И.Ц. Миронович Лекция 8. Давид. Соломон Всех вас приветствую и кланяюсь вам, и хочу сказать: «Сокровище благих» – вот, по идее, должно быть наше единое и единственное сокровище, которое стоит искать и которое стоит покупать всеми средствами – и материальными, и духовными. И где это сокровище? Не в поле, как в притче. А этим полем является наше сердце. И вот внутри каждого, в зависимости от того, какую он ведёт жизнь, это сокровище или сокрыто, или открыто. И ищем вокруг себя, вне себя, выходим из себя, в то время как нужно искать внутри себя. Потому что всё внутри нас. Образ, подобие Божие – в нас. Им запечатлен только человек. В этой связи какую смелую высказывает мысль Макарий Египетский ! Он говорит: даже об ангелах не сказано, что они созданы по образу и подобию. А только о человеке, что он создан по образу и подобию. И посмотрите, какую дерзают высказать мысль Апостолы: «Мне, – пишет Павел, – наименьшему из Апостолов, дана благодать сия – возвещать язычникам неизследимое богатство Христово и возвещать то, что было сокрыто от вечности в Боге, а сейчас открывается через нас, боюсь, – говорит, – сказать, через меня». Что? – начальствам и властям, на небесах сущим, это сокровище? Через человека идет поучение Ангелов. Апостол Пётр (я думал, да как же это может быть?) пишет: «Мы возвещаем то вам, во что желают проникнуть и Ангелы». То есть они через Церковь познают то же, что и мы с вами познаём в ней. Поэтому, какое же может быть здесь сокровище благих, какие сокровища искать вне себя? Не вне себя, а внутрь себя надо углубляться. Вникай в себя и в учение (см. 1Тим. 4:16 ) – это было сказано не только Тимофею, а и всем нам. Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно. И если будем вникать в себя и в учение, постепенно отпадёт охота ко всяким, понимаете, гостям, разговорам пустым, интересам всем этим. Всё это будет вам надоедать. Почему? Потому что оно не приносит того, что принесёт вам внутренняя беседа с самими собой на эти темы духовные: чтение Писания, святоотеческая письменность. У нас такое богатство, что если вот приходишь в библиотеку, эта безконечная анфилада комнат! скоро треснут все эти переклады, потому что ремонт нужно срочно делать. Книги – как камни тяжеленные. Отец Стефан (Садо) Заведующий библиотекой СПбДА> не успевает регистрировать и покупать, потому что нужно использовать момент и приобрести всё самое основное. И думаешь, когда можно всё это перечитать?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Разделы портала «Азбука веры» Богообщение — общение человека и Бога посредством молитвы , восприятия Божественного Откровения , в Церковных Таинствах и пр. Богообщение совершается через действия Бога в человеческой душе и обстоятельства человеческой жизни. Созданный по образу Божию человек, есть личное существо. Подобно своему Творцу, он наделен свободной волей и разумом. Он призван к осознанному общению со своим Создателем, желающим такого общения, полагающим человеку такое общение в виде цели его существования. « Последняя цель и верховное благо человека в Богообщении , – учит св. Макарий Великий . – Бог благоволит почивать в нем и человек нигде не находит покоя, как только в Боге. В таком сродстве состоит человек с Богом по первоначальному назначению в творении ». «Святое общение с Богом является прямой необходимостью человека. Вне этого общения человек не только вне своего призвания, не только грешен , но и прямо нравственно мертв. В силу этого истинный христианин жаждет Богообщения как своей заветной цели» (см. Флп.1:23 )» ( патриарх Сергий ). Общение человека с Богом является снисхождением Бога к человеку. В душе человека оно осуществляется через Божественные благодатные действия (прежде всего в молитве и таинствах). Действуя внутри человека, Бог подает ему духовную жизнь , преображает его душу, созидая в ней Царство Божие , сообщая ей познание о Себе, обучая ее исполнению Своей воли. «Жизнь духовная есть следствие общения с Господом; вне Его и без Него нет у нас жизни истинной, – учит св. Феофан Затворник . – Христианская жизнь есть ревность и сила пребывать в общении с Богом деятельном, по вере в Господа нашего Иисуса Христа, при помощи благодати Божией, исполнением святой воли Его, во славу пресвятого имени Его. Существо жизни христианской состоит в Богообщении о Христе Иисусе Господе нашем». Божественные действия в человеческой душе дополняются Божественными действиями через внешние обстоятельства. Через них Бог также наставляет человека, раскрывает ему Свою волю, направляя его жизнь к познанию Себя. Таким образом, через Божественные действия внутри и вне христианин находится в непрестанном Богообщении, которое ведет его к истинному познанию Бога. Как правильно обратиться к Богу и получить ответ от Него?

