Трубчевск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Покровская церковь (пл. Карла Маркса) построена в 1787 г. из кирпича на средства В. Савина. Во 2-й пол. XIX в. расширена. В советское время закрыта, обветшала. В 2006 г. начата реставрация. ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА Расположена на Соборной горе в южной части города возле парка, на бывш. Ярмарочной пл., у древнего рва. Сооружена вместо прежнего деревянного храма в 1787 г. из кирпича и оштукатурен на средства купца В. Савина. Во 2-й пол. 19 в. трапезная расширена приделами. Характерный пример позд-небарочного храма Брянщины типа восьмерик на четверике. Здание имеет три пятигранные апсиды, приделы по сторонам четверика и короткую трапезную, к которой примыкает невысокая двухъярусная колокольня из четвериков, увенчанная пирамидальной кровлей с люкарнами. Боковые фасады трапезной полностью закрыты пристроенными приделами в стиле позднего классицизма. Апсиды и восьмерик с купольной кровлей сохранили прежний декор, близкий Троицкому собору: охватывающие углы объемов пилястры, широкие антаблементы с зубчиками на карнизах, наличники окон с " ушами " , лучковыми сандриками и филенками вокруг лучковых проемов восьмигранника. Боковые фасады приделов с четырехпилястровыми портиками завершены фронтонами. Рустованные устои нижнего яруса колокольни с фронтонами и пилястры с филенками на углах ее верхнего четверика (звона) свидетельствуют о переходе к классицизму. Основу декора пристроек составляют обрамленные тягой арочные окна с акцентированными архивольтами. Внутри высокая центральная часть с восьмериком на тромпах перекрыта восьмилотковым сводом; ее апсида с граненой конхой. Трапезная и приделы имеют коробовые своды. Из внутреннего убранства частично сохранились настенные росписи 19 в., выполненные масляной краской; детали иконостаса из белого мрамора использованы при устройстве фонтана в городском саду. Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. - М., Наука, 1997

http://sobory.ru/article/?object=00675

Тула. Церковь Петра и Павла. Церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла Карта и ближайшие объекты Храм во имя св. апост. Петра и Павла в кузнецкой слободке, за пределами городского вала (ул. Ленина/Демонстрации). В писцовой книге Тульского посада 1624 - 1685 гг. говорится о том, что в слободе «записана церковь древяна апост. Петра и Павла». По преданию, церковь была построена на добровольные пожертвования прихожан священником с. Глухие Поляны. Прихожане церкви занимались в основном слесарным делом. В 1736 г. разобрана за ветхостью и на ее месте построена каменная церковь, неоднократно перестраиваемая и достраиваемая. Внешний вид и внутреннее устройство деревянного храма неизвестно. Совр. вид каменная церковь имеет с 1848 г. В 1833-1836 гг. произведено расширение храма под руководством архитектора В.Ф.Федосеева, представившего проект двух вариантов. Вместо обычного купола была сооружена ротонда со значительным внедрением западного фасада в ранее существующее здание трапезной. Архитектурное оформление ротонды решено в лаконичных ампирных формах. Ротонда имеет второй свет из высоких полуциркульных окон. Окончание всех видов работ относится к 1837-1838 гг. В 1891 г. при церкви открыта церковно-приходская школа. Ввиду ветхости конструкции шпиль колокольни в 1912-1913 гг. был видоизменен, на верхнем ярусе установлены на четыре стороны часы. Во время Великой Отечественной войны в 1941 г. оставшаяся часть двух верхних ярусов колокольни во время бомбежки обвалилась в сторону ротонды, повредив часть карниза, свода и стены западного фасада. В 1978 г. колокольня была восстановлена, но со значительными искажениями архитектурного облика. В настоящее время здание занято под склад. По материалам Р.Р. Лозинского  «Страницы минувшего»   Петропавловская. Приход этой церкви занимает наиболее удобную часть города Тулы в санитарном отношении: местность прихода расположена на полугоре и отличается чистым и здоровым воздухом. Самыя ранние сведения о приходе относятся к XVII в. Приход тогда расположен был за городским валом в так называемой кузнецкой слободе, потому что прихожане его занимались преимущественно слесарным делом. До 1881 года, прихожане его не состояли в разделе от других приходов, но жили во всех местностях города Тулы. В этом же году определился настоящий район прихода. Всех прихожан числится в настоящее время - постоянных обывателей 376 м. п. и 492 ж. п., а вместе с квартирантами 479 м. п. и 572 ж. п.; среди них есть раскольники поповцы и безпоповцы в количестве 12-ти человек.

