Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ († кон. XVI в., Ломская пуст. (ныне с. Спас-Лом Череповецкого р-на Вологодской обл.)), прп. (пам. 28 дек. и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Ломский, Сарский, Ярославский, Вологодский, основатель Ломской пуст. в честь Перенесения из Эдессы Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа. Основными источниками сведений о преподобном являются его Житие, сохранившееся в списке 1-й пол. XVIII в. (РНБ. Колоб. 643), а также «Описание о российских святых» (в разд. «Града Вологды святые») и родственная ему «Повесть о российских чудотворцах». В 2 последних сочинениях кончина преподобного отнесена к 7100 (1591) г., дата, по-видимому, недописана. В рукописи из собрания Колобова имеются также служба И. под 20 дек. (пам. сщмч. Игнатия Богоносца ; нач.: «Преподобен и честен светилник божественный и светоносный») и Похвальное слово святому (нач.: «Тайну цареву добро есть хранити»). Создание Жития И., а также, вероятно, службы и Похвального слова можно отнести к нач. 60-х гг. XVII в., когда Ломская пустынь находилась под управлением строителя Ивана н еронова (дек. 1656-1665). Два описанных в Житии чуда датируются маем и авг. 1659 г., заключение в сочинении отсутствует: по-видимому, перечень чудес предполагалось продолжить. Прп. Игнатий Ломский. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ЧерМО) Прп. Игнатий Ломский. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ЧерМО) Составитель Жития признается, что ничего не знает о том, кем были пришедшие «на место, идеже ныне монастырь стоит» иноки И. и Иоаким (пустынь была основана близ г. Ломска в Пошехонском у.). В «Описании о российских святых» вместо Иоакима назван «Исаакий, иже бысть за Ломом» (Описание о российских святых. С. 133. 271). И. основал Ломскую пуст., тогда как Иоаким отправился немного дальше «и преиде реку Сару от того монастыря едино поприще, и ту нача жительствовати… и близ того монастыря над Даровицею рекою на брегу из земли течет кладезь... на тот кладязь ходят для здравия, тою водою умываются и ея пьют» (РНБ. Колоб. 643. Л. 72 об.- 73). В XIX в. было записано неск. топографических легенд, связывающих с Иоакимом название одного из ближайших местечек - Якимово. Согласно преданию, на тропинку вдоль р. Даровицы Иоаким клал плетенные им лапти, местные жители забирали их и взамен оставляли хлеб.

http://pravenc.ru/text/293411.html

Михаило-Архангельский храм (Пышлицы) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Михаило-Архангельский храм (Пышлицы). Деревянная Архангельская церковь сооружена в 1784-1788 гг., позже несколько перестраивалась, колокольня 1860-х. Закрыта в 1930-х, занята клубом, сломана в 1950-х. В 2000 г. в деревянном доме постройки 1903 г. устроен новый храм, купол на здании надстроен в 2004 г. Сгорел 1 марта 2013 г. Начиная со 2-й половины 2013 г. за год была сооружена новая крестообразная в плане церковь из бруса, завершённая шатром, с шатровой же звонницей над западной частью. Содержание История [ править править код ] В 1732 г. по благословению Священного Синода в д. Костино была построена церковь в честь Михаила Архангела. На Руси издавна повелось: как бы ни называлось село, идущие в храм богомольцы поминали имя святого, в честь которого была построена церковь, а не название селения. Так и в нашем случае: шли не в Костино, а к Михаилу Архангелу, и село стало называться не Костино, а Архангел, или Архангельское. Сначала в разговоре, а затем это название переходит на бумагу и становится официальным. В документах мы встречаем обе формы: и с. Архангел, и с. Архангельское. Во второй половине XVIII в. в селе была построена Никольская церковь. Шло время, старая Архангельская церковь приходила в ветхость, а новая Никольская в 1784 г. сильно пострадала от пожара. По этим причинам помещик Шетнев обращается к Владимирскому преосвященному Виктору с просьбой о дозволении вместо двух построить одну деревянную церковь в честь Архангела Михаила с приделом в честь великомученицы Екатерины. Благословенная грамота на построение храма была дана 13 сентября 1784 г. В мае 1788 г. помещик Петр Васильевич Лопухин просит Рязанского преосвященного о разрешении перенести иконы из старых в новую церковь. Разрешение было дано, и 10 октября того же года церковь была освящена. В 1862 г. начинаются работы по благоустройству церкви: тесовая кровля заменяется железной, взамен старой строится новая колокольня, а в 1881 г. стены внутри Архангельской церкви покрываются живописными изображениями. На средства крестьян строится Архангельское земское училище, и 20 сентября 1863 г. (ст.ст.) в нём начинаются занятия. Вскоре в нём уже имеются три класса (по-тогдашнему — отделения), в которых занимаются 60 учащихся.

http://azbyka.ru/palomnik/Михаило-Арханг...

