Муром. Церковь Николая Чудотворца (Николо-Набережная). Николо-Набережная церковь Карта и ближайшие объекты Николо-Набережная церковь - образец переходного стиля между древнерусским (московским) барокко и барокко европейского склада, расположена на террасе окского берега, на одной из самых заселённых улиц Мережской слободы, идущей вдоль берега Оки, в которой проживали рыболовы, поставлявшие рыбу к царскому двору. Храм строился с 1700 по 1717 годы вопреки запрету Петра I на каменное строительство на средства московского священника Димитрия Христофорова в память об отце, служившем здесь в деревянной церкви. Несмотря на общие композиционные черты со зданиями Мурома второй половины XVII века, Николо-Набережная церковь имеет некоторые своеобразные детали нового времени - " петровского " барокко. Это пучки колонок под общей капителью по углам здания; наличники окон из таких же колонок на резных консолях и с " разорванными " фронтонами вверху; декоративные арки взамен закомар, почти шлемовидные по форме купола. Звонница вместо шатрового покрытия имеет купольное завершение, вместо узких слухов - круглые окна. Особенно " европеизировала " образ этого храма трапезная, пристроенная в 1803 году. В конце XVII столетия в церкви был установлен резной позолоченный иконостас, в котором наряду с традиционными иконами были вкомпонованы изображения двенадцати Сивилл, написанные местным художником А.И. Казанцевым. До революции в церкви находилась икона XIV века, почитаемая в городе чудотворной - образ Николая-чудотворца. Теперь он принадлежит Муромскому музею. Церковь находится в историческом центре города недалеко от краеведческого музея, видна из Окского парка, набережной и с воды. Николо-Набережная церковь (Николы Мокрого). Построена в 1700-1717 гг. на месте деревянной церкви Илии Пророка на холме над Окой, в Мережной слободе. В храме покоятся мощи почитаемой всей Россией праведной Иулиании Лазаревской. В 1999 г. в Муром приезжали потомки святой - семья православного священника из Франции, привезли образ праведной Иулиании. Внизу под храмом находится св. источник свт. Николая.

http://sobory.ru/article/?object=00628

Болгарская экзархийская церковь получила начало своего самостоятельного существования в самый разгар т.н. греко-болгарской церковной распри во второй половине настоящего столетия. История этой распри так еще свежа в памяти и о ней так много писано даже в русской литературе 1 , что едва ли нужно воспроизводить все ее подробности, тем более, что целью настоящего очерка и не ставится систематическое изложение сложной истории греко-болгарской распри. Цель настоящего очерка состоит в том, чтобы познакомить читателей с первоначальным утройством болгарской экзархийской церкви и современными, сделанными в нем, изменениями, применительно к новым условиям политической и церковной жизни болгарского народа в настоящее время. Сообразно с этой целью, задача наша заключается в том, чтобы, на основании самых точных документальных данных, именно памятников законодательства, касающихся болгарской экзархийской церкви, представить образ первоначального ее устройства, по отделении от Константинопольской патриархии, и современное ее состояние в новых условиях политической жизни болгарского народа. А знать это далеко не излишне в виду особых религиозно-политических отношений наших к единоверным и единоплеменным болгарам, ибо только точное знание открывает возможность устранения и практических недоразумений, которые всего чаще поддерживаются незнанием… Конечно, прямой и непосредственный путь для исполнения поставленной задачи заключался бы в буквальном воспроизведении текста обозреваемых нами памятников законодательства относительно болгарской экзархийской церкви, т.е. в точном переводе их на русских язык: буквальный перевод болгарского текста этих памятников, даже без комментариев, мог бы служить источником самых точных и обостоятельных сведений, желательных и необходимых для каждого интересующегося новейшими судьбами болгарской экзархийской церкви. Но в виду некоторых недобств, впрочем не зависящих от автора, а равно и для большей ясности дела приходится в данном случае, вместо точного буквального перевода памятников законодательства относительно устройства болгарской экзархийской церкви, ограничиться более или менее точным изложением содержания этих памятников с присоединением необходимых исторических комментариев и справок. Наше изложение будет касаться содержания главным образом двух памятников: I) первоанчального «Устава управления Болгарской экзархией», действующего и доселе 2 , и II) изданного в минувшем году «Экзархийского устава, приспособленного к княжеству и утвержденного 13 января 1895 3 », взамен прежнего («Экзархийского устава, приспособленного к княжеству»), изданного и утвержденного 4 февраля 1883 года 4 ). I

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/bo...

