Мк 16:1. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. Ничего великого и достойного Божества Иисусова не помышляют жены, когда сидят при гробе и покупают миро с тем, чтобы по иудейскому обычаю помазать тело, дабы оно было благоухающим, а не издавало неприятного запаха от тления, и дабы силой мира, иссушающей и поглощающей влагу тела, сохранялось невредимым. Вот о чем думали жены. Мк 16:2. И весьма рано, в первый  день  недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, Мк 16:3. и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? Мк 16:4. И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. Мк 16:5. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Мк 16:6. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. «И весьма рано, в первый день недели», восстав, идут ко гробу и размышляют:  «Кто отвалит камень»? Но, между тем как они размышляли о сем, Ангел отвалил камень, хотя жены не чувствовали того. Так и Матфей говорит, что Ангел отвалил камень после того, как жены пришли. Но Марк умолчал об этом, потому что Матфей уже сказал, кем отвален был камень. Если же Матфей говорит, что Ангел сидел на камне, а Марк, — что жены, вошедши во гроб, увидели его сидящим внутри, то сим не должно смущаться. Ибо могли они видеть Ангела, сидящего вне на камне, как сказано у Матфея, могли видеть опять его же внутри гроба, как упредившего их и вошедшего туда. Впрочем, некоторые говорят, что одни жены были упоминаемые у Матфея, другие — у Марка, а Магдалина была спутницей всех, как самая усердная и ревностная. Явившийся Ангел сказал женам:  «Не ужасайтесь». Сначала он освобождает их от страха, а потом благовествует о Воскресении. Он называет Иисуса Христа «распятым», ибо не стыдится Креста, который есть спасение человеков и основание всех благ. «Он воскрес»; из чего это видно? Из того, что  «Его нет здесь». И хотите ли увериться?  «Вот место, где Он был положен». Для того и отвалил он камень, чтобы показать это место.

http://bible.predanie.ru/nedelya-3-aya-p...

Мф.15:14.   Вожди суть слепи слепцем , слепые вожди слепых; Называет их слепыми, потому что поток страстей ослепил их душевный глаз, и они не могут взирать на свет истины. Мало того, они являются сами вождями ослепленных вследствие незнания Писаний. Большое зло быть слепым, — но при собственной слепоте быть вождем другого слепца — это, конечно, двойное зло. Мф.15:14.   Слепец же слепца аще водит, оба в яму впадетася . а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Это — понятно. Мф.15:15.   Отвещав же Петр рече Ему: скажи нам притчу сию . Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию. Марк (7, 17) сказал: «и егда вниде в дом от народа, вопрошаху Его ученицы Его о притчи» . Когда Петр начал, то и другие вместе спрашивали. Притчею евреи называют загадочное и всякое неясное изречение. Так как Христос выше сказал: «исходящее изо уст, то сквернит человека» (Мф. 15:11), а затем, как говорит Марк (7, 16), прибавил: «аще кто имать ушы слышати, да слышит» , то эти слова показались им неясными, и потому, называя их притчею, спрашивают относительно этих слов. Мф.15:16—17.   Иисус же рече (им): единаче ли и вы без разума есте; не у ли разумеваете, яко всяко, еже входит во уста, во чрево вмещается и афедроном исходит . Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? Еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?: «Единаче» , вместо: доселе еще. Все это нужно читать вопросительно. Марк (7, 19), сказав: «и афедроном исходит» , присоединяет: «истребляя вся брашна» , т. е. чистые оставляя. Нечистота, о которой выше было сказано, выходит в афедрон, а вся чистая пища остается внутри, — разумеется сколько удержит природа. Мф.15:18.   Исходящая же изо уст, от сердца исходят, и та сквернят человека . А исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, И в двенадцатой гл. (34 ст.) сказал, что от избытка сердца говорят уста. Сначала является в сердце желание, а потом это желание мы высказываем устами. Извне входящее вне потом выходит, а изнутри выходяще внутри же потом остается и оскверняет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Мф.15:14. Вожди суть слепи слепцем,слепые вожди слепых;    Называет их слепыми, потому что поток страстей ослепил их душевный глаз, и они не могут взирать на свет истины. Мало того, они являются сами вождями ослепленных вследствие незнания Писаний. Большое зло быть слепым, — но при собственной слепоте быть вождем другого слепца — это, конечно, двойное зло. Мф.15:14. Слепец же слепца аще водит, оба в яму впадетася.а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.    Это — понятно. Мф.15:15. Отвещав же Петр рече Ему: скажи нам притчу сию.Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.    