Финальный этап историко-краеведческого турнира «Смоленские купола» прошел в Смоленске 26 апреля 2009 г. 11:06 25 апреля в Смоленске прошел финальный этап историко-краеведческого турнира «Смоленские купола». Интеллектуально-спортивный марафон «Смоленские купола» является завершающим этапом историко-краеведческого турнира для  учащихся 8-х классов. Впервые этот конкурс был проведен весной в 2008 году. Мероприятие организовано Епархиальным молодежным православным центром при храме святой великомученицы Варвары, паломнической службой «Никосия». Руководитель турнира экскурсовод паломнической службы Е.А. Иванова. Куратором проекта стала методист по духовно-нравственному воспитанию Областного института усовершенствования учителей, Т.Ю. Макаренкова. В течение трех месяцев проходила активная подготовка школьников. Учащиеся посетили тематические занятия, которые провели педагоги истории Православия земли Смоленской школ области, а также сотрудники Школы творческого развития при храме св. вмц. Варвары. В этот году тематика подготовительных занятий стала обширнее. Ребята должны били познакомиться с основами и храмовой архитектуры и зодчества, иконографии, звонарного мастерства, библиотечного дела. На основе полученных знаний команды должны были подготовить несколько практических заданий к выходу в финал: составить ленту времени и снять видеопроект, посвященный истории православия земли Смоленской. В финальном этапе приняли участие 30 команды из школ города Смоленска и области. Впервые в турнире участвовала команда коррекционной школы 1-2 видов пос. Любавичи. Общее количество участников насчитывало около 500 человек. В рамках игры участники должны были пройти 10 станций, размещенных по городу. Для этого требовалось правильно сориентироваться по карте и двигаться по маршрутным листам. Ребята посетили Областную библиотеку имени А.Т. Твардовского, Вознесенский монастырь, Свято-Успенский кафедральный собор, башни крепостной стены, центральный городской парк, прошли компьютерное тестирование по истории православной культуры, состязались в спортивных эстафетах. Один из этапов проходил на колокольне храма св. вмц. Варвары. Здесь участники, согласно выданному заданию, звонили в колокола, поддерживая пасхальную традицию.

http://patriarchia.ru/db/text/628265.htm...

Образ И. не всегда удается отличить от образа мц. Иулиании Илиопольской, пострадавшей вместе с вмц. Варварой. В искусстве не сложилось характерных иконографических особенностей, различающих этих святых. О сходстве их облика и о возможном соединении в восприятии рус. людей 2 св. жен в собирательный образ И. свидетельствует псковская икона «Великомученицы Параскева, Варвара и мученица Ульяна, с житием Варвары, Ульяны Илиопольской и Ульяны Никомидийской» (кон. XV в., НГОМЗ), происходящая из ц. вмц. Варвары во Пскове. В составе клейм перемежаются сюжеты Житий обеих мучениц (св. Ульяна хулит языческих богов; св. Ульяну испрашивают о вере, после исповедования Христа ее предают пыткам; истязание святых дев Варвары и Ульяны; приведение св. Ульяны к епарху перед народом; св. Ульяну бьют плетьми, епарх повелевает пытать ее огнем; св. Варвару и св. Ульяну посекают мечами; св. Ульяну вешают за волосы; св. Ульяну ведут в темницу; св. Ульяна побивает беса в темнице; суд над св. Ульяной; мучение св. Ульяны на колесе; епарх повелевает посечь жен мечами; св. Ульяну мучают на костре и в котле; усечение главы св. Ульяны). Поскольку изображения обеих И. схожи, то неизвестно, была ли эта разница очевидна для составителей программы иконы, или они стремились дать наиболее полную информацию об И. И. изображена в составе святых на псковской иконе «Церковь походная» (3-я четв. XVI в., ТКГ). В рост, в темно-розовом хитоне и оливковом гиматии с крестом в руке среди святых жен И. представлена на иконе-двухряднице «Избранные святые» (кон. XVI в.) из Входо-Иерусалимской ц. в Каргополе (ВГИАХМЗ). Как юная дева в венце, без мафория, в платье с роскошной отделкой и с серьгами в ушах изображена И. в медальоне на склоне арки в росписи Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова мон-ря (1502). В прикладном искусстве изображения И. известны с раннего времени, как, напр., на каменной иконе «Спас на престоле со святыми Симеоном и Иулианией» (XIV в., ГММК). Образ И. украшал подвесную пелену к престолу (2-я пол. XVI в., ГММК), дробницу подвесной пелены к иконе «Свт. Николай Чудотворец» (80-90-е гг. XVIII в., ГММК) и др.

