Часть II. Богослужение Глава первая. Храм В течение долгой истории Православной Церкви выработалась особая церковная архитектура, которая выражает основной опыт и убеждение христианской веры: с нами Бог . «Всевышний не в рукотворенных храмах живёт» , – говорил св. Стефан, цитируя ветхозаветных пророков; «вы храм Бога живого» ( 2Кор.6:16 ), – учил апостол Павел.Приступая к Нему (т. е. Христу), камню живому… и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный… чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ( 1Пет.2:4–5 ). Во Христе и через Духа Святого Бог пребывает с человеком, обитает с ним. Вот этот смысл и передаётся посредством купола, венчающего храм – место собрания народа Божьего. Он создаёт впечатление, что в Церкви, как и в Царстве Божьем, всё небесное и земное соединяется под главою Христом ( Еф.1:10 ) и что в Нём мы все исполнены полнотою Божьею ( Еф.3:19 ). Внутреннее устройство храма тоже создает впечатление единства всего в Боге. Оно не является воспроизведением «верхней горницы» Тайной Вечери или обыкновенным местом собрания людей, – храм и его устройство вдохновлены образом Царства Божьего, данного в книге Откровения. Престол перед нами – как образ Самого Христа, Слова Божия в Евангелии и Агнца Божия в Евхаристическом жертвоприношении. Вокруг Него – ангелы и святые, служители Слова и Агнца, которые непрестанно славят Его, вдохновляемые Святым Духом. А те верные христиане, которые принадлежат к этому святому собранию – «сограждане святым и свои Богу» ( Еф.2:19 ) – присоединяются тут, на земле, к вечному богослужению Царства Божьего. Престол Мы уже сказали, что средоточием всего храма является Престол:   он есть трапеза Царства Божия (см. Лк.22:30 ); на нём мы приносим Богу Отцу «бескровную жертву» Христа; и с него нам даётся Хлеб Жизни – Тело и Кровь Господней Пасхальной Вечери. Обычно престол сделан из дерева или камня и покрыт красивой парчовой тканью, чтобы подчеркнуть его божественный и небесный характер. Он прост по форме (как правило, кубообразный) и стоит в центре алтаря, чтобы его можно было обойти со всех сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

В 1812 г. церковь сильно пострадала от пожара: обрушилась первоначальная трапезная. В 1817-1823 гг. трапезную с двумя приделами – Никольским и Феодосьевским – восстановили в стиле классицизма. Поставленный на подклет двусветный бесстолпный четверик с трехчастной пониженной апсидой, галереей- папертью вдоль северного фасада и крыльцом вытянут с севера на юг. Он перекрыт сомкнутым сводом, который прорезает световой барабан центральной главы, окруженной четырьмя декоративными главами. Стройная группа глав возвышается над двумя рядами кокошников. Две главы выделяют боковые членения апсиды – в них изначально размещались приделы храма, причем северное членение крупнее южного, оно заметно выступает относительно стены четверика и с галереи имеет отдельный вход; главки восстановлены при реставрации. Во внешнем оформлении храма много общего с нарядным убранством стоящих рядом палат. Оба здания, соединенные когда-то каменным переходом, формировали общий парадный двор, украшением которого, вместе с Красным крыльцом палат, было северное крыльцо храма. Оно возведено одновременно с северной папертью, но несколько позднее храма, очевидно, в связи с устройством здесь усыпальницы рода Кирилловых (располагалась под папертью и состояла из нескольких склепов). Богатые по рисунку профилированные наличники на фасадах церкви, парные колонки на углах с раскрепованным над ними карнизом, белый камень, изразцы типичны для стиля середины XVIIb. Уникально выделение северного фасада: крыльцо, центральное окно, акцентированное нарядным убранством наличника, компактность стройного пятиглавия, где средняя глава отличается сложностью обработки, – именно с этой стороны подчеркивают главную ось фасада и придают зданию особую стройность. Интерьер подцерковья, по-видимому, не случайно напоминает одноапсидный храм (в апсиде сохранилось окно, снаружи теперь заложенное): не исключено, что таковой была предшествующая церковь; используя ее остатки при возведении подклета существующего храма, строители (как бывало нередко) могли невольно повторить внутренний абрис древнейшего здания. В подклете при исследованиях были раскрыты значительные остатки стен первоначальной трапезной. Внутри северной паперти на наружной стене главного объема уцелели заложенное теперь окно в наличнике середины XVII в. и богатое оформление входа - перспективный портал с колоннами по сторонам. В интерьере церкви уцелели также фрагменты росписи на своде и карниз, относящиеся к середине XIX в.».

