Поэтому при такой установке все, что в религии сказано о пище, понимается в смысле только духовной пищи. Здесь царствует пафос ухода, развоплощения, отрешенности. Но наряду с этим первым пониманием и жизни и религии всегда существовал и существует и сейчас другой подход к ним. Некоторые видят назначение религии в улучшении жизни, в той помощи, которую она может оказать миру и людям. Здесь христианство понимается как определенная политическая или социальная программа, и это понимание также выводится из Евангелия, где Христос призывает к заботе о больных, голодных, страждущих, заключенных. И вот мы стоим перед парадоксом. Если христиане призывают к духовности, если они напоминают о словах Христа: «Ищите прежде всего Царствия Божия, а остальное все приложится вам» (Мф. 6:33), их обвиняют в равнодушии к жизни, бегству от мира и его борьбы. Если же они указывают на социальное содержание христианства, на свое призвание бороться за лучшую жизнь, их осуждают за вмешательство в чужие дела, в ту сферу, которая религии не подлежит. И, повторяю, сами христиане, сами верующие бывают разделены и в себе самих, и между собою по отношению к тому, что же составляет главный призыв Евангелия, в чем основное содержание христианской жизни. Что важнее всего: уйти и молиться, или же напротив — включиться в борьбу за то, что всевозможные мирские идеологии называют «светлым будущим»? Что нужно: одухотворять жизнь или же наоборот — обмирщать религию, ставшую такой далекой от реальных нужд и запросов современного человека? — Вот вопросы, мучительно стоящие сегодня перед сознанием и верующих и неверующих. И на них невозможно ответить, не вдумавшись по–новому в изначальное религиозное понимание того, что есть жизнь. Человек есть то, что он ест. Но что же он ест и для чего? Вопрос этот казался глупым и ненужным как Фейербаху, так и его религиозным противникам. И для него и для них питание представлялось самоочевидной физиологической функцией. И единственным разделявшим их вопросом было: существует ли что–либо еще вдобавок к этой материальной функции? Есть ли у человека некая сверхматериальная, духовная надстройка, или нет? На этот вопрос религия отвечала — да, Фейербах отвечал — нет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

Указ 229 « Концепция внешней политики Российской Федерации», прямо определяет необходимость не только сохранения, но и укрепление традиционных ценностей. Это пункты 8 (Указ 229, п. 8 ....конфликтов, угрозы, шантаж, манипулирование сознанием отдельных социальных групп и целых народов, наступательные и подрывные операции в информационном пространстве. Распространенной формой вмешательства во внутренние дела суверенных государств стало навязывание им деструктивных неолиберальных идеологических установок, противоречащих традиционным духовно-нравственным ценностям. Как следствие, разрушительное воздействие распространяется на все сферы международных отношений ); 13 (Указ 229, п. 13. ....на украинском направлении как предлог для обострения многолетней антироссийской политики и развязали гибридную войну нового типа. Она направлена на всемерное ослабление России, включая подрыв ее созидательной цивилизационной роли, силовых, экономических и технологических возможностей, ограничение ее суверенитета во внешней и внутренней политике, разрушение территориальной целостности. Такой курс Запада приобрел всеобъемлющий характер и закреплен на доктринальном уровне); пп 4, 5, 6, 8 пункта 15 (Указ 229, п . 15. ...4) защита прав, свобод и законных интересов российских граждан и защита российских организаций от иностранных противоправных посягательств; 5) развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного иностранного информационно-психологического воздействия; 6) сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан; 8) укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия многонационального народа Российской Федерации ); пп 9 пункта 19 (Указ 229, п. 19... 9) консолидации международных усилий, направленных на обеспечение уважения и защиты универсальных и традиционных духовно-нравственных ценностей (в том числе этических норм, общих для всех мировых религий), нейтрализацию попыток навязывания псевдогуманистических и иных неолиберальных идеологических установок, приводящих к утрате человечеством традиционных духовно-нравственных ориентиров и моральных принципов) .

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/08/le...

