15 декабря, на память св. Спиридона, епископа Тримифунтского, Св. Синод открыл в Сомовке женскую общину с наименованием ее Варваринскою, на что вскоре последовало и высочайшее утверждение. Торжественно было совершено открытие Варваринской общины высокопреосвящ. Серафимом. В благословение новой обители высокопреосвящ. дал икону Божией Матери – Одигитрии. По открытии общины на место начальницы была назначена манатейная монахиня Маргарита. Основательница обители В.П. Сомова, по убеждению высокопреосвящ. Серафима и других архипастырей, решилась оставить мир и посвятить себя на служение Богу, с намерением жить простою инокинею и 26 августа 1883 г. в день св. вмч. Димитрия она была пострижена в монашество с оставлением прежнего ее имени Варвары и вскоре, по определению Св. Синода, назначена игуменью основанной ею Варваринской обители. Церковь св. вмц. Варвары имеет вид продолговатого четырехугольника с небольшими главами на кровле. На восточной стороне изображена св. вмц. Варвара. Иконостас одноярусный, живопись на иконах очень хорошая; местные иконы – Спасителя, св. вмц. Варвары, преп. Афанасия Афонского. Особенно чтимые иконы в этом храме: Спаситель в темнице, икона Владимирской Божией Матери, св. вмц. Варвары – еженедельно по вторникам перед сею иконою читается акафист св. вел. Варваре. В особенном киоте на аналое небольшие иконы, в некоторых из них хранятся частицы мощей. Некоторые иконы подарены основательнице монастыря разными высокопоставленными лицами, как то: Исидором, С.-Петербургским митрополитом, Иосифом и Серафимом, архиепископами Воронежскими, Нафанаилом, епископом Архангельским и др. Больница – деревянный дом на северной стороне монастыря, предназначается на 10 кроватей и состоит из 4 комнат; в двух комнатах кровати для больных, третья комната – для фельдшерицы-монахини, которая обучена составлять лекарства, для чего имеются разные пособия (книги), в четвертой комнате помещена аптека. При больнице устроена на восточной стороне малая церковь во имя св. Димитрия Ростовского. Перед церковью небольшая комната, вроде прихожей. В церковь с вне ведет небольшая лестница. В больничной церкви иконостас одноярусный, из дуба, без всяких украшений; на нем нет позолоты. Царские двери представляют большой четырехугольный крест; выше поперечной части креста иконы Благовещения на обеих половинках царских врат, ниже – две иконы 4 евангелистов. В иконостасе 4 местных иконы. В алтаре на горнем месте большая икона младенца Иисуса, за престолом икона Божией Матери. В деревянном кресте в алтаре вделано несколько небольших икон, большей частью финифтяные, пожертвованные разными лицами основательнице обители. В этом храме две иконы на аналогиях св. Димитрия, митрополита Ростовского, и св. вмч. Димитрия. Обе копии с местных икон. Иконостас и эти иконы писаны государственным крестьянином с. Кучугура Нижнедевицкого уезда, написаны весьма хорошо, согласно с требованиями церковных правил.

