Любовь является силою, объединяющею людей между собою и Богом. Приближаясь к Богу, мы сближаемся и с людьми и, сближаясь с людьми, объединяясь с ними, мы приближаемся к Богу. Отцы Церкви уяснили это таким сравнением: Бог и люди находятся как бы в одном круге, Бог в центре круга, а люди на окружности и радиусах. Чем выше подымаются люди по радиусам, тем они ближе к центру и, очевидно, друг к другу. Это объединение людей между собою и Богом силою любви и было главным предметом первосвященнической молитвы Христа: «да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и я в Тебе, так и они да будут в нас едино – да будут едино, как и мы едино... да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет и Я в них» ( Ин. 17: 21 – 26 ). Единение людей между собою и Богом на основе любви и составляет существо Царства Божия. В этом понимании Царства Божия примиряются все кажущиеся противоречивыми отдельные изречения о Царстве Божием в Евангелии и не только примиряются, но являются необходимыми для всестороннего освещения этой идеи. Есть Царство Божие внутри человека находящееся, как единодушие и единомыслие с Богом, есть оно и вне нас, как проявление в жизни, в действиях и отношениях того, что наполняет душу, как общество людей, объединенное взаимною любовью и возглавляемое Спасителем. Примиряется таким определением Царствия Божия по существу и вопрос о времени пришествия Царства Божия, «То неверно, – говорит преосвященный Феофан, – если бы кто стал думать, что когда Богообщение поставляется последнею целью человека, то человек сподобится его после, в конце, например, всех трудов своих. Нет, оно должно быть всегдашним, непрерывным состоянием человека, так что, коль скоро нет общения с Богом, коль скоро оно не ощущается, человек должен сознаться, что стоит он вне своей цели и своего назначения 7 . Иначе говоря, Царствие Божие, как жизнь вечная, не приурочено только к загробному миру (как у нас обычно это понимается), а обусловливается только нравственным развитием человека, его готовностью войти в общение с Богом, а потому может быть и здесь на земле 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/raskryt...

Магомет, не отказывая в наименованиях, собственно евангельских, сему князю мира, которого признает знамением милосердия Божия к человекам, сам, однако, не понимает возвышенного значения сих названий. Он смешивает Дух Святый, образующий плоть Божественному Слову в утробе Пречистой Девы, с Ангелом, или духом, который возвестил ей сие чудесное воплощение: но он не хочет, или вернее не может понять, что младенец, родившийся столь необычайным образом, есть уже не простой человек, но имеет в себе и Божественную природу. Гораздо разумнее принимать это таким образом, нежели следовать мнению Корана, весьма неудовлетворительному в этом случае. И сверх сего, может ли такое существо, предсказанное при начале мира, как ожидаемый Мессия и Божие Слово, пришедшее, наконец, исполнить все бывшие о нем пророчества, может ли Оно еще иметь нужду в позднейшем пророке, который будто бы должен явиться, дабы объяснить Церкви, основанной самим Мессиею, истинный смысл его учения, ибо, в таком случае, необычайное рождение существа столь совершенного было бы уже излишним. Магомет смотрел на все сии явления только с человеческой стороны, рассуждая исторически о Божественном лице Христовом, и нисколько не разумея, что он был свет, вне которого все прочее есть только тьма, и единственный путь, ведущий ко спасению, посредством истины, поскольку сам он есть воплощенная истина и источник жизни, без которой не может быть доступна нам никакая жизнь. «Я есмь путь, истина и жизнь», говорил Иисус Христос своим ученикам, когда прощался с ними пред своими страданиями; «никто не приходит к Отцу моему, как только мною. И я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки, Духа истины; в тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем и вы во Мне, и Я в вас». ( Ин.14:6,16,20 ). Видите ли, о какой тесной духовной связи здесь говорится, которая не вне, но внутри нас самих; это не какое-либо нравственное учение, которое нас руководит, но жизненное начало, которым мы дышим; это огонь, раскаляющий железо, хотя и сохраняющий ему внешний образ, если только предметы земные могут быть уподобляемы божественным.