http://pravenc.ru/text/1237851.html

Святейший Патриарх Кирилл посетил храм великомученицы Варвары в Череповце 16 июня 2018 г. 18:41 16 июня 2018 года, по завершении Литургии на площади кафедрального собора города Череповца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил деревянный храм святой великомученицы Варвары, покровительницы всех горняков, на призаводской площади Фосфорного комплекса АО «Апатит» череповецкого химического кластера компании «ФосАгро». Предстоятеля Русской Церкви сопровождали губернатор Вологодской области О.А. Кувшинников, управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий ,  митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  архиепископ Солнечногорский Сергий ,  епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан , заместитель председателя совета директоров ПАО «ФосАгро» А.Г. Гурьев и генеральный директор ПАО «ФосАгро» А.А. Гурьев. В группу предприятий «ФосАгро» входит АО «Апатит» в г. Череповец, осуществляющее производство фосфоросодержащих удобрений, азотных удобрений, фосфорной и серной кислот и аммиака. АО «Апатит» включает два отдельных производственных комплекса — фосфорный и азотный. В рамках программы «Духовное возрождение» компания «ФосАгро» реализует проекты по поддержке традиционных культурных и духовных ценностей, содействует строительству и реставрации церквей, оказывает помощь монастырям в России и за рубежом, возрождает традицию строительства призаводских храмов. На призаводской площади Фосфорного комплекса АО «Апатит» действует храм святой Варвары, на территории Азотного комплекса — храм святого пророка Елисея. На площади перед церковью вмц. Варвары, где собрались труженики АО «Апатит», Святейшего Патриарха Кирилла встретил настоятель храма священник Виталий Рябов. Со словами приветствия к Предстоятелю Русской Православной Церкви обратился А.А. Гурьев. Генеральный директор ПАО «ФосАгро» преподнес Его Святейшеству изображения храмов Череповца, выполненные в технике вологодской финифти.

http://patriarchia.ru/db/text/5222111.ht...

В день памяти вмц. Варвары председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами совершил Литургию в главном храме РВСН России 18 декабря 2019 г. 10:04 17 декабря 2019 года, в день памяти великомученицы Варвары, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископ Клинский Стефан совершил Божественную литургию в храме во имя святой великомученицы Варвары в подмосковной Власихе, где расположен Главный штаб Ракетных войск стратегического назначения Российской Федерации (РВСН). В этот день отмечалось также 60-летие образования РВСН. Святая великомученица Варвары почитается как небесная покровительница этого отдельного рода войск Вооруженных сил РФ. Его Преосвященству сослужили настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово Московской области протоиерей Валериан Кречетов, глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов , настоятель храма протоиереи Михаил Васильев, духовенство прихода, священнослужители других воинских храмов. В храме присутствовали заместитель командующего РВСН по вооружению генерал-майор Сергей Параскун, заместитель командующего РВСН по военно-политической работе полковник Андрей Коробов, члены Военного совета, военнослужащие гарнизона, представители администрации, жители Власихи. По окончании Литургии епископа Стефана приветствовал протоиерей Михаил Васильев. Он отметил, что для ракетчиков большая честь в день профессионального праздника разделить радость молитвенного общения с архиереем. Епископ Стефан обратился к участникам богослужения с архипастырским словом, в котором поздравил собравшихся с престольным праздником и 60-летием со дня образования Ракетных войск стратегического назначения. Он пожелал всем Божией помощи, духовной радости, благоденствия и мужества. В качестве примера терпения и стойкости в вере глава военного отдела привел святую великомученицу Варвару, претерпевшую страдания и вынесшую все мучения ради Христа, чтобы приблизиться к Богу и унаследовать Царство Небесное. Глава городского округа Власиха Альберт Алябьев поблагодарил Его Преосвященство за внимание и поздравил всех с праздником. «В этот торжественный день мы рады приветствовать Вас в нашей ракетной столице, в главном храме ракетчиков по случаю престольного праздника и Дня РВСН. Разрешите выразить слова благодарности за Ваше внимание к нашей Власихе», — отметил глава муниципалитета. Затем епископ Стефан пообщался с военнослужащими и преподал им архипастырское благословение. Победа.ru /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5549449.ht...

