События, приведшие Мелетия в Константинополь больше похожи на детективную историю или фильм про шпионов. В 1921 году Константинопольский синод 16 голосами " за " из 17 избрал патриархом Германоса (Каравангелиса). И дальше началась такая история. Сам Германос в своих воспоминаниях рассказывает, что сначала один из его мирских друзей предложил ему 10 000 лир за отказ от престола в пользу другого кандидата. Германос отверг это предложение. Однако к новому Патриарху прибыла делегация и обозначила интерес своего кандидата и его возможность внести на нужды патриархии. Помимо этого его убеждали, что кандидат Мелетий Метаксакис имеет обширные связи в Англии и Америке, что очень поможет в нынешней обстановке. Ради общего блага Германос складывает себя все полномочия. Сам Германос вспоминает, что в патриархии на тот момент царил экономический хаос. Субсидий из Греции не было. Регулярное жалование не выдавалось уже девять месяцев. Все это происходит при протесте Антиохийской, Александрийской и Иерусалимской патриархий, а также Османского правительства. Однако Стамбул оккупирован английскими войсками и у Мелетия есть Вот при такой финансово-силовой поддержке он появляется на берегах Босфора. В Константинополь Мелетий прибывает из Нью-Йорка, где он был по делам греческих общин Северной Америки. Именно там у него, по всей видимости, появляются доллары (хотя, возможно, их дал ему дядя Венизелос). По пути в Константинополь он успевает встретиться с президентом США Гардингом, премьер-министрами Великобритании и Франции Ллойд-Джорджем и Пуанкаре, заручившись у всех поддержкой для судьбоносных решений. При этом одним из первых действий Мелетия как Патриарха было возвращение греческих приходов Америки в юрисдикцию Константинополя. А за этим был издан томос «о праве Константинополя на непосредственный надзор и управление всеми приходами вне поместных православных церквей в Европе, Америке и других местах». Этот томос подготовил платформу вмешательства Константинополя в дела поместных церквей, в первую очередь Русской православной церкви. Как отмечал сербский священник Срблюб Милетич " Патриарх повел Константинопольскую церковь в абсолютно неканонический и скандальный административный завоевательный поход в чужие страны и на чужую паству " .

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/59...

(по поводу «Окружного послания папы, 8-го декабря 1864 года) Как скоро мне пришлось прочитать известное послание римского папы к подчиненным ему иерархам от 8 декабря 1864 г., я нарочно поспешил к доброму о. Иоанну, чтобы, при его пособии, дать себе отчет касательно этого послания. Случилось так, что я, прежде свидания с этим священником, встретился с помещиком того же села, также сочувствующим достойному пастырю. Мы вместе отправились к о. Иоанну, захватив с собой листок «Биржевых ведомостей», в котором отпечатано папское послание. О. Иоанн уже читал это послание; однако втроем мы снова его пересмотрели. – Вот вы и извольте мирить мирское и церковное, – сказал о. Иоанну пришедший со мною господин. – Мысль и жизнь мирская, как уже хотите, не потерпит на себе опеки церкви или духовенства, а вот представитель римской церкви, с голосом целого ряда веков своего католичества, стоит за права и обязанности своей опеки над миром. – По началам и духу западного неправославия, – отвечал о. Иоанн, – действительно выходит так, как вы сказали. Совсем не то по чистой, свободной от всяких односторонностей Христовой истине, одним словом, – по православию. – Однако как же вы умудрились бы, святый отче, – заметил с улыбкой помещик, – настаивать на заправление всего у христиан началом веры, и в то же время быть чуждым претензии на духовную опеку над другими христианами? – Православный пастырь, верный своему званию, – отвечал о. Иоанн, – не может не внушать христианам, что у них все должно быть по Христу, и что, насколько бы они в чем бы то ни было стали держаться другого начала, не возглавляясь во Христе, настолько отпадали бы в этом от духа и значения живых членов Христова тела, т. е. от самого православного христианства. Но настаивая на этом благовременно и безвременно, пастырь православный не дозволит себе, ни малейшего вмешательства в дела чужие, к которым он не призван под опасением, в противном случае, впасть в преступное посягательство на подавление или стеснение духовной свободы христиан, купленных в эту свободу кровью Сына Божия. Как осмелиться детей Божиих обращать в подневольных рабов? Это значило бы дерзнуть на нечестивое порабощение себе самого, данного христианам, Духа Христа Сына Божия. Православно-церковный служитель словом, молитвами и таинствами служит именно тому, чтобы Христос был Святым Своим Духом с духом каждого православного во всяком звании и деле, а со Христом совершал бы свое дело, по роду своего призвания, всякий уже сам, как следует свободному чаду Божию (См. Рим. 8:9–10; 14–15 ; Еф. 4:11–13 ). Таким образом, по смыслу и духу истинного или православного христианства, нет места духовно-деспотической стеснительной опеке и над отдельным человеком, тем более над народами и царствами, над всей областью их гражданства, на что выражает папа свое притязание в послании.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

В общем слишком помнили о старых раздорах. Григорий был совершенно прав, удалившись с собора: час миротворцев еще не приспел. При более благоразумном отношении можно было бы задаться вопросом: с чьей стороны, – с александрийской или восточной, – вмешательства в чужие дела были чаще и вреднее? Разве египетским делом была смута Ария? Кто ее обострил? Евсевий никомидийский и его вифинские и сирийские приспешники. Египетские ли епископы руководили болтовней Тирского собора? Откуда соперники Афанасия, Григорий и Георгий? Посягал ли Афанасий на чужую область, чтобы дать повод к такому ожесточению против себя? Опасались чрезмерной власти Александрии, но не пользовались ли и не злоупотребляли ли значением Антиохии? Все это было забыто под влиянием нынешней вражды. Пожертвовали даже древним престижем Антиохии. Традиционная столица Востока, вторая колыбель христианства, ослабленная в настоящее время расколом, казалось, не представляла собой достаточного оплота против александрийской опасности. Как объединяющему центру, было отдано предпочтение городу Константина, новому Риму. Констанций, Юлиан, Валент чаще всего имели резиденцию в Антиохии: военные нужды держали их вблизи персидской границы. А теперь на Дунае было тревожнее, чем на Евфрате; можно было предвидеть, что Антиохия будет оставлена для Константинополя. Епископ этого большого города был призван воспользоваться для своего влияния преимуществами, какие давала ему близость ко двору и верховной администрации. В этом отношении он наследовал положение антиохийского епископа и никогда не забывал этого своего происхождения. Церковная история Востока в течение долгого времени будет полна отголосками его соперничества с александрийским соепископом. Кроме отмеченных определений практического характера епископы составили догматическое изложение, которое не дошло до нас. Оно было составлено, вероятно, в форме послания, обращенного или ко всему епископату, или к некоторым церквам 655 . В то время как епископы разъезжались к своим епархиям, Феодосий обнародовал, 30 июля 381 года, закон, предписывавший повсеместное возвращение церквей православным, и, чтобы не было сомнений, указывал в каждом гражданском диэцезе на епископов, общение с которыми служило бы для должностных лиц гарантией православия тех или других общин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1718 году, по делу царевича, Государь приказал Феодосию отрешить от петропавловского собора весь причт, начиная с протопопа до церковных причетников, а на их места определить других добрых людей немедленно. Точно также нужны были священники для других церквей С.-Петербурга и ново-завоеванных городов. И Феодосий, по своему усмотрению и выбору, переселял «доброжительных и ученых» священников в С.