Моисей в предупреждение заповедал им приносить свои жертвы в одном месте, там заколать агнца и совершать образ искупления. Посему ни Ирод не мог убить Господа вместе с младенцами Вифлеемскими, ни Назаретяне не лишили Его жизни, когда свергли Его с горы, потому что Господь не имел повеления умирать вне Иерусалима. «Не должно, – говорит, – погибать пророку вне Иерусалима» (ср. Лк.13:33 ). Заметь, что хотя в Иерусалиме убили Его, (однако) и Ирод, и Назаретяне тоже были виновны в смерти Его, и от них также взыскано было отмщение за убиение Его. Отсюда узнай, что не только жители Иерусалима должны понести наказание за Кровь Его, но и все, кои видели и отвергли Его, оказываются виновными в смерти Его. Говоря: «между... храмом и жертвенником» ( Лк.11:51 ), показал преступность народа, ибо они не устрашились даже места очищения. «Сколько раз... Я хотел собрать вас» (ср. Лк.13:34 ), – что равняется следующему (изречению): «вот,.. три года, как Я... прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу» (ср. Лк.13:7 ). «Если кто услышит... слова Мои и не соблюдет их, Я не знаю 253 его» (ср. Ин.12:47 ). Где же то (сказанное Им): «Отец... не судит никого, но весь Суд отдал Сыну» ( Ин.5:22 )? А так как Он Врач людей, то говорит: «Я не пришел в этот мир, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир» (ср. Ин.12:47 ). И дабы показать, что всякий Суд принадлежит Ему, научает так: «кто не примет слов Моих... того о судит... слово,.. которое Я говорил» ( Ин.12:48 ). «Когда увидите знак ужаса запустения его» (ср. Мф.24:15 ). Хотя город Иерусалим был часто разрушаем и снова отстраивался, но в этом месте Господь говорил о полном уничтожении его и об осквернении святилища его, потому что после сего он останется в погибели своей, то есть предан будет забвению. Римляне внутри храма поставили знамена свои, на которых было изображение орла, как и сказано: «на крыле... мерзости и погибели» (ср. Дан.9:27 ). «Знак ужаса, запустения его, реченного Даниилом пророком» (ср. Мф.24:15 ). Иные говорят, что знамением предстоявшего разрушения его было то, что Римляне потщились принести голову свиньи и положить, при содействии Пилата, внутри храма. «Кто стоит на кровле...» (ср. Мф.24:17 ), потому что не спасутся, как в другое время, так как Господь не будет иметь о них заботы и попечения. «Горе... беременным...» ( Лк.21:23 ). О тех говорится, кто были замучены при осаде Иерусалима. «Будет... скорбь народу сему» (ср. Мф.24:21 ) такая, что даже женщины будут есть своих детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

«О человек! Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Моего, не разумея, что благость Моя ведет тебя к покаянию?» (Рим.2:4). «Вспомни, откуда ты ниспал» (Откр.2:5), с какого достоинства и высоты в какую подлость и окаянство? Где ныне находишься, и к чему воля твоя и страстолюбивая твоя жизнь ведет тебя? Вспомни и покайся! Если же нет, то будешь вовеки об этом воздыхать, тужить, скорбеть и плакать, но бесполезно, «когда увидишь Авраама, Исаака и Иакова» и прочих праведников «в царствии Моем, а себя изгоняемым вон во тьму кромешную, там будет плач и скрежет зубов» (Лк. 13:28). Так благость Христа Бога нашего обратившегося на грех и неисправного христианина обличает внутри и вне. Внутри — в совести и вне — в Святом Писании. Христианину же не должно нерадеть о такой благости Божией, на покаяние его зовущей, да не соберет себе больший гнев Божий, по написанному: «По упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим.2:5). CXXVI. Видишь в естестве, что равное равному и подобное подобному пристает и к тому стремится. Например, огонь не помещается с водой, но с огнем; воздух не держится в воде, но к воздуху вверх восходит. Также у животных бывает: овца к овцам пристает и ходит с ними, воробей с воробьями имеется и летает. У людей: подлый с подлым, честный и постоянный с постоянным, богатый с богатым, благородный с благородным и развращенный с развращенным водятся. Так и в духовном христианском деле. Святая вера, поскольку есть небесный дар и от Бога происходит, никакого сообщения с тленными и мирскими вещами не может иметь, отвращается от них; честь, богатство, славу и сладострастие мира сего за ничто считать верное сердце учит, от всего этого отвращаться увещевает и восхищает к небесам, откуда произошла, и непрестанно побуждает усердно желать и искать Бога, от Которого начало имеет; вечных и небесных благ богатство и славу представляет и к ним восхищает сердце человеческое, в котором место свое имеет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Сидящего (в десных) на правой сторони. Этот Ангел был внутри гробовой пещеры, следовательно, не тот, о котором говорит св.