http://azbyka.ru/bogoobshhenie

Содержание Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Предисловие Эта книга посвящается новомученикам, которые великим подвигом в трудные времена засвидетельствовали свое исповедничество (исповедничество - приверженность Господу нашему Иисусу Христу, несмотря на уничижения, гонения, истязания. Исповедниками называли тех, кто во время гонений открыто объявляли себя христианами, претерпевали мучения, но не отступали от веры). Она является также признанием уважения к благочестивому русскому народу, который я для себя открыл и живой вере которого изумился. Архимандрит Нектарий Мы часто слышим вокруг, да и сами говорим про кого-то " хороший человек " или " плохой человек " . То есть делим людей на " хороших " и " плохих " , высказываем какие-то суждения на основании собственных оценок. Такая установка противна Богу и Церкви. Во-первых, у нас нет права судить ближних, поскольку обычно мы знаем их очень мало и только по внешним проявлениям; нам неведомы глубины их сердца. Во-вторых, для Церкви не существует " хороших " и " плохих " , но есть люди внутри Церкви и вне ее. Лишь пребывая в церковной ограде, мы можем надеяться на спасение. Вне Церкви такой возможности нет, даже если ты " хороший " человек. " Вне Церкви нет спасения " , - говорит святитель Киприан Карфагенский. Иисус Христос пришел в мир не для того, чтобы учить какой-то новой философии, и не для того, чтобы привнести еще одну религию вдобавок к уже существующим. Он основал Свою Церковь, Богочеловеческое Тело, внутри которой человек спасается. Следовательно, если кто-то действительно жаждет спастись, то у него нет другого пути, кроме как стать членом Церкви, как бы привиться к Телу Христову. Это наше единение с Церковью осуществляется через Таинство Крещения. В этом Таинстве мы отрекаемся от диавола, его дел, его служения, его тьмы и соединяемся с Христом, становимся членами Его Церкви. Другими словами, мы становимся детьми Бога Отца, членами Его семьи, братьями другим христианам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

VII. Католический культ В. Г. Барский . Ватикан и храм Св. Петра Первая есть соборная и начальная церковь св. верховного апостола Петра. К ней же путь есть чрез великий мост каменный, иже на Тибре стоит, яже не далече отстоит от крепости градской, или простерекше, от замка, именуемаго S. Angelo. Есть же храм зело здания и расположения великого и лепотного тако от вне, яко и от внутрь; от вне имать врата великие и не едины, но многи от меди излиянные весьма тонким и искусным художеством, яко дивитися всякому, наипаче же странному; верьху имать едину главу велику, яко довлети всему храму, и та есть оловом покровенна; вне же пред лицем церкви есть площадь велика, каменными деками гладце насажденная; посреде же ея стоит столп высокий четыреугольный, к верьху изостренный (обелиск), такожде источник каменный, сладку воду жаждущим точащ; одесную же и ошуюю столпов великих, от бела камения изееченных и чинно стоящих, множество суть, яко сто и вящше, иже лепоту многу показуют; внутри же в широту, долготу и высоту зело пространная есть, и многими великими столпами каменнозданными поддержима. Престолов такожде множество суть, на них же отправляют мшу, то есть службу Божию; глас же велик и шумен раздается от поющих тамо и чтущих. Тамо органов суть три великих и зело сладкопеснивых; весь же храм великий деками мраморными постлан гладким художеством; тамо близ соборного алтаря стоит одесную храма икона (статуя) от меди изваянная св. апостола