Новосёлки. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В " Историко-статистическом описании церквей и монастырей Рязанской епархии " И. Добролюбов писал: " Введенская церковь в с.Новоселках, бывшей вотчине Солотчинского монастыря, существовала уже в начале XVII ст. По окладной книге 1676 г. при ней значилось... 190 приходских дворов. Вместо построенной в 1791 г. Введенской церкви с приделами Флоро-Лаврским и Никольским, существующая ныне воздвигнута в том же храмонаименовании в 1862 г. В 1695 г. власти Солотчинского монастыря в с. Новоселках встречали царя Петра на пути его в Азов и поднесли ему " столовый обиход " . И. Добролюбов. Историко-статистическое описаниие церквей и монастырей Рязанской епархии. Т. 1, Зарайск, 1884, с. 34. Нынешнее здание построено примерно в 1912-13 гг. Время сооружения первого храма в Новоселках неизвестно. Однако в жалованной льготной 1544 года грамоте великого князя Иоанна Васильевича Грозного Солотчинскому монастырю Новоселки именуются селом, что значит селение с церковью. Другой древний документ 1554 года о размежевании Солотчинских и Богословских земель свидетельствует, что село существовало уже в 1523 году. Следовательно, приходу села Новоселок почти 500 лет. Храмонаименование первой новосельской церкви тоже неизвестно, но можно предположить, что оно было связано с почитанием Богородицы, поскольку село находилось в ближайшей вотчине Солотчинского Рождества Пресвятой Богородицы монастыря. По данным «Рязанских епархиальных ведомостей» 1889-1892 года «в 1790 году Введенская церковь погорела и на ее месте выстроена новая деревянная же; впоследствии и она подверглась той же участи. Взамен ее в 1862 году построена также деревянная, с деревянной колокольней. Кругом церкви находится каменная ограда с железными спицами. Церковь имеет крестообразную форму с алтарным полукружием и с одной папертью под колокольней. Снаружи она обита тесом; внутри стены в трапезной оштукатурены, а в храмовой части расписаны живописью по холсту.

http://sobory.ru/article/?object=06935

Пушкино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Бели-Архиерейское (ныне Пушкино) от Твери в 33-х верстах. Каменная Успенская церковь построена посреди села на средства прихожан, в том числе помещика поручика И.И. Давыдова, в 1781-1789 годах. Первоначально имела два престола: придельный Михаила Архангела (освящен в 1789 году) и главный Успения Пресвятой Богородицы (1793 г.). Симметричный относительно продольной оси основной объем представляет собой барочный восьмерик на четверике, к которому с востока примыкает пятигранная апсида. С запада к основному объему примыкает перестроенная в 1867-69 годах эклектичная трапезная с приделами Архангела Михаила и Богоявления Господня и столпообразная четырехъярусная колокольня в русском стиле, возведенная взамен прежней в 1902-1907 годах по проекту архитектора В.И. Назарина. Прихожан по состоянию на 1914 год согласно Справочной книги по Тверской епархии - 2657 мужчин и 2869 женщин. В советское время закрыта, разорена. В 1992 году возвращена верующим, однако продолжает находиться в плачевном состоянии. Церковь стоит в центральной части села, на большой площади, восточным фасадом обращена к дороге на Тверь. В селе, принадлежавшем тверскому архиерейскому дому, в 1721 г. вместо прежней была построена деревянная церковь Успения с приделом Архангела Михаила, сгоревшая в 1743 г. В 1750 г. сюда из архиерейского села Красное был перевезен деревянный храм. Каменную церковь Успения начали строить на средства прихожан, в том числе помещика поручика И. И. Давыдова, в 1781 г. Основные работы завершились в 1789 г., когда был освящен придел Михаила Архангела. Главный престол в храме освятили в1793 г. Строителем (подрядчиком?) был местный крестьянин Никита Ипатов. Колокольня имела квадратный в плане нижний ярус и два верхних яруса, составлявшие столпообразный восьмигранный объем с арочными проемами и пилястрами на углах. Новая трапезная с двумя приделами (Архангела Михаила и Богоявления) сооружена в 1867-69 г.г., а новая колокольня (по образцу строившейся тогда же колокольни Спасской церкви в Бежецке) - в 1902-07 г.г. по проекту архит. В. И. Назарина. При этом были разобраны второй и третий ярусы первоначальной колокольни. В настоящее время выломана часть южной стены трапезной, заложены боковые проемы первого яруса новой колокольни, утрачен невысокий шатер в ее завершении. В 1890 г. трапезная внутри была расписана в память о спасении Александра III и его семьи во время железнодорожной аварии 17 октября 1888 г. При этом " на видном месте " изображались святые, имена которых носили члены императорской семьи. Один из интереснейших памятников культовой архитектуры в Калининском р-не, отличающийся богатой строительной историей, которую отражают различные по стилю храм, трапезная и колокольня: храм характерен для тверской архитектуры раннего классицизма, трапезная выполнена в формах эклектики, а колокольня - яркий пример русского стиля.