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Н. Бердяев когда-то замечательно сказал, что христианство отличается от других религий исключительно тем, что здесь мы встречаемся с Иисусом как с Человеком. Всё остальное, что мы находим в христианстве, уже было открыто античной философской мыслью или сформулировано в Ветхом Завете – только Сам Христос абсолютно нов и уникален. Об этом же ещё раньше говорил Вл. Соловьёв, сначала в «Чтениях о богочеловечестве», а затем в «Трёх разговорах». Христианство и история Важно обратить внимание на тот фон, на котором происходит исповедание Петра. «Придя же в страны Кесарии Филипповой…» Окрестности Кесарии Филипповой – это холмы. Как на холме Акрополя стоит Парфенон, так и здесь на высоком холме расположен город Кесария с огромным храмом Августа. Этот храм украшают белые колонны и статуи. Античный храм Августа – как бы картинка греко-римского мира. Вокруг – множество языческих храмов и святилищ в честь различных богов. Это уже не Палестина, а Финикия. Население смешанное, поэтому здесь верят в самых разных языческих богов, приносят жертвы Ваалу, Адонису и другим божествам. Пётр исповедует Христа на фоне истории мировых религий . Не в вакууме, а именно в контексте всего того, что накопило к этому моменту человечество, на фоне истории человеческой мысли, религии, веры, философии, искусства, литературы Пётр восклицает: «Ты Христос!» Христианство не стоит вне истории – оно глубочайшим образом укоренено в ней. Христианство не стоит вне культуры в её историческом развитии – оно внутри её. В Евангелии от Луки, в начале 3й главы, подробнейшим образом представлена историческая обстановка, в которой начинал Свою проповедь Христос: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Иудее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лк.3:1–2). Слово Божие, Евангелие, христианство всегда связаны с миром, в котором мы живём. Если в других религиях и учениях, особенно на Востоке, человек приходит к Богу, отворачиваясь от реальности, то в христианстве всё происходит наоборот – Бог приходит к людям, Бог оказывается среди нас!

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

Н. Бердяев когда-то замечательно сказал, что христианство отличается от других религий исключительно тем, что здесь мы встречаемся с Иисусом как с Человеком. Всё остальное, что мы находим в христианстве, уже было открыто античной философской мыслью или сформулировано в Ветхом Завете — только Сам Христос абсолютно нов и уникален. Об этом же ещё раньше говорил Вл. Соловьёв, сначала в «Чтениях о богочеловечестве», а затем в «Трёх разговорах». Христианство и история Важно обратить внимание на тот фон, на котором происходит исповедание Петра. «Придя же в страны Кесарии Филипповой…» Окрестности Кесарии Филипповой — это холмы. Как на холме Акрополя стоит Парфенон, так и здесь на высоком холме расположен город Кесария с огромным храмом Августа. Этот храм украшают белые колонны и статуи. Античный храм Августа — как бы картинка греко-римского мира. Вокруг — множество языческих храмов и святилищ в честь различных богов. Это уже не Палестина, а Финикия. Население смешанное, поэтому здесь верят в самых разных языческих богов, приносят жертвы Ваалу, Адонису и другим божествам. Пётр исповедует Христа на фоне истории мировых религий. Не в вакууме, а именно в контексте всего того, что накопило к этому моменту человечество, на фоне истории человеческой мысли, религии, веры, философии, искусства, литературы Пётр восклицает: «Ты Христос!» Христианство не стоит вне истории — оно глубочайшим образом укоренено в ней. Христианство не стоит вне культуры в её историческом развитии — оно внутри её. В Евангелии от Луки, в начале 3-й главы, подробнейшим образом представлена историческая обстановка, в которой начинал Свою проповедь Христос: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Иудее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лк 3:1-2). Слово Божие, Евангелие, христианство всегда связаны с миром, в котором мы живём. Если в других религиях и учениях, особенно на Востоке, человек приходит к Богу, отворачиваясь от реальности, то в христианстве всё происходит наоборот — Бог приходит к людям, Бог оказывается среди нас!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Но Он – «мужеского пола, без порока» (ср. Лев.1:3 ). Он – воистину «мужеского пола», Ему не ведом грех , который есть женская слабость. Поэтому только этот телец «мужеского пола», только Он «без порока» и «не сделал греха, и не было лжи в устах Его» ( Ис.53:9 ), но приобрел «благоволение пред Господом», принесен в жертву у дверей «скинии собрания» ( Лев.1:3 ). У дверей скинии означает не внутри, а снаружи. Иисус был снаружи, ибо «пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Ин.1:11 ). Он не вошел в скинию, к которой подошел, но был принесен в жертву всесожжения у ее дверей, так как страдал «вне стана» (ср. Лев.4:12 ). Ведь и злые «виноградари, увидев сына, вывели [его] вон из виноградника и убили» (ср. Мф.21:38–39 ). Вот что приносится в жертву у дверей скинии собрания и принимается Господом (ср. Лев.1:3 ). А какая жертва сравнится с жертвой «Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу» (ср. Евр.9:14 )? 