Содержание Предисловие Введение Глава 1. Скиния Моисея Ограда скинии Жертвенник всесожжений Корпус скинии Покровы и завесы скинии Принадлежности скинии Идея ветхозаветного святилища Подлинность скинии и ее история Глава 2. Храм Соломона Приготовления к постройке храма Отношение плана храма к плану скинии Вопросы, касающиеся внешнего вида храма Совокупная длина и ширина храма и его боковых пристроек Вопросы, касающиеся внутреннего вида храма Предположения Тимоти Отиса Пэна о виде храма Соломона Принадлежности и сосуды храма Соломона Дворы храма Соломона Мнения об иноземном стиле храма Соломона Разрушение храма Соломона Глава 3. Второй храм Иерусалимский Построение храма Зоровавелем и его состояние до Ирода Причины переделки и возвышения храма Иродом Внешний двор храма Ирода Внутренний двор храма Ирода Главный корпус храма Ирода Внутренний вид притвора и храма Разрушение храма Титом Состояние развалин храма до VIII в. по Рождеству Христову. Глава 4. Площадь Харам еш-шериф Первобытная площадь горы Мориа и способ ее выравнения для храма Принадлежность храму Соломона всей нынешней площади харама Предположения о южной части площади и вопрос о дворце Соломона Разбор свидетельств Иосифа Флавия о храмовой насыпи Северная линия харама и ее тождество с храмовыми складами царя Езекии Южная линия харама, ее ворота и подземелья Назначение юго-восточного подземелья Западная линия харама, ее древние остатки, ворота и мосты Восточная линия харама и золотые ворота Мнения о положении здания храма и жертвенника на площади Цистерны харама Магометанские постройки на площади харама Общий обзор ограды харама Заключительное слово     Когда, в 1886 году, я занимался археологическими разысканиями в Иерусалиме на месте ветхозаветного храма, рядом с местом моих разысканий, прямо против фронта Соломонова храма, созидался новый храм Августейшего Дома Вашего Императорского Величества, и я имел утешение, взирая на него, переноситься мыслию от развалин ветхозаветного мира к судьбам Нового Завета и новозаветного Избранника Божия – православного Русского народа и к нынешнему положению Церкви Божией на земле. Меня, в моих тогдашних занятиях, вдохновляло сознание, что в богохранимое царствование Вашего Величества, когда вопросы Веры и Церкви стали живыми вопросами всего Русского народа, когда область священного прошедшего все более и более привлекает к себе общее внимание, и мой труд по археологии древнейшего храма истинному Богу, пока еще первый труд по данному предмету в Русской литературе, не будет бесполезным и излишним.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Ростов-на-Дону. Церковь Пантелеимона Целителя. Карта и ближайшие объекты Церковь устроена по инициативе организации ликвидаторов Чернобыльской аварии " Союз Чернобыль " и православного центра " Благовест " в десятую годовщину Чернобыльской катастрофы в бывшем здании кинотеатра " Колос " и освящена в день памяти святого великомученика 9 августа 1996 года. Здание для храма перестраивалось по проекту архитектора А. Бучкина. С этого времени храм непрерывно благоустраивается и реконструируется, приобретая внешний вид типового культового сооружения. При храме действует православный духовно-просветительный центр " Благовест " и воскресная школа. Храм Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона в Ростове-на-Дону расположен в одном из красивейших парков города - имени Н.Островского, по адресу: проспект Шолохова, 29А. Возведению Храма Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона в Ростове-на-Дону предшествовало образование православного прихода, официально зарегистрированного в 1995 году. Идея строительства принадлежит группе ликвидаторов Чернобыльской аварии " Союз Чернобыль " и православному центру " Благовест " . Церковь решено было устроить и освятить в 10-ю годовщину со дня аварии на Чернобыльской АЭС, в бывшем здании кинотеатра «Колос». Здание перестраивалось по проекту архитектора А. Бучкина. При проведении реконструкции, во время строительных работ, чудесным образом был обнаружен фундамент церкви, разрушенной в конце 20-х годов. Внешний вид приобрел черты типового культового сооружения. В 2004 году была построена трехъярусная колокольня. В настоящее время, при храме Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона в Ростове-на-Дону действует воскресная школа и православный духовно-просветительный центр " Благовест " . Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=10454

