Хотислав. Церковь Спаса Преображения. Спасо-Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Хотиславская церковь - памятник архитектуры стиля барокко. Построена в 1799 году из дерева. Храм трехсрубный, состоящий из 5-гранной апсиды, основного объёма с 3-гранным бабином и 2-мя трёхъярусными башнями. Крыши апсиды, основного объёма и башен завершаются фигурными главками. В 1867 году к церкви пристроена трехъярусная колокольня, завершённая шатровой крышей с декоративными кокошниками. http://belarus-online.by/ Находится на главной улице деревни. Построена из дерева. В 1867 г. пристроена трёхъярусная колокольня, соединённая с церковью низким объёмом. Трёхсрубный храм. К основному объёму с востока примыкает пятигранная апсида, с запада – пятигранный бабинец, фланкированный 2 трёхъярусными башнями, поставленными под углом к главной оси здания. Срубы одинаковой высоты накрыты крышей, имеющей скаты, соответствующие контуру плана строения. Крыши апсиды, основного объёма и башен завершены фигурными главками. Ярусы башен и колокольни разделены карнизами и козырьками. Стены горизонтально обшиты досками. Внутри основное помещение зальное, перекрыто коробовым сводом. В верхней части бабинца размещены хоры, выходящие в основной объём полукруглым балконом. Алтарную часть отделяет многоярусный резной иконостас. Церковь – образец двухбашенного деревянного храма в стиле барокко. … О том, когда была построена первая церковь в д.Хотислав, точных сведений нет. Есть только краткое упоминание о церкви в с.Хотислав ««З Берасцейскай (1668г.)” – село Валок (земельных участков) – 24. Аседлых па чыншу валок 9 1/3. На царкву новазбудаваную з падання яго п.эканома з безгаспадарных валока вольная адна…” Таким образом, из этого текста следует, что церковь в с.Хотислав появилась в середине XVII века, т.к. в 1668 г. она была «новазбудаванай». О наружном виде и внутреннем устройстве древней церкви не сохранилось никаких сведений. Ныне существующая церковь построена прихожанами, по одним сведениям, в 1752 году (архивная справка 05-3/146 от 20.06.1997 Госархив Брестской области), а по другим сведениям – в 1799 году (из документов Спасо-Преображенской церкви Гродненской губернии, Брестского уезда, Влодавского благочиния за 1901 год. Национально-исторический архив Беларуси в г. Гродно за 424/33 от 27.01.1999 г.).

http://sobory.ru/article/?object=27639

Хотьково. Церковь Алексия, человека Божия. Алексеевская церковь Карта и ближайшие объекты В бывшем селе Горбуново, что близ Хотькова монастыря (сейчас ул. Горбуновская в городе Хотьково) перед революцией действовала единственная в окрестностях Сергиева Посада церковь во имя святителя Алексия митрополита Московского. Первая деревянная Алексиевская церковь в селе была построена в 1848 году «тщанием Господина и Кавалера Алексея Гавриловича Попова», владельца села Горбуново, развернувшего в селе производство фарфора. Сведения о деревянной церкви неизвестны. Существует предположение, что до нее в селе стояла церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1863 году дети А.Г. Попова на месте деревянной завершили строительство новой каменной Алексиевской церкви, основной объем которой сохранился до настоящего времени, кроме колокольни и двух малых куполов, утраченных в 50-х годах прошлого столетия. Главные сведения о каменной Алексиевской церкви содержатся в церковной метрике 1886 года и в клировой ведомости церкви 1899 года. Оба документа составлены горбуновским священником А.