-Петербург, не стесняясь ни их желанием, ни согласием местных архиереев. 106 Точно также он собирал со всей России лучших монахов для Невского монастыря «в надежду архиерейства, чтобы здесь жили, и можно бы знать, чтоб таких не поставить, как тамбовский я ростовский были». (Полн. собр. зак. Т. V, 3239). Это распоряжение страшно взволновало малороссийские монастыри. На переселенье в С.-Петербург монахи смотрели в ту пору, как на ссылку в Сибирь, а монастыри – как на самую тяжкую повинность и отделывались от неё всеми способами. Кому бы ни принадлежало это распоряжение, но как исполнителем его был Феодосий, то на него же и обрушился ропот монахов и монастырских властей. Феодосий не забывал и материального благосостояния своего монастыря. Ещё в 1712 году он отписал к нему часть вотчин от Сергиевского монастыря и новгородского архиерейского дома. После того он выпросил у Государя указ, чтобы обращать на строение Невского монастыря келейные вещи и деньги, оставшиеся после умерших архиереев и архимандритов 107 . Это очень не нравилось архиереям и архимандритам. Они считали это оскорблением братства, да и видели, что эти поборы идут не столько на церковное строение, как на другие расходы. Устроившись сам, Феодосий вспомнил и о родных. В мае 1719 года он просил Государя о своих родственниках, чтобы дать им вотчины на пропитание 108 . Феодосий и сам по себе был заносчив и неуживчив, не умел ладить с людьми; а своим надменным тоном и властительским вмешательством в чужие дела он оттолкнул от себя всех и нажил себе врагов всюду – между светскими и духовными, знатными и простыми, в елом духовенстве и монашествующем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Хочу подчеркнуть, что это не мы сами у себя захватываем храмы, это не наши общины срезают замки на своих храмах, как заявляет кое-кто иногда в наших СМИ. Это приходят чужие для Церкви люди, которые не ходили в храм и не ходят. Один из последних вопиющих случаев был в городке Барановка в Житомирской области, где в Прощеное воскресенье депутат от Радикальной партии Олег Ковальский собрал «вече», после которого направил около 400 человек идти на захват храма УПЦ в честь Рождества Богородицы. В результате толпа хлынула в храм. Прихожан, которые в количестве около 150 человек находились в храме, били, сбрасывали с церковных лестницы и выталкивали за церковную ограду. И за такие противозаконные действия, провоцирование межрелигиозной розни, за попытку захвата никто из чиновников не несет никакой ответственности. Зато на священника нашей Церкви, который защищает наши храмы и отстаивает законность — я имею в виду протоиерея Виктора Земляного из Ровенской епархии, оказывается давление — на него открыли уголовное производство и вручили подозрение по статьям 161 (часть 1) и 300 (часть 1). Все обвинения являются искусственными. Также пытаются избрать для него меру пресечения. Как нам стало известно, давление на нашего священника оказывается по указанию начальника управления СБУ в Ровенской области Бедрия Василия Васильевича. В других регионах Украины есть подобные уголовные производства. Мы их расцениваем как заказные, как способ давления на духовенство и верующих нашей Украинской Православной Церкви и считаем, что такое преследование в демократическом обществе недопустимо и нарушает право на свободу вероисповедания. В СМИ распространяется ложная информация о переходе религиозных общин УПЦ в количестве около 450 приходов. Однако, согласно нашим данным, лишь 42 прихода решили перейти к ПЦУ, из них — 9 приходов перешли без священника. Остальные 55 так называемых " добровольных переходов " характеризуется срезанием замков, избиением верующих и фактически является захватами. Зарегистрировано 137 случаев, когда территориальная община проголосовала за переход в ПЦУ против воли религиозной общины. В этих случаях наши верные со священниками остаются и служат в своих храмах, хотя местные органы власти отчитались о том, что община якобы перешла.

http://patriarchia.ru/db/text/5398655.ht...

Когда до Александрии дошла весть о кончине блаженнейшего Иакова, александрийский клир и эпитропы местных православных кинотов избрали на патриарший престол фиваидского митрополита Никанора (1866–1867 гг.), который в течение семнадцати лет жил в России в качестве представителя александрийского патриарха. Никанор был человек добродетельный и набожный, но неучёный и слабый, вследствие старости и лёгкого удара паралича, происшедшего с ним в Москве. Он «почти принуждённо и против воли» занял патриарший престол св. Марка. Явившись в Египет, Никанор нашёл александрийскую церковь в жалком положении, вследствие бедности и полного расстройства церковного хозяйства. В год своего избрания на кафедру он писал своему хорошему знакомому, Невскому митрополиту Арсению, что в Египте «лишился любезного ему спокойствия среди окружающих его многих и великих забот житейских и духовных», что православные арабы не имеют школ и храмов и служат лёгкой добычей для иноверной пропаганды. С целью ослабить действия западных миссионеров, Никанор намеревался построить в Александрии церкви и школы для арабов и обращался к митрополиту Арсению за материальной помощью. Но первые же намерения патриарха, направленные к благоустройству церкви, были омрачены прискорбными противодействиями, оказанными ему со стороны архимандрита Евгения Давкоса и его приверженцев. Дело в том, что этот архимандрит, во что бы то ни стало, стремился сесть на александрийский патриарший престол. Ему удалось убедить константинопольскую патриархию в том, что Никанор слаб в умственном отношении и не способен к управлению, получить от неё право именоваться местоблюстителем (τοποτηρητς) александрийского патриаршего престола и быть эпитропом, дабы потом сделаться и преемником патриарха Никанора. Никанор и его сторонники не согласились на это и, признавая назначение Евгения на должность эпитропа делом незаконным и вмешательством церкви константинопольской в чужие дела, потребовали от Евгения, чтобы он удалился из Александрии, а на должность местоблюстителя избрали святогорского архимандрита Нила, который потом был хиротонисан во епископа пентапольского. Разумеется, Евгений не уступал, и в недрах церкви возгорелась борьба, создавшая так называемый александрийский вопрос. Народ и клир александрийской церкви разделились на две партии, из коих за Никанора стояла наибольшая по числу участников. Патриарха поддерживали также церкви антиохийская и иерусалимская. Взаимные отношения враждующих партий обострились до того, что патриарх Никанор подвергся нападению со стороны приверженцев Евгения и был ими избит. Удручённый болезнями и оскорблённый в своём человеческом достоинстве, Никанор, через два года после избрания удалился в монастырь св. Саввы, где и скончался 25 декабря 1869 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

[ Стих 11. Аще кто глаголет, яко словеса Божия (подразумевается да глаголет) – относится к должности учителя Церкви – Аще кто служит ( διακονε), яко от крепости Божия – относится ближайшим образом к должности диакона ( Деян.6:1 →), вообще же ко всякому служению в Церкви ( 1Кор.4:1 ). От крепости. Разумеется не только сила телесная или способность душевная или сила благодати, обнаруживаемая в даровании; но и вещественные блага, которыми христиане служили благотворению (Сравните 2Кор.8:3,4 )]. О значении страданий для христианина. Завершив предыдущий отдел прославлением Бога и Иисуса Христа, апостол снова возвращается к увещанию христиан, чтобы они переносили свои страдания с той мыслью, что они участвуют ими в страданиях Христовых и через то сделаются участниками и славы Его. Злословие язычников может ещё более увеличить их славу ( 1Пет.4:12–14 ). Избегая наказаний за преступления, христианин не должен стыдиться наказаний за то, что он христианин, и в то же время, признавая свои страдания справедливым Судом Божиим за сделанные им грехи, он должен ещё благодарить Бога за снисходительность этого суда. Противников Евангелия ждёт суд тяжелейший ( 1Пет.4:15–19 ). [ Стих 12. Раждежению, πυρδει. Испытание веры и добродетели посредством искушений в Священном Писании часто сравнивается с очищением металлов через огонь (смотрите выше, глава 1Пет.1:7 ; Пс.65:10 ; Иез.22:22 )]. [ Стих 15. Чуждо-посетитель, ( α λλτριοεπσκοπος). Слово раз только встречающееся в Новом Завете и потому различно понимаемое. В Вульгате: alienorum appetitor В русском: посягающий на