1. Предварительные сведения § 1. Понятие о Богослужении и Церковном Уставе Богослужением православной церкви называются церковные службы, совершаемый в храме Божием в общем собрании верующих, священными лицами по богослужебным книгам и в узаконенное время. Церковный устав есть руководство к правильному и благочинному совершенно Богослужения православной церкви. § 2. Понятие о храме и его принадлежностях Храм Божий или церковь 2 , есть особо устроенное и освященное по особому чину 3 , здание, предназначенное для совершения Богослужения и возношения молитв верующими. Он отличается от обыкновенных зданий и внешним видом своим, и внутренним устройством. а) Внешний вид храма. Внешний вид храма бывает или на подобие креста, или круглый, по большей частью продолговатый, на подобие корабля. Сим последним устройством храма выражается та мысль, что как корабль под управлением опытного кормчего благополучно перевозить путешественника чрез бурное море до места его путешествия; так и церковь , управляемая Главою церкви I. Христом, спасает верующих в него от потопления в бездне греховной, и чрез таинства, священные обряды и молитвословия приводить их к тихому пристанищу, в царство небесное. Средина храма над стенами покрывается куполом, на подобие неба, в означение того, что в храме стояще, на небеси стояти мним. Верх храма украшается главами с крестом. Крест на главах показывает, что это дом Божий, назначенный для прославления Господа Иисуса Христа, совершившего наше спасение крестною смертью . б) Внутреннее устройство храма. Внутри христианский православный храм разделяется на три части: 1) алтарь – место для священнодействующих, 2) храм средний, в котором молятся верные, и 3) притвор – место для оглашенных и кающихся. I. Алтарь. Алтарь (от alta ага) значить высокий жертвенник, потому что устраивается выше прочих частей храма. Он бывает обращен на восток в означение того, что на востоке был рай, и православная вера и церковь получили начало на востоке в земле Иудейской, в которой родился, жил и совершил наше спасение Господь Иисус Христос .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