М. Доброхотовым. Согласно документам, план здания церкви имел вид разностороннего четырехконечного креста. Сама церковь занимала верхний ярус здания, в нижнем находились усыпальницы со склепами и входная зона. В конце XIX века церковь имела три престола: главный – во имя святителя и чудотворца Алексия, митрополита Московского, на правой стороне трапезной – в честь Успения Пресвятой Богородицы, на левой – во имя святой мученицы царицы Александры. Внутри стены церкви были расписаны живописным письмом с иконными изображениями. Деревянный иконостас с колоннами был украшен золотой резьбой. Таковы сведения архивных документов о внутреннем устройстве и убранстве церкви. Наружный облик Алексиевской церкви строился, главным образом, на контрасте красной неоштукатуренной кирпичной кладки стен с белым цветом многочисленных штукатурных и белокаменных, декоративных деталей, включая и белокаменные колонны. Силуэт церкви определяли три главы: одна над четвериком храма и две над престолами трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=00087

Чугуев. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Свято-Покровский собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Чугуев, Покрова Пресвятой Богородицы, собор, 1824—1834 гг. В 1872 г. перестроен, была разобрана значительная часть западной стены и весь объем сооружения увеличен более чем вдвое за счет пристройки прямоугольного притвора. Памятник в стиле классицизма, кирпичный, оштукатуренный, квадратный в плане, четырех-столпный, однокупольный. Перекрыт системой полуциркульных сводов на подпружных арках. Центральную часть завершал купол на высоком круглом барабане (утрачены). Под всей площадью здания теплая церковь, перекрытая системой сводов, опирающихся на шесть столбов и стены. Перекрытие притвора (пролет 19 м) плоское, для его устройства было сооружено четыре кирпичных столба. Оси их не совпадают с осями внутренних опор основного объема сооружения. Фасады притвора увенчаны карнизом, отвечающим карнизу восточной части здания. Сооружение отличает строгая красота линий. Три фасада — восточный, южный и северный, выделены чвтырехколонными портиками дорического ордера. Классические пропорции антаблемента с триглифами на фризе, сандрики на кронштейнах над окнами, каннелюры и капители колонн, создающие игру светотени, четкая проработка деталей декора говорят о большом таланте зодчего. Недаром некоторые исследователи приписывают сооружение собора выдающемуся русскому зодчему В. П. Стасову, однако д-р архитектуры В.И. Пилявский, изучив творчество архитектора, отверг это предположение. В 1972 г. произведена первая очередь реставрации сооружения. Восстановлены северный и южный портики, декор фасадов, перекрытие притвора, своды. www.dalizovut.narod.ru Главной церковью поселения был Покровский собор, сооруженный в 1826–1834 гг. на месте старого деревянного Преображенского собора. Он располагался на западной стороне центральной площади. К квадратному в плане зданию с южной, восточной и северной сторон были пристроены четырехколонные портики дорического ордера. Центральную часть венчал широкий барабан с куполом (до нашего времени не сохранился). С запада стояла сорокаметровая колокольня, соединенная с собором колоннадой из 16 дорических колонн. В 1872 г. собор достроили теплой церковью, соединившей храм с колокольней вместо колоннады. Перестройка несколько упростила архитектуру храма, но чистота стиля, строгая красота линий, четкая проработка деталей восхищают и поныне. Кто был автором проекта, точно не известно (некоторые исследователи считают, что сам В.П. Стасов). До нашего времени дошел проект пристройки колокольни, подписанный Ф.И. Рербергом. Монументальные росписи и мозаики выполнил итальянский художник П. Розетти.

