Болхов. Церковь Иоанна Милостивого. Ивановская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь Иоанна Милостивого в Болхове действовала в Болхове в период 1811-1930-х годов. Впервые церковь Иоанна Милостивого в Казачьей слободе упоминается в Писцовой книге 1624–1625 годов. В 1768 году вместо обветшавшего храма был построен новый деревянный с приделом Святого Архидиакона Стефана. В начале XIX века взамен деревянной начали строительство кирпичной Иоанновской церкви в стиле классицизма. В 1811 году освятили правый придел в трапезной во имя Святого Стефана, в 1820 году – главный престол Святого Иоанна Милостивого, в 1828 году - левый придел во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». С 1899 года при храме существовала школа грамоты. Церковь Св. Иоанна Милостивого была закрыта в 1930-х годах. В 1960-х годах здание было разрушено. Местами сохранился цоколь, полностью цел фундамент церкви. Источник: http://www.rutraveller.ru/place/95900 Иоанновская церковь находится около реки Нугрь. История образования прихода неизвестна. Несомненно только, что приходских домов раньше было гораздо больше, потому что в состав прихода входила деревня Кобылино, (теперь село Знаменское Болховского уезда). Прихожане – мещане и крестьяне слобод Зарецкой и Ржевской, всего 1115 душ; занятия их различны: земледелие, работа на заводах кожевенных, плотничество. Церковь существовала еще до 1749 г., в 1768 г. перестроена вновь. По народному преданию и свидетельству церковной летописи известно, что до 1811 г. храм во имя св. Иоанна Милостивого с приделом во имя архидиакона Стефана был деревянный. Настоящий храм каменный, сначала был устроен придел с правой стороны трапезы во имя св. Стефана, освященный в 1811 г., потом устроен был настоящий храм во имя св. Иоанна Милостивого и в 1820 г., с благословения епископа Ионы, освящен. Наконец, в 1828 г. был устроен на личные средства архимандрита Филарета – смотрителя Орловского приходского училища, сына диакона этой церкви Матфея Петрова, придел с левой стороны во имя Божией Матери «Утоли моя печали», освященный в том же году с благословения епископа Гавриила.

http://sobory.ru/article/?object=34200

В 1802 году на южной стороне храма был заложен придел во имя прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. Строился он на средства тобольского купца Ивана Ширкова. В 1844 году преосвященным Владимиром (Алявдиным) было разрешено устроить вместо старых шести глав новые медные, с позолотой через огонь; но по недостатку средств, вызолочены были только две - на храме и колокольне в 1847 году, а прочие покрыты листовым золотом. 14 декабря 1886 года при храме была открыта одноклассная смешанная школа грамотности, в 1891 году - церковно-приходская школа, помещавшаяся в собственном здании. Причт состоял из священник и псаломщика. В композиции основного объема Рождественской церкви применена довольно распространенная система постановки объема восьмерика на четверик. Симметричная основа храма нарушена обстройками притвора и приделов. Барочность чувствуется главным образом в силуэте храма - в изломанном динамичном абрисе купольных кровель, несущих фонарные надглавки. Декор весьма архаичен и по духу довольно близок к XVII веку. Для колокольни характерен мотив восьмерика, завершенный фигурной барочной кровлей. Наиболее эффектными представляются пространства двусветных помещений собственно храма, с высоким купольным покрытием верха. Внутри храм кажется более высоким благодаря световому барабану восьмерика. Настоятели: Симеон Агафонов (упом. 1751 - упом. 1761); Михаил Тверитин (13 ноября 1838 - 9 сентября 1856); Василий Космаков (? - март 1883); Александр Дулебов (1883 - ?); Василий Скосырев (1 августа 1893 - упом. 1913); Петр Поникаровский (20 ноября 1914 - упом. 1918). В советское время храм был частично разрушен. С 2012 года Христорождественская церковь находится в процессе затянувшейся реставрации. http://drevo-info.ru/articles/21944.html Первоначальный деревянный храм в Нижнем городе Тобольска был построен не позднее 1653 года. В начале января 1748 прихожане подали прошение митрополиту Антонию (Нарожницкому) о дозволении построить каменный храм в честь Рождества Христова с приделом Смоленской иконы Божией Матери, взамен обветшавшего деревянного. Весной того же года храм был заложен. Церковь строилась 13 лет из кирпича, производимого в самом Тобольске. Освящение Смоленского придела состоялось в 1751 году протоиереем Успенского собора Василием Русановичем. Руководил строительством Рождественского храма " церковный уставщик " ямщик Косьма Черепанов (он также выстроил и соседний храм Архангела Михаила), известный своей учёностью и знанием разных художеств. Иконостас был создан на средства тобольского купца В. Башмакова.

