Им дозволено творить общественную молитву, исполнять духовные требы и совершать богослужение по их обрядам как в частных домах, так равно в особо предназначенных для сего зданиях, с тем лишь непременным условием, чтобы при этом не были нарушаемы общие правила благочиния и общественного порядка (п. 5). Поэтому раскольникам предоставляется исправлять и возобновлять принадлежащие им часовни и другие молитвенные здания, приходящие в ветхость с тем, чтобы общий наружный вид исправляемого или возобновляемого строения не был изменяем. На производство сих работ, предварительно приступа к оным, испрашивается каждый раз разрешение Губернатора или Начальника области (п. 6). Распечатание молитвенных зданий раскольников допускается с особого разрешения Мин. Вн. Дел и с тем условием, чтобы распечатание производилось без всякого торжества, при чем о каждом случае этого рода Министр входит предварительно в сношение с Синодальным Об.-Прокурором. Распечатание раскольничьих монастырей и скитов не допускается (п. 7). В тех местностях, где значительное население раскольников не имеет ни часовен, ни других молитвенных зданий, дозволяется, с разрешения Мин. Вн. Дел, обращать для общественного богомоления существующие строения (п. 8). При этом как обращение существующих строений в раскольнические молитвенные здания, так равно возобновление последних и такие перестройки или исправления оных, которыми изменяется общий наружный вид означенных зданий, допускаются не иначе, как на основании утвержденных подлежащею властью плана и фасада строения (закон 1 мая 84 г. ст. 11-я в дополн. Устава Строит. Св. Зак. т. XII, ч. I). Обращаемому для общественного богомоления строению не должно придавать внешний вид православного храма и не должно иметь при нем наружных колоколов. Наддверные кресты и иконы над входом в часовню или другое молитвенное здание ставить не возбраняется (п. 8). Раскольники могут иметь уставщиков, наставников и других требоисправителей. Эти требоисправители за исполнение духовных треб у раскольников не подвергаются преследованию, за исключением тех случаев, когда они окажутся виновными в распространении своих заблуждений между православными или в иных преступных деяниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

2. Содержание и направленность исследуемой акции в целом, исходя из реализованного в ней ее композиционного и содержательного замысла, обусловлены применением в акции приёма совмещения сакрального и профанно-низменного. Данный приём направлен на жестокое надругательство и изощренное уничижительное глумление над социальной группой православных верующих (путём вербального уничижения, высмеивания их ценностей), на изощрённое и циничное выражение явного неуважения и грубо пренебрежительного, крайне оскорбительного отношения к социальной группе православных верующих. Сакральным пространством здесь являлось культовое здание (православный храм), его внутреннее помещение с соответствующим культовым убранством, находящимися в нем предметами религиозного почитания православных верующих, в том числе одной из религиозно почитаемых всеми христианами религиозных святынь - частицей Ризы Господней. Профанно-низменным здесь выступают сама акция в целом и отдельные ее элементы (ложные инвективы в песне в адрес священнослужителей и ценностей православия, употребление обсценной и бранной лексики, выкрики, телодвижения участниц акции и т.д.). 3. Место проведения акции - на амвоне и солее, перед Царскими Вратами алтаря Храма Христа Спасителя. Амвон в культовом здании Русской Православной Церкви (православном храме) обладает особым религиозным значением (отношение к амвону такое же, как и к пространству алтаря) и, в силу этого, обременено ограничением подниматься на него не священникам. Поэтому разнузданные пляски на амвоне и солее, распевание инвектив в адрес православных священнослужителей, использование обсценной и бранной лексики совершенно определенно явились грубым нарушением общественного порядка в культовом здании. 4. Вызывающий, подчеркнуто вульгарный внешний вид участниц акции - вид их одежды, носящий провокационно-демонстративный характер и абсолютно неуместный в культовом здании (православном храме), запрещенный по правилам поведения в таком месте и выражающий явное грубое неуважение к обществу, включая значительную по численности социальную группу православных граждан.

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/24/...