http://sobory.ru/article/?object=01476

ПЕРСОНАЛИИ АЛЕКСЕЙ (ДЕХТЕРЕВ), епископ В сане архимандрита служил в Александрии, возглавлял хам Александра Невского, принадлежащий Русской Православной Церкви Московского Патриархата, устроенный, в результате договоренности между патриархом Александрийским Христофором II (Данилидис) и патриархом Московским Алексием (Симанским) во время визита последнего в Египет в 1945. Архим. Алексий в августе 1948г. был арестован арабской полицией, до мая 1949 находился в тюрьме, затем был выслан в СССР. В своих воспоминаниях он писал о тех сложных процессах, которые раздирали единство русской колонии. Виной всему были политические пристрастия и взгляды русских эмигрантов. Так, священник вспоминал: " Огромную роль в обвинении меня сыграла реакционная группа нашей русской колонии - все сплошь " карловчане " . Начальник ее - полковник Скорятин - одновременно является чиновником Египетского Министерства внутренних дел и докладчиком по русским делам. Многие русские реакционеры-карлавчане служат в египетской полиции тайными и явными агентами. Это они, по указке всесильного Скорятина, пишут ему на нас клеветнические доносы, по которым и составляются " весьма убедительные " доклады в Министерство внутренних дел. Только благодаря этим докладам я преследовался в течение четырех лет: были арестованы и мои помощники - члены церковного совета и помещены в Абукирском концентрационном лагере " . Из Москвы Дехтерев был направлен в Чехословакию. В 1950 г. он рукоположен в епископы г. Пряшева, где при поддержке коммунистического правительства была восстановлена Православная Церковь из бывших униатов. В 1955 г. переведен в Вильнюс. Умер в 1959. Сочинения: Дехтерев Алексий, архимандрит. Мой путь на Родину. -//Журнал Московской Патриархии. - М., 1949, N10. - с.60-61. Источники: Шарки. Русские в Египте. -//Русская Мысль. - Париж, 1954, N637. - с.2. АЛЕКСИНСКИЙ ИВАН ПАВЛОВИЧ Род. 1871., выдающийся хирург, педагог, доктор медицины, депутат I Государственной Думы. В 1920 г. эвакуировался из Крыма. С 1921 г. был членом Президиума Русского парламентского комитета, также, трудился в Главном управлении Российского Красного Креста, возглавлял Общество русских врачей им. Мечникова во Франции. Лечил генерал-лейтенанта барона П.Н. Врангеля во время смертельной болезни в 1928 г. Переехал в Касабланку, Марокко. В 1935 г. избран Председателем церковной общины при церкви Успения Божией Матери, принимал активное участие в организации приходской жизни, устройстве храма, занимался общественной работой, был членом приходского Благотворительного комитета. Из архивных документов, известно о том, что церковный актив в Касабланке 31 июля 1937 г. обсуждал вопросы, связанные с деятельностью Благотворительного комитета, вице-председателем собрания был проф. И.П. Алексинский. Проживал проф. скромно, редко появлялся в научных кругах и в обществе, скончался он 26 августа 1945, погребен на европейском кладбище в Касабланке.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/402/...

