Как считают исследователи, эта церковь - единственное сохранившееся до наших дней на территории России произведение культовой шведской архитектуры второй половины 17 века. Впрочем, внешний вид храма в 18 веке изменился в соответствии с канонами храмостроительства Русской православной церкви. Опись церковного имущества ропшинской Благовещенской церкви Петергофского уезда, датируемая 03.03.1920 года, описывает внешний вид храма следующим образом: «Церковь в Ропше... построена из плиты (плиточного камня) в римско-византийском стиле. Все здание церкви с примыкающему к оному с восточной стороны алтарным полукружием, гладкое, без архитектурных украшений, покрыто листовым железом, окрашенным серою масляною краскою. От потолка через крышу выведен деревянный остмигранный купол, на коем устроен остмигранный же фонарь. Повыше его шар с небольшим шпилем, под коим бронзовое вызолоченное небольшое яблоко с осмиконечным крестом с сиянием. Храм с наружной стены выбелен, а внутри оштукатурен и выкрашен клеевою краскою...». Высокий статус ропшинского имения, связанного с именами Петра I, Елизаветы Петровны и Петра III, давал ропшинской церкви серьезные преимущества. Здание храма ремонтировалось на средства придворного ведомства. Примером тому является капитальный ремонт 1815 - 1816 г. г. Смету на ремонт составлял известный петербургский архитектор Иосиф Шалерман, а производились работы под надзором архитектора Миллера. За период с 1711 до злополучного государственного переворота 1917 года, церковь была посещаема высочайшими особами - русскими императорами. Как свидетельствуют историки, во времена Петра I ропшинская церковь соединялась крытой галереей с находящимся в 80 метрах юго-восточнее от нее деревянным дворцом. Достоверно известно, что Петр Алексеевич регулярно посещал свое имение. В частности, летом 1713 года он находился на лечении на ропшинских минеральных источниках. В 1748 году ропшинское имение было выбрано Елизаветой Петровной как место загородной резиденции. Руководство строительными работами императрица поручила всемирно известному архитектору Растрелли.

http://ruskline.ru/analitika/2015/06/12/...

http://drevo-info.ru/articles/12780.html В 2004 году монастырь стал возрождаться. К нему был приписан храм Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором сразу же начались ремонтно-восстановительные работы. 20 апреля 2005 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии монастыря. Первая литургия в этом храме и возрожденном монастыре была отслужена на Рождество в 2006 году. Долгое время в главном Соборе обители располагался городской Архив. В настоящее время Архив переехал на новое место, что дало возможность 22 июля 2015 года провести первую после почти 90-летнего перерыва Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе, которую возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Первым наместником обители был игумен Паисий (Яцко), при котором были развернуты реставрационные работы в Благовещенской церкви: восстановлен внешний вид, оштукатурен и покрашен фасад, возведена колокольня, позолочены купола, расписан нижний храм Трех Святителей. Реставрирован также внешний облик часовни Спаса Нерукотворного, начались работы по восстановлению храма Рождества Богородицы. 22 мая 2016 года и. о. наместника монастыря назначен архимандрит Тихон (Затекин), игумен Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря. При нем восстановление монастыря продолжается. Идет ремонт кровли и фасада Спасо-Преображенского собора. Храм Рождества Богородицы возведен под крышу. Начались работы по строительству разрушенной колокольни храма Рождества Богородицы, ремонт в здании братского корпуса, отданного монастырю в декабре 2015 года. 31 января 2019 года на должность исполняющего обязанности наместника Спасо-Преображенского монастыря был назначен игумен Феодосий (Какуркин), на протяжении нескольких лет трудившийся экономом обители под руководством о.Тихона. Сторонние организации покидают монастырь. Почти расселен бывший игуменский корпус. http://ar-mon.ru/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=07919

Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже, сентябрь 2008. Слева направо: архимандрит Сергий (Иванников), ныне Епископ Каменский и Алапаевский, декан института протоиерей Николай Чернокрак, иерей Олег Махнёв, преподаватель и инспектор института протоиерей Николай Озолин — Насколько важен внешний вид, «качество» журнала или сайта для правильного их восприятия православной аудиторией? — Скорее важен не внешний вид, а содержание. Чтобы люди прочитали и произошел определённый процесс осознания своей жизни.  Мы ни за кем не бегаем с плакатами, не хватаем за руки, не врываемся в дома и не играем на гитарах. Когда наши статьи доходят до читателя, появляется искренний интерес, они начинают звонить в редакцию, и тут наша задача всё доходчиво объяснить, в нужное русло направить. Наши маленькие победы складываются из количества воцерковлённых людей и преображенных от изменения сознания, переориентировке на другую систему координат, приоритета ценностей. — Это чисто православная особенность – отсутствие суеты и беготни? Или это фундаментальная основа любой религии? — Нужно пояснить один важный момент. Мы не стремимся, чтобы у нас в храмах было большое количество посторонних людей. Ведь какие возникают ситуации? Есть храмы, расположенные в центре города. И вот идёт там богослужба, все находятся в определённом состоянии души, и вдруг врывается группа туристов с фотоаппаратами наперевес – бегают, толкаются… Я рад, что у меня храм на окраине города и туда приходят лишь люди из другого мира, с другой, настоящей системой координат. Кроме своего прихода в Клатове, я служу в городе Пшибрам. И вот представьте: из 50 прихожан единственного в городе храма 35 приезжали на службу из Праги, где есть шесть православных храмов. Можете себе представить – за 60 километров! Просто в своё время там был настоятелем схиархимандрит Сильвестр, который притянул к себе духовных чад и они продолжают ездить в Пшибрам в память о нём. Нужно также понимать, что придти в храм, расставив свечки, при этом что-то подпевая – не значит ещё гарантию пребывания в Церкви. Церковь нельзя ограничить четырьмя стенами и потолком. Это мистическое тело Христово, это реальный живой организм.

http://pravmir.ru/protoierej-oleg-maxnyo...

§ 7. Внешний вид храмов . Самая древняя форма христианских церквей есть продолговатый четырехугольник с выпуклой передней частью, наподобие корабля. Но с четвертого века церквам начали давать также форму восьмиугольную, круглую и крестообразную. Каждая из этих форм применительно в церкви имеет свое значение. Так, форма церквей на подобие корабля внушает верующим, что через море жизни может провести нас в небесное пристанище только церковь . Восьмиугольная форма храмов означает, что церковь, подобно путевой звезде, сияет в этом мире. Круглая форма выражает вечное существование церкви, а крестообразная, что крест составляет истинное основание церкви. По этим же формам храмы большею частью строятся и доныне. Все здания храма ныне обыкновенно завершаются куполом, который напоминает собой верующим о небе, куда должны стремиться все их желания и мысли 1 . На вершине купола ставится крест в знамение того, что христианский храм посвящен для славословий Распятого. Алтарем храмы всегда строятся на восток. § 8. Внутреннее расположение храма . Согласно с трояким разделением членов новозаветной Церкви, както: оглашенных, верных и пастырей, храмы состоят из трех главных частей: 1) притвора, 2) церкви или храма в теснейшем смысле и 3) алтаря. 1) Притвор составляет самую западную часть храма в обыкновенно отделяется от настоящей церкви глухой стеной. Он всегда назначался для оглашенных и кающихся, сюда же допускаемы были иудеи, еретики и язычники. В древности здесь устраивалась купель для крещения и здесь же христиане вкушали за общим столом пищу по окончании Богослужения. Перед входом в притвор устраивается возвышенная площадка, называемая папертью. На ней прежде стоял вид кающихся, называвшихся беспокровными. 2) Средняя часть храма, или так называемая церковь , назначается собственно для верных, но здесь же, ближе к дверям, прежде стояли и высшие классы кающихся и оглашенных. Мужской пол обыкновенно помещается на правой стороне храма, а женский на левой. Посредине церкви, в древности, всегда устраивался амвон или возвышенное место с несколькими ступенями, на него епископы и священники восходили для проповеди , диаконы для чтения Евангелия, а чтецы для чтения Деяний и посланий Апостольских.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