Марк (7, 17) сказал: «и егда вниде в дом от народа, вопрошаху Его ученицы Его о притчи». Когда Петр начал, то и другие вместе спрашивали. Притчею евреи называют загадочное и всякое неясное изречение. Так как Христос выше сказал: «исходящее изо уст, то сквернит человека» (Мф. 15:11), а затем, как говорит Марк (7, 16), прибавил: «аще кто имать ушы слышати, да слышит», то эти слова показались им неясными, и потому, называя их притчею, спрашивают относительно этих слов. Мф.15:16-17. Иисус же рече (им): единаче ли и вы без разума есте; не у ли разумеваете, яко всяко, еже входит во уста, во чрево вмещается и афедроном исходит.Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? Еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?:     «Единаче», вместо: доселе еще.    Все это нужно читать вопросительно. Марк (7, 19), сказав: «и афедроном исходит», присоединяет: «истребляя вся брашна», т. е. чистые оставляя. Нечистота, о которой выше было сказано, выходит в афедрон, а вся чистая пища остается внутри, — разумеется сколько удержит природа. Мф.15:18. Исходящая же изо уст, от сердца исходят, и та сквернят человека.А исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека,    И в двенадцатой гл. (34 ст.) сказал, что от избытка сердца говорят уста. Сначала является в сердце желание, а потом это желание мы высказываем устами. Извне входящее вне потом выходит, а изнутри выходяще внутри же потом остается и оскверняет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Мы должны помнить о приближающемся дне разделения и о том, какой суд будет изнесен о нас, когда «хозяин дома встанет и затворит двери». Сейчас двери открыты для всех желающих. Но придет время, когда они затворятся. И только те, кто внутри, останутся внутри, а те, кто вовне, останутся вовне. Двери милосердия и благодати были долго открыты для всех. Но те, кто не захотел пройти через них, надеясь на собственные заслуги, увидят, что им нет пути в Царство. Оказывается, можно дойти до самых врат небес, и стоять вне, и стучать, как если бы это был их дом, говоря: «Господи, отвори нам!» Какие же у них основания для этой уверенности? Послушайте, о чем они говорят: «Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты». Они слушали Евангелие и, может быть, причащались святых Христовых Таин, и неужели Он не спасет их? Но Господь скажет: «Говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды». Господь знает тех, кто Его, а тех, кто не Его, Он не знает. В том их гибель, что они только имели вид благочестия, и в одежде воинов Христовых служили диаволу. Как страшно будет их наказание! «Там будет плач и скрежет зубов» — предел горя и отчаяния. «Соедините тысячу геенн, — говорит святой Иоанн Златоуст, — это ничто по сравнению с лишением благодати Христовой». Они будут извергнуты вон, как не имеющие части с Господом. Одно зрение славы святых будет для них непрестанным мучением. В Царстве Божием будут неожиданности. Те, кто занимает очень важное место в этом мире, могут оказаться на весьма скромном в будущем. Небесные оценки отличаются от земных. Первые на земле могут явиться последними на небе, и последние — те, кто научился смирению, будут первыми. По тому, что говорит здесь Христос, можно подумать, что немногие спасаются. Но нет, проповедь о Христе Распятом и Воскресшем не была напрасной. Великое множество праведников, подвизавшихся во все времена и во всех народах, «придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием». Рейтинг: 9.4 Голосов: 12 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/3860.html

Наши умы не должны занимать размышления о том, действительны или нет «таинства», совершенные в расколе. Мы должны еще и еще раз повторить мысль, высказанную нашим сопредседателем Высокопреосвященнейшим владыкой Иларионом на прошлом заседании: внешняя форма «таинства», совершенного в расколе, в случае возвращения раскольников в лоно Церкви наполняется благодатной силой и уже не повторяется. Такой подход может применяться в случае реального прогресса в деле уврачевания раскола в Украине и касаться, прежде всего, вопроса о Таинстве Крещения. Еще, перед началом рабочей части нашего заседания, мне хотелось бы обратить ваше внимание на сегодняшнее евангельское чтение. Это грозное обличение книжникам и фарисеям может быть полезным и нам в работе. Господь говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете… Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Мф. 23:13, 24). Одновременно хотелось бы, чтобы это обоюдоострое слово Христово коснулось и сердец пастырей, вышедших из спасительной ограды Церкви и пребывающих вне ее благодатного лона: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:27-28). Желаю всем нам продуктивной работы в духе Евангелия и в соответствии с традициями и канонами Церкви. Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 .

