Брянский Спасо-Гробовский храм Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Гробовский храм был построен в 1904 году на средства церковного старосты купца П. С. Могилевцева и заменил собой стоявшую рядом старую деревянную церковь. В летописи Спасо-Гробовской церкви упомянуто, что храм построен на месте захоронения брянских епископов Нектария и Нафанаила, поэтому церковь называется Спасо-Гробовской, или — «церковь, что на владычьих гробах». Содержание История [ править править код ] Деревянный храм существовал уже в XIV в. В летописи Спасо-Гробовского храма упомянуто, что «означенный храм построен на гробах брянских архипастырей Нектария и Нафанаила, поэтому этот храм называется с давних пор «Спасо-Гробовским» или — «что на Владычних гробех». Храм являлся кафедральным собором Черниговской епархии с кафедрой в Брянске до ее упразднения в 1500 г. В 1626-29 гг. он упоминается в писцовых книгах, в 1770 г. сгорел. В 1778 г. храм восстановлен снова деревянным. В 1904 году закончено сооружение существующей кирпичной церкви по проекту брянского архитектора Н.А.Лебедева. Церковь построена на средства брянских купцов-меценатов Могилевцевых. Старый деревянный храм при этом сохранили. 17 ноября 1929 года оба храма были закрыты для богослужения. Старинный деревянный храм был разрушен после 1930 года. Здание нового храма занял клуб механического завода, при этом внешний вид храма был обезображен: барабан с шатром и все купола разобраны. Позже, когда в храме располагались судебно-медицинская экспертиза и морг, внутри здания были устроены несколько перекрытий, площадь их разделена на кабинеты, пробиты новые окна и допущены другие искажения его архитектурного облика. В 1980-е годы в здании действовал Дом занимательной науки и техники учащихся трудовых резервов. В 1985 году силами Брянской реставрационной мастерской восстановлены купола храма. 16 октября 1992 года храм был официально передан Русской Православной Церкви. С этого времени стали регулярно проводиться богослужения и параллельно выполняться восстановительные работы как внутри храма, так и на его территории.

http://azbyka.ru/palomnik/Брянский_Спасо...

