Каждый день Страстной, и утром, и вечером, слышатся евангельские чтения. В понедельник и вторник – все притчи и поучения Христа, произнесенные Им в последние дни Его земного служения. Одна из главных тем Великого понедельника – о бесплодной смоковнице , проклятой Иисусом. Зачем же проклятой? – недоумевают многие, читая этот эпизод. Ведь была весна, совсем не время собирания смокв, как упоминает евангелист Марк. Смоковница в данном случае послужила изобразительным примером или демонстративным материалом в том, что может быть с религиозным сообществом в целом, и в то же время с каждой отдельной жизнью человека, если по наружности человек или целая религиозная организация выглядят пышно зеленеющими, а внутри неспособными принести плоды. Такая обманчивая зелень рано или поздно непременно разоблачается приговором: «Се, оставляется дом ваш пуст» или «да не будет же впредь от тебя плода вовек». «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь», — учил еще Иоанн Предтеча (Мф. 3, 10). Тему бесплодной смоковницы продолжает другой евангельский текст, звучащий на следующий день: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы подобны гробницам побеленным, которые снаружи кажутся красивыми, внутри же полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы снаружи кажетесь людям праведными, внутри же наполнены лицемерием и беззаконием» (Мф. 23, 27-28). А довершают всё это чтения Великого вторника на вечерне перед Преждеосвященной литургией, когда звучат притчи о 10 девах, о Талантах и о Страшном суде (25-я глава от Матфея). Именно притча о девах послужила для создания ключевых гимнов первых трех дней Страстной седмицы: Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа (рус.: но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным). Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас. Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь (и одежды не имею, чтоб войти в него): просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя.

http://pravmir.ru/pasxa-stradanij/

«Кто исчерпал воды горстию своею, и пядию измерил небеса...» ( Ис. 40, 12 ). И далее: «небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих… Ибо все это сделала рука Моя» ( Ис. 66, 1–2 ). Все небо – не более пяди Господней, а вся земля – не более Его горсти… Небо также – престол Его, а земля – подножие ног Его. Конечно, не следует представлять Бога в человеческих образах, сидящим на престоле и поставившим ноги на подножие. То, что служит престолом и подножием Ему, есть Его бесконечность и всемогущество, заключающие все вещи в Его пяди и горсти. Запечатленный в тварных вещах образ говорит о том, что Бог существует в них и вне их, что Он и превосходит, и проницает их; и превыше всего, и обитает во всем. Пядь и горсть суть символы открывающегося Божественного могущества. Престол и подножие указывают, что Бог подчинил Себе внешние вещи, потому что Он внутри них; в то же время Он заключает их внутри Себя. Он внутри и снаружи всего… Ничто не может укрыться от Того, Кто есть бесконечность… Обретенное мною в исканиях замечательно выразил пророк: «Куда пойду от Духа Твоего, и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; Сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, И удержит меня десница Твоя» ( Пс. 138, 7–10 ). Нет места без Бога; нет места, кроме как в Боге… Я был счастлив созерцать таинства Его мудрости и Его неприступности. Я поклонялся вечности и безмерности моего Отца и Создателя. Но я желал также созерцать красоту моего Господа… Мой пыл, уловленный слабостью духа, не мог найти выхода, пока я не обнаружил в словах пророка эту великолепную мысль о Боге: «от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» ( Прем.13, 5 ). Небо и воздушное пространство прекрасны, земля и море прекрасны. Вселенная обязана Божественной благодати именем «космос», которым нарекли ее греки и которое означает «украшение» … Владыка тварной красоты не должен ли по необходимости быть красотою всякой красоты?..