§ 1. Предмет настоящего описания Киево-Софийский собор, древнейший из кафедральных в России, памятник благочестия славного Ярослава благовластного Самодержца; и заветная святыня наших предков, был всегда предметом преимущественного уважения сынов России. Но в новейшее время, после того, как утвердил, на этом древнейшем святилище особенное внимание своё Сам Благочестивейший Государь Николай Павлович, и открылись на стенах этого храма 8-вековые священные изображения фресковые, около двух столетий скрывавшиеся под слоями позднейших окрасок 1 ; он сделался не только предметом благоговения чтителей святыни, но и предметом; в высшей степени занимательным для всех любителей искусств и древностей. По открытии фресок, Собор, о Высочайшей воле, обновляем был не только по стенам внутренним, где открыты фрески, но и во всех частях своих, внутренних и внешних. Таким образом, представился случай тщательнее обозреть весь план и всё устройство этого древнейшего храма; открылась потребность и новых описаний 2 Собора и возможность решить некоторые археологические вопросы 3 точнее, по крайней мере, c большей достоверностью, а с тем вместе провести более значимо черту между достоянием Собора древнейшим и приобретениям его позднейшими. Желая представить опыт описания обновлённого Собора, мы будем иметь в виду как древнейшее, так и новое состояние его, и потому расположим описание наше на следующие отделения: I. О начале и первобытном состоянии Собора. II. Краткая летопись Собора. III. Обновление Собора. IV. Принадлежности Собора, наиболее примечательные 4 . Отделение I. О начале и первобытном состоянии Киево-Софийского Собора § 2. Сведения о Соборе в летописях О начале и первобытном состоянии Киево-Софийского Собора у Преп. Нестора находим следующее ратное известие: «В лето 6545 (от P.X. 1037) заложи Ярослав град великий (т. е., как изъясняют, стену, или ограждение, вокруг Киева), у него же града суть Врата Златыя; заложи же в церковь Св. Софии и Митрополью, и украси ю златом и сребром и сосуды церковными». Прибавим к сему сказание Киевского Синопсиса: «Укрепившися на княжении, обнови град Киевский и созда (Ярослав) церковь велику и предивну Св. Софии, сиречь, Премудрости Божия, от камени, по подобию Константипопольския, точию меньшия от нея, на месте том, идеже Печенегов победи, и украсило всякою красотою, а при ней вежу сооруди, и верх позлати». Таким образом, получаем следующие достоверные сведения о нашем Соборе:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Борисоглебский (Пазрека, Пазрецкий погост). Церковь Бориса и Глеба (старая). Церковь Бориса и Глеба на Мурманском Берегу. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Борисоглебский (Пазрека, Пазрецкий погост). Бориса и Глеба (старая) церковь. Возведена в 1565 году святым Трифоном. Посетившие ее в 1870 г. сын Александра II Великий князь Алексей Александрович и сопровождавшие его ученые Н.Я. Данилевский, А.Ф. Миддендорф, Ф.Ф. Яржинский, увидев ее состояние (обветшала), стали инициаторами строительства нового храма. Святейший Синод выделил на постройку новой церкви Бориса и Глеба 31 067 руб. 49 коп. Проект был составлен архангельским губернским инженером Д.В. Васильевым, утвержден Министерством Внутренних дел. Подряд взял архангельский купец Е.А. Плотников. Основание церкви положено 06.07.1872 в присутствии архангельского губернатора М.П. Игнатьева. Устройство производилось под наблюдением Особого комитета во главе с губернатором. Здание рубили в Архангельске и на судах в разобранном виде доставляли в Паз-реку в течение 3 лет. Общая длина церкви с алтарем, притвором и папертью составляла 28,8 м, высота средней части — 8,5 м, алтаря и притвора — 4 м с четвертью, колокольни со сторожкой — 4,5 м, паперти — 2,8 м. Крыша была жестяной. Великий князь Алексей Александрович пожертвовал храму 12 икон, 4 перемены священнических облачений и одежд для совершения богослужений и повседневного ношения. При новой церкви Бориса и Глеба построили дом для священника. Освящение новой церкви состоялось в воскресенье 25.08.1874 г. В то время это был не только лучший храм на всем Кольском Севере, но самый северный в мире. Как память о прп. Трифоне в 32 м от новой Б. ц. по-прежнему стояла древняя церковь. В ней оставалось много икон греческого письма, привезенных из Москвы и Новгорода. С 1894 г. Пазрецкий приход стал самостоятельным. Более 40 лет здесь служил выдающийся священник и миссионер К. Щеколдин. Прихожан числилось 38 семей лопарей (148 чел.) Пазрецкого и Нявдемского погостов (ныне Нейден, Норвегия) и 41 хозяйство финнов лютеранского исповедания (223 чел.).

http://sobory.ru/article/?object=37054

Вахитовский район. Казанско-Богородицкий монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери (новый). Собор. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:Между 2016 и 2021. Адрес: Россия, Республика Татарстан, город Казань, улица Большая Красная, д. 5. Координаты: 55.799347, 49.113397 Проезд: По улице Большой Красной (односторонняя) от площади Свободы в сторону Кремля. После перекрестка с улицей Япеева, не доезжая 250 метров до Кремля, справа будет монастырь, напротив Т-образного перекрестка с улицей Миславского. Ближайшие остановки общественного транспорта - " КАИ " и " Улица Батурина " (ав ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда По улице Большой Красной (односторонняя) от площади Свободы в сторону Кремля. После перекрестка с улицей Япеева, не доезжая 250 метров до Кремля, справа будет монастырь, напротив Т-образного перекрестка с улицей Миславского. Ближайшие остановки общественного транспорта - " КАИ " и " Улица Батурина " (автобусы 22, 28, 52, 89). Зайти на территорию монастыря и обойти Крестовоздвиженскую церковь справа. Собор расположен в центре монастырского двора. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Воссоздавать храм начали в 2016 году. Памятный камень в основание объекта заложили 21 июля 2016 года с участием патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Собор воссоздан практически в первоначальном виде. Восстановлен и «пещерный храм», который 25 февраля 2020 года был освящен митрополитом Феофаном. Сейчас в соборе продолжаются работы по устройству чугунных полов, по внутреннему декору и храмовой росписи. Создаются иконы для иконостасов, изготавливается церковная утварь и мебель. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП Воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана перешло в финальную стадию. В нынешнем году Богородицкий Казанский мужской монастырь отмечает несколько важных дат. Ровно 425 лет назад здесь, на месте явления одной из самых почитаемых в России святынь - Казанской иконы Божией Матери, возвели и освятили первый каменный собор обители. А 110 лет назад по инициативе великой княгини Елизаветы Федоровны (впоследствии преподобномученицы) в подвалах собора начались работы по обустройству пещерного храма.