Петра, ей же с великим усердием весь народ поклонение творит и лобызает. Оттуда мало пошедши посреде церкви суть гробы верховных апостолов Петра и Павла, идеже части мощей их обретаются от составов и членов тела. Гробы их не суть в верху, но внутрь под основанием церковным, идеже вход есть мраморными степеньми; врата же всегда заключена суть и никогда же не отверзаются, кроме 25 года на юбилеум, или великого некоего ради лица, вне же врат окружены суть балясами мраморными степени, на них же много позлащенных и серебряных кадилов висят, неусыпно горящих, идеже люди на всяк день пред враты гробов поклоняются, честь воздающе мощам святых Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Надгробные надписи на стенах Крестовоздвиженской церкви 148 При Крестовоздвиженской церкви в монастырский период было кладбище, на котором погребались не только братия монастыря, но и лица сторонние, преимущественно знатных фамилий. Так, в 1637 г. св. патриарх «отпевал (в монастыре) по Петре Мусорском»; в мае того же года св. патриарх «ходил в Здвиженский мон. погребать боярина Матвея Михайловича Годунова сноху»; а июля 9 «дьяка Матвееву жену Сомову». Также св. патриархом отпеты и погребены в Воздвиженском монастыре боярин князь Василий Григорьевич Ромодановский (3 окт. 1671 г.); вдова окольничего Феодора Михайловича Ртищева – Ксения Матвеевна (21 окт. 1681 г.); жена боярина князя Петра Иван. Прозоровского – Анна Феодоровна (11 мая 1683 г.); боярин Иван Феодорович Стрешнев (17 мар. 1684 г.); жена боярина Никиты Конст. Стрешнева – Ирина Григорьевна (18 июня 1695 г.) 149 . В монастыре погребены умершие из рода кн. Воронцовых, Васильчиковых, Волошиных 150 , Каменских и др. Умершие погребались и внутри храмов (соборного нижнего и бывшего Казанского), и вне них, на кладбище, вокруг соборной церкви. От монастырского кладбища в настоящее время не осталось ни одного надгробного памятника, и только сохранившиеся на церковных стенах надписи напоминают некогда бывшее кладбище, но под землею скрыто много каменных плит, которые пришлось нам видеть в 1895 г., при прокладке водопроводных труб. Надписи на стенах от времени очень попортились, и трудно разобрать, что было написано; некоторые же, вследствие поднятия уровня окружающей церковь площади, засыпаны землею. Надписи на стенах внутри церкви сохранились хорошо и читаются свободно. Внутри храма обращает на себя внимание мраморный памятник в Николаевском приделе, поставленный графу Михаилу Илларионовичу Воронцову 151 . Превосходной работы мраморные аллегорические фигуры, украшавшие памятник, несколько лет назад сняты. На памятнике вырезаны по мрамору надписи: Мужу Добродетельнейшему твердостию духа и любовию к отечеству прославившемуся

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Настоящее состояние монастыря Св. храмы и часовня В Жабынской пустыни в настоящее время находится четыре каменных храма; три внутри монастыря: а) соборный во имя Введения во храм Пресв. Богородицы, холодный; б) теплый во имя Знамения Пресв. Богородицы с приделом в притворе во имя трех вселенских святителей, и в) церковь при архиерейском доме, двухъярусная: внизу рождества св. Иоанна Предтечи Господня, а вверху во имя Вознесения Господня и г) один вне монастыря на протоке речки Жабынки – во имя святителя Николая. 