нужнее и которую Господь заповедует всем искать. Вода эта есть прежде всего благодатное учение Христово: когда оно принимается душой, то дает душе блаженство и жизнь. Напротив, когда в душе нет сего учения, тогда душа томится, сохнет, каменеет и вся человеческая жизнь становится похожей на пустыню, где для человека только страх, или скорбь, или терзание.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ученое невежество По словам протоиерея Сергия Рыбакова, позиция петербургских физиков, усомнившихся в особых свойствах освященной воды, вызывает недоумение 05.02.2013 1430 Время на чтение 4 минуты 18 января на сайте ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» было опубликовано сообщение «Петербургский Водоканал вместе с городом отмечает один из важнейших христианских праздников - Крещение». «В Сочельник, 18 января, на Главной водопроводной станции города прошел обряд освящения воды. Этот обряд проводится на протяжении уже нескольких лет, и, как отмечают работники станции, вода, прошедшая через него, действительно приобретает особые свойства. Если набрать ее в отдельный сосуд, то она остается чистой и прозрачной в течение всего года. Освящают воду на одном из последних этапов водоподготовки - в цехе контактных осветлителей. Идущая через фильтры вода проходит обряд, после чего поступает в резервуар, а из него - в водопроводную сеть. Всего с Главной водопроводной станции ежесуточно поступает в город около 450 тыс. м³ чистой воды», - говорится в тексте. «Еще одна традиция петербургского Водоканала в праздник Крещения - это богослужение около часовни Святого Спаса Преображения Господня на территории Информационно-образовательного центра (Шпалерная ул., д.56). Часовня была построена в 1901 году и изначально находилась как раз на территории ГВС. А в 2000-м году после реставрации она была перенесена на Шпалерную улицу. 19 января во время богослужения здесь также освятят воду. Узнать о религиозных праздниках и обрядах можно в музейном комплексе «Вселенная Воды», который также расположен на Шпалерной, 56. В частности, в одной из экспозиций музея можно посмотреть фильмы «Вода в религиях» и «Праздники на Неве». А в совокупности все три экспозиции «Вселенной Воды» позволяют узнать о воде в самых разных ее проявлениях и раскрыть многие ее уникальные свойства», - отмечается в публикации. Это информационное сообщение двухнедельной давности неожиданно вызвало общественный резонанс. Как сообщает «Фонтанка.ру», заведующие лабораториями физфака СПбГУ Михаил Архипов и Сергей Белов написали и отправили письмо главе ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Феликсу Кармазинову. Ученые попросили документальных подтверждений необычных свойств воды, о которых 18 января сообщали сотрудники пресс-службы предприятия. Как рассказали «Фонтанке» физики, причиной отправки письма стало обращение студентов и знакомых с просьбой объяснить явление, описываемое «Водоканалом». «Это письмо было не публичное, не было адресовано всему миру и имело исключительно научный и практический интерес», - рассказал Сергей Белов. «А главное, что здесь нет подводных камней и намеков. Ведь первое мнение, которое я услышал: опять гонение на церковь. Сейчас скорее гонение на науку идет, чем на церковь. Но мы не хотели возбуждать какую-либо рознь», - поясняет ученый.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/05/uc...

Скачать epub pdf 50. Неделя 5 по Пасхе. О самаряныне. О стяжании благодати Божией (Ин. 4:4–42) «Вода, которую Я дам, сделается в человеке источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4:14 ) В наступившую пятую неделю по Пасхе, благочестивые слушатели, святая Церковь предлагает нашему назиданию беседу Спасителя с самарянкой. По своему смыслу эта беседа примыкает к евангельскому чтению предыдущей недели – о расслабленном, являясь, как бы продолжением и завершением этого чтения. Тридцать восемь лет пролежал расслабленный в купальне при Вифезде, проходя великую школу терпения и веры в возможность исцеления от движения воды. Когда Христос сказал ему: Встань, возьми постель твою и ходи, он не подумал: не шутит ли этот человек, приказывая мне, пролежавшему 38 лет при купальне, вдруг, минуя действие воды, встать и идти домой. Не подумал так потому, что когда услышал