– Эх, батюшка, батюшка, – с грустью заговорил я. – Неужели и Вы малодушно хотите изменить духу (который сами же Вы любите разъяснять), духу Того, Кто снизошел к нам труждающимся и обремененным в мире со своей пренебесной высоты? Погибать что ли нам в нашей мирской неизменности, если истина Христа не будет и в нее проведена?.. И все это из-за людей, как Вы справедливо говорите, запойных, из-за их пугливости и отвращения ко всему, что напоминает им страшную их болезнь!!? Нет, нет! Если кто, действительно, хочет идти по духу Спасителя нашего и Господа, сошедшего за грешных и заблуждающих до смерти крестной, нисшедшего и в ад, для освобождения от его уз грешного человечества, и восшедшего на небеса уже с земным, человеческим естеством (ведь это ваши же, слышанные и затверженные мной, слова), тот уж не должен пятиться ни от какой мнимой или действительной опасности. Вот что, батюшка! Но Вы, наверное, только испытываете меня; Вы серьезно не можете иметь тех опасений, которые высказываете. Когда Вы, по крестьянскому вопросу, изъясняли мне, что в этом деле, в порядок гражданства проводится благодать, давая нам и в этой области право быть свободными чадами Божиими, что Правительство и помещики, с христианским человеколюбием, признали и в гражданстве эти права свободных Божиих детей за крестьянами, и крестьяне приняли от Правительства и помещиков дар Христова именно человеколюбия – быть и в земном порядке свободными сынами Отца Небесного: то за такое разъяснение, как хотите, невозможно серьезно опасаться ни нарекания в духовном вмешательстве в чужие дела, ни пересудов и клевет об измене пред верой. Так и по вопросу о преобразовании судопроизводства я жду и ищу от Вас такого же духовного разъяснения, в чем именно состоит благодатное значение этого дела, или как, и в этом деле, православный русский народ мог бы приобретать и усвоять себе Господа. По мере того, как я развивал пред отцом Иоанном эти мысли, от него же мной усвоенные, лицо его более и более светлелось не то от радости, не то от умиления, неизъяснимого для меня; наконец две чистые и крупные капли слез выкатились из его глаз. И вот, что он начал мне говорить:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

«Епископу, господину Моисею, другу святых, – пишет Авраам, – от Авраама, католикоса против его желания, поклон во имя Господа. Я видел поздравительное письмо вашего священства, исполненное благодарения Богу за Его милости, оказанные мне, ибо это только благодаря великой милости Бога, нашей слабости и, можно сказать, нашей недостаточности предоставлено право давать всем прощение и милость и уделить часть этого права вам 173 . Что касается того, что я должен нести опасное бремя, о котором я даже не помышлял, то я не знаю, как я мог принять его и подчиниться единодушному избранию народа – это следствие Божественного снисхождения и ваших св. молитв. Поэтому прошу вас, ваше священство, молить непрестанно Бога дать мне силу исполнить Его благия желания и прославить Его провидение в моей земле, так же как в Иверии и в Албании, возвысить истинную веру Христову при посредстве нашего ничтожества и благословлять меня, благодаря вашему священству. Не откажите прийти сюда к Пасхе, ибо это будет великая радость для народа и причина прогресса для настоящего дела, для Кириона и для Иверии. Я постараюсь, пока еще господин Сумбат здесь, привести это дело как-нибудь к хорошему концу, при помощи моих повелений и писем, милостью нашего Господа Иисуса Христа. Будьте здоровы». Моисей, получив приказание католикоса, поневоле 174 должен был уступить его желанию и явиться без всякого промедления. Впутав таким образом в эту страшную катастрофу лиц, не имеющих никакого желания к словопрениям о вере, Моисей был доволен тем обстоятельством, что ему ловко удается быть под покровительством предстоятеля Церкви персидской Армении и самого сатрапа, имевшего большое влияние на персидскую политику того времени. Моисей, собравшись в Двин из Иоанн-Ванк, прибыл к католикосу Аврааму. Авраам, зная запутанное дело Моисея, как первосвятитель Церкви, хорошо понимал законность поведения Кириона Иверского и неправомочность своего вмешательства в чужие дела, но несмотря на это, вмешался все-таки в права соседнего епископа, желая завязать с этим последним дело относительно нового вероучения с целью подавления Православия Грузинской Церкви и введения в нее, подобно Армении, монофизитства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вмешательство