Античные колонны и архитравы, львы, орлы и кентавры в украшавшей стены лепнине (теперь фрагменты ее расставлены в качестве экспонатов по аллеям), вперемежку с традиционными иудаистическими символами: семисвечником, виноградной гроздью, колесницей с Ковчегом Завета, – типичная картина эллинистического, греко-восточного синтеза. Он отразился и в Евангелиях, написанных по-гречески и пронизанных «арамеизмами» – узнаваемыми приметами живого арамейского языка Спасителя и Его апостолов. В 1968 г. с ювелирной точностью, чтобы не повредить памятника археологами, было заложено шесть стратиграфических траншей внутри и вне синагоги. Оказалось, что она построена на высоком искусственном цоколе. Пропорционально уклону местности глубина фундамента варьируется от 1 до 4 метров. Найденные монеты и фрагменты керамики заставляют датировать здание второй половиной IV в. – временем Юлиана Отступника, поощрявшего, «в пику» христианам, иудейское культовое строительство. Школа (бет-мидраш), занимающая восточную часть комплекса, была пристроена в начале V в. Внутри две колоннады – нижняя коринфского, верхняя дорического ордера. Двери главного входа обращены по традиции к Иерусалиму – в данном случае, прямо на озеро. Можно представить себе, как великолепно смотрелась она с озера – возвышавшаяся над грудой темных домиков, блистающая белизной, – когда возвращались домой с уловом капернаумские рыбаки. И среди них Симон, сын Ионин, брат Андрея Первозванного (впоследствии Петр – «Камень»). Он жил с семьей (женой и тещей) в таком же, как у всех, маленьком доме, неподалеку от синагоги. ...В один из первых Своих дней в Капернауме, в субботу, Иисус «вошел в синагогу и учил. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» ( Мк. 1:21–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Все истощил, а благочестия его не уничтожил. Стену подкопал, а сокровища не украл. Сколько орудий привел в движение мучитель вселенной, — поражая и огнем, и мечом, и могилой, и пленом, и кровью. Все напряг, но борца сделал только более мужественным. Вот о чем взывал пророк, говоря: у врага совершенно истощилось оружие (Пс. 9:7). К нему же можно было применить и эти слова: трудно тебе идти против рожна (Деян. 9:5). Взял все имущество, богатство, имение. Но что еще последний вестник? Сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе (ст. 18, 19). И чтобы тебе убедиться, возлюбленный, что не человек возвестил об этом Иову, но сам диавол, принявший человеческий образ, рассмотри со всею тщательностью эти слова: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли (ст. 18, 19). Откуда узнал ты, скажи мне, что (ветер) пришел из пустыни, и коснулся четырех углов дома? Будучи человеком, как мог ты видеть ветер? Какими глазами ты рассмотрел его? И как он коснулся четырех углов дома? Если ты, будучи человеком, находился внутри дома, тогда и ты должен бы во всяком случае пострадать при падении дома. А если ты был вне, то как мог видеть то, что происходило внутри? Если же ты дух, покажи, кто ты, не скрывайся под видом человека. Сыновья твои , говорит, и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего . Смотри, как всякого разумения и мудрости был исполнен блаженный Иов, и как утверждал он дружбу детей. Он размыслил о том, что Каин и Авель были братья, были одни во всей вселенной, не имели никакого повода к вражде, потому что вся земля предназначалась в общее владение им, — и при всем том Каин позавидовал чести Авеля и, восстав, убил брата своего. В попечении о детях, каждый день блаженный Иов приносил Богу жертву о грехах неведения, вставая утром и говоря: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем (ст. 5); а в ограждение от того, что могло произойти между ними в их взаимных отношениях, он каждый день устраивал для них совместные пиры, полагая в сердце своем, что если они имеют друг против друга какое–нибудь неудовольствие, то трапеза и общение хлеба восстановят их дружбу и изгонят приразившуюся злобу, и таким образом постоянная общая трапеза будет вернейшим средством для рассеяния всяких возникающих между ними неприятностей.

http://predanie.ru/book/219416-tom-6-kni...