Матфей, что сидел на отваленном камне вне гроба. Об этом св.Марк умалчивает, а говорит о другом (Мих.). Или – жены могли видеть его вне гроба, сидящего на камне, и затем внутри, вошедшего туда прежде их (Феоф.). Ужаснулись (ужасошася). Понятен страх мироносиц от чудесного видения: гроб Христов находят открытым, и тут Ангел. Посему Ангел ободряет их словом: не бойтесь. Понятен и страх стражей, которые омертвели от страха, как бывает при сильном и внезапном испуге. Он воскрес, по еван.Матфею (6 ст.), как сказал. Господь нередко говорит ученикам о Своем воскресении; жены, сопутствовавшие им, конечно слышали это ( Мф.16:21; 17:23 ). Мк.16:7 . Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. Идите, у еванг. Матфея прибавлено скорее, – для того, чтобы как можно скорее сообщить Апостолам весть о радостном событии. Петру, т.е. апостолу Петру. Тут видна особенная благость и милосердие Христово к кающимся грешникам. Ап. Петр недавно отрекся от Господа, хотя и уверял, что он готов умереть с Ним, если бы это потребовалось; но скоро сознал свой грех, раскаялся и горько оплакивал его. И вот Ангел, по повелению Самого Господа, говорит мироносицам, чтобы они возвестили о радостном воскресении Христовом в особенности Петру, показывая тем, что Господь принял его покаяние и простил ему тяжкий грех его. Он (Иисус Христос) предварит (варяет) вас в Галилее: там Его увидите, как Он сказал (якоже рече) вам. Господь после тайной вечери обещал ученикам Своим по воскресении Своем предварить их в Галилее ( Мф.26:32 ), в их родной стороне, вдали от врагов. И Он действительно, как повествуется у еванг.Матфея ( Мф.28:16–20 ), торжественным образом явился им там и послал их на всемирную проповедь. Но, и помимо явления на горе Галилейской, Господь, конечно, мог явиться ученикам в Иерусалиме, для их уверения. Мк.16:8 . И вышедши побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. Бежаша (бежали) от гроба – от страха, потому что на них напал (имяше же их) трепет и ужас, вследствие странного и страшного видения. Никому же ничто же реша (никому ничего не сказали), бояхубося (потому что боялись), т.е. дорогой, когда бежали, под влиянием ужаса ничего ни с кем не могли говорить. Пришед же домой, когда пришли в себя, конечно, они рассказали обо всем Апостолам, как говорят о том и сам еванг. Марк (ст. 10), и еванг. Лука ( Лк.24:9 ); да и могли ли не рассказать о таком чудном и необычайно важном для всех них событии, тем более что Ангел велел им сделать это (ст. 7)? Зач. 71. Явление воскресшего Господа Мироносицам и Апостолам, послание Апостолов на всемирную проповедь, вознесение Христово и проповедь Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Такое беззаконие вытекает из совершенно еретического, протестантского или, выражаясь современным языком, экуменического учения «Фиатирского Исповедания» о Святой Церкви. Оно не видит у нее никаких границ. «Дух Святой, – читаем мы там, – действует как внутри Церкви, так и вне Церкви. Поэтому пределы ее всегда расширены, и границ ее нет нигде. У Церкви есть дверь, но нет стен» (стр. 77). Но если Дух Божий одинаково действует как внутри Церкви, так и вне ее, зачем же нужно было Спасителю приходить на землю и ее основывать? Забота о соблюдении и исповедании подлинной истины, преподанной нам Господом нашим Иисусом Христом, св. Апостолами и св. Отцами, при этой концепции оказывается излишней. Хотя «Исповедание» и говорит на стр. бо, что Православная Церковь «справедливо признает себя в настоящее время истории единой Церковью, которую Христос, Сын Божий, основал на земле», оно не видит необходимости в неповрежденном хранении ее веры, допуская этим сожительство истины и заблуждения. Вопреки словам Апостола, что Христос представил ее Себе «славною Церковью, не имеющей пятна или порок или чего-либо подобного» ( Еф. 5:27 ), «Фиатирское Исповедание» представляет Церковь , как совмещающую в себе и истину, и то, что само оно признает отступлением от нее, т. е. ересью, хотя тут и не употребляется последнего выражения. Опровержение такого учения ясно высказано в знаменитом Послании Восточных Патриархов о Православной Вере: «Несомненно исповедуем, как твердую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины: ибо Дух Святый, всегда действующий через верно служащих Отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения» (чл. 12). Подчиняясь новому догмату угождения современности, автор «Фиатирского исповедания», видимо, забывает наставление Спасителя о том, что если брат твой «и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ), и такое же поучение Апостола: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» ( Филим. 3:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Великое благо — сложить грехи здесь, а не там. Богач не потерпел здесь никакого бедствия, зато там горел в огне. И дабы увериться, что это было причиной, почему он не получил никакого утешения, послушай, чт о говорит Авраам: « чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей », поэтому « страдаешь » (Лук. 16:25). А для удостоверения, что и Лазарь получил блаженство не только за добродетельную жизнь, но и за перенесение здесь бесчисленных бедствий, послушай, как и об этом говорит патриарх. Сказав богачу: « получил уже доброе твое », он присовокупил: « а Лазарь — злое », и поэтому « утешается ». Как живущие добродетельно и страждущие получают от Бога двойную награду; так и живущий в грехе и благоденствующий понесет двойное наказание. Опять и это говорю не в обвинение бегущих из города (« сердца огорченного » сказано, « не смущай » — Сир. 4:3), и не в укоризну им (потому что больной имеет нужду в утешении); нет, я стараюсь исправить их, желаю, чтобы мы не вверяли своего спасения бегству, но бежали бы греха, сошли бы со злого пути. Если греха избежим, то и среди бесчисленного множества воинов никто не может нас поранить, а если его не избежим, то, хотя бы мы взошли на самую вершину гор, и там найдем тысячи врагов. Вспомни опять о тех трех отроках: они были в печи и не потерпели никакого зла; а ввергнувшие их были вне ее, однако же все, сколько их ни стояло вокруг, истреблены. Что чудеснее этого? Тех, кои были во власти огня, он отпустил, а кои не были в его власти, тех охватил! Чтобы познал ты, что не место, но расположение души бывает причиной и спасения и наказания, вот, бывшие в печи остались невредимы, а бывшие вне ее — истреблены. У тех и других одинаковые тела, но не одинаковые мысли, а потому и не одинаковая восприимчивость к страданиям. Сено лежит и вне (печи), но тотчас возгорается; тогда как золото, и, находясь внутри (печи), еще более блестит. 5. Где теперь говорящие: пусть царь возьмет все и оставит нам тело свободным? Пусть узнают они, что это значит: тело свободное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Во–вторых: Тон главы очень похож на эпизод из Деян. 17: Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов (ст. 16), но в проповеди не излил это возмущение на Афинян, но подошел к делу пастырски, сказав им: Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны (ст. 22). Так же и тут. Апостол явно обеспокоен употреблением дара языков вне прикладных рамок, т. е. вне назидания Церкви, вне смысла; но пастырски пишет об этом Коринфянам мягко, как–бы в сравнении показывая большую нужность дара пророчества (не лично, а для Церкви). В–третьих: В этой главе наряду с «неудобовразумительным» мы видим очень даже вразумительные вещи: 1) языки суть знамение не для верующих, а для неверующих (ст.22), и 2) Если кто говорит на незнакомом языке…, (и) не будет истолкователя, то молчи в Церкви, а говори себе и Богу (ст. 27–28), — т. е. экстатические чувства, не выражаемые понятно, испытывай лишь внутри себя, не вынося их из сердца к соблазну других. (Замечу: это — весьма важное положение аскетического Предания Церкви, и полностью совпадает с Мф. 6, 5/6). 5. В 1 Кор 12 ап. Павел пишет, что дары Духа различны, но каждому даётся проявление Духа на пользу. Не у всех был дар языков: одному даётся… слово мудрости, другому слово знания…, иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков… Все ли Апостолы?.. все ли имеют дары исцелений? все ли говорят языками? все ли истолкователи… и т. д. И дальше Апостол проводит такую мысль: вот дары, кому Бог дал; но это ничто по сравнению с любовью, и достигать все христиане обязаны любви, а дары — как Дух даст, по Своим соображениям. А у харизматов как раз все, прошедшие «крещение духом», должны говорить на языках, а также исцелять, немедленно получать просимое и проч. То есть вроде «возвращается к Новому Завету», а смысл на деле подменяется. 6. Выводы: 1. Крещение Святым Духом человек получает в Таинствах Крещения и Миропомазания. Его задача — развить, взрастить полученное семя Духа, о чем я уже много писал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