в дела других Отмеченная святителем Феофаном черта гордого человека – то, что он «гневлив, задорен и не дает себе покоя» 422 – сходна с описанием внутреннего мира гордеца, как о нем говорит священник Александр Ельчанинов : «Охотно дает советы и по-дружески вмешивается в чужие дела, невольно обнаруживает исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): «нет, что я вам расскажу», или «нет, я знаю лучше случай», или «у меня обыкновение», или «я придерживаюсь правила», «я имею привычку предпочитать»; делает разные приемы, чтобы обратить на себя внимание присутствующих; любит много говорить, и в его разговоре слышится бесконечное «Я«» 423 . «Человек посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело – важно, чужое – пустяки. Он берется за все, во все вмешивается» 424 . За исключением тех случаев, когда требуют обстоятельства, заповеди, совесть и прочее. Сравнение себя с другими На следующем этапе такой человек начинает сравнивать себя с другими людьми. Гордость здесь этапе по-прежнему незаметна. Святитель Феофан Затворник отмечает, что «при таком положении дел в голове человека держится… мысль, что он лучше других, скрашивает свои недостатки и кажется себе самому всегда хорошим» 425 . При этом горделивого человека отличает его несправедливое (как правило, невысокое) мнение о других. Во время молитвы в церкви гордец любит смотреть на других, наблюдать за ними и осуждать их. Он охотно сравнивает себя с другими, находя в них одни недостатки и не признавая за ними никаких достоинств, приписывая им неблаговидные стремления и намерения и даже желая им зла. Пренебрежение ближним Когда человек начинает выделять свою персону из общества, тогда он начинает проявлять равнодушие к ближним. Любовь к себе уничтожает любовь к ближнему, как говорит преподобный Паисий Святогорец 426 . Он приводит прекрасный пример человеческого равнодушия: «Недавно в больнице я был свидетелем такой ситуации: потребовалось поднять лежачего больного, чтобы перенести в другую палату, медбрат не двинулся с места, хотя это была его работа. «Не могу у меня болит поясница», – сказал он равнодушно! Да, видишь, человек бесчеловечный! А беременная медсестра вместе с другой взяли и перенесли его. О себе они не думали.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Если когда, то теперь именно требовалась мужественная отвага венценосца, для защиты своих подданных, но в преклонных летах в нем уже не могло возгореться влечение к новым геройским подвигам. «У Ираклия не достало силы снова стряхнуть, говорит историк Г. Вебер, с себя привычку к вялой изнеженности» 8 . Благодаря своей нераспорядительности он в самое короткое время потерял цветущие и богатые города: Дамаск (635 г.), Иерусалим (637 г.) и Антиохию (638 г.). Вместо того, чтобы всеми силами своей обширной империи защищать величайшую общехристианскую святыню – гроб Господень от магометан, святыню, за потерю которой должен был дать ответ целому христианству, он вовлек и церковь и государство в нескончаемые споры о единстве воли Сына Божия, которыми можно было бы позаняться в мирное время. В VI и VII веках политические и религиозные дела на пробудившемся востоке были слишком запутаны. Горизонт испуганной Азии стали облагать зловещие тучи. Все видели какие-то смутные и неотрадные предзнаменования и пришли в замешательство. Никто не надеялся на благоприятный исход из этого околдованного состояния в виду общей опасности и неурядиц. И без того маленькие царства еще раздроблялись волею судеб на мельчайшие, что, само собою понятно открывало широкое поле для вмешательства в чужие дела и посягательства на чужую свободу. Исламизм сокрушал на пути своем все верования, все национальности. Конечною целью Арабов было распространение магометанской веры; все завоевания (Джигад – священная война) поэтому делались во славу единого бога и его пророка. В 642 году Арабы обрушились на Грузию, и в пределах христианской страны впервые раздался звук текбира (воинственный клич, который громко произносился пред битвой). Грузины, кроме защиты своей родины, должны были защищать свою веру от насильственного подавления религией, незаконно величающей себя этим именем. Полководец Омара, Халид, прозванный «мечем Божиим», послан был для завоевания Грузии. Карта-линия с Кахетией, Имеретия, Мингрелия и Абхазия были безжалостно опустошены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Безмолвствовать по наружности, а мысленно вмешиваться в