Встреча и союз (« И Слово стало плотью,” Ин.1:14). «И никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор.12:3). Это означает, что Откровение становится ясно нам во всей своей полноте только в духовном переживании. Посему Утешитель, Дух Истины был ниспослан нам, чтобы «наставить на всякую истину» (Ин.1:14). «И никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор.12:3). Это означает, что мы слышим Откровение только при помощи Духовного переживания. Поэтому Утешитель, Дух Истины, был ниспослан нам с тем, чтобы Он «наставил нас на всякую истину» (Ин.16:13); с тем чтобы Он «напомнил вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:26). И по сей день «самое сие помазание учит вас всему» (1 Ин.11:27). Евангелия написаны внутри Церкви. Они суть записи апостольской Доброй Вести, апостольской проповеди, и сила этой пропо веди построила Церковь: «поэтому идите и учите.» Евангелия — это записи церковного опыта и веры, записи того, что видимо через опыт Церкви. Это Живой Образ Христа, который Церковь созерцала с самого начала; и только внутри Церкви этот образ всецело и полностью может быть воспринят. Св. Афанасий Великий говорит: «Это непосредственная и живая встреча с Христом в котором все верующие объединяются в таинстве святого Крещения; мы удовлетворены Духом; мы пьем Христа.» Божественное Откровение сохраняемо Церковью. Оно сохраняется и усиливается словами Писания; оно сохраняется, но не истощается. Слова Писания не умаляют полноты Откровения, так же как они не умаляют полноты христианского опыта и харизматического воспоминания Церкви. Опыт Церкви шире, чем ее прямое свидетельство. Поэтому пребывающие в Церкви знают бесконечно больше и совсем по–другому, чем те, кто находится вне ее. Для находящихся в Церкви свидетельство Духа проясняет Писание. Это свидетельство еще раз оживает в их личном опыте. Именно поэтому мы не должны говорить о «самодостаточном» качестве Писания, поскольку Писание не только сохраняемо силой человеческой памяти, оно также защищено силой Милости в харизматической жизни Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

Если на это возразят, что эти общины были церковными общинами, а следовательно, учение об их устройстве и организации было учением о Церкви в его канонической области, а не учением о человеческом обществе вообще, – то в этом возражении заключается ответ на вопрос о социальном учении христианства в первый и последующие века. Учение о Церкви и есть социальное учение христианства. Церковь есть богочеловеческий, а следовательно, и общественный организм. Единственное учение об обществе, которое может и должно иметь христианство , есть учение о Церкви. Христианский социальный идеал есть идеал церковный. Этим жило христианство первых трех веков, не имея нужды заимствовать существовавших в то время социальных форм римского государства, ни каких бы то ни было социальных идеалов того времени, вроде «Республики» Платона. Христианство тогда делало то, что было забыто впоследствии, что еще до настоящего времени забыто: оно творило свою социальную жизнь на основе своего идеала и творило ее не вне себя, а внутри. Внутри старого, но еще полного жизни, блеска и славы греко-римского мира возникал другой мир, такой странный и такой ему чуждый. Борьба христианства и Pax romana («Римского мира» (лат.), здесь – Римской империи. – Ред.) не была только противоборством двух культур – античной и той новой, которую несло христианство, а было противоборством двух миров – природно-эмпирического и благодатного, Церкви и мира. Начиная с IV века уже почти что были забыты самые трагические слова, которые когда-либо были сказаны на земле и которые так до боли ясно поняло христианство первых веков: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч. Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» ( Мф 10: 34–35 ). Человек не мог долго вынести этого предельного, до ужаса доходящего трагизма, когда живой человеческий организм рассекает меч, когда он отсекает все самое дорогое, самое любимое – семью, общество, государство. «Тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется. Две мелющих в жерновах: одна берется, а другая оставляется» ( Мф 24: 40–41 ). В Византии на эти слова ответили, что государство есть Церковь , а на Западе – что Церковь есть государство. Но и там и здесь пришли к одному: к смешению государства и Церкви, эмпирического природного порядка и благодатного. Самое страшное в том, что это было смешением истины и лжи. Поистине