Глава десятая «Сын человеческий, изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри?» ( Иез. 34:2 ). «Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей, говорит Господь» ( Иер. 23:1 ). В словах Господа, записанных Евангелистом Иоанном в главе десятой, заключается установление на вечно общины Христовой взамен древней ветхозаветной общины, которой пастыри оказались недостойными своего призвания. Но независимо от того, что пастыри ветхозаветной церкви оказались недостойными, пришло время, Господом Богом назначенное для устроения на земле царства Божия, в коем Царь и Пастырь есть Сам Господь. Он же Господь, Сын человеческий есть Дверь в сие царство Божие, ибо никто не может перейти из мира материальных интересов к миру горнему духовному,– к миру высоких нравственных стремлений, к пренебрежению земных радостей и к светлым радостям духа, – иначе, как чрез ту Дверь, которая находится на рубеже двух миров, ибо Слову Божию, второй Ипостаси Святыя Троицы, угодно было спуститься до земли и человека и восприять плоть человека, дабы встретить человека с милосердием Сына человеческого, – когда он волею своею пойдет к воплотившемуся Богу, – и ввести его в мир духовный, в мир абсолютной правды и добра и чистой любви и в радостную жизнь вечную. Таково значение Пастыря и Двери в нашей жизни, уже сложившейся под христианским влиянием, хотя конечно далеко еще не совершенной. Но перенесемся мыслию в церковь ветхозаветную, в церковь, которая в особенности в последние четыре века, до Рождества Христова 1012 превратилась в общину, пасомую – как выражались и прежде пророки – пастырями для себя, при чем пастыри эти губили и разгоняли овец паствы Господней. Вместо духа Господня пастыри эти ввели дух казуистики, мелочной обрядности, и понизили уровень чувства и мышления души человеческой, или – говоря словами Самого Господа – «взяли ключ разумения, сами не вошли и входящим воспрепятствовали» 1013 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Енисейск. Иверский монастырь. Карта и ближайшие объекты Иверский монастырь, 3 класса, общежительный, в городе Енисейске, основанный — по одним в 1623 году, по другим в 1664 году и именовавшийся Христо-рождественским. Здесь покоится старец Даниил, подвизавшийся в пределах города Ачинска и скончавшийся 15 апреля 1843 года. При монастыре двухклассная школа и больница. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Монастырь основали в 1623 г. приказные люди при боярине Иване Семёновиче Куракине (? - 1632), по указу государя Михаила Фёдоровича (1596-1645). В памятной книге девичьего монастыря сообщается, что устроительницей его и первой настоятельницей была " игуменья Параскева Салтыкова, происходившая от знатного рода " . По другой версии, Прасковья Фёдоровна Салтыкова (1664-1723), племянница воеводы Салтыкова, впоследствии супруга царевича Ивана Алексеевича (1666-1696) содержалась в монастыре как ссыльная. Монастырь сгорел при пожаре 1869 г. Был восстановлен в 1871 г. Взамен Христорождественской церкви построили каменный храм в честь Иверской иконы Божьей матери, а монастырь в 1875 г. переименовали в Иверский. При монастыре была швейно-рукодельная мастерская и монастырское духовное училище. В 1843 г. в Иверском монастыре похоронили праведного старца Даниила Ачинского. В начале 1920-х гг. монастырь был закрыт. Из книги А.В. Юдина " Вокруг света. Сибирь " . 2006 Основан в 1623 году игуменией Параскевой (Племянниковой), прибывшей в Енисейск из Нижнего Новгорода. Расположен в самом городе при впадении рек Мельничной и Лазаревки в реку Енисей. Енисейский Иверский девичий монастырь - именно так звучало полное название Иверского женского монастыря. Летописи называют 1623 г. годом образования обители, хотя есть и другие предположения. Основательницей называют Параскеву из Нижнего Новгорода, хотя и на сей счет есть версии. Первоначально монастырь был создан во имя Рождества Христова и назывался Христорождественским, это же название носила деревянная церковь монастыря. Она сгорела в 1673 г., вместо нее за год был построен другой деревянный храм, уже в честь Владимирской Иконы Божией Матери. Но пожары еще не раз сыграют свою решающую роль в истории монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=15131