По этой же причине храмы в честь святых не должны освящаться в праздники Господские, Богородичные и великих святых полиелейных. Храмы во имя Воскресения Христова положено освящать только в воскресные дни, исключая Недель Четыредесятницы, Святой Пасхи, Пятидесятницы, Недели святых праотцев и Недели святых отец, а также тех воскресных дней, с которыми будут совпадать Богородичные праздники. Построение и освящение храмов в честь Пресвятой Богородицы позволяется только с наименованием Богородичных двунадесятых праздников и икон Пресвятой Богородицы. Неполному освящению подлежат церкви, в которых производилась перестройка, не затронувшая алтаря, или внутри алтаря, но без передвижения престола, а также церкви, оскверненные какою-либо нечистотой, нарушающей их святыню, или обагренные человеческой кровью. Освящение храма архиереем. Великое освящение Внешний вид древнего православного храма, увенчанного массивным куполом или главой, служит образом человеческого тела, которое есть «храм Бога Живого» ( 2Кор. 6, 16 ) и одновременно – образом, иконой таинственного тела Церкви, Глава которой Христос, а верующие – члены. Поэтому в чинопоследовании великого освящения храма есть священнодействия, сближаюшие его с Таинствами Крещения, Миропомазания, Священства. Как и в этих Таинствах, здесь употребляются вода, святое Миро, светильники; священнослужители облачаются в белые одежды, бывает круговое хождение. Через эти священнодействия храм, построенный человеческими руками из камня и дерева, обретает дух жизни, становится вместилищем святыни. Накануне дня освящения в новосозданном храме совершаются малая вечерня и всенощное бдение. Совершается служба Обновления храма, ибо храм из обыкновенного здания соделывается иным, новым, святым. Со службой Обновления совершается служба храма, то есть тому, во чье имя построен храм. В Большом Требнике указано, какая служба должна быть накануне освящения храма в тот или иной день и праздник годичного круга. Как малая вечерня, так и всенощное бдение служатся перед алтарем при затворенных царских вратах и закрытой завесе алтаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сергиевский храм (Веледниково) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Сергиевский храм построен в 2011 году по инициативе местных жителей на спонсорские средства. Архитектура храма выполнена в стиле древнерусского зодчества, выделяется монументальностью форм и внешним соборным обликом. Содержание История [ править править код ] История храма не уходит в века, а началась 8 октября 2008 года, когда, в день празднования памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, благочинным Истринского округа был совершен чин закладки храма, а также установлен крест. В декабре 2010 года настоятелем храма был назначен священник Вадим Калямин, а 9 апреля 2011 года состоялась первая Божественная литургия. В дальнейшем продолжились работы по благоустроению храма, росписи стен и приведению в порядок территории. 16 марта 2013 года состоялось Великое Освящение храма, которое совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. С 2013 года в Сергиевском храме богослужения совершаются ежедневно. А 20 августа, день памяти пророка Илии храм был передан в собственность местной религиозной организации православного прихода Сергиевского храма д. Веледниково. Архитектура [ править править код ] Храм представляет из себя трехчастный однонефный бесстолпный храм и состоит из алтаря, помещений для молящихся, трапезной и притвора. Увенчан храм «тесным» каноническим пятиглавием. Колокольня имеет два яруса – ярус звонарки и ярус звонницы. Композиция храма строится на контрасте и взаимодополнении различных элементов, многообразных по форме и размерам. За основной аналог принят храм преподобного Сергия Радонежского, построенный по проекту А.В. Щусева (1873-1949) на Куликовом поле. Внешний архитектурный вид храма наделен известной монументальностью форм и внешним соборным обликом, который прочно ассоциируется с образом Сергия Радонежского и его временем. Площадь застройки храма вместе с папертью и пандусом составляет 515 кв. м. Высота от подошвы до креста – 26,2 м. Вместимость храма – 250 человек. Начало строительства храма – конец 2008 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Сергиевский_хр...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЯНСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИРЛИКИЙСКОГО, ЦЕРКОВЬ Боянская церковь. Вид с юга. 1259 г. Боянская церковь. Вид с юга. 1259 г. находится на склоне горы Витоши, некогда в селе (ныне в одном из районов Софии, Болгария). относительно времени ее возникновения единого мнения нет; в наст. время принята широкая датировка от Х до XII в. Предполагается, что Б. ц. была построена на территории крепости Боянос (или Батиль), к-рая упоминается визант. хронистом Иоанном Скилицей и писателем Кекавменом в сер. XI в. К древней части Б. ц. относится наос. Первоначально церковь представляла в плане крест, вписанный в квадрат, имела притвор, к-рый был разрушен к моменту строительства в 1259 г. нового притвора с приделом на 2-м этаже во имя вмч. Пантелеимона; в сер. XIX в. был пристроен экзонартекс (внешний притвор). Указание, сохранившееся в ктиторской надписи 1259 г. на сев. стене притвора, на то, что Калоян, двоюродный брат царя и внук серб. кор. св. Стефана Первовенчанного, «воздвиг от земли» церковь, касается скорее всего постройки им притвора с придельной церковью во имя вмч. Пантелеимона, а не всего храма. Севастократор Калоян. Роспись Боянской церкви. 1259 г. Севастократор Калоян. Роспись Боянской церкви. 1259 г. При Калояне, о чем также сообщается в надписи, были украшены фресками притвор, придел и обновлена роспись наоса, где под живописью 1259 г. обнаружены следы 2 более древних слоев. Самый ранний только зафиксирован, от 2-го сохранились неск. фрагментов: «Поклонение жертве» - в апсиде, архидиак. св. Стефан - на юж. стене алтаря, фигуры мучеников и «Рождество Христово» - на юж. стене наоса, Распятие - на зап. стене, прп. Иоанн Дамаскин - на юж. своде зап. рукава креста, на вост. стене притвора, к северу от двери - фигура Иисуса Христа в рост, к югу - свт. Николая. Программа росписи 1259 г. в наосе в общих чертах повторяет программу более раннего слоя, но масштаб изображений меньше.