слова Христа (встань... и ходи), то неожиданно почувствовал действие в себе исцеляющей силы этих слов Христа, а вместе и веру, и исцеление действием именно этих слов Спасителя. И он, движимый этой верой и этой исцеляющей силой слов Божиих, действительно встал и пошёл. Вода купальни оказалась уже ненужной; его подняла на ноги и исцелила не эта вода Вифезды, а Тот, Кто Сам источал благодатные токи. Как это могло произойти? Подробный ответ на этот вопрос, братия и сестры, даёт Христос в беседе с самарянкой. Беседа эта произошла в Сихаре, когда Христос, утрудившись в пути, присел у колодца Иаковлева и попросил воды у самарянки, пришедшей из города за этой колодезной водой. Просьба Христа вызвала недоумение у женщины: как он, будучи иудей, может просить воды у самарянки, женщины того народа, который презирался евреями. Христос, желая перевести беседу на духовно-спасительную для самарянки тему, стал раскрывать перед ней понятие о воде живой, которая, будучи даром Божиим, сама является источником воды, текущей в жизнь вечную ( Ин. 4:14 ). Трудно было самарянке уразуметь благодатную природу этой другой, неведомой для неё воды, как и понять, кем же является этот таинственный её собеседник, однако, она незаметно для себя стала проникаться доверием к Нему и подпадать под Его благодатное воздействие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

архимандрит Пимен (Мясников) Скачать epub pdf Глава I Родина моя в Вологде. Город, расположенный на плоской местности, разделяется на две половины течением реки Вологды, которая судоходна, шириною около 25 сажен, берега же ее низменны. Речка Золотуха, впадающая в нее по ее течению с правой стороны, разделяет часть города пополам; самый же город разделен на три квартала: первый квартал в приходе Иоанна Богослова, второй в приходе св. Николы, на площади, и третий за рекою, в приходе священномученика Антипы. Ниже города в р. Вологду впадает речка Шограш, которая отличается тем, что вода в ней особенно чиста и легка. При впадении Шограши в Вологду раскинуто большое село Турундаево: оно тянется по реке Вологде в один ряд, посреди оного церковь , с высокою колокольней и большим колоколом; в селе этом крестьяне весьма зажиточные, есть и богатые, и от него, вниз по течению реки Вологды, на весьма большое пространство нет ни одного жилья. Причиною тому то, что весною, во время водополья, из Вологды барки плывут по течению в Архангельск, но по компасу, так как вода гораздо превыше берегов: Северная Двина потопляет Сухону, а Сухона Вологду, отчего и происходит такое необычное возвышение воды над уровнем. Город сообщается с Заречьем двумя мостами, которые я застал еще пловучими; а при губернаторе Брусилове они были устроены на плашкотах 1 , и мои сограждане смотрели на них, как на некое диво.  В 1830-х годах в Вологде строения были большею частью деревянные, а за рекою на набережной почти все дома были каменные, купеческие, а на двух дворянских улицах. Владимирской и Екатерининской (названных так по именованию двух церквей, на них находящихся), каменных домов не было. Между Владимирской и Екатерининскою улицами протекает река Золотуха, чрез которую перекинут мост деревянный, называемый Березовым, так как в прежнее время здесь был березовый лес. Близ Владимирской дворянской улицы в углу, на площади, я застал еще одну из башен, называвшуюся пороховою, остаток древних укреплений; впоследствии эта площадь была обращена в общественный городской сад.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава I. Вологда. Описание ее; соборы; монастыри; белоризцы; церкви; крестные ходы; общественные здания; дома; образ жизни; торговля; мое семейство; одежда горожан; яства; брачные обряды; погребения Вологда Родина моя в Вологде. Город, расположенный на плоской местности, разделяется на две половины течением реки Вологды, которая судоходна, шириной около 25 сажен, берега же ее низменны. Речка Золотуха, впадающая в нее по ее течению с правой стороны, разделяет часть города пополам; самый же город разделен на три квартала: первый квартал в приходе Иоанна Богослова, второй, в приходе святого Николы, на площади, и третий, за рекой, в приходе священномученика Антипы. Ниже города в реку Вологду впадает речка Шограшь, которая отличается тем, что вода в ней