Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Богослужение – 1) одна из форм богообщения и богопочитания, основными компонентами которой служат чтение и пение просительных, хвалебных и благодарственных молитв , чтение Священного Писания , совершение Таинств и обрядов ; 2) храмовая служба; 3) служение Богу . Через богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом, посредством совершения таинств, и именно важнейшего из них – Таинства Причащения (Евхаристии) , таинстве соединения человека с Богом и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни. Целью богослужения также является назидание верующих в учении Христовом и расположение их к молитве, покаянию и благодарению Бога. Православное богослужение очень символично, ни одного действия не происходит «для красоты», во всём заключён глубокий смысл, непонятный случайным посетителям. По мере изучения состава и строя службы приходит понимание заключённых в богослужебных действиях глубины, смысла и величия. Все церковные богослужения делятся на три круга : суточный, недельный и годовой. Богослужебный церковный год начинается 1го сентября по старому стилю, а весь годовой круг богослужения строится применительно к празднику Пасхи . Как узнать и полюбить церковное богослужение? Начните с литературы, прочтите сначала пособие с объяснением Литургии , можно даже начать с книги для детей . Потом закрепите прочитанное, участвуя в богослужении. Когда Вы изучите последование Литургии, прочтите другое пособие, более пространное. И каждый раз закрепляйте в храме прочитанное увиденным. Постарайтесь узнать и понять смысл каждого богослужебного действия, песнопений. Обратите внимание на устройство храма : иконостас, священнические облачения… Далее начните осваивать Всенощное бдение, потом праздничные службы, постовые, заупокойные, требы, последования Таинств. Осмысленное участие в богослужении доставит радость и положит начало более глубокому погружению в христианскую жизнь. Богослужение, как внешнее выражение внутренней устремленности человека к Богу

http://azbyka.ru/bogosluzhenie-sl

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления За последнее десятилетие, отмеченное активным возрождением церковной жизни, воскресные школы в той или иной форме появились в большинстве приходов Русской Православной Церкви. Они вносят значительный вклад в дело воцерковления и религиозного образования детей, причем не только из церковных семей, но и тех, у кого родители далеки от Церкви. Вместе с тем, в процессе осмысления деятельности воскресных школ выясняется, что в работе многих из них существует немало проблем, как организационного, так и методического характера. Об этом, в частности, говорилось на прошедших недавно Рождественских Образовательных Чтениях. Результатом недостаточно эффективной работы воскресных школ часто становится формальное образование и поверхностное воцерковление их воспитанников и, как следствие, последующий уход из Церкви многих из них в подростковом и взрослом возрасте. Поэтому в настоящее время актуальна задача усовершенствования методических подходов к образовательной деятельности воскресных школ и их организационной структуры. В настоящем бюллетене мы помещаем материалы, в которых рассматриваются проблемы приходского религиозного образования и рассказывается о полезном опыте работы воскресных школ. Православное обучение и воспитание детей в условиях современной приходской жизни Мы попросили поделиться своим опытом решения методических и организационных проблем, стоящих перед современными воскресными школами, протоиерея Константина Островского, благочинного Красногорского округа Московской епархии, настоятеля Успенского храма г. Красногорска. О. Константин, каково место воскресной школы в жизни Церкви? Место воскресных школ в церковной жизни и их внутреннее устройство должны определяться той главной задачей, которая перед ними ставится. Это воцерковление и церковное воспитание детей. Разумеется, существующие воскресные школы часто решают и другие воспитательные и образовательные задачи, так что ученики этих школ, воцерковляясь, приобретают ещё и полезные знания и навыки, чему можно только радоваться. Но без воцерковления даже знание назубок Священной истории и литургики может быть бесполезным для спасения души и даже вредным. Поэтому задача воцерковления и церковного воспитания должна рассматриваться как главная, а все остальные — только в соотнесении с ней.

http://azbyka.ru/katehizacija/pravoslavn...