http://sobory.ru/article/?object=02394

Иркутск. Церковь Николая Чудотворца в память воинов 28-го Сибирского стрелкового полка. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь во имя св. Николая Мирликийского Чудотворца (дерев.) 1910 г., воинская, арх. Ф.Ф. Каштял. Сооружена в память воинов 28-го Сибирского стрелкового полка, погибших в боях за Порт-Артур. Утрачена. Находилась на территории казарм в районе 5-й Иерусалимской улицы (ныне район ул. Пискунова и Ядринцева) Еще задолго до начала строительства, с благословения архиепископа Иркутского Тихона, начался сбор средств на возведение храма. Был образован комитет, который возглавил командир полка полковник П.Р. Брейкш. К 1910 г. собрали более 10 тысяч рублей, а также различную церковную утварь и облачения. Ко дню окончания строительства сумма пожертвований возросла до 25 тысяч рублей. Немалые пожертвования внес Вознесенский монастырь, передавший для будущей церкви престол и жертвенник, изготовленные еще в начале XIX в. Управление государственных имуществ бесплатно выделило строевой лес. Полковым священником служил отец Павел Крахмалев, немало сил употребивший на устройство храма. На его плечи легли все организационные тяготы. Современники вспоминали, что он даже отказался от выгодного назначения благочинным в другом городе, поскольку это могло невольно приостановить строительство. Проект деревянной полковой церкви, рассчитанной на одновременное посещение до 1000 человек, составил инженер Ф.Ф. Коштял. Работа была выполнена им бесплатно, в качестве личного пожертвования в это богоугодное дело. 22 марта 1910 г. состоялась торжественная закладка храма. Работы шли очень споро, всего за один месяц стены возвели почти до карнизов. Еще за месяц, к празднику св. Пасхи, церковь вчерне была сооружена. К декабрю того же года, то есть спустя всего 9 месяцев, строительство закончили как снаружи, так и изнутри. Дата освящения нового храма – 19 декабря – совпала с днем последней геройской защиты Порт-Артура, когда часть потеряла особенно много своих солдат и офицеров. Накануне праздника из иркутского мужского Вознесенского монастыря перенесли икону Св. Иннокентия с частицею от гроба Святителя и установили в новом храме рядом с иконой Св. Николая. Была отслужена панихида по героям полка с поименным поминанием более тысячи погибших воинов. Торжество, на которое пригласили более ста почетных гостей, отличалось пышностью. Присутствовали командующий войсками Иркутского военного округа генерал А.В. Брилевич, командир 3-го Сибирского армейского корпуса генерал-майор Радкевич, Иркутский генерал-губернатор Л.М. Князев и другие высшие военные чины и представители гражданской власти. Освящение храма совершали Иркутский архиепископ Тихон и Киренский епископ Иоанн. Год спустя, после завершения внутренней отделки, храм был вторично освящен 20 октября 1911 г.