особенно чиста и легка. При впадении Шограши в Вологду раскинуто большое село Турундаево; оно тянется по реке Вологде в один ряд, посреди оного – церковь большая, с высокой колокольней и большим колоколом; в селе этом крестьяне весьма зажиточные, есть и богатые, и от него, вниз по течению реки Вологды, на весьма большое пространство нет ни одного жилья. Причиной тому то, что весной, во время водополья из Вологды, барки плывут не по течению в Архангельск, но по компасу, так как вода гораздо превыше берегов: Северная Двина потопляет Сухону, а Сухона – Вологду, от чего и происходит такое необычное возвышение воды над уровнем. Город сообщается с заречьем двумя мостами, которые я застал еще плавучими; а при губернаторе Брусилове они устроены на плашкотах, и мои сограждане смотрели на них, как на некое диво. В 1830 годах в Вологде строения были большей частью деревянные, а за рекой, по набережной, почти все дома были каменные, купеческие, а на двух дворянских улицах, Владимирской и Екатерининской (названых так по именованию двух церквей, на них находящихся), каменных домов не было. Между Владимирской и Екатерининской улицами протекает река Золотуха, через которую перекинут мост деревянный, называемый Березовым, так как в прежнее время здесь был березовый лес. Близ Владимирской дворянской улицы, в углу, на площади, я застал еще одну из башен, называвшуюся пороховой, остаток древних укреплений; впоследствии эта площадь была обращена в общественный городской сад.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Море смеется... Святочный рассказ 03.01.2013 812 Время на чтение 6 минут рабе Божией Людмиле и иже с ней всем благочестно путешествовати хотящим... Море - живое и мечтательно сияющее, улыбается, играя отраженным солнцем, еле слышно шумит и плещется вода, ощупывая пологий берег легкими ласковыми шлепками. Зеленоватая мантия залива препоясана широкой отмелью пляжа, словно пестрым омофором архиерея - перед нею до горизонта полоса ослепительно светлой воды, за которой, уходя в синюю даль, вздымаются в небо белые башни облаков, сзади нее - в изумрудных веерах огромных пальм вырываются из зеленого потока сахарные головы светлых строений южного города - весь он кудрявый, пышный и уютный. Городская набережная празднично ярка и пестра, как богато расшитая риза священника - на светлой ткани многочисленных прибрежных корчемниц ярко улыбаются красные и белые цветы, желтые лимоны смотрят из зеленого сумрака, точно глаза огромных сов, как старое серебро выкованы солнцем седые листья олив. А еще дальше, за городом - горы, окутанные лиловой дымкой зноя. Где-то там, на высоте за хребтом накрыт облаками древний православный монастырь. Его серые древнекаменные стены удивленно прислушиваются к тому, что творится внизу - зачем люди так спешат? Любит Бог эту землю... Солнце - в зените, раскаленное синее небо ослепляет, как будто из каждой его точки падает огненно-синий луч, глубоко вонзаясь в камень города и воду. Жарко - точно в бане... Люди, разморенные зноем, похожи на белых тюленей; они лежат на отмели, сбросив одежды, лениво распустив на солнце изнеженные телеса, и лишь изредка негромко разговаривают, задыхаясь дневным зноем. День такой яркий, что даже отсюда, с моря, видно, как там, в горах за много верст, наверху по серпантинам ползут крошечные яркие букашки автомобилей. Фиолетовый баклажан автобуса катится, замедляясь, по горячей доске прибрежной дороги. Пыльные, потные люди, радостно и оживленно перекликаясь, высыпаются тыквенными зернышками из его полированного чрева и спешат на берег, где, быстро сбросив верхние одежды и поспешно перекрестившись, прыгают в море, - их белесые северные тела, падая в воду, тотчас становятся до смешного маленькими, точно белые брусочки просфор в малахитовом потире. Это - русские паломники, они только что возвратились из древнего черногорского монастыря под обрывом горы Шелковые всплески воды, радостные крики освеженного тела, громкий смех и визг ребятишек - всё это и радужные брызги моря, разбитого прыжками людей, - вздымается к солнечному небу, как радостная благодарность Творцу этой прекрасной гостеприимной земли. Вода звенит и плещется под ударами купальщиков и вся блестит теплым фосфорным светом.

http://ruskline.ru/analitika/2013/01/04/...