«Нельзя одобрить, – говорит св. Григорий Двоеслов , – тех пастырей, которые посвящают свои занятия исключительно одним духовным предметам, так что внешние нужды паствы для них как бы не существуют». Некоторое недоумение могут возбуждать 6 и 81 апостольские правила, где как будто не дозволяется пастырям такого рода деятельность. Но правила эти говорят не о том, чтобы пастыри Церкви не прилагали забот своих к житейским нуждам пасомых, но чтобы они только не принимали на себя таких мирских занятий, кои не согласны с высоким достоинством священного сана или служат препятствием к выполнению их прямых обязанностей. К числу такого рода мирских попечений относятся апостольскими правилами следующие занятия: ростовщичество, адвокатура, содержание корчемниц, военная или гражданская служба и пр. (см. прав. Ап. 44, 54, 20, 83 и 10-е VII Всел. Соб.). Все эти занятия запрещались им ещё и потому, что пастыри Церкви предавались им исключительно в корыстных целях, как свидетельствуют о том отцы VII Всел. Собора, пр. 3. В таком смысле понимают устроение дел, запрещенное пастырям, и знаменитые восточные канонисты – Аристин, Зонара и Вальсамон. «Устроять мирские дела значит, – говорит Зонара, – когда кто-либо из корысти вступает в чужие дела или хлопоты, принимая на себя заботы или мирские беспокойства или тяжбы, и из сребролюбия принимает поручения по управлению чужими имуществами». Но те же самые правила, запрещая пастырям Церкви принимать на себя мирские обязанности из чисто материальных расчётов, вполне дозволяют им вмешиваться в жизнь и отношения членов общества в том случае, когда это вмешательство направлено ко благу пасомых. «Пастыри, – говорится в 3 правиле IV Всел. Собора, – должны иметь попечение о сиротах и вдовах беспомощных и о лицах, которым особенно нужно оказать церковную помощь, ради страха Божия». Наша славянская Кормчая в своём толковании на 6-е апостольское правило утверждает также, что «епископу или пресвитеру или диакону подобает... заступать вдовиц и сирот и немощная управляти и не даяти в руце обидящим стяжания их».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он поднялся на крыльцо и вошел в переднюю. Тут ему встретилась горничная. – Где Надежда Алексеевна? – спросил он и, не дожидаясь ответа, прошел в столовую. Надежда Алексеевна только что села за обеденный стол. Рядом с нею, на высоком стуле, сидел мальчик с подвязанной под самую шею салфеткой. Взглянув на Кирилла, она оставила ложку и поднялась. Вид его был до такой степени необычайный, что она и не подумала пригласить его обедать, а прямо обратилась к нему с тревожным голосом: – Что случилось? Говорите скорей! Что-нибудь с Марьей Гавриловной, с Гаврюшей? – Нет, нет! Голод! Люди мрут от голода! – возвышенным голосом отвечал он и, подняв руку, медленным жестом указал по направлению к деревне: – Там! – прибавил он. Его тон, голос и движения были величественны. Как бы почувствовав призвание, он в эту минуту не мог говорить просто, а мог только призывать, будить, проповедовать. Те слова, которые он скажет сейчас, полчаса назад показались бы ему напыщенными, а этот величественный жест – театральным. – Где там? – спросила Надежда Алексеевна. Ей было известно, что на селе не ждали урожая, в ее собственной экономии было тоже оскудение, хотя далеко не в той степени, потому что было много земли и кое-где все-таки уродило. Но она не подозревала, что дошло до голода. – На деревне! – ответил Кирилл прежним голосом. – За мной только что приходили – хоронить; умерла Терпелиха от мякинной похлебки! Значит, уже есть совсем нечего. А мы с вами вот вкусно и сытно обедаем и всячески наслаждаемся жизнью. Послушайте, Надежда Алексеевна, я отдам все, что имею, но это ничтожные крохи. Помощь нужна существенная! Вы можете помочь и должны, должны, и поможете. Ведь у вас хорошее сердце!.. Никогда он не решился бы сказать ей это в обыкновенную минуту. Он счел бы это навязчивостью, вмешательством в чужие дела, даже попрошайничеством, хотя бы для других. Но теперь ему не было дела до этих тонкостей житейского обихода; он смотрел прямо на дело и видел перед собою факт – ужасную смерть от голода. Его бледное лицо дышало суровым вдохновением, горячие взгляды западали глубоко в душу.

http://azbyka.ru/fiction/na-dejstvitelno...