Скачать epub pdf Стерлигова И. А. Драгоценное убранство алтарей древнерусских храмов XI–XIII в. (по данным письменных источников) В связи с изучением истории иконостаса хотелось бы привлечь внимание исследователей к немногим, достаточно кратким и в некоторых случаях скрытым упоминаниям в ранних русских текстах украшенных алтарных преград. дверей (царских врат), кивориев, завес, окованных икон с пеленами, составлявших единый смысловой и художественный ансамбль алтарной части храма, словом, ко всему тому, что в ранних летописных текстах собирательно именуется «церковным строением» 562 . Именно эти компоненты убранства представляли для современников главную красоту церкви, наполняли ее «всею благодатию», уподобляли ветхозаветному храму Соломона, усиливали сакральную выразительность архитектурного пространства. Необходимость сгруппировать существующие в источниках сведения несомненна. Однако историка искусства на этом пути ожидают трудности текстологического анализа, скрытые цитаты, которые могут ввести в заблуждение даже опытного исследователя, также не разработанность исторической лексикографии. Многие из описаний храмов встречаются нам в составе канонической части особого литературного жанра– прославления благочестивых деяний князя или владыки в его посмертной «Похвале», где. помимо традиционных эпитетов, содержатся и вполне конкретные сведения, которыми нельзя пренебрегать при реконструкции облика гитарных преград и связанных с ними драгоценных окованных икон. Конечно, к убедительным выводам можно прийти лишь путем междисциплинарного изучения всех источников, надо привлекать результаты натурных исследований памятников архитектуры, на основе которых построена, например, работа об алтарных преградах Т. А. Чуковой 563 и готовить комплексный свод, как это применительно к грузинским алтарным преградам сделала в свое время Р. О. Шмерлинг 564 . Наша работа носит лишь предварительный характер и, как мы надеемся, будет продолжена. В большинстве своем использованные нами сведения уже фигурировали в литературе, полнее всего они были собраны Е. Е. Голубинским исследование которого «Внутреннее устройство н убранство церквей сообразно с их богослужебным назначением» (его первый вариант был опубликован еще в 1872 г.) по своей полноте и содержательности остается непревзойденным и доныне 565 , однако в некоторых случаях мы предлагаем иную интерпретацию текстов. Невольно приходится соприкоснуться и с дискуссией о возможности существования «сквозных» или «глухих» алтарных преград в храмах средневизантийского периода, развернувшейся в трудах как зарубежных 566 , так и отечественных исследователей 567 : кажется, что обращение к русским письменным источникам может по-полнить ее дополнительными аргументами.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Взрыв внутри Свято-Покровского храма в Запорожье произошел непосредственно во время вечернего богослужения. Об этом настоятель Свято-Покровского храма Украинской православной церкви Московского патриархата, секретарь Запорожской епархии отец Леонид. Взрыв внутри Свято-Покровского храма в Запорожье произошел непосредственно во время вечернего богослужения. Об этом агентству УНИАН сообщил настоятель Свято-Покровского храма Украинской православной церкви Московского патриархата, секретарь Запорожской епархии отец Леонид. «Взрыв произошел внутри здания прямо во время вечерней службы и был настолько сильным, что серьезно пострадали не только люди, но и само здание», — сказал он. По словам отца Леонида, в результате случившегося серьезно повреждены иконостас, внутренне убранство храма и даже конструкции здания. «Теперь храм в таком состоянии, что нужен капитальный ремонт», — констатировал он, сообщает «УНИАН». Пока неизвестно, какой конкретно взрывоопасный предмет стал причиной чрезвычайного происшествия. По данным руководства прокуратуры Запорожской области, внутри здания продолжают работать взрывотехники. «И только после завершения ими обследования можно будет предметно говорить о причинах взрыва и о том, как произошедшее будет квалифицировано в рамках Уголовного кодекса Украины», — отметили в прокуратуре. Как сообщал ForUm, сегодня в 16.26 в Свято-Покровском храме в Запорожье произошел взрыв, в результате которого пострадали 9 человек, один из которых – сотрудница храма, госпитализирована в тяжелом состоянии в реанимационное отделение больницы. Руководитель пресс-центра Службы безопасности Украины Марина Остапенко сообщила, что причиной взрыва было самодельное взрывное устройство. Правоохранители предполагают, что взрыв может повториться. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/pri-vzryve-v-zaporozhs...