§ 148. Внешний вид храма Божия соответствует его назначению. Как в основание храма полагается Крест, так и верхи храма освящаются и украшаются крестами. Златосияющие кресты, увенчивающие верхи храмов Божиих, издалека привлекающие взор наш и возбуждающие наше благоговение, суть как бы распростертые длани Господа, непрестанно ходатайствующего о спасении мира, и примиряющего нас с небесным правосудием. Внешний вид храма большею частию представляет образ креста, означая, что Церковь основана, утверждена и возвеличена крестом ( Деян. 20:28 ); или образ корабля, изображая тем Церковь среди мира, как бы среди моря плывущую в вечному, тихому пристанищу. § 149. Освященный храм делается местом благодатного присутствия Божия, постоянного Богослужения и неоскудеваемою сокровищницею благодати Божией, подаваемой из храма для освящения всей жизни и деятельности верных, от рождения до переселения в вечность. По освящении храма день Господа или Святого – во имя коего храм посвящен, бывает местным или храмовым, – великим и ежегодным праздником. Глава ХХХП § 150. Согласно наставлению Ап. Павла, Церковь освящает все предметы, необходимые и важные для благочестия и временного благополучия верующих, словом Божиим и молитвою, чем всякое создание Божие делается добро ( 1Тим. 4: 5 ). Посему Прав. Церковию издревле приняты и при многоразличных наших духовных и телесных нуждах или требах употребляются различные освящения, называемыя молитвами, краткими молениями, благословениями, последованиями, канонами, чинами, литиями, крестными ходами, молебнами. Молебен есть часть Богослужения утреннего. Он состоит из молитв, иногда – канона и чтения слова Божия, сообразно требе; часто бывает с водосвятием. Соединяя с естественною очистительною силою воды благодатную, Церковь почти всегда употребляет освященную воду вместе с словом Божиим и молитвою для освящения нас и всего, нам потребного. Таким образом освящает иконы, наши жилища, корабли при их основании, построении и употреблении; наши поля, сады, стада, кладези, сосуды и проч.; семена и плоды; времена года и дня; наши начинания и действия, напр. при воспитании детей, при отправлении в путь, и при всех обстоятельствах, когда нужно и угодно нам призвать Бога на помощь или излить пред Ним нашу благодарность.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Кафедральный Собор свв. Кирилла и Мефодия в Праге HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Владимир Бурега Кафедральный Собор свв. Кирилла и Мефодия в Праге Православный кафедральный собор Чешской епархии расположен в центре Праги на Рессловой улице. Внешний вид храма, имеющий яркие черты чешского барокко, свидетельствует о долгой и непростой истории собора. Кафедральный собор свв. Кирилла и Мефодия в Праге Адрес: katedrální chrám sv. Cyrila a Metodje, Resslova 9, 120 00 PRAHA 2, telefon 224920686. Настоятель: протоиерей Ярослав Шуварски (mitr. prot. ThDr. Jaroslav Šuvarský), Kladenská 22/557, 160 00 PRAHA 6, telefon 235350771. Православный кафедральный собор Чешской епархии расположен в центре Праги на Рессловой улице. Внешний вид храма, имеющий яркие черты чешского барокко, свидетельствует о долгой и непростой истории собора. ЧЕШСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ ПОСЛЕ 1918 ГОДА И ПРОБЛЕМА ХРАМА До 1918 года Чешские земли (Чехия, Моравия и Силезия) входили в состав Австро-Венгерской монархии, и потому господствующее положение здесь занимала Римско-католическая Церковь. При этом с середины XIX века в годы наибольшего подъема чешского национального Возрождения среди чехов наблюдается определенный интерес к православию, как к религии большинства славянских народов. В 1868 году Русской Православной Церковью был взят в аренду на 30 лет храм святого Микулаша (святителя Николая) на Староместской площади в Праге. В 1874 году состоялось освящение этого храма, после чего здесь регулярно совершались православные богослужения, хотя и с некоторыми ограничениями (запрещалось вывешивать на стенах храма объявления о времени богослужения и совершать на площади крестные ходы). Никольская церковь была тогда единственным православным храмом в столице Чехии. После начала первой мировой войны австрийские власти начали преследование православных. Храм святого Микулаша в Праге был отнят у Православной Церкви и обращен в католический военный костел . В годы войны богослужения и требы для православных жителей Чешских земель совершали румынские военные священники . Таким образом, к моменту провозглашения независимой Чехословацкой республики (28 октября 1918 года) православных храмов в Праге не было.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Приделы храма освящены во имя святителя Алексия митрополита Московского, и в честь хранящейся в храме чтимой иконы Божией Матери " Споручицы грешных " . Они достаточно просторны и светлы, их стены также сплошь украшены яркими фресками. Храм реставрировался в 1896 (не вполне удачно), 1949 и 1972 годах. Советские реставраторы вернули церкви её первоначальный внешний вид. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2013 г. Начало Николо-Хамовническому храму было положено ещё в 1625 году, пока деревянному, одновременно с рождением в Москве новой государевой слободы. Само же каменное здание было заложено 21 мая 1679 года при Патриархе Иоакиме (1674-1690) и освящено 25 июня 1682 года. В 1694 году возведена трапезная с приделом во имя свт. Алексия Митрополита Московского. В середине следующего века, в 1757 году, по просьбам прихожан в северной части трапезной устроили ещё один придел во имя новоявленного святителя и Чудотворца Димитрия, митрополита Ростовского, освящённый в том же году 15 сентября. Внешний вид Николо-Хамовнического храма говорит о том, как он прекрасен, красив и великолепен: он сверкает и играет своими красками и формами, от него веет какой-то весенней Пасхальной праздничностью XVII столетия. Раскрашенный в своих архитектурных деталях как Пасхальное яйцо, красным и зелёным, убранный яркими изразцами, увенчанный, так любимым нашими предками, луковичным пятиглавием вместе с трапезной и, как оборками, покрытый тремя ярусами слухов шатровой колокольней. Знать, дивилась Москва на силу и красу храма, на почитание и любовь к нему прихожан; был он даже упомянут как один из красивых храмов Москвы в её рукописном описании 1797 года. Неизвестны остались имена строителей, безымянным остался чудесный труд, сохранивший в камне чистый полёт их души во славу Божию и на радость народа православного. А потом пришла беда, дикой гордыней Наполеона, жадной кровавой войной докатилась она до Москвы, пожгла и разорила святыни православные, а вместе с ними и Николо-Хамовнический храм. Но уже 4 декабря 1812 года милостью Божией и усердием прихожан воскресла духовная жизнь храма с освящением Алексиевского придела и возобновлением богослужений. 1 июня 1813 года был получен антиминс для освящения храма, а 6 июля уже произошло само освящение.