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

Так как ранее мы уже раскрывали ясно и подробно, что значит, когда Иов Божественным гласом называется простым и праведным, и боящимся Бога, и удаляющимся от зла, то не будем повторять сказанное, чтобы не замедлить перейти к не сказанному. Мы должны внимательно исследовать, каким образом Господь говорил сатане, и каким образом сатана отвечал Господу. Нужно понять, что это за разговор. Это, конечно, не то, чтобы Бог, Который есть высочайший и беспредельный Дух, или дьявол, который не облечен плотью, подобно людям порождали бы звук голоса посредством дыхания легких и выталкиванием воздуха через орган горла. Но когда Непостижимый говорит с невидимым, необходимо, чтобы наш ум, удаляясь от образа человеческого разговора, устремлялся к возвышенному и неведомому способу беседы. Когда мы хотим выразить во вне то, что чувствуем внутри, тогда произносим это голосом при помощи голосового аппарата. Словно за стеной тела мы стоим внутри тайника ума, скрытые от чужих глаз; но когда мы хотим открыться, тогда, как бы выходим через дверь языка, чтобы показать, какие мы внутри. Духовная же природа не такова, так как она не состоит из двух: из ума и тела. Поэтому, когда сообщается, что бестелесная природа говорит, следует понимать, что ее речь не всегда имеет один и тот же вид. Иначе Бог говорит ангелам, иначе – ангелы Богу; иначе Бог – душам святых, иначе – души святых Богу; иначе – Бог дьяволу , иначе – дьявол Богу. 11 . Иначе Бог говорит душам святых, и иначе души святых говорят Богу. В другом месте Апокалипсиса св. Иоанна сказано: «Я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их ... дополнят число» ( Откр. 6:9–11 ). Что же может значить просьба душ о мщении, как не то, что они желают дня последнего суда и воскресения тел губителей? Велик их вопль, велико желание.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

14 . Потому, чтобы вы знали, что он относит к делам, [апостол] говорит: всякий дух, который отвергает, что Иисус Христос пришел во плоти, [P. 310] не есть от Бога. Тут надо разуметь: «отвергает делами». О ком тебе говорит [апостол]? О том, кто отрицает, ибо он, как сказано, отвергает 146 . Он пришел собрать, а ты пришел, чтобы отвергнуть [единство]. Ты хочешь разорвать члены Христовы. Как же можно сказать, что ты не отрицаешь, что Христос пришел во плоти, если ты раскалываешь Церковь Божию, которую Он собрал? Поэтому ты идешь против Христа, ты – антихрист. Внутри ли ты [Церкви], вне ли ее, ты – антихрист. Но, когда ты внутри, ты – сокрытый [антихрист], а когда вне – явный. Ты отвергаешь Христа, отрицаешь, что Он пришел во плоти. Ты не от Бога. Потому и говорит Он в Евангелии: кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном ( Мф.5:19 ) 147 . Что значит нарушение? Что значит научение? Нарушение принадлежит делам, а научение как бы словам. Ты тот, кто, проповедуя не красть, крадешь ( Рим.2:21 ). Стало быть, тот, кто крадет, делом нарушает заповедь и как бы научает так [поступать]. Такой малейшим наречется в Царстве Небесном, то есть в Церкви нынешнего времени. О нем сказано: «что они говорят, делайте, что же они делают, не делайте» (ср. Мф.23:3 ). А кто сделает и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном ( Мф.5:19 ). Произнесенный Им здесь глагол «сделает» противопоставлен тому, что был использован там: «нарушит», то есть «не сделает и научит так». Стало быть, нарушает тот, кто не делает. Чему Он нас учит здесь, если не тому, чтобы мы интересовались делами, а не верили словам? Неясность этих вещей заставляет нас много говорить, главным образом для того, чтобы то, что удостоил открыть Господь, достигло также братьев, не отличающихся быстротой ума, потому что и они все искуплены кровью Христовой. Я боюсь, [чтение] этого Послания не ограничится этими днями, как я обещал. Но (так уж угодно Господу) лучше оставить кое-то на потом, чем перегружать ваши сердца слишком обильной пищей. Рассуждение 7