мироносицы прияли от Ангелов, явившихся в ризах блистающих и глаголавших им: Иисуса Распятого ищете? Несть зде, но воста; приидите, видите место, идеже лежа Господь (Опис. Путивльской Молчанской Рождество-Богородицкой Общежительной Софрониевой пустыни, Курской епархии. Спб., 1846 г., стр. 40, 41). Какой бы ни был внешний вид кивота, он, по уставу церкви, должен иметь следующее: кивот, в нем же имут хранитися Святыя Тайны, Тело Господне, покровен да будет, и на верху крест (Извест. Учит, о хранении божественных Таин). В Требнике митрополита Петра Могилы это выражено так: «кивот да будет с покрывалом, крест на верху имущем» (О сохранении божественных Таин). О дароносице, в которой полагаются Св. Тайны для несения их причащающимся на дому, – см. далее, в статье о причащении больных. 30 Престол, обыкновенно, покрывается покровом. В Соборном Приговоре 1551 года замечено: инде убо на престоле покрова нет, но никакоже бы святый престол без покрова не был (Акты Арх. Экспед., т. I, 232, стр. 228). 31 Иногда под «сению» разумеется вообще восточная сторона храма, где алтарь. Например, читаем: Архиерей (стоя на амвоне) кропит святою водою: «сень, запад, север, юг» (Чин освящения храма, от Архиер. твор., изд. в Москве, 1832 г., л. 40 на обор.). 32 Иногда над им местом ставится икона Спасителя, а над сопрестолием бывает икона апостолов или святителей: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о или других (Нов. Скр., ч. I, гл. 5, § 2, 3. Описание Киево-Соф. соб., Киев, 1825 г., стр. 43). В древности восточная часть стены алтаря оканчивалась сводом, который как внутри алтаря так и снаружи храма имел вид раковины и назывался конхидою (θγχη – раковина, а иногда – абсидом (absis). 33 В древности предложение составляло особое отделение алтаря, огороженное от него стеною и имевшее дверь в алтарь (См. планы церквей в книге: «О служении и чиноположениях Православной Церкви»; в книге: «Археологическия исследования Георгия Филимонова », 1859 г., Моск., вып. 1-й таб. 1. Εχολγιου Goari, ed. 1647, р. 13. Vetera monumenta Jonnnis Ciampini Romani, pars I, Romae 1690, tab. XI). 34 При освящении храма церковные сосуды ставятся на жертвеннике и освящаются вместе с ним (Чин освящ. храма, от Арх. твор., изд. 1832 г., в Москве, л. 19. Дополн. Требн., л. 24). Этих священных сосудов и вещей не должны касаться и служащие в алтаре пономари, «престола же божественнаго, паче же самых божественных на нем сущих Таин, такожде сосудов служебных и иных священных вещей никакоже прикоснуться да дерзнут, да не в грех впадут, разве светильников и свещ, кадильницы и иных меньших священных вещей» (Извест. учит, в Служебн.; о подаянии, приятии, хранении и поклонении божественных Таин). Священные сосуды должны быть золотые или серебряные, или же, по необходимой нужде, из чистого олова, а не медные и не деревянные (Извест. учит. в Служебн.; 7206 г. декабря 26, Указных статей Патриарха Московского Адриана; Указ 1724 г. октября 8; Инстр. Благочин. 1857 г., § 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Эстетика в Церкви, по словам митрополита Кирилла, имеет огромное значение, в том числе и внешний вид верующих, одежды, убранства храма. «Православие — это не убожество, это красота жизни. Православие не заставляет нас одеваться в мрачные серо-черно-коричневые цвета», — подчеркнул представитель Московского патриархата. Прот. М. Козлов, «Последняя крепость», М., 2004. Вопрос: Мирские люди почему-то больше наслышаны о тех юродивых и блаженных, которые принимали на себя такую аскезу, что по ним вши ползали, клопы, тараканы, даже крысы, и, исходя из этих скудных знаний о святости, считают, что православный человек не должен за собой следить, то есть не только прихорашиваться, но просто следить. И что если человек в чистой, выглаженной и красивой одежде, значит, он неправославный. Ответ прот. Максима Козлова: У меня перед глазами фотография царственных страстотерпцев незадолго до революции: царя-мученика Николая, царицы-мученицы Александры, Великих княжон… Мне кажется, святая царица Александра являет для многих наших современниц дивный пример того, как пройти средним, и в данном случае в прямом смысле слова царским путем. С одной стороны, выглядеть достойно того положения, которое она занимала, с другой стороны, никогда не переходить грани в том, что ей было так доступно и легкодостижимо применительно к условиям того времени. Но в ее внешнем облике несомненны такт, чувство меры, корректность. Равно можно сказать и по отношению к государю, традиционно изображаемому в военном мундире, так украшающем каждого, с честью его носящего, и так приличествующем, как всякая форма, каждому мужчине, – вот образец, на который нам хорошо равняться. Одно дело – юродивые и монашествующие, у которых, впрочем, тоже есть своего рода внешняя форма и есть необходимость ей соответствовать, в том числе и форма одежды, которую надо в достойном виде содержать, а другое дело – человек, живущий в миру. «Ничего слишком» – это общее правило для православного человека, которое распространяется даже на внешний облик.

http://pravmir.ru/ty-zhenshhina-ili-vstr...