http://patriarchia.ru/db/text/1285471.ht...

Но Марк умолчал об этом, потому что Матфей уже сказал, кем отвален был камень. Если же Матфей говорит, что Ангел сидел на камне, а Марк, — что жены, вошедши во гроб, увидели его сидящим внутри, то сим не должно смущаться. Ибо могли они видеть Ангела, сидящего вне на камне, как сказано у Матфея, могли видеть опять его же внутри гроба, как упредившего их и вошедшего туда. Впрочем, некоторые говорят, что одни жены были упоминаемые у Матфея, другие — у Марка, а Магдалина была спутницей всех, как самая усердная и ревностная. Явившийся Ангел сказал женам: «не ужасайтесь». Сначала он освобождает их от страха, а потом благовествует о Воскресении. Он называет Иисуса Христа «Распятым», ибо не стыдится Креста, который есть спасение человеков и основание всех благ. «Он воскрес»; из чего это видно? Из того, что «Его нет здесь». И хотите ли увериться? «Вот место, где Он был положен». Для того и отвалил он камень, чтобы показать это место. «Но идите, скажите ученикам Его и Петру». Петра отделяет от учеников или как верховного, именуя его особо от тех, по преимуществу, или вот почему: так как Петр отрекся, то если бы жены сказали, что им ведено возвестить только ученикам, — он сказал бы: я отрекся, следовательно, уже не ученик Его, а потому Господь отверг меня и возгнушался мною; поэтому Ангел и присовокупил: «и Петру», чтобы не смутился Петр той мыслью, что будто он не удостоен и слова как отрекшийся и потому уже недостойный быть в числе учеников. Посылает же их «в Галилею», отводя их от смятения и великого страха со стороны иудеев. Тогда объял жен «трепет и ужас», то есть они поражены были и видением Ангела, и страхом Воскресения, и потому «никому ничего не сказали, потому что боялись». Или боялись они иудеев, или одержимы были страхом от видения до того, что как бы потеряли разум. Потому и ничего никому не сказали, забыв все, что слышали.   Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Поставив девственницу, как доблестного воина, вне стен, Павел не дозволяет ей отворять ворота (убежища), хотя бы враг сильно нападал на нее и хотя бы он приходил в большее неистовство от того самого, что его противнику не дозволяется иметь отдых. И не дьявол только, но и сила (естественного) вожделения еще более беспокоит не вступающих в брак; и это всякому известно. К тому, чем мы пользуемся, мы не так скоро влечемся пожеланием, так как беспрепятственность (к наслаждению) располагает душу к медленности. В этом удостоверяет нас и пословица, хотя простонародная, но весьма справедливая. «Что всегда во власти нашей, — говорит она, — того не так сильно хочется». Если же мы встречаем препятствия к тому, что прежде было в нашей власти, то бывает противное, и то самое, чем мы пренебрегали вследствие обладания им, делается предметом сильнейшего нашего пожелания. Итак, во–первых, по этой причине — у вступивших в брак больше спокойствия; а, во–вторых, потому, что если у них когда–нибудь высоко поднимется пламень (страсти), то последующее совокупление скоро погашает его. А девственница, не имея средства погасить этот пламень, хотя видит, что он разгорается и поднимается вверх, и, будучи не в силах погасить его, старается только о том, чтобы в борьбе с огнем не сгореть ей самой. Что может быть удивительнее этого — носить целый очаг внутри себя и не сгорать, питать пламень в тайниках души и сохранять ум неприкосновенным? Ей не позволяется выбросить вон эти горящие угли, и она принуждена переносить в душе то, чего, по словам писателя Притчей, невозможно вытерпеть телесной природе. Что же он говорит? « может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих » (Притч. 