http://sobory.ru/article/?object=03989

Чудо Благодатного огня Господь наш Иисус Христос пострадал и умер на Кресте, был погребен во гробе, принадлежавшем Никодиму, и воскрес из гроба в третий день после Своей кончины. Где находилась гора Голгофа — место страданий Спасителя и место Его погребения? Согласно Священному преданию, в евангельскую эпоху скала, называемая Голгофа, существующая и по сей день, на которой и произошло Распятие Христа, была расположена почти сразу за стенами тогдашнего Иерусалима, с внешней стороны. Святая Гробница — пешера, в которой находилось тело Спасителя в течение трех дней, была высечена в небольшой скале, расположенной на расстоянии десятка метров от Голгофы, которая несколько возвышается над скалой Святой Гробницы. По внутреннему устройству Святая Гробница представляла собой высеченную в скале пещеру, в которой было два помещения: дальнее, являвшееся собственно погребальной камерой, с ложем — аркосалием, — и входное помещение перед ней. В IV веке по приказу святой равноапостольной Елены над местом Голгофы и Святой Гробницы был воздвигнут великолепный храм — Базилика, причем и сама Голгофа, и Святая Гробница были заключены под его сводами. До нашего времени Базилика несколько раз перестраивалась, даже разрушалась (614 год), восстанавливалась и сейчас известна как Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Непосредственно над погребальной пещерой Спасителя издревле находится специальная часовня — Кувуклия. Слово «Кувуклия» означает «царская опочивальня». Для обозначения гробницы это слово применяется в единственном на земле месте — в Храме Гроба Господня, где «Царь царствующих и Господь господствующих» был положен для тридневного сна. Здесь Он воскрес, первенец из мертвых, открывая нам всем путь к Воскресению. Современная Кувуклия представляет собой часовню размером около восьми метров в длину и шесть метров в ширину, располагается под сводами Храма Гроба Господня. Как и в евангельские времена, Гроб Господень, Святая Гробница, в настоящее время состоит из двух комнат: небольшая «погребальная камера» 2,07x1,93 метра, почти наполовину занятая каменным ложем — аркосалием, и входное помещение (комната), называемая приделом Ангела, размером 3,4x3,9 метра. Посреди придела Ангела расположен пьедестал с частью священного камня, который был отвален в свое время от Святой Гробницы Ангелом и на котором он и сидел, обращаясь к женам-мироносицам.

http://pravoslavie.ru/4942.html

Глава 3 Построение храма. (Ср. 3Цар.6 ) 1–2. Место и время построения храма. 3–9. Величина и разделение храма и внутреннее устройство и богатство его. 10–17. Наиболее выдающиеся орнаменты храма: резные херувимы, завеса и две монументальных колонны. 2Пар.3:1 .  И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина. 2Пар.3:2 .  Начал же он строить во второй день второго месяца, в четвертый год царствования своего. Между тем как в ( 3Цар.6:1 ) место построения храма совсем не названо, а год закладки храма определен 480-м по исходе евреев из Египта (ср. однако ( 3Цар.6:37 ) ), 2 Паралипоменон в обоих отношениях дает сведения, имеющие признаки документальной точности, как вообще обилие документальных сообщений отличают книги Паралипоменон от книг Царств (см. проф. А. А. Опесницкого, Государственная летопись царей иудейских или книги забытые, Παραλεπμενα. Труды Киевской духовной академии. 1879, 8, с. 412 и д.). Временем начала построения храма является второй месяц четвертого года царствования Соломона (стих 2, ср. ( 3Цар.6:37 )) во 2-й день месяца, как, очевидно, значилось в современной событию летописи. Местом же, на котором был воздвигнут храм Соломонов, была восточная гора Иерусалима, так называемая Мориа, нарочито для того спланированная (И. Флавий, Иудейские Древности, кн. VIII, глава 3, 2; Иудейские Древности, кн. XV, глава 11, 3; Onomasticon, 72; Олесницкий, Ветхозаветный храм, с. 214–215, 401 и мн. др.; ср. Толковая Библия, т. II, 456; Православная Богословская Энциклопедия, т. VI, Спб., 1905, с. 449); место это было избрано еще Давидом вследствие бывшего ему там явления ангела ( 2Цар.24:18 ; 1Пар.21:18 ). 2Пар.3:3 .  