Санкт-Петербург. Домовая церковь Варвары великомученицы в Шереметевском дворце. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь вмц. Варвары при дворце гр. С. Д. Шереметева Государственный канцлер кн. Алексей Михайлович Черкасский (1680–1742) был одним из богатейших людей страны, владельцем 70 000 крепостных. Он жил первоначально на Городовом острове (Петроградской стороне), в доме на берегу М. Невы, где в 1723 была освящена „для немощи супруги его“ домовая церковь во имя святой, тезоименитой единственной дочери князя. Поскольку дом подлежал сносу, 12 мая 1738 церковь в нем упразднили, а антиминс 1711 года передали в Троицкий собор (собор ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ, Троице-Петровский). Храм восстановили на Адмиралтейской стороне, в новом доме, проект которого князь заказал П. М. Еропкину. В 1741 церковь уже действовала, и в ней служил о. Леонтий Трофимов. Трехэтажный барочный особняк был окончен только в 1745, уже после смерти канцлера, и унаследован его второй женой – статс-дамой кн. Марией Юрьевной, урожд. Трубецкой, с кончиной которой в 1747 церковь была закрыта. Ее убранство перешло к дочери – Варваре Алексеевне в Шереметевский дворец (церковь вмц. ВАРВАРЫ при дворце гр. С. Д. Шереметева), где 26 октября 1750 состоялось новое освящение семейного храма. Дом на Неве был в 1807–1809 перестроен Воронихиным для Департамента уделов, а в 1857–1861 – А. И. Штакеншнейдером во дворец вел. кн. Михаила Николаевича, тоже имевший свой храм (см. церковь МИХАИЛА АРХАНГЕЛА при дворце вел. кн. Николая Михайловича). Церковь вмц. ВАРВАРЫ при дворце гр. С. Д. Шереметева была в Петербурге самая старая и богатая домовая церковь, принадлежавшая частному лицу. Ее устроил в 1733 в своем деревянном „Фонтанном доме“ фельдмаршал Б. П. Шереметев, сподвижник Петра I, в память о покойной жене Варваре Алексеевне (урожд. кн. Черкасской). В октябре 1749 сюда из церкви в доме ее отца на Б. Невке (упраздненная церковь вмц. ВАРВАРЫ в доме кн. А. М. Черкасского) перенесли иконостас и утварь закрытого там храма. После того как в 1742–1750 дворец на Фонтанке, недалеко от Невского, был перестроен (арх. С. И. Чевакинский?) и принял нынешний барочный вид, храм переместили на второй этаж южной, садовой половины и 26 октября 1750 освятили. Здесь он оставался до своего закрытия 7 сентября 1918. Дважды за историю храма в нем производились переделки: в 1794–1795 (по проекту И. Е. Старова) и в 1859–1860 (акад. Д. В. Кабановым). Будучи большими любителями церковного пения, Шереметевы содержали прекрасный хор из крепостных, который особенного расцвета достиг в 1840–1860-е при гр. Д. Н. Шереметеве. В то время хором руководил известный духовный композитор Г. Я. Ломакин.