чужое. Некоторые переводят: нарушитель общественного покоя. Другие (Феофилакт) имеют в виду вмешательство в чужие дела или осуждение других за грехи. Общая мысль стиха, чтобы христиане не накликали на себя бедствий действительными преступлениями]. Стих 16. Яко христианин, да не стыдится. Думают, что имя христиан дано было верующим первоначально иудеям или язычниками в насмешку над их верой в распятого Христа. И потому многие верующие из иудеев устыдились имени христианин. Апостол увещевает их стыдиться не этого имени, а преступных дел. Так как, по свидетельству Евангелиста Луки ( Деян.11:26 ), последователи Иисуса Христа стали называться христианами в первый раз в Антиохии около 43 года по Рождестве Христовом, а из Посланий апостола Петра видно, что ещё во время его написания (около 63–64 годов) некоторые из христиан стыдились этого имени – то отсюда можно заключать, что оно первоначально очень медленно распространялось между верующими и долго заменялось другими названиями, например, ереси Назорейской ( Деян.24:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

9) Благочестие, смирение, благоразумие, осторожность, кротость и ласковость в обхождении, приспособительность к местным понятиям, нравам и обычаям, наблюдательность, уклончивость от вмешательства в чужие дела и раздоры, ободрение православных сильным покровительством России, советы благоразумия, ревности и любви христианской – суть надёжные средства к достижению той цели, для которой отправляется на Восток наш архимандрит. Но как бы ни велико было искусство его соразмерять известные нравственные средства с известной целью, всё-таки он не может вполне достигнуть её без денежных вспоможений. Благотворительность полезна везде и наипаче на Востоке, где католики и протестанты не щадят больших сумм для привлечения на свою сторону безграмотного, бедного, угнетённого духовенства и народонаселения православного. Благодетельное влияние на тамошний народ может произвести наш архимандрит тогда, когда, утешая и одобряя его сочувствием и покровительством России, он запечатлеет слова свои благотворениями. От частной щедрости его сделают заключение и о всеобщей готовности русских оказывать вспоможение удручённым братиям их. Кроме сего и малая помощь, но благовременная, бывает полезнее вспомоществования большего, но позднего. Можно смело надеяться, что личные вклады нашего архимандрита в монастыри и приношения в пользу православных училищ и семейств в Сирии и Палестине ободрят тамошнее духовенство и народ и привлекут их на нашу сторону. Иное дело, когда они получают наши деньги из рук греков и иное дело, если они примут их прямо от нас. Можно ли поручиться, что греки верно объявляют православному народу всю численность наших сумм, высылаемых в Иерусалим? Кто знает, может быть, они прикрывают своё корыстолюбие жалобой на скудость наших братских подаяний? Это неблагоприятное для нас обстоятельство (если оно действительно существует) было бы устранено личным вспомоществованием нашего архимандрита, которое, во избежание вредной гласности, может быть прикрыто общением осторожным и обязательством хранить его в тайне по духу Евангельского благотворения. Притом, особенное назначение известного лица требует и особенной доверенности к нему, а ограничение его в необходимых средствах к благотворному и успешному действованию там, где столкнулось так много видов и интересов, чуждых видам и пользам нашим, неизбежно ослабит и его влияние и поставит его в горькую необходимость внутренне и бесполезно бороться с возложенным на него долгом и со скудостью средств к исполнению оного. Посему, не угодно ли будет вручить нашему архимандриту через константинопольскую миссию, или через бейрутского консула, или здесь значительную часть денежных приношений, собранных в России в пользу казны Гроба Господня, и предоставить ему полное право расходовать её по собственному усмотрению на подаяния духовенству, монастырям, бедным семьям и особенно училищам в Сирии и Палестине с условием дать отчёт в этих расходах по возвращению в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В эти благословенные дни Великого поста Церковь призывает нас к покаянию, воздержанию, молитве и примирению с ближними. Задача Церкви – заботиться о духовном, о нравственном, вести людей к Богу, проповедовать любовь, прощение и мир. Задача государства – заботиться о материальной стороне человеческой жизни, следить за