http://pravenc.ru/text/153291.html

Самара. Домовая церковь Рождества Пресвятой Богородицы при бывшем Реальном училище им. Александра I. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:1894. Архитектор:П.В. Шаманский Адрес: Россия, Самарская область, г. Самара, ул. Алексея Толстого, д. 33 Координаты: 53.182427, 50.081032 Проезд:Остановки " ул. Степана Разина " (3,5д,24,37,47 маршруты автобуса; 32д,34,37,47,94 маршруты маршрутного такси) и " Площадь Дзержинского " (6,16 маршруты троллейбуса; 77 маршрут автобуса; 48д,48к,61д,77д,92,205,295 маршруты маршрутного такси) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Реальное училище было открыто 7 октября 1880 года. Училище носило имя Александра I Благословенного. Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, домовый, при самарском реальном училище был сооружен в 1894 г. В 1906-1909 годах здание было реконструировано по проекту самарского архитектора П. Шаманского, приобрело трехэтажный пристрой по улице Казанской с жилыми помещениями для дирекции и педагогического состава. Изменился и его внешний вид - новый фасад дома выполнен в стиле модерн. В Самарских епархиальных ведомостях, издаваемых при епархиальном братстве Св. Алексия, за 1910 указывалось: " Все здание реального училища вместе с храмом было отделано на средства самарского купца А.А. Субботина. Здание это чудное в архитектурном отношении и замечательное по внутренней отделке - строилось епархиальным архитектором П.В. Шаманским, проявившим здесь всю силу своего художественного таланта... Поражает посетителй и вид училищного храма. Купол завершается стеклянным крестом, внутри которого устроено множество электрических лампочек, которые вечером дают великолепную картину... Иконостас в храме мраморный, а царские двери - бронзовые весьма тонкой изящной работы " . Каменный храм был построен в 1910 г. на средства почетного гражданина Андрея Андреевича Субботина. Уже в советское время здесь располагались школа второй ступени имени Льва Толстого - в 1930-е годы, эвакогоспиталь - в Великую Отечественную, Суворовское училище - в 1950-е годы, а в наши это один из корпусов медицинского института. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=27670

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Страхование церковного имущества 22.10.2014 Страхование имущества церкви распространено в России пока слабо. Полис ОСАГО (как обязательный вид страхования) в церковной жизни не новость, а вот каско для церковных нужд , страхование церковной утвари, церковно-культурных ценностей и храмов в новинку. На западе страховании проникло в религиозную жизнь давно и основательно: страхуется не только церковное имущество, но и сами приходы реализуют страховые программы (например, программы накопительного страхования в целях погребения). Страхование культурных ценностей Страхование старинных икон – один из самых распространенных видов страховой защиты церковного имущества. Как правило, с желанием откликаются страховые организации на просьбы пастырей застраховать тот или иной образ. Так, икона Толгской Богоматери, «Спас Елеазаровский» имеют страховое обеспечение уже несколько лет. Причем, страхование подобных ценностей вполне оправданно и за счет церковных пожертвований в свете хоть и редких, но возникающих время от времени актов вандализма и краж из храмов. ОСАГО К сожалению, страховка ОСАГО не может быть напрямую оформлена как благотворительная помощь приходу храма. Тарифы утверждены Правительством РФ и едины для всех физических и юридических лиц.   Онлайн калькулятор ОСАГО наглядно это демонстрирует. Но передвигаться без страховки автомобилям, принадлежащим епархиям, нельзя. За отсутствие «автогражданки» полагается штраф и помещение авто на штрафстоянку. Каско Передвижные церкви появились еще в царские времена. К примеру, плавучая церковь Николая Чудотворца действовала в Каспийском море в 1910-х годах. В настоящее время существует несколько передвижных церквей, созданных на базе грузовых автомобилей. Например, церковь Михаила Архангела на шасси автомобиля КамАЗ 48118. Передвижные церкви – уникальные транспортные средства. Система шарниров позволяет превратить обычный с виду грузовой автомобиль (необходимо соблюдать ГОСТы, регламентирующие внешний вид авто) в полноценную церковь – с куполом и крестом, папертью, алтарем и исповедальней. Восстановление передвижной церкви после ДТП весьма затратно.

