Января 2,5 (7 февраля) Священноисповедники Петр (Розанов) и Павел (Любимов) Составитель священник Олег Митров Священноисповедник Петр Федорович Розанов родился в июне 1864 года в селе Спасское-Андреевское Еремеевской волости Звенигородского уезда Московской губернии в семье священнослужителя. В 1887 году он окончил курс Московской Духовной семинарии и 4 января 1888 года был определен во священники Космодамианского храма села Меткино Подольского уезда. Незадолго до этого он женился на Анастасии Васильевне. У них в семье родилось девять детей: Сергей, Александр, Борис, Алексей, Василий, Иван, Мария, Анна, Евгения. Старшие сыновья Сергей, Александр и Борис в разное время окончили Перервинское Духовное училище и Московскую Духовную семинарию. С 1902 по 1918 год отец Петр состоял законоучителем и заведующим церковной школой в селе Меткино. По воспоминаниям, дети батюшку уважали, на его уроках была тишина и порядок. Он привлекал к преподаванию в церковноприходской школе и своих детей. Отец Петр собрал замечательную библиотеку. С 1903 года отец Петр был духовником священнои церковнослужителей 6-го благочиннического округа Подольского уезда и выполнял это послушание до 1923 года. В 1905 году за ревностное исполнение пастырских обязанностей отца Петра наградили набедренником, в 1909 году – скуфьею, в 1914 году – камилавкой, а в 1919 году – наперсным крестом. Вот как характеризовал в 1908 году служение отца Петра благочинный 5-го округа Подольского уезда протоиерей Николай Воскресенский в рапорте митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру (Богоявленскому) : «…считаю заслуживающим награды священника Космодамиановской села Меткино церкви Петра Розанова. Он, Розанов, в бедном приходе, состоящем из 213 душ мужского пола, состоит священником уже 20 лет. По бедности прихода, до поступления священника Розанова в село Меткино, храм Божий находился в бедном, а не благолепном состоянии. С поступлением же Розанова, при его личном старании, храм стал приходить в более благолепный вид, именно: внутренние стены храма, вместо клеевой краски, окрашены масляною и украшены живописью. При его старании большой разбитый колокол в 120 пудов перелит в 150 пудов. Вокруг храма не имелось никакой ограды, при священнике же Розанове храм обнесен каменною, прочною оградою. Приход по своей бедности и нерадению не имел никакой школы для обучения детей, священник же открыл в селе сем церковноприходскую школу, сначала в крестьянской избе, а потом изыскал средства на устройство прекрасного помещения для школы, в которой состоит заведующим и законоучителем. С 1903 года он, Розанов, состоит в благочинии духовником священнослужителей».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Воскресенская на Дебре церковь в городе Костроме в ряду всех 40 городских храмов принадлежит по справедливости к числу самых замечательных по своей оригинальной древней архитектуре и внутренним своеобразным украшениям, равно по богатству памятников старинной иконописи и священной утвари. Являясь доселе выразительным памятником так называемой золотой эпохи (от второй половины XVI века по XVII век) церковно-русского зодчества, Воскресенский храм возбуждает постоянно большой интерес и привлекает к себе ежегодно и отовсюду многих ученых археологов, художников и просто туристов из любителей родной старины, также высших сановников и даже высочайших особ в проезде их чрез город Кострому. Все они с великим любопытством и глубоким вниманием обозревают этот дивный характерный экземпляр церковной древности. Исследователя археологических редкостей Воскресенской на Дебре церкви не может не заинтересовать уже самая первоначальная, по себе любопытная, история ее судеб, на которую, предварительно ознакомления с внешним и внутренним устройством этого храма, и бросим сейчас беглый взгляд, поскольку чрез это проливается свет на вопрос о древности сохранившихся здесь многоразличных предметов. Надпись на восточной стороне юго-западного столпа в клейме над правым клиросом Воскресенского храма гласит, что «создана бысть сия церковь во имя тредневного Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 7160 (то есть 1652 год) при державе государя, царя и великаго князя Алексия Михайловича всея России и при великом господине святейшем Иосифе патриархе Московском и всея России и верою еже во Христе и радением всего чина веродержителей Кирилла Григорьева сына Исакова и Воскресенских прихожан христолюбивых людей, а освящена бысть церковь сия 160 года октобрия 12 дня». Об обстоятельствах возникновения этой церкви в половине XVII века доселе среди костромских старожилов живуче следующее небезынтересное сказание о симпатичном эпизоде, бывшем в сфере торговых отношений между английскими и русскими купцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

