В 1875 г. Сарканский выселок был переименован в станицу, с причислением к ней соседних небольших поселков: Абакумовского, Аксинского и Басканского, входивших прежде в состав Копальской станицы. Калмыки, окончательно поселившись в Саркане, не только сделались полноправными с казаками русскими гражданами, но и принимают даже участие в станичном управлении; в 1875 г. один калмык был избран помощником станичного атамана, а четверо другие – станичными судьями. И другие эмигранты не менее калмыков сроднились с новым своим отечеством и русским правительством. Обласканные постоянною заботливостью о них семиреченской администрации и семиреченского братства, они возрождались нравственно и настолько свыкались с новым своим местожительством, что не только не сожалели о своей старой родине, когда кульджинская провинция занята была в 1871 г. русскими войсками, а еще радовались, что с этою переменою политического положения Кульджи открывалась возможность возобновления родственных отношений с освобожденными от таранчинского ига их единоплеменниками. Самый внешний вид Сарканского выселка изменился за это время. Теперь уже издали заметен высокий церковный купол, над которым отрадно при солнце блестит позолоченный крест; издали заметны белые крыши далеко не деревенских зданий. Перед выселком на быстрой, каменистой речке, переезд чрез которую прежде был очень неудобен в летние, жаркие месяцы, ныне вы встретите большой, прекрасный, деревянный мост, и при въезде в самое селение, видите совершенно новую, береговую улицу, всю застроенную как на подбор большими, каменными зданиями, каковы: станичное управление, дом миссионера, мужская школа и, особенно выдающееся своей красивой постройкой, здание женской Ксениевской школы. Наконец, в довершение всего этого видите вы обрамленную широкими улицами, огороженную оградой и заросшею деревьями церковную площадь, среди которой возвышается новый каменный храм, заинтересовывающий с первого же раза своею оригинальною архитектурою, по поводу которой нельзя не сказать, что окружающие с трех сторон храм, обширные галереи, как нельзя более уместны здесь, при миссионерском назначении храма, как отличные и удобные места для стояния, во время богослужений, готовящихся к св. крещению язычников. Не мало живописного представляют широкие, чистые улицы и густо разросшиеся аллеи вербовника и тополя, особенно в центре русского казачьего выселка. В эмигрантских же кварталах внимание каждого с удовольствием останавливается на повсеместно зеленеющихся огородах. В одних вы встречаете всевозможные овощи; в других – исключительно табак, в-третьих – зеленеющие беседки, с висящими кувшинными тыквами и разноцветные, пестреющие клумбы различных цветов, до которых большие охотницы даур-солонки и сибо.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Сегодня Константинопольская Патриархия не имеет права поставить на куполе своего небольшого храма даже крест. Но в то же время, как отмечал митрополит Антоний Сурожский, «все усилия прилагает к тому, чтобы стать в глазах всего Запада Вселенской Православной Церковью” с восточным псевдопапой” во главе». Путешествую по городу, перебираясь с европейской части на азиатскую, с азиатской – на европейскую. От Султанахмета до Кабаташ, от Кабаташа – в Бешикташ. Там подкрепляюсь фаршированными мидиями. От Бешикташа – в Кадыкёй (некогда Халкидон, город IV Вселенского Собора) на вапуре (род водного транспорта), из Кадикёй – в Бостанжи на долмуше (маленькое маршрутное такси), из Бостанжи в Эминеню. Хожу по улицам, вглядываюсь в лица тех, кому Бог некогда отдал Город. Турки, Турция... Сегодня Турция – демократическое светское государство, согласно Конституции. Турция – не Саудовская Аравия и не Эмираты, здесь никого не заставляют строго соблюдать законы шариата. Но тем не менее – спиртного в турецких ресторанах нет, пьяных на улицах не видно ни одного, разврат по телевизору исключен, уважение к старшим на высшем уровне, к браку отношение очень серьезное. Крепкая цивилизация. Жизнеспособная. Да, в религиозном отношении между ними и нами – пропасть. Мусульмане не признают Христа Богом, не веруют в Святую Троицу, не разделяют христианского учения о Церкви... Но если говорить об обычных жизненных ценностях, я чувствую, что передо мною – братья. У них веками держатся, в общем-то, здравые, традиционные нравственные понятия. Семья и многодетность, обязанности мужчины и женщины, внешний вид женщины и нормы ее поведения, уважение к старшим, защита слабых... В их обществе жива база фундаментальных нравственных понятий, без которых нормальная человеческая жизнь невозможна. А почему же они так плохо ведут себя в Западной Европе, а порой и в России? Понятно, что вдали от родины они «расслабляются». Понятно, что среди них, как и среди нас, есть не совсем адекватные люди. Но просится и еще один ответ.