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

4. Поэтому Он сказал вам: «Что Мне, говорит [Господь], множество жертв ваших? Я наполнен есмь всесожжениями овнов и тука агнцев и крови волов и козлов не хочу. И не приходите являться ко Мне. Ведь кто потребовал этого от рук ваших? Более не ходите по двору Моему. Если принесете Мне самую лучшую муку, то напрасно: каждение – мерзость для Меня. Новомесячий ваших, и суббот, и дня великого не могу терпеть; пост, и праздность, и праздники ваши ненавидит душа Моя. Вы стали Мне в пресыщение» 17 . И снова: «Зачем Мне ладан приносишь из Савы и благовоние от земли дальней? Всесожжения ваша неприятны, и жертвы ваши не услаждают Меня 18 (...) Соберите с жертвами вашими всесожжения ваши и ешьте мяса, потому что Я не заповедал вам в день, [в который] вывел вас из Египта о всесожжениях и жертвах» 19 . И снова: «Удали от Меня глас песнопений твоих, и песней органов твоих Я не послушаю 20 (...) Так как ты отверг Мое знание, отвергну и Я тебя от священнослужения Мне» 21 . 5. Так почему же [Бог] возненавидел и отверг ваше служение, субботы, жертвы, новомесячия и праздники, как было сказано? Не по причине ли вашей непокорности, жестокосердия и неверия в Его единородного Сына? Каким образом проявляется ваша вражда на Бога Отца и на Его совечного Сына и Бога? Не в том ли, что не было у Него власти делать в своих [творениях] то, что хотел прежде веков: как и из не-сущих Он все сотворил, так и послал единородного Своего Сына в последние времена, чтобы воссоздать нас, смертных? [Не в том ли,] что недопустимо, дабы Бог рождал, или [недопустимо] слышать о Сыне Божием? Что неисполнимо, чтобы Бог сошел на землю и уподобился людям, совершил и претерпел на земле все, что было о Нем написано и сказано? Что невозможно, дабы невместимый во всех стал вместимым во утробе жены, и невещественный и бестелесный воплотился, и безмужно от Нее родился, и провозгласил Себя, неописуемого, неосязаемого и невидимого, истинным Богом [и] человеком? 6. В этом, о дети иудеев, вы нас обвиняете и считаете, что ваши речи законны, излагая новые сомнения в защиту вашего неверия. В таком случае, ответьте нам на наши вопросы, если в вас есть слово разума 22 . Бог – больший всего или меньший? Конечно, больший. Следовательно, Он находится внутри всего или вне? И внутри и вне и выше всего, по написанному: «Небо престол, а земля – подножие ног Его» 23 , и: »...на крилу ветреню ходити» 24 , и: «...в море пути Его 25 , а льет дождь на праведных и неправедных и солнце Свое сияет на злых и благих» 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Бенедикт Нурсийский Устав, пролог, 8—18. Господь ожидает от нас ежедневного ответа деяниями на Его святые наставления. Ибо дни нашей жизни даны нам как срок для исправления заблуждений по слову Апостола: Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? (Рим. 2, 4). Говорит Господь в милости Своей: Разве Я хочу смерти беззаконника?.. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? (Иез. 18, 23). Бенедикт Нурсийский Устав, пролог, 35—38. Глава II БОГ СОКРЫТЫЙ, БОГ ВСЕЛЕНСКИЙ Карикатуры Бога изобилуют в истории как самого христианства, так и тех умственных идолов, которые ведут человечество либо к жестокости, либо к атеизму. Могут ли люди в современную эпоху с ее взлетом критического разума и свободы принять существование Бога по видимости худшего, нежели они сами, — по крайней мере, худшего, чем того требует их втайне оплодотворенное Евангелием сознание? Люди не перестают строить планы относительно Бога, чтобы овладеть Им и воспользоваться в своих целях, индивидуальных или коллективных. Но им следует понять, что Богом нельзя завладеть извне, как объектом, потому что по отношению к Нему не существует никакого «вне». Творец не примыкает к творению извне, ибо мы Им живем и движемся и существуем, как говорил апостол Павел афинянам (Деян. 17,28). Но мы, будучи заключены в самих себе и «в Его руке», можем познать Его только тогда, когда Он Сам добровольно устанавливает отношение с нами, в котором отдаленность и близость делаются местом звучания Слова, местом, где Один обращается к другому. Большинство людей, заключенных в смертные тела, словно улитка в раковину, свернувшихся в своих упорных заблуждениях подобно ежам, создают по образу самих себя свое представление о блаженном Боге. Климент Александрийский Строматы, 5, 11. Зернышки, заключенные внутри гранатового плода, не могут видеть того, что вне скорлупы, так как они находятся внутри. Так » человек, вместе со всею тварью заключенный в руке Божией, не может созерцать Бога…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