житейские ухищрения и мятежи – это омрачение и обращение прежних трудов в ничто, прокладывание страстям пути к победе. Преподобный Исидор Пелусиот ( 50, 18 ). Безмолвнику необходимо по возможности совершенно уклоняться от вмешательства, даже вниманием ума и участием сердца, в дела мира сего и в чужие дела. Авва Ор ( 82, 315 ). Любящий безмолвие пребывает неуязвленным стрелами врага. Смешивающийся же со многими непрестанно подвергается ранам. Авва Даниил ( 82, 91 ). Авва Марк спросил авву Арсения: «Почему ты избегаешь людей?» Старец ответил: «Бог видит, что я люблю вас, но не могу быть вместе и с Богом, и с людьми... На Небе тысячи и миллиарды имеют одну волю, а у людей воли различны, поэтому я не могу оставить Бога и быть с людьми». Древний Патерик ( 72, 26 ). ТРУДОЛЮБИЕ Возлюби труд, и Бог скоро пошлет тебе спокойствие ( 82, 23 ). Возлюби труд: он, в соединении с постом, молитвой и бдением, освободит тебя от всех скверн. Телесный труд доставляет сердцу чистоту; чистота сердца служит причиной того, что душа приносит плод. Преподобный Антоний Великий ( 82, 31 ). Упражняйся в трудах и рукоделии, чтобы доставить нищему кусок хлеба, а себя предохранить от праздности. Праздность есть падение и смерть для души. Преподобный авва Исаия ( 82, 203 ). Тебе приятна праздность, но горек конец ее. Ты изнеможешь, работая, но возвеселишься впоследствии ( 25, 186 ). Не бойся труда и не говори: «Не изнемочь бы мне»; представляй лучше в уме, что все святые (трудами) и страданиями угождали Богу ( 25, 205 ). Люби труды в это краткое время (жизни), чтобы покоиться вовеки ( 25, 518 ). Неутомимо предавайся труду, чтобы избежать утомительности суетных трудов, потому что труды праведных произращают плод жизни, а труды грешников исполнены гибели ( 26, 104 ). Будем трудолюбивыми, но в обыкновенных делах не более, чем в деле Божием ( 26, 626 ). Труды временной жизни приобретут вам великое дерзновение в жизни будущей... ( 27, 125 ). Будьте чадами послушания в трудах, чтобы стать отцами в упокоении. Преподобный Ефрем Сирин ( 27, 261 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Примечания к главе второй … царицы Параскевы Федоровны, невестки Петра I… — Царица Прасковья Федоровна (урожд. Салтыкова; 1661–1723), с 1684 г. жена царя Иоанна Алексеевич а, мать императрицы Анны Иоанновны. … был очень ученый человек… стал называться Феодосием Яньковским. — Об этом периоде жизни бывшего польского шляхтича Федора Яньковича, будущего Феодосия Яньковского, И. Чистович писал: «По какому побуждению вступил он в монашество, неизвестно. Но какая-то тень лежит на первых годах его монашества В проезд государя через Новгород Феодосий умел обратить на себя внимание Петра, и это произвело в его судьбе роковой переворот внимание государя надмило его против своего архипастыря, к которому Феодосии, забыв его благодеяния, начал относиться с гордостию и презрительностию В конце 1767 года Иов отправил его в Москву за типографией Симеона Полоцкого , а государь послал его в С.-Петербург, поручив ему осмотреть церкви и духовенство новозавоеванных городов В бытность в Петербурге он первенствовал в некоторых важных духовных церемониях. В 1710 году он обручал и потом венчал племянницу государеву, великую княжну Анну Иоанновну с курляндским герцогом. В 1712 году Феодосии определен архимандритом новооснованного Невского монастыря Находясь постоянно подле государя, Феодосии делался ближайшим советником его по церковным делам , скоро понял свое положение, вошел в мысли Петра и сделался для него необходимым человеком» (Чистович, с. 74–78). … новгородским архиереем… членом Синода… — Быстрое продвижение Феодосия Яньковского при Петре I, его чрезвычайное «радение» о нуждах Невского монастыря в ущерб многим другим монастырям, участие его в 1718 г. в деле отрешения причта Петропавловского собора в связи с делом царевича Алексея, а также его «неуживчивость», «заносчивость», «надменный тон и властительское вмешательство в чужие дела» — все это повело к тому, что «он оттолкнул от себя всех и нажил себе врагов всюду — между светскими и духовными, знатными и простыми, в белом духовенстве и монашествующем». Как пишет далее исследователь, он попросил Петра «отпустить его на покой — на безмолвие» (Чистович, с. 78–83). «Вместо увольнения на покой Петр приказал поставить его в новгородские архиепископы, а с утверждением Синода назначил его, из уважения к его летам и заслугам, первым синодским вице-президентом» (там же, с. 83).

