Говоренная к народу в Церкви Святых Апостолов Филиппа и Иакова во вторую неделю после Пятидесятницы. Чтение Св. Евангелия: Лк 14.16-24. Лк 14.16-24. Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово.И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.Третий сказал: я женился и потому не могу придти.И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой.Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.   1. Возлюбленнейшая братия, между наслаждениями плоти и души различие состоит в том, что телесные наслаждения возбуждают к себе сильное пожелание, когда их нет, а когда их вкусят, тотчас по удовлетворении делаются отвратительными для вкусившего. Напротив же, духовные наслаждения бывают отвратительны, когда их не имеют, а когда имеются, тогда бывают желательны; и тем более возбуждают жажду в наслаждающемся ими, чем более наслаждают жаждущего. В тех лакомится аппетит, а не нравится опыт, в этих аппетит мал, но опыт весьма лаком. В тех аппетит рождает насыщение, а насыщение — отвращение; а в этих аппетит рождает насыщение, а насыщение — аппетит. Ибо духовные наслаждения умножают в душе желание, когда удовлетворяют ей, потому что чем более чувствуется их вкус, тем более познается то, что жадно должно быть любимо. А потому не вкушенные они не могут быть любимы, потому что вкус неизвестен. Ибо кто может любить то, чего не знает? Поэтому-то Псалмопевец увещевает нас, говоря: «вкусите, и увидите, как благ Господь!» (Пс 33.9). Ясно он как бы так говорит: «Вы не знаете благости Его, потому что не вкушаете ее. Но приложите пищу жизни ко вкусу сердца, чтобы могли вы полюбить сладость ее, попробовав». Эти наслаждения потерял человек тогда, когда согрешил в раю (Быт 3.6); он вышел вне, когда заключил уста от пищи Вечной Сладости. Поэтому и мы, рожденные в несчастье этого странствования, пришли сюда уже с отвращением к ним, и не знаем, чего мы желать должны, и болезнь нашего отвращения тем более увеличивается, чем более душа удаляется от вкушения оной сладости; и тем более не желает уже внутренних наслаждений, чем долее отвыкала от вкушения их. Итак, мы худеем от своего отвращения и утомляемся от продолжительной болезни неядения. А поскольку мы не хотим вкусить готовой сладости внутри нас, то любим, несчастные, во вне свой голод. Но Верховная Любовь и оставляющих ее нас не оставляет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Если же мы ходим в простоте сердца, если сохраняем подвижнически заповеди, если молимся усердно, с плачем и слезами, неотступно и терпеливо, и, как Моисей, хорошо охраняем овец Иофора ( Исх. 3, 1 ), то есть мысли, помышления и духовные движения ума нашего, и среди дневной жары и ночного холода непрестанных изменений и брани с искушениями с поспешностью и смирением сокрушаем греховные помыслы, то после этого, приняв отчасти иные дарования Божий, удостоимся и БОГОВИДЕНИЯ и увидим в наших сердцах Купину, горящую Божественным огнем Любви и неопаляемую ( Исх. 3, 2 ). И, приблизившись к ней посредством умной молитвы, услышим, как говорит посредством таинства духовного познания Божественный глас: «Сними обувь твою с ног твоих». – А это значит: оставь всякое свое желание и заботу века сего и подчинись Духу Святому и Божественной воле Его, – «ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» ( Исх. 3, 5 ). И, освободившись от всего, такой человек становится предстателем за народ и наносит язвы мысленному фараону, то есть приобретает рассуждение и распоряжение Божественными дарованиями и победу над бесами. А затем он получает Божественные Законы, но не на каменных скрижалях, какие получил Моисей и которые можно было разбить или повредить ( Исх. 32, 15, 19 ), но в виде Божественных начертаний Святого Духа, действующих в наших сердцах, причем не десять только заповедей, но столько, сколько способны вместить ум, разум и естество! Тогда дерзновенно входит он за завесу и при появлении Божественного облака в огненном столпе ЛЮБВИ сам весь обращается в огнь. Когда же не может выдержать более, то восклицает Божественное действие Любви, обращаясь к своему Источнику посредством уст человеческих: «КТО МОЖЕТ МЕНЯ ОТЛУЧИТЬ ОТ СЛАДЧАЙШЕЙ ЛЮБВИ ТВОЕЙ, ИИСУСЕ?» ( Рим. 8, 35 ) Когда же сильнее повеет мысленное дуновение, человек уже не знает, находится ли он «в теле, или вне тела: Бог знает» ( 2Кор. 12,3 ), внутри или вне каливы – Бог весть, знает лишь, что весь обратился в огнь, и с огнем и любовью источает слезы, и восклицает, изумленный и пораженный: «Останови, Сладчайшая Любовь, воды благодати Твоей, ибо составы членов моих изнемогли!»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