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Здесь прошу о внимании, потому что возникает немаловажный вопрос. Вот манихеи, эти немые и бешеные псы, имеют наружный вид кротости, а внутри носят свирепое бешенство псов, под кожею овцы скрывают волка. Но не смотри на внешность, а разузнай скрытого внутри зверя. Так они, ухватившись за это место, утверждают: Христос сказал: “ Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ”; значит, воздаяние благ уже было, и воскресение излишне. Если разбойник в тот же день получил блага, а тело его не воскресло еще и поныне, то воскресения тел совсем не будет. Поняли ли вы сказанное или нужно еще повторить это? “ Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ”. Следовательно, говорят, вошел разбойник в рай без тела; как же (иначе), если его тело не было погребено, не разрушилось и не сделалось прахом. И нигде не сказано, что Христос воскресил его. А если Он ввел разбойника, и он стал наслаждаться блаженством без тела, – то ясно, что нет воскресения тела. Если бы было воскресение тела, то сказал бы: “ Будешь со Мною в раю ” не “ ныне ”, а при конце (мира), когда будет воскресение тел. Если же ввел разбойника, а тело его, истлевши, осталось вне, то ясно, что нет воскресения тел. Это говорят они. Затем примите и наши слова; лучше же сказать, – не наши, а божественного Писания, потому что мы говорим не свои слова, но – Святого Духа. Что ты говоришь? Плоть не участвует в венцах? Но она участвовала в трудах: (как же) лишается наград? Когда нужно было подвизаться, она понесла большую часть трудов; а когда пришло время венцов, то увенчивается одна душа? Не слышишь ли слов Павла, который говорит, что предстать “ нам должно … пред судилище Христово, чтобы каждому получить ” свойственное телу, соответственно тому, что сделал, “ доброе или худое ”? (2Кор.5:10). Не, слышишь ли, как он же говорит: “ Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ” (1Кор.15:53)? “ Смертному ”, – чему? Душе, или телу? Очевидно, телу, потому что душа по природе бессмертна, а тело по природе смертно. Но они многое из этого отрицают, хотя и из того, что остается, можем понять сродство того, что отрицается. Разбойник вошел в рай, говорят они. Что же из этого? Разве это – те блага, которые Бог нам обещает?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

И все же придет Тот, Кто откроет «скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1 Кор 4. 5), — Судия нелицеприятный, Он не взирает на внешний вид, но являет истину, сокрытую внутри. И тех, кто так лицемерно подвизался, Он явит перед всей Вышней Церковью святых и перед всем небесным воинством и с великим стыдом изгонит их во тьму внешнюю. Неразумные девы (Мф 25. 1—13) сохраняли внешнее девство тела. Впрочем, что касается этого, никто их и не обвинял в противном. У них даже было в светильниках какое–то количество масла, а это значит, что они не были чужды каких–то внешних добродетелей или благочестия (поэтому, кстати, и светильники еще могли гореть какое–то время). Но по своему неведению, небрежению или же легкомыслию они не подумали о том, чтобы очистить гнездящиеся внутри страсти. Вредное действие страстей растлевало их ум, и они, принимая помыслы, соглашаюсь с ними. Потому–то их и ждал такой конец: они лишились милости жениха и остались у дверей брачного чертога. Будем помнить об этом, размышлять, испытывать и познаем, какие мы есть на самом деле, чтобы, пока еще есть у нас время для покаяния, исправить себя. А если мы будем совершать наше благое делание в чистоте и вне всяких плотских помыслов, то Христос, Небесный Архиерей, примет его и не станет его отвергать как жертву, Ему неугодную. 6. Из аввы Кассиана (Из наставления преподобного отца Пинуфия, которое он дал новопостриженному монаху.) Брат, ты знаешь, сколько времени ты провел перед вратами обители, чтобы сегодня быть принятым в нее. Теперь узнай, ради чего мы так долго не принимали тебя. Мы медлили не потому, что не хотим спасения — твоего и всех, кто обращается ко Христу, — но чтобы не принимать людей поспешно и как придется. Ты мог бы поступить к нам легко, не узнал бы ни тяжести, ни строгости отречения, а потом оказалось бы, что ты слаб или не держишь обета. Тогда и мы ответим пред Богом за нашу небрежность и легкомыслие, и твое наказание по нашей вине станет еще страшнее. Тем, кто верно служит Владыке, обещана слава и честь в будущем. Точно так же и для тех, кто приступает к монашескому житию равнодушно или легкомысленно, уготованы тяжкие наказания. «Лучше тебе», по слову Писания, «не обещать, нежели обещать и не исполнить» (Еккл 5. 4). И еще сказано: «Проклят творяй дело Господне с небрежением» (Иер 48. 10). Поэтому прежде всего ты должен узнать, ради чего нужно отречение. Если ты это постигнешь, то сможешь узнать и что тебе следует делать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