I. Храм или церковь Как называется место, куда главным образом собираемся мы для общественного Богослужения? Место это называется храмом, а иначе церковью. Что такое храм или церковь ? Храм или церковь есть здание, назначенное единственно для отправления в нем Богослужения и потому отличающееся от прочих зданий и наружным видом, и внутренним устройством своим. Что значит название: “храм”, “ церковь ”? Название храм берется от слова храмина, т. е. здание. Название церковь есть греческое и значит «дом Господень». Почему храм называется домом Господним или Божиим? Храм называется домом Божиим, во-первых, потому, что назначается для служения Богу и таким образом посвящается Ему, и Бог особенным образом, подобно, как и на небе, обитает в нем, как бы в своем доме; во-вторых, потому, что в храм для богослужения собирается церковь , т. е. общество истинно верующих, обыкновенно называемое церковью. Почему храмы называются один Воскресенским, другой Благовещенским, третий Михайло-Архангельским, Никольским? Каждый из храмов обыкновенно посвящается или воспоминанию какого-либо священного события, напр. воскресения Христова, благовещения Пресв. Богородицы, или кому-либо из святых Божиих, напр. архангелу Михаилу, святителю Николаю; потому один из храмов и называется именем события, – Воскресенским, Благовещенским, другой – именем святого, – Михайло-Архангельским, Никольским. Каждый из храмов есть дом Божий, так понятно, почему тот и другой из них посвящается воспоминанию из жизни и деяний Господа; для чего же иные храмы посвящаются святым? Как при крещении принимаем мы имена святых для того, чтобы в частности каждому из нас иметь в сих святых особенных покровителей и молитвенников о себе; так и при строении храмы посвящаются святым, для того, чтобы строителям, т. е. всей так называемой братии храма того (Сугуб. ект.), или, сказать просто, всему приходу, всем прихожанам ввериться особенному покровительству их и иметь в них особенных молитвенников о себе. Откуда и с чего взято обыкновение посвящать храмы святым?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

В столице Татарстана прошло очередное совещание, посвященное воссозданию собора Казанской иконы Богородицы 25 мая 2018 г. 15:41 23 мая 2018 года в Казанско-Богородицком мужском монастыре под председательством Государственного советника Республики Татарстан, председателя Попечительского совета республиканского Фонда «Возрождение» Минтимера Шаймиева и митрополита Казанского и Татарстанского Феофана состоялось очередное рабочее совещание, посвященное воссозданию собора Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана. В совещании приняли участие: заместитель председателя Государственного Совета РТ, председатель Административного совета республиканского Фонда «Возрождение» Юрий Камалтынов; заместитель председателя Госсовета РТ, исполнительный директор Фонда «Возрождение» Татьяна Ларионова; заместитель руководителя Аппарата Президента РТ — руководитель департамента по вопросам внутренней политики Аппарата Президента РТ Александр Терентьев; заместитель руководителя Аппарата Президента РТ — руководитель Секретариата Государственного советника РТ Олег Глебов; заместитель министра культуры РТ Светлана Персова; руководитель исполнительного комитета муниципального образования города Казани Денис Калинкин и другие официальные лица. С целью консультации и оценки аутентичности воссоздаваемого храма руководством Фонда «Возрождение» на совещание был приглашен председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации , древлехранитель Московской городской епархии протоиерей Леонид Калинин . Вначале участники рабочей встречи посетили Пещерный храм, который восстанавливается параллельно собору. К настоящему времени здесь завершено устройство кирпичных сводов, выполнена консервация живописи. Государственному советнику РТ и главе Татарстанской митрополии были представлены варианты проектов часовни, расположенной в центре Пещерного храма. Генеральный директор подрядной организации ООО «Евростройхолдинг+» Владимир Казилов рассказал, что на куполах Казанского собора выполнены работы по бетонированию малых куполов до отметки +25м, шейки главки до отметки +41,5м, по кирпичной кладке барабана центрального купола. Изготовлены и покрыты медью главки центрального купола, завершен монтаж металлического каркаса центрального купола. На фасадах собора смонтированы архитектурные элементы по западным и южным фронтонам, начато оштукатуривание фасадов. В верхнем храме забетонированы южные и западные входные группы собора, выполнены стяжка полов, бетонирование каркасов иконостасов и другие работы.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Дрезден. Церковь Симеона Дивногорца. Церковь преподобного Симеона Дивногорца Проект с незначительными упрощениями был воспроизведён при строительстве церкви Тихвинской иконы Божией Матери (1885-1889) в селе Козлово близ Калуги Карта и ближайшие объекты Церковь преподобного Симеона Дивногорца (нем. Russisch-Orthodoxe Kirche des Heiligen Simeon vom wunderbaren Berge) — русская православная церковь в дрезденском районе «Южный пригород». Построена во второй половине XIX в. Приход насчитывает около 1000 прихожан русской, греческой, болгарской и других национальностей. Русская православная церковь была построена в Дрездене в 1872—1874 гг. архитекторами Карлом Вайсбахом и Гаральдом Юлиусом фон Боссе (российским подданным немецкого происхождения). Общая стоимость строительства оценивалась в 520 тысяч рейхсмарок. Примерно четверть этой суммы составили пожертвования, оставшиеся три четверти внёс статский советник Семён Викулин. В честь его святого покровителя преподобного Симеона Дивногорца церковь и получила своё название. Первым настоятелем был назначен Александр Розанов, прибывший в Дрезден из Петербурга. Уже через год на богослужении в новой церкви присутствовал российский император Александр II, о чём свидетельствует мемориальная доска на фасаде храма. Внутреннее убранство храма не было завершено из-за нехватки средств. Ценнейшие фрески на стенах выполнены Джеймсом Маршаллом. В этой церкви в 1863 г. был крещён родившийся в Дрездене П. А. Столыпин. Здесь же крестил свою дочь Любовь Фёдор Достоевский, живший в Дрездене с 1869 по 1871 г. Композитор С. В. Рахманинов, который также останавливался в Дрездене, сделал крупное пожертвование на устройство газового отопления церкви, которое до настоящего времени находится в рабочем состоянии. Прихожанами церкви некоторое время также являлись М. А. Бакунин и И. С. Тургенев. В период с 1914 по 1921 г. в связи с Первой мировой войной церковь была закрыта. Основанием для этого послужило опасение властей, что «поскольку проводимые на русском языке богослужения невозможно в достаточной мере проконтролировать, не известно, не проводятся ли они в антигерманском духе и за победу русского оружия» (из объяснения полицейского ведомства Дрездена от 30 марта 1915 г.).