Если о друге всякий спрашивает, где он живет, что делает, куда идет, то неужели, скажи мне, нам не следует знать все это о всеобщих учителях вселенной? Кто живет духовно, того и одежда, и походка, и слова, и дела, вообще все приносит пользу слушающим, и никакого не встречается к тому препятствия и затруднения. Впрочем, вам полезно узнать, что это послание касается предметов необходимых. Смотри же, сколько доброго в нем заключается. Во–первых (мы научаемся), что нужно быть внимательным ко всему, потому что если Павел показывает столько заботливости о беглеце, разбойнике и воре, не отказывается и не стыдится отсылать его с такими похвалами, то тем более нам не следует быть небрежными в подобных случаях. Во–вторых, что не нужно считать сословие рабов отверженным, хотя бы дошли они до крайней степени зла, потому что если вор и беглец сделался настолько добродетельным, что Павел желал иметь с ним общение и писал: « дабы он вместо тебя послужил мне » (ст. 13), то тем более не следует отчаиваться в людях свободных. В–третьих, что не нужно рабов отнимать от господ, потому что если Павел, будучи так уверен в благорасположении к нему Филимона, не хотел без воли господина удержать при себе Онисима, который был так нужен и полезен ему, то тем более не должны делать этого мы. Если раб — человек добродетельный, то он тем более должен оставаться в услужении и почитать власть господина, чтобы приносить пользу всем находящимся в доме. Для чего же снимать свечу со светильника «и ставить ее под сосудом» (Мф. 5:15)? О, если бы и тех, которые находятся вне, можно было ввести внутрь города! Но что, скажешь, если он и тогда окажется негодным? Почему же, скажи мне? Потому ли, что он войдет в город? Но подумай, что, находясь вне, он будет еще хуже; если он, находясь внутри, окажется негодным, то тем более (будет таким), находясь вне; здесь, при попечительном господине, он будет свободен от неизбежных забот, а там эти заботы, может быть, отвлекут его от предметов более необходимых и духовных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Есть одна святая Церковь , созидаемая святостью живущих на земле святых, хотя бы их было два или три человека. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18:20 ). Всякое наше святое действие и святое воздыхание созидают святую Церковь . Всякое наше зло выкидывает нас с корабля Церкви, причем при этом мы часто увлекаем за собой и других. Об этом и слова Тихона Задонского : «Все грешники вне Церкви святой находятся, хотя и в храм ходят, и молятся, и Таин причащаются». Следовательно, я могу стоять на молитве в храме, но в своем озлоблении на озлобленную на меня старушку и я, и она будем в этом своем состоянии вне стен единой, святой и апостольской Церкви. Есть церковь с маленькой буквы рядом или внутри Церкви с большой. Это неизбежная форма исторического пути Церкви и какое-то промыслительное определение Божие. Очень хорошо сказано об этом в Откровении во 2-й и 3-й главах, а также в 11-й: «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца» ( Откр. 11:1–2 ). Внешний двор храма – это и есть «вторая», не святая, иногда очень темная и страшная церковь , – церковь тех, кто, по слову святителя Тихона Задонского , «хуже идолопоклонников», церковь соблазняющая и отводящая от истинной Церкви, окружающая (или вкрапленная, как плевелы в пшенице на поле) святую и вечную Церковь Невидимого града. Вот в эту святую и единственную Церковь мы и должны верить, только в нее и верить, и верить так же, как в Бога, ибо можно сказать: незрима ее святость, но так же реальна, как святость Божия. За все время существования Церкви не было, кажется, найдено ни одного достаточно правильного определения ее, сверх тех трех, которые мы получили от апостолов: Церковь есть «Тело Божие», «полнота Наполняющего все во всем» и «столп и утверждение истины» ( 1Кор. 12:27 ; Еф. 1:23 ; 1Тим. 3:15 ). Очевидно, не нужно было больше и искать.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/m...