Синода, допускается распечатание молитвенных зданий раскольников, с тем, чтобы оно производилось безо всякого торжества; в местностях, где значительное население раскольников не имеет ни часовен, ни других молитвенных зданий, или, хотя таковые здания имеются, но требуют такой перестройки, вследствие которой общий наружный вид их должен подвергнуться изменению, дозволяется с разрешения министра внутренних дел, обращать для общественного богомоления существующие строения, с тем, чтобы последним не был придаваем внешний вид православного храма, хотя надверные кресты и иконы ставить не возбраняется. В этих статьях существующего законодательства о молитвенных зданиях раскольников характерно выступают собственно две особенности. С полной терпимостью удовлетворяя религиозным потребностям раскольников, законодательство, однако, ограничивало количество и умножение раскольнических молитвенных зданий, строго сообразуясь лишь с действительною нуждою, и с большой осторожностью предоставляя обсуждать наличность таковой не кому другому, как двум представителям высших, гражданского и церковного, учреждений. Осторожность здесь выразилась в том, что умножение раскольнических молитвенных зданий, не вызываемое действительной потребностью, само по себе, самою своею наличностью, способно вызвать в наблюдателе из простого народа неправильное предположение, что правительство одобряет богомоление в раскольнических молитвенных зданиях и допущением лишнего количества таковых как бы призывает в них и не одних раскольников. Говоря иначе, законодательство, ограничивая всякое публичное оказательство раскола, и в данном случае полагало предел таковому же оказательству, в силу своей вещественности наиболее заметному в ряду других оказательств. Тем более не допустимо было, с этой точки зрения, сходство во внешнем виде раскольнических молитвенных зданий с православными храмами, почему законодательство и называло их молитвенными зданиями, а не храмами. Таким образом, в статьях о молитвенных зданиях действующий ныне закон о расколе имел случай показать, что раскол не признается им наравне с православной церковью и вообще как что-либо законное, а только терпится в уступку личной религиозной совести его последователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл поздравил директора «Софрино» Е.А. Пархаева с 70-летием со дня рождения 19 июня 2011 г. 15:00 19 июня 2011 года по окончании Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил директора Художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино» Е.А. Пархаева с 70-летием со дня рождения. «Сегодня мы празднуем круглую дату в жизни человека, который многое сделал, содействуя возрождению храмов и монастырей Русской Православной Церкви, сказал, в частности, Святейший Патриарх. Нет практически ни одного храма, где бы не было священных предметов, облачений, свечей, иного церковного убранства, изготовленного художественно-производственным предприятием " Софрино " ». «Трудно представить себе внешний вид нашей Церкви без софринских изделий», отметил Предстоятель. Во внимание к большим заслугам в организации деятельности Художественно-производственного предприятия «Софрино», в руководстве прославленным коллективом и в связи с 70-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил Е.А. Пархаева орденом «Славы и чести» I степени. Как отметил Святейший Владыка, этой наградой, одной из высших в Русской Православной Церкви, отмечены труды юбиляра, «сумевшего организовать уникальное предприятие, аналогов которому нет в мире». Затем Предстоятель посетил в Красном зале Храма Христа Спасителя выставку продукции «Софрино». Состоялась беседа Его Святейшества с сотрудниками художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви, после чего Е.А. Пархаев и начальники цехов представили Святейшему Патриарху выпускаемую продукцию. Также с юбилеем Е.А. Пархаева поздравил Президент России Д.А. Медведев . «На протяжении многих лет Вы руководите художественно-производственным предприятием " Софрино " и вносите большой вклад в сохранение национальных культурных и духовных традиций, возрождение церковных ремесел, говорится в поздравлении главы государства. Сегодня изделия Вашей знаменитой творческой мастерской золотое и серебряное шитье, иконопись, ювелирные работы и литье, печатные изделия широко известны не только в России, но и далеко за ее пределами».

http://patriarchia.ru/db/text/1544743.ht...