http://sobory.ru/article/?object=10147

Зарубенки. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Зарубинки — село в Смоленском районе Смоленской области России. Входит в состав Волоковского сельского поселения. Кирпичная церковь в псевдорусском стиле. В советское время закрыта, утрачены верхние ярусы колокольни. Зарубенки (Большие Зарубенки, Зарубинка). Недалеко от села, на возвышенности, стоит красивый пятиглавый храм. На его строительство и украшение свой денежный вклад внесли святой праведный Иоанн Кронштадский, царь – мученик Николай II, Смоленские епископы Петр и Феодосий, многочисленные прихожане. До 1861 г. Зарубенки входили в состав Иньково. С разрешения епархиального начальства, по просьбе прихожан сел Каспля и Иньково, которым далеко было ходить в храмы, сюда из Иньково была перевезена деревянная церковь, возведенная еще в XVIII веке. Этот храм освятили во имя архистратига Михаила (А в Иньково, по инициативе о. Захария Садовского, началось строительство нового храма, который был освящен в 1863 г. во имя святителя Николая). Таким образом, 1861 г. Зарубенки стали самостоятельной приходской единицей. С этого же времени мы можем считать Зарубенки селом. Прихожане постепенно украшали Михайловскую церковь. Они жертвовали крупные суммы денег на приобретение утвари, внутренние и внешние ремонты здания. В 1871 г. Они внесли 1174 рубля на приобретение плащаницы, подсвечников, семисвечника и изготовление иконостаса. В 1884 г. собрали храму 400 рублей на внешний ремонт, израсходовали из мирских средств 300 рублей на устройство вокруг церкви новой ограды. Для украшения церкви много потрудился её настоятель священник Петр Матвеевич Городецкий. С 1874 г. по 1896 г. он служил в местном храме. Благодаря ему в церкви был установлен новый иконостас, стены здания расписаны священными изображениями, а внешние фасады окрашены масляной краской. Кроме того, крыша была вместо гонта перекрыта жестью. По свидетельству современников, XIX века это для сельских храмов считалось большой роскошью. Но несмотря на то, что Михайловская церковь отличалась благолепием, все же она была довольно ветхой. Поэтому в 1902 году прихожане решили выделять на постройку нового каменного храма в течение 6 лет по 1 рублю с надела (всего в приходе насчитывалось 900 наделов), а также безвозмездно выполнять все строительные работы. В 1903 году в селе был отрыт собственный кирпичный завод.