Златоуст сравнивает земную жизнь с театральным представлением, а загробную – с тем, что происходит, когда представление заканчивается. Смерть открывает подлинное лицо каждого человека: [%Отошли оба туда, где предметы имеют истинный вид; театр закрылся, и маски сняты. На здешнем театре… иной представляется философом, не будучи философом; иной царем, не будучи царем… иной врачом, не умея управиться и с деревом, но только надев одежду врача; иной – рабом, будучи свободным; иной – учителем, не зная и грамоты… Но когда наступит вечер, театр закроется и все разойдутся; тогда маски сбрасываются, и кто в театре представлялся царем, вне его оказывается кузнецом; маски сброшены, обман прошел, открылась истина: и оказывается вне театра рабом, кто внутри его представлялся свободным… Так и в жизни, и при кончине. Настоящее – театр; здешние предметы – обманчивая внешность, и богатство, и бедность, и власть, и подвластность, и тому подобное; а когда окончится этот день и наступит та страшная ночь… когда будет судим каждый со своими делами, не с богатством своим, не с властью своею, не с почестями и могуществом своим, но каждый с делами своими – и начальник и царь, и женщина и мужчина… когда отброшена будет обманчивая внешность, тогда обнаружится и богатый и бедный 300 . В приведенном толковании земная жизнь предстает своего рода виртуальной реальностью, в которой каждому человеку отведена определенная роль, на каждого надета своя маска. Этот образ можно спроецировать на ту ситуацию, в которой оказался Сын Божий, когда стал человеком. Он попал в общество фарисеев и книжников, где все роли были распределены, где у каждого была своя маска: где молились, останавливаясь на углах улиц ( Мф. 6:5 ), принимали на себя мрачные лица, чтобы показаться постящимися ( Мф. 6:16 ), увеличивали воскрилия одежд, любили предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! ( Мф. 23:5–7 ). В это общество лицемеров Он вторгся – без маски и без роли – с бескомпромиссностью, радикализмом, готовностью отстаивать истину даже ценой собственной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«И сказал Господь Авраму: выйди из земли твоей [смотрите, раз], от родства твоего [из клана твоего], и из дома отца твоего [то есть порви все связи. Вот Господь, призывая человека, отделяет его от всех и от всего: и от Отечества, и от общины, и от семьи. Это Евангельское требование. Господь в Евангелии скажет: Кто любит жену, детей, земли – больше, чем Меня, тот не достоин Меня (см. Мф. 10:34–39 ). Вот это Евангельское требование было к Аврааму] и иди в землю, которую Я укажу тебе [ Куда идти? На все четыре стороны иди: Я тебе укажу. Значит, внутри у него был вектор. Вектор. Он чувствовал голос Божий. И вот как, понимаете, вектор какой указывает направление, так и он чувствовал в себе вождение, водительство Божие. Вот водительство Божие надо в себе ощущать. Что мы не сами по себе живём, а двигаемся, вот Господь нас двигает. Им бо живемъ, движемся и есьмы. Апостол Павел в Ареопаге сказал: мы живём Им и движемся (см. Деян. 17:28 ). Вот это движение в себе верующий глубоко верующий человек и ощущает и говорит: я живу по воле Божией, я ничего от себя делать не могу. Вот Господь мной движет. Так, и что?], и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя . Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну [и вот самая что ни на есть квинтэссенция всего этого пророчества], и благословятся в тебе все племена земные». Какой потомок принесёт благословение всем племенам земным? Христос. Теперь как нам связать, что вот эти слова имеют прямое отношение к Новому Завту и с них по существу начинается Новый Завт? Надо открыть Евангелие от Матфея, 1-ю главу; открываем – все без возражений, никаких возражений не принимается. Открываем от Матфея 1 -ю главу и читаем с вами 1-й стих: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова [Вот вам и связь]. Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова [позвольте, Исаак-то родил близнецов, первенец-то Исав, а Иаков-то второй, а вот здесь говорится: Исаак родил Иакова. Почему? Да потому что линия Завта пошла не через Исава, а через Иакова. Исав вне линии Завта. Вы попробуйте сказать арабам что-нибудь или мусульманам. Как это Исав вне линии Завта? Нельзя таких слов сказать. Смотрите], Иаков родил Иуду и братьев его», – ничего подобного. Иаков родил Рувима, Симеона, Левия и Иуду – четвёртый Иуда, а здесь указывается сразу Иуда. Почему? Да потому что линия Завта, минуя первых трёх и остальных, пошла почему-то через Иуду.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