И вот основание, положенное Соломоном при строении дома Божия: длина его шестьдесят локтей, по прежней мере, а ширина двадцать локтей; 2Пар.3:4 .  и притвор, который пред домом, длиною по ширине дома в двадцать локтей, а вышиною во сто двадцать. И обложил его внутри чистым золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Интерьер православного храма нового времени в Греции и России Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 7 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 По материалам российско-греческой экспедиции на Санторини Несколько дней пребывания на острове были целиком посвящены выявлению и изучению русского художественного импорта в греческих храмах, осевшего в них преимущественно во второй половине XIX века 1 . Начало этой работы обещает, судя по первым находкам, интересные и важные научные результаты. Вместе с тем закономерно возник вопрос о сходстве и различиях во внутреннем устройстве греческих и русских церквей. Эта тема в целом очень масштабная, и здесь могут быть наме­чены только её основные аспекты. Внутреннее церковное убранство всецело обязано византийским тра­дициям, богослужебному укладу и его видоизменениям, а также националь­ным и локальным особенностям. Проследить появление последних не все­гда возможно по причине их “бытового” характера. Письменные источ­ники отражают уже существующие формы, при этом не отмечая их новизну. Её обычно устанавливают исследователи, опираясь на реалии и связан­ные с ними обычаи. Речь идёт не только о самом устройстве храма, но и о сопутствующих ему предметах церковного обихода. Традиционное деление храма на алтарную часть, наос и нартекс (притвор) сохраняется и в Новое время. Но если в Греции жертвенник обычно занимает отдельную северную часть алтарного пространства, а южную — параклис (придел), с пристенным престолом и нишей-жертвенником, то в русской практике жертвенником служит стол в северо-восточ­ной части алтаря, а малые алтари по сторонам главного имеют совер­шенно аналогичную структуру, с отдельно стоящим престолом. В отличие от греческого, в русском храме епископская кафедра остается за прес­толом. Небольшие по размерам греческие и русские храмы имеют меньше различий. Амвон и солея в Греции обычно небольшие, а в России — более обширные, с местами для певцов. Византийскому темплону, его происхождению и развитию посвящены специальные исследования 2 . Его превращение в собственно иконостас происходит за счёт увеличения количества икон, образующих тематичес­кие циклы, позже приведённые в строгую систему и осмысленные на уровне символики 3 . В отличие от греческих трёхъярусных иконостасов, в декоре которых значительное место отведено резьбе, в русских пре­обладает многоярусная композиция, иногда очень усложнённая за счёт включения дополнительных сюжетов (страстного, мученической смерти Апостолов, ветхозаветных событий).

http://pravmir.ru/interer-pravoslavnogo-...

Глава 7 1–12. Построение дворца Соломонова. 13–51. Храмовые принадлежности и украшения. 3Цар.7:1 .  А свой дом Соломон строил тринадцать лет и окончил весь дом свой. Большая продолжительность постройки дворца Соломонова – 13 лет в сравнении с храмом – 7,5 лет объясняется или большим количеством рабочих при постройке храма, или тем, что строительных работ при дворе было больше; притом для дворца не было запасено заранее материала, как для храма. 13 лет – от окончания постройки храма, след. дворец был окончен спустя 20 лет от начала постройки храма ( 3Цар.9:10 ), т. е. на 24-м году царствования Соломона (И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 5, 1). Дворец Соломона был построен не на Мориа, где храм, и не в Офеле (юго-восточном подножии Мориа: ( 2Пар.27:3,33:14 ; Неем.3:26,11:21 ); И. Флавий, Иудейская Война, VI, 6, 2; Robinson, Palastina II, 29), а на г. Сионе (в «верхнем городе», по И. Флавию), долиной Тиропеон отделяемой от храмовой горы; с храмом дворец был искусственно соединен мостом (во втором Иерусалимском храме здесь была галерея, так называемый Ксист) и внутренним ходом ( 4Цар.11:19 ). Впоследствии здесь был и дворец Асмонеев. 3Цар.7:2 .  