http://sobory.ru/article/?object=45545

Введеньё. Николо-Шартомский мужской монастырь. Собор Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Собор Никольский - основное и наиболее древнее сооружение монастыря. Великолепный образец культового зодчества сер. 17 в., самый ранний памятник архитектуры области, созданный под влиянием ярославской школы зодчества. Первоначальное завершение глав и кровли с позакомарным покрытием заменено в 18 в. Стены побелены по обмазке.  К массивному основному объему, увенчанному мощным пятиглавием, примыкают три пониженные апсиды алтаря. Архитектура здания еще во многом связана с образцами монументальных монастырских сооружений 16 в. Плоскости боковых фасадов разделены относительно узкими лопатками на три прясла, отвечающих внутреннему членению собора; их ширина убывает с запада на восток. Верхняя часть прясел с дугами закомар (в средних помещены киоты), опирающихся на профилированные завершения лопаток, отделена несколько пониженным и раскрепованным на лопатках пояском. В центре каждого прясла помещены узкие арочные окна верхнего света, заглубленные в такой же формы амбразуры. В отличие от них, нижние проемы восточных прясел и окна апсид обведены рамочными наличниками с треугольными и килевидными завершениями. Главный вход в центре западного фасада выделен массивным арочным притвором с крупными ширинками на пилонах и поясками-полуваликами по краю цоколя и в архивольте. Арочный перспективный портал входа отличается от аналогичных на боковых фасадах большей нарядностью: он декорирован терракотовыми резными дыньками и профилированной базой. Высокие барабаны глав с небольшими полукруглыми кокошниками в основаниях обработаны аркатурно-колончатыми поясками и прорезаны узкими щелевидными окнами по сторонам света. Интерьер крупного четырехстолпного храма производит впечатление двустолпного благодаря тому, что восточные столбы, как в ярославских храмах этого времени, слиты с алтарной преградой. Центральная глава опирается на продольные подпружные арки и дополнительные арочки, идущие в поперечном направлении. Для устройства малых глав в угловых ячейках также выложены маленькие арочки, примыкающие к стенам и основным подпружным аркам. Рукава креста перекрыты коробовыми и крестовым (западный) сводами. Апсиды алтарной части, сообщающиеся между собой, отделены от основного пространства невысокой стеной с тремя арочными проемами. В основании сводов проходит профилированный лепной карниз классицистического профиля, тянутые профили обрамляют проемы. Пол выстлан квадратными керамическими плитками.

http://sobory.ru/article/?object=20721

Гайна. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1781 и 1788. Год утраты:Не установлен. Адрес: Республика Беларусь, Минская область, Логойский район, д.Гайна Координаты: 54.250908, 27.696853 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Успенская церковь была устроена в 1867 г. из упраздненного римско-католического костела. У костела давняя история. Католический приход в Гайне - самый старый на территории современной Минской области, был основан в 1387 году королём Ягайло в числе первых семи католических приходов на территории Великого княжества Литовского. Величественный каменный Успенский костёл был построен в 1781 г. вместо деревянного (по другим сведениям в 1796 г.). Его образы дошли до нас благодаря рисунку Наполеона Орды 1876 г. и фотографии Яна Балзункевича нач. XX столетия. В архивных документах отмечается, что на момент передачи бывшего костёла православным здание находилось в плохом состоянии и требовало основательного ремонта, что и было со временем сделано. По описанию 1879 г. Гайненская Свято-Успенская церковь уже имела достойный вид православного храма. Архивные данные содержат следующую информацию о храме и приходе в д. Гайна на конец 19 века: «Внутреннее пространство вместительности заключает в себе около 70 квадратных сажень, своды поддерживаются четырьмя столбами, стены выбелены, пол на самой церкви кирпичный, а в алтаре деревянный; к отоплению не приспособлена. Клиросы устроены на солее, возвышенной на три ступени. Иконостас нового устройства, с пилястрами, покрашенный в светло-голубой цвет, с золочёными карнизами, рамами и резьбой, состоит из 30 икон, расположенных в пять ярусов. К другим иконам, замечательным по достоинству и ценности, относится икона Казанской Божьей Матери, величиною в восемь вершков, присланная в сию церковь от его Императорского Величества Государя Императора Александра Николаевича при преобразовании сей церкви из римско-католического костёла в 1867 году.