http://pravoslavie.ru/123117.html

7 . Распечатание молитвенных зданий раскольников допускается с особого разрешения министра внутренних дел и с тем условием, чтобы распечатание производилось без всякого торжества, при чем о каждом случае этого рода министр входит предварительно в сношение с обер-прокурором св. Синода. Распечатание раскольничьих монастырей и скитов не допускается. 8 . В тех местностях, где значительное население раскольников не имеет ни часовен, ни других молитвенных зданий, дозволяется, с разрешения министра внутренних дел, обращать для общественного богомоления существующие строения. При этом наблюдается, чтобы обращаемому для сего строению, не был придаваем внешний вид православного храма, и чтобы при нем не имелось наружных колоколов. Наддверные кресты и иконы над входом в часовню или другое молитвенное здание ставить не возбраняется. 9 . При погребении умерших раскольников дозволяется: а) предношение иконы сопровождаемому на кладбище покойнику и б) творение на кладбище молитвы по принятым у раскольников обрядам, с пением, но без употребления церковного облачения. 10 . Уставщики, наставники и другие лица, исполняющие духовные требы у раскольников, не подвергаются за сие преследованию, за исключением тех случаев, когда они окажутся виновными в распространении своих заблуждений между православными или в иных преступных деяниях. За означенными лицами не признается духовного сана или звания, причем они считаются, в отношении к правам состояния, принадлежащими к тем сословиям, в которых состоят. 11 . Последователям раскола воспрещается публичное оказательство оного, которым признаются: а) крестные ходы и публичные процессии в церковных облачениях, б) публичное ношение икон, за исключением случая, предусмотренного в пункте а статьи 9 настоящего узаконения, в) употребление вне домов, часовен и молитвенных зданий церковного облачения или монашеского и священнослужительского одеяний и г) раскольничье пение на улицах и площадях. 12 . В тех случаях, когда, на основании статей 3, 4, 7 и 8 настоящего узаконения, требуется разрешение или утверждение министра внутренних дел, он делает надлежащие, относительно раскольников, распоряжения, сообразуясь как с местными условиями и обстоятельствами, так равно с нравственным характером учения и другими свойствами каждой секты. X. Высочайше утвержденное 4 июля 1894 г. положение Комитета министров и циркуляр министерства внутренних дел от 3 сентября 1894 г. за 24, о признании штунды особо-вредною сектою и о воспрещении собраний штунды

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Ольга 7 марта 2024, 18:01 Не все читатели знают, что это за " наши широты " . Я уже не один год на портале, но понятия не имею, в каком монастыре подвизается автор статьи инокиня Наталья. А сосны, что на фото, не только на севере растут, в Московской области их тоже можно увидеть. Отчасти и по этой причине " неправильные " комментарии. Игорь 7 марта 2024, 15:09 Даже страшно некоторые комментарии читать:( Статья - обычная притча, каких полно в любой христианской литературе, от Евангелия и святых отцов до детских книжек: когда образами этого мира иллюстрируется действие страстей в человеке и способы борьбы с ними. И всё:) Как кажется. Ан, нет: оказывается, тут еще можно увидеть, как какие-то далекие северные монахи страшно погрешили тщеславием, когда заботились о том, чтоб горожанам было радостно приходить на территорию православного храма! Ужас. И. 6 марта 2024, 23:59 Алла 6 марта 2024, 15:38 Творец все предусмотрел, в т.