Закрыть Пою Богу моему, пока я есть 25.07.2019 1116 Время на чтение 10 минут Впервые я попала в посёлок Рахья лет этак 10 назад. Службы тогда шли в маленьком храмике - бывшем местном магазинчике. Было в Варваринской церковке чисто и уютно, службы шли не спеша, без городской суеты, и душа отдыхала и требовала такой же неспешной и вдумчивой молитвы. Так хорошо... А недалеко от этого благодатного места уже вовсю шло строительство большого, деревянного, сбоку похожего на крейсер храма во имя св.великомученицы Варвары. «Наш современный Ноев ковчег, - шутили старушки-прихожанки, - так на нём и поплывём, держа курс на Царство Небесное». И уже серьёзно добавляли: «Церковь - это современный ковчег спасения». И вот я снова в Рахье. Только что закончилась служба уже в том самом большом, красивом храме. Летний погожий денёк выгнал нас на улицу, и, сидя на лавочке у пруда, расположившегося на территории храма, настоятель о.Олег ПАТРИКЕЕВ приготовился отвечать на вопросы, которые роились у меня в голове. Варварин венец - Как и во всяком храме, батюшка, у вас наверняка есть святыни - особо почитаемые иконы, св.мощи угодников Божиих. - Мы задумали сделать серебряный венец, под стать тому, который долгое время почивал на св.мошах вмц.Варвары в Киево-Печерской Лавре. Ну, тут не обойтись без экскурса в историю... ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ Великомученица Варвара, исповедовавшая веру в Христа, была приговорена к усечению мечом. В предсмертной молитве святая просила Господа, чтобы Он избавлял всех, прибегающих к её помощи, от нечаянных бед, от внезапной смерти без покаяния и изливал бы на них Свою благодать. В ответ она услышала голос с Неба, обещавший исполнить просимое. В V в. мощи вмц.Варвары были перенесены в Константинополь. Но Промыслом Божиим в 1108 г. русский великий князь Святополк (в крещении Михаил) женился на дочери византийского императора Алексея Комнина Варваре, которая вместе с приданым взяла с собою в неведомую для неё Киевскую Русь и святые мощи своей небесной покровительницы (честная глава святой была увезена в Венецию). Святые мощи великомученицы были принесены в Киев и открыто положены в Златоверхом Михайловском монастыре. Они были богато украшены русскими князьями, и на место главы был ещё в XII веке возложен посеребрённый венец с четырьмя камнями.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyul/26/poyu...