Ибо тогда человек любит правильно, когда он преданно и смиренно ставит перед собой любовь Божию. Тогда он любит и ближнего своего, если утешает ближнего своего, насколько может, чтобы тот мог достичь Бога правой верой и добрым поведением. Но милосердие к ближнему должно соблюдаться на двоякой основе, чтобы, конечно, никто не причинил другому ничего такого, чего он не хочет, чтобы причиняли ему; и он не откажет нуждающемуся в помощи и добром деле, насколько может, потому что не хотел бы, чтобы ему в ней было отказано, если бы он так же нуждался. Посему мы признаем, что нас так учат слова нашего Спасителя, который сказал: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Ибо в этом закон и пророки (Мтф. 7:12). Христос не говорил, что, если что сделали вам люди, то так же поступайте и с ними; чтобы мы не думали, что зло должно быть воздано за зло тому, кто сделал нам что-то злое, или не думали, что мы должны отказать в благе кому-либо, от кого мы не знаем никакой пользы для себя, так как христианин должен или предпочесть помощь и доброжелательность, или отплатить ими каждому человеку; чтобы он мог вернуть добро добром и предотвратить зло добром. Ибо сказано нам Господом: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас и молитесь за гонителей и клеветников на вас, чтобы вы были детьми Отца вашего Небесного, Который повелевает солнцу Своему восходить на хороших и плохих, и дождю идти на праведных и неправедных (Мф. 5, 44, 45). Но добрые верующие терпят гонения не только со стороны тех, кто, будучи вне, подвергает нападкам и вероломно извращает догматы Кафолической Церкви; но и от тех, которые кажутся действительно внутри Церкви, но живут дурно, оказываются противящимися церковному преданию не словом, а делом. Когда добрые видят их, они тяжело плачут, и добрая душа, движимая святым чувством, мучается, когда она не бежит от чувства чужой порочности, хотя и не может удержать своего согласия. 18. Действительно, внутри кафолической Церкви в нынешнюю эпоху праведные и неправедные удерживаются вместе, то есть общением таинств, а не манерами, то есть единством веры, а не сходством поведения; не сердцем, а телом; потому что по исповеданию, а не по делам.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

«Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь» ( Иер. 29:11 ). 4. Бог – это Личный Дух: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» ( Быт. 17:1 ). 5. Бог обладает волей: «Вот, иду исполнить волю Твою, Боже» ( Евр. 10:9 ). Из этого краткого резюме некоторых из Божиих атрибутов заинтересованный читатель сможет, вне всякого сомнения, увидеть большую разницу между Богом и Отцом Нашего Господа Иисуса Христа и безликим Богом теософии. Бог теософии – это существо, но не личность. Он не может помнить, не может творить, не имеет воли, не может познавать, потому что Он есть лишь безличное «оно», абстрактная пантеистическая первопричина, а не Бог божественного откровения. Теософия допускает серьезную ошибку всех гностических культов – она разделяет Иисуса и Христа, делая из Иисуса внешнего человека, а из Христа божественное сознание, существующее внутри него и внутри любого человека в большей или меньшей степени. Для теософов Иисус – это не Христос божественного откровения, принципиально отличающийся от некоего Христа, присущего всем людям. Они не понимают, что слово Христос на греческом языке – это название, соответствующее еврейскому слову «мессия». Это не сила, сущность или божественная искра, что мгновенно выясняется при внимательном чтении хорошего словаря греческого языка. В 16-й главе Евангелия от Матфея апостол Петр подтвердил эту истину, указав в своем исповедании веры: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» ( Мф. 16:16 ). Иоанн напоминает нам: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это – антихрист, отвергающий Отца и Сына» ( 1Ин. 2:22 ). Не стоит дальше продолжать эту тему, поскольку христианское богословие всегда утверждало, что Иисус Назорей был Христом, Помазанным Искупителем Божиим, Самим Богом ( Ис. 9:6; 44:6 ; Мих. 5:2 ; Ин. 1:1,14,18 ; Кол. 2:9 ; Откр. 1:16–17 и др.). Он является второй ипостасью Троицы, а не теософской эманацией или безликой сущностью, которую они принимают за Бога. Именно потому теософия и является не христианским богословием, а, несомненно, антитезой историческому христианскому богословию.