(1, 5) имя ей Елисавета. Добавил и это ради точности. (1, 6) Оба они были праведны пред Богом. Праведными он теперь называет добродетельных. [Были же они праведны не перед людьми] 29 , но пред Богом, Который надзирал за их праведностью. Ибо такова истинная праведность. (1, 6) поступая по всем заповедям и оправданиям 30 Господним беспорочно. Оправданиями он наименовал заповеди закона, как полные праведности и как оправдывающие тех, кто шествует с ними. (1, 7) У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. В летах преклонных, то есть, состарившиеся. †† (Иное) Жены праведников, даже если они сами праведны, часто бездетны, дабы ты узнал, что закон требует многодетности не плотской, но духовной 31 . (1, 8–11) Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. [«По жребию досталось ему». Этот время было десятым днем седьмого месяца, как повелевал закон. Ибо он говорит: «В седьмой месяц, – сказано, – в десятый день месяца смиряйте души ваши и никакого дела 32 и т. д., что относится к бывшему однажды в году входу первосвященника в Святое. Седьмой же месяц у евреев у нас – сентябрь, в который Елисавета и зачала Предтечу] 33 . Он был внутри жертвенника кадильного, а вне его был жертвенник для приносимых животных и прочих приношений. Он стоял по правую сторону, поскольку ему предстояло возвестить нечто благоприятное 34 и благое. (1, 12) Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Он вострепетал, полагая, что вот-вот умрет. (1, 13) Ангел же сказал ему: не бойся, Захария. Прежде всего, он отгоняет страх от его души, чтобы тот без трепета услышал и внял его словам. Сказав же: не бойся, он этим выразил: «радуйся». Далее сообщает и причину радости. (1, 13) ибо услышана молитва твоя. (Молитва) – о спасении народа. Ведь об этом каждодневно молили священники. Услышана же, поскольку Спаситель уже готовился вочеловечиться и спасти народ Свой от грехов их. А для доказательства и подтверждения того, что молитва его услышана, он говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

239 слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» ( Мф.23:26–27 ). 242 Григорий Палама (Γρηγριος Παλαμς, 1296–1359) – архиепископ Фессалоникийский, богослов и философ, один из основателей исихазма, отец и учитель Церкви. Ок. 1316 г. удалился на Святую Гору Афон, где предался подвижнической жизни и тайнозрительному богословию. Сохранилось богатое наследие Святого в сочинениях опровержительного, полемического, аскетического и богословского содержания, и четыре молитвы. Палама также был хорошим гимнографом. Память – 14 ноября по ст. ст., а также переходящее празднование во вторую Неделю (воскресенье) Великого поста. 245 Пафнутий, авва Пафнутий (ββας Παφνοτιος, IV в.) – пустынножитель, отшельник, подвизавшийся во внутренней Фиваидской пустыне в Египте. Будучи учеником прп. Онуфрия Великого, составил его «Житие», дав жизнеописание и других отшельников: прпп. Тимофея Пустынника, Иоанна, Андрея, Ираклемона (Ираклавмона), Феофила и иных. Настоящая история описана в «Древнем патерике» (Глава 9-я «О том, что должно остерегаться, чтобы никого не осуждать», ст. 13). Сведения об авве Пафнутии содержатся также в «Лавсаике, или повествовании о жизни святых и блаженных отцов». 251 человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор.12:2–4 ). Данное место послужило основанием ряда поздних сочинений, в т.ч. Хождения апостола Павла по мукам, восходящее к греческому оригиналу и известное как «Слово и видение апостола Павла». Читать далее Источник: Искусство спасения/Старец Ефрем, игумен монастыря Филофей на Святой горе Афон ; [пер. с новогреч. А.Л. Данилин]. - Москва : Святая гора, 2012-./Т. 1: Беседы. - 2012. - 479 с., л. цв. ил. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