Первый расцвет [ править править код ] . «Путеводитель» 1907 г. описывает: «Находится [монастырь] в полторе версты от г. Екатеринослава… Расположен на возвышенном месте, обнесен каменной оградой с двумя башнями по углам. За монастырем тянется на несколько верст дубовый лес… В центре площади находится пятиглавый трехпрестольный храм, с высокой колокольней, во имя Тихвинской Божией Матери и приделами Вознесения и Казанской Божией Матери. В нем копия чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери. Около храма цветники и памятники. Далее идут корпуса, около которых расположены садики. При входе в ограду – небольшая церковь во имя св. Варвары и Марии Магдалины. За монастырем гостиница, в которой паломники получают кипяток и горячую пищу. Для состоятельных лиц имеются номера за плату по усердию посетителей. Земли монастырь имеет 725 дес. в двух уездах. В них экономия большая; часть земли обрабатывается монахинями. Монахинь и послушниц 260 человек, управляемых игуменией Олимпиадой». Согласно книге «Православные монастыри Российской империи» (1908), на тот же 1907 г.: «При монастыре существуют школа для девочек и богадельня (на содержание которой кн. Кудашевым пожертвовано 500 дес. земли)». «Справочная книга Екатеринославской епархии за 1908 год»: «Обе церкви каменные, с такими же колокольнями. Церковно-приходская школа в собственном доме в г. Екатеринославе, обучается 60 девочек… Угодья монастыря – 500 десятин земли, пожертвованной князем Кудашевым, и другой участок земли в 200 десятин, купленный на собственные средства игумении Олимпиады». Постройка Свято-Варваринского и Тихвинского храмов обители была завершена соответственно в конце 60-х и начале 70-х гг. XIX в. Упразднение и возрождение [ править править код ] В 1925 г. обитель закрыли, в 1943 г. она возродилась (при этом, пока шел ремонт Свято-Варваринской церкви, в бывшей просфорной устроили новый одноименный храм; в сгоревшем Тихвинском храме богослужения не совершались), в 1959 г. вновь была закрыта. В 1997 г. началось 2-е возрождение обители. В 2001 г. освящен, после капитального ремонта, храм св. вмц. Варвары конца 1860-х гг. (еще до ремонта, 17 декабря 1997 г. здесь было совершено 1-е после долгих лет перерыва богослужение – торжественный молебен в честь дня св. вмц. Варвары, а с 1998 г. совершались регулярные богослужения; во время ремонта Свято-Варваринской церкви богослужения совершались в храме, устроенном внутри восстановленной в 2000 г. каменной трапезной). Обновлены также корпуса и ограда монастыря, предполагается восстановление Тихвинского храма начала 1870-х гг. на месте старого фундамента. В 2005 г. при монастыре открыт методический кабинет Епархиального управления, основной задачей которого является подготовка учебной программы христианской этики в общеобразовательных школах и повышение квалификации светских учителей и педагогов воскресных школ. Описание [ править править код ] Скиты [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Тихвинский_жен...

Вышеназванные иконостас и утварь достались графу от бабушки супруги – кн. Варвары Петровны Бутера ди Радали (урожд. кжн. Шаховской, 1796–1870), которая после смерти в 1846 своего третьего мужа, неаполитанского посланника в России, уехала из Петербурга в Европу. Ей принадлежала под Палермо вилла Оливуццо, в которой в 1845–1846 отдыхала и лечилась Императрица Александра Феодоровна, супруга Николая I. Для нее на вилле, по проекту придворного архитектора Р. И. Кузьмина, была устроена временная церковь вмц. Варвары. Иконы для резного с позолотой иконостаса написал акад. М. И. Скотти, утварь исполнили петербургские мастера. В 1864 княгиня увезла подаренную Императором церковь виллы в Париж, разместив ее в своем особняке, где служил прот. Иосиф Васильев, настоятель посольского храма. «В этой церкви сохранялись… разные предметы, составляющие драгоценные семейные воспоминания и пожертвования Августейших особ». 31 мая 1873 прот. Афанасий Петров заложил храм, посвятив его св. вмц. Варваре. Здание строил швейцарский архитектор Жан-Самюэль Кезер-Доре, но кто был автором проекта, исполненного в русском стиле XVII века? В заметке об освящении церкви утверждается, что им был известный зодчий И. Монигетти, создавший свой проект в 1874 году. Это утверждение опровергает не только необычный для данного архитектора стиль, но и архивные документы, в которых говорится об авторстве акад. Д. И. Гримма. Бросается в глаза также внешнее сходство церкви в Вевэ с женевским храмом, несомненным творением Гримма. Кубической формы здание, облицованное белым камнем, стоит на склоне зеленого холма и увенчано позолоченной главкой с узорчатым крестом. Барабан прорезан узкими окнами и украшен орнаментальным фризом. Стены четверика декорированы аркатурой с трехчастными и глухими окнами, углы отмечены прилегающими колоннами, под четырехскатной крышей тянется широкий составной геометрический фриз. Войти в храм можно с запада через арочное крыльцо-портал или с юга, поднявшись по крытой галерее, на которой укреплены накладные железные кресты. Звонницы у церкви нет, ибо до 1938 реформаты запрещали инославным иметь колокола. Общее впечатление от церкви – изящность, стройность, совершенство деталей.