соблюдением законов и тому подобное. Однако, в эти дни Великого поста, как и на протяжении длительного периода до его начала, в религиозной сфере нашей страны происходят события, которые огорчают нас. Имею в виду захват храмов, вмешательство представителей власти в церковные дела и другие правонарушения. В частности, главы сельсоветов, горсоветов, главы администраций, депутаты созывают собрания территориальных общин и устраивают незаконные голосования относительно подчиненности религиозной общины. Это прямо противоречит Закону Украины (законопроекту 4128-д), где сказано, что только религиозная община двумя третями голосов может это делать, а не территориальная. Это приводит к тому, что силой захватывают наши храмы, выгоняют наши общины на улицу, наши общины вынуждены молиться в сельских домах. В частности, в домах служат наши общины на Волыни: в селах – Ничеговка, Красноволя, Тельчи, Годомичи (это Маневичский район); в селах Жидычин, Клепачев, Берестяное, Кульчин (это Киверцовский район); Берестечко, Пески, Звиняче, Скобелка (это Гороховский район). И это не все данные только по Волынской области. Таких случаев очень много в разных областях. Полиция часто бездействует, просто пассивно наблюдает. Хочу подчеркнуть, что это не мы сами у себя захватываем храмы, это не наши общины срезают замки на своих храмах, как заявляют некоторые иногда в наших СМИ. Это приходят чужие для Церкви люди, которые не ходили в храм и не ходят. Один из последних вопиющих случаев был в городке Барановка в Житомирской области, где в Прощеное воскресенье депутат от Радикальной партии Олег Ковальский собрал " вече " , после которого направил около 400 человек идти на захват храма УПЦ в честь Рождества Богородицы. В результате толпа хлынула к храму. Прихожан, которые в количестве около 150 человек находились в храме, били, сбрасывали с церковных ступенек и вышвыривали за церковную ограду.

http://religare.ru/2_117495.html

Разделы портала «Азбука веры» чтец Сергий Федоров, магистр богословия, и Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии «Люди, обладающие рассуждением Божественных вещей, разделяют справедливость на три вида: человеческую, ангельскую и Божественную. Что такое – человеческая справедливость? Это равное распределение чувственных благ мира сего и благожелательность к другим. Что такое – ангельская справедливость? Это щедрое одарение Божественным знанием. Что такое – Божественная справедливость? Это страдание за тех, кто впадает в грех… Когда Господь предупреждал апостола Петра о предстоящем страдании, апостол подумал по естественному порядку вещей (человеческой справедливости), что несправедливо допустить, чтобы жизнь была поругана, а слава обесчещена. Поэтому Господь отвергает его мысль: в сверхъестественном порядке вещей неправильно искать естественную справедливость. Дело в том, что Господь замыслил совершить наше Спасение посредством противоположностей: даровать нам жизнь – через смерть, и славу – через бесчестье. Так вот, Господь, желая показать, что человеческое рассуждение в данном случае неспособно понять Божественный Промысел, ответил Петру: „Иди позади Меня” ( Мф.16:23 ). Это означало: „Следуй Моему замыслу и не пытайся понять его через человеческую справедливость!”»  (прп.  Максим Исповедник . Три вида справедливости, или справедливость и суд ).  Что такое справедливость? В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как природный, божественный, космический порядок, отразившийся в социальном порядке. Например, Платон описал человеческую справедливость как совершенство, гармоничное единство трех соподчиненных начал души: когда разумное начало господствует над яростным, и они вместе как союзники управляют вожделеющим началом. Справедливость у Платона соотносится с понятием красоты, здоровья, благоденствия души, по сути, это некий прекрасный порядок во имя блага целого (человека или общества). Несправедливость же, по Платону, «в каком-то раздоре указанных трех начал, в беспокойстве, во вмешательстве в чужие дела, в восстании какой-то части души против всей души в целом с целью господствовать в ней… Вот что, я думаю, мы будем утверждать о несправедливости: она смятение и блуждание разных частей души, их разнузданность и трусость и вдобавок еще невежество – словом, всяческое зло» (Платон, «Государство»).

http://azbyka.ru/opasnost-fenomena-very-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010