И построил он дом из дерева Ливанского, длиною во сто локтей, шириною в пятьдесят локтей, а вышиною в тридцать локтей, на четырех рядах кедровых столбов; и кедровые бревна положены были на столбах. Первым из отдельных дворцов назван «дом леса Ливанского», евр. бет йар га-Лебанои, Vulg.: domus saltus Libani, LXX, слав. -рус. (синодальн., архим. Макария, проф. Гуляева): «из Ливанского дерева» (LXX: οκος δρυμ το Λιβνου). Конечно, этот дворец был не на Ливане (не принадлежавшем Соломону), как полагали некоторые (Михаэлис и др.), или где-либо вообще вне Иерусалима (по таргуму, «летний царский дом» – род дачи); названием своим обязан множеству кедровых деревьев, стоявших аллеями близ него, и множеству кедровых столбов в середине здания. «Соломон во дворце своем построил весьма большое здание перед входом в судилище имело оно сто тридцать столбов кедровых, и думаю, что поэтому и названо домом древа Ливанского, так как множество сих кедровых столбов уподоблялось ливанской роще» (блаженный Феодорит, вопр. 26). Вероятно, дом леса Ливанского, дом царя и дом дочери фараоновой (ст. 8) были частями одного здания, причем первый был центральным корпусом (100 л. длины, 50 ширины и 30 высоту). По устройству дом леса Ливанского представлял колоннаду или перистиль в 4 ряда колонн (Vulg.: quattuor deambulacrainter columnas cedrinas). По назначению это здание служило, между прочим, своего рода арсеналом (ср. 3Цар.10:17 ; Ис.22:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 42 Священнические комнаты. 1–12. Их устройство. 13–14. Их назначение. 15–20. Общие размеры храма. Иез.42:1 .  И вывел меня ко внешнему двору северною дорогою, и при­вел меня к комнатам, которые про­тив площади и про­тив здания на севере, Теперь пророку имели быть показаны, ограждающие святой дом и его ближайшую окружность от соприкосновения со всем мирским и нечистым, комнаты, которые составляют промежуточную ступень между внешним и внутренним двором и имеют целью охранять священников и их святыни от всякого соприкосновения с народом. Описание этих комнат полно неясностей, еще больших, чем Дома; таким образом в изображении таинственного храма трудность и темнота все растут. Для обозрения настоящих комнат пророк выводится (кем, должно быть намеренно умолчано; см. объяснение Иез.40.17 ) из святилища или его притвора, где он находился, на внешний двор, потому что к последнему были обращены описываемые комнаты дверями и фронтоном своим и потому что с него только возможно, было обозреть два здания, описываемые далее, которые, с внутреннего двора, закрывали бы друг друга. Но по LXX пророк выводится на внутренний двор ( εσωτεραν, слав. однако «внешний»), – может быть, LXX имеют в виду ту часть двора, которая, находясь между квадратом, собственно, внутреннего двора (пл. 3 – ft " eé) и двором внешним по бокам внутренних ворот не могла быть причислена ни к внешнему, ни к внутреннему двору. Может быть, одно из двух одинаковых и рядом стоящих, непонятно зачем, слов «дорогою», дерек, из которых первое притом с членом (букв. «и вывел меня ко внешнему двору, тою дорогою, дорогою севера») и замененное у LXX неожиданным «на востоки», является непонятным для нас или поврежденным ближайшим определением этого лаора. Так как настоящие комнаты были с двух сторон храма и с каждой совершенно одинаковы (ст. 11, 12), то достаточно было осмотреть одну из этих двух групп. Выбирается северная группа, так как северная часть в храме была важнее южной (так и в православных храмах). Поэтому пророк идет «северною дорогою», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 4 1–8. Устройство богослужебных принадлежностей храма Соломонова: медный жертвенник, медное море, 10 омывальниц, 10 светильников, 10 столов, 100 чаш. 9–22. Священнический и большой дворы храма; замечания о различной утвари храма. 2Пар.4:1 .  И сделал медный жертвенник: двадцать локтей длина его и двадцать локтей ширина его и десять локтей вышина его. Тогда как 3 книга Царств не упоминает о жертвеннике всесожжении между сосудами, сделанном художником Хирамом, 2 Паралипоменон не только упоминает о нем, но и ставит его во главе внешних принадлежностей храма. Размерами своими – 20 локтей длины и ширины и 10 л. вышины – жертвенник Соломонов был почти вчетверо больше Моисеева (5x5x3 л., ( Исх.27:1 ) ). Толковая Библия I, 446), и если последний был из дерева, то Соломонов жертвенник выразительно называется медным, т.