Валентиниан III в своем вышеприведенном законе решительно ставит клириков на одну линию с мирянами, допуская суд епископский по гражданским делам и Тех и других не иначе как по взаимному соглашению тяжущихся и притом даже praeeunte vinculo compromissi, т. е. не по всякому бесформенному соглашению, а по формальному компромиссу, обеспеченному условленным штрафом. Отсюда можно заключить, что и раньше Валентиниана III императорские законы не находили нужным выделять гражданские дела духовенства из всей совокупности гражданских дел, которые могли восходить на епископское решение, за исключением дел самих епископов 1145 . Законы, на которые ссылаются некоторые исследователи, как напр. Риффель, Фесслер и др. в доказательство того, что, со времени Константина Великого , предоставлен был церкви исключительный суд по гражданским и даже по уголовным делам духовенства, содержат в себе императорское признание церковной дисциплины, т. е. устраняют вмешательство светских судов в церковные дела и напротив ничего не говорят об исключительной подсудности духовенства церковному суду по делам нецерковным 1146 . Редакция некоторых законов, по её неопределенности, может действительно подать повод к той мысли, что императорскими законами была признана исключительная подсудность духовенства церковному суду, но не по делам гражданским, а по делам уголовным, на что и указано будет далее, при рассмотрении уголовной юрисдикции церкви. Равным образом, признание императором Маркианом канонов халкидонского собора, в том числе и вышеприведенного 9 канона, воспрещающего духовенству судиться у светских судей, не означает того, чтобы с момента этого признания установилась исключительная подсудность духовенства церковному суду по делам гражданским, так как через пять лет после халкидонского собора тем же императором Маркианом были изданы, один за другим, два закона, допускающие возможность разбирательства светскими судами гражданских дел духовенства и имущественных дел церкви 1147 . А через несколько времени императоры Лев и Анфимий предоставили духовенству лишь ту привилегию, что запретили вызывать духовных лиц и монахов в чужие суды, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

    4:12. Не исключено, что Петр намекает на судьбу, которую разделили многие христиане, захваченные в Риме в 64 г. н. э.: они были сожжены заживо, горели как факелы при освещении садов Нерона в ночное время. Но более вероятно, что речь здесь снова идет об образе испытания золота огнем (1:7), а возможно, об огненном суде как предварительном испытании; язык огненного испытания судом часто использовался в иносказательном смысле.     4:13. Некоторые иудеи описывали время скорби перед концом времен как «родовые муки «Мессии»; Петр поэтому говорит, что разделяющие страдания Мессии также приближают наступление конца земной истории (хотя для разъяснения этого отрывка достаточно и традиционной «новозаветной концепции о причастности к страданиям «Христа).     4:14. В «Ветхом Завете и в иудейских преданиях часто говорится о «Духе, почивающем «на» слугах Божьих и наделяющем их силой для выполнения порученной им задачи. В ст. 13 говорится о явлении «славы», а здесь Петр, вероятно, подчеркивает, что Дух, Ко торый воскресит их (4:6), уже почивает на них.     4:15. Как указывали апологеты (защитники христианства), единственное обвинение, которое предъявляется истинному христианину, — это его принадлежность к христианству. Греческое слово для «посягающего на чужое» может относиться к занимающимся волшебством, но здесь, вероятнее всего, означает тех, кто любит совать свой нос в чужие дела, давая непрошеные или коварные советы. Вмешательство в дела других считалось пороком, который часто приписывался философам-киникам (с ними сравнивались некоторые христианские проповедники).     4:16. Первоначально название «христианин» имело негативный оттенок, было кличкой, которую использовали противники христианства (см. коммент. к Деян. 11:26). Здесь это звучит как обвинение в преступлении, как «убийца» или «вор». В ранний период преследований со стороны Нерона, описанных римлянами, это название относят к последователям Христа. Многие мудрецы в греческих преданиях указывали, что страдать за добрые деяния — поистине благородное дело; в греко-римском обществе, в свете его культуры, с его одержимой идеей позора и чести, это было неприемлемо.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