http://sobory.ru/article/?object=00974

Виженка. Церковь Иоанна Нового. Церковь Иоанна Сочавского Карта и ближайшие объекты Рассказывают, что на месте нынешней церкви в древности стояла часовня. В 1792 году вместо нее появилась деревянная церковь. Ризница и преддверие пристроены в церковь на рубеже XIX-XX веков. В советский период реставрирована. С 1991 года в пользовании общины УПЦ Киевского Патриархата. Принадлежит к памятникам архитектуры национального значения. Стоит на склоне западной оконечности северной части села, под лесом, почти в 200 метрах к западу от дороги. Состоит из трех срубов, алтарем ориентирована к северо-востоку. Для увеличения полезной площади маленькой церквушки к бабинцу по оси церкви пристроили большое равноширокое преддверие. С востока к алтарю пристроена ризница. Над опасением стены нефа, восьмибоковые в плане. Формы церкви показывают переход от деревянных церквей домашнего типа (без верхов) до деревянных церквей, завершенных верхами. На освященной территории находится каменная, стенного типа, колокольня с четырьмя колоколами и небольшое кладбище. Источник: Деревянные храмы Западной Украины, http://decerkva.org.ua/che/vyzhenka_ivana.html По преданию построена взамен часовни на том месте, где были разбиты орды хана Батыя. Подвергалась перестройкам: пристроены небольшие помещения к апсиде и бабинцу, поднята крыша. Памятник принадлежит к группе построек гуцульской архитектурной школы, характерных для предгорных районов Буковины. Деревянная, на каменном фундаменте, трехсрубная, одноглавая. Бабинец и неф квадратные в плане, апсида – пятигранная. С юга примыкает небольшой прямоугольный объем, к бабинцу с запада пристроен тамбур. Церковь окружена широким опасанием, стены обшиты гонтом. Завершена скатной крышей, выступающей над охваченным ею подшатровым восьмериком нефа. Над крышей невысокое шатровое завершение верха нефа с декоративной главкой. Такие же главки на коньке крыши над апсидой и бабинцем. Неф перекрыт традиционным в украинской деревянной архитектуре верхом – восьмерик на четверике, в бабинце и апсиде – плоские потолки. В интерьере бабинец объединяется с высотно раскрытым пространством нефа фигурной аркой-вырезом. В нефе устроены хоры.

http://sobory.ru/article/?object=50807

Виленки. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1799 г. деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, находившаяся в Михайлове, перенесена была в Виленку, а с ней вместе перемещен был и священник, служивший при той церкви. Эта церковь существовала до 1838 г. Вместо нее была построена новая церковь с прежним храмонаименованием и с приделами во имя Покрова Пресвятой Богородицы и архангела Михаила. Каменный придельный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы был выстроен в 1824 г., а настоящая церковь только в 1838 г. Каменная колокольня пристроена была в 1867 г. Впоследствии церковь подвергалась перестройкам. В 1900 г. причту было разрешено возобновить в церкви иконостас и церковную живопись. К 1892 г. церковь состояла из алтарного полукружия, из настоящей и трапезной церкви, где помещались приделы. Настоящая в основании имела форму четырехугольника, и «затем возвышается круглой башней; трапезная имеет форму четырехугольника».  Настоящая была расписана живописью; в ней над престолом устроена была сень. В храме были почитаемые иконы. Особенно почиталась икона великомученика и целителя Пантелеимона, присланная с Афона в 1871 г. Престолов в ней три: главный в настоящей - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, второй - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, третий - во имя Архистратига Божия Михаила. Дата построения и освящения последнего придела не указана. В советские годы церковь была закрыта. Дата закрытия неизвестна. http://www.ryazeparh.ru Село Виленка находится при ручейке того же наименования в 1 версте от Михайлова и в 65 верстах от Рязани. Оно образовалось в 1800 году через выселение сюда жителей подгородной (г. Михайлова) Арефенской слободы и первоначально именовалось Блахниным. Переселенцы перенесли сюда слободскую деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Покрова Пресвятой Богородицы. Туда же перешел и причт. Эта церковь существовала до 1838 года. Взамен ее была на средства прихожан построена, ныне существующая, каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделами во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Архангела Михаила. Придел Покровский устроен в 1824 году, настоящая церковь устроена в 1838 году. Каменная колокольня пристроена в 1867 году. Впоследствии оба придела подверглись внутренней переделке. Церковь состоит из алтарного полукружия, из настоящей и трапезной церкви, где помещаются приделы. Настоящая в основании имеет форму четырехугольника и затем возвышается круглой башней; трапезная имеет форму четырехугольника. Настоящая расписана живописью; в ней над престолом устроена сень. Из церковных принадлежностей может быть отмечена икона великомученика Пантелеймона, присланная с Афона в 1871 году и особенно чтимая прихожанами. Предметов замечательных по древности нет. Церковная библиотека незначительна.