6:28)? Но вот она ходит и переносит пытку. « Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его » (Притч. 6:27)? А она, нося яростный и бурный пламень не в одеждах, но внутри себя, должна сдерживать и скрывать его. Кто же дерзнет, скажи мне, равнять брак с девством или взирать с пренебрежением на это последнее? Этого не допускает блаженный Павел, показав великое различие между тем и другим: « незамужняя », говорит он, « заботится о Господнем , а замужняя заботится о мирском » (1 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

Прем.17:4 . ибо и самое потаенное место, заключавшее их, не спасало их от страха, но страшные звуки вокруг них приводили их в смущение, и являлись свирепые чудовища со страшными лицами. 4 . Описывается переживаемый египтянами страх во время посланного на них трехдневного мрака. От этого страха не спасало «и самое потаенное место». Под этим потаенным местом разумеют иногда глубокие подземные коридоры в Египте, или глубоко вырытые комнаты внутри пирамид. Но во 2-ом стихе говорилось, что египтяне «затворились в домах», в соответствии с этим и здесь под «потаенным местом» лучше разуметь внутренние комнаты домов. «…страшные звуки вокруг них приводили их в смущение, и являлись свирепые чудовища со страшными лицами». Говорит ли здесь писатель об объективных предметах, которые приводили египтян в ужас или же он разумеет здесь созданные под влиянием страха образы фантазии? Далее в 6 ст. один из устрашающих египтян предметов он называет «невидимым призраком», а потом выражается и более обще, что египтяне «были тревожимы страшными призраками» (14 ст.). Нигде не видно, чтобы эти призраки писатель считал за какие-нибудь объективные предметы, например, за демонов, или за вышедших из ада теней умерших людей, которые, принимая образы «свирепых чудовищ с страшными лицами» (4 ст.), «сами собою горящих костров, полных ужаса» (6 ст.), являлись бы для устрашения людей. Напротив, он говорит, что египтяне приходили в крайний страх, «хотя никакие устрашения не тревожили их» (9 ст.). Причина страха, по мысли писателя, не вне, а внутри, в душевном состоянии египтян; это ужасы «страдавшей души» (8), их «придумывает преследуемое совестью нечестие» (10 ст.). Таким образом, ужасы «придуманы», они результат воображения, действующего под влиянием угрызений совести. Действительность, конечно, давала богатый материал для этого воображения и писатель говорит об этом подробно в 17–18 ст. Прем.17:5 . И никакая сила огня не могла озарить, ни яркий блеск звезд не в состоянии был осветить этой мрачной ночи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 17. И скажи им слово сие: да источают глаза мои слезу (или да источают глаза ваши слезы) день и ночь, и да не престают; ибо поражением великим поражена дева дочь народа моего, ударом тягчайшим сильно. Место это понимается двояко: или, что Сам Бог оплакивает народ свой и глаза Его не престают источать слезы, – или Он повелевает, чтобы глаза людей проливали слезы, потому что не маловажно подлежащее плачу, так как дева дочь народа Его, поражена поражением величайшим и бедствием невыносимым. Другие же думают, что это говорится от лица пророка. Ст. 18. Выйду ли в поле, вот убитые мечем; войду ли в город, вот изможденные голодом или от страдания голодом. И пророк, и священник ушли в землю, которой не знали. Справедлива причина плача, потому что дева сокрушена, дочь поражена и