46). Раскольникам запрещается заводить скиты и обители (Там же ст. 47). Раскольникам дозволяется творить общественную молитву, исполнять духовные требы и совершать богослужение по их обрядам, как в частных домах, так равно в особо предназначенных для сего зданиях, с тем лишь непременным условием, чтобы при этом не были нарушаемы общие правила благочиния и общественного порядка. Раскольникам предоставляется право исправлять и возобновлять принадлежащая им часовни и другие молитвенные здания, приходящие в ветхость с тем, чтобы общий наружный вид не был изменяем. Распечатание молитвенных зданий раскольников разрешается Министром Внутренних Дел, с тем условием, чтобы распечатание происходило без всякого торжества. Причем Министр, прежде дозволения о распечатаны часовни входит в сношение с Обер-Прокурором Св. Синода. Распечатание монастырей и скитов не допускается. В тех местах, где значительное население раскольников не имеет ни часовен ни других молитвенных зданий, дозволяется с разрешения Министра Внутренних Дел обращать для общественного богомоления существующие строения с тем, чтобы такому строению не был придаваем внешний вид православного храма и чтобы при нем не имелось наружных колоколов. Надверные кресты и иконы над входом в часовню или молитвенное здание ставить не возбраняется. (Там же ст. 48, п. 1, 2 и 3). Для погребения умерших раскольников отводятся отдельные места при общих кладбищах; при погребении дозволяются: 1) предношение иконы сопровождаемому на кладбище покойнику и 2) творение на кладбище молитвы, по принятым у раскольников обрядам с пением но без употребления церковного облачения. (Там же ст. 49). 37 . Запрещается печатать и продавать раскольнические богослужебные книги; но дозволяется приобретать и продавать печатаемые в учрежденной особой типографии в Москве богослужебные книги, сходный с старопечатными. (Там же ст. 50). Раскольнические богослужебные книги, привозимые из-за границы, конфисковать и отсылать в Св. Синод или в Московскую его контору.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Синода, допускается распечатание молитвенных зданий раскольников, с тем, чтобы оно производилось без всякого торжества; в местностях, где значительное население раскольников не имеет ни часовен, ни других молитвенных зданий, или, хотя таковые здания имеются, но требуют такой перестройки, вследствие которой общий наружный вид их должен подвергнуться изменению, дозволяется, с разрешения министра внутренних дел, обращать для общественного богомоления существующие строения, с тем, чтобы последним не был придаваем внешний вид православного храма, хотя наддверные кресты и иконы ставить не возбраняется; уставщики, наставники и другие лица, исполняющие духовные требы у раскольников, не подвергаются за сие преследованию, но за ними не признается духовного сана или звания, так что, в отношении к правам состояния, они считаются принадлежащими к тем сословиям, в которых состоят; не допускается распечатание раскольничьих монастырей и скитов, употребление наружных при молитвенных зданиях колоколов; воспрещаются крестные ходы и публичные процессии в церковных облачениях, – публичное ношение икон, за исключением предношения иконы сопровождаемому на кладбище покойнику, – употребление вне домов, часовен и молитвенных зданий, церковного облачения, а также монашеского и священнослужительского одеяний, – раскольническое пение на улицах и площадях, хотя дозволяется творить на кладбище при погребении умерших молитвы по принятым у раскольников обрядам, с пением. Соответствующие, по §§ закона 3 мая, статьи «Свода законов» были отменены, с оставлением во всей силе остальных. 1232 В тексте закона 3 мая, сравнительно с заключительными определениями комиссии 1875 года, не упоминается только об отлучках раскольников за границу и о допущении заграничных раскольников в пределы России, о наградах для раскольников за особые государственные услуги и за подвиги благотворительности, и о праве раскольников учреждать на свой счет школы грамотности. 1233 Тем не менее закон этот имеет одно важное отличие, как от определений комиссии, так особенно и от предначертаний комитета 1864 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