http://sobory.ru/article/?object=01838

Святая простота Чехов А. П. Святая простота/Сост., предисл., примеч. Т. А. Соколовой. – 2-е изд., испр. – М. : Изд. Сретенского монастыря, 2010. – 560 с. – (Б-ка духовной прозы). В этой книге из серии «Библиотека духовной прозы» – рассказы и повести Антона Павловича Чехова (1860–1904). Написанные в разные годы, но посвященные одному – красоте и неизбывности Божиего мира, чистоте простых верующих сердец, – они позволяют увидеть в самом авторе человека истинно русского, сострадательного, православного. Приводим отрывок из книги.  «Ты помоги...» (Вместо предисловия)   Умей нести свой крест и веруй. Человек должен быть верующим или должен искать веры. Иначе жизнь его пуста.  А. П. Чехов О Чехове написано много, все вроде бы уже сказано — о жизни его и о книгах. Но только теперь, когда в прошлое ушли нелепые стереотипы и умолчания, когда другой стала сама система ценностей, приоткрывается тайна Чехова — непрочитанного, непонятого. Родился Антон Павлович в 1860 году в Таганроге в исконно русской, патриархальной семье, где свято берегли фамильные заветы, помнили начало имени своего. Корни отца, Павла Егоровича, — в южнорусском степном краю, давшем миру великих подвижников духа — святителей Димитрия Ростовского, Тихона Задонского. Корни матери — на древней среднерусской земле. Были в роду Чеховых крепостные крестьяне, были купцы, но все — молитвенники. В семье хранили память о предке Павла Егоровича, исходившем с сумой всю Русь вдоль и поперек, собирая деньги на храм, и поставившем церковь в самом Киеве — матери городов русских. В 1887­м Антон Чехов напишет один из самых проникновенных своих рассказов, «Встреча», — о мужике, посланном сельским сходом за подаянием — чтоб поставить храм взамен погоревшего. Бог весть, быть может, в нем, рассказе этом, — отзвуки древнего семейного предания. С особым почтением относились в Таганроге к Митрофану Егоровичу Чехову, дяде писателя. Хлебосол и странноприимец, он основал в родном городе благотворительное братство и сам же был первым жертвователем.

http://pravoslavie.ru/34535.html

Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Первое упоминание о деревянном храме в Рогожской Ямской слободе относится к 1625 г. В списках 1722 и 1727 гг. церковь значится уже каменной, шатровая колокольня этого здания сохранялась до 1864 г. Однобокая трапезная разобрана в 1796 году и вместо нее к 1800 г. выстроили новую с двумя престолами: Сергиевским и св. Николая. В 1818 году выстроена нынешняя главная церковь. В 1837 г. был пожар, а в 1838 году - обновление. В 1864 г. выстроена новая высокая колокольня. В 1812 году при нашествии французов церковь была разграблена, затем при пожаре храм сгорел, утварь же, зарытая в землю, была спасена. Находившийся рядом со старообрядческим районом, храм имел уникальное собрание древней иконописи. В 1876 г. стены были расписаны А.С.Рогожкиным. 2 ноября 1899 г. состоялось освящение аудитории для собеседования со старообрядцами, духовных концертов и религиозно-нравственных чтений. Храм Сергия Радонежского, 1883 год В 1916-1918 годах в храме служил псаломщиком сщмч. Иосиф Сченснович (+ 1937). В 1920-х годах храм на какое-то время стал обновленческим. С 1920-х годов прихожанином храма был мч. Иоанн Малышев (+ 1940), в декабре 1937 года он стал членом церковной двадцатки. Осенью 1937 года были арестованы настоятель храма сщмч. Петр Никотин, певчий мч. Николай Кузьмин (+ 1937) В 1938 году храм был закрыт. Все древние иконы храма безвозвратно исчезли (в т.ч. Иерусалимская икона Божией Матери). Долгое время храм стоял с ободранными куполами и сбитыми крестами. В конце 1950-х гг. остатки старых покрытий сняли, положили взамен крашеное железо. Здание использовалось под мастерские и склад. До 1984 года церковь так и оставалась безкрестной. Внутри в 1984 году в главном помещении находилась скульптурная мастерская Художественного фонда. Реставрация храма не планировалась, хотя он находился в скверном состоянии. В 1985 году храм передан в качестве филиала Центральному гос. музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. К 1990 году проведена реставрация.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Сергия_Ра...