http://zavet.ru/obs/mx/int/019str.htm

К церкви с двух сторон примыкают монастырские стены, где в частности, будет располагаться вторая монастырская гостинница. Первая гостинница (странноприимный дом) была построена рядом с обителью и всегда с радостью принимает всех желающих. Гостинница бесплатная и построена со всеми удобствами: горячей водой, душем, чайной. Здание гостинницы очень красиво. На третьем этаже освящён храм в честь святых апостолов Петра и Павла. Стены и пол в церкви выложены гранитом, иконостас мрамором. Все иконы написаны в классическом " византийском " стиле. В храме не используется электрическое освящение: во время службы зажигаются многочисленные цветные лампады. На маленьком балкончике расположена звонница. Еженедельно с пятницы на субботу в этом храме служится ночная литургия, предваряемая по древней монашеской традиции чином пения двенадцати псалмов. Здесь же совершаются таинства крещения и венчания, (что по уставу нельзя делать в монастыре). Самое большое монастырское здание - трёхэтажный сестринский корпус с покоями настоятельницы, трапезными и канцелярией. В трапезной на третьем этаже освящена церковь в честь святой Ксении Петербургской. В честь особых святых покровителей монашествующих, построена двухъярусная церковь, нижний " пещерный " храм который, освящён в честь святых Антония и Феодосия Киево-Печёрских, первых монахов Святой Руси. На нём, как на фундаменте, стоит верхний храм, освящённый в честь преподобного Сергия Радонежского. Церковь построена в стиле северного зодчества. Стены и низкий иконостас нижнего храма оформлены редким камнем - травертином. В день памяти великомученика целителя Пантелеймона в храме забил источник. Источник был выведен из церковного здания с внешней стороны под горку и освящён в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских и Сергия Радонежского. Северный вход в монастырь украшен пятиглавым храмом в честь святителя Спиридона Тримифунтского. Спиридон - величайший святой древней Церкви, живший в одно время с Николаем Чудотворцем, считается покровителем домостроительства. В своём архитектурном решении постройка этой церкви продолжает традиции российского зодчества XVII столетия. Её внешний вид представляет собой классический вид архитектуры для русской православной церкви. Храм отделан узором из резного камня на красно-кирпичном фасаде, главкам этой церкви архитектор придал форму куполов собора Покрова, что на Рву (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Насельницами монастыря много делается для устройства больницы и богадельни для нуждающихся местных жителей, паломников и сестёр. Для этого строится больничный корпус, который будет соединён со строящимся храмом в честь великомученицы Варвары.

http://sobory.ru/article/?object=09441

3. Ротонда Имеете основании круг – символ церковной полноты, неразрывной связи с вечным Богом. 4. Корабль Этот архитектурный тип характеризуется расположением частей храма – притвора с колокольней и трапезной, центральной части и алтаря – вытянутыми в одну линию. Символизирует Церковь как корабль спасения. 5. Восьмерик на четверике Второй ярус такого храма имеет форму восьмиконечной «Вифлеемской» звезды – путеводительницы людей к Богу. 6. Храмы смешанных типов Совмещают в себе архитектурные особенности разных типов храмов. Возможно наложение или соединение нескольких форм. Внешний вид храма Храмы могут иметь некоторые отличия во внешнем устройстве, однако в любом случае в каждом из них должны соблюдаться общие принципы храмостроительства. 1. Апсида Выступ с восточной стороны храма. Чаще всего имеет полукруглую форму. В апсиде размещается I алтарь. 2. Куб (четверик) Основная часть храма. 3. Закомара Особенность русской храмовой архитектуры. Полукруглое или килевидное завершение части наружной стены храма. 4. Барабан Верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом. Как правило, барабаны имеют форму цилиндра или многогранника. 5. Купол Глава с барабаном и крестом, увенчивающая храм. Чаще всего в русской традиции купол имеет форму луковицы. Количество куполов может быть разное, но каждое из них имеет свой смысл: два купола означают два естества в Иисусе Христе – Божественное и человеческое, три – три Лица Святой Троицы, пять – Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь – семь Таинств и семь Вселенских Соборов, девять – девять чинов ангельских, тринадцать – Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Редко, но бывает и большее количество куполов. 6. Колокольня Особая высокая пристройка к храму (как правило, над притвором), наверху которой располагается звонница. 7. Портал Архитектурно оформленный вход в храм. 8. Крыльцо с папертью Открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли. Иконостас Иконостас – это стена с иконами. Иконостасы бывают одноярусные или многоярусные. Одноярусный иконостас состоит из одного ряда икон. В центре располагаются царские врата, закрытые, когда в храме не идет служба, но открывающиеся в определенные моменты богослужения. Справа от царских врат располагается икона Иисуса Христа, слева – Пресвятой Богородицы. Далее в том же ряду (он называется «местным рядом») может располагаться икона святого или праздника, в честь которого освящен храм, и другие наиболее значимые для этого храма иконы. Помимо царских врат, в нижнем ряду иконостаса имеются северные (слева) и южные (справа) двери: они используются для входа в алтарь во время богослужения и вне его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Впоследствии Преображенский собор был передан в ведение губернского музея. В нём долгое время размещались различные конторы и учреждения. И только в 1962 году здание храма было отдано Государственному архиву Рязанской области и превращено в архивохранилище. За многие годы от былого убранства собора не осталось и следа, а его внешний вид не вызывал радости. В таком виде в 2007 году Преображенский храм был передан Русской православной церкви. Потребовалось немало времени и сил для того, чтобы хоть немного привести собор в надлежащий вид. Теперь там можно было уже проводить службы, хотя восстановительные работы ещё далеки от своего завершения. В праздник Преображения Господня 19 августа 2008 года архиепископ Рязанский Касимовский Павел совершил малый чин освящения собора. После этого им была отслужена первая за девять десятилетий Божественная Литургия. И с 19 августа 2008 года 20 января 2009 года Преображенский собор каждый день был открыт для посещения всех желающих и в нем совершались ежедневные Богослужения. В Вербное воскресенье 12 апреля 2009 года архиепископ Рязанский Касимовский Павел совершил Великое освящение и обновлённый Преображенский собор вновь распахнул свои двери для всех верующих и желающих посетить эту древнюю святыню. С этого дня в Преображенском соборе вновь ежедневно совершаются Богослужения. http://www.ryazan-hram.ru/node/174 Собор Спаса Преображения занимает центральное место в монастыре. Строился при игумене Льве на рубеже 17-18 вв. и закончен в 1702 г. Возможно, включает в себя части более раннего храма этого монастыря. Северо-западный угол здания огибала утраченная открытая галерея, что подтверждают странные горизонтальные уступы на внешних стенах, не соответствующие южному промежуточному карнизу, а также асимметрия фасадов и художественно не оправданные паузы в декорировке лопаток на с. з. углу. В 2-й пол. 19 в. храм был расписан. В конце 19 в. изменили главу и, видимо, при этом заново сложили свод над основным объёмом. С запада пристроили массивный каменный тамбур в псевдорусском стиле (устранён при реставрации в 1950-е гг.). На рубеже 19-20 вв. появились новые росписи интерьера. В кирпичную кладку белёных стен включены изразцы и белый камень (в цокольной части, деталях убранства, ступенях и площадках крылец).