... И сказал Моисей к обществу: вот что повелел Господь сделать». И облекает Моисей Аарона и священников украшением, кропит елеем помазания «на жертвенник семь раз и на все принадлежности его, и на умывальницу, — сказано, — и скинию, и все, что в ней, и освятить их» (Лев. 8:2-11): свята скиния, но алтарь в совершеннейшей мере преизобилует освящением чрез Духа, хотя и не как причастный чину разумных существ, ибо не так свят, как, например, естество ангела или душа человека, но, так сказать, вследствие прикосновения к возлагаемой на него жертве; потому что свято и место, на коем бывает Христос. Итак, помазав алтарь семижды, то есть обильно, Моисей освящает Аарона: возлил на него елей помазания и кроме того принес жертвы за него и за сынов его — недавно изъясненным нами способом. Когда же это приведено было к концу, присоединяет к сему еще повеление, говоря: и из «Семь дней не отходите от дверей скинии собрания, пока не исполнятся дни посвящения вашего, ибо семь дней должно совершаться посвящение ваше; как сегодня было сделано, так повелел Господь делать для очищения вас; у входа скинии собрания будьте день и ночь в продолжение семи дней и будьте на страже у Господа, чтобы не умереть, ибо так мне повелено [от Господа Бога]» (Лев. 8:33-35). Какой обряд совершался над каждой из жертв, это весьма достаточно показала нам предыдущая речь. Посему, опустив тонкость рассуждения об этом, перейдем к следующему. Закон не дозволяет: получившим священный и избранный жребий и уже посвященным на дело священства пребывать где-либо вне святой скинии, но повелевает до седьмого дня сидеть внутри ее и; едва не пригвождает к дверям, так, чтобы они не преступали даже порога ее, поставляя это сидение в святых местах, как я думаю, знамением твердости и пребывания в освящении; ибо необходимо быть твердыми и неуклонными в добродетели нам, которые назначены к тому, чтобы быть подле Бога, не ходя вне надлежащего образа жизни и не выходя из свяшеннолепного образа мыслей, но всегда пребывая как бы вблизи и живя при Боге, согласно сказанному устами пророка: «Если вы настоятельно спрашиваете, то обратитесь и приходите» (Ис.21:12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

Итак, Он не отрицал Матери Своей, как полагали Маркион и Манихей, чтобы думали, будто Он родился от какого-то воображаемого существа. Он только предпочел апостолов Своим единокровным, чтобы и мы в любви своей отдавали сравнительное предпочтение духу перед телом. «Вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою». Некоторые толкователи под братьями Господа разумеют сыновей Иосифа от его второй жены, следуя бредням сокровенных книг (apocryphorum) и размышляя некую женщину Мельху или Ельку. Мы же, как говорится в книге, написанной нами против Гельвидия, под братьями Господа разумеем не сыновей Иосифа, а двоюродных братьев Спасителя, сыновей Марии, тетки Господа по Матери Его; она, говорят, была матерью Иакова Младшего, Иосифа и Иуды, которые, как мы читаем в другом Евангелии ( Мк.6:3 ; Мф.13:55 ; Ин.2:12 ) 257 названы братьями Господа. А что двоюродные братья по матери называются братьями, это показывает все священное Писание. – Разъясним это место и иначе. Господь говорит ко множеству народа; Он внутри [дома] поучает людей. Матерь Его и братья, то есть синагога и народ иудейский, стоят вне и желают войти, но они делаются недостойными Его слова. Хотя они и просили, и искали, и посылали вестника, но получили в ответ, что они свободны и могут войти, если только они сами захотят веровать. Тем не менее они не могли войти иначе, как по просьбе других. 244 Эта нумерация – по старому Синодальному русскому переводу Евангелия. По новому переводу – стих 9, начало 10-го – Ред. 245 По новому Синодальному русскому переводу Евангелия: «И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями – ред. 251 По новому Синодальному русскому переводу: «А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе ееельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя» – ред. 253 По новому Синодальному русскому переводу: «Требовали от Него знамения с неба, искушая Его» – ред. 255 По новому Синодальному русскому переводу: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела» – ред. Читать далее Источник: Творения блаженного Иеронима Стридонского. - 1880-1903. (Библиотека творений св. отцов и учителей церкви западных...)