По мнению украинского политолога Юрия Городненко, с формальной точки зрения украинский МИД прав. - Любые сделки по Украине без Украины являются вмешательством в чужие дела. Но то как Киев при этом действует - как минимум, вызывает недоумение. Если кто-то осуществляет сделки относительно Украины, то украинский МИД должен был бы хотя выразить протест. Но никак не просить разрешения подключения к чужой сделке. Своими действиями Киев только подчеркивает свой зависимый статус. «СП» - Вы вообще верите в возможность консенсуса Москвы и Вашингтона по украинскому вопросу? Насколько вообще этот вопрос важен для администрации Трампа? - В политике все возможно. Главное условие - наличие интереса. С моей точки зрения, любая сделка по Украине была бы выгодна США, но не выгодна России. Америка, формально «уступив» по Украине, получила бы возможность требовать от Москвы встречных, ощутимых уступок по другим вопросам. С другой стороны, американцы не отказались бы от соблазна представить Россию в образе «циничного агрессора», который, якобы, настолько «жаждет» Украины, что готов пойти на циничные закулисные сделки по ней. Россия, в случае соглашения с Америкой, не получит ничего. Формально отказавшись от «вмешательства» в дела Украины, Вашингтон все равно сохранит контроль за украинской элитой. Мое мнение, Россия не должна отказываться от предложений со стороны администрации Трампа вести диалог, но не спешить с оформлением самой сделки, а сосредоточить внимание на изменение ситуации внутри Украины. «СП» - Если решение будет найдено, как воспримут его на Украине? Что скажут националисты, которые итак называют Порошенко главным «зрадником»? - Дело в том, что ультрарадикалы не являются самостоятельной политической силой. Поэтому рассматривать их в качестве таковой не совсем корректно. Сколько заплатят - настолько и будут выступать. Что же касается населения - то для него важна хоть какая-то стабилизация - Обсуждение «украинского вопроса» наиболее вероятно в «общем пакете», - считает киевский публицист Дмитрий Скворцов.

http://ruskline.ru/opp/2017/yanvar/27/su...

О том, стоит ли сообщать НЕ специалисту о симптомах того или иного заболевания, резко высказывается нейрохирург, поэт и автор популярного блога в Facebook  Алексей Кащеев: «В случае психиатрической патологии говорить что-то должен только врач» Алексей Кащеев. Фото: Анна Данилова «Я часто встречаю случаи хирургической патологии. Например, можно переодеваться в раздевалке бассейна и встретить нечто похожее на опухоль или увидеть серьезное искривление позвоночника, требующее хирургической коррекции. Нужно ли сказать об этом незнакомому человеку? Существует два подхода: первый (современный) – ничего не говорить, потому что это – вмешательство в чужие дела. Если мы рассматриваем медицину как услугу, то человек в раздевалке ко мне не обращался за этой услугой. Может быть, он не видит у себя никаких проблем со здоровьем. А может, видит и не хочет их решать? У всех есть определенные заболевания, которые мы игнорируем. В таком случае есть риск нарваться на агрессию. Другой подход (гуманистический) говорит о том, что медицина – не услуга, а призвание и жизненный путь. В этом случае невозможно не вмешаться и, как минимум, следует сказать человеку о его проблеме. Я придерживаюсь «золотой середины». Если я вижу явную болезнь, угрожающую жизни, или что-то близкое к моему профилю, обязательно об этом говорю. Мне приходилось сообщать о возможных заболеваниях даже попутчикам в самолетах, все реагировали позитивно. Но если я сижу в кафе и слышу, как за соседним столиком человек жалуется кому-то на не очень серьезное недомогание, а я знаю, о чем идет речь, – не вмешиваюсь. Мне кажется, что это – личное дело человека и, если постоянно заниматься мониторингом чужих проблем, можно сойти с ума. В случае психиатрической патологии говорить что-то, на мой взгляд, должен только врач. Неважно, где он видит ребенка, у себя в кабинете или на улице. Если врач не видит действительно существующую патологию, это – вопрос квалификации врача, проблема его осведомленности о тех или иных заболеваниях. Но если каждый встречный, обычный прохожий будет говорить родителям ребенка с аутизмом о том, что он видит признаки заболевания, это станет для них психотравмирующей ситуацией, а они и так живут в тяжелой психологической обстановке».

http://pravmir.ru/u-syina-byil-autizm-a-...