ч. что человек отпадет от Бога, но все равно дал ему разум и владычество над всею землею. Я же не призываю вас трястись над каждой травинкой. И что значит " за неимением там других растений " ? А сосны какие. Про клумбы и лужайки в комментарии автора есть. Просто не устраивает, что растет, когда цветет. Да и в городе наверное не марсианский пейзаж в одних только мхах, благоустройством же занимается кто-то с учетом климатических условий. И с биологами проконсультироваться можно, если все так сложно. Из статьи следует, что все усилия были вложены во внешний парадный вид, поэтому параллели, по моему мнению, неудачны. Алла 6 марта 2024, 15:38 И., речь шла о ваших словах " замысел Бога и человека в отношении растения не совпали " . Почему вы решили, что Бог не предусмотрел, что какие-то растения будут человеку мешать на конкретном участке, даже если они сами по себе полезные? Думаю в замысел Бога и такой вариант включался. Ну а насчет конкретного газона из конкретной истории, то за неимением там других растений, не думаю, что монахи не успевают услаждать взоры хотя бы им. Плюс это красота ещё и для гостей, чтоб им было приятно.

http://pravoslavie.ru/158942.html

7) Распечатание молитвенных зданий раскольников допускается с особого разрешения Министра Внутренних Дел и с тем условием, чтобы распечатание производилось без всякого торжества, при чём о каждом случае этого рода Министр входит предварительно в сношение с Обер-Прокурором Святейшего Синода. Распечетание раскольничьих монастырей и скитов не допускается. 8) В тех местностях, где значительное население раскольников не имеет ни часовен, ни других молитвенных зданий, дозволяется, с разрешения Министра Внутренних Дел, обращать для божественного богомоления существующие строения. При этом наблюдается, чтобы обращаемому для сего строению не был придаваем внешний вид православного храма и чтобы при нём не имелось наружных колоколов. Наддверные кресты и иконы над входом в часовню или другое молитвенное здание ставить не возбраняется. 9) При погребении умерших раскольников дозволяется: 1) предношение иконы сопровождаемому на кладбище покойнику и 2) творение на кладбище молитвы по принятым у раскольников обрядам, с пением, но без употребления церковного облачения. 10) Уставщики, наставники и другие лица, исполняющие духовные требы у раскольников, не подвергаются за сие преследованию, за исключением тех случаев, когда они окажутся виновными в распространении своих заблуждений между православными, или в иных преступных деяниях. За означенными лицами не признаётся духовного сана или звания, причём они считаются, в отношении к правам состояния, принадлежащими к тем сословиям, в которых состоят. 11) Последователям раскола воспрещается публичное оказательство оного, которым признаются: а) крестные ходы и публичные процессы в церковных облачениях: б) публичное ношение икон, за исключением случая, предусмотренного в пункте а) статьи 9 настоящего узаконения; в) употребление вне домов, часовен и молитвенных зданий церковного облачения, или монашеского и священнослужительского одеяний и г) раскольничье пение на улицах и площадях. 12) В тех случаях, когда на основании статей 3, 4, 7 и 8 настоящего узаконения требуется разрешение или утверждение Министра Внутренних Дел, он делает надлежащие, относительно раскольников, распоряжения, сообразуясь как с местными условиями и обстоятельствами, так равно с нравственным характером учения и другими свойствами каждой секты.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Варька сколько себя помнила, все время слышала от папы: «Внешний вид должен быть безупречен, никакой неряшливости». А папа и по жизни никакой небрежности не переносит, не только в одежде. Варе ужасно это в отце нравится, она и сама такая дотошная, не может за собой «опилки» оставлять, всегда до гладкости, до безупречности старается довести работу. Только вот при чем здесь храм? Она как в жизни себя ведет, так и в храме. Или наоборот, как в храме, так и в жизни. Может, все это из-за того, что она в православном ВУЗе учится, а не в светском? Ну, так и что? Православие — это же никакая не субкультура. Мама недавно опять переживала по поводу замеченных в журналах, которые она читает, заголовков: «Стиль «клуша» мы выбираем для себя сами» или «Православный гламур». И как ведь все всем правильно объясняют, дескать, чтобы никого не соблазнить. Вообще-то, тот кто хочет соблазниться, соблазнится обязательно. Одна волосам позавидует, а другая заметит, что ботинки стоптанные (не на что многодетным-то