http://sobory.ru/article/?object=17055

Иваново. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородице-Рождественская церковь Карта и ближайшие объекты " Село Иваново при прудах находится в 50 верст. от уездного города и в 87 от губернского. Церковь в селе Иваново существовала уже в начале XVII в. В патриарших окладных книгах под 1628г. она отмечена так: „церковь Рождества Пречистые Богородицы в селе Иванове в вотчине князя Федора Хилкова. " В 1672 г. церковь эта из патриаршей области перечислена в Суздальскую епархию; в 1678 г. в Иванове было 19 дв. крестьянских и 13 бобыльских, населения в них 117 душ муж. пола. Дальнейших сведений об Ивановской церкви не имеется до начала нынешнего столетия. В 1833 г. вместо дотоле бывшей деревянной церкви в Иванове, на средства помещиков Нарышкиных и Киселева, устроен каменный храм, который существует здесь и в настоящее время. Престолов в этом храм три: главный во имя Рождества Пресв. Богородицы, в трапезе теплой во имя св. Николая Чудотворца и св. Первоверховных апостол Петра и Павла (устроен в 1868 г.). Земли при церкви 33 десят., которые значатся в плане земли помещицы Киселевой. Церковною плановой землей владеют крестьяне, а причт пользуется взамен этого крестьянской землей. Приход состоит из села Иванова, деревни Есина (4 в.), хутора Мясникова (3 в.) и станции Соколово Мур. ж. дороги; во всех этих поселениях по клировым ведомостям числится 352 души муж. пола и 365 женского. " (По материалам книги Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии.//Выпуск четвертый. Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. Составил преподаватель Владимирской Семинарии В. Добронравов. Губ. г. Владимир. Типо-Литография В.А.Паркова. 1897. (страницы 567-568) ) 6 февраля 1931 г. Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК отменила постановление Президиума облисполкома ИПО от 14.02.-30 г. о ликвидации церкви в с. Иванове Ковровского района, церковь оставили в пользовании верующих (ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 9. Л. 4)//Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. ISBN 978-5-88636-046-2 С. 53

http://sobory.ru/article/?object=04160

Кодлозерская пустынь. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь на Кодлозере /// Объект утрачен Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Приход располагался по обоим берегам реки Пуксы, впадающей в Мехренгу, и по реке Мехренге, в 200 верстах от Холмогор. Церковь находилась в д. Петровской. В приходе было 24 деревни, из них 15 располагались по берегам реки Пуксы, 6 - по берегам Мехренги, 3 - по Петербургскому тракту. Жителей на 1 января 1894 г. насчитывалось - 1012 человек мужского пола и 1051 женского. Время образования прихода неизвестно, так как церковные документы сгорели вместе с церквями в 1800 г. В приходе было 3 церкви: одна приходская и две приписные. Приходская церковь - каменная, с колокольней над папертью - была построена вместо деревянных церквей, сгоревших в 1805-1810 г.г. В ней было три престола: два в холодном отделении храма - во имя Рождества Иоанна Предтечи и во имя прор. Илии (южнее первого), освящённые в 1819 г., и один в тёплом - во имя Рождества Христова, освящённый в 1810 г. Приписная церковь во имя Богоявления Господня находилась в Котлозерской (Кодлозерской) пустыни, в 60 верстах от приходской церкви. Церковь, вероятно, была устроена одновременно с возникновением пустыни в 1618 г. и отремонтирована в 1845 г. на средства крестьян деревни Кодышской, отстоящей от неё на 7 вёрст. Церковь была приписана к приходу в 1829 г. Вторая приписная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы находилась в д. Кочманской (Кочмасской?) (по Петербургскому тракту), в 26 верстах от приходской церкви. Церковь была построена взамен часовни в 1888 г. усердием местных жителей. Церковно-приходское попечительство открыто в 1871 г., церковно-приходская школа - 8 января 1886 г. Учительница - выпускница Архангельского епархиального женского училища Евстолия Плодовитова. Священники: Иоанн Сибирцев 1856-1858 (?) г.г.; Александр Нифантов до 1887 г. (уволен за штат). Церковный староста: Тимофей Горшков 1887-(1890) г.г. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1. Архангельск, 1895. С. 355-357.