3 . Сказано: «И возложит руку свою на голову жертвы всесожжения и заколет тельца пред Господом; сыны же Аароновы, священники, принесут кровь и покропят кровью со всех сторон на жертвенник, который у входа скинии собрания» ( Лев.1:4–5 ). Из сказанного ясно, что Анна и Каиафа и прочие, которые «имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти» (ср. Мф.27:1 ) и пролили кровь Его «к подножию жертвенника всесожжений, который у входа скинии собрания» (ср. Лев.4:7 ), были из сынов Аароновых. Ибо кровь была пролита там, где был жертвенник и основание его, как и Сам Господь говорит: «Не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима» ( Лк.13:33 ). «И возложит руку свою на голову жертвы всесожжения» (ср. Лев.1:4 ), то есть Он возложил грехи человеческие на Свое тело, ибо Сам Он есть голова Своего Тела – Церкви (ср. Еф.1:22–23 ). Но, возможно, это сделано не без причины, ибо прежде сказано: «Пусть принесет ее к дверям скинии собрания» ( Лев.1:3 ), и повторяется далее, где вновь сказано: «На жертвенник, который у входа скинии собрания» ( Лев.1:5 ), как будто недостаточно в одном и том же повествовании сказать это однократно. Разве что, возможно, он хотел пояснить, что кровь Иисуса была пролита не только в Иерусалиме, где находились жертвенник и его основание и скиния собрания, но что этой самой же кровью был окроплен и высший алтарь, который на небесах в «церкви первенцев» (ср. Евр.12:23 ), как и Апостол говорит: «Чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» ( Кол.1:20 ). Поэтому во второй раз упоминается «жертвенник», который у входа «скинии собрания» (ср. Лев.1:5 ), ибо жертва Христа была принесена не только за земное, но и за небесное. И именно здесь Он пролил за людей само телесное вещество Своей крови, а на небе – если там есть те, кто исполняют обязанности священников, – Он принес жизненную силу Своего тела как некую духовную жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

– О, Господи! Прости им грех их! А если нет, то изгладь и меня из Книги Твоей, в которую Ты меня вписал. И ответил Господь: –Того, кто согрешил предо Мной, изглажу из Книги Моей. Иди и веди народ в землю, текущую молоком и медом. А Я пошлю Ангела Моего и в день посещения Моего Я посещу их. Сам Я не пойду с вами, чтобы не погубить вас, потому что вы народ жестоковыйный. Услышав этот приговор, народ зарыдал и снял с себя украшения в знак покаяния. Моисей поставил себе шатер вне стана, и кто искал Господа, входил туда. Так он прообразовывал Распятого вне города Иисуса Христа, через Которого мы имеем доступ к Отцу. Когда Моисей входил в шатер, то спускался столп облачный и становился перед входом, и Бог говорил с Моисеем лицом к лицу, как мы говорим со своим другом. И каждый, кто видел этот столп, кланялся от своего шатра. Строительство скинии (Исх. 25–40) Когда Моисей был на горе, Бог показал ему небесный первообраз Храма – образ возглавляемой Христом Вселенной. Он объяснил пророку значение его и повелел построить на земле копию. Когда Моисей вторично сошел с горы, то, по велению Господа, указал Веселеилу и другим строить передвижной храм – скинию. Храм состоял из трех частей: двора, в который входили все израильтяне, святилища, где служили священники, и Святого святых, куда раз в год входил первосвященник. Во дворе стоял медный жертвенник, на котором сжигались принесенные Богу жертвы, он прообразовывал собой Крест Христов. Также там стоял медный умывальник для священных омовений, символизировавший Крещение. В святилище горел семисвечник, прообразовавший дары Святого Духа, стоял кадильный жертвенник, указывающий на молитвы святых. Также стоял стол с двенадцатью хлебами предложения, положенными в память о коленах Израиля и предсказывающими появление двенадцати апостолов. Святое святых отделялось от святилища завесой, на которой были вышиты Херувимы. Эта завеса указывает на ангельскую стражу, стоящую на охране мира и созерцающую Бога. В самом таинственном месте скинии стоял Ковчег Завета – особый ящик, где лежали две каменные доски (скрижали), на которых Рукой Бога были написаны десять заповедей. Над крышкой Ковчега, тоже осеняемой изображениями Херувимов, иногда возникал голос Бога, открывавшего Свою волю. Эта крышка называлась «очистилищем», ибо раз в год первосвященник кропил ее кровью, чтобы очистить грехи людей. Эта крышка – образ Христа Искупителя, очистившего наши грехи; Ковчег Завета – символ Богородицы, украшенной Святым Духом, внутри Которой Бог Слово стал человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