Даже и смерть Его благоухает спасением мира, жизнью и приведением в вере: «если один умер за всех, то все умерли.... чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего», по Писаниям (2Кор. 5:14-15). Итак, помазание, кровью золотой кадильницы означает благоухание смерти (Христовой). — Изливается же и остальная кровь у подножия алтаря приношений в первой скинии; и кровь служит образом души. Положил же душу Свою Еммануил не за одну только церковь из язычников, но и за подзаконных, то есть Израиля; ибо мы искуплены Кровию Христа все совокупно, эллины и иудеи, и засвидетельствует о сем Павел, говоря: «Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру» (Рим. 3:29-30). По изъятии же самых внутренностей тельца и возношении их на алтарь остальное тело сожигается вне стана: ибо Сам Он (Христос) есть жертва священная, благоухающий добродетелями, образом которых могут служить внутренности, поелику и добродетели как бы сокрыты в нас и заключены внутри души; Сам же Он есть и страждущий вне врат, и смертью Своей Плоти очищающий оскверненных: «ибо... пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело» (Евр.9:13). Итак, пребывая одним и тем же, Еммануил и благоухает во святых скиниях, то есть в церквах, и пострадал «вне врат», куда и нам должно входить «поношение Его носящим», сказал божественный Павел (Евр.13:12-13). Приводится же телец и за грехи неведения народа одинаково и без изменения, и способ жертвоприношения во всем был тот же самый: ибо равным образом и Еммануил принес Себя за малых и великих, а народ и священников. Или не истинно то, что я говорю?     П. Почему же нет?     К. Так не желаешь ли, чтобы мы, как бы поворотив слово назад, обратились к повествованиям о скинии?     П. И очень.     К. Итак, когда окончены были все дела и священные сосуды были очень хорошо расположены на приличнейшем каждому из них месте, тогда Бог повелел освятить их и скинию, так говоря божественному Моисею: «И возьми елея помазания, и помажь скинию и все, что в ней, и освяти ее и все принадлежности ее, и будет свята; помажь жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и освяти жертвенник, и будет жертвенник святыня великая» (Исх.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

е. судьи; »Другие же (o d ), – выделяемые евангелистом из категории отвечавших, – ударяли Его по ланитам, и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? Петр же сидел вне (xw) на дворе», – и далее изображается история отречения его ( Мф. 26:66–69 ). Из положения Петра вне на дворе ясно, что поругания над Иисусом происходили внутри в зале суда. Евангелист Марк описывает поругания над Иисусом совершенно согласно со сказанием евангелиста Матфея, с той только лишь особенностью, что Матфеево выражение «другие» (o d ) заменяет более точным выражением «слуги» (o phr tai) ясно, что в зале суда поругания над Иисусом делали судьи, а за ними и слуги их. Евангелист Марк говорит: «Вы слышали, – спрашивает Каиафа, – богохульство? как вам кажется? Они же все (o d pa νte ς), – т. е. судьи, – признали Его повинным смерти. И некоторые (ti νe ς), – очевидно из отвечавших, т. е. судей, – начали плевать на Него, – (непосредственно за своим ответом, на что указывает союз и (ca), заменяющий Матфеево «тогда» (tte), – и, закрывая Ему лице, (начали) ударять Его, и говорить Ему: прореки (что по евангелию Матфея делали слуги, очевидно, подражавшие своим начальникам) И слуги (o phr tai) били Его по ланитам. Когда Петр был на дворе внизу» (c tw) и пр., – особенность, точнее определяющая место и время поруганий над Иисусом ( Мк. 14:64–66 ). Из сопоставления двух евангелистов ясно, что описанные поругания происходили в зале суда (а не на дворе «вне» по Матф. и «внизу» по Марку, где находился Петр); что поругания делали – «плевали в лице, заушали ударяли по ланитам и говорили Ему: прореки» – делали судьи, а за ними, по примеру их, и слуги их. Что же касается евангелиста Луки, то он в своем повествовании продолжает то, на чем остановились Матфей и Марк. Сказав о том, как Господь своим взглядом на Петра вызвал раскаяние в своем любимом ученике, что было при втором пении петуха, евангелист Лука продолжает: «И вышедши вон (Петр), горько заплакал. И люди, державшие Иисуса (ca о νdre ς o su νco νte ς), – очевидно, отличающиеся от слуг (o phr tai) Марка по месту (это было на дворе, а не в зале суда), времени (после отречения Петра и до утра) и самому действию (много иных хулений произносили), – а ругались над Ним и били Его, и закрыв Его, ударяли Его по лицу, и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?» – подобно тому, как это делали судьи и слуги их в зале суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/o...