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

Но какая-то тень лежит на первых годах его монашества (...) В проезд государя через Новгород Феодосий умел обратить «а себя внимание Петра, и это произвело в его судьбе роковой переворот (...) внимание государя надмило его против своего архипастыря, к которому Феодосий, забыв его благодеяния, начал относиться с гордостию и презрительностью (...) В конце 1767 года Иов отправил его (...) в Москву за типографией Симеона Полоцкого (...), а государь послал его в С.-Петербург, поручив ему осмотреть церкви и духовенство новозавоеванных городов (...) В бытность в Петербурге он первенствовал в некоторых важных духовных церемониях. В 1710 году он обручал и потом венчал племянницу государеву, великую княжну Анну Иоанновну с курляндским герцогом. В 1712 году Феодосий определен архимандритом новооснованного Невского монастыря (...) Находясь постоянно подле государя, Феодосий делался ближайшим советником его по церковным делам (...), скоро понял свое положение, вошел в мысли Петра и сделался для него необходимым человеком» (Чистович, с. 74–78). 80 Быстрое продвижение Феодосия Яньковского при Петре I, его чрезвычайное «радение» о нуждах Невского монастыря в ущерб многим другим монастырям, участие его в 1718 г. в деле отрешения причта Петропавловского собора в связи с делом царевича Алексея, а также его «неуживчивость», «заносчивость», «надменный тон и властительское вмешательство в чужие дела» – все это повело к тому, что «он оттолкнул от себя всех и нажил себе врагов всюду – между светскими и духовными, знатными и простыми, в белом духовенстве и монашествующем». Как пишет далее исследователь, он попросил Петра «отпустить его на покой – на безмолвие» (Чистович, с. 78–83). «Вместо увольнения на покой Петр приказал поставить его в новгородские архиепископы, а с утверждением Синода назначил его, из уважения к его летам и заслугам, первым синодским вице-президентом» (там же, с. 83). 82 О соперничестве между Феодосием и другим «любимцем» Петра, архиепископом Феофаном Прокоповичем (1681–1736), поначалу как будто бы не было и речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Настоятелем этой церкви состоит ныне здравствующий священник отец Александр Васильевич Косухин. В 1849 году он окончил курс в тверской духовной семинарии с аттестатом 1-го разряда при поведении отлично-хорошем, и спустя 5 лет по окончании курса, т. ф. в 1854 году, посвящен был во священника к этой церкви. Следовательно, он состоит настоятелем нашей церкви 40 лет. Затем с 1871 года и по сие время, т. е. 33 года он состоит законоучителем в Яринском народном Земском училище, что также на моей земле. В заключение смею доложить Вам, что он своею жизнью, своим ежедневным крайне благоговейным богослужением и своими воскресными живыми поучениями возбуждает к себе полное уважение и любовь. И при таких-то добрых его качествах он до сего времени не имеет еще наперсного креста. Обратить на это внимание некому, так как помещиков нет, а если и есть, то они на все это смотрят равнодушно. И вот на меня-то, случайно и временно поселившегося в селе Яринском, выпала доля заметить это, так как, прожив здесь полгода, я не мог не оценить высоких качеств о. Александра. Итак, моя всепочтительнейшая просьба к Вам, которую я, убедительно, прошу Вас не оставить без внимания, состоит в том, чтобы Вы, Ваше Высокопреосвященство, поощрили его неутомимую, усердную и долголетнюю службу и наградили его наперсным крестом. Простите меня великодушно за вмешательство мое в чужие дела. Меня понудили к тому мое глубокое правдивое уважение к о. Александру и искреннее желание порадовать и утешить его на закате его дней». 11-го числа преосвященный Савва получил из Св. Синода указ, следующего содержания: «Преосвященному Савве – Архиепископу Тверскому и Кашинскому. По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 15-го сего ноября за 5778, по ходатайству Вашего Преосвященства о разрешении Вам 28-дневного отпуска в Москву для оперативного лечения катаракта левого глаза. Приказали разрешить Вашему Преосвященству просимый Вами 28-дневный отпуск в Москву для изъясненной в отношении Вашем надобности; для чего и послать Вашему Преосвященству указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Иоанн трудился над этим делом четыре месяца. Но что поделаешь? Послушание превыше всего. А где послушание, там и Божие благословение, ибо таким образом у Иоанна появилась возможность познакомиться с самыми избранными монахами Святой Горы. Чем беднее были посещенные им ка­ливы, тем более они отличались своим духовным богатством. Он раздавал тленное золото и получал от них нетленное. Не только их духовные слова, но даже вид их почти бесплотных образов назидал и укреплял его. И вот, наконец! С расписками в руках он вер­нулся на Катунаки. Все