http://sobory.ru/article/?object=37759

Вековечный памятник Поучение в день освящения в Москве храма Христа Спасителя 26-го мая 1883 года. Праздник Вознесения Господня совпал ныне с торжеством освящения храма Христа Спасителя. Продолжавшееся насколько десятилетий сооружение этого храма приведено к окончанию и сегодня завершается освящением, чрез которое он делается мостом таинственного присутствия Божия, общественной молитвы и священнодействий. Много великолепных храмов красуется в Первопрестольном городе; но о новом храме должно сказать, что более великолепного по внешнему виду и по внутреннему устройству и украшениям не найдётся не только в Москве, но и в целой России. Не в художественном совершенстве заключается, впрочем, главное достоинство нового храма, а в том, что он есть один из вековечных памятников событий Двенадцатого года, каменная проповедь о путях промышления Божия в судьбе Москвы и всей России. Нельзя не усматривать в событиях Двенадцатого года действий с одной стороны гнева Божия, с другой стороны милости к нам Божией. О гневе Божием свидетельствуют великие бедствия, причинённые нам вторжением в наши пределы полумиллионного многоплемённого полчища, опустошением городов, селении и полей, сожжением Москвы, разорением семейств, истощением казны, бесчисленными смертями и увечьями защитников отечества. Враг не пощадил даже святынь наших, – грабил и обращал в стойла и казармы наши храмы, издевался над св. иконами и мощами. Современники сих бедствий справедливо видели в них наказующую руку Божию. Перед врагами нашими, внёсшими в наши пределы огонь и меч, мы были правы, – война с их стороны была объявлена нам незаконно, единственно по честолюбию и страсти к завоеваниям их предводителя. Но мы были неправы пред Богом и заслужили гнев Его. Чем же заслужили? Тем, что «не убоявшись прещения преступающим Его заповеди и вознерадев о милосердии Его, оставили путь правды и ходили в волях сердец наших». Но особенно за то прогневался на нас Господь, что многие из нас, увлёкшись пристрастием к иноземному лжеимённому образованию и иноземным обычаям, ни во что вменили отеческие предания, презрели родной язык и употреблением чуждого языка и принятием чужих обычаев отделили себя от народа, а иные даже уклонились к образу мыслей, враждебному Православной вере и Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Новосергиево. Церковь Сергия Радонежского. Карта и ближайшие объекты Церковь во имя преподобного российского чудотворца Сергия Радонежского в Новосергиево сооружена в первой половине XIX века. Отделка интерьеров и декоративное оформление трапезной штукатурным декором в русском стиле были закончены уже во второй половине XIX века. Здание церкви построено из кирпича, оштукатурено, украшено белокаменными деталями. Архитектурный облик Сергиевской церкви традиционен для сельских церквей позднего классицизма. Композиция храма проста: кубический объем увенчан купольной ротондой, на которой высится главка в виде чаши с высоким шпилем. С востока к четверику примыкает полукруглая в плане апсида, с запада - трапезная и колокольня на массивном квадратном основании. Внешнее убранство церкви довольно строгое: единственным декоративным акцентом служат портики тосканского ордера на боковых фасадах. Объем колокольни расчленен на три яруса выступающими карнизами, декорирован парными пилястрами. Внутреннее убранство церкви не сохранилось, хотя известно, что храм был расписан. Сергиевская церковь нуждается в срочной реставрации, что после передачи храма общине верующих стало первоочередной задачей Ново-Сергиевского прихода. Из книги «Богородские святыни. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». - Богородск (Ногинск), 1992 г. Церковь построена тщанием местных жителей в деревне Погост, на окраине Владимирской губернии, в Покровском уезде. По преданию, около этой деревни когда-то происходило сражение, после которого здесь было похоронено много убитых воинов. Теплая трапезная освящена в 1839 г., отделка холодного храма затянулась до 1845 г. Главный придел во имя прп. Сергия Радонежского, т.к. ранее, до 1764 г., эта деревня, вошедшая в приход нового храма, принадлежала Троице-Сергиевой лавре. В 1876 г. была расширена трапезная с устройством двух приделов: Покрова Пресвятой Богородицы и апп. Петра и Павла. Храм был закрыт в 1937-1939 гг. и обращен в зернохранилище.