http://sobory.ru/article/?object=37859

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Роганович Илия; 12.07.1828, Подгорица - 15.01.1882, там же), митр. Черногорско-Брдоский в 1860-1882 гг. Учился у иером. Исаии (Байковича), который затем постриг его в монашество в мон-ре Вранина . И. составил 1-е описание монастыря. Черногорским митр. Петром II (Петровичем-Негошем) в 1843 г. рукоположен во диакона, а в 1847 г.- во иерея. После смерти иером. Исаии (Байковича) стал настоятелем мон-ря Ждребаоник , затем настоятелем мон-ря Острог . 5 авг. 1860 г. черногорским кн. Николаем I Петровичем-Негошем был избран митрополитом Черногорско-Брдоским вместо отправленного в ссылку митр. Никанора (Йовановича). Как и некоторые его предшественники, был хиротонисан во епископа 23 мая 1863 г. в С.-Петербурге в Александро-Невской лавре. Во время продолжительного управления митрополией (см. ст. Черногорская и Приморская митрополия ) И. провел реформы по урегулированию церковной жизни, расстроенной из-за многовековой борьбы Черногории за независимость. В 1866 г. ввел на приходах метрические книги и обязал священников носить бороду (нек-рые священники не подчинились последнему указанию и оставили церковную службу). В том же году И. разделил епархию на «протопресвитераты» сообразно численности населения. В 1867 г. по его инициативе церковно-гос. комиссия произвела оценку имущества храмов и мон-рей в митрополии: часть владений была сдана в аренду, а из полученных средств ремонтировались храмы и выплачивалось содержание причту, что улучшило материальное положение приходского духовенства. Особое внимание уделял подготовке священников: в 1863 г. при финансовой помощи рус. имп. Александра II основал 3-летнюю семинарию в Цетине, выпускников к-рой ставил на приходы взамен необразованных священников. Рукоположил 119 священников и освятил 45 храмов. Возглавил Черногорский Красный Крест, к-рый был основан в 1875 г. в Цетине. Обратился с посланием к Славянскому комитету в Москве с просьбой о помощи в связи с возможным нападением турок (Послание высокопреосв. черногорского митр. Илариона к Славянскому комитету в Москве//Странник. 1875. 9. Отд. 2. С. 196-197). Похоронен возле Влашской церкви в Цетине.

http://pravenc.ru/text/389203.html

Муром. Благовещенский мужской монастырь. Церковь Стефана архидиакона. Карта и ближайшие объекты В 1716 году вместо деревянной церкви 17 века " монастырским иждивением " с южной стороны Благовещенского монастыря была построена каменная надвратная церковь Стефания. Небольшое, очень скромное по архитектурным формам здание завершило композицию монастыря. В 1836-1839 годах с западной стороны к ней была сделана двухэтажная пристройка, одновременно растёсаны оконные проёмы. Это существенно изменило первоначальный вид церкви. Судя по сохранившимся фрагментам первого этажа - колонкам и балясинам в виде пилястр, опирающимися на постаменты с глубокими нишами, профилированными карнизом и цоколем, - церковь была выполнена в стиле, характерном для своего времени. Многие детали фасада: карниз, кокошники, висячие колонки глухого барабана, покоящегося на четырёхскатной кровле, очень близки к деталям Благовещенского собора. Источник: Беспалов Н.А. " Муром " . 1990 Надвратная церковь Стефания, построенная «монастырским иждивением» в 1716 году взамен деревянной церкви 1655 года, как бы завершила архитектурную композицию ансамблей Благовещен­ского и Троицкого монастырей. Расположенная с южной стороны Благовещенского монастыря, цер­ковь Стефания до установления существующих границ по плану 1788 го­да выходила на Успенскую и Цветновскую улицы. Если посмотреть на Благовещенский монастырь с южной стороны, то надвратная церковь Стефания и колокольня поставлены симметрично по отношению к Благо­вещенской церкви. Церковь Стефания скромна по архитектурным формам, незначительна по своим размерам. Настоящий вид церковь приобрела после перестройки 1836-1839 годов, когда с западной стороны ее была сделана двухэтажная пристройка. Первый этаж — прямоугольник, прорезанный двумя арками, при этом проезжая арка пологая. С восточной стороны служебное помещение, в котором размещалась монастырская библиотека. Арки декорированы колонками и балясинами в виде пилястр, опирающихся на постаменты с глубокими нишами, профилированными карнизом и цоколем.