http://sobory.ru/article/?object=15037

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ СОБОР В ТАЛЛИНЕ Собор в честь св. блгв. вел. кн. Александра Невского в Таллине. 1895–1900 гг. Собор в честь св. блгв. вел. кн. Александра Невского в Таллине. 1895–1900 гг. (до 1918 г.- Ревеле), возведен в 1900 г. в центре города, на Тоомпеа (Вышгороде), по инициативе ревельского настоятеля Преображенского кафедрального собора прот. К. А. Тизика и при поддержке эстляндского генерал-губернатора кн. С. В. Шаховского на пожертвования, собранные по всей Российской империи. К кон. XIX в., с увеличением в Ревеле числа православных, назрел вопрос о строительстве нового храма. Прежний собор в честь Преображения Господня (церковь католич. мон-ря, позже лютеран. кирха, перестроенная в 1716 по приказу Петра I Алексеевича в правосл. храм) не отвечал ни по внутреннему и внешнему устройству, ни по своей вместимости нуждам правосл. паствы. 19 февр. 1887 г. ревельское правосл. духовенство подало Шаховскому докладную записку о необходимости постройки нового собора. Губернатор ходатайствовал о разрешении на сбор пожертвований в пределах Российской империи, т. к. сумма, ассигнованная Синодом на строительство (60 тыс. р.), оказалась недостаточной. Разрешение было дано указом имп. Александра III Александровича от 2 апр. 1888 г., и в июне был создан комитет для сбора пожертвований. При выборе места для строительства остановились на возвышенном участке города - холме Тоомпеа. Нем. бароны, к-рым принадлежали почти все дома на Тоомпеа, враждебно отнеслись к строительству собора, к-рый, по их мнению, мог испортить вид ганзейского города «русскими луковицами». 30 авг. 1893 г. архиеп. Рижский Арсений (Брянцев) освятил место строительства, 7 мая 1895 г. после молебна начались работы по укладке фундамента, 20 авг. того же года состоялось освящение закладки храма. К 1 авг. 1899 г. в храме установлен деревянный с позолотой иконостас, к марту 1900 г. закончена внутренняя отделка. 30 апр. 1900 г. еп. Рижский и Митавский сщмч. Агафангел (Преображенский) совершил освящение А. Н. с. На литургии в тот день еп. Агафангелу сослужил св. прав. Иоанн Кронштадтский . В новый собор перешел рус. приход из Преображенского собора, последний передали эст. правосл. общине. Первым настоятелем собора в 1900-1909 гг. был прот. Симеон Попов.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДРА ...

Понятие о храме. Цель устройства храмов и их значение для христианина Храм есть место особого присутствия Божия, где христиане собираются для молитвы, совершения таинства причащения и других священнодействий. «Храмы внешние созидаются и освящаются, пишет Иннокентий, архиеп. Херсонский, „не для чего другого, как для напоминания человеку о возобновлении и освящении его храма внутреннего и содействия к тому. Царь же Небесный, свободный от нужд в крове и пристанище, если благоволит устроять Себе селение среди нас, то для нас же самих, дабы мы знали, где находить Его беспредельного, дабы видели, куда притекать для приятия от Него света и истины, благодати и помилования, духа и жизни... Храм есть богоучрежденное вселенское училище благочестия: итак, будь внимателен к слышанному; здесь говорит не человек, а Сам Бог , желающий твоего спасения... Храм есть богоучрежденная врачебница духовная: итак, смело требуй врачевства. Никогда не отчаивайся в исцелении. Для нашего Врача нет неизлечимых больных. Только не оставляй употреблять средств, тебе предписываемых... Тут всегда течет источник здравия душевного – всеоживляющая Кровь Богочеловека и благодать Духа Св... Храм есть богоучрежденное всемирное судилище духовное: итак, мирись с Небесным Соперником, пока ты еще на пути (Мф. 5:25) сея жизни. Толкай в двери милосердия, пока не настал час суда и наказания. Не пренебрегай властью Церкви: она от Бога... Храм есть место свидания с существами неземными: итак, вы, кои лишились близких вашему сердцу, вместо бесплодных сетований и слез, спешите чаще к подножию алтарей Господних... Храм есть место присутствия и лицезрения Божия. Итак, стой во храме перед Богом хотя так, как бы ты стоял перед царем земным. Оставляй за порогом дома Божия всякое житейское попечение» 1 . Храм – Божие установление Храм Соломона «И отдал Давид Соломону, сыну своему, чертежи притвора и домов его, и кладовых его, и горниц его... Все сие в письмени от Господа, говорил Давид, как Он вразумил меня на все дела постройки“ ( 1Пар. 28:11,19 ). Соломон устроил храм из дорогих материалов ( 3Цар. 6–7 ) и поставил в нем многие священные изображения ( 3Цар. 6:23,29,32,35 ). В день освящения храма «облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» ( 3Цар. 8:10–11 ).‘Явился Соломону Господь и сказал: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовеки; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни... Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня... то Я истреблю Израиля с лица земли... и храм, который Я освятил имени Моему» ( 3Цар.9:3–7 ). За уклонение иудеев в идолопоклонство (2Парал. 34:25) царь Вавилонский «сжег дом Господень» ( 4Цар. 25:9 ). Храм Заровавеля