http://sobory.ru/article/?object=03921

Санкт-Петербург. Домовая церковь Троицы Живоначальной при бывшей канцелярии Министерства Императорского двора. Церковь Троицы в доме А. Н. Голицына /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:1812. Архитектор:А.Н. Воронихин, А.Л. Витберг (царские врата), В.Л. Боровиковский Адрес: г. Санкт-Петербург, Фонтанки наб., 20 Координаты: 59.940662, 30.34141 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Дом этот находится на Фонтанке, между Симеоновским и Цепным мостами, под 20-м. В начале настоящего столетия он был нанят главноуправляющим почтовым департаментом, в каковой должности с 1805 по 1842 гг. состоял князь Александр Николаевич Голицын, известный своею близостью к императору Александру I государственною деятельностью. После Голицына тут жил преемник его по должности, граф Владимир Федорович Адлерберг. С 1852 г., когда Адлерберг был назначен министром Императорского двора, дом, по его ходатайству, перечислен в придворное ведомство и с тех пор служит помещением министров Императорского двора. Церковь устроена в 1812 г. и 1 октября освящена во славу пресвятой Троицы, помещается она во втором этаже левого надворного флигеля и алтарем обращена на восток. Благочестивое настроение устроителя храма проявилось в устроении храма желанием выразить духовные идеи и каждой части его дать символическое значение, чтобы храм в целом не был бездушною массой камней, а выражал то христианско-просветительное значение, которое принадлежит ему. Исполнителем этих идей Голицына в устройстве церкви был известный архитектор Воронихин, строитель Казанского собора, а в украшении принимали участие знаменитый художник Боровиковский и автор первого проекта московского храма Христа Спасителя художник Витберг. Церковь имеет следующее внутреннее устройство: из большого зала входят во внешний, совершенно темный притвор, не имеющий окон; во всю ширину притвора лестница в 7 ступеней ведет на площадку к востоку, на которую падает малый свет из храма. Далее стеклянные двери ведут во внутренний притвор. Верх этих дверей имеет вид стрельчатой арки, а рамы украшены в готическом стиле; самый же притвор, семигранный, на подобие средневековой готической каплицы, устроен в два яруса и заканчивается стрельчатым сводом. Сравнительно с диаметром основания, он очень высок (диаметр полторы сажени, высота 8 саж.) и верх его теряется во мраке.

http://sobory.ru/article/?object=35418

Соловьевка. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь Троицы Живоначальной в Троицком на Филиной Зушице, Троицкая церковь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Адрес на 1917 г. - Тульская губ., Чернский у., с. Троицкое на Филиной Зушице. Современный адрес - Тульская обл., Чернский р-н, д. Соловьевка. Троицкое на Филиной Зушице. Село Троицкое расположено при реке Филиной Зушице, в расстоянии от г. Тулы 110 в. и от уездного Черни 25 вер. Кроме названнаго села, приход составляют деревни: Орловка, Озерки, Красное Озеро, Чигиринка и Юрово, с населением 1270 душ крестьян муж. и 1299 жен. пола. О происхождении прихода с. Троицкаго никаких исторических сведений не сохранилось, хотя древность его, судя по деревянному храму, упраздненному за ветхостью в 1786 г., несомненно, относится к прошлому XVIII, а может быть и к концу XVII столетия. Название Троицкаго приход получил по своему храму, освященному во имя Св. Троицы, и стоявшему ниже настоящего храма, на так называемом старом кладбище, где остались еще следы фундамента. Новый, доселе существующий храм - каменный, основан в 1786 году и в том же году окончен постройкой трапезной части храма и в ней придельного алтаря во имя св. Сергия Радонежскаго Чудотворца. Постройка эта произведена была на средства графа Александра Петровича Толстаго. Главный же Троицкий храм воздвигнут был в 1817 году средствами сенатора, графа Петра Александровича Толстаго. Одною из значительных перемен внутренняго расположения храма, со времени его первоначальнаго устройства, было перенесение придельного алтаря со средины трапезной части на южную ея сторону в 1848 году, равно полное обновление его усердием и средствами графини Александры Петровны Мордвиновой. Храм украшен постенной живописью. К замечательным по древности предметам можно отнести три Евангелия, издания 1697, 1753 и 1760 годов. Причт Троицкаго храма состоит из двух священников и двух псаломщиков. Церковной земли числится 47 десят, и 490 кв. саж., из которых удобной не более 15 дес., остальная же лежит на крутых горах, в больших водомоинах и ручьях и к земледелию не пригодна. Почва глинистая и каменистая. В приходе села Троицкаго две школы: 1) приходская, открытая с 1861 года, 2) школа грамоты, учрежденная в недавнее время в деревне Чигиринке.