/Ч. 16: Толкование на Евангелие по Матфею. 113-316 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Крещеные, но неграмотные, готовящиеся ко крещению Специфическая по возрасту Специфическая по образу жизни (как правило, неработающие) Для первичного обращения – все, в идеале – катехизированные Преимущественное место служения Вне храма – в образовательных учреждениях, СМИ и индустрии развлечений Внутри церковной ограды Там, где люди – по ситуации: в храме, если молодежь есть, вне, как миссионер, если нет. В храме, на дому и в социальных учреждениях В храме и домах прихожан Вдохновляет Дает багаж знаний Помогает освоиться Дает служение и помогает Приводит в Царство Божие Подготовка Общая подготовка, писание, апологетика, история религий Общая подготовка, педагогика, Писание, святые отцы, догматика, литургика, история Церкви и искусства Общая подготовка, социальная психология, музыка, туризм, менеджмент Общая подготовка, юридическая грамотность, медицина, добровольчество Как катехизатор + аскетика, пастырское богословие Специфика Исследователь, идет в новые аудитории, рискует, ищет новые подходы Учитель, заново осмысляет опыт предыдущих поколений Душа компании, знает, как привлечь и удержать молодежь Организатор, знает, как создать надежно работающую структуру Молитвенник, приносит всех Богу, ободряет или запрещает, утверждает инициативы Общая подготовка предполагает как минимум прохождение полной катехизации (примерно год), а в идеале – богословское или теологическое образование, в больших городах и светское (это уровень культуры). Дисциплины, отражающие специфику служения, изучаются в углубленном режиме как дисциплины специализации. Возможно, это происходит на курсах повышения квалификации, где преподают практики, все это реально использующие. Преподавание – не лекционное, а больше похоже на курсы MBA, когда все разбирается на конкретных примерах, тренингах. Должен быть конкурсный отбор на обучение, чтобы группы состояли из тех, кому это действительно интересно и нужно. Подход миссионера …для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

«Кто любит Меня, – уверяет Господь, – тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин. 14:23 ). Праведниками даже и в рамках земной жизни Бог воспринимается как живительный Свет, а общение с Ним и Его святыми – как желанное благо, веселье и счастье. Духовно зрелыми последователями Христа Бог осознаётся как Рай , почему и говорят, что рай – у них в сердце (ср.: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17:20–21 )). Такое расположение души и служит залогом её приобщения к собору ангелов и увенчанных праведников – «ко граду Бога живого, к Небесному Ирусалиму» ( Евр. 12:22–23 ). « Ты, Христе, царство небесное , – пишет преподобный Симеон Новый Богослов , – Ты земля кротких, Ты рай зеленеющий, Ты чертог Божественный... И благодать Всесвятого Духа Твоего, Боже мой, подобно солнцу, воссияет во всех святых; и среди них воссияешь Ты – неприступное Солнце; и все они будут озаряемы по мере веры и дел, надежды и любви, очищения и просвещения от Духа Твоего, единый долготерпеливый Боже и Судие всех, для которых в различные обители и места вменятся (различные) степени светлости и степени любви , и наоборот: степень созерцания Тебя (каждым) будет (степенью) величия его, славою, наслаждением и честью – для различных чудных обителей и жилищ. Это и есть различные палаты, это “обители многи” ... Где же будут стоять, удивляюсь я, отпадающие от Бога и далеко отстоящие от Того, Кто везде находится? И поистине, братие, это – чудо, исполненное великого ужаса, и чтобы хорошо уразуметь его и не впасть в ересь, как бы не доверяя глаголам Божественного Духа, требуется рассуждение ума просвещенного. Хотя и они будут находиться внутри «всего» , но поистине вне Божественного света и Бога. Ибо подобно тому как (слепцы), не видящие сияющего солнца, хотя и всецело, со всех сторон бывают освещаемы (им), однако являются вне света, будучи удалены от него чувством и зрением; так и Божественный свет Троицы есть “во всем”, но грешники, заключенные во тьме, и среди (него) не видят (его) и совершенно не имеют Божественного (познания) и чувства; но опаляемые и осуждаемые своею (собственною) совестью, они будут иметь неизреченное мучение и невыразимую скорбь во веки» с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010