1. Соборный храм построен в начале прошедшего столетия в 1708 г., восстановителем сей обители игуменом Тихоном, но не совершен сводами и крышею; в последствии вместо сводов сделан потолок, а крыша покрыта тесом; при строителе о. Сергие все ветхости сего храма были исправлены, а в 1811 г. крыша его покрыта железом, под нею устроено вместо бывшей одной пять голов с железными крестами, окованными по местам шинным железом, а снаружи обиты листовым, сделаны связи для оковки фонаря и вокруг церкви по пелину из шинного железа. Работы производил по подряду Тульский оружейный мастер Аким Васильев Кепанов за 734 руб. 50 коп. В 1838 г. при настоятеле Венедикте, собор расписан внутри, усердием Калужского купца Андрея Афанасьевича Чечихина. Высокий и стройный квадрат храма освещен окнами в два света: вверху с каждой из боковых сторон по три окна (с дуговыми перемычками), внизу с северной два, с южной одно; алтарь освещен 5-ю окнами; наружных украшений нет вовсе, кроме лопаток по углам и репчатого пояса (платбанта) вокруг всего храма, под карнизом крыши. С западной и южной стороны пристроены ко входным дверям две каменные низкие паперти, с дуговыми крытыми железом крышами и пролетами по сторонам, сделаны усердием преосвящ. Дамаскина, который погребен (1851 г.) при сем храме в могильном склепе устроенном, по его личному распоряжению, с южной стороны храма близ алтарной стены. У той же южной стены храма погребен, как показывает вставная извнутри в нее каменная с надписью плита, живший здесь на покое в начале прошлого столетия Болховского Оптина монастыря архимандрит Сергий. На плите изображено: „1721 года Генваря в 15 день в 5-м часу ночи преставился священно-архимандрит схимонах Сергий, на память преподобных отец Павла Фивейского и Иоанна кущника в Белевской Жабынской Макариевой пустыни, при бытности той обители отца игумена Тихона, бывшего ризничего в Москве при господине преосвященнейшем Иларионе митрополите Сарском и Подонском, и погребен на сем месте“. Свод храма опирается на два четвероугольных высоких столба, за ними устроены киоты для икон; как столбы, так равно стены и своды настоящей и алтаря расписаны живописными изображениями из св. истории ветхого и нового заветов. Фонарь средней главы, осмигранный сквозной, освящен 8–10 узкими окнами, а боковые на глухих подставах.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Христианка М. была рабыней иудейки Павтилы (Плавтиллы, Пантиллы), супруги стратопедарха (военачальника) Фессалоники. М. сопровождала свою госпожу в синагогу и оставалась у входа. Как только Павтила заходила внутрь, М. спешила в христ. церковь. Однажды М. не успела вернуться, и одна из служанок донесла, что она посещает церковь. Тогда Павтила велела бичевать М. и, связав, заключить в темницу. Через неск. дней темницу открыли и увидели, что М. свободна от уз и славословит Христа. М. жестоко избили, потом снова связали и заперли в темнице, запечатав двери. Святая пребывала без пищи и воды 4 дня. Павтила, сняв печати и отворив двери, опять застала М. развязанной и стоящей на молитве. Она нещадно била М. толстыми палками, после чего святая скончалась в темнице. Павтила при помощи некоего Стратоника сбросила завернутое в кожу тело М. с городских стен. Вскоре Павтилу постигла Божия кара - она поскользнулась и разбилась в винодавильне. Христиане похоронили М. близ Эгнатиевой дороги (Via Egnatia). Н. К. Муцопулос считает местом мучения М. район Золотых ворот ( Moutsopoulos. 1987. P. 147, 149-150). Г. Харизанис предположил, что кладбищенская базилика и мартирий, обнаруженные в 1980 г. при прокладывании ул. 3 Сентября между комплексом международной выставки и 3-м армейским корпусом, первоначально были освящены во имя М. (до строительства ее церкви внутри города), а уже затем - во имя мц. Анисии , как считают большинство исследователей ( Χαριζνης. 