Россь. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Первое историческое упоминание о существовании православного храма в имении Россь относится к 1569 году. В декабре 1894 г. в адрес Гродненского губернатора направлено прошение о возведении нового каменного храма, на которое было получено разрешение. В 1901-1903 гг. был утвержден проект постройки новой церкви. В 1908 г. по решению Святейшего Синода произведена закладка нового каменного храма и началось его строительство. Одновременно старый деревянный храм продолжал действовать до 1911 г., когда его разобрали и перенесели на кладбище. По материалам официального сайта Гродненской епархии Первое историческое упоминание о существовании православного храма в имении Россь относится к 1569 году, когда в одном из документов упоминается церковный колокол, хранившийся в свирне (хозяйственной постройке). Инвентарь имения 1571 года содержит указание, что деревянный храм был освящен в честь святого пророка Ильи, в иконостасе находилось 11 икон, в храме - 3 больших и 5 маленьких икон. На колокольне было два колокола, а приходской священник владел двумя волоками земли. В XVII веке росских прихожан постигла печальная участь подавляющего большинства православных Речи Посполитой - более чем двухвековое униатское пленение. В 1611 году православный храм был разобран и перенесен в деревню Огородники (в настоящее время - ул. Советская в г.п. Россь на месте современного православного храма), а на его прежнем месте построен деревянный католический костел. В 1745 году деревянный храм был отремонтирован. В 1863 году деревянная Троицкая церковь была отремонтирована на средства прихожан и с помощью губернских властей, однако этот ремонт не смог значительно улучшить внешний вид ветхого храма. В 1867 году в Росском православном приходе насчитывалось 2625 прихожан (1306 - мужского пола и 1319 - женского). В описании 1867 года также указывается, что в Росском приходе приходская церковь деревянная, крытая гонтом, " по давности " неизвестно когда и кем построена, находится в середине местечка и огорожена каменной из булыжника оградой, в которой устроена колокольня. Наружный вид церкви не соответствует православному храму.

http://sobory.ru/article/?object=19533

В 1992 году храм возвращен Православной церкви. В 1995 года при церкви был основан русско-белорусский приход, усилиями которого и началась реставрация храма. Тем не менее состояние храма было аварийным и угрожало полным разрушением. В 1997 году настоятелем церкви Благовещения Пресвятой Богородицы был назначен священник Иоанн Малинин. Первая Божественная Литургия, после закрытия храма, была отслужена им 21 сентября 1997 года в день Рождества Пресвятой Богородицы. С этого момента начались регулярные богослужения. Приходу удалось убедить городскую администрацию в необходимости комплексной реставрации здания и работы начались в 1999 году. Совместными усилиями прихожан храма и городских властей, выделивших средства из городского бюджета, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была отреставрирована. В рамках восстановительных работ были смонтированы внутренние и наружные инженерные сети, разобраны перекрытия здания, колонны и конструкции ротонды были заменены на новые. Принятая схема реставрации исключила вариант установки колоколов в ротонде храма. Конструкции крыши и кровли были созданы заново. Несмотря на многолетнее активное использование храма, часть живописи удалось обнаружить под поздними наслоениями краски. реставрирован живописный декор, воссоздана роспись в парусах, отреставрированы интерьеры храма. Работы проводились по старым сохранившимся фотографиям, и несмотря на то, что часть икон расположено не в соответствии с канонами, священноначалие поддержало восстановление церкви в том виде, в котором она существовала до прихода советской власти. Реставрационные работы проводили ЗАО «Пикалов и сын» при участии НИИ «Спецпроектреставрация». К концу 2001 года полностью восстановлен внешний вид храма, выполнена роспись внутри купола и установлены три иконостаса. В 2002 году протоиерей Иоанн Малинин назначен штатным свяшенником в Коломяги, в Пантелеимоновскую церковь, откуда переведен в Воскресенский храм (у бывшего Варшавского вокзала) с назначением в Сампсониевский собор настоятелем, где 21 мая того же, 2002 года,отслужил первую литургию после закрытия собора. Вместо него настоятелем церкви был назначен клирик Николо-Богоявленского Морского собора протоиерей Феодор Гуряк.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Благов...