История строительства собора " Споручницы грешных " в Шанхае (версия для печати)/Православие.Ru История строительства собора " Споручницы грешных " в Шанхае Православие.Ru , 8 августа 2006 г. Внешний вид строящегося в Шанхае Кафедрального Собора. 1936 г. / В центре современного Шанхая близ оживленных городских улиц (на перекрестье ул. Синьлэ-лу и ул. Сянъянбэй-лу) стоит здание православного собора. Это сооружение необычностью формы и самой неожиданностью своего присутствия в восточном городе привлекает внимание иностранцев и самих китайцев. Голубые купола притягивают взор, высокие стены собора завораживают, заставляют замедлить шаг спешащих по своим делам прохожих. Мало кто знает историю этого интересного здания. Оно было сооружено в 1937 году русскими белоэмигрантами, оказавшимися на территории Китая после Октябрьской революции и Гражданской войны в России. Эти люди не признали советскую власть и волею судеб были изгнаны с Родины. Первое время им было очень тяжело. Эмигранты оказались без средств к существованию, без жилья, без работы. Кроме того, большая часть из них не говорила ни по-китайски, ни по-английски. Они никому не были нужны. Без гражданства, без родины, без будущего. Первые годы русские в Шанхае влачили жалкое полуголодное существование, жили в основном на подаяния, полученные от различных общественных организаций. Однако мало-помалу эмигранты начали устраиваться, нанимаясь на любую, даже черную, работу, и соглашаясь на любые условия, чтобы выжить и прокормить свои семьи. Кроме того, среди русских эмигрантов оказалось много инженеров, техников, людей со специальным техническим образованием. Были среди них также врачи, юристы, экономисты, художники, архитекторы, артисты, музыканты, военные. Все они, в конце концов, оказались востребованными в Шанхае. Глава Шанхайской Православной Церкви архиепископ Симон в 1928 году впервые обратился к русским православным верующим с призывом собрать деньги для постройки большого православного храма в Шанхае. Несмотря на широкий энтузиазм прихожан, денег удалось собрать крайне мало: благосостояние русских эмигрантов оставляло желать лучшего. Тем не менее, сооружение Собора было постоянной мечтой владыки Симона. Вторично с призывом о сборе средств на Православный храм он обратился в 1930 г. уже глубоко больным человеком. На этот раз был объявлен Церковный заем – за каждые 10 долларов взноса было обещано 100 долларов возврата с годовым процентом 6%. Общая сумма займа составила 30.000 долларов.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Во время пандемии казахстанская православная служба «Милосердие» увеличила объемы помощи в несколько раз 20 мая 2020 г. 19:16 Количество обращений в православную службу «Милосердие» Астанайской епархии за последние два месяца увеличилось в несколько раз: если раньше за помощью в социальный отдел епархии звонили два-три раза в день, то в период эпидемии число звонков доходит до 40 в день. За полмесяца продуктовые наборы помощи получили более 500 человек, 1700 наборов епархия раздала на Светлой седмице через храмы города. Еще в марте в Казахстане был введен режим чрезвычайного положения, границы закрыли, движение между городами ограничили. Многие люди остались без работы, кто-то был вынужден уйти в незапланированный отпуск за свой счет. В казахстанской православной службе «Милосердие» организовали передачу продуктовых наборов нуждающимся. Когда начался карантин, выдачу продуктов проводили на улице, у ворот Никольского храма Алма-Аты, где базируется служба «Милосердие». С конца марта количество обращений за помощью увеличилось в разы. «Однажды в храм пришел молодой человек лет тридцати. Весь его внешний вид говорил о том, как неудобно ему обращаться за помощью. Оказалось, что он потерял работу, а у него семья, дети. Поразил случай, когда к храму за продуктами подъехала дорогая машина. Эти люди тоже потеряли работу. А в такое время даже машину не продать», — рассказал председатель комиссии Казахстанского митрополичьего округа по благотворительности, духовник службы «Милосердие» Астанайской епархии протоиерей Вячеслав Пугачев. Уже в начале апреля на территории храма стали появляться очереди. Поэтому, во избежание риска заражения, православная служба «Милосердие» организовала доставку помощи на дом. «Были случаи, когда мы приезжали в дом, где нас встречали со слезами: говорили, что продуктов уже не оставалось, в семье двое детей — а варить нечего. И тут наша помощь», — делится отец Вячеслав. На Пасху один из епархиальных благотворителей пожертвовал больше 50 тонн продуктов, из которых было сформировано 1700 наборов. «На Пасху мы до часу ночи разгружали машины с продуктами. Но удивительно вот что: еще до начала развития всей этой ситуации с коронавирусом наш владыка благословил создание благотворительной столовой. Когда мы стали заниматься этим вопросом, поняли, какой большой и сложный это процесс, создание столовой. Нужно получить много бумаг, пройти множество проверок. Мы подумали начать с малого: организовать раздачу горячего питания. А тут — коронавирус. Но трапезная, из которой мы хотели сделать благотворительную столовую, стала как раз тем помещением, где мы хранили многие продукты, фасовали их и собирали наборы для нуждающихся. В тот день, когда нам привезли несколько машин с продуктами, все свободные помещения: учебная комната, склад и даже эта самая трапезная — были заполнены до потолка», — вспоминает отец Вячеслав Пугачев.