Закрыть itemscope itemtype="" > Весна души О грехопадении и Воскресении в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». К Лазаревой субботе 26.04.2013 3415 Время на чтение 13 минут В одном из писем к своему любимому старшему брату Михаилу юный Фёдор Достоевский пишет: «Человек есть тайна,... я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». На протяжении всей своей жизни писатель остаётся верным избранной теме и достигает небывалых вершин в изображении природы человека, состояния его сердца как поля битвы, где «дьявол с Богом борется». В этой борьбе человек, обладающий свободной волей, избирает путь служения - добру или злу. Эта битва, эта невидимая брань и есть та тайна, которой посвятил свой гений великий русский писатель и мыслитель Фёдор Михайлович Достоевский Вне православия, вне христианского мировоззрения творчество этого писателя не может быть оценено по своему достоинству и не может быть постигнуто. Полнота сознательного религиозного понимания присутствует во всех произведениях Достоевского, и с особой силой она проявилась в его первом великом романе «Преступление и наказание». Герой романа, бывший студент Родион Раскольников, ведущий нищенское существование, буквально задавленный крайней бедностью, вынашивает в своем сознании опасную теорию, согласно которой оправдывается преступление «по совести», во благо человечества («Единственное зло и сто добрых дел » или «Одна смерть и сто жизней взамен»). Ради такой «справедливости» можно преступить некую «черту», то есть закон, заповедь Божию, и доступно это лишь людям необыкновенным, наполеонам, усилиями которых движется история. «Отрицание закона Божия и его святости приводит человека к искажению истины. Вместо добра и красоты в его душе на первый план выступает «преступление» и «беззаконие», - пишет схиархимандрит Иоанн Маслов в своей книге «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»«. «Наполеоновская теория» Раскольникова родилась в его помрачённом гордыней сознании, вошла во «святая святых» юноши; он внутренне подготовил себя к преступлению, ибо совершил его сначала в сердце своём. Отсюда замкнутость, мрачное уединение в своей каморке, нежелание общаться и стремление к полному одиночеству. Святые отцы предупреждают в своих творениях о великой опасности проникновения греховного в сердце человеческое: «Человек, допустивший духовную скверну в свою душу, уже неспособен отличать добро от зла.... Такая душа бывает подобна слепцу - падает и не знает, куда ей идти. Грех не только ослепляет, удаляет человека от Бога, но и делает его сторонником диавола» 308]. Позже сам герой признаётся Соне: «Я ведь и сам знаю, что меня черт тащил».

http://ruskline.ru/analitika/2013/04/27/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «С этого места пошло крещение пермской земли» В селе Покча Чердынского района силами добровольцев восстанавливают старинный храм 19.01.2021 768 Время на чтение 3 минуты 15 января над древним селом Покча засиял крест Благовещенской церкви. Один из самых прекрасных храмов Чердынского района воздвиг золотую главу над заснеженными избам, полями, скованной льдом Колвой и синими лесами Пармы... Событие это стало возможным благодаря усилиям неравнодушных людей, ведь храм восстанавливается на народные средства, а также поддержке ПАО «Уралкалий». Проект восстановления шатровой кровли подготовлен архитектором Геннадием Возженниковым. Покча — село в Чердынском районе Пермского края, в 5 километрах к северу от районного центра — Чердыни. На месте села с 1472 года существовал городок, основанный во время Чердынского похода завоевателем Великой Перми стародубским князем Фёдором Давыдовичем Пёстрым. Ныне в Покче насчитывается около 800 жителей. Каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был построен в 1785 году взамен двух деревянных (Благовещенской и Георгиевской, они упоминаются ещё в 1579 году). К главному храму с южной стороны примыкал предел с престолом во имя св. Георгия Победоносца, а с северной стороны – придел с престолом Николая Чудотворца. В 1910 году храм подвергали реконструкции. Старую храмовую часть и алтарные апсиды закрыли снаружи новым красным кирпичом. Вместо одной главы появилось пятиглавие. Была выстроена новая высокая колокольня, которая стала важной частью силуэта села. Она была видна за несколько километров от Покчи. В середине 20-х годов храм был передан обновленческой церкви, но с ликвидацией её во второй половине 40-х годов был закрыт. В храме разместили мастерские по ремонту сельхозтехники и электростанцию. Для ремонта трактора загоняли прямо внутрь храма. Чтобы техника могла попасть туда, ворота с некоторых сторон безжалостно выломали. В 70-е годы машинно-тракторную станцию закрыли и Благовещенская церковь стала бесхозной и продолжила свой упадок. У здания, за которым никто не следил, во многих местах обвалилась кровля, разрушилась главка колокольни (в нее попала молния), стены начали рассыпаться, на руинах выросли кусты и деревья.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/19/s_...

Красноярск. Благовещенский женский монастырь. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Карта и ближайшие объекты Благовещенский храм в Красноярске построен в 1804-1822 гг. Каменный, с колокольней, 3 этажный, имеет 4 престола. Часовня при храме в честь иконы Божией Матери Иверская (1866 г.). Восстановление храма начато в 1990г. При Благовещенском храме открыт монастырь - Благовещенский женