36 Жнущий получить награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеящий и жнущий вместе радоваться будут. 37 Ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, другой жмет. 38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились; другие трудились, а вы вошли в труд их. 39 И многие самаряне из города того уверовали в Него, по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. 40 И потому, когда пришли к нему самаряне, то просили Его побыть у них; и Он побыл там два дня. 41 И еще большее число уверовали по Его слову. 42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем; ибо сами слышали и узнали, что он истинно Спаситель мира, Христос. Ст. 6. Что за время, около шестого часа, когда Иисус Христос сидел возле колодезя, в ожидании учеников, ушедших за пищей? У евреев время считалось не так, как у нас теперь считается. Счет часов дня начинался с наступлением самого дня: их первый час дня соответствовал нашему седьмому утра, второй -восьмому, третий – девятому и так далее, шестой – двенадцатому, девятый – третьему по полудни. Ст.8 Почему евреи избегали общения с самарянами? Самаряне были полу-еврейской и полу-языческой веры, потому евреи и презирали их, считали их нечистыми, как язычников, не разделяли с ними ни стола, ни беседы, ни богослужения. Самарянами назывались язычники, которые поселены были на место евреев, переселенных из Палестины в Ассирию, и принявших еврейскую веру, не оставив совсем своей языческой. Название их Самарянами произошло от г. Самарии, в Палестине, где поселены были они. Самарянам желалось вместе с евреями строить иерусалимский храм, но евреи не приняли их в свое общество, потому что они были другого происхождения и не вполне приняли еврейскую веру. Впоследствии самаряне построили было свой храм, но иудеи разрушили его. Ст.10–15 Что такое живая вода, о которой Иисус Христос говорит Самарянке? Самарянка думала, что это свежая ключевая вода. Но Иисус Христос живой водой называл свое божественное, новозаветное учение, ведущее человека в жизнь вечную в царстве небесном.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

68 Ср. свидетельство А. А. Дмитриевского : «Кроме обычных, положенных в чине молитв, читается Патриархом особая молитва Пресвятой Троице: “Троице пресущественная, преблагая, пребожественная”. При словах молитвы, произносимой Патриархом: “Велий еси, Господи”, певчие поют: “Слава Тебе Господи, слава Тебе”» (Дмитриевский А. А. Праздник Богоявления Господня на реке Иордане и в святом граде Иерусалиме. СПб., 1907. С. 31–32). 69 Основан ок. 455 г. преп. Герасимом Иорданским в километре от р. Иордан, в 6,5 км к юго-востоку от Иерихона. Многократно разрушенный и запустевший с XII в., монастырь был возобновлен греческими монахами лишь в 1880-е гг. 71 Сушкова Евфимия Яковлевна – смотрительница Иерихонского паломнического приюта («Иерихонской Москобии»). Вопрос о воде оставался крайне актуальным во всех городах Палестины до второй пол. XX в. Сушкова на общих основаниях использовала для нужд Русского Иерихонского подворья и сада при нем воду из общественного, номинально «султанского», источника Елисея (вся земля в Иорданской долине считалась собственностью султана). Д. Д. Смышляев вспоминал: «В соседстве с церковью находится сад и домик, принадлежавший уроженке Тамбовской губернии Евфимии Яковлевне Сушковой, бывшей прежде управительницей Иерихонского дома о. Антонина. В ее саду замечательны громадные плоды цедрара» (Письма с Востока. Письмо третье: Иерихон. Мертвое море. Иордан//Пермские епархиальные ведомости. 1886. 1 ноября. 21. С. 401). 74 Имеется в виду знаменитый источник, поилец и кормилец всего Иерихонского оазиса, пораженный когда-то Богом, по грехам народа, горечью и заразой: И сказали жители Иерихона Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой, но вода не хороша и земля бесплодна, И сказал он: дайте мне новую гашу и положите туда соли, И дали ему, И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия, И вода стала здоровою до сего дня ( 4Цар. 2:19–22 ). С тех пор за источником осталось имя пророка Елисея. Не только христиане, но и мусульмане и иудеи считали его воду целебной.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

8–9. Ибо вопль по всем пределам Моава, до Эглаима плач его и до Беэр-Елима плач его; потому что воды Димона наполнились кровью, и Я наведу на Димон еще новое – львов на убежавших из Моава и на оставшихся в стране. (Прейде бо вопль предел земли Моавитския до Агаллима, и плачь ея даже до кладязя Елимля. Вода бо Димоня наполнится крове: наведу бо на Димона Аравляны, и возму семя Моавле, а Ариилево и останок Адамин). 28 Моавитяне не могут оставаться в своем отечестве, потому что в нём всюду избиение, опустошение, истребление; всюду плач, столь громко свидетельствующий о насилии и бедствии; всюду ручьи крови: сливаясь вместе, они превратили в кровь всю воду в окрестностях Димона, подобно тому, как вся вода реки Нила превратилась в кровь, когда Господь послал казнь на Египтян через Моисея и Аарона ( Исх.7:20 ). Как бы ни было разорено отечество, оно все-же дорого: всегда могут найтись люди, для которых дороги и сами развалины родных городов, священны места, обагренные кровью их защитников, падших от вражеской силы; такие люди примиряются с горем, претерпевают нужду и, по прошествии бедствий войны, остаются жить в земле своих отцов. Но не судил Господь и этого Моавитянам: на оставшихся в разоренной земле Он пошлет Аравитян, хищных и сильных; эти дикие обитатели пустыни докончат истребление жителей земли опустошенной, убежавших и оставшихся от меча ожесточенных завоевателей, истребят «семя Моава», молодое поколение, крепкое, с львиным мужеством (ср. 2Цар.23:20 ) и все остальное население Моавитской земли. 27 Наименованию Моавитская земля в еврейском тексте соответствует Ар-Моав, служащее собственным именем одного из главных городов Моавии, составленное из ар (или ир), что значит город и слова Моав (собственное имя). Вероятно, греческие переводчики вместо ар или ир чи­тали аи или ии, что значит остров, и вообще суша и земля. Также вместо стена Моавитская в еврейском тексте – Кир-Моав слово кир действительно значит стена, но вместе с Моав составляет собственное имя другого главного города Моавии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Время было зимнее, и Он избрал прямой и более удобный путь через Самарию. Приходит Иисус Христос в Самарийский город Сихарь. Так называли Иудеи древний Сихем, который лежал на равнине, орошаемой потоками вод, между горами Гаризим и Гевал. Перед городом, с южной стороны, находился колодезь, начало которого местное предание приписывало патриарху Иакову. В самом деле, участок земли, на котором он был вырыт, некогда, завоеван был Иаковом у Аморреев, и отдан в наследство Иосифу. Иисус Христос, уставши от пути, сел у колодезя. Был почти полдень, и ученики Иисуса Христа пошли в город купить чего-нибудь съестного. Между тем, на колодезь приходит из города одна Самарянка зачерпнуть воды. Иисус Христос говорит ей: – «дай Мне напиться». – Женщина Самарянская, осмотревши Его, и, по одежде ли, по выговору ли, заключая, что перед нею Иудей, говорит Ему: «как это, Ты, Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?» (А Иудеи с Самарянами, издавна, были в постоянной вражде; и не хотели делить с ними, как с нечистыми, ни стола, ни беседы). Иисус Христос отвечает ей: – «если бы ты знала, какое благодеяние посылает тебе Бог (в эту минуту), и Кто говорит тебе: – дай Мне напиться – ты сама стала бы просить у Него, и Он дал бы тебе воду живую». – Под водою живою, в обыкновенном разговоре, разумели, в противоположность стоячей, или скопленной в водоемах после дождей, воду родниковую, которая беспрестанно била из земли ключом. Колодезь Иаковлев наполнен был также дождевою водою; а родниковая вода была на самой глубине его. Самарянка думала о ней, когда услыхала о воде живой; и потому говорит Иисусу Христу: «Господин! Тебе и почерпнуть нечем; а колодезь глубок: откуда же Ты возьмешь воду живую? Неужели Ты искуснее (в этом деле) отца нашего Иакова, который оставил нам этот колодезь? Он нигде не нашел лучше этого, а пил из него и сам, и сыновья его, и стада его». Иисус Христос отвечал: – «кто пьет эту воду, тот и опять захочет пить: а кто напьется воды, которую Я ему дам, тот весь век не захочет пить; напротив, вода, которую дам ему, сделается в нем родником воды, текущей в жизнь вечную».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Глава 24 Третья и четвертая притчи Валаама об Израиле. – Притча об Амалике. – Притча о кенеях. – Притча об ассуре, евере и киттиме. Чис.24:1 .  Валаам увидел, что Господу угодно благословлять Израиля, и не пошел, как прежде, для волхвования, но обратился лицем своим к пустыне. Валаам окончательно убедился, что он может только благословлять народ Божий, а потому уже не удаляется от жертвенника для разрешения своего душевного волнения. Чис.24:3 .  И произнес он притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, «С открытым оком», т. е. с даром пророческого ясновидения. Чис.24:4 .  говорит слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его: «Падает, но открыты глаза его», т. е.: хотя пророк (по слабости человеческой) подвержен возможности нравственного падения и (в состоянии пророческого восторга) сильному физическому расслаблению, – его умственное око не перестает прозревать волю Божию. Чис.24:7 .  польется вода из недр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его. Символом богатства и плодородия берется вода, как непременное условие обильной и богатой растительности 2 . Имя Агаг (LXX: Γγ, слав.: Гог), по всей вероятности, было титулом амаликитских царей, подобно тому, как имена: Авимелех – герарских; Фараон, Птоломей – египетских; Кесарь – римских. Чис.24:17 .  Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Чис.24:18 .  Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою. Чис.24:19 .  Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города. Ближайшим образом и отчасти имеется в виду могущество Израиля при его славных земных царях. Во всей же своей полноте пророчество относится Церковью ко временам Мессии. Церковь положила настоящее пророчество паремийным чтением на праздник Рождества Христова. По словам одной церковной песни на означенный праздник, «ныне из Иакова, якоже Валаам рече, рождается Христос; языки же господствует, и возвысится благодатию Царство Его пребывающее непременно» (троп. 5 п. кан. на Р. X.). «Волхва звездочетца Валаама гадания ныне исполняются, – говорится в другом месте, – воссия бо звезда от Иакова и настави к солнцу славы дары носящие волхвы, от Персиды цари» (троп. 3 п. кан. на Р. X.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И вот Христос приходит на Иордан, где было много людей, много воды и где люди принимали крещение от Иоанна. Как будто подражая этим людям, крестился и Христос. Но происходит нечто совершенно иное: когда Христос выходил из воды, разверзлись Небеса, Дух в телесном виде, как голубь, сходил на Него, и глас был с Небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» ( Мк.1:11 ). Поэтому праздник Крещения Господня еще называют Богоявление. Последствия его были огромны. «Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поеден был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от дьявола и ничего не ел в эти дни» ( Лк.4:1–2 ). Происходит борьба с дьяволом и победа над ним. Дьявол, убедившись в том, что побежден, «отошел от Него до времени» ( Лк.4:13 ). Христос Спаситель открыто являет Себя народу: благовествует, исцеляет, совершает чудеса. При этом Христос указывает на то, что и нам в деле спасения нужна благодатная вода: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» ( Ин.2:5 ). В этих словах есть иносказание, но есть и указание на действительную воду. Возрожденный человек сам становится источником благодатной воды: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева поткут реки воды живой» ( Ин.7:38 ). Недаром Церковь так любит совершать освящение воды. Оно приносит радость, очищение и укрепление. Одновременно происходит видимое и невидимое. Спаситель поощряет нашу любовь к святой воде и говорит: «Кто жаждет, иди ко мне и пей» ( Ин.7:37 ). Приведем еще пример сильного образа действия святой воды, взятый из Ветхого Завета: Ангел показал Пророку Иезекиилю Храм и город при нем. Далее к востоку располагалась как бы проклятая Богом пустыня. Там были города Содом и Гоморра, там было Мертвое море; и вся эта местность располагалась гораздо ниже Иерусалимских высот, так что вода, текущая с этих высот, обязательно пошла бы в ту пустынную местность. В своем видении Пророк увидел такое орошение пустынной местности, которого на самом деле еще не бывало.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