Во время первого путешествия ап. Павел обращался к язычникам только тогда, когда его отвергали иудеи. Второе путешествие ап. Павла отмечено его прямой встречей с языческим миром. Святой ап. Лука проводит четкое различие между его беседами в синагоге и беседами с греческими философами. На этих последних беседах писатель останавливается с преимущественным вниманием, излагая и речь Апостола на Ареопаге: «И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет» ( Деян.17:22-24 ). Здесь дан образец миссионерской проповеди, когда и достоинство собственной веры не роняется, и уважается чужая («ваши святыни»). Однако свидетельство о Воскресении, вокруг которого вращалась апостольская проповедь, было неприемлемо для греческого сознания: «Об этом послушаем тебя в другое время» ( Деян.17:32 ). Первые встречи христианских благовестников с римской администрацией обнаружили некоторую настороженность властей. Первые столкновения с властями наметили путь, по которому должны были пойти дальнейшие отношения между христианской Церковью и языческим государством. В отличие от своих первых двух миссионерских путешествий, Павел во время третьего путешествия не проповедовал в областях, где еще не звучало слово о Христе. Павел думал не об основании новых церквей, а об устроении уже основанных. Вторая задача – объединение церквей во Вселенскую Церковь. Во время благовестия имели место два конфликта: конфликт с иудейством внутри Церкви и конфликт с иудейством вне Церкви. Иудаистические агитаторы старались убедить христиан, обращенных из язычества, что исполнение закона Моисеева требуется и от них. Но эти два конфликта были между собой тесно связаны. Иудеи, входившие в Церковь, сохраняли связь с иудеями вне Церкви. Во время третьего путешествия ап. Павла иудаистическая агитация внутри Церкви и возбуждение против ап. Павла среди иудеев, не входивших в Церковь, были различными выражениями одной и той же реакции иудейства.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Иез. 40 :14. И непокрытое (место) притвора у ворот шестьдесят локтей (двадцати пяти) 1039 и комнаты вокруг двора. Иез. 40 :15. И (от) непокрытого места у ворот со вне 1040 до непокрытого (места) (ворот) 1041 притвора у ворот во внутрь 1042 пятьдесят локтей 1043 . Иез. 40 :16. И в комнатах были потайныя 1044 окна и в столбах внутри ворот кругом двора, также и в притворе окна внутри (двора) кругом, а на столбах финиковыя пальмы с обеих сторон (изваяны) 1045 . Иез. 40 :17. И ввел он меня во внутренний двор, и вот: комнаты 1046 и междустолбие 1047 кругом двора, тридцать комнат между колоннами. Иез. 40 :18. И галлереи 1048 с задней стороны ворот (были) по длине ворот 1049 , (это)-нижнее междустолбие 1050 . Иез. 40 :19. И измерил он ширину двора от непокрытого (места) 1051 ворот внешних, во внутрь 1052 , до непокрытого (места) ворот 1053 , обращенных ко вне 1054 , (ворот) обращенных на восток, сто локтей 1055 . И повел он меня на север. Иез. 40 :20. И вот, ворота у внешнего двора, обращенныя на север, и измерил их в длину их и в ширину. Иез. 40 :21. И комнаты: три в одну сторону и три в другую, и столбы и притворы и финиковыя пальмы у них 1056 , и они были по размеру ворот, обращенных на восток, пятидесяти локтей длина их, а ширина их двадцати пяти локтей 1057 . Иез. 40 :22. И окна у них и столбы и пальмы их такие же, как у (ворот) обращенных на восток, и по семи ступеням входят в них, и притвор извнутри. Иез. 40 :23. И (есть) ворота у двора внутренняго, обращенныя к воротам 1058 северным, такия же, как ворота, обращенныя на восток. И измерил двор от ворот до ворот 1059 : сто локтей. Иез. 40 :24. И привел он меня к югу, и вот ворота, обращенныя на юг, и измерил их: и комнаты и столбы, и притворы-такой же меры 1060 . Иез. 40 :25. И окна у них, и в притворах вокруг, как и окна у тех 1061 : пятидесяти локтей длина их, а ширина двадцати пяти локтей. Иез. 40 :26. И семь ступеней к ним, и притворы извнутри, и пальмы у них: одна с одной стороны, другая с другой на столбах. Иез. 40 :27. И ворота 1062 напротив ворот внутреннего двора на юг, и измерил двор от ворот до ворот на юг: сто локтей в ширину 1063 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Итак, по смирению он себя скрывает. И если он упомянул о себе, то упомянул для того, чтобы мы знали, что он обстоятельнее прочих рассказывает о происшествиях во дворе архиерейском, так как он сам был внутри двора. ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. Смотри опять, как он отстраняет от себя похвалу. Дабы ты, услышав, что Иоанн пошел с Иисусом, не подумал о нем что-нибудь великое, он говорит, что он «был знаком первосвященнику». «Я, – говорит, – вошел вместе с Ним не потому, будто бы был мужественнее прочих, но потому, что был знаком первосвященнику». Ин.18:16 . А Петр стоял вне за дверями. О Петре объявляет, что он следовал за Иисусом по любви к Нему, а остановился вне двора потому, что не был знаком. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра. Что Петр вошел бы, если бы ему было позволено, видно из того, что когда Иоанн вышел и велел привратнице ввести его, Петр тотчас вошел. Почему же Иоанн сам не ввел его, а велел сделать это женщине? Потому, что крепко держался Христа, следовал за Ним неотступно и не хотел отлучиться от Него. Ин.18:17 . Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Женщина спрашивает Петра без дерзости, без грубости, но очень кротко. Ибо она не сказала «и ты не из учеников ли этого обманщика», но – «Этого Человека», а это, скорее, были слова сожалеющей и проникнутой любовью к человеку. Сказала «и ты не из учеников ли» потому, что Иоанн был внутри двора. Женщина эта говорила так кротко, а он ничего этого не заметил, опустил из внимания и предсказание Христа. Он сказал: нет. Так слабо само по себе человеческое естество, когда оно оставлено Богом. Некоторые, напрасно желая угодить Петру, говорят, что Петр отрекся не потому, что боялся, но потому, что постоянно желал быть со Христом и следовать за Ним; а он знал, что если объявить себя учеником Иисуса, то его отлучат от Него, и он не будет иметь возможности следовать за Ним и видеть возлюбленного. Поэтому отрекся, сказав, что он не ученик.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