народ истреблен. Ибо, если, говорит, я захочу выйти за город, то увижу убитых; если войду в город, то увижу изможденных бедствием голода, едва передвигающих ноги. И что удивительно, что это говорится о черни и простом народе, когда даже и пророки и священники, которые пророчествовали другим благополучие и должны были раскрывать заповеди закона, сами пойдут в землю, которой не знали и будут терпеть бедствия плена. Пусть внимают сему наши пророки и священники, что вследствие их небрежности ни внутри, ни вне нет безопасности, – что они и соблазняют внешних и заставляют умирать от голода тех, кои внутри Церкви, и что они, бывшие виновниками греха, разделят и наказания грешников. Ст. 19. Неужели Ты совсем отверг Иуду или Сионом возгнушалась душа Твоя? Зачем же Ты поразил нас, так что нет исцеления? Мы ждали мира, и нет ничего доброго, времени исцеления, и вот ужасы. Пророк удивляется, что Иуду и Иерусалим, то есть царство двух колен, в котором было служение Богу и обряды храма, Господь столь неожиданно покинул и поразил столь великим бедствием, что нельзя употребить никакого врачевания. Мы ожидали, говорит, мира и времени исцеления, а вот нет ничего доброго, а напротив ужасы; там, где прежде было служение Богу и тишина, там все исполнено возмущениями и шумом врагов. Итак, если когда наш Сион и наш Иуда отвергается, и гнушается его душа Божия: то не будем удивляться, а будем лучше говорить то, что далее следует:

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

162 Термины апофатического богословия, отрицающие человеческие качества в Боге. Согласно Дионисию Ареопагиту выразить сущность Бога в категориях человеческого языка невозможно. В отношении сокровенного Бога он употребляет выражение «Божественное Ничто». 163 Присно – постоянно, всегда. Церк. слав. «присносущный Бог» – т. е., Бог, вне времени и вне пространства бытийствующий, всегда сущий, всегда существующий. 164 «и также всегда сущий – Ты и Единородный Сын и Дух Твой Святый» – позднейшая интерполяция, утверждающая единосущное ипостасное бытие Святой Троицы. 165 В библейском повествовании Бог сотворил Мир из небытия Своим Словом: «И сказал Бог...» (см. Быт.1 ). Согласно новозаветному учению и учению Святых Отцов, Вселенная сотворена из ничего Богом-Отцом через Его Превечное Божественное Слово – Сына Божьего, содействием исходящего от Отца Святого Духа. (В анафоре Литургии св. Василия Великого о Сыне Божьем сказано, что Сыном Божьим Бог-Отец «время сотворил и... утвердил (в бытии) всё сущее, ибо Он (Сын Твой) есть всесильное Слово Твоё»). Бытие Божие – истинное, несотворенное, бытие Мира – тварное. 169 Грядущее Царство=Будущее Царство. Грядущее Царство – это Царство Христово, постепенно раскрывающее себя как Присутствие Духа Святого и явление благодати Божией в мире и человеке. О Царстве Божием смотрите также сноску к начальному возгласу Литургии «Благословенно Царство...» Ср. прошение из молитвы Господней «Отче наш»: «...да приидет Царствие Твое...» и ( Мф.3:2 ):«Покайтесь, ибо приблизилось к вам Царство Небесное». 171 Златоуст прославляет Бога не только за благодеяния, которые нам очевидны, но и за те, истинная цель которых от нас сокрыта и они кажутся нам злом. Истинная цель присутствия зла в жизни людей и страданий человека откроется только в вечности. Последними словами умиравшего святителя Иоанна Златоуста были: «Слава Богу за всё!» 174 Об ангелах см. ( Ис.6:3 ): «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»; ( Откр.4:8 ): «И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010