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Наружное и внутреннее устройствохристианского православного храма " Пойте Богу нашему... пойте разумно " Псалом 46, ст. 8. На всяком месте можно молиться Богу, потому что Бог находится везде. Но есть особенные места, где удобнее совершать молитвы и где Господь находится особенным, благодатным образом. Такие места называются храмами Божиими и иногда называются церквами. Храм есть освященное здание, в котором верующие собираются славословить Бога и молиться Ему. Храмы называются церквами, потому что в них собираются православные христиане для молитвы и для освящения себя таинствами. Храмы, в которые собирается духовенство из других ближайших церквей для торжественного богослужения, называются соборными. По своему наружному устройству Божии храмы отличаются от прочих обыкновенных зданий. Главный ход во храм всегда бывает с запада, т.е. с той стороны, где солнце заходит; а самая важная часть храма, алтарь, всегда обращена на восток, к той стороне, где солнце бывает утром. Так устрояются Божии храмы с тою целью, чтобы напомнить православным христианам, что с востока вера христианская распространилась по всей вселенной; на востоке от нас, в земле Иудейской, жил для нашего спасения Господь Иисус Христос. Храмы завершаются одною или несколькими главами, увенчанными крестами, для напоминания о Господе Иисусе Христе, совершившем наше спасение на кресте. Одна глава на церкви Божией проповедует о том, что Бог есть един. Три главы означают, что мы кланяемся Богу единому в трех лицах. Пять глав изображают Спасителя и четырех евангелистов. Семь глав строятся на храмах для означения, во-1, семи спасительных таинств, которыми христиане освящаются для получения вечной жизни, во-2, семи вселенских соборов, на которых утверждены правила христианского вероучения и благочиния.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2160...

Скачать epub pdf Содержание Как поступаем в собраниях святаго и славнаго тридневнаго воскресения Спасителя нашего. – О дереве (биле) [О святой Четыредесятнице] О количестве и качестве кушаний и питий и о благочинии на трапезах О святой великой Четыредесятнице О Благовещении О правильности в исполнении служб О количестве одежды и обуви и об устройстве постели и подобном     1 . В священных монастырях издавна господствуют многия и различныя предания, при чем одни из них управляются и ведутся к царству небесному одними уставами, другие другими. Из всех (преданий) одно есть и то предание, которое утвердилось у нас и которое мы приняли от великаго отца нашего и исповедника Феодора, и не одни только мы, но и большинство лучших монахов приняли его, как самое совершенное и царственное, устраняющее и излишества, и недостатки. И мы ныне, без всякаго колебания подчинившись отеческим повелениям, подчинили себя послушанию, чтобы, насколько возможно, оставить его в письмени для непреходящей памяти последующим поколениям. И Бог , молитвами нашего пастыря, да подаст нам соответствующую способность к составлению слова, чтобы здраво изложить полезныя и спасительныя заповеди богоноснаго отца нашего, во славу Отца и Сына и Святаго Духа и в сохранение и спасение тех, кои с верою принимают на себя сохранение их. Итак, с Богом да будет это началом составления (слова). Как поступаем в собраниях святаго и славнаго тридневнаго воскресения Спасителя нашего. – О дереве (биле). 2 . Должно знать, что по миновании второй стражи ночи, т. е. шестого часа, и в начале часа седьмого падает условный знак водяных часов и вместе с этим извещением встает будильщик и обходит с фонарем спальни, побуждая братьев к вставанию для утренняго славословия. И тотчас била ударяют вверху и внизу. И когда все братия соберутся в притворе главнаго храма и тихо молятся, иерей, взявши в руки кадильницу, кадит прежде всего святой алтарь; выйдя оттуда чрез переднюю преграду, проходит северною стороною храма и, достигши царских врат, кадит братьев и тотчас южною стороною возвращается туда, откуда вышел, а братия вслед за ним входят в храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010