К беседе подключается Петр, который говорит Иисусу: «Изъясни нам притчу сию» ( Мф. 15:15 ). Под притчей в данном случае понимается изречение «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Иисус на недоумение Петра реагирует словами, обращенными ко всем ученикам: Неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека ( Мф. 15:16–20 ). Приведенный эпизод следует рассматривать в контексте того спора между Иисусом и фарисеями, который занимает существенное место на страницах Евангелий: спора о чистоте и нечистоте. В Ветхом Завете источником нечистоты считалось нечто внешнее по отношению к человеку, и человек воспринимался осквернившимся, если прикасался к тому, что считалось ритуально нечистым. Некоторые роды пищи считались нечистыми: их список содержится в книге Левит; если человек ел такую пищу, он считался осквернившимся ( Лев. 11:2–8, 10–20, 23–43 ). Этому пониманию следовали фарисеи. Иисус же, напротив, настаивал на том, что причины нечистоты следует искать не вне человека, а внутри него. Как и другие ученики, воспитанные в иудейской традиции, Петр должен был разделять ветхозаветные представления о том, что источники нечистоты находятся не внутри человека, а вне его – в других людях, в нечистой пище. Учение Иисуса казалось ему необычным, даже революционным. Приведенная у Матфея реплика Петра – лишь одно из свидетельств того, как непросто было апостолам усваивать уроки, которые преподавал им Учитель. Петр уточняет адресата притчи Одной из особенностей проповеди Иисуса было то, что Он говорил притчами. Каждая притча была одновременно загадкой и задачей для учеников: загадкой, которую надо было отгадать; задачей, которую надо было решить. Неоднократные попытки учеников получить разъяснение той или иной притчи ( Мф. 13:36; 15:15 ) свидетельствуют о том, что понимание смысла притч было для них затруднительным. Это подтверждается и вопросом, который ученики задали Иисусу после того, как Он произнес притчу о сеятеле – первую в серии из восьми притч, изложенных в 13-й главе Евангелия от Матфея:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010