Если вы войдете в протестантскую (лютеранскую) кирху или молитвенный дом, вы увидите на переднем плане на стене крест, как напоминание о Спасителе, о Его крестной искупительной смерти. Нашего алтаря там нет. Весь зал предназначен для верующих, занят скамейками. Этот внешний вид молитвенного зала соответствует идее, духовному содержанию, смыслу, который вкладывается там в понятие Церкви: Церковь для них, по их пониманию, это они сами, верующие, на земле живущие, и с ними невидимо пребывающий Христос; других лиц, других участников этого общения духовного для них не существует. Иной вид имеет римско-католический храм. Впереди, перед народом – отделенное низкой перегородкой возвышение и на нем впереди открытый алтарь в виде престола. За престолом киот со святыми изображениями, возводящий мысль молящегося к небу и к небесной Церкви; для присутствующих в храме киот находится в перспективе, он отделен престолом; алтарь – престол с предстоящим священником есть пункт, замыкающий переднюю часть храма. Здесь в целом – символ Римско-Католической Церкви: на возвышении – священнодействующий пастырь, или « церковь учащая», по римской терминологии, и – на остальном пространстве храма – миряне, или «слушающие слово Божие». Это весь состав Церкви, – Церкви, входящей во время молитвы в общение со святыми на небе, но внутренне представляющей собою самостоятельное единое и полное тело Церкви. В недавней энциклике папы Пия XII Humani Generis 1950 года содержится предостережение против «заблуждения относительно существа таинственного тела Христова» (т. е. Церкви), где сказано: «некоторые не считают себя обязанными держаться учения, объявленного в энциклике Mystici Corporis Chrismi несколько лет назад, обоснованного на источниках Откровения и гласящего, что мистическое Тело Христово и Римско-Католическая Церковь есть одно и то же ». Таким образом, по энциклике, Римская Церковь есть вся Церковь Христова. Православный храм выражает православную идею Церкви. Значительная часть храма (восточная, передняя) отделена иконостасом. Перед нами в иконостасе лики Спасителя, Богородицы, Апостолов и Святых: небесная Церковь . Иконостас разделяет храм на две части: одну – как бы земную область Церкви, другую – алтарь с престолом и горним местом – как бы область у самого небесного престола Божия. Войдя в храм, мы уже становимся перед ликами святых. Пред нами далее горние пространства алтаря, как бы горние пространства неба, отделенные от нас завесой нашего телесного существования. Все это символ великого Дома Божия, Церкви Христовой, соединяющей в себе земное и небесное, символ, прекрасно выражающий апостольское учение о Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

В 1964 году в передней части нижнего храма Петропавловского собора был открыт планетарий, в средней части расположены различные выставки, в притворе - гардероб, а в алтаре - второй выход на улицу и туалет. В 1967 году в верхнем храме размещены реставрационные мастерские Государственного музея Татарской АССР. Ризницу занял архив музея, а в алтаре был устроен конференц-зал. Перед иконостасом реставраторы поставили бильярд. Проигравшие на нем кием сбивали резные украшения с иконостаса, поэтому практически вся резьба в нижней части и на Царских вратах была утрачена. Притвор разделили на множество мелких комнат, а в приделах разместились художественные мастерские. В 1970-80-х годах было проведено два ремонта внешних стен собора с их окраской и восстановлением утраченных деталей. В 1976 году московскими художниками под руководством И.П. Ярославцева были отреставрированы иконы на внешних стенах собора. 13 июля 1989 года, благодаря трудам епископа Казанского и Марийского Анастасия и активности верующих, храм был возвращен Русской Православной Церкви. 25 июля этого же года собор был торжественно освящен. Внешний вид храма был плачевным: со стен кусками обваливалась роспись, в некоторых местах не было крыши, а в задней части верхнего храма из потолка даже выпадала кладка. Много сил и средств пришлось отдать для того, чтобы привести храм в надлежащий вид. Серьезной реставрации подвергся иконостас верхнего храма, восполнена утраченная золоченая резьба и воссозданы Царские врата. В притворе верхнего храма восстановлена живопись и лепнина свода. Иконостас и роспись в нижнем храме были сделаны заново. Архитектура Общая композиция собора построена по схеме восьмерик на четверике : на высоком подклете, являющемся тёплым храмом, поставлен двусветный четырёхгранник с восьмериком, завершённым барочным куполом с двумя главками. Храм и колокольня выполнены в стиле так называемого русского, или " нарышкинского " , барокко , распространенного в России в конце XVII - первой половине XVIII века. С запада к храму примыкает трапезная .

http://drevo-info.ru/articles/13672068.h...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010