http://sobory.ru/article/?object=24838

в составе др. святых часто сопровождает на полях икон различные праздничные композиции, напр. на иконе Введения Пресв. Богородицы во храм, с Деисусом и избранными святыми (2-я пол. XV в., АМИИ). На почитавшейся чудотворной рязанской иконе 1445-1448 гг. (дата предложена реставратором В. В. Филатовым) святая представлена с прядями, выбивающимися из-под белого плата. В ранней древнерус. иконописи изображение П. было совмещено с «портретами» др. св. жен, напр. с вмц. Анастасией, вмц. Екатериной, вмц. Варварой на обороте выносной или запрестольной иконы Пресв. Богородицы в деревянной Пятницкой ц. «за Кушелскими воротами за Гдовскою речкою на городе», согласно Писцовой книге Гдова (1584/85 - 1587/88, не сохр., см.: Французова. 2002. с. 174), на иконе в Спасо-Каменном мон-ре (Переписные книги. 2011. С. 141). Различные варианты изображений П. и др. св. жен и мучениц свидетельствовали об особом почитании этих святых как персонификаций добродетелей, заступниц и молитвенниц. В древнерус. искусстве возникали варианты, напоминавшие классические, антикизирующие рельефы с фигурами в легких ракурсах и поворотах относительно друг друга, как на псковской иконе 3 мучениц, П., великомучениц Варвары и Анастасии, которых с небес благословляет Еммануил (кон. XIV в., ГТГ; Царевская. 2007. С. 165, 282), или как в среднике иконы «Великомученицы Параскева, Варвара и мученица Иулиания, с житием Варвары и мучениц Иулианий Илиопольской и Никомидийской» из ц. во имя вмц. Варвары в Пскове (посл. треть XV в., НГОМЗ), где неск. фигур стоят плечом к плечу. В продолжение визант. традиции в древнерус. росписях среди святых размещают парные фигуры св. жен, в частности П. и вмц. Анастасии - в сев.-зап. каморе (угловом помещении) наоса Преображенской ц. на Ковалёве близ Вел. Новгорода (1380); помимо напоминания о календарной составляющей, праздновании 5-го и 7-го дней церковной седмицы, их совместное изображение могло иметь иную молитвенную функцию - согласно средневек. представлениям, этим святым молились при отравлении ядом ( Stylianou A.

http://pravenc.ru/text/2578998.html

Источник: статья священника Владимира Русина на сайте Храма Св.великомученика Димитрия Солунского (с.Средние Апочки) Существовавшая церковь св. вмц. Варвары в Варваровском женском монастыре построена была в 1875 г. Сомовыми, каменная. Земли 120 дес. пахотной. Два деревянных дома для причта. Жалование священнику 360 руб. и диакону 180 руб., на отопление по 35 руб. на каждого; от монастыря содержание. Живущих в монастыре около 100 душ, кельи деревянные. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 2, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г. Варваринский женский монастырь в честь св. вмц. Варвары основан Варварой Петровной Сомовой, ныне игуменья Варвара. Первоначально основательница обители В. П. Сомова предполагала построить обитель в деревне своей Сомовке, любимом местопребывании ее мужа Михаила Николаевича. По смерти мужа в 1863 г. Варвара Петровна, оставшись одна с четырьмя малолетними сыновьями Митрофаном, Петром, Афанасием и Сергеем в молитве думала найти утешение в постигшем ее горе, и вследствие этого она посещала храмы Божии и монастыри. Посещение ею Коренской пустыни Курской губернии в 1863 г., уединенной и мирной обители, внушило ей мысль построить храм в Сомовке, и по приезде в эту деревню Варвара Петровна обратила особое внимание на возвышенный холм среди сада. По семейному преданию, здесь когда-то была беседка, в которой любила заниматься рукоделием свекровь Варвары Петровны – Ульяна Ивановна Сомова; здесь вдали от людей она в уединении часто молилась Богу, и здесь же Варвара Петровна решилась построить храм. В 1864 г. 15 мая в память преп. Пахомия великого, с благословения высокопреосвящ. Иосифа, архиепископа Воронежского, протоиереем г. Нижнедевицка Елисеем Владимировым было освящено место и произведена закладка для построения храма в честь св. вмц. Варвары. Совпадение дня освящения места для храма на память преп. Пахомия – основателя многих обителей в Египте, зародило в душе Варвары Петровны мысль, при помощи Божией, при храме св. Варвары основать женский монастырь, тем более что местность и многие здания помещичьей усадьбы представляли большое удобство для устройства св. обители.