Церковь Успения Божией Матери (Пермь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Успения Божией Матери — православной храм, расположенный в Перми на территории Егошихинского кладбища в Свердловском районе города. Относится к памятникам градостроительства и архитектуры регионального значения. Содержание История [ править править код ] На месте ныне существующей церкви с 1780-х гг. действовала кладбищенская деревянная церковь во имя Всех Святых. Она была построена по предложению генерал-губернатора Пермско-Тобольского наместничества Е. П. Кашкина от 19 декабря 1783 г., причём в своём предложении приказу общественного призрения он сообщил, что на эти цели в Екатеринбурге собрано 530 рублей. Вятская духовная консистория издала соответствующий указ, и весной и летом 1784 г. проводился сбор строительных материалов. В течение года строительство церкви по проекту губернского архитектора Фёдора Паульсена, составившего смету расходов в 1452 руб. 12 коп., было завершено, а 10 декабря 1784 г. во имя Всех Святых она была освящена. Также вместо плохой дороги к храму, требующей постоянного ремонта, в 1787 г. была проложена хорошая дорога, на которой в 1798 г. через реку Стикс был построен мост. Церковь была приписана к Петропавловскому собору. В ней в 1812 г. было освящено знамя Ширванского пехотного полка. В 1820-х гг. здание Всехсвятской церкви изрядно обветшало. Поэтому осенью 1823 г. мещанское общество во главе с Д. Е. Смышляевым постановило взамен старой деревянной церкви возвести новую каменную. Она была заложена на новом городском кладбище в 1832 г., а старая кладбищенская церковь во имя Всех Святых была переосвящена во имя Успения Пресвятой Богородицы. Деревянная Успенская церковь на Старом Егошихинском кладбище действовала вплоть до начала XX в., после чего была демонтирована. На её месте был заложен каменный храм во имя Успения Божьей Матери по проекту архитектора А. И. Ожегова. Закладку церкви 25 июня 1900 г. совершил епископ Пермский и Соликамский Петр (Лосев). 1 мая 1905 г. новая каменная церковь была построена, а 21 ноября 1905 г. — освящена.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Успени...