…и двинулись они из Ситтима, и пришли к Иордану… (3:1). Ситтим, представлявший, повидимому, из себя лесок акаций (,yuw=акации) близ источника Абель-ас-Шиттим (ср. Числ. 33:49 ) локализован сегодня в Телль эль-Хаммам, в 2 км на восток от Телль эль-Кефреин, места, археологически и топографически вполне соответствующего библейским описаниям 149 . Преодолев путь приблизительно в 12 км, Иисус и народ пришли к Иордану. Священный текст сохранил нам и другие топонимы. Вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла (3:16). Библейский город Адам сегодня идентифицируется с местечком Эд-Дамийе, расположенном примерно в 24,5 км на север от Иерихона, в 32 км на север от Мертвого моря. Труднее определить историческое местоположение Цартана. Некоторыми оно локализуется на холме Карн-Сартабех (379 м), в 6 км на запад от Иордана 150 . Время от времени в нижнем течении Иордана, где его берега представляют собой известняковые скалы, случаются землетрясения и тогда берега обваливаются, преграждая воде путь. Так произошло, например, в 1267 году при султане Бибарсе. По описанию арабского историка Нуваири, водной массе потребовалось 24 часа, чтоб расколоть известняковую глыбу, преградившую путь реке. В 1927 году произошло похожее событие, когда часть скалы высотой в 50 м обрушилась в Иордан. Тогда путь воде был прегражден на более чем на 21 ч 151 . Большинство современных библеистов считает, что такое же природное явление случилось и в те далекие времена. Священный автор знал, что читателю известно об этой неустойчивости известняковых и глинистых иорданских берегов. Однако, сам библейский текст настойчиво подчеркивает именно чудесный характер события: Лишь только несущие ковчег вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана (Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы), вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною… (3:15–16). Слова, взятые Синодальным переводом в скобки, имеются как в еврейском тексте, так и в греческих переводах. Священный автор хотел отметить этим пояснением насколько чудесный характер носило событие. Переход произошел в месяц нисан (март-апрель), во время максимального разлива Иордана, когда река наполняется дождевыми водами и водами тающих снегов Ермона. В это время Иордан выходит из своих берегов, течение его бывает весьма бурным, так что далеко не каждый, даже на лошади, решится его форсировать. «Это было в первом месяце, когда Иордан от тающих на Ливане снегов переполняется водою. Иисус объявил израильтянам, что Господь иссушит пред ними воду иорданскую, дабы они узнали, что Он сопутствует им» 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

И по прошествии года Владимир выступил с войском на Корсунь. Корсунцы затворились в городе и крепко отбивались, несмотря на изнеможение; Владимир объявил им, что если они не сдадутся, то он будет три года стоять под городом. Когда эта угроза не подействовала, Владимир велел делать вал около города, но корсуняне подкопали городскую стену и уносили присыпаемую русскими землю к себе в город; русские сыпали еще больше, и Владимир все стоял. Тогда один корсунянин именем Анастас пустил в русский стан ко Владимиру стрелу, на которой было написано: " За тобою, с восточной стороны, лежат колодцы, от них вода идет по трубе в город, перекопай и перейми ее " . Владимир, услыхав об этом, взглянул на небо и сказал: " Если это сбудется, я крещусь " . Известие верно ходу событий: это не первый пример, что князь языческого народа принимает христианство при условии победы, которую должен получить с помощию нового божества. Владимир тотчас велел копать против труб, вода была перенята; херсонцы изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною и послал сказать греческим императорам Василию и Константину: " Я взял ваш славный город; слышу, что у вас сестра в девицах; если не отдадите ее за меня, то и с вашим городом будет то же, что с Корсунем " . Испуганные и огорченные таким требованием, императоры велели отвечать Владимиру: " Не следует христианам отдавать родственниц своих за язычников; но если крестишься, то и сестру нашу получишь, и вместе царство небесное, и с нами будешь единоверник; если же не хочешь креститься, то не можем выдать сестры своей за тебя " . Владимир отвечал на это царским посланным: " Скажите царям, что я крещусь; и уже прежде испытал ваш закон, люба мне ваша вера и служенье, о которых мне рассказывали посланные нами мужи " . Цари обрадовались этим словам, умолили сестру свою Анну выйти