Когда, пребывая в безмолвии, ты обратишься к рукоделию: то не возомни, чтобы заповедь отцов могла служить покрывалом твоего сребролюбия. Рукоделие твое да будет малое, ради уныния твоего, несмущающее ума. Если же ты желаешь заняться рукоделием в большем размере для милостыни: то знай, что молитва в порядке добродетелей выше милостыни. Если же для потребностей тела твоего: то, если ты не ненасытен, достаточно тебе к удовлетворению потребности твоей того, что Бог посылает тебе Промыслом Своим. Ибо Бог никогда не оставлял делателей Своих, чтобы они имели недостаток в преходящем. Ищите, сказал Господь, прежде Царствия Божия и правды его и сия вся приложатся вам, прежде прошения вашего. – Некто из святых сказал, что правило жительства твоего не состоит в том, чтобы ты насыщал алчущих и чтобы келия твоя была странноприимницею странников: потому что это – жительство мирских; они-то должны делать эти добрые дела, а не отшельники, свободные от видимых попечений и хранящие ум свой в молитве (Исаак Сирский). VI, 270. Святые не иначе дерзали на беседу с Богом и возвышали себя к сокровенным таинствам, как при немощи членов тела, при бледности лица, происходящих от труда алчбы, при безмолвии ума, и отречения от всех земных помыслов (Исаак Сирский). VI, 278–279. Сказывали о авве Иоанне, что он пришедши в церковь скита и услышав там, что некоторые из братий спорили между собой, возвратился к келии своей, обошел ее три раза, и после этого взошел уже в нее. Видели это некоторые из братий и спросили его: почему он поступил так. Он отвечал: мой слух был запечатлен словами спора: я прохаживался, чтобы очиститься, и уже в безмолвии сердца взойти в келию (Иоанн Колов). VI, 294. Существенно нужно для безмолвника по возможности совершенное уклонение от вмешательства, даже вниманием ума и участием сердца, в дела сего мира и в чужие дела (авва Ор). VI, 315. Равны следующие три: когда кто безмолвствует правильно, когда кто болен и благодарит Бога, когда кто находится в нелицемерном послушании. У этих трех – одно делание ( Пимен Великий ). VI, 345

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Прямой преемник Патриарха Мелетия по кафедре Патриарх Кирилл Лукарис явился верным продолжателем дела своего учителя. Он также много писал о первенстве и главенстве в Церкви, признавая, что между Патриархами существует некий установившийся «порядок», но только он не является иерархическим, поскольку «первый» в нем не оказывается «большим других». По его словам, единственное, что имеет Константинопольский Патриарх, — это формальное «первенство места» в этом порядке, во всем же остальном Патриархи пребывают равными. Суть папизма Патриарх Кирилл выражал простыми словами, говоря, что папист — тот, кто утверждает, что «папа есть первый епископ и глава всей Церкви». Подобное соседство двух терминов «первый» и «глава» невольно приводит на память формулу из деяния Собора 1590 года о Константинопольском престоле как первом и главе для прочих Ппатриархов. Но ко времени Патриаршества Лукариса подобная формула уже открыто считалась папистской. Повторяя эту же мысль в другом месте, Патриарх Кирилл писал, что целью латинян является подчинение православных папе с признанием ими папы «первым епископом и главой», что, по мнению Патриарха, ведет к «поруганию Христа». Здесь уместно обратить внимание на то, что эта папистская и богохульная формула из определения Константинопольского Собора 1590 года слово в слово была воспроизведена в томосе Патриарха Варфоломея, выданном украинским раскольникам, что лишний раз подтвердило наблюдение древних о том, что подобное тяготеет к подобному. Спустя много лет, в 1867 году, состоялся Собор Александрийского Патриархата, специально рассматривавший вопрос о неправомочности вмешательства Константинопольского Патриарха во внутренние дела Александрийской Церкви. Этот Собор однозначно высказался в пользу «единочестности и равночестности всех патриархов», о «самоуправляемости» их престолов, о том, что не один Константинопольский, но все без исключения Патриархи являются этнархами в своих областях, и, наконец, о том, что Константинопольский Патриарх не имеет ни единого права, возвышающего его над остальными патриархами, но пребывает равночестным с прочими, не обладая никакой возможностью «трансгранично» вмешиваться в чужие дела, поскольку этим нарушается принцип церковной автокефалии и независимости.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

Убежденность царя в необходимости для него такого советника вытекала не только из уроков, преподанных в прошлом Победоносцевым, не только из общей атмосферы критического отношения к «формализму» и «бюрократизму», характерной для разных направлений консервативной мысли. Важную роль играло и то, что в каждом конкретном случае обер-прокурор умел находить убедительный предлог для вмешательства в дела, лежащие далеко от сферы его компетенции. «Не в моем обычае мешаться в чужие дела, когда я к тому не призван. Но не могу я считать чужим для себя делом заботу о безопасности Вашего Величества», – писал Победоносцев царю в августе 1881 г., требуя сохранить Баранова на его посту. «Простите, Ваше Императорское Величество, что я снова являюсь нарушать ваш покой; но могу ли я молчать в деле, важном для чести вашего имени и для вашего, а следовательно, и общего благосостояния», – так обосновывалось появление письма с требованием роспуска «Священной дружины». Причинами обращения к царю объявлялась государственная важность затрагиваемых в письмах вопросов; необходимость защиты «простых людей»; невозможность «сдвинуть с места» запутанный вопрос иначе как через личное обращение к монарху. Не забывал Победоносцев и напоминать царю о том, что занимает уникальное положение между ним и народом, является своего рода связующим звеном, один способен доносить до него истинные чаяния «простых людей». «Часто я утруждаю ваше Величество письмами, – писал Победоносцев Александру III в 1886 г., – но трудно удержаться, когда дело имеет важность, а мне кажется, что никто другой не доложит об этом» 396 . Широта вопросов, затрагивавшихся обер-прокурором в переписке и при личных контактах с царем, должна была убедить последнего в глубоко небюрократическом, далеком от формализма образе действий Победоносцева. В круг этих вопросов входили и собственно церковные дела, и рекомендации относительно назначений на высокие государственные посты, и устройство судеб безвестных людей, и крайне далекие от духовного ведомства проблемы – такие как проектирование подводных лодок и «воздухоплавательных снарядов» военного назначения. В 1882 г. темами переписки обер-прокурора с царем стали политика в сфере среднего образования, назначение коменданта Кремлевского дворца, борьба против польско-католической пропаганды в Западном крае, прием царем князя Николая Черногорского, иностранный транзит по Тифлисско-Бакинской железной дороге.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Итак, не ищите, что вам есть, или что пить и не беспокойтесь, потому что этого ищут люди мира сего» (29 и 30 ст.). «Продавайте имения ваши и давайте милостыню» (ст. 33). Если вдуматься, как следует, в эти слова, то нельзя не увидеть в них и прямой ответ просившему о дележе. «Не заботьтесь об имениях, как бы так говорит Христос; знайте, что все Божие и от Бога. А поэтому, зачем заботиться о том, что брат твой не додал части твоей. Ты и доставшееся-то тебе должен продать и раздать нищим». Вот суд и раздел Спасителя; вот его взгляд на богатство; вот его отношение к фактам общественной жизни, обусловливаемым различными владениями и богатствами. Здесь и поучение, и пример и для пастырей церкви, как им относиться к фактам общественной жизни, и какое положение занимать в суде над ними: не удаляться от них пастырям, а действовать на них, приводя все ко Христу и к жизни во свете и в духе его евангельского учения. Не допускающие общественного служения для пастырей обычно ссылаются на правила Св. Соборов, будто бы запретившие всякое вмешательство пастырей в дела мирские. Правила эти следующие: Апост. пр. 6. «Епископ, или пресвитер, или дьякон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священного сана. Апост. пр. 81. «Рекли мы, яко не подобает епископу, или пресвитеру вдаваться в народные управления, но неупустительно быть при делах церковных. Или убо да будет убежден сего не творить, или да будет извержен. Ибо никто не может двум господам работать, по Господней заповеди. Апост. пр. 83. «Епископ, или пресвитер, или дьякон, в воинском деле упражняющийся и хотящий удержать обоих, то есть римское начальство и священническую должность: да будет извержен из священнического чина. Ибо кесарево кесареву, и Божия Богову». 3 пр. 4 вс. соб. «Дошло до святого собора, что некоторые из принадлежащих к клиру, ради гнусного прибытка, берут на откуп чужие имения и устраивают мирские дела, о Божьем служении небрегут, а по домам мирских людей скитаются, и поручения по имениям приемлют, из сребролюбия. Посему определил святой и великий собор, чтобы впредь никто, ни епископ, ни клирик, ни монашествующий не брал на откуп имений, и в распоряжение мирскими делами не вступал: разве только по законам позван будет к неизбежному попечительству над малолетними, или епископ града поручит кому иметь попечение о церковных делах, или о сиротах и вдовах беспомощных, и о лицах, которым особенно нужно оказать церковную помощь, ради страха Божия. Аще же кто впредь дерзнет преступить сие определение: таковой да будет подвергнут церковному наказанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Cheltso...

Вмешательство пап в дела церкви восточной, или собственно Константинопольской, и на этот раз было делом неправым, как и при патриархе Фотии, и указывает не стремление пап к охранению чести и достоинства церквей, под предлогом которого всегда происходили подобные вмешательства пап, но желание, пользуясь обстоятельствами, расширять личные права власти и усилить свой авторитет. Посмотрим на обстоятельства, при которых произошло это папское вторжение в положение церкви Константинопольской при патриархе Николае, и мы увидим: могут ли папы оправдывать себя, в данном случае, ревностью апостольскою, какую они приписывают себе, когда вторгаются в чужие дела во имя своего абсолютизма. Обстоятельства, при которых случилось это вмешательство пап, – и то положение, какое заняли папы в настоящем случае, не могут их оправдывать и всецело показывают отсутствие в них истинной апостольской ревности. Вот эти обстоятельства: Греческий император Лев VI, Мудрый, в борьбу с которым пришлось вступить патриарху Николаю и сторону которого приняли папы, был во многих отношениях недостойным государем. Он принадлежал к числу тех деспотов на Византийском троне, которые считали все для себя позволенным, готовы были презирать самые священные права церкви. Еще ранее своего столкновения с патриархом Николаем которое дало случай вмешаться в дело церкви Константинопольской Риму, Лев обнаружил свое недостойное поведение. При жизни первой своей супруги Фофании, он вступает в незаконную связь с некою Зоей, муж которой по воле императора был отравлен; смерть Фофании дает повод императору домогаться законного брака с этою его прежнею наложницею. Тщетно Константинопольский патриарх Антоний II противился браку; нашелся один священник, который не отказался благословить брак императора с Зоей, за что патриархом и лишен был сана. Произошел соблазн в церкви, которому конец положила только смерть Зои, последовавшая спустя год и 8 месяцев после брака её с императором. Женолюбивый император, однако не остановился на этом; он вступает в третий брак с Евдокиею; но этот брак был непродолжителен, императрица умерла при рождении первого ребенка.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Я отвечал ему, что правительственных распоряжений никому стыдиться не приходится, а потому прятать такие распоряжения без действительно важных причин нельзя, а у меня таких причин не имеется. Ждать до вечера нужную бумагу я не могу, потому что хорошо знаю забывчивость губернатора, много раз обещавшего прислать мне документ на право владения землею в Гюй-тапа, но до сих пор не исполнившего своих обещаний. Только унося с собою документ, я буду знать, что был у Салара действительно за делом, а иначе не перестану считать эту двухчасовую беседу потерянным временем. Наконец документ был написан и на обратной стороне текста приложены даже две печати. Получивши эту бумагу, я послал Вам телеграмму, а сам уехал в Барандузский округ, где в это время болтался некий диакон Шлимун, выдающий себя за посланца Мар-Шимуна и собирающий якобы в пользу последнего рэшиту. Трое суток не было меня дома. Тем временем Салар, видимо, снова запрашивал Тавриз об адинской церкви и в мое отсутствие прислал в Миссию текст новой телеграммы Валиахда, подтверждавшего еще раз, что церковь в Ада должна принадлежать православным христианам персидским подданным. Упоминание о персидских подданных наводит меня на догадку, что текст моей телеграммы к Вам встревожил местных правителей. Я назвал в телеграмме церковь «нашею», и вот получилось разъяснение о владельческих правах на нее только за персидскими подданными признаваемых. Может быть, телеграмма эта и действительно была от Валиахда, а может быть, ее сфабриковал и сам Салар при содействии Ушаны и телеграфного начальника. Ушана старается собрать как можно больше народу для сопутствия ему в Тавриз: с ним отправится все наличное количество несторианствующих. Всяких угроз по нашему адресу распространяется многое множество. Говорят, что сам муштеид, все муллы и помещики дают Ушане удостоверение о чинимых русскими насилиях над христианами старого исповедания. От себя муштеид и муллы будто бы посылают отдельное требование правительству – убрать отсюда Русскую Миссию, нарушающую покой мирных обывателей и властей вмешательством в чужие дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В следствие жалоб синаитов он прежде всего написал правительству египетского вице-короля τακρριον – отношение, в котором свидетельствовал, что все обвинения синайских отцов со стороны Кирилла ложны и несостоятельны, во имя правды просил верить не одному только Кириллу, а выслушать показания и синаитов, и затем, рассудивши дело, возвратить сосланных джуванийских монахов. Препроводив такририй синаитам, патриарх советовал им передать этот документ правительству чрез депутацию из трех или четырех наиболее разумных монахов, с тем, чтобы они лично объяснили все дело пред правительством. Совместно с этим патриарх писал и Еллино-египетскому Обществу в Каире и Александрии, убеждая его принять меры к защите бедствующего монастыря и прав братства, незаконно нарушенных Кириллом; писал и к местоблюстителю александрийского патриаршего престола архиепископу пентапольскому, прося его «перестать быть орудием Кирилла и не вмешиваться в чужие дела вопреки своим правам и своей совести к вреду Синайского братства и священного монастыря» 142 . Патриарх писал и самому Кириллу, убеждая его употребить все зависящие меры к прекращению скандалов 143 . Что касается синаитов, то горько упрекая их в том, что они теперь «несут оброки своего прежнего греха», так как вопреки его желанию, они сами избрали и всеми силами хлопотали об утверждении Кирилла игуменом-архиепископом Синая, патриарх в ответе своем только рекомендовал им терпение; единодушие и любовь, и извещая о своих действиях вследствие их жалоб, обнадеживал их скорою переменою дел к лучшему, но не давал никакого определенного обещания. Отправляя это послание с выгнанными из монастыря монахами Феодосием, Корнилием и Мелетием, патриарх просил синаитов принять их как своих присных и неразрывных с ними членов, – что с радостию и было исполнено синаитами 144 . Неизвестно, сопровождалось ли каким либо непосредственным результатом ходатайство иерусалимского патриарха пред египетским правительством и Еллино-египетским Обществом. Но несомненно, что факт вмешательства в Синайское дело патриарха произвел на Кирилла сильное впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Осужденные и отлученные Александрийским Собором монахи, - " долгие братья " , почитатели Оригена, в поисках защиты бежали в Константинополь. Златоуст не принял перебежчиков к церковному общению, но в письме к Феофилу просил смягчить им приговор. В ответ Феофил выразил свое недовольство " вмешательством " Златоуста, заявив, что тот не знает Никейского законодательства о невмешательстве за пределы местных Церквей. На самом деле, вмешательства в " заграничный " церковный суд со стороны св. Иоанна не было, ибо он не думал самостоятельно пересматривать это дело. Между тем, " долгие братья " в августе подали прошение о том, чтобы их дело рассматривал суд по апелляции от префекта столицы, а делом Феофила (как обвиняемого ими) занялся Константинопольский епископ. Прошение это было принято, и Феофила вызвали в столицу. На первый взгляд, ситуация для Александрийского папы сложилась весьма тягостная, однако он извлек из нее для себя лично и для своей кафедры максимум пользы. Дело в том, что он быстро нашел в столице нужные " опоры " для противостояния местному епископу, например, в лице обиженной Златоустом августы и ее окружения, но, кроме того, и в лице асийских епископов, в церковные дела которых святитель Иоанн не стеснялся вмешиваться. В результате этих трудов Феофилу удалось составить свой собственный Собор " При Дубе " , близ Халкедона, осудивший самого Златоуста, причем в вину ему вменялось вмешательство в чужие епархии и поставление там епископов Что касается роли епископа Феофила Александрийского в осуждении св. Иоанна Златоуста, заметна ее схожесть с ролью Александрийского же епископа Тимофея в судьбе св. Григория Богослова. И тогда, в 380-м году (так же, как и в 398-м) имела место неудачная попытка Александрии провести свою кандидатуру на столичную кафедру. За крахом этих замыслов в обоих случаях последовали интриги Александрийских Предстоятелей, что в результате привело к уходу св. Григория и смещению св. Иоанна. Таким образом, хотя Александрия вела борьбу за доминирование на Востоке Империи, к активной внешнецерковной политике она перешла в конце IV-ro столетия; при этом она безошибочно распознавала своего главного соперника в церковных делах, - столичную кафедру. Как видим, политика Александрийских епископов в этом направлении становится преемственной и единообразной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/423/...

II. Великая Моравия 1) Распространение господства Франков к юго-востоку. Столкновение их со Славянами. 790–830 гг 52 В 768 г. Карл Великий сделался королем Франков. Ему принадлежит заслуга объединения романо-германских народов в одно государство. Деятельность его в этом отношении направлялась к тому, чтобы, лишив отдельных народных герцогов сюзеренных прав, заменить их своими вассалами. Так лишена была Аквитания политической самостоятельности, и аквитанские герцоги потеряли право на наследственность в этом достоинстве; Саксы, после упорной и продолжительной войны, также должны были войти в состав монархии Карла. Баварский герцог Тассило, обвиненный за сношения с Аварами в государственной измене, сослан в монастырь и пострижен. Сын его и знаменитые Баварцы, отстаивавшие народную независимость, лишены свободы и сосланы в отдаленные места. К концу VIII века Славяне полабские, чешские и моравские встали в непосредственное соседство с обширной монархией Карла Великого. Разъединенные, слабые, управляемые мелкими князьями, делившими свое княжение на уделы, Славяне не могли тогда оказать серьезного сопротивления могущественному соседу. Но поставленные в необходимость защищать то, что всего дороже человеку, – свою веру, свободу и родную землю, – они должны были выработать себе те средства, которых им недоставало для успешной борьбы, образовать государство, подчиниться воле одного лица принять христианскую веру. Достоверную историю юго-западных Славян мы имеем с того времени, как они сделались непосредственными соседями Франков. С подчинением Баварии границы франкского государства доходили на юго-востоке до реки Энжи, впадающей в Дунай. Энжа служила пограничной линией между Баварцами и Аварами; 53 к востоку от неё находилась Авария или Гунния т. е. аварское царство, как преимущественно называлась земля между Энжею и Раабом, где Авары были особенно численны, и Паннония в границах римской провинции этого имени. 54 Баварский герцог Тассило, отвергнутый своим народом, искал было поддержки у Авар, побудил их напасть на франкские области; но Авары утратили уже свои военные способности, два войска их были разбиты Франками, третье Баварцами, 55 и вмешательство в чужие дела ускорило только их собственную погибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В Марокко, например, большая организованная группа русских, приехала с двумя священниками и хорошим спетым хором. Тунис становится местом пребывания зарубежных архиереев, - архиепископа Пантелеимона, затем епископа Нафанаила (Львова). Приход в Касабланке обрел альтернативного владыку, одно время им являлся Иоанн (Максимович), о котором следует сказать, что это был наиболее достойный святитель из всех зарубежников. Он мало интересовался политикой, был молитвенником и аскетом, уделял большое внимание благотворительности, просвещению, утешению страждущих душ. Оппонент зарубежного лагеря в Марокко писал о нем: " Исключением являются такие кроткие святители, как Иоанн (б. Шанхайский), да еще, наверное, найдутся, но таких меньшинство " По словам, близко знавших его людей, " архиепископ вообще не абсолютизировал юрисдикции, что в последствии явилось причиной осуждения его со стороны " более серьезных " зарубежных иерархов, для которых партии и " течения " имели большее значение, чем заповеди Христовы " Как реагировали священники уже существовавших церквей на появление своих беспокойных собратьев? Об этом писалось в церковной зарубежной прессе: " Не так давно, настоятель нашего храма, архимандрит Митрофан (Ярославцев), получил предложение от местного представителя юрисдикции митр. Анастасия (Грибановского), протоиерея Митрофана Зноско-Боровского, перейти вместе со всем приходом в карловацкую юрисдикцию. В своем ответе на это странное предложение архимандрит Митрофан подробно разъяснил отцу протоиерею всю не каноничность церковного устроения, так называемой Зарубежной Церкви и, считая излишним дальнейшие переговоры на тему о " переходе " , просил только одного " мирного существования " , без вмешательства в чужие дела " Часть 2. Совгражданки " Людей, покидающих отечество для чужих краев, на чужбине не уважают, а на родине чуждаются " Эзоп. Итак, кто же, они, наши соотечественники, которые сегодня составляют основной костяк русской диаспоры в стране Магриба? Необходимо сразу подчеркнуть, что в массе своей это женщины. Их появление здесь связано со вступлением в брак с местными арабами и берберами. Многие молодые люди из Марокко учились в советских вузах, да и в наше время продолжают получать образование в России и других странах СНГ. Большая часть этих женщин - не русские, а украинки или белоруски. Что самое интересное, все они всегда представляются русскими и в быту используют исключительно русский язык. Отдельный разговор о том, что в связи с отсутствием во многих североафриканских странах дипломатических представительств Украины и Белоруссии, этим женщинам приходится преодолевать массу проблем визового, юридического и паспортного характера (ближайшее украинское дипломатическое представительство находится в Тунисе). Марокканские студенты учатся также в Казахстане и среднеазиатских республиках, но спутниц жизни оттуда, как правило, не привозят.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/401/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010