http://sobory.ru/article/?object=41697

Глава VI. О церковной архитектуре Говоря о Богослужебных зданиях, мы должны сказать о постройке церквей, о начале церковной архитектуры и о связи её с языческим искусством. Нам уже известно, что из разнообразных видов устройства храмов чаще других встречалась, как предписывается в постановлениях Апостольских, фигура продолговатого креста, а корпус его, в соединении с главами или куполами, несколько напоминал корабль. Так строились церкви прежде, так устрояются они и теперь. В настоящее время можно видеть постройку церквей, имеющих главы или круглые (в Византийском стиле), – образцом каковой служит Софийский собор в Константинополе, построенный Юстинианом в 6-м веке, где, кроме главного купола, возвышающегося над срединою храма, было около него еще несколько смежных куполов, – или пирамидальные (в Готическом стиле), или острые с верхушками, на подобие стрельчатых растений – лука (Русско-Византийского стиля). О различных стилях имеющих отношение к церковной архитектуре Как строились храмы в первые три века Христианства, об этом говорят нам частью Апостольские постановления. При этом необходимо заметить, что среди гонений Христовой церкви христианам было не до внешнего благоустройства своих храмов. Тогда их Богослужение большею частью отправлялось в уединенных и скрытных местах; храмом для них могло служить, как свидетельствуют отцы церкви, всякое удобное с внутренней стороны место, не имеющее иногда никакого отношения к архитектуре дохристианского мира. Только с 4-го века, со времен Константина Великого , признавшего христианскую церковь господствующей, христианские храмы со внешней стороны устрояются по образцу того или другого дохристианского стиля классического мира. К такому подчинению классической и языческой архитектуре вело христианских устроителей храмов широкая гуманность и общечеловечность, проповедуемая Христианством и допускавшая все человечество к пользованию благами своих просветительных и спасительных учения и учреждений. Далее по времени, при созидании храмов, они обращают особенное внимание на внешнюю сторону их и сообразуются в этом случае с требованием эстетического вкуса, предочищенного христианским учением о служении Богу в духе и истине. Отсюда вырабатывается свой особенный вид архитектуры, творческая деятельность которой увенчалась блестящим успехом в готических постройках, отсюда появляются с самого начала своего возникновения различные по своему характеру стили.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Дмитриевка. Церковь Димитрия Солунского. Храм великомученика Димитрия Солунского Церковь. Действует.   Престолы: Димитрия Солунского Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:1885. Адрес: Белгородская область, Старооскольский р-н, с.Дмитриевка Координаты: 51.231475, 38.118212 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Согласно историко-археологическому сборнику «Воронежская старина», 1784 год стал знаменательным для жителей села Дмитриевка. В этом году вместо прежней ветхой церкви сельчане выстроили новый деревянный храм во имя св. Димитрия Мироточца, известного также как св. Димитрий Солунский. Первым настоятелем Димитриевского храма, отмеченным в консисторских делах за 1766 год, был священник Иоанн Попов. В 1769 году его сменил священник Прохор Иванович Никитин, почивший в 1785 году. По преданию, в XVIII веке в селе было несколько церквей. Первая - называемая местными жителями «часовней» - располагалась в саду помещицы Рыкановой вплоть до 90-х годов XIX века. Второй храм - маленькая церквушка, которая, по преданию, была построена в лесу. Поэтому в этот исторический период (конец XVIII в.) в селе было два штата священнослужителей: в документах встречается упоминание о двух священниках – Федоре Семеновиче Попове и Андрее Федорове. По неизвестным причинам оба священника запрещены в служении. С 1788 по 1816 годы священствует Андрей Филиппов. Приемником его стал Дмитрий Авдеевич Станский. В 1821 году упоминается умерший в этом же году священник Тимофей Варфоломеевич Протопопов. С 1826 по 1835 годы настоятельствовал священник Василий Васильевский. В 1835 году к храму был определен священник Иоанн Иванов, а уже в следующем году - священник Федор Мишин. С 1839 по 1864 годы при храмах служит священник Никита Михницкий. О внутреннем устройстве часовни мы узнаем из доклада местного благочинного епархиальному начальству от 1842 года: обветшавший иконостас нуждается в ремонте, впрочем, как и весь храм.

http://sobory.ru/article/?object=16217

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010