http://sobory.ru/article/?object=40232

Третья Книга Царств Период времени, обнимаемый содержанием третьей книги Царств События, о которых повествует третья книга Царств, начинаются восшествием Соломона на Израильский нрестол, а кончаются смертью Иоасафата, четвертого преемника Соломонова. Первое событие относят к 1015 году до Р. X., а второе полагают около 890 года. Таким образом, период времени, обнимаемый содержанием третьей книги Царств, простирается до 125 лет. Очерк содержания Третья книга Царств естественным образом разделяется на две половины или части, совершенно равные по своему объему. В первых одиннадцати главах книга повествует о Соломоне до распадения царства еврейского на два; в других же одиннадцати предлагает синхронистическую историю первых четырех царей Иудейских и первых восьми царей Израильских. Обе эти части можно изложить в следующем очерке: Часть первая. История царствования Соломонова (Гл. 1–11). Гл. 1 . Восшествие Соломона на престол. 2 . Утверждение царства Соломонова и истребление его домашних врагов. 3 . Супружество Соломона и испрошенная им от Бога мудрость. 4 . Придворный штат Соломонов, богатство его двора и слава его мудрости. 5 . Сношение Соломона с Хирамом, царем Тирским, по делу о построении храма в Иерусалиме. 6 . Устройство храма Соломонова. 7 . Дворец Соломона, надворные и внутренние принадлежности храма. 8 . Освящение храма. 9 . Вторичное богоявление Соломону и краткий обзор его государственных деяний. 10 . Посещение царицы Савской, пышность и великолепие двора Соломонова. 11 . Пороки Соломона и Божии предсказания о разделении его царства. Часть вторая. Синхронистическая история первых царей Иудейских и первых восьми царей Израильских (Гл. 12–22). 12 . Разделение царства еврейского. 13 . История пророка Иудейского, предсказавшего судьбу жертвенника Иеровоамова в Вефиле. 14 . Иеровоам, царь Израильский; Ровоам, царь Иудейский. 15 . Цари Иудейские: Авия, Аса; цари Израильские: Нават и Вааса. 16 . Цари Израильские: Ила, Замврий, Фамний, Амврий и Ахав. 17 . Пророк Илия и вдовица Сарептская.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Церкви и прочие здания В Тихоновой пустыни в настоящее время два храма: 1) соборный, во имя Преображения Господня, с двумя приделами в теплой трапезе: с правой стороны – во имя Святителя и Чудотворца Николая, а с левой – во имя Преподобного Тихона Калужского, чудотворца. Каменный храм этот в коем почивают под спудом мощи Преподобного отца нашего, Тихона чудотворца, как видно из вкладной книги, начат постройкою около 1677 года при игумене Ионе, а по описи Тихоновой пустыни, составленной в 1684 году, при сдаче ее в ведение Московского Донского монастыря, он значится еще несовершенным. При первом наместнике из Донского монастыря, Иеромонахе Исаии, производился сбор на иконостас. Время освещения настоящей церкви положительно не известно. Придел Святителя Николая в теплой трапезе, как видно из хранящегося в ризнице Антиминса, был освящен по благословению Крутицкого епископа Иллариона (Григоровича.) 25-го октября 1756 года. В 1787 году строитель Иеремия получил дозволение устроить в трапезе соборного храма по левую сторону придел во имя св. Тихона Амафунтского чудотворца, празднуемого 16-го июня, устройство оного приняла на себя супруга калужского помещика Аграфена Ивановна Ртищева; придел окончен и освящен в 1790 году 1-го ноября строителем пустыни, иеромонахом Иосафом. В 1800 году, при строителе Мефодии, один из благотворителей обители, С. В. Еропкин, намеревался перестроить соборный храм заново и получил уже на это храмоздательную грамоту, но обстоятельство помешало совершению этого дела. Коренная перестройка означенного храма произведена лишь при игумене Геронте, который, при помощи незабвенного