Иоанна. Евангелий четыре — ни более, ни менее.    1. Эту веру возвещает Иоанн, ученик Господа, и чрез возвещение Евангелия имеет в виду устранить заблуждение, посеянное между людьми Керинфом и ещё ранее его так называемыми николаитами, которые суть ветвь ложно называемого знания (гносиса), дабы посрамить их и убедить, что Один Бог, сотворивший все Словом Своим, а не то, чтобы, как они говорят, иной был Творец, иной Отец Господа, и иной Сын Творца, а иной Горний Христос, Который будто пребыл непричастным страданию, сошел на Иисуса, Сына Творца, и опять отлетел в Свою Плирому; и Единородный — Начало, а Слово — истинный Сын Единородного; и будто это творение, к которому и мы принадлежим, создано не первым Богом, но некоторою силою, далеко низшею Его и отделенною от общения с тем, что невидимо и неизреченно. Поелику ученик Господа хотел устранить такие учения и установить в Церкви правило истины, что Один Бог всемогущий, Словом Своим сотворивший все видимое и невидимое, и вместе показать, что чрез Слово же, чрез Которое Бог совершил творение, Он даровал созданным людям и спасение, то начал свое учение в Евангелии так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог было Слово; Оно было вначале у Бога. Все чрез Него произошло, и без Него ничто не произошло. Что произошло, для того жизнь была в Нем», и жизнь была свет человеков, и свет во тьме светит и тьма не объяла Его» (Ин. 1:1 и пр.). «Все, говорит, произошло чрез Него»: а во «всем» заключается и окружающее нас творение, ибо нельзя уступить им (еретикам), что под «всем» разумеется то, что внутри их Плиромы. Ибо, если их Плирома содержит и это творение, то оно, как я показал в предшествующей книге, не вне её; если же оно вне Плиромы, что впрочем оказалось невозможным, то их Плирома уже не «все»; значит, это обширное творение не вне (Плиромы).    2. Впрочем, Иоанн сам отклоняет всякие споры об этом, говоря: «Он был в сем мире и мир произошел чрез Него, и мир Его не познал. Пришел к Своим и Свои Его не приняли» (Ин. 1:10, 11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Итак, на некоторое время, по проповеди блаженного Павла, в большом доме стоят не только сосуды золотые, но и деревянные и глиняные, и одни для чести, а другие для бесчестия (2 Тим. 2:20); внутри Церкви действительно есть неправедные и праведные, но вне Церкви нет праведных. А на поле воскресения, пока не дождутся страшного прибытия Возделывателя и пока наконец не будет отложена свобода действий возделывающего, мякина смешивается с добрым зерном. Но кто бы ни находился в месте за пределами владений, даже если его там называют земледельцем, единственная соломинка, уносимая ветром, может находиться там. Это правда, потому что всемогущество нашего Земледельца так велико, что никто не в силах побороть Его волю; кто в нынешней жизни вернется на законное место поля Господня, если он будет упорствовать в вере, придерживаясь правильной цели доброй жизни, тот будет не мякиной, но зерном, и не будет отдан в растерзание огню пылающему, но будет собран в житницу, изобилующую плодами, угодными Богу. 19. Поэтому только в Кафолической Церкви дается и принимается прощение грехов, ибо она, по словам Самого Жениха, является Его единственной голубицей, единственной избранницей, которую Он основал на камне, которой Он дал ключи Царства Небесного, которой Он дал и власть связывать и разрешать, как истинно обещает сама истина блаженному Петру, говоря: Ты - Петр, и на сем камне Я построю Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного, и что свяжешь на земле, то будет связано и на небесах. и что разрешишь на земле, то будет разрешено и на небесах (Мтф. 16:18, 19). Кто находится вне этой Церкви, получившей ключи Царства Небесного, тот идет путем не рая, но ада; он не стремится к дому вечной жизни, а бежит к наказанию вечной смерти. не только если он останется язычником без крещения, но и если он продолжит оставаться еретиком, крестившись во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Ибо не обретешь истинной жизни заслугой крещения, если крестишься во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, в Церкви ли, или вне Церкви, но не прекратишь этой жизни.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010