http://sobory.ru/article/?object=01942

Женские места от мужских иногда отделялись деревянными перегородками. К дверям западным из церкви в притвор, кои назывались древле красными, по примеру бывших во храме ветхозаветном ( Деян.3:2 ), становились, по древнему обычаю, оглашенные первого разряда 697 , называемые стоящими с верными, или купностоящими 698 . За красными вратами было третие отделение храма – притвор (ναρϑηξ), которой можно разделить на внутренний, куда входили из паперти, и внешний, который составляли паперть и ограда. У врат из притвора внутреннего, по древнему обыкновению, стояли второго разряда оглашенные – припадающие 699 ; в самых вратах – оглашенные третьего разряда слушающие. По словам св. Григория неокесарийского , «слушание бывает внутри врат в притворе» 700 . Во внутренний притвор иногда позволялось входить, как оглашенным, язычникам, еретикам и раскольникам, для слушания слова Божия и поучений 701 . В этом притворе устрояемы были иногда крещальни для крещения и трапезы для приношений и вечерей любви 702 . Во внешнем притворе стояли нищие для принятия милостыни от входящих во храм и исходящих, поэтому нищие и называются у св. Златоуста стражами царского чертога 703 , и тамже находились оглашенные четвертого разряда, – плачущие. «Плачь, – говорит св. Григорий неокесарийский , – бывает вне врат молитвенного храма, где согрешивший должен просити входящих верующих, дабы они помолились за него» 704 . Тертуллиан указывает во внешнем притворе на место омовения рук для входящих во храм 705 . Евсевий, повествуя о храме, построенном Великим Константином в Тире, третью часть храма изображает следующим образом. «Назначив для храма пространство гораздо обширнее прежняго, весь этот объем он оградил отвне стеною, чтобы огражденное место было самым безопасным убежищем для каждого. Величественные и высокия врата его устроив против самых лучей восходящего солнца, он и стоящим далеко вне священной ограды доставил возможность ясно созерцать внутреннее. Пораженных этим он надеялся скорее привлечь к церкви и видящих это возбудить к вступлению в нее. Впрочем, вступившему во врата ограды он не позволил вдруг не чистыми и неомытыми ногами войти в самое святилище, но между храмом и вратами ограды оставил весьма большое место, украсил его со всех сторон четырмя полукруглыми портиками и дал ему вид четвероугольника. Здесь против храма, дал он место символам святого очищения, т. е. ископал источники, которые вступающим внутрь священной ограды доставляют в изобилии воду для омовения» 706 . Внешний вид храмов Божиих

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Георгий, а никто и не ставит во главу угла внешний вид (а про свечку Вы сами написали), но это так же, как и постная пища в пост, подспорье для поддержания " нужной формы " и внутренней дисциплины. (Как в армии - внешняя расхлябанность обязательно приведёт к внутренней, кто служил - тот знает). И потом, " свечка через левое плечо " - это поверье, а благочестивый внешний вид - совсееем другое... Может, и в монастырях матушек по современной моде одевать, а иноков в джинсы обрядить? Какая им разница, в чём молиться? Простите. Может, так Вам понятней будет. Всеволод 14 августа 2013, 21:40 ... " А бабушки наши уже вымирают - вот и думайте, кто им придет на смену? " Как ответствовал один батюшка на такое же комсомолкам полтора поколения назад: " бабушки - категория вечная, как сама жизнь; вы состаритесь и придёте к ним на смену " ; так и произошло. Если уж речь зашла о платках - то надо упомянуть, что мужчины-то в большинстве своём бороды уже не один век не носят; а это такая же благочестивая традиция, как и ношение платка. А сколько более мелких благочестивых традиций утеряно за последние сто лет! Но не это главное. Даже язык богослужения - приспособленный за долгие века специально для молитвы, будь то церковнославянский или латинский - не главное. Главное - Христос и Евхаристия. Указанные в статье проблемы связаны не с заблуждениями или же особенностями римокатолического вероисповедания, а с новейшим идолослужением, поклонением комфорту, когда даже Богослужение заменяется развлечением посетителей храма. Римокатолики - при справедливости упомянутого в статье - подвергаются поношениям в нынешнем мире за нашего же Христа; да, у них теперь ослаблена аскетическая дисциплина, и Символ Веры искажён, и новые догматы измышлены, и " учители церкви " , Лойола например, учат тому, от чего древние аскеты предостерегали. Однако же мир всё равно их ненавидит как и нас, как и Христа. Может быть, они ещё отвергнутся заблуждений и присоединятся к полноте Православной Церкви. Василий 14 августа 2013, 20:18