новые купить!), а кто скажет, что вырез слишком глубок или, наоборот, застегнулась до подбородка, как ханжа, даже дышать не может. Это ж кем надо быть, чтобы все эти недомогания ближних принимать во внимание?! Варя бросает мимолетный взгляд в зеркало, и, убедившись, что все в порядке, лавиной спускается с лестницы. В половине седьмого она уже вставляет ключ в замок зажигания маминой старушки «Рено». «Господи, только бы завелась! Матушка, Заступница, помоги!» Машинка капризна, да еще дождь зарядил, всякое может случиться. «Схватилась, слава Богу!» — и тут же упрекает себя: «А ты становишься суеверна, как будто заклинание прочла». Подмосковное шоссе непривычно пустынно в этот ранний час. Оно уютно подмигивает девушке светофорами и ближними фарами редких встречных автомобилей. Вот уже и «Упокой, Господи, души», — Варя заканчивает читать утреннее правило. А вот уже и храм. Нищие на посту у калитки, им и дождь нипочем, теплый полумрак храма, горящие свечи. Служба еще не началась, но старушки уже все в сборе. Она проходит на свое обычное место, слева от алтаря. А вот и клирос идет. Паренек, нижний голос, находит ее глазами. Они встречаются взглядами. Секунда, и Варя опускает ресницы. Случайно? Нарочно ли? «Благословен Бог!», — возглашает священник. Она совсем не знает этого юношу. Кто он? Выправка выдает военного. В этом храме много мужчин, и много военных. Или, быть может, спортсмен? Мускулы играют под свитером. Русоволосый и глаза голубые. Взгляд серьезный, испытывающий, честный, без всяких намеков на игривость.

http://pravmir.ru/vse-poluchitsya-iskren...

Будучи сравнены в гражданских правах со всеми гражданами, раскольники в религиозном отношении также пользуются полною терпимостью и свободою, с устранением лишь таких действий, которые могли-бы производить соблазн между православными и давать мысль, что раскольнические секты признаются законом наравне с православною церковию. В религиозном отношении раскольникам дозволяется: 1) творить общественную молитву, исполнять духовный требы и совершать богослужение по их обрядам, как в частных домах, так равно и в особо предназначенных для сего зданиях, с тем лишь непременным условием, чтобы при этом не были нарушаемы общие правила благочиния и общественного порядка; 2) исправлять и возобновлять с разрешения губернатора принадлежащие им молитвенные здания, с оставлением наружного вида их; 3) распечатывать молитвенные здания раскольников, кроме монастырей и скитов, с особого разрешения министра внутренних дел, с условием, чтобы распечатание производилось без всякого торжества; 4) обращать существующие строения в молитвенные дома в тех местностях, где значительное население раскольников не имеет ни часовен, ни других молитвенных зданий. При этом наблюдается, чтобы обращаемому строению не был придаваем внешний вид православного храма и чтобы при нем не имелось наружных колоколов, хотя не возбраняется ставить наддверные кресты и иконы над входом в часовню; 5) при погребении умерших, раскольникам дозволяются: а) предношение иконы сопровождаемому на кладбище покойнику, и б) творение на кладбище молитвы по принятым у раскольников обрядам, с пением, но без употребления церковного облачения; 6) уставщики, наставники и другие лица, исполняющие духовные требы у раскольников не подвергаются за сие преследованию, за исключением тех случаев, когда они окажутся виновными в распространении своих заблуждений между православными или в других преступных деяниях. За означенными лицами не признается духовного сана или звания, при чем они считаются в отношении к правам состояния, принадлежащими к тем сословиям, в которых состоять; 7) последователям раскола воспрещается публичное оказательство оного, которым признаются: а) крестные ходы и публичные процессии в церковных облачениях; б) публичное ношение икон, за исключением предношения их сопровождаемым на кладбище покойникам; в) употребление вне домов, часовен и молитвенных зданий церковного облачения или монашеского и священнослужительского одеяний и г) раскольническое пение на улицах и площадях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