О посмертной судьбе не–христиан: «те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут… " (Римл. 2, 12). Значит, те, которые вне закона не согрешили — будут оправданы? Ведь они (стих 15) имеют «закон написанный в сердцах их» и совесть. В обете находится и частичное принятие страдания, посланного нам, и согласие на него: Ты, Господи, посылаешь страдание для нашего вразумления, я прошу заменить его другим — исцели моего ребенка и я обещаю понести это страдание в другой форме — поста, богомолия, иного подвига духовного или физического. Пот, слезы, кровь… Если проливается пот с внутренним противлением, злобой, проклятиями; если слезы — от боли, обиды, злобы; если кровь — без веры, то ничего доброго душа не приобретает. То же самое, когда происходит с послушанием, с покаянием, с верою, — очищает и возвышает нас. Счастье не есть самоцель; оно — производное от правильной жизни. Будет правильно построена жизнь, будет и счастье: а правильная жизнь — это праведная жизнь Из письма к больному Приходилось ли вам, дорогой друг, размышлять над словами ап. Павла «мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу». Что значит эта таинственная связь, всюду в Евангелии подчеркнутая, страданий и «славы», т. е. духовного сияния, расцвета, силы? Я пришел к мысли, что всякое духовное усилие, всякое добровольное (и даже не добровольное) лишение, отказ, жертва, страдание — обмениваются немедленно на духовные богатства внутри нас. Чем больше теряешь, тем больше приобретаешь. Горе счастливым, сытым, смеющимся — они оскудеют до полной духовной нищеты. Мужественная душа инстинктивно ищет жертвы, случая пострадать и духовно крепнет в испытаниях. Мы должны просить Бога, чтобы Он дал нам испытания и почти печалиться, когда живем благополучно. Дети, выросшие в тепле, неге и сытости, вырастают духовно пустыми. Наоборот — прошедшие через болезни, нищету — вырастают духом, «ибо кратковременное страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4, б).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

ОТВЕЧАЕМ, В-ТРЕТЬИХ: Сам Павел, который сказал это, предал сатане ерети­ков Именея и Александра. А это наказание сильнее, чем телесное. Претыкание двенадцатое Ибо что мне судить и внешних ( 1Кор. 5, 12 )? – говорит Апостол. Но поскольку еретики вне Церкви, то как Церковь может судить их? ОТВЕЧАЕМ: Еретики вне Церкви, но должны и обязаны пребывать внутри Цер­кви. Поэтому их должно побуждать к возвращению, как понуждаются овцы, убежавшие из овечьего двора. Претыкание тринадцатое Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение. Аз воздам, говорит Господь ( Рим. 12, 19 ). ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Когда убивают еретиков, то это делается не для того, чтобы отомстить, но заботясь о спасении человеческих душ, которых убивают еретики. Примерами являются Моисей, Илия, Финеес, Маттафий и другие. ОТВЕЧАЕМ, ВО-ВТОРЫХ: Мстить за обиду без рассмотрения суда нельзя. Но мстить за обиду, нанесенную Святой Церкви, следует всяческим образом, и особенно привлекая праведный суд властей, которые не напрасно носят меч, как сказал Павел ( Рим. 13, 4 ). Претыкание четырнадцатое Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам теперь луч­ше не терпеть лишения ( 1Кор. 6, 7 )? ОТВЕЧАЕМ: Это изречение относится к вам, противники. Зачем вы обижаете Святую Церковь и не хотите потерпеть лишений? Претыкание пятнадцатое Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости (Гал. 6, 1). ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Павел, сказавший это, поразил слепотой Елима волх­ва, отвращающего от веры Анафипата ( Деян. 13, 8 ). Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать ( 1Тим. 1, 20 ). Он предал сатане имевшего жену отца ( 1Кор. 5, 1 ). К тому же угрожал жезлом Коринфянам: Чего вы хотите? С жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости ( 1Кор. 4, 21 )? ОТВЕЧАЕМ, ВО-ВТОРЫХ: Святая Церковь обычно сначала и увещевает с духом кротос­ти. Но когда оружие в правой руке не достигает цели, она берет другое оружие в левую руку.