http://sobory.ru/article/?object=00870

12 апреля 1928 г. президиум Липецкого уисполкома сообщил в Тамбовский губисполком, " что внешний вид бывшей Никольской церкви изменён в смысле снятия крестов, внутренний также изменён, церковная стенная живопись упразднена и заменена стенною живописью с изображением портретов вождей революции. Здание это используется как клуб исправтруддома " . Церковное имущество Никольского храма было передано в Троицкий. В 1930 г. председатель Липецкого горсовета докладывал во ВЦИК, что Никольская церковь находится в ведении исправтруддома и используется уже под мастерские. В 1939 г. Горсовет сообщил Воронежскому облисполкому, что церковь " используется тюрьмой для своих надобностей " . В другом документе говорится, что она занята складами Мосчермета. После войны здание храма было полностью обезображено: растёсаны окна, разрушен второй ярус, главный объём храма поделён на два этажа, перекрыт на четыре ската и превратился в следственный изолятор с карцерами на первом этаже и административными помещениями на втором. Позднее пристройки из силикатного кирпича. После строительства за городом новых зданий для ИТУ здание тюрьмы и Никольской церкви в конце 1980-х годов были предназначены к сносу. Все, что можно было унести, было растащено жителями, оставившими лишь стены. В таком виде Никольский храм встретил первые годы перестройки и крушение безбожной советской власти. Тюремный корпус – добротная старинная постройка сразу же была разрушена. После разрушения тюремного замка та же участь ждала и Никольскую церковь. Для сохранения её много было сделано краеведами и уполномоченным по делам религии при облисполкоме А.К. Казявиным. В 1991 г. руины Никольского храма были возвращены Русской Православной Церкви. А 14 октября 1991 г., в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, была зарегистрирована православная община Никольского храма. Первый субботник по восстановлению святыни по благословению протоиерея Петра Богодеева был проведен 17 апреля 1991 г. липецким клубом добровольных реставраторов " Русь " .

http://sobory.ru/article/?object=10896

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010