http://sobory.ru/article/?object=24838

Святая великомученица Варвара Мощи св. великомученицы Варвары в Владимирском соборе города Киева. Вмц. Варвара. Греческая икона (XXI в.) Часть руки великомученицы Варвары. Монастырь Симонопетра. Афон. Вмц. Варвара Иконография Варвара принадлежит к числу особо почитаемых святых жён, изображения которых были распространены в византийском искусстве. Один из первых сохранившихся её образов представлен на фреске в Санта-Мария Антиква в Риме, 705-707 г.: святая изображена в рост с крестом в правой руке, голова покрыта мафорием, под которым виден плат. В византийском искусстве иконография Варвары складывается к X в. Традиционно святая изображается в богато украшенных одеяниях, соответствующих её знатному происхождению, в белом плате и венце (или диадеме) на голове, с крестом в руке. Встречаются изображения без плата, только с диадемой (роспись Боянской церкви свт. Николая Мирликийского (Болгария), 1259 г.; гравюра 1837 г. " Святые Спиридон, Модест, Игнатий и четверо святых " (монастырь Хиландар, Афон)) или без венца и плата, с покрытой головой (гравюра 1868 г., " Святые Параскева, Екатерина, Варвара и трое святых " (частная коллекция, Афины)). В составе избранных святых, в памятниках прикладного искусства, в клеймах житийных икон Варвара может быть представлена, как и другие святые жёны, в мафории (на серебряном кратере, Вел. Новгород, XII в. (НГОМЗ); на эмалевом ожерелье из Ст. Рязани, кон. XII в. (ГММК); на поле иконы " Богоматерь Знамение " , 1-я половина XIII в. (дом-музей П. Д. Корина)), а иногда с непокрытой головой (в клеймах 2 житийных икон начала XIX в. (ЦМиАР)). Изображения: в каппадокийских храмах - в церкви Иоанна Крестителя в Чавушине, между 913 и 920 гг.; в Новой церкви Токалыкилисе в Гёреме, конец X в.; в Чанлыкилисе в Акхисаре, XI в.; в церкви Варвары в Соганлы, 2-я половина. XI в.; а также в нартексе кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; предположительно в соборе Святой Софии Киевской, 1037-1045 гг.; в церкви св. Николая Касницис в Кастории, XII в.; в церкви вмч. Георгия в Курбиново (Македония), 1191 г.; в церкви вмц. Варвары в Киприотианика на острове Китира, конец XIII в.; церкви св. Апостолов [Спаса], Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия) середина XIII в.; в церкви Панагии в Пурко на острове Китира, конец XIII в.; в церкви свт. Иоанна Златоуста в Гераки, конец XIII - начало XIV в.; в церкви св. Димитрия в Пурко на острове Китира, начало XIV в.; на юго-западном столпе в церкви Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 1310-1313 гг.; на северной стене церкви Успения Богородицы монастыря Грачаница (Сербия, Косово и Метохия), около 1320 г.; на миниатюрах Минология и в греко-грузинской рукописи.

http://drevo-info.ru/articles/4508.html

Ф. Казаковым. М. Ф. Казаков также исполнял заказы Барышникова, ктитора ц. вмц. Варвары. Т. о., можно предположить, что и этот храм проектировал не К., а М. Ф. Казаков (что, однако, остается гипотезой). Церковь вмц. Варвары благодаря своей известности сразу же стала объектом для многочисленных подражаний. Храмы Рождества Христова в с. Михалёве (Воскресенского р-на Московской обл.; 1818-1821), Знамения в Волове (Тульской обл.; 1822), Успения в Великополье (Смоленской обл.; 20-е гг. XIX в.) являются довольно точными копиями церкви на Варварке. Церковь вмц. Варвары на Варварке в Москве. 1796–1804 гг. Архит. Р. Р. Казаков. Фотография. 2011 г. Церковь вмц. Варвары на Варварке в Москве. 1796–1804 гг. Архит. Р. Р. Казаков. Фотография. 2011 г. Еще одна храмовая постройка, часто приписываемая К.,- ц. Сошествия Св. Духа в с. Шкинь под Коломной (1794-1798). Крупное монументальное сооружение с базиликальным планом, увенчанное мощным куполом на высоком световом барабане и имеющее 2-башенный зап. фасад, стилистически очень сходно с ц. св. Мартина Исповедника. В декоре фасадов ярко выражен римско-дорический ордер. С севера и юга здание украшают 4-колонные портики, с запада устроена глубокая 4-колонная лоджия. Апсиду огибает колоннада из сдвоенных колонн. Сдвоенные малые коринфские полуколонны применены на цилиндрических колокольнях. Такие же одинарные полуколонны украшают световой барабан. Помимо обилия ордерных мотивов храм в с. Шкинь роднят с творчеством К. также круглые и полуциркульные окна верхнего света и общая напряженно-драматическая образность сооружения. При этом план храма был в точности скопирован с плана московской ц. Успения на Могильцах Н. Леграна (1799-1806). К. приписывают ряд светских зданий. Одно из них - городская усадьба купца и городского головы П. Хрящева, возведенная во 2-й пол. 90-х гг. XVIII в. неподалеку от Андроникова мон-ря (дом запечатлен в альбомах М. Ф. Казакова, сохр. в сильно перестроенном виде). В 1799 г. была окончена реконструкция дома дворцового типа А.