Глава 41 Дверь самого храма, сказано у Пророка, имела ширины десять локтей, и вереи с обеих сторон были в ширину по пяти локтей, так что и здесь в сложности составлялось двадцать локтей. Измерил же, говорит Пророк, и самый храм, и показал мне длину сорока локтей и ширину двадцати – равномерно с притвором. Увидел я, говорит Пророк, и другую дверь внутреннюю, которая имела ширины шесть локтей, а вереи с обеих сторон были по семи локтей. Посему к шести локтям приложенные четырнадцать дают в сложности двадцать. Сказует же, что видел и двери, отделяющие святое от святое святых, и ширина их была равномерна храму, то есть двадцать локтей, а высота сорок локтей. Сыскав же меры в сирском и еврейском списках, нашел я, что вышина равномерна ширине. Ибо и сирский переводчик, и еврейский подлинник, согласно между собою, означили и ширину и вышину в двадцать локтей. Сказует же Пророк, что видел вокруг храма двойное здание, и другие стены, построенные вне кровли, и между двух стен проходы и переходы. Объясняет и причину такого устройства, ибо говорит, чтобы никто не приближался к «стенам храма». И сей самый круговой узкий ход, сказано у Пророка, разделялся на нижний и верхний, и имел окна, со вне узкие, а внутрь расширенные, каковые обыкновенно называем откосными. Видел еще, говорит Пророк, две другие храмины с обеих стороне храма Божия, одну обращенную на север, а другую на юг, и последнюю назвал молитвою, потому что у иудеев, живущих на севере от Иерусалима, в обычае было молясь обращаться лицом к югу, сообразно с положением города. Сказует же Пророк, что между храмом Божиим и так называемою храминою расстояние было пять локтей, а от западной стены до сей храмины семьдесят локтей. Средину занимал Божий храм; в нем все покрыто было дсками, не только стены, но и пол и потолок. Окна в нем были решетчатые, то есть просвечивающие подобно мрежи. Изваяния на стенах и на косяках изображали херувимов и финики, каждый херувим имел два лица, лице львиное и лице человеческое, и одно обращено было к одному финику, а другое к другому. Два же лица видел Пророк изваянными вместо четырех, потому что на досках невозможно было изваять точного изображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Штукатурка и облицовка внутренних стен По устройству печей, дверей и временных рам в окнах, притуплено было к производству внутренних работ Храма. По Высочайшему повелению, нижние части внутренних стен храма, начиная от пола и до хор, предназначено было облицевать полированным мрамором; все же стены, начиная с хор и выше, оштукатурить особенным способом и украсить священно – исторической живописью. Штукатурка внутри Храма представляет замечательную работу по способу ее исполнения. Везде, где только стены, по толщине своей, не могли достаточно просохнуть, штукатурка сделана не прямо по кирпичу, а относным способом. Для этого в просверленные в кирпичной стене дыры вколачивались деревянные пробки, а в них уже вбивались железные лужевые костыли, которые в свою очередь переплетались луженой проволокой в виде сети; затем эта сеть перевивалась пенькой так, что образовалась совершенно новая почва. Раствор цемента набрасывался на эту сетчатую поверхность и представлял совершенно отдельный слой, твердый, как камень, отделенный от стены пустым пространством, шириной до полутора вершка, для тока воздуха, так что никакая сырость стен не может передаваться штукатурке и вредить живописи. Вся такая штукатурка стоила 147.153 р. 29 к. Облицовка стен с наружной стороны Храма состоит из камней исключительно русских; для внутренней же облицовки из русских мраморов употреблены только лабрадор, темно – зеленого цвета, с кристаллами серебристого блеска, добытый в Киевской губернии, и шокшинский порфир, темно – красного цвета, выламываемый в Олонецкой губ. близ местечка Шокши; к ним добавлены яшма, четыре сорта итальянского мрамора и один сорт Бельгийского. Пространство между окнами купола украшено колоннами, которые соединяются между собою посредством арок, перекинутых через окна. Эти колонны и арки сделаны на металлических каркасах из искусственного мрамора, под цвет шокшинского порфира и отполированы. Пьедесталы колонн опираются на карниз, образующий галерею вокруг купола, и окаймленный бронзовой вызолоченной, в 36 саж. длины, решеткой с выступами, подсвечниками, кронштейнами и канделябрами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