40. Таким образом, эти живые существа исполняют непостижимую волю Творца согласно течению и устроению этого века. Они не должны давать никакого отчета о своих действиях, ибо не имеют разума. О волах ли печется Бог? (1 Кор 9:9). Люди же, поскольку сотворены разумными, и о себе, и о всех делах, которые они сотворили в текущей жизни, должны разумно отчитаться пред Богом, и по качеству своих действий получат или наказание, или славу. Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор 5:10). То есть в то время, когда, согласно словам Самого нашего Создателя и Искупителя, все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин 5:28–29). [Все это для того], чтобы те, кто творил зло, всегда горели в вечном огне, пылая вместе с диаволом, начальником всех зол. Те же, кто творил добро, будут пребывать в жизни вечной, царствуя без конца со Христом, Царем всех времен. Ведь тех, кто будет царствовать со Христом, Бог по великой Своей милости предопределил к Царству. Он предуготовил их по предопределению такими, чтобы они были достойны Царства; предуготовил по Своему замыслу к призванию, чтобы повиновались; предуготовил к оправданию, чтобы по принятии благодати они правильно верили и праведно жили; предуготовил также к славе, чтобы, став наследниками Христа, они наследовали бы Царствие Небесное без конца. 41. Этого Царства в различное время через таинства, которые установил Христос для веры в Свое воплощение, достигнут те, кого Бог спас даром, чему не предшествовали никакие заслуги ни благой воли, ни благих дел. Точно так же с того времени, о котором сказал наш Спаситель: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3:5), никто не может без таинства крещения (кроме тех, кто некрещеным в кафолической Церкви проливает кровь за Христа) получить ни Царствия Небесного, ни жизни вечной. Поэтому где бы ни принял кто-либо таинство святого крещения во имя Отца и Сына и Святого Духа: или в кафолической Церкви, или в ереси, или в расколе, — он принимает таинство во всей полноте. Но спасения, которое есть сила таинства, он не получит, если принял это таинство вне кафолической Церкви. Поэтому он должен вернуться в Церковь, но не для того, чтобы снова получить таинство крещения (чего не должен повторять никто из крещеных людей), но чтобы в кафолическом общении получить жизнь вечную, обладать которой никак не достоин тот, кто будет чужд таинству крещения кафолической Церкви. И хотя кто-то раздает щедрую милостыню и даже проливает кровь во имя Христа, но из-за того, что в этой жизни он не находился в единстве кафолической Церкви, не получит вечного спасения. Ведь где кому-либо может быть полезно крещение, там может быть полезна и милостыня. Крещение же может быть вне Церкви, но может быть полезно только внутри Церкви.

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

    П. Но почему говорит: «елей чистый, выбитый из маслин»? Вероятно, самая точность указания заключает в себе какое-либо из необходимых умосозерцаний.     К. Ты рассуждаешь превосходно, и я скажу тебе то, что мне пришло на ум. Не из одних маслин у нас, Палладий, есть обычай искусным в том людям добывать елей, но и из многих Других не подлинных и более грубых (землистых) семян. И подлинный, истинно из маслин добытый будет наилучшим (самым испытанным), поддельный же, как бы насилием и искусством добытый и как бы не истинный есть тот, говорю, который извлечен из более грубых семян. Итак, елей из маслин весьма легко можно уподобить слову чистому и истинному и вышнею мудростью подаваемому достойным. Изобретенное же человеческими помышлениями и демонским наваждением подобно тому елею, который приобретается вследствие искусства некоторых и барышничества и имеет незаконное употребление. Бесполезно и отверженно таковое слово и вполне не совершенно к просвещению ведением о Христе. Посему оно и не приемлется в церквах, не имея ни благоухания Святого Духа ибо никто не говорит Господь Иисус, «только Духом Святым», — (1Кор. 12:3), ни подлинности и чистоты истины и пригодности к полезному употреблению. Замечай же, что закон сынам Израилевым повелевает приносить елей из маслин: ибо, как я сказал ранее, плодом от нас и дароприношением духовным Богу будет слово истинное, не допускающее просвещению от Христа немоществовать в тайноводствуемых. Вне завесы — и положение лампад и возжжение, ибо, пребывая по естеству светом, Христос не нуждается в свете, но нам, сущим вне Божества, как произведенным, посылает Свой свет. Внутри же, за завесою (Евр.6:19) был кивот, служивший предызображением и образом Христа.     П. Ты хорошо сказал.     К. Затем сказано: «И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания; и помажь им скинию собрания и ковчег...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