136. В тех местностях, где значительное население раскольников не имеет ни часовен, ни других молитвенных зданий, дозволяется, с разрешения Министра Внутренних Дел, обращать для общественного богомоления существующие строения. При этом наблюдается, чтобы обращаемому для сего строению не был придаваем внешний вид православного храма и чтобы при нем не имелось наружных колоколов. Наддверные кресты и иконы над входом в часовню или другое молитвенное здание ставить не возбраняется. Примечание. Статьи 135 и 136 Устава Строительного основаны на Высочайше утвержденном 3 мая 1883 г. мнении Государственного Совета, коим имелось в виду даровать раскольникам права по отправлению ими духовных треб в пределах и условиях, не воспрещаемых существующими законами, так как ст. 206 Улож. о нак. Изд. 1866 г. безусловно воспрещала построение новых и починку старых для службы и моления по раскольническим обрядам зданий под наименованием церквей, часовен или молитвенных домов и обращение крестьянских изб в публичные молельни (см.: Бутырский Д. Устав строительный. М., 1903). Глава III. О ПОСТРОЕНИИ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ ИНОСТРАННЫХ ИСПОВЕДАНИЙ 139. (Ср. ст. 246) Никто не имеет права самовольно строить церкви иностранных исповеданий христианских. Запрещение сие распространяется и на каплицы и подвижные престолы Римско-Католического исповедания (ср. Уст. Иностр. Исповед., изд. 1896 г., ст. 124). 140. (Ст. 247) Лица или общества, кои предпринимают строение церквей или устройство каплиц или престолов сего рода (ст. 139), обязаны обращаться о том с просьбами в губернские правления. Сии места удостоверяются о неимении препятствий к разрешению постройки посредством сношения с православным и другим епархиальным начальством подлежащего иностранного исповедания, в ведении коего находятся соседние приходы. Получаемые сведения губернские начальства сообщают с своими заключениями в Министерство Внутренних Дел по Департаменту духовных дел иностранных исповеданий. 143. (Ст. 250) Починка церквей иностранных христианских исповеданий, а равно построение новых вместо обветшавших или же разрушенных по какому либо несчастному случаю, производятся с разрешения их духовных начальств, по принадлежности. Сие правило распространяется и на так называемые в Римско-Католическом исповедании церкви филиальные и на существующие с разрешения правительства каплицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сравнение древнерусской иконописи, особенно происходившей из центров, удаленных от Москвы, всегда испытывавшей заметное влияние Константинополя, с византийской показывает, сколь сильно различались идеалы духовной красоты русичей и византийцев. На Руси (особенно в Новгороде, Пскове, северных землях) они подверглись сильному влиянию местных, восходящих к дохристианским временам представлений о красоте материальной, видимой, фольклорной. В архитектуре это отражалось в значительно большем, чем у византийцев, внимании русских зодчих к красоте экстерьера, окраске и украшению куполов, крестов, к вписанности храма в пейзаж. Духовная красота в ее чистом, или строгом православном, смысле открывалась на Руси далеко не многим. Ее истинными стяжателями были лишь наиболее одаренные подвижники (как Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Нил Сорский да их ближайшие ученики и последователи) и немногие высокодуховные иконописцы (такие как Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий Ферапонтовский). Большинство же православных русичей привлекала не сама по себе духовная красота, но ее выраженность в чувственно воспринимаемых предметах, то есть в красоте видимой, и прежде всего в красоте искусства. Красота, благообразие, стройность (чинность) в творении, человеке, церковном искусстве достаточно устойчиво понимались в Древней Руси как символы святости, благочестия, вообще духовных ценностей. Хотя, как и во всем христианском мире, в этом плане существовала и