http://pravenc.ru/text/1319794.html

На средства генерального судьи Михаила Вуяхевича с сев. стороны к Михайловскому собору был пристроен каменный низкий придел во имя вмц. Варвары и перестроены купола. Улучшение благосостояния К. З. м. позволило в 50-х гг. XVII в. отремонтировать Михайловский собор: вместо деревянной укрепить железную кровлю, на средства гетмана Хмельницкого главный купол покрыть медью и позолотить. В 1718 г. на средства гетмана Скоропадского был сооружен резной 5-ярусный иконостас Михайловского собора, один из богатейших в Киеве. В 1746 (?) г. архим. Сильвестр IV (Думинский (Думневич)) доносил митр. Киевскому Рафаилу (Заборовскому) , что Михайловская ц. обветшала и «во многих местах поразседалася». Назначенная митрополитом комиссия обнаружила, что в алтарной стене образовалась щель, «от горнего места до арки, при которой стоит иконостас»; стены, отделяющие храм от приделов, «наклонились», в них также образовались большие щели. Купол раскололся на 4 части и грозил обрушением; в зап. своде и зап. куполах тоже зияли щели и трещины. Фундаменты приделов, заложенные при 1-й кладке «мелко», осели; новые стены приделов отошли от стен главного храма как на восток, так и на запад. Во временно запечатанном храме были устроены контрфорсы у сев., зап. и юж. стен, по 4 с каждой стороны, перестроены своды древнего храма и купол. Между контрфорсами выведены каменные палатки для устройства ризницы, хранения свечей и др. церковных принадлежностей. Ок. 1713 г. на средства киевского ген.-губернатора Д. М. Голицына в соборе был перестроен сев. придел вмц. Варвары, стены к-рого расписаны в 1818 г. Голицын заказал для Варваринского придела деревянный резной иконостас и деревянный балдахин над ракой с мощами вмц. Варвары. В 1877 г., при еп. Порфирии (Успенском), на средства московского купца В. Зенина был построен новый 3-ярусный позолоченный иконостас. В 1731 г., возможно на пожертвования имп. Петра I и его супруги Екатерины, с юж. стороны Михайловского собора симметрично Варваринскому был пристроен придел во имя вмц. Екатерины. В 3-ярусном иконостасе имелись иконы великомучениц Екатерины и Варвары в серебряных ризах. Для освещения собора между основным объемом и приделами были вырезаны широкие арки. В 1820 г. на средства иером. Иеронима стены Екатерининского придела были расписаны сценами из Апокалипсиса; в 1888 г. росписи «возобновлены».

http://pravenc.ru/text/1684565.html

Великий Устюг. Церковь Варвары великомученицы. Варваринская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Варвары великомученицы Год постройки:не ранее 1709. Год утраты:Не установлен. Адрес: Вологодская область, Великоустюгский район, г. Великий Устюг, ул. Набережная, 67 Координаты: 60.756057, 46.30588 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Историческое местоположение: Устюжский уезд, Вологодская губерния. Варваринская церковь в Устюге основана не позднее XV в. Летом 1503 г. церковь сгорела во время сильного пожара, случившегося в Устюге. В писцовых книгах 1623-1626 г.г. описаны две церкви, располагавшиеся за торгом у гостиного двора: церковь Живоначальной Троицы с приделом мчч. Фрола и Лавра и тёплая церковь вмц. Варвары с приделом Афанасия Александрйского, обе деревянные, клетские. Варваринская церковь горела во время больших пожаров 1678 г. и 1698 г. ( " Воздвиженского " пожара). В начале XVIII в. были построены каменные храмы - Троицкий (1705 г.) и Варваринский. Благословящая грамота на постройку тёплой каменной однопрестольной церкви во имя вмц. Варвары была дана преосвященным Иосифом, архиепископом Великоустюжским и Тотемским 11 марта 1709 г. Храм освящён в 1710 г. В 1788 г. в приходе числилось 280 человек, в 1868 г. - 186. В мае 1929 г. начали разбирать на кирпич колокольню. Варваринская церковь каменная одноэтажная, построена в 1705 году на место деревянной сгоревшей церкви усердием и иждивением приходских людей. Другая при ней в особом здании во имя св. Живоначальныя Троицы, в связи с которою и колокольня. Священствует иерей Александр Коржавин. Альманах " Великий Устюг, 1995 Когда были построены первые церкви во имя святой Живоначальной Троицы и во имя святой великомученицы Варвары точно не известно. У «Архангелогородского летописца» под 1503 годом среди сгоревших церквей упоминается Афанасьевская и Варваринские Можно предположить, что церковь Живоначальной Троицы первоначально именовалась во имя Афанасия Александрийского.

http://sobory.ru/article/?object=44944

Для Л. 2-я пол. 60-х гг. XIX в. стала временем не только возобновления древнерус. храмов, но и особого внимания к слав. и рус. древностям. В 1865 г. было найдено древнейшее на территории Зап. Руси Туровское Евангелие XI в. (БАН Литвы. F 19-1). Церковь во имя вмц. Варвары в усадьбе Маркучай. 1905 г. Фотография. 2008 г. Церковь во имя вмц. Варвары в усадьбе Маркучай. 1905 г. Фотография. 2008 г. Неск. часовен в память солдат, погибших во время Польского восстания, было построено в Вильне в 3-й четв. XIX в. архитекторами Чагиным и Резановым. Часовня во имя св. кн. Александра Невского (1863-1865, не сохр.) в центре сквера на Георгиевском проспекте (ныне на пл. Винцо-Кудиркос), напоминающая средневек. итал. баптистерий, имела вид октагона с арочной декорацией и высоким шатром. Декор покрывал не только арки или капители, но и сами тела колонн, напоминавшие романские храмы Италии и Юж. Франции. В наружной и во внутренней отделке были использованы разноцветные мрамор и гранит. Часовня во имя св. Георгия Победоносца (1865) недалеко от ц. св. Евфросинии Полоцкой была построена в виде кивория на 4 колоннах с шатром, арки и колонны декорированы. Чагин построил небольшую ц. во имя вмц. Екатерины в Вильнюсе (1872) в русско-романском стиле, напоминающем его же реконструкции древних храмов. Кубическая одноглавая церковь была возведена в память Е. В. Потаповой, жены главного начальника Северо-Западного края генерал-адъютанта А. Л. Потапова. Также малая ц. во имя вмц. Варвары (1905) в Маркучяе (ныне в черте Вильнюса; поместье вдовы Г. А. Пушкина, где он похоронен) в рус. стиле имеет кубический объем, фасады завершены килевидными кокошниками, шатровая кровля увенчана малой главкой. К числу небольших храмов в рус. стиле относится и ц. во имя св. Владимира при 3-м Донском Казачьем полку на воинском кладбище в предместье Антоколь (ныне р-н Антакальнис в Вильнюсе; по проекту и на средства военного инженера генерал-майора В. А. Быковского, строитель Д. Бикнер, 1904-1905, не действует). Существовало неск. домовых церквей: при дворце генерал-губернатора (во имя Александра Невского; 1819), полковых казармах, юнкерском уч-ще, тюремном замке (в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»), воспитательном доме, госпитале, гимназиях.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

архитектурной живописи, ориентированной на итал. образцы сер.- 2-й пол. XVIII в. (творчество Дж. А. Каналетто, Б. Ф. Белотто, Ф. Л. Гварди, Дж. Б. Пиранези). Церковь вмц. Варвары на ул. Варварке. 1796–1804 гг. Архит. Р. Р. Казаков. Фотография. 2016 г. Церковь вмц. Варвары на ул. Варварке. 1796–1804 гг. Архит. Р. Р. Казаков. Фотография. 2016 г. К нач. XIX в. были разобраны старые постройки на набережной Москвы-реки у юж. стены Кремля и Китай-города, Кремль и Китай-город предстали безусловными центрами городской застройки. Визуально с южной и западной сторон благодаря низкоэтажной застройке сохранялась связь Кремля с мон-рями Замоскворечья и округи. В сев. и вост. частях города из-за активного строительства домов знати и богатого купечества монастырские ансамбли приобретали более обособленный характер, сохраняя роль духовных и композиционных центров городских районов,- Страстной мон-рь для Тверской ул., Высокопетровский для ул. Петровки. Купеческие заказы позволяли возводить грандиозные колокольни и храмы в новых архитектурных формах. На средства купцов Алексеевской слободы возводится надвратная колокольня Андроникова Спасского монастыря (80-е гг. XVIII в., не сохр.), перестраивается ц. вмц. Варвары на Солянке (между 1796 и 1804, архит. Р. Р. Казаков). Не окруженные застройкой пригородные обители М., такие как Андроников, сохраняли функции композиционной доминанты. В стиле классицизма сооружаются новые здания трапезных при мн. храмах М., напр. при ц. Николы Стрелецкого у Боровицких ворот (1807-1810; не сохр.). Церковь вмц. Параскевы в Охотном ряду. 1815 г. Фотография. 1882 г. II. 1812-2017 гг. Пожар 1812 г. уничтожил более 70% застройки в М., гл. обр. в центре и в Немецкой слободе, где здания были преимущественно каменными. По масштабу работ, темпам и объемам строительства восстановление М. сопоставимо с основанием С.-Петербурга. В февр. 1813 г. по воле имп. Александра I была создана «Комиссия для строений в Москве», в июле был готов проект Генерального плана (архит. У.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Совьяки. Церковь Варвары великомученицы. Церковь. Действует.   Престолы: Варвары великомученицы Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1811. Адрес: Калужская область, Боровский район, с. Совьяки Координаты: 55.224434, 36.4347 Проезд:От г. Боровска по дороге на северо-запад 5 км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм Варвары Великомученицы, каменный, теплый, был расположен на высоком берегу Протвы. Построен он был в 1811 году действительным тайным советником и камергером Петром Ивановичем Юшковым. Неподалеку от храма было кладбище. Храм имел один престол, который был освящен в 1814 году. Двухобъемная композиция храма, созданного в 1814–1817 годах, состояла из приземистого, крещатого в плане, храма, увенчанного одноглавым куполом,и не сохранившейся до наших дней колокольни. Храм считается одним из шедевров русского зрелого классицизма. Храм был закрыт в годы Великой Отечественной войны, после повреждения снарядом кровли. В 1960-е годы местные власти приняли решение сначала о ликвидации кладбища возле храма, а затем о разорении самого здания. Вскоре была объявлена распродажа церковных кирпичей. По инициативе семьи Игнатьевых, предки которых крестились и отпевались в церкви св. вмц. Варвары и покоятся на затоптанном кладбище, 28 августа 1993 г., в праздник Успения Пресвятой Богородицы, по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Калужского и Боровского Климента, на руинах храма состоялся духовный праздник “Радуйся, земли Российской заступница”. Был воздвигнут и освящен поминальный крест и установлен стенд с Заповедями Божиими. По установленной традиции, в праздник Успения Пресвятой Богородицы в 1994 году иереем Андреем Куликовым был отслужен праздничный водосвятный молебен. 26 августа 1995 года о. Андрей совместно с иереем Сергием Виноградовым (г. Москва) на месте затоптанных могил отслужили панихиду. На панихиду приехали учащиеся воскресных школ Иерусалимского и Московского подворий Валаамского монастыря. 17 декабря 1996 г., в день престольного праздника вмц. Варвары, о. Андреем был отслужен водосвятный молебен внутри разрушенного храма. 21 июля 1997 года по благословению Владыки Климента, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, была освящена, построенная возле храма, часовня в честь новомучеников Российских.

http://sobory.ru/article/?object=04153

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010