http://sobory.ru/article/?object=01499

С 20 марта 2008 года по решению Епархиального совета при храме действует городской миссионерский центр. При храме действует центр помощи и реабилитации пострадавших от тоталитарных и деструктивных сект и культов. Вознесенский храм стал научно-методическим центром для вновь созданного института помощников благочинных Тульской епархии по миссионерскому служению. Источник : Н. Кириленко, Тульские епархиальные ведомости, (95), июнь, 2009. В.Н. Уклеин «Тула – каменная летопись», 1984. ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ Ф. 567, III кат., 13 ед. хр., 1790-1904 гг., 1 оп. (хронол., машинопись). Приход образован в XVII в. В 1712 г. вместо деревянной церкви построена каменная. В 1754 г. начато новое строительство. Нижняя церковь с престолом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы освящена в 1755 г., придел во имя вмч. Варвары - в 1824 г. Верхняя церковь с престолом в честь Вознесения Господня освящена в 1787 г. Закрыта не ранее 1930 г. Источник Вознесенская. Приход этой церкви занимает положение на, так называемой, оружейной стороне г. Тулы. Настоящий район прихода определен в 1880 г., но по времени своего возникновения он относится несомненно к XVII-мy ст. Первыми прихожанами этой церкви были посадские люди – кузнецы и слободские, каменные крестьяне. В настоящее время прихожане принадлежат к различному сословному положению: общее число прихожан 2162 м. п. и 2305 ж. п.; между ними есть незначительное число раскольников. О существовании Вознесенской церкви в первый раз упоминается в строенной книге Тульского посада в 1616 г. По всей вероятности, эта давняя церковь была деревянная. В 1712 г. построена была каменная церковь „тщанием и радением прихожанина Андрея Феодорова Владимирова с протчими прихожанами” и до 1744 г. была „в благополучной твердыни, украшенная всяким церковным благолепием”. Но в 1754 г. при построении нового придела в этой церкви, обнаружилась такая обветшалость церкви, что потребовалось сломать всю церковь с начатым при ней приделом и построить новую. Новая церковь выстроена в два этажа: верхний во имя Вознесения Господня, нижний во имя Введения во храм Пресв. Богородицы. В 1755 г. нижняя церковь была освящена, а верхняя по недостатку средств, только была освящена в 1787 г. В 1824 г. тщанием купца И. И. Владимирова в нижней церкви устроен придел во имя вмц. Варвары. В 1834 г. весь иконостас верхней церкви сгорел и вновь устроен в 1844 г. В нижней церкви иконостас также заменен новым на средства купца Петра Ив. Владимирова. Наиболее чтимые святыни храма: 1) икона Скорбящей Божией Матери – точная копия с чудесно явленной иконы в С.-Петербурге в 1888 г., 2) икона вмц. Варвары и часть мощей вмч. Пантелеймона.