за Владимира и послали сказать ему: " Крестись, и тогда пошлем к тебе сестру " . Но Владимир велел отвечать: " Пусть те священники, которые придут с сестрою вашею, крестят меня " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам... [Итак,] он пошел и умылся, и пришел зрячим ( Ин.9:1–7 ). И здесь налицо постепенность в отверзании духовного зрения у многих прельщенных и ослепленных материалистическим пониманием мира и жизни без Бога. Однако есть здесь и некий новый оттенок. Брение из земли и вода в купальне – что это значит? Значит, что и земля, и вода суть Божии творения и Божия собственность. И то, и другое целебно, но лишь в присутствии Бога и по Божию повелению. В противном же случае не помогают ни [какие] порошки, ни [какие] настойки. Бог всевидящ и всемогущ. Если бы тысячи врачей помазали брением глаза слепорожденному и он столько же раз умылся в силоамской воде, то и впрямь бы он прозрел. Но вот, пришел Божий Сын и Бог и сделал [так], что на этом слепце явились дела Божии. В чем они здесь состоят? В том, что если Бог пребывает близ нас, болящих, и если Бог хочет, то мы можем излечиться от любого недуга ничем и всем. Подлинно говорю тебе: ничем и всем. А на самом деле – только по воле Божией и Божией силой. Все прочее лечение, и все медикаменты, и все мази и бальзамы обычных врачей имеют лишь символическое значение. Женщина-грешница уврачевалась от своей блудной скверны, прикоснувшись к ногам Спасителя. Ставши позади у ног Его и плача, начала она обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. После объяснений со Своим лукавым хозяином, наблюдавшим за всем этим и толковавшим все это по-своему, глупо, Господь обернулся к той женщине и сказал ей: Прощаются тебе грехи... иди с миром ( Лк.7:36–50 ). Впрочем, сила Господня действовала не только чрез осязание Иисусовых рук и ног, не только чрез прикосновение к Его пречистому телу, но даже и при посредстве Его одежд. В нашу современную эпоху подобие сего замечаем мы в электрическом заряде, действующем либо непосредственно, либо через заряженные предметы, а также в силе магнитных [полей]. И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись ( Мк.6:56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Иез.7:14 .  Затрубят в трубу, и все готовит­ся, но никто не идет на войну: ибо гнев Мой над всем множе­с­т­вом их. Описание завоевания начинается сильным поэтическим оборотом: «трубите в трубу»; рус. вопреки евр. и LXX (слав.: «вострубите трубою») ставит изъявит. наклонение: «вострубить». На призыв военноначальников (трубою) ко всеобщему вооружению ( «и все готовится» ­­ чтобы все готовилось; слав.: «рассудите вся»; обдумайте план воины) каждый старается уклониться от военной службы: Бог во гневе лишит всех мужества, поразит народ трусостью как раз на это роковое время ( Лев. 26.17 ; Втор 28.25 ). Иез.7:15 .  Вне дома меч, а в доме мор и голод. Кто в по­ле, тот умрет от меча; а кто в городе, того по­жрут голод и моровая язва. Сражения на открытом поле оканчиваются полным поражением, города не в состоянии выдержать тяжесть осады и вынуждаются к сдаче голодом и эпидемией. Конечно, не все население погибнет; здесь гипербола. Выражения напоминают Мф 24.16–18 ; Мк 13.15–16 . «Пожрут голод» – оксиморон (соединение противоречащих понятий). Иез.7:16 .  А уцелев­шие из них убегут и будут на горах, как голуби долин; все они будут стонать, каждый за свое беззаконие. Единственное спасение будет в бегстве на неприступные палестинские горы (ср. 1Мак 2.28 ; Мф 24.16 ). Но какую жалкую картину представляют собою эти беглецы: как «голуби долин», должно быть домашние, они жалобно «стонут» (древние считали воркование голубей стоном боли: Виргилий, Eclog: I, 56), сознав только теперь и так поздно каждый свой грех. Иез.7:17 .  У всех руки опустят­ся, и у всех коле­ни задрожат, как вода. Страх жителей (или, в частности, беглецов ст. 16) за свою жизнь будет настолько силен, что проявится во вне: беспомощно повиснут руки, бессильные за что-нибудь взяться, и ноги откажутся служить, дрожа как вода (ср. Нав 7.5 ; Пс 21:15, 108.24 ; Иов 4.4 ); слав.: «и вся стегна окаляются мокростию» (неудержание мочи). Иез.7:18 .  Тогда они пре­пояшут­ся вретищем, и обоймет их трепет; и у всех на лицах будет стыд, и у всех на головах плешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010