В рамках Дальневосточных образовательных чтений состоялось заседание секции «Душепопечительская деятельность в местах лишения свободы» 27 мая 2009 г. 13:37 В рамках Дальневосточных образовательных чтений в здании епархиального управления Владивостокской епархии состоялась секция «Душепопечительская деятельность в местах лишения свободы». Представители Русской Православной Церкви и руководство ГУФСИН России по Приморскому краю в ходе совместного совещания обсудили тему использования наследия Церкви в воспитательной работе с осужденными. На заседании со стороны Владивостокской епархии присутствовали секретарь протоиерей Игорь Талько, руководитель отдела по взаимодействию с правоохранительными учреждениями игумен Тихон (Иршенко), иерей Николай Лузганов, иерей Александр Жолобов и другие. Собрались все священнослужители, которые окормляют места лишения свободы в Приморском крае, а также начальники воспитательных отделов колоний, где отбывают наказание заключенные. Со стороны главного Управления исполнения наказаний по Приморскому краю присутствовал Сергей Иноземцев. Секция состояла из трех частей. Первым выступил с докладом игумен Тихон (Иршенко). Он рассказал, какой свет человеческим душам несут священники в местах лишения свободы, как они помогают человеку активно откликнуться на призыв Спасителя освободиться от власти диавола, греха и смерти и обрести жизнь вечную. Затем выступил заместитель начальника ГУФСИН России по Приморскому краю, полковник внутренней службы Сергей Иноземцев. Он, со своей стороны, попытался раскрыть смысл взаимодействия Церкви и уголовно-исполнительной системы (УИС); дал некоторые объяснения, необходимые для осуществления деятельности в столь специфических учреждениях, как места лишения свободы. Кроме того, он выслушал священнослужителей, которые высказали свои мнения и замечания, дал им обстоятельные ответы и тут же распорядился внести изменения по некоторым вопросам, на что представители колонии незамедлительно отреагировали. По завершении совещания обе стороны внесли ряд предложений, направленных на нравственное очищение и духовное возрождение тех, кто преступил закон. Среди предложений — организация совместного труда, обустройство внутреннего и внешнего убранства храма, пастырское сопровождение членов общин после освобождения, содействие в трудовом и бытовом устройстве, организация реабилитационных центров в приходах.

http://patriarchia.ru/db/text/657381.htm...

Вячеслав Пономарев См. также: Часть 2. Таинства Православной Церкви Часть 3. Обряды Православной Церкви Часть 4. Православные посты и праздники Содержание Аннотация От издательства Храм, его возникновение и символика История возникновения православных храмов Устройство храма, его принадлежности и богослужебная утварь Внешний вид православного храма Внутреннее устройство храма Алтарь Престол Жертвенник Горнее место Иконостас Средняя часть храма Иконописные изображения в алтаре и храме Притвор и паперть Колокольни, колокола, звонницы, колокольные звоны Часовни Богослужебная утварь Принадлежности архиерейской службы Облачения духовенства Повседневные облачения Богослужебные облачения Монашеские облачения Символика богослужебных цветов     Аннотация В «Справочнике православного человека» собраны наиболее полные сведения справочного характера на важнейшие для каждого христианина темы: устройство храма, Священное Писание и Священное Предание, Богослужение и Таинства Православной Церкви, годовой круг православных праздников и постов и т. д. Первая часть Справочника – «Православный храм» – рассказывает о внешнем и внутреннем устройстве храма и обо всем, что является принадлежностью храмового здания. Книга содержит большое количество иллюстраций и подробный предметный указатель. Цензор архимандрит Лука (Пинаев) От издательства Энциклопедический справочник «Новая скрижаль», составленный в XIX веке архиепископом Нижегородским и Арзамасским Вениамином, выдержал, несмотря на присущий эпохе материализм и скептицизм, 17 изданий. Причиной такой невероятной популярности сборника явился тот факт, что в нем был собран огромный справочный материал о храмовых зданиях, их внешнем и внутреннем устройстве, утвари, священных предметах и изображениях, чинах общественных и частных богослужений, совершаемых в Православной Церкви. К сожалению, архаичность языка «Новой скрижали», перенасыщенность сборника объяснением символических значений описываемых предметов делает эту уникальную книгу очень сложной для восприятия современного христианина. А необходимость в тех сведениях, которые она давала, в данный момент даже выше, чем в позапрошлом веке. Поэтому нашим Издательством предпринимается попытка продолжить традицию, начатую «Новой скрижалью».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Эта конструкция позволит защитить стены храма от непогоды и естественным образом осветить его изнутри 6 мая. ПРАВМИР. На Рюриковом городище в Великом Новгороде начинается первый этап реализации проекта реставрационных работ с консервацией руин церкви Благовещения. Церковь XIV века Благовещения на Городище в Великом Новгороде в ходе реставрации оборудуют уникальной прозрачной крышей. Об этом говорится в сообщении Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. Руины церкви будут законсервированы и приспособлены для экскурсионного показа. Проектом предусмотрена установка крыши над пространством храма XIV века. Ее сделают из современных материалов с остеклением для освещения внутреннего пространства. Эта конструкция позволит защитить стены храма от непогоды и естественным образом осветить его изнутри. Такой проект в регионе реализуется впервые. Кроме того, запланировано устройство лестницы для входа на площадку, которая будет расположена над устоями колокольни XIX века, устройство подъемника для маломобильных групп населения, помосты для входа в церковь XIV века. Одновременно с реставрацией на Благовещенском раскопе экспедицией Института археологии РАН будут продолжены исследовательские работы. Общая продолжительность работ займет порядка двух лет. Все это время туристы смогут посещать смотровую площадку, где находится Княжий камень, установленный в честь 1150-летия зарождения российской государственности, и смотровую площадку. Рюриково городище — археологический памятник у истока реки Волхов на правом берегу. Городище известно как место нахождения резиденции новгородский князей. Название «Рюриково» появилось краеведческой литературе в начале XIX века, под влиянием легенд, отождествлявших это место со столицей государства Рюрика после призвания варягов. На вершине холма возвышаются руины второго по древности и по значению храма Новгородской земли — церкви Благовещения, возведенной в 1103 году князем Мстиславом Великим, сыном Владимира Мономаха. Это единственный сохранившийся памятник всего комплекса построек Рюрикова городища. Церковь Благовещения оставалась действующей до 1930 года. Во время войны храм был превращен в руины. С 1992 года руины Благовещенской церкви входят в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