19. Слово в день святого апостола Филиппа и в день рождения Государыни Императрицы Марии Феодоровны 55 Некогда святой пророк Елисей, когда жители города Иерихона сказали ему, что вода у них нехороша и земля оттого бесплодна, велел бросить соль в воду, и она сделалась здоровою, перестала причинять бесплодие ( 4Цар. 2, 19–22 ). Это образ чудесного действия святого крещения, воды которого оздоровляют человечество и делают его духовно плодоносным, как поется об этом: «Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая церковь пришествием Твоим» 56 . Неплодные и нездоровые воды это жизнь людей вне Христа, жизнь, полная себялюбия и страстей, от которых душа терпит вред и делается неплодною для всякого добра. Недаром подобная жизнь называется «морем житейским»; воды моря солены и горьки, негодны для питья, так точно страсти кажутся нам «показующими сладкая», но «вкушаем мы присно чрез них горькаго напоения» 57 , потому что как морская вода горька на вкус и от нее, когда она испаряется, остается соль на дне, так и после обильного упоения страстями на душе человека остается горький осадок разочарования, томления, муки, часто делающейся все более и более сильною, неутолимою, так что человек не находит нигде места душе своей, мучимой совестью, накладывает сам на себя руки: подлинно, с ним происходит то, что с человеком, который, чувствуя жажду, напился бы соленой воды и еще более стал бы мучиться от нестерпимой жажды. Соль же, которая вложена была Елисеем в воды, это жизнь Христова, которую прежде всего восприняли святые апостолы, и о которых Сам Господь сказал: «Вы – соль земли» ( Мф. 5, 13 ). О ныне празднуемом апостоле Филиппе так и говорится в песни церковной: «Во истлевшее страстьми человечество ты вложен Божия соль от Христа, того изсуши гнилость лютую» 58 . В самом деле, как соль предохраняет от порчи и гниения разные вещества, так точно проповедь о Христе, распространенная в мире святыми апостолами, предохранила разлагавшийся от страстей мир от духовного гниения, оздоровила, обновила его.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Приобщение Божественной благодати По словам богослова Алексея Осипова, при освящении вода не изменяет свои физические и химические свойства 09.02.2013 3000 Как сообщалось , 18 января на сайте ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» было опубликовано сообщение «Петербургский Водоканал вместе с городом отмечает один из важнейших христианских праздников - Крещение». «В Сочельник, 18 января, на Главной водопроводной станции города прошел обряд освящения воды. Этот обряд проводится на протяжении уже нескольких лет, и, как отмечают работники станции, вода, прошедшая через него, действительно приобретает особые свойства. Если набрать ее в отдельный сосуд, то она остается чистой и прозрачной в течение всего года», - говорится в тексте. Это информационное сообщение двухнедельной давности неожиданно вызвало общественный резонанс . Как сообщает «Фонтанка.ру», заведующие лабораториями физфака СПбГУ Михаил Архипов и Сергей Белов написали и отправили письмо главе ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Феликсу Кармазинову. Ученые попросили документальных подтверждений необычных свойств воды, о которых 18 января сообщали сотрудники пресс-службы предприятия. Своим мнением по поднятой проблеме делится в интервью «Русской народной линии» доктор богословия, профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов : «При совершении таинств и освящении воды, хлеба, вина, масла и др. происходит не материальное изменение вещества, но его особое в каждом случае приобщение Божественной благодати. Даже в Евхаристии происходит не превращение (так называемое «пресуществление») хлеба и вина в натуральные тело и кровь - в «невареное мясо», как записано в одном документе 17-го века, но их соединение с Божеством Христа. Об этом пишут, например: свт. Григорий Нисский: " Хлеб... освящен вселением Слова " , свт. Григорий Палама: " Сей хлеб является как бы некоей завесой скрытого внутри Божества " , преп. Иоанн Дамаскин: " Исаия увидел угль, но уголь - не простое дерево, а соединенное с огнем, так и хлеб общения - не простой хлеб, но соединенный с Божеством; тело же, соединенное с Божеством, не одно естество, но одно, конечно, принадлежит телу, другое же - соединенному с ним Божеству. Поэтому то и другое вместе - не одно естество, но два " .

http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/09/pr...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 8, 2007 год Информационная служба «Вода живая» Полная лента новостей: http://news.aquaviva.ru Лидеры религиозных конфессий Петербурга - против атеизма в государственной политике. 14 июня по инициативе епархиального Отдела по делам молодежи в Санкт-Петербургском государственном университете прошел межконфессиональный круглый стол на тему: «Теологическое, философское, научное знание и социальные практики». Участники встречи - православные, католики, лютеране, мусульмане, иудеи - высказались против доминирующего в современной России понимания «светского» государства как государства атеистического и фактического исключения религии из политического процесса в стране. Обсуждение этой темы продолжится на специальной межконфессиональной конференции в СПбГУ в сентябре этого года. Императорскому Православному Палестинскому обществу - 155 лет. 15 июня в Петропавловском соборе Петропавловской крепости был возложен венок к гробнице основателя общества Императора Александра III, отслужена заупокойная лития. На Никольском кладбище Александро-Невской Лавры венки были возложены к могилам выдающихся деятелей Палестинского общества В.Н. Хитрово, Н.М. Аничкова, И.Е. Троицкого и В.В. Болотова, и в Никольской церкви Лавры была отслужена панихида. Митрополит Владимир внес памятную запись в «Золотую Книгу Санкт-Петербурга». 15 июня в Портретном зале Санкт-Петербургского епархиального управления владыка был удостоен звания Лауреата «Золотой Книги Санкт-Петербурга» с вручением Звезды Лауреата «Золотой книги Санкт-Петербурга» и почетного приза «Невский Атлант». Митрополит Владимир является единственным человеком, который дважды вносил записи в «летопись славы великого города»: первый раз, в момент освящения книги - как правящий архиерей, второй раз - за заслуги перед городом и его жителями.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/8/19...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010