Время и вечность Сравнить с вечностью жизнь самую длинную, и она нам покажется короче, чем жизнь насекомого, которое в тот же час и умирает, в какой рождается ( Феофан Затворник , епископ владимирский). Дорожи временем 1 . Что бы мы сказали о купце, который ехал бы на ярмарку с товаром и, вместо того, чтобы торговать, провел бы время на ярмарке в веселостях и пиршествах, и воротился с ярмарки не только без пользы, но и с великой утратой своего достояния? То же может быть со всеми нами, если мы возвратимся с торжища сего света в свое отечество, истратив время жизни своей в пустых занятиях (прот. Василий Нордов ). 2 . Как купец старается не упустить ни малейшего случая к получению прибыли и корысти, так и вы учитесь пользоваться всяким временем, усердно и ревностно исполнять всякую волю Божию, обретать милость Божию во всяком времени и таким образом собирать некрадомое сокровище в вечности (архимандрит Макарий (Глухарёв)). 3 . Как не помним мы слова одного старца, сказавшего, что если кто потеряет золото или серебро, то он вместо его может найти другое; если же потеряет время, живя в праздности и лености, то не возможет найти другого взамен потерянного? По истине будем искать хотя одного часа сего времени и – не найдем его (авва Дорофей). 4 . Представьте себе пространство беспредельное: что будет значить в нем одна пядь? Так и век наш не более, как пядь в беспредельном пространстве вечности, по слову псалмопевца: се пяди положил еси [Господи] дни моя ( Пс.38:6 ), не более, как капля в море, как зерно песка ( Сир.18:8 ) на берегу или на дне морском, – как ничто ( Пс.38:6 ). И, между тем, большею частью мы им только, безрассудные, ограничиваем все наши заботы и попечения, а о вечности почти и не помышляем, как будто ее не существует для нас («Цветник духовный»). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Усть-Каремша. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский храм Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм Покрова Пресвятой Богородицы, каменный. Освящен 14 октября 1901 года. Два его придела - во имя свт. и чуд. Николая (правый) и во имя свт. блгв. кн. Александра Невского (левый) - к 1914 году еще не были освящены. Каменный храм построен согласно проекту, утвержденному в строительном управлении 2 сентября 1888 года, взамен деревянной церкви во имя свт. и чуд. Николая, построенной в 1864 году, на месте которой была устроена деревянная часовня. Величавый пламенный храм, построенный из красного кирпича, представляет собой многоступенчатую объемно-пространственную композицию, основу которой составляет массивный четверик со срезанными углами, несущий на себе шестнадцатиоконную, покрытую куполом, ротонду. По бокам четверика устроены приделы, центральная часть которых, выступает вперед ризалитами. Последние прорезаны тройными окнами и завершаются полукруглыми закомарами, переходящими в купол. Между ризалитами и полукруглой апсидой расположены пониженные трехгранные объемы, имеющие аналогичное завершение. Такие же объемы находятся между ризалитами и притвором, но в них вместо окон устроены входы в храм. Четырехъярусная колокольня также имеет оригинальное решение. Особенно выделяется ее третий ярус, имеющий вид восьмерика, скошенные грани которого дополнены полукруглыми выступами, а другие грани прорезаны оконными проемами в форме латинского креста. Верхний ярус звона, как и ротонду храма, опоясывает аркатурный пояс. Декор здания дополняют: рустовка, покрывающая почти всю церковь; арочные архивольты над оконными проемами, объединенные между собой горизонтальной тягой; кокошники, лежащие в основаниях полукруглых выступов третьего яруса колокольни. Архитектура церкви выполнена в " русско-византийском " стиле. В настоящее время церковь заброшена и находится в аварийном состоянии. Внутри храма кучи мусора и запустение. На крыше здания проросли кустарник и трава. С сайта: http://pravoslavie58region.ru Комментарии и обсуждение На момент 13.06.2916 г. силами жителей села церковь очищена от мусора. Помещение под колокольней отреставрировано опять же силами сельчан, священник из Нижнего Ломова по субботам проводит службы. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=16320

Храм равноапостольных Константина и Елены (Новочеркасск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм равноапостольных Константина и Елены в Новочеркасске был построен вместо деревянной церкви Константина и Елены, освящен в 1909 году. Содержание История [ править править код ] Константино-Еленинский храм был построен в Новочеркасске в 1864 году взамен ветхой полковой часовни, освящен в 1909 году. Построенная церковь была деревянной. Вскоре она обветшала и ей потребовалась замена. Был организовал сбор необходимых средств от прихожан Константино-Еленинского прихода. Место под строительство каменной Константино-Еленинской церкви было освящено 5 марта 1906 года. На постройку нового храма было затрачено около 15 тыс. 648 рублей. Константино-Еленинский храм был освящен 10 мая 1909 года кафедральным протоиереем Василием Петровым. В храме было три престола: во имя Духа Святого, левый предельный — во имя Равноапостольного Константина и его матери Елены, правый — во имя Святого Николая Мир-Ликийского, чудотворца. В 1930-х годах церковь была закрыта, в 1970-е — 1990-е годы церковь работала. В конце 90-х годов XX века храм был отреставрирован, на нём были позолочены кресты, возобновились богослужения. В 2005 году выполнен капитальный ремонт подвального помещения и котельной. В 2003 году архиепископ Ростовский и Новочеркасский освятил приписанный к Константино-Еленинскому храму храм-часовню во имя св. блгв. кн. Димитрия Донского, который был возведен силами прихода на территории гарнизона п. Казачьи Лагери 100-й дивизии оперативного назначения Внутренних войск МВД России (ныне 50-я отдельная бригада оперативного назначения). В 2007 году проводился в храме проводился ремонт кровли, котельной и подсобных помещений, постелен деревянный пол, вызолочены евхаристические сосуды, отреставрировано и вызолочено напрестольное Евангелие. В 2008 году установлены металлопластиковые окна в барабане купола. Храм был газифицирован. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время в храме поют два профессиональных церковных хора, работает воскресная школа, художественная студия, регулярно проводятся культурные мероприятия, приуроченные к церковным праздникам: спектакли, благотворительные ярмарки, концерты. Престольные праздники [ править править код ] Константин и Елена, равноапостольные – 3 июня Как добраться [ править править код ] Адрес: 346411,Россия, г. Новочеркасск, Ростовской обл. пл. Сенная, 5 Телефон: +7 (8635) 24-24-22 Электронная почта: konstel.hram@yandex.ru Паломнику [ править править код ] Актуальное расписание богослужений смотрите на сайте храма . Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_равноапос...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010