     «Человекам положено однажды умереть, а потом суд», – говорит нам Библия (Евр. 9:27). Что мы знаем о будущем суде Божием? И мало и много. Мало, ибо Писание не объясняет в подробностях, как это произойдет. Много, потому что нам даны главные принципы, по которым суд будет вершиться. Сегодняшнее апостольское чтение как раз повествует об этом. «Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся», – пишет апостол Павел (Рим. 2:12). Мы видим, что на суд предстанут вообще все люди – христиане и язычники, верующие и неверующие, имеющие какой-либо религиозный закон над собой и не имеющие. Суда Божьего не избежит никто. «Пришествие Сына относится равно ко всем, и Он есть Судия и Разделитель верующих и неверующих, потому что верующие по своему желанию творят волю Его, и неверующие по своей же воле не приступают к Его учению», – читаем у святого Иринея Лионского . Почему «те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут»? Потому что «дело закона у них написано в сердцах», – поясняет Павел (Рим. 2:15). Доказательства? Об этом «свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:15). Эти слова позволяют развернуть интересную картину. Получается, в сердца всех людей вписан божественный закон – закон совести. Причем внутри всякого человека, верующего или неверующего, постоянно работает некий мысленный парламент. На трибунах сменяются докладчики, обсуждаются те или иные законопроекты, поддерживаются или осуждаются какие-то решения. Над этой суматохой всегда возвышается речь верховного правителя – короля, или президента. Это совесть, голос Божий в человеке. В противовес мнению правителя слышится говор оппозиции. В сей стороне можно угадать известные нашептывания врага рода человеческого. Опровергать и подвергать сомнению указы президента есть его древняя специальность. Как правило, оппозиция не гнушается обманом и клеветой. Вынесение конечного вердикта принадлежит выбору голосования. Здесь уместно видеть волю самого человека, взвешивающего все «pro et contra» и принимающего решение. Об этом так рассуждает святитель Феофан (Затворник): «Кто решитель? Свободное лицо человека действующего. И никто не может решить, почему это лицо склоняется на ту или другую сторону, и решений его никаким образом нельзя подвесть под какие-либо законы, чтобы по нему можно было и предугадать его решения» .

http://pravoslavie.ru/113606.html

  В свою очередь, икона также включена в определенный контекст, т. е. в литургию, в храмовое пространство. Вне этой среды икона не вполне понятна. О том, как икона существует внутри храмово-литургического пространства, следующая глава.   Икона в Литургическом Пространстве. И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм Его, и Агнец. Откр. 21.1-2, 22 Л итургия по-гречески значит «общее дело». Икона рождается из литургии, она литургична по сути и вне контекста литургии не понятна. Икона отражает соборное сознание (личное откровение, равно как и талант иконописца, не исключается, а включается в это сознание), она является не произведением единичного автора, но произведением Церкви, которое исполнено конкретным художником. Вот почему иконописцы никогда не подписывали своих произведений (сведения об авторстве обычно черпают из косвенных источников), тем не менее иконописцы всегда высоко чтились Церковью. Икона — произведение более молитвенное, нежели художественное. Она создается молитвой и ради молитвы. Ее естественная среда — храм и богослужение. Икона в музее — это нонсенс, здесь она не живет, а только существует как засушенный цветок в гербарии или как бабочка на булавке в коробке коллекционера. Вырванная искусственно из своей среды икона безгласна. О. Павел Флоренский назвал православное богослужение синтезом искусств; здесь все — архитектура, живопись, пение, проповедь, театральность действа, — работает на создание единого образа иного мира, преображенного, в котором царствует Бог. Храм — это образ Горнего Иерусалима и своего рода модель мира. Основой литургии является Слово Божье. В православном богослужении мы видим как бы различные «ипостаси» Слова: Слово звучащее (чтение Евангелия и Апостола, молитвы, проповеди, пение), Слово зримо явленное (фрески, мозаики, иконы), наконец, Слово, Бог Живой, присутствующий среди народа, собранного во имя Его, и через Причастие соделываемого Его Телом, Телом Христовым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