http://patriarchia.ru/db/text/5639477.ht...

3) В тех местностях, где значительное население раскольников не имеет ни часовен, ни других молитвенных зданий, дозволяется, с разрешения Министра Внутр. Дел, обращать для общественного богомоления существующие строения. При этом наблюдается, чтобы общественному для сего строению не был придаваем внешний вид православного храма и чтобы при нем не имелось наружных колоколов. Надверные кресты и иконы над входом в часовню или другое молитвенное здание ставить не возбраняется. Примечание 1-е. В 1842 г. повелено было раскольнические часовни и молитвенные дома под разными наименованиями, построенные до 17 сентября 1826 года, оставить в том положении, в каком они в то время были. Примечание 2-е. В 1859 г., по положению Комитета Министров, было постановлено: решения судебных мест, состоявшиеся о раскольнических молельнях, приводить в исполнение на общем основании, без представления в Мин-во Внут. Дел, в Комитет же Министров вносить от сего Министерства представления об уничтожении только тех молелен, о коих дела производятся административным порядком и не были рассматриваемы судебными местами, или в тех случаях, когда в решениях судебных мест будут постановлены о молельнях распоряжения, несогласные с существующими в законах правилами, или с принимаемыми особыми местными по расколу мерами. Ст. 47. Запрещается раскольникам разводить скиты и обители. Т. XV. Улож. о нак. ст. 206. За устройство раскольнических скитов или иных сего рода обиталищ виновные приговариваются: к заключению в тюрьме на время от восьми месяцев до одного года и четырех месяцев, Все ими устроенное подвергается сломке и материалы продаются в пользу местного приказа общественного призрения или заменяющих оный учреждений. Виновные же: 1) в исправлении или возобновлении приходящего в ветхость раскольнического молитвенного здания без разрешения Губернатора или Начальника Области; 2) в перестройке раскольнического молитвенного здания, изменяющей общий его наружный вид без разрешения на такую перестройку Министра Внутр. Дел; 3) в построении нового раскольнического молитвенного здания или обращения в таковое без разрешения Министра Внутр. Дел существующего строения приговариваются: к заключению в тюрьме на время от 4 до 8 месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Считая побудительными причинами введение их в употребление с одной стороны необходимость освящения епископом храма и престола, а с другой необходимость переносных престолов, между прочим военно-походных, он привёл рассмотрение известных данных, сочтённых им наиболее важными, к тому же выводу, какой был доказываем и прежде него, т. е. что антиминсы были введены в употребление если не ранее 4 века, то и немного позже, каков бы ни был первоначальный внешний вид их и его последовавшие изменения. Войти в подробности он счёл, вероятно, неуместным в книге, которая посвящалась им разысканиям не общим – об антиминсах православной церкви, а только частным – об антиминсах церкви Русской. Поэтому, конечно, он и не коснулся некоторых общих задач, между прочим и того немаловажного обстоятельства, что об антиминсах нет упоминания ни в древних канонах церковных, ни в законах, относящихся к церкви, ни в толкованиях их до самого XI в., до толкований Никона Черногорца. Кстати вспомнить об этом замечательном учителе православного востока. И его показания не были принимаемы в расчёт даже бывшими исследователями, так как не сохранилось или по крайней мере не нашлось ни одного списка Греческого подлинника его книги Тактикон, где он говорит об антиминсе. Не говоря ничего о внешнем виде антиминса, Никон удостоверяет, что и тогда, а, следовательно, и прежде, на антиминсе писалось для какой именно церкви он освящён и где возложен. (См. приложение). Сколько необходимы исследования об антиминсах в древней христианской церкви, столько же необходимы они и об антиминсах в церкви Русской. Необходимы они даже и потому, что, кроме частных описаний и списков старых антиминсов, хранящихся в некоторых ризницах, описаний и списков, помещённых в разных изданиях, не сделано ничего для узнавания, как и в каком виде употреблялись у нас антиминсы. О. Константину Никольскому надобно было прежде всего подобрать данные, а потом уже сводить их и объяснять. И в первых главах, насколько было возможно, касался он показаний об употреблении антиминсов в Русской церкви; собственные исследования начинаются с четвёртой главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010