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Исцеление согбенной женщины. Фреска. Сербия. 15 век Фарисеи считали, что добро можно делать только по расписанию и даже порядок совершения чудес должен быть четко регламентирован. Для них добро не было самоцелью: главным был ритуал, соблюдение правил, следование закону Моисееву и «преданиям старцев». Для Иисуса же центром внимания всегда был живой человек – тот, который встречался Ему на дороге, или в доме, или в синагоге, и который нуждался в помощи здесь и сейчас, а не когда-то в будущем. Иисус не проходил мимо таких людей. Если они обращались к Нему, Он немедленно совершал исцеления, и суббота не была для этого препятствием. Споры о чистоте и нечистоте Фарисеи считали себя «отделенными» от обычных людей (само слово «фарисей» означает «отделенный»), обладавшими особой близостью к Богу. Главной их заботой было не оскверниться от соприкосновения с чем-либо или кем-либо нечистым. Списки нечистых лиц и предметов содержатся в Ветхом Завете; к этим спискам фарисеи прибавили многочисленные уточняющие подробности. По словам евангелиста, «фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей» ( Мк.7:3–4 ). Иисус же учил, что источник скверны и греха – не вне человека, а внутри него. Он говорил: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека... Ибо извнутрь 36 , из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство,– все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» ( Мк.7:15, 21–22 ). Иисус был снисходителен к человеческим немощам, не гнушался общением с блудницами ( Лк. 7:36–50 ) и прелюбодейками ( Ин.8:3–11 ), ел с мытарями и грешниками ( Мф.9:11 ; Мк.2:16 ). Но к фарисеям Он был беспощаден, жестко обличая их за ханжество, называя их «порождениями ехидниными», «лицемерами», «вождями слепыми», уподобляя их погребальным пещерам, которые «снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» ( Мф.23:13–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ложный христианин и лицемер тот, кто от внешних грехов воздерживается и показывает себя вне добрым, но внутри зол и подобен «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» ( Мф.23:27 ). Глава 6: О том, что христианин должен вожделениям и похотям плотским противиться и их благодатью Божией побеждать и умерщвлять «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» ( Гал.5:16–17 ). § 382. Поскольку в христианине двоякое имеется рождение, ветхое и новое, или плотское и духовное, то в том же христианине двоякий и человек – ветхий и новый: двоякий не по существу (ибо по существу человек один, так как одно тело и душа, из которых существо человека состоит), но по внутреннему устроению, наклонностям и действию. Ветхий человек иначе называется внешним, новый же – внутренним, как говорит апостол: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор.4:16 ). Еще называется ветхий плотью, новый же – духом, как тот же апостол учит: «плоть желает противного духу» ( Гал.5:17 ). § 383. Эти два человека, в одном христианине обретающиеся, как противоположны между собою, так непрестанную между собою имеют брань, и друг другу противятся, как учит апостол: «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся». Чего хочет плоть, того не хочет дух, и чего хочет дух, того не хочет плоть. Что плоть хочет делать, того не хочет дух и противится тому, а что дух начинает и делает, тому плоть противится, и хочет это разорить. От сего сражения и брани следует то, что одно побеждает, другое бывает побеждено, ибо брань без этого не бывает. Когда побеждает внутренний человек, тогда побеждается внешний, и когда побеждает внешний, тогда побеждается внутренний, от чего бывает одному жизнь, а другому смерть. Так бывает и в природе, например, когда находит свет, тогда исчезает тьма; и когда наступает холод, тогда погибает теплота; и когда отходит от человека жизнь, тогда наступает смерть, ибо тление одного бывает рождением другого. То же делается и в брани этой духовной: когда умирает внутренний человек, тогда живет и преобладает внешний человек, а когда умирает внешний, тогда живет и обновляется внутренний, как говорится: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010