http://pravoslavie.ru/63388.html

В 1970-х гг. привели в порядок внешний вид храма. В 1992 году храм был возвращен верующим, и в нем возобновлены богослужения. В течение последующего десятилетия ему вернули прежний внешний облик, внутри восстановлены иконостасы и настенная живопись. 28 октября 1998 года храм был освящен патриархом Московским и всея Руси Алексием II . В 1999 году в возрожденном храме было открыто представительство Православной Церкви Чешских Земель и Словакии в Москве . В ноябре 1999 года патриарх Алексий II и митрополит Дорофей (Филип) совершили великое освящение храма. Архитектура и убранство Проект здания, принадлежащий архитектору О.И. Бове , при реализации был несколько изменён архитектором Д.И. Жилярди в духе позднего ампира. Здание состоит из храма типа ротонда на четверике с полукруглой апсидой, небольшой трапезной и 2-ярусной (с прямоугольными в плане ярусами) колокольней. Несимметричная композиция, восходящая к традициям XVII в., видимо, связана с использованием фундаментов более ранней церкви, сооружённой предками заказчика, Строгановыми, издавно жившими в этом приходе. Церковь поставлена на склоне Швивой горки и рассчитана на восприятие как с берега реки, так и с переулка, проходящего вдоль её фасада. В 1873 году с запада, перед входом, было возведено высокое крыльцо. Тогда же в трапезной был устроен придел Святой Евдокии. Отделка фасадов памятника сочетает характерную для позднего ампира строгость и чёткость линий с измельчённой, дробной моделировкой некоторых деталей. Обращённый к переулку южный фасад четверика храма акцентирован плоским четырёхпилястровым портиком, завершённым фронтоном, а в простенках между пилястрами над окнами помещены замечательные горельефные композиции: «Вход в Иерусалим», «Поклонение волхвов» и «Избиение младенцев». Стены по периметру здания опоясывает широкий фриз, включающий на четверике храма и нижнем ярусе колокольни триглифы и метопы, украшенные тщательно проработанными лепными медальонами. Столь же тонким рисунком отличаются ионические капители пилястр, декорирующих ротонду храма и верхний ярус колокольни. Сохранившийся на участке рядом с церковью двухэтажный кирпичный дом причта перестроен в ампирных формах в 1840-х гг. из одноэтажного с мезонином здания богадельни.

http://drevo-info.ru/articles/13675598.h...

Однако мы видим, что жизнь подсказала решение вопроса о форме одежды: вне богослужения и вне храма клирикам удобно носить гражданский скромный костюм. Практика жизни ясно показывает, что пора благословить ношение скромной светской одежды для клириков вне храма и вне богослужения, но последнее не освобождает священника от надевания подрясника для отправления треб на дому. Ясно одно: для храма, для богослужения, для официальных приемов, для церковных учреждений необходимо оставить традиционную духовную одежду. Внешний вид православного духовенства Внешний вид православного духовенства должен соответствовать высоте пастырского служения. Нередко считают, что длинные волосы, усы и борода являются неотъемлемым признаком внешнего вида православного священнослужителя. Однако исторические памятники и Священное Писание не подтверждают этого. Апостол Павел, запрещая мужчинам растить волосы, не делает никакого исключения ни для кого: «не сама ли природа учит вас, что если муж растит власы, то это – бесчестие для него» ( 1Кор.11:14 ). Апостольские постановления, которые обычно относят к IV веку, также говорят, что клирикам «прилично подрезывать власы». «Не носить клирикам длинных волос подобно блудницам и не давать доступа для тщеславия под видом праведности...», но клирикам не должно быть «с бритыми головами, подобно жрецам и чтителям Изиды и Сераписа». Начиная с IV в., мы имеем ряд свидетельств о практике пострижения волос у клириков. Об этом говорит и 21-е Правило Трулльского собора. Древняя иконография и лицевые рукописи имеют изображение святых с остриженными волосами. В древние времена в Восточной и Западной Церкви одинаково существовал обычай выстригать волосы на темени, что бытовало среди русского православного духовенства до начала XIX в. В XVIII в. ставленники еще вносили деньги «простригальные по гривне с плеши». Греческий обычай стричь волосы перешел в Русскую Церковь . На фресках Киево-Софийского собора (XI в.) святители изображены с короткими волосами. Кормчая XIII в., толкуя 21 Правило Трулльского собора, говорит об обязательном стрижении волос для духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010