http://pravmir.ru/hram-xiv-veka-v-veliko...

Данных для определения времени основания первого храма нет; но вероятно он был основан около половины XVIII в. и был деревянный. В 1763 году он был уничтожен пожаром. На месте его был выстроен другой же, во имя св. Великомученика Георгия, существовавший до освящения нового каменного храма, после чего был разобран и продан на церковные поделки в с. Галкинское. Настоящий каменный храм был заложен в 1837 году. По первоначальному своему плану он с внешней стороны был похож более на большую часовню, чем на церковь, и по размерам своим не соответствовал количеству богомольцев в большие праздники. Прихожане села Белоярского красивым внешним видом своего храма, обширным его помещением и внутренним благолепием всецело обязаны ревностным трудам, усердию и старанию священника А. Г. Плотникова, прослужившего в приходе более 40 лет. Пастырь этот не щадил своих сил на приведение храма в надлежащий вид. Его старанием прихожане расположены были к материальной жертве на построение теплых приделов, а затем на расширение и самого храма. Приделы, представляющие продолжение существовавшаго храма к западу и заканчивающиеся колокольнею, были заложены в 1854 г. В 1860 году был вполне закончен и освящен южный придел во имя Св. Пророка Божия Илии. По освящении его было приступлено к переделке главного храма во имя Св. Великомуч. Георгия. Своды в этом храме были разобраны, стены подняты выше и на новых сводах полусферической формы устроен купол на восемь окон, заканчивающийся в свою очередь также полусферическими сводами и увенчанный меньшим куполом фонарем на четыре окна. Располагая прихожан к щедрой жертве на построение храма, о. А. Плотников обращался за посильными пожертвованиями и к сторонним ревнителям благолепия церковного, для чего очень часто ездил в Шадринск, где его просьбы не оставляло без внимания тамошнее купечество, посещал ежегодно, в продолжение постройки, Крестовскую и Далматовские ярмарки и там собирал очень щедрые подаяния. Собранных им средств оказалось достаточно не только для окончательного устройства самого храма, но и иконостаса в летнем главном приделе, а также и для приобретения очень ценной утвари. Трехъярусный иконостас в смешанном русско-византийском стиле отличается оригинальностью, изяществом рисунка и богатством украшения.

http://sobory.ru/article/?object=53396

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010