благотворителя Тихоновой пустыни, полковника Николая Ивановича Шепелева, имеющего в этой обители издревле родовую усыпальницу, разобрал и перестроил заново трапезу соборного храма, что все исполнилось в 1840 годах. И в тоже время распространил и настоящую церковь , пристройкою к ней с трех сторон: восточной, северной и южной крытых каменных папертей на колоннах, с фронтонами, а в боковых капитальных стенах пробил арки, через что значительно увеличилось внутреннее пространство настоящей церкви, впрочем не без вреда для ее прочности через пробитие арок в капитальных стенах, в 1847 году, усердием медынской помещицы Марьи Ивановны Головиной, устроен в настоящей церкви Преображения Господня новый иконостас прежней формы, а стены расписаны священными изображениями. В настоящем своем виде соборная церковь Тихоновой пустыни представляла здание смешанной архитектуры, в коем только лишь квадрат настоящей церкви, увенчанный пятью главами, напоминал о времени его построения. Он, как мы видели, в 1830 годах был распространен пристройкою с боковых сторон двух папертей, фронтоны их опирались на массивные колонны, алтарная стена также была поддержана колоннами, в роде контрафорсов. Через все это соборный храм в целом утратил свой первоначальный вид и характер архитектуры того столетия, к которому относится его построение (в конце 17 столетия).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В субботу, 4 октября, в селе Троицком-Лыкове, Московского уезда, в 10 верстах от Москвы, происходило освящение деревянного Успенского храма, возобновленного на средства недавно (30 апреля сего года) скончавшегося потомственного почетного гражданина С. И. Корзинкина. Храм этот, по-видимому, очень древний. Существует местное предание, по которому он когда-то, в очень давнее время, будто бы был перенесен в село Троицкое-Лыково из Московского Кремля. В 1876 году, при переходе имения от гг. Бутурлиных к потомственному почетному гражданину И. И. Корзинкину, деревянный Успенский храм пришел в такую ветхость, что грозил падением. Нужно было или совсем разобрать его, или же произвести в нем самый полный, капитальный ремонт. Принято было второе решение. К сожалению, смерть (22 января 1879 г.) И. И. Корзинкина воспрепятствовала ему привести в исполнение это решение и благая мысль о приведении Успенского храма в сколько-нибудь благоустроенный и благолепный вид могла, – как это нередко бывает в подобных случаях, – совсем не осуществиться, если бы приемником И. И. Корзинкина по владению селом Троицким не был такой отменно-усердный к храмам Божиим и внимательный к народным чувствам и нуждам человек, каким всегда был теперь также покойный С. И. Корзинкин. Мысль своего родителя он горячо принял к сердцу и энергично взялся за это доброе, завещанное ему дело. Очень сложны и хлопотливы были в настоящем случае работы, требовавшие не одних только значительных денежных средств, но и многих предосторожностей, иногда стеснявших и затруднивших более быстрый ход самых работ. Надобно было подвести под церковь каменный фундамент, вывесить ее, так как она значительно покосилась на бок, переменить в ней немало гнилых бревен, обшить тесом снаружи, окрасить, покрыть железом, водрузить новый крест и т. д. Внутренний ремонт церкви касался переделки в ней пола, устройства нового престола и жертвенника, реставрации иконостаса, св. икон и т. д. Сверх того нужно было снабдить эту церковь утварью, сосудами, подсвечниками и т. д. Господь не судил добрейшему Сергею Ивановичу довести до конца предпринятое им святое дело и часть трудов и хлопот в настоящем случае разделила, со всем усердием и горячею любовью к дому Божию, достойнейшая супруга почившего Ю. М. Корзинкина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010