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Открывайте Аввакума пророка, Амоса – пророк веры. Не хотим попробовать. Взяли бы, да и встали. Нет. Это программа, а что там? «Окна», надо посмотреть. Чего вы смотрите «Окна»? Не нужно туда смотреть, в эти окна. Нет, смотрят. А вот встали бы пораньше, и это усердие, эта маленькая жертва Богу. Человек жертвует самым, можно сказать, драгоценным: после снов своих – и вдруг он Богу уделяет какие-то полчаса, как дар Богу, чтобы помолиться, когда весь спит. И вот в этот-то момент надо встать бы и помолиться, как делали наши предки. Как они любили ночную молитву! И Господь по их молитве давал. Смотрите, 2-я глава Аввакума: «На стражу мою стал я [были сторожевые башни, на которых стояли на страже. Стража длилась 3 часа, допустим. Менялись стражники, был пароль, крепостные стены, на углах башни сторожевые – и так стерегли город, – на стражу мою стал я, – на молитву], и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать [на башне можно стоять и в комнате: ты как страж встал на башню, встал у себя перед иконами, – наблюдал, чтобы узнать], что скажет Он во мне и что мне отвечать по жалобе моей?» ( Аввак. 2:1 ). Что скажет Он во мне, опять-таки – не вне меня, а во мне. Вот это метода богопознания. Всё сводится к внутреннему: и вся внутренняя моя имя святое Его. Нет, вне себя. Чего ссылаться на чужой религиозный опыт? Это опыт того человека, и вы, как человек, его не повторите никогда. Индивидуум неповторим. Господь запечатлел каждую личность Своим образом неповторимым, поэтому нужно исходить из себя. Тому нужно идти, а вам нужно сидеть дома. Этому нужно идти в народ, а для вас спасительнее дома. Вот и нужно выяснить, и Господь скажет обязательно внутри: что скажет Он во мне. Вот они  и не принимали сво , они отличали свою рефлексию – то, что рождается плодом его собственного размышления, – от того, что говорил ему Господь. Никогда пророк не говорил – истинный пророк: «Так говорит Господь». А говорил бы своё. Никогда. Бог предупредил Иеремию, что если ты скажешь не то, что Я повелю тебе, Я поражу тебя первым в глазах их (см. Иер. 1:17 ). Вот пророки и боялись такого, хотя они и обладали вон какими силами – им было будущее открыто, монархии – но им было сказано, что если исказишь хоть одно слово, Я поражу тебя в глазах их. Кому это было сказано? Иеремии при его призвании.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

«Пензенские сидельцы» сказали: «Если мы отсюда выйдем, то духовно погибнем», хотя в действительности все обстоит прямо противоположным образом. Люди прельстились, доверившись лжепророку. И в этом суть. Если бы они не залезали в пещеру, никто бы на это и не обратил внимания. Хотя трагедия осталась бы той же. Некоторые высказывали мысль, будто бы в трагедии этих людей виновата Церковь. Мол, если бы была на приходах нормальная катехизация, да если бы священники были ближе к пастве, да если бы архиереи больше уделяли внимания проповеди и просвещению, то никто бы из этих людей не поверил лжепророчествам Петра Кузнецова, да и сам он, быть может, не стал бы лжепророчествовать. Мысль эта совершенно нелепа. Конечно, все перечисленное нужно делать, но даже если бы у нас была идеальная катехизация и все священники были, как святой Иоанн Кронштадтский, а все архиереи – как святитель Иоанн Златоуст, то и тогда будут прельщенные диаволом люди. Были они и при обоих указанных святых мужах, равно как и во все времена существования Церкви. Ибо прелесть – это реальность духовной брани, на которой подвизающиеся бывают не только победителями, но и побежденными. И через лжепророчества диавол вовлекает в прелесть особенно часто. И Сам Господь предупреждал нас: «И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» (Мф. 24: 11); «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7: 15). Также и апостол Иоанн говорил: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4: 1). В свете этих событий кажется не лишним поговорить о том, что такое дар пророчества и как отличить истинное пророчество от ложного. Что такое пророчество Пророчество – это особенный дар от Бога. Пророк возвещает будущее. И это – доказательство его истинной связи с Богом. Как мы знаем, время – принадлежность нашего сотворенного мира. Мы все существуем во времени, воспринимая настоящее, прошлое и будущее. То, что в действительности произойдет, – нам не известно. Точно знает это лишь Тот, Кто находится вне времени и для Кого ясно видно и наше прошлое и настоящее, и будущее. А вне времени и мира находится лишь Тот, Кто сотворил мир и время – Бог. И тем, кто находится в непосредственном общении с Ним, то есть пророкам, Он из своего божественного знания открывает грядущее.

http://pravoslavie.ru/1085.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010