А Лука слова: «Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» передает одинаково с другими, но остальное выражает иначе, ибо затем он говорит: «И кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное» ( Лк. 21:21–22 ). На первый взгляд, слова двух первых евангелистов: «Кто на кровле, пусть не сходят» весьма отличаются от слов Луки: «Кто в городе, выходи из него»; может быть это потому, что при наступлении столь великой опасности смятение будет велико, так что подвергшиеся осаде будут поражены ужасом и захотят видеть, какая опасность угрожает, или каким бы путем от нее ускользнуть. Но тогда каким образом он говорит: «Выходи из него», если он выше сказал: «Увидите Иерусалим, окруженный войсками»? Действительно, следующие слова: «Кто в окрестностях, не входи в него», по-видимому, представляют более подходящий совет: ведь нетрудно сделать так, чтобы находящиеся вне осажденного города не входили в него; но каким же образом могут уйти находящиеся внутри, раз город уже окружен войском? Не значит ли «в городе» такую опасность, когда человек уже не может ускользнуть для сохранения настоящей жизни; это же подразумевается в словах «на кровле» двух других евангелистов: что душа должна быть готова и свободна, не занята и не угнетена плотскими желаниями; так что «выходи из него» означает: пусть не увлекаются более стремлением к этой жизни, но пусть будут готовы переселиться в жизнь иную; об этом говорят и слова: «Да не сходит взять что-нибудь из дома своего», а именно: пусть не поддаются каким-либо плотским стремлениям с намерением приобрести какую-либо выгоду. Наконец, слова Луки: «Кто в окрестностях, не входи в него» значат то, что люди, по доброму расположению сердца оказавшиеся вне этой жизни, пусть снова уже не желают ее по побуждению плоти; эту же мысль другие два евангелиста выразили словами: «Кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои», т.е. не обращаться к прежним заботам, которые сбросил с себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

А между тем Христианская религия - это поклонение Отцу в духе и истине (Ин. 4:23), которого хочет от нас Бог. Иначе пришлось бы думать, что такое поклонение нужно только потому, что полезно человеку. Нет! Истинное поклонение Богу забывает о практической пользе. Это поклонение Истине ради Самой Истины, каковое поклонение именуется в Писании любовью, то есть забвением себя, разрывающим оковы временной и тленной жизни. И наши храмы созданы не для нашего удобства, а чтобы хранить в себе Таинства, и прежде всего Таинство Евхаристии, то есть Самого Христа, Пречистые Тело Его и Кровь Его. И существуют храмы именно и прежде всего для этого, а не только для того, что человеку в них полезно молиться. Св. Филарет Московский спрашивает себя: " Для чего созидается и освящается храм? Для богослужения вообще? - Оно совершается и вне храма. Для таинств? - и большая часть таинств могут совершаться вне храма. Только одно таинство, таинство тела и крови Христовы, непременно требует освященного храма. Следственно, храм созидается и освящается наипаче для того, чтобы в нем было священнодействуемо и хранимо тело и кровь Христовы. Для сей величайшей на земле святыни требовалось святое хранилище " . Вопрос " что и для чего в Церкви нужно " - это иначе заданный вопрос о цели Христианской жизни. И хотя сказанное относится прежде всего к Богослужению и Церкви, но даже сам христианин существует для Бога, а не для себя. Апостол говорит о христианах, как о живых для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6.11). А о себе он говорит: Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2:19). Только так можно обрести подлинный смысл человеческого существования. Отвергнув эту смерть во Христе, можно лишь убить человека смертью вечной. " Речкунов " противопоставляет широту модернизма и православную узость. При этом широта воспринимается как допущение внутри Православия различных мнений. Воля ваша, называйте это как хотите, но на самом деле здесь видна именно узость кругозора. Если человек заботится об истине, вечной и неизменной, то это предельная широта, какая доступна смертному существу. Именно Истина открывает широкие, и даже бесконечные горизонты!