http://sobory.ru/article/?object=04951

Нижний Ломов. Собор Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Соборный храм в честь Воздвижения Креста Господня, каменный. Построен в 1829 г., а в 1861 и 1871 гг. перестроен (?). Наружные стены храма, ввиду ветхости кирпича, обиты железом. В 1911 г. сооружена новая, отдельно стоящая колокольня по проекту, утвержденному строительным отделением 7 сентября 1906 г. Существовавшая до того колокольня начинала строиться взамен разобранной старой по образцу колокольни Троицко-Сканова монастыря, в соответствии с проектом, утвержденным 8 августа 1885 г., по которому предполагалось соединить колокольню крытой каменной галереей с собором, а на втором этаже ее устроить часовню. Однако в связи с тем, что фундамент колокольни получился непрочным и в кладку арок и сводов второго яруса пошел плохой кирпич, из-за чего своды провисли, пришлось епархиальному архитектору Эренбергу составить новый проект на достройку колокольни, предусмотрев уменьшение ее высоты, который и был утвержден 9 января 1897 г. Кроме главного престола собор имел четыре придела: в честь Богоявления Господня, Покрова Пресвятой Богородицы (теплые), Тихвинской иконы Божией Матери, во имя мчч. Андриана и Наталии (холодные). К собору приписана тюремная церковь во имя свт. и чуд. Николая, построенная в 1864 г., и две часовни: 1) на соборной площади – чугунная, окруженная железной оградой, сооруженная в 1875 г. на средства земства в память спасения Александра II 4 апреля 1864 г. по утвержденному в 1874 г. проекту; 2) на базарной площади – каменная, также в память Александра II, построенная за счет богадельни; ее проект был утвержден 17 мая 1876 г. вместо представленого городской управой 30 апреля проекта, имевшего недостатки: неблаговидный фасад и несообразность устройства крыши величине стен; а 3 сентября того же года было утверждено и местоположение часовни. http://pravoslavie58region.ru/ Первая церковь в Нижнем Ломове, Крестовоздвиженская, была построена вскоре после основания города в 1636 г. В 1829 г. было построено ее каменное здание. Вскоре после 1929 г. соборный храм закрыли и вскоре взорвали.

http://sobory.ru/article/?object=42963

Новомосковск. Самарский Николаевский монастырь. Собор Николая Чудотворца. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты 6 июня 1780 г. иеромонах Феофан обратился письменно к настоятелю Киево-Межигорского монастыря архимандриту Гавриилу и монастырскому духовному собору, что «соборная деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца совершенно обветшала и пришла в негодность, то и служение в ней совершать нельзя». Изложив сие, он просил архимандрита Гавриила и духовный собор позволить ему построить в монастыре такую же новую церковь с тем, чтобы на освящение ее было нужное благословение. Но благословение, равное как и самое разрешение на постройку храма, зависело от Святейшего Правительственного Синода. 10 августа 1780 г. Святейший Синод на имя настоятеля Межигорского монастыря дал Указ, что Пустынно-Николаевскому Самарскому монастырю разрешено вместо обветшавшей деревянной Николаевской церкви построить новую и «по построении освятить дозволить». Обрадованный, иеромонах Феофан собрал на строительство храма 2856 рублей. Особые вкладчики были старики: бывший кошевой полковник Филипп Феодоров, Феодор Золотарь, Феодор Стовба и другие. Между тем явился новый благотворитель, именно лейб-капитан священник Кирилл Тарловский, в народе называли его «Диким Попом», вероятно от того, что помогал осваивать запорожцам новые земли, строить селения и воздвигать в них церкви. Он предложил построить Свято-Николаевский храм не деревянный, а каменный с пределом святых мучеников Кирика и Иулитты, мотивируя тем, что Святейший Синод не указал, какую церковь именно строить: деревянную или каменную. На этом условии он вызвался построить ее собственным и единственным коштом. Межигорский духовный собор согласился с мнением священника Кирилла Тарловского и позволил строить в монастыре каменную церковь и келию для упокоения его, о чем также просил отец Кирилл. 9 мая 1782 г. началось строительство Свято-Николаевского храма, которое продолжалось около пяти лет. В четвертую неделю Великого поста, 7 марта 1787 г. был освящён новый каменный Николаевский собор с приделами в честь святителя Николая Чудотворца, иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и во имя святых мучеников Кирика и Иулиты взамен деревянного храма. Обряд освящения новопостроенного храма совершил настоятель монастыря иеромонах Феофан по благословению Преосвященного Амвросия, архиепископа Екатеринославского и Таврического.

http://sobory.ru/article/?object=56133

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010