http://sobory.ru/article/?object=00882

Под руководством воронежского архитектора А.А. Кюи в два года был устроен очень красивый, светлый храм в честь св. Варвары, а близ него построен был новый деревянный дом в швейцарском вкусе, о 10 комнатах с мезонином. Высокопреосвящ. Серафим 16 октября 1866 г. совершил освящение храма в честь св. вмц. Варвары и высказал желание, чтобы при нем устроена была Варваринская обитель. В этот храм г. Сомова отдала заветные и свято чтимые в их семье иконы: Спасителя в темнице, св. вмц. Варвары и Владимирской иконы Богоматери, в серебряных позлащенных ризах, богато украшенных драгоценными камнями, св. велик. Пантелеимона – дар Афонской горы, а также иконы, данные в благословение Варваре Петровне разными архипастырями. Прибывшая на освящение храма игуменья Воронежского Покровского девичьего монастыря Анастасия, находившаяся в дружеских отношениях к храмоздательнице, по желанию последней взяла на себя первоначальное устройство обители. Вскоре собралось 80 сестер и для их содержания г. Сомова пожертвовала 40 дес. пахотной земли, а затем прикупила еще 70 дес. в соседней даче Белый Колодезь. Вскоре построено было здание, в котором были помещены ризница, трапезная, рукодельная, больница, аптека; открыта была школа для приходящих сельских детей, при школе была заведена библиотека книг духовного содержания; все это было обведено деревянною оградою. Богослужения в новоустроенном храме совершал священник Иоанн Сабинский, а после него – Михаил Цветков. Устроен был из сестер хор. Начальницею общины первоначально была Борисовской пустыни расофорная монахиня Вассиана Беклемишева, женщина благородных нравов, но по слабости здоровья была вынуждена отказаться от управления общежитием. Ее заменила манатейная монахиня Серафима Васильева. Проживавшая со времени освящения храма в Петербурге Варвара Петровна сильно хлопотала об учреждении в Сомовке женского монастыря, но, не смотря на связи с влиятельными людьми, она не много имела успеха в своем благом предприятии. Бывший тогда обер-прокурор Св. Синода Д. А. Толстой требовал от г. Сомовой большего обеспечения обители, и только благодаря ходатайству родственнику своему – брату мужа Афанасию Николаевичу Сомову, Тверскому губернатору, Св. Синод благосклонно отнесся к предприятию В.П. Сомовой.

http://sobory.ru/article/?object=24838

В б-ке мон-ря хранится коллекция рукописей (ок. 290 кодексов), в т. ч. книги, написанные по заказу членов имп. династии Палеологов (напр., Евангелие кон. XIII - нач. XIV в. (N 298), заказчиком к-рого предание ошибочно считает имп. Константина VII Багрянородного). В кон. XVI - нач. XVII в. в книгописной мастерской мон-ря работали каллиграфы киприот Лука, еп. Бузэуский (митр. Унгро-Влахийский в 1602-1629), Матфей Миреон из Эпира († 1624), монахи Арсений и Иоанникий; в золотошвейной мастерской работал мон. Арсений Вышивальщик (1583-1620). В мон-ре хранятся многочисленные реликвии: иконы, церковные облачения и утварь, плащаницы. Особый интерес представляет икона Богоматери с Младенцем, написанная в 1668 г. критским живописцем Эммануилом Тзанесом . Прп. Сисой, оплакивающий останки Александра Македонского. Роспись собора во имя Всех святых мон-ря Варлаама. XVI в. Прп. Сисой, оплакивающий останки Александра Македонского. Роспись собора во имя Всех святых мон-ря Варлаама. XVI в. На северо-западной оконечности скалы, на месте древней церкви, основанной Варлаамом и перестроенной братьями Апсарадами, находятся небольшой храм Трех святителей, сооруженный в 1627 г. и расписанный в 1637 г. Иоанном, иереем из Каламбаки, башня, часовня во имя св. Бессребреников, трапезная (превращенная в наст. время в ризницу и музей), кухня с традиц. очагом, больница, корпуса келий, гостиница. До 1922 г., когда были прорублены ступени в скале, в мон-рь можно было подняться только по системе веревочных лестниц. Во время второй мировой войны мон-рь был разграблен, вновь открыт в 1961 г. Монахи занимаются просветительной и благотворительной деятельностью. Святыни: честные главы ктиторов Феофана, Нектария и нмч. Николая из Мецовона, частицы мощей Иоанна Предтечи, свт. Иоанна Златоуста, вмч. Пантелеимона, вмч. Прокопия, нмч. Иоанна из Янины, вмц. Анастасии Узорешительницы, мучеников Сергия и Вакха, вмц. Параскевы, мч. Нестора, сщмч. Харалампия, вмч. Меркурия, мч. Трифона, вмц. Варвары и др. В 1591 г. в Москву архим. Дамаскином из В. м. были привезены в дар царю Феодору Иоанновичу мощи ап. Фомы (Посольская книга по связям России с Грецией (православными иерархами и монастырями): 1588-1594 гг. М., 1988. С. 73).

http://pravenc.ru/text/154227.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010