http://moral.ru/live.html

Апостол Иоанн Богослов возвещает нам: для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола (1 Ин. 3, 8). О чем здесь речь, что это за «дела диавола»? Вспомним грехопадение наших прародителей (Быт. гл. 3). Они проявили внимание к врагу Божию, согласились с ним и исполнили его волю. С того времени сатана получил доступ к падшему человеку и поработил его, так что он стал служить не Богу – своему Творцу, а Его противнику. Особенно это проявилось в сфере религиозной, в области языческих культов. Посмотрите на время до пришествия Христова – это эпоха страшных бесовских религиозных практик: человеческие жертвоприношения, ужасный блуд в самых извращенных формах, наркотики и проч. В этом контексте, кстати, становится понятным религиозная жёсткость Ветхого Завета: чтобы сохранить избранный израильский народ от язычества и размывания и утраты им Откровения Божия, понадобились и религиозные войны, и запрет сообщаться с языческими народами, и внешне впечатляющий развитый культ. В этом же контексте ясно, сколь велико дело спасения, устроенного Христом – упразднив языческие культы, Он освободил человека от власти диавола. В Таинстве Крещения и происходит изъятие души и сердца человеческого от доступа сатаны. Вот что пишет один из Отцов Церкви, св. Диадох Фотикийский: «прежде Крещения благодать со-вне направляет душу на добро, а сатана гнездится в самых глубинах ее; с того же часа, как возрождаемся в Крещении, диавол бывает вне, а благодать внутри. Почему и находим, что как древле господствовала над душею прелесть, так по Крещении господствует над нами истина» 22 . Но нельзя думать, что благодать Христова – некий талисман, действующий автоматически. Только сочетаясь с нашим произволением, со свободою, с нашими действиями, она покрывает нас от диавола. От христианина зависит, будет ли он сам в своей жизни противиться сатане или нет. Это подчёркивает Священное Писание. Св. Апостол Пётр говорит: трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою (1 Петр. 5, 8-9). Противостаньте диаволу, и убежит от вас (Иак. 4, 7), вторит ему Апостол Иаков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

В свою очередь, икона также включена в определенный контекст, т.е. в литургию, в храмовое пространство. Вне этой среды икона не вполне понятна. О том, как икона существует внутри храмово-литургического пространства, следующая глава. Икона в литургическом пространстве И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм Его, и Агнец. Откр.21:1-2, 22 Литургия по-гречески значит «общее дело». Икона рождается из литургии, она литургична по сути и вне контекста литургии не понятна. Икона отражает соборное сознание (личное откровение, равно как и талант иконописца, не исключается, а включается в это сознание), она является не произведением единичного автора, но произведением Церкви, которое исполнено конкретным художником. Вот почему иконописцы никогда не подписывали своих произведений (сведения об авторстве обычно черпают из косвенных источников), тем не менее иконописцы всегда высоко чтились Церковью. Икона – произведение более молитвенное, нежели художественное. Она создается молитвой и ради молитвы. Ее естественная среда – храм и богослужение. Икона в музее – это нонсенс, здесь она не живет, а только существует как засушенный цветок в гербарии или как бабочка на булавке в коробке коллекционера. Вырванная искусственно из своей среды икона безгласна. О. Павел Флоренский назвал православное богослужение синтезом искусств; здесь все – архитектура, живопись, пение, проповедь, театральность действа, – работает на создание единого образа иного мира, преображенного, в котором царствует Бог. Храм – это образ Горнего Иерусалима и своего рода модель мира. Основой литургии является Слово Божье. В православном богослужении мы видим как бы различные «ипостаси» Слова: Слово звучащее (чтение Евангелия и Апостола, молитвы, проповеди, пение), Слово зримо явленное (фрески, мозаики, иконы), наконец, Слово, Бог Живой, присутствующий среди народа, собранного во имя Его, и через Причастие соделываемого Его Телом, Телом Христовым.

http://azbyka.ru/bogoslovie-ikony

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010