Павел считает, что молодых [женщин] должны вразумлять старицы. Это, несомненно, требует большого такта, иначе может возникнуть впечатление вмешательства в чужие дела. Основное внимание в наставлении Павла уделено любви к мужьям и детям. Это нельзя считать чем–то само собой разумеющимся, особенно в наше время, когда процент разводов стремительно растет, а стремление сделать карьеру оттесняет заботу о детях на второй план. Качества, которыми должны обладать молодые женщины, – это качества, необходимые в семейной жизни, где так важны целомудрие, чистота и доброта (5). Как и повсюду, Павел считает, что христианка должна быть покорной своему мужу. Всю эту тему пронизывает религиозный мотив – не допустить оскорбления Божьего слова. В более подробном обсуждении супружеских отношений (см. коммент. к Еф. 5:22–33 ) Павел рассматривает покорность жены в контексте жертвенной любви мужа. Идеальные супружеские отношения всегда строились на бескорыстной преданности друг другу Там, где покорность и жертвенная любовь предаются забвению или ставятся под угрозу, браки страдают или полностью разрушаются. Касаясь поведения юношей, Павел настоятельно рекомендует быть целомудренными (обязательное требование для христиан любого возраста), после чего призывает Тита быть для них образцом (7). Будучи проповедником Евангелия, он обязан проявлять чистоту и степенность, особенно в речи. И это тоже продиктовано религиозными соображениями: чтобы противники не могли сказать о христианах ничего худого. h11 2:9–10 О рабах Павел обсуждал тему рабства в 1Тим. 6 , и здесь он говорит примерно то же самое. Слово, переведенное как повиноваться, означает нечто большее, чем «подчиняться», и отражает особенности социальной системы того времени. У рабов–христиан была дополнительная обязанность – угождать своим господам и не прекословить им. Из того, что рабов увещевают не красть, видно, что они были особенно подвержены этому искушению. Павел считает, что у рабов есть возможность украшать Евангелие своим поведением, и эта возможность, без сомнения, существует у всех христиан. Греческое слово, переведенное как украшение, используется для обозначения оправы драгоценного камня, позволяющей представить его в наиболее привлекательном виде. 2:11 – 3:8 Доктриналыгая основа христианской жизни

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

—117— говорил Сергею Ивановичу брат его Андрей Иванович, – „но я принял ее во исполнение священной для меня воли нашего владыки“. „Наш владыка все любовью покрывает“, – говорил об архиепископе Никандре другой пастырь. От архиепископа Никандра передавалось духовенству тульской епархии какое-то благоговейно-религиозное настроение – правда, скорее созерцательное, чем деятельное, но очищающее и согревающее душу. Архиепископ Никандр был человеком очень образованным, до последних дней своей жизни он следил за академической духовной литературой, был человеком очень тактичным, умевшим привлекать к себе всех и превосходно знал людей: едва ли когда-нибудь какой-либо аферист из духовных и светских сумел провести его. Тридцать три года священствовал С. И-ч при архиепископе Никандре. Трудно говорить о деятельности священника. Ее плодотворнейшее зерно заключается в интимнейших отношениях пастырей и пасомых: в том, чтобы в трудные минуты жизни духовный сын или духовная дочь шли к своему духовному отцу или посылали за ним, чтобы они руководились его указаниями и наставлениями в важнейших решениях. Это деятельность пастыря не может подлежать человеческому наблюдению и человеческому учету. Можно указать лишь, что пастырь, к которому приходят советоваться с запросами смущенной совести, такой пастырь не может быть назван наемником. А много людей видел у себя Сергей Иванович, искавших у него совета в важнейших вопросах жизни. Как и где учить детей? Начинать ли то или другое предприятие? Просить ли себе такого-то места? Выдавать ли замуж дочь или женить сына? Как устроить расстроившийся мир в семье? Со всеми этими вопросами приходили озабоченные и недоумевающие люди к С. И-чу. Приходили и с просьбами о местах, помощи и ходатайствах. Нужно вымолить прощение у отца или начальства, смягчить властный гнев, устранить надвигающееся горе, обращались к С. И-чу. И нередко можно было видеть, как приходили со слезами и рыданиями, а уходили утешенные и успокоен- —118— ные. С особенной осторожностью С. И-ч давал советы о браках, вообще же он предпочитал по возможности уклоняться от вмешательства в брачные дела. Даже люди, достигшие звания „почетного гражданина г. Крапивны“, обращались по этим делам к нему. Приходит вдовый купец европейской складки и крапивенского образования посоветоваться о женитьбе на учительнице прогимназии – тоже вдове, далее С. И-чу даются на цензуру письма к этой невесте. С. И-ч просматривает, „вот это у вас что-то непонятно написано“, говорит он, – „проблема этого обстоятельства не требует никаких комментарий?“ – „Ничего, говорит жених, ведь, она – образованная, ей надо писать по образованному“, – „Ну, пишите по образованному“, соглашается невольный цензор.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010