обратная, правда, не очень распространенная, тенденция. В кругах ригористически настроенных подвижников видимая красота, особенно рукотворная, осуждалась как возбудитель греховности, и, напротив, безобразный внешний вид мог служить символом духовных ценностей, святости, благочестия (в случаях с мучениками за веру, аскетами, юродивыми). Для эстетического сознания Древней Руси характерно чувство возвышенного. С особой остротой оно было развито у подвижников, практиковавших аскетический образ жизни. Далеко не случайно П. Флоренский считал их главным эстетическим субъектом, а аскетику в прямом смысле слова — православной эстетикой, резонно напоминая, что и сами аскеты называли свой образ жизни «искусством из искусств», «художеством из художеств». Чувство возвышенного возникало у подвижников при созерцании духовного света, в моменты откровения духовных сфер в видениях, знамениях, чудесах, сопровождавших жизнь древних стяжателей божественных истин. Нередко мистический опыт подвижников находил выражение в искусстве — особенно в гимнографии и в живописи. Многие иконописцы жили в монастырях, сами монашествовали, общались с высокодуховными братьями и опыт мистических откровений умели выразить художественными средствами своего искусства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=184...

Я считаю, что сегодня родители должны учиться вместе с детьми, причем на месяц опережая детей. Ты заранее, за месяц, просматривай учебники твоего ребенка, обращая внимание на темы, по которым могут возникнуть антицерковные дискуссии (история, литература, биология и так далее), и попробуй сам найти материалы, которые дали бы твоему ребенку возможность глубже посмотреть на эти проблемы, чем то воззрение, которое предложат одноклассники или его учительница. И неучебные детские книжки тоже лучше читать вместе. Педагогика — это искусство возможного, искусство компромиссов. Надо уметь терпеть даже непослушность собственных детей. Как нам определить меру нашей собственной нетерпимости? Христианство по своей сути противоречит духу современной культуры. Но именно поэтому не надо спорить по мелочам, сохранив запас полемической энергии для обсуждения глобальных расхождений. А вот разругиваться по поводу прически или какого-нибудь фильма, может быть, не стоит. Лучше внять совету Патриарха: " Нередко молодой человек, приходящий в храм, не осознающий даже до конца, что его туда привело, встречается с равнодушным и безразличным отношением людей, для которых церковная жизнь, надо полагать, уже стала обыденностью. Пусть наивны и неудобны вопросы, с которыми юноши и девушки обращаются к нам, пусть внешний вид этих ребят не соответствует нашим представлениям об одежде православного христианина, — они не должны выйти из храма отторгнутыми, неуслышанными или даже обиженными, как это, к сожалению, случается " [ 2 ]. — Известна многочисленная критика Вашей позиции по отношению к книге " Гарри Поттер " . Есть ли среди этой критики какое-либо здравое зерно или абсолютно все неприемлемо для Вас? — Скажу честно, что когда я первый раз читал некоторые антипоттеровские книги, то кое-какие страницы казались мне очень и очень убедительными. Но это меня не смутило. Я книжник, живу в мире книг и знаю, сколь убедительными могут казаться те или иные приводимые аргументы и факты, которые, однако, теряют свою силу, если посмотреть на них с другой стороны. Мое давнее правило в литературной полемике — не отвечать сразу . Когда появляется критическая статья в мой адрес, я даю ей полежать несколько месяцев, пока не улягутся мои эмоции (эмоции — плохие помощники в полемике). Я некоторое время привыкаю к тексту, держу в уме приведенные аргументы, вновь и вновь сопоставляю их с теми книгами, которые читаю... И когда, по прошествии некоторого времени, я снова, уже более спокойно принимаюсь за чтение критической статьи, то, как правило, выясняется, что все-таки я ошибся в оценке ее убедительности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1037...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010