лиры были розданы. Он ос­тавил себе чуть-чуть, купив на эти деньги книгу аввы Исаака и теплое пальто на зиму. Старец по­бранил его за это и потребовал вернуть вещи в ма­газин. Впрочем, затем он смилостивился над по­слушником и позволил оставить их себе. Теперь, уже освободившись от лир, он мог в без­молвии и непреткновенно предаться изучению монашеской науки. Теперь никаких денежных дел ему не предстояло. Так ему казалось. Однако спустя не­которое время мамона опять нарушила его безмол­вие. † † † В городе Серры у него была очень богатая тетя. Ее имущество оценивалось в восемь миллионов драхм золотом. Она была уже в возрасте, а детей у нее не было; конечно же, ей не хотелось, чтобы ее колоссальное имущество попало в чужие руки. Тетя видела наследником своего состояния дорогого племянника. Она узнала, что он находится на Святой Горе и послала людей, чтобы они встретились с ним. Те пришли на Катунаки и принялись описывать со стояние тети. — Твоя тетя, — сказали они, — сойдет с ума! Та­кое богатство, столько золота — и все это уйдет впу­стую! Возвращайся, чтобы получить в наследство ее ужасное имущество и, кстати, имущество твоих родителей, а уладив этот вопрос, делай, что хочешь. Ты должен вернуться, потому что тетя рехнется с горя. Восемь миллионов золотых драхм — коту под хвост! Эти и многие другие слова говорили они, скло­няя его к возвращению, и достойная жалости тетя все яснее представлялась взору племянника. В то же время враг начал свою невидимую атаку и при­нялся перечислять добрые дела, которые можно было бы совершить на эти деньги. Вроде бы все было вполне достойно. Но Иоанн был не один. В отражении стрел ему помогал щит его старца. И в самом деле, с вмешательством старца Неофита дра­ма пришла к своему финалу. Мудрый совет, дан­ный Иоанну, наилучшим образом уладил дело.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=18&iid=178...

9 . Благочестие, смирение, благоразумие, осторожность, кротость и ласковость в обхождении, приспособленность к местным понятиям, нравам и обычаям, наблюдательность, уклончивость от вмешательства в чужие дела и раздоры, ободрение православных сильным покровительством России, советы благоразумия, ревности и любви христианской – суть надежные средства к достижению той цели, для которой он отправляется на Восток. Но как бы ни велико было его искусство соразмерять известные нравственные средства с известною целью, все-таки он не может вполне достигнуть ее без денежных вспоможений. Благотворительность полезна везде и особенно на Востоке, где католики и протестанты не щадят больших сумм для привлечения на свою сторону безграмотного, бедного и угнетенного духовенства и народонаселения православного. Благодетельное влияние на тамошний народ может он, архимандрит, произвести тогда, когда, утешая и ободряя его сочувствием и покровительством России, он запечатлеет слова свои благотворениями. От частной щедрости его сделают заключение и о всеобщей готовности русских оказывать вспоможение удрученным братиям их. Кроме сего, и малая помощь, но благовременная бывает полезнее вспомоществования большего, но позднего. Можно смело надеяться, что личные вклады его в монастыри и приношения в пользу православных училищ и семейств в Сирии и Палестине ободрят тамошнее духовенство и народ и привлекут их на нашу сторону. Иное дело, когда они получают наши деньги из рук греков, и иное дело, если они примут их прямо от нас. Можно ли поручиться, что греки верно объявляют православному народу всю численность наших сумм, высылаемых в Иерусалим? Кто знает? Может быть, они прикрывают свое корыстолюбие жалобою на скудость наших братских подаяний? Это неблагоприятное для нас обстоятельство (если оно действительно существует) было бы устранено личным его вспомоществованием, которое во избежание гласности может быть прикрыто общением осторожным и обязательством хранить его в тайне по духу евангельского благотворения. Притом особенное назначение известного лица требует и особенной доверенности к нему, а ограничение его в необходимых средствах к благотворному и успешному действию там, где столкнулось так много видов и интересов, чуждых видам и пользам нашим, неизбежно ослабит и его влияние и поставит его в горькую необходимость внутренно и бесполезно бороться с возложенным на него долгом и со скудостью средств к исполнению оного. Посему не угодно ли будет вручить ему через константинопольскую миссию, или через бейрутского консула, или здесь значительную часть денежных приношений, собранных в России в пользу казны Гроба Господня, и предоставить ему полное право расходовать ее по собственному усмотрению на подаяние духовенству, монастырям, бедным семьям и особенно училищам в Сирии и Палестине с условием дать отчет в этих расходах по возвращении в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010