http://sobory.ru/article/?object=02327

Москва. Церковь Петра и Павла. Карта и ближайшие объекты Престолы храма: центральный - во имя св. апп. Петра и Павла; южный - в честь прп. Сергия Радонежского; северный - в честь святой вмц. Варвары. Приставной Престол – в честь иконы Божией Матери «Знамение». Первые исторические сведения и документы с описанием церкви датируются началом XVII в., когда Ясенево по-прежнему оставалось дворцовым селом. Ныне существующий храм был построен в стиле елизаветинского барокко и освящен во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в 1751-53 гг. В результате реконструкции 1860-х гг. храм Петра и Павла приобрёл облик, сохраняющийся до нашего времени. Архитектура храма была приведена к типу трёхчастной осевой симметричной композиции " храм-притвор-колокольня " , наиболее распространённому среди храмов, возводившихся в вотчинных владениях России эпохи классицизма. После смерти С.И. Гагарина имение перешло к его дочери М.С. Бутурлиной (троюродной сестре А.С. Пушкина). Сыновья, наследовавшие в 1902г., владели Ясеневым вплоть до революции 1917 г. В 1924 г. главный дом имения выгорел, от него сохранилась только лестница в стиле барокко. В 1930-е гг. закрыли и храм, который использовался под совхозный склад. Роспись храма, относящаяся к первой половине XIX в., не сохранилась. В 1973-1976 гг. церковь была внешне отреставрирована, воздвигнуты кресты на храме и колокольне. Была восстановлена водонапорная башня с флюгером, почти заново воссоздан усадебный дом. Вся территория храма, огороженная забором, принадлежала авторемонтной базе и ее складам. В 1989 г. храм свв. апп. Петра и Павла в Ясенево с домом причта возвращен Православной Церкви и передан приходу. Первым настоятелем храма был протоиерей Александр Торопов. С февраля 1997 г. храм стал Московским подворьем Свято-Введенского ставропигиального монастыря Оптиной Пустыни.  В храме находятся частицы мощей св. ап. Андрея Первозванного, свт. Николая Чудотворца, св. вмц. Варвары, св. вмц. Татианы, св. вмц. Екатерины, св. прав. Лазаря Четверодневного, прп. Евфимия Великого, свт. Григория Богослова, бессер. Косьмы и Дамиана, первомуч. Стефана, ап. Луки, св. вмч. и целителя Пантелеимона, свт. Иоасафа Белгородского, мч. Трифона, прмц. вел. кн. Елисаветы и ин. Варвары, св. равноап. Марии Магдалины, прп. Александра Свирского, свт. Филарета Московского, свт. Иллариона (Троицкого), прп. Амвросия Оптинского, прп. Оптинских Старцев: Льва, Макария, Моисея, Антония, Илариона, Анатолия " Старшего " , Исаакия I, Иосифа, Варсонофия, Анатолия " Младшего " , Нектария.

http://sobory.ru/article/?object=02931

Великий Устюг. Церковь Варвары великомученицы. Варваринская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Варвары великомученицы Год постройки:не ранее 1709. Год утраты:Не установлен. Адрес: Вологодская область, Великоустюгский район, г. Великий Устюг, ул. Набережная, 67 Координаты: 60.756057, 46.30588 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Историческое местоположение: Устюжский уезд, Вологодская губерния. Варваринская церковь в Устюге основана не позднее XV в. Летом 1503 г. церковь сгорела во время сильного пожара, случившегося в Устюге. В писцовых книгах 1623-1626 г.г. описаны две церкви, располагавшиеся за торгом у гостиного двора: церковь Живоначальной Троицы с приделом мчч. Фрола и Лавра и тёплая церковь вмц. Варвары с приделом Афанасия Александрйского, обе деревянные, клетские. Варваринская церковь горела во время больших пожаров 1678 г. и 1698 г. ( " Воздвиженского " пожара). В начале XVIII в. были построены каменные храмы - Троицкий (1705 г.) и Варваринский. Благословящая грамота на постройку тёплой каменной однопрестольной церкви во имя вмц. Варвары была дана преосвященным Иосифом, архиепископом Великоустюжским и Тотемским 11 марта 1709 г. Храм освящён в 1710 г. В 1788 г. в приходе числилось 280 человек, в 1868 г. - 186. В мае 1929 г. начали разбирать на кирпич колокольню. Варваринская церковь каменная одноэтажная, построена в 1705 году на место деревянной сгоревшей церкви усердием и иждивением приходских людей. Другая при ней в особом здании во имя св. Живоначальныя Троицы, в связи с которою и колокольня. Священствует иерей Александр Коржавин. Альманах " Великий Устюг, 1995 Когда были построены первые церкви во имя святой Живоначальной Троицы и во имя святой великомученицы Варвары точно не известно. У «Архангелогородского летописца» под 1503 годом среди сгоревших церквей упоминается Афанасьевская и Варваринские Можно предположить, что церковь Живоначальной Троицы первоначально именовалась во имя Афанасия Александрийского. Следующее упоминание Троицкой и Варваринской церквей находим в «Сотной с писцовых книг» 1630 года.

http://sobory.ru/article/?object=44944

Вахитовский район. Церковь Варвары великомученицы у Сибирской заставы. Варваринская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Варвары великомученицы , Жён-мироносиц Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1780. перестроена 1901-1907. Архитектор: Ф.Н. Малиновский (перестройка в 1900-х годах) Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, город Казань, улица Карла Маркса, д. 67. Координаты: 55.794619, 49.143835 Проезд:Церковь расположена возле Центрального парка культуры и отдыха Казани,на стрелке улиц Горького и Карла Маркса.Добраться на общественном транспорте можно до остановки " Парк Горького " либо до остановки " Ул.Толстого " ,храм находится между ними.Ехать от станции метро " Площадь Габдуллы Тукая " автобусами 10,30,35а.54,63,91,98 либо троллейбусами 3,5,7,8. (Православные храмы 297) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Святой Варвары возведена в 1780 г. на месте, где начинался Сибирский тракт (путь осужденных на ссылку и каторгу). Арские поля отделялись от города оврагом, через который был перекинут мост, за мостом была Сибирская застава. По преданию, с осужденных снимали кандалы именно здесь и для них здесь начиналась Сибирь. Здесь прошли декабристы, А.Н. Радищев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и другие известные люди российской истории. В конце XIX века первый храм св. Варвары за ветхостью был разобран, и в 1901-1907 гг. сооружен новый, по проекту епархиального архитектора Ф.Н. Малиновского, теперь уже в традициях русского стиля. Кроме месторасположения церкви, интересным фактом является то, что здесь в юные годы пел в церковном хоре Ф.И.Шаляпин. В 1930 году церковь была закрыта, в ней разместился клуб рабочих трамвайного парка. В дальнейшем в храме был кинематограф, протезная мастерская, кафедра Казанского технологического института. В конце 1994 года в результате настойчивых требований православных верующих храм был возвращен Православной Церкви. Святыня: частица святых мощей вмц. Варвары Арская застава, где стояла «на страже», охраняя город своею благодатию с восточной стороны, большая церковь великомученицы Варвары – одно из самых исторически примечательных мест Казани.

http://sobory.ru/article/?object=06615

4. Вторник. Вмц. Варвары. Прп. Иоанна Дамаскина. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского. Служба вмц. Варвары и прп. Иоанна Дамаскина шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы вмц. Варвары (Б) . Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала). А. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: великомученицы, глас 2-й – 3, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – великомученицы, глас 6-й: «Отечество, род, имение оставивши...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Никтоже притекаяй...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Никтоже притекаяй...». По Трисвятом – тропарь великомученицы, глас 8-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Недвижимое утверждение...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь великомученицы, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Недвижимое утверждение...». Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), великомученицы (глас 2-й) на 4 и преподобного на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобного) . По 3-й песни – кондак и икос преподобного, глас 4-й; седален великомученицы, глас 3-й. «Слава» – седален преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос великомученицы, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха, светилен великомученицы. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

http://patriarchia.ru/bu/2024-12-17/

4. Неделя 28-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Вмц. Варвары. Прп. Иоанна Дамаскина. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского. Служба вмц. Варвары и прп. Иоанна Дамаскина шестеричная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы вмц. Варвары в соединении с воскресной службой Октоиха (Б) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 4, великомученицы, глас 2-й – 3, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – великомученицы, глас 6-й: «Отечество, род, имение оставивши...», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 7-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 3-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Вси чистою совестию...». Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества...» (см. на стиховне утрени в Минее), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневестная Дево...» . На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Творец и Избавитель...» . По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (единожды), тропарь великомученицы, глас 8-й (единожды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ради...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 6-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, великомученицы (глас 2-й) на 4 и преподобного на 4.

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-17/

4. Суббота. Вмц. Варвары. Прп. Иоанна Дамаскина. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского. Служба вмц. Варвары и прп. Иоанна Дамаскина шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы вмц. Варвары (Б). Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала). А. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: великомученицы, глас 2-й – 3, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – великомученицы, глас 6-й: «Отечество, род, имение оставивши…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Молитвами, Господи, всех святых…», 3-й: «Еже на судищи…», 4-й: «О, добрыя вашея купли…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Молитвами Рождшия Тя, Христе...». По Трисвятом – тропарь великомученицы, глас 8-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 1-й: «Гавриилу вещавшу...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь великомученицы, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ради...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском, Богородицы и святого – канон великомученицы (глас 2-й) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), преподобного на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции) .

http://patriarchia.ru/bu/2022-12-17/

Св. вмц. Варвара 17 декабря в Грузии отмечают один из самых популярных праздников – Барбароба. В каждом доме обязательно пекутся лобиани – лепёшки с фасолью, традиционное блюдо этого дня Филипповок. Издавна с этим праздником народ связывает много поверий. Особое внимание в этот день уделяется «меквле», что в переводе означает «прокладывающий след». Это посторонний мужчина или мальчик, который первым входит в дом. Считается, что он вносит с собой благополучие и удачу. Как правило, меквле держит при себе что-то сладкое и желает всем членам семьи долголетия и процветания. Естественно, его тут же сажают за стол, на котором только постные блюда. В сегодняшней Грузии всё больше и больше людей, которые, несмотря на непростую жизнь, натиск иеговистов, курсирующих по улицам, и пр., начинают вести церковный образ жизни. Само собой, в любой церкви города в этот день очень многолюдно. Служба кончается, но люди идут и идут, чтобы попросить о чём-то своём у святой Варвары. В Тбилиси несколько церквей, посвящённых святой великомученице. Часто в прессе появляются статьи о новых и новых чудесах, творимых св. Варварой. Вот, например, настоятель церкви Св. Варвары на улице Богдана Хмельницкого о. Элгуджа (Лосаберидзе) рассказывает на страницах журнала «Сарке»: «Одна женщина попросила меня: “Дайте мне ключи от церкви. Они помогут моему ребёнку, если он покрутит их во рту”. Я ничего подобного не слышал. Это, наверное, какое-то народное поверье. Эта женщина была нашей постоянной прихожанкой и долго молила святую о чуде. Все знают, что св. Варвара покровительствует детям. Я не смог отказать измученной матери и дал просимое. Потом она пришла ко мне и плакала от радости. Её немой от рождения ребёнок заговорил...» В 1999 г. в Тбилиси была построена ещё одна церковь Св. Варвары. До того её будущему настоятелю о. Кахаберу (Натенадзе) и двум его друзьям одновременно приснилось, что на этом месте должна быть церковь. Великомученица явилась о. Кахаберу во сне именно такой, какой её изображают на иконах, положила ему на голову Чашу и обещала помочь в строительстве.

http://pravoslavie.ru/50446.html

Археологические находки раннехристианских памятников в Лимасоле немногочисленны по сравнению с Курионом (базилики епископская, прибрежная и вне городских стен) и Амафунтом (базилики на вершине акрополя, у подножия акрополя, на берегу моря, свт. Тихона и вмц. Варвары). В 1993 г. в ходе раскопок в центре Лимасола с вост. стороны мечети Кебир-джами был обнаружен фундамент раннехристианской 3-нефной базилики V-VII вв. Это здание являлось кафедральным собором Лимасола. В юж. конхе сохранилась часть каменного саркофага, который мог принадлежать какому-то местному святому (Тихику или Немесию). В VIII в. здесь была воздвигнута ц. вмц. Екатерины с двумя 5-гранными апсидами, к-рая действовала до кон. XIII в., на что указывают захоронения архиереев, а затем здание перешло к латинянам. На месте средневек. лимасольского замка археологи обнаружили мраморный подиум раннехрист. базилики и пол ц. вмч. Георгия Победоносца X-XI вв. После лат. завоевания Кипра (1191) византийские укрепления были перестроены, замком владели рыцари-тамплиеры, а затем иоанниты. В 20-х гг. XIII в. число правосл. епископий было сокращено с 14 до 4, Лимасольская епископия включила в свой состав Курийскую и Амафунтскую, а ее кафедра была перенесена из Лимасола в Лефкару; архиерейский титул - «епископ Амафунтский, предстоятель Немеса и Курия», но одновременно употреблялся и другой - «епископ Лефкарский». В Лимасоле находилась кафедра лат. Лимасольского епископа. Сосуществование лат. и правосл. иерархов не всегда было мирным. Правосл. Лимасольский еп. Матфей (ранее 1287-1301) был отлучен лат. Лимасольским еп. Бернардом, но, несмотря на это, сохранил за собой кафедру. В 1318 г. Солийский епископ и Лимасольский еп. Ольвиан были обвинены в совершении хиротоний вопреки Кипрской булле 1260 г. и заключены в тюрьму. Впоследствии, после вмешательства папы Иоанна XXII, они были освобождены. В 1459 г. лат. епископ Лимасола жаловался, что у него фактически нет паствы, т. к. верующие следуют за православным Лимасольским епископом ( Σωφρνιος (Μιχαηλδης). 2002. Σ. 71).

http://pravenc.ru/text/2110505.html

Муромцево. Церковь Александры Римской. Церковь мученицы царицы Александры Римской Карта и ближайшие объекты Храм святой мученицы царицы Александры в пос. Муромцево.  «Храм расположен на территории бывшей усадьбы полковника лейб-гвардии Его Величества Гусарского полка Владимира Семеновича Храповицкого. Храм был построен на его средства и имел один престол - во имя мч. царицы Александры. Храм строился в течении 4-х лет и был освящен в 1899 году в день памяти равноапостольного князя Владимира (15 июля ст.ст.). Храм считался приписным к Судогодскому собору и обслуживался его причтом. Одновременно со строительством и благоустройством Муромцевского храма украшался Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном по заказу Нечаева-Мальцева. Отсюда много общего и в архитектуре и в иконописи этих двух храмов. Роспись и иконы Муромцевского храма были выполнены мастерами школы В.М. Васнецова. На сводах храма были изображены Евангелисты, а стены храма украшали орнаменты. В храме был 3-х ярусный иконостас, во втором ярусе справа - образы свт. Николая, св. блг. кн. Бориса, свв. Кирилла и Мефодия; слева - св. блг. кн. Георгия, св. блг. кн. Глеба, апп. Петра и Павла. В третьем ярусе были иконы св. кн. Владимира, св. кн. Ольги, св. Ксении, св. Елены, св. Елизаветы, вмц. Екатерины, вмц. Варвары, свт. Феодосия. Эти образы святых жен, по-видимому, были небесными покровительницами семьи Храповицких. Так, имя Екатерины носила бабушка Владимира Семеновича (урожденная Хоненева), а Елизаветой звали его супругу. У правого клироса был образ св. блг. кн. Александра Невского и Преображения Господня, а у левого клироса - образ царицы Александры и Богоявления Господня. На одноярусной колокольне было 9 колоколов, самый большой весом в 121 пуд. В.С. Храповицкий (внук известного Ивана Семеновича Храповицкого, тайного советника и кавалера при Александре Втором) был награжден орденом св. Владимира 3-ей степени и орденом св. Станислава 3-ей степени; был предводителем Владимирского дворянского собрания. Судогодские земли с богатейшими запасами леса он получил в наследство от своей бабки Екатерины Хоненевой, род которой с 17 века владел этими землями. Будучи богатым лесопромышленником, а затем и владельцем заводов по выработке стеклянных изделий, Храповицкий занимался благотворительной и просветительной деятельностью в своем уезде. На его средства строились и содержались общеобразовательные школы в дер. Галанино, Ликино и Андреевском, столярная мастерская и музыкальная школа в Муромцево. В 1913 году в с. Ликино открылась больница со стационаром, построенная на средства В. Храповицкого, причем врачи этой больницы обслуживали фельдшерский пункт в Муромцево.

http://sobory.ru/article/?object=01451

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010