е. имел, по крайней мере, стенки медные, внутренность же его, по требованию закона Моисеева, была заполнена дикими камнями, а верхняя площадка для возжения огня была покрыта землей (проф. А.А. Олесницкий , Ветхозаветный храм, с. 321–322; Ср. Толковая Библия, т. I, с. 435). 2Пар.4:2 .  И сделал море литое, – от края его до края его десять локтей, – все круглое, вышиною в пять локтей; и снурок в тридцать локтей обнимал его кругом; 2Пар.4:3 .  и литые подобия волов стояли под ним кругом со всех сторон; на десять локтей окружали море кругом два ряда волов, вылитых одним литьем с ним. 2Пар.4:4 .  Стояло оно на двенадцати волах: три глядели к северу и три глядели к западу, и три глядели к югу, и три глядели к востоку, – и море на них сверху; зады же их были обращены внутрь под него. 2Пар.4:5 .  Толщиною оно было в ладонь; и края его, сделанные, как края чаши, походили на распустившуюся лилию. Оно вмещало до трех тысяч батов. Описание медного или литого моря во 2 Паралипоменон почти всецело, даже дословно, сходно с параллельным описанием этого бассейна в ( 3Цар.7:23–26 ) (см. Толковую Библию II, с. 459–460). Разности две: 1) согласно 3 Царств вместимость медного моря – в 2000 батов, по 2 Паралипоменон – 3000 батов; 2) в 3 Царств под краями медного моря в два ряда шли шары наподобие колокинтов (диких огурцов), согласно 2 Паралипоменон, эти барельефы имели вид волов. См. сейчас названное место Толковой Библии , т. II; см. у проф. Олесницкого, Ветхозаветный храм, с. 329.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О православных церковных Братствах в Юго-Западной России Содержание Часть 1. Устройство православных церковных Братств Отделение первое. О составе и внутреннем управлении Братств Глава 1. О членах, составлявших Братства Глава II. О взаимных отношениях и обязанностях членов братств 1) Выбор старших братчиков и значение их в Братстве 2) Обязанности членов Братств Глава III. О внутреннем управлении Братств, или о Братских собраниях Понятия о Братских сходках или собраниях Время, когда происходили Братские собрания Порядок в заседаниях Братских 1) Дела по охранению благочиния и порядка в Братстве 2) Дела казавшиеся благоустройства Братств 3) Дела относительно охранения прав всего южно-русского народа и поддержания Веры православной Отделение второе. Об отношении Братств ко властям гражданской, духовной и между собою Глава I. Об отношении Братств ко власти гражданской Глава II. Об отношении Братств к власти духовной Понятие о Братствах ставропигиальных Глава III. Об отношении Братств между собою Часть 2. Цель Братств и средства к достижению цели Отделение первое. Цель Братств, как общин человеколюбивых, и средства к достижению цели Отделение второе. Цель братств, как общин религиозно-православных и средства к достижению цели Глава I. Распространение Братствами света веры православной в народе русском Побуждения к учреждению Братских школ и краткие исторические о них сведения 1) Типография Львовского ставропигиального Братства 2) Типография Виленского Братства 3) Типография при Братстве Могилевском Богоявленском 4) Типография при Братстве Луцком Чьей цензуре подлежали книги, издаваемые Братскими типографиями? Заботливость Братств об исправлениях богослужебных книг Глава II. Заботливость Братств о построении и благолепии православных храмов 1) Заботливость Львовского Братства o построении и благолепии храмов и вообще о православном богослужении 2) Заботливость Братства Виленского о сооружении и благолепии храмов 3) Заботливость Братства Могилевского о построении и благолепии храмов 4) Заботливость Братства Луцкого о сооружении и благолепии храма Глава III. О стремлении Братств поддержать православие чрез охранение внешних прав церкви и порядка по её внутреннему управлению 1) Охранение Братствами внешних прав церкви 2) Охранение Братствами порядка во внутреннем управлении церкви 1) Строгим наблюдением за жизнию всего духовенства и мирян 2) Примерами собственной жизни Глава IV. О материальных средствах Братств 1) Постоянные источники доходов 2) Единовременные источники Братских доходов  

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010