2005. Σ. 40-41). По сообщению синаксарного Жития М., в 1-й четв. IV в. Александр , еп. Фессалоникийский, построил ц. во имя М. внутри города, где и положил ее честные мощи. По мнению Муцопулоса, возведенный еп. Александром храм М. находился к западу от Безестена ( Moutsopoulos. 1987. P. 150-151). Еще об одной церкви (или мон-ре), посвященной М., упоминается в 1-м собрании чудес вмч. Димитрия Солунского, составленном Иоанном, архиеп. Фессалоникийским. При имп. Маврикии (582-602) во время 1-й атаки на Фессалонику аваро-слав. завоеватели натолкнулись на небольшую «крепость св. Матроны» (мон-рь св. Матроны, крепость с ц. св. Матроны?) вне стен города. Из-за ночной темноты и незнания местности они приняли ее за Фессалонику и осаждали до рассвета ( Lemerle P. Les plus anciens recueils des Miracles de St. Démétrius et la pénétration des Slaves dans les Balkans. P., 1979. Vol. 1: Le texte. P. 134-135). По мнению археолога Э. Марки-Ангелку, это церковное строение находится в совр. районе Неа-Эфкарпия (где в 1981 был обнаружен фундамент мощной стены с башней), согласно Ж. М. Спизер - к востоку от Фессалоники, а по предположению Муцопулоса - к северо-востоку от акрополя, на вершине холма Кара-Тепе ( Moutsopoulos. 1987. P. 160-161). Видимо, монастырь Матроны сгорел во время 33-дневной осады Фессалоники в 618 г., как и др. церковные постройки вне стен города.

http://pravenc.ru/text/2562606.html

Церковь призывает согрешивших к покаянию, после к-рого она готова принять их в свое лоно: «Аще кто, епископ, или пресвитер, обращающагося от греха не приемлет, но отвергает: да будет извержен из священного чина. Опечаливает бо Христа рекшаго: радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся» (Ап. 52). В III в. в Церкви сложился порядок принятия в церковное общение кающегося грешника, подобный тому, как принимались в Церковь вновь уверовавшие, проходившие через степень оглашенных : «Плач бывает вне врат молитвенного храма, где стоя согрешивший должен просити входящих верующих, дабы они помолилися за него. Слушание бывает внутри врат в притворе, где грешник должен стояти до моления об оглашенных, и тогда исходити. Ибо правило глаголет: слушав Писания и учение, да изженется, и да не сподобится молитвы. Чин припадающих есть, когда кающийся, стоя внутри врат храма, исходит вместе с оглашенными. А чин купно стоящих есть, когда кающийся стоит купно с верными и не исходит с оглашенными. Конечное же есть причастие Святых Таин» (Григ. Неок. 12). Существовало, т. о., 4 ступени покаяния, к-рые должен был последовательно пройти кающийся грешник. Находящиеся на 1-й ступени именовались плачущими, или обуреваемыми. Они стояли вне Церкви и, с плачем сокрушаясь о своих грехах, умоляли входивших в храм помолиться о них. 2-я ступень - слушающие, т. е. те, кто слушали Свящ. Писание и проповедь, стоя в притворе, а затем покидали храм вместе с оглашенными. Принадлежавшие к 3-й ступени именовались припадающими, или коленопреклоненными. Они могли стоять в храме и допускались до самого амвона. После удаления из церкви оглашенных и слушающих припадающие повергались ниц на землю, епископ читал над ними молитвы, возлагая на них руки, после чего и они покидали храм. Находившиеся на 4-й ступени «купно стоящие», т. е. стоящие вместе с верными, могли оставаться в храме до конца Божественной литургии, но не причащались и не приносили жертвенных даров в храм. Пройдя все ступени покаяния, К. принимались в церковное общение и допускались к причастию.

http://pravenc.ru/text/1683997.html

Скачать epub pdf Июль-Август Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 3: гл. 1–2 (Ин.5:35–40)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1901. Т. 2. 7/8. С. 385–400 (1-я пагин.). (Продолжение.) —385— святой скинии, после устроения десяти завес, говорит к священно-начальнику Моисею: „и ты заповедай сынам Израилевым, и да возьмут для тебя елей из маслин, без осадка, чистый, выжатый, для возжжения света, дабы горел светильник всегда в скинии свидетельства вне завесы, что над Заветом: зажигать будет его Аарон и сыновья его с вечера до утра, пред Господом – (это) узаконение вечное в роды ваши от сынов Израилевых: и ты приведи к себе Аарона, брата твоего, и сыновей его, от сынов Израилевых священнодействовать Мне“ ( Исх.27:20–21,28:1 ). На этом да престанет божественное откровение, и перейдём уже к посильному изъяснению его. Елеем чистым и без выжимок, кажется, обозначает чистейшую и совершеннейшую природу Духа Святого, которая, входя в нас непостижимым для нас образом, подобно елею, питает, поддерживает и умножает в душе нашей освещение, как в светильнике находящееся. Так и божественный Креститель, веруем, воссиял светом свидетельства о Спасителе нашем, не отинуду получив силу световождения, как через умственный елей, способный и годный к возжжению божественного света в нас, на который прикровенно указал и Сам Спаситель в словах: „огонь пришёл Я низвесть на землю и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!“ ( Лк.12:49 ). Итак, блаженный Креститель был светильник, всегда в скинии свидетельства, как опять в прообразе, горящий и светящий. Что он светит в скинии свидетельства, этим прекрасно указывается на то, что принято в церквах освещение от него и оно должно находиться не вне священного и божественного двора Спасителева. Впрочем, светильник оказывается вне —386— завесы, чем указывается на то, что он (Креститель) должен вносить простейшее и предварительное только освещение, говоря: „покайтесь, ибо приблизилось царство небесное“ ( Мф.4:17 ), но он не открывает ничего из сокровенного внутри завесы, очевидно из тайн нашего Спасителя, ибо не крестил в причастие Святого Духа и не внёс освещение от Него во внутрь завесы, а был во внешней (первой) скинии, „имевшей ещё стояние“ ( Евр.9:8 ), по слову Павла 1085 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Коль брошен вызов, его надо принимать» Как отметил митрополит Мурманский Митрофан, со стороны государства принимаются решения для развития спорта внутри страны и с теми странами, кто желает с нами развивать отношения 13.02.2023 778 Время на чтение 3 минуты Фото: ria.ru Патриарший международный фестиваль спортивных единоборств и боевых искусств «Кубок святого равноапостольного Николая Японского» пройдет в конце февраля в Подмосковье. О масштабных спортивных событиях, санкциях и значении для российского спорта флага, гимна и веры в Бога в условиях СВО рассказал в интервью РИА Новости председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан (Баданин). «Наши спортсмены – часть страны, общества, которое все сейчас находится в состоянии колоссального прессинга, агрессии против нас со стороны коллективного Запада. Поэтому спортсмены несут эти испытания и скорби. Конечно, священники оказывают им помощь, работают. Унывать не стоит. Коль нам брошен вызов, его надо принимать, и в том числе его принимают спортсмены. Вижу, как со стороны государства принимаются решения, чтобы дать нашим ребятам хорошие площадки для соревнований внутри страны. Мы переориентируемся, работаем в содружестве с теми, кто желает с нами развивать отношения. Церковь в полной мере включена в эту работу», - сказал митрополит. Он отметил, что в Кемерово в мае при участии Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий России планируется провести для подростков Всероссийские спортивные игры святого благоверного князя Александра Невского. «В них смогут принять участие молодые спортсмены со всей страны вне зависимости от вероисповедания. Игры призваны содействовать укреплению межнациональных и межконфессиональных связей, воспитанию чувства любви и уважения к русской истории, культуре и традициям. Так что, думаю, мы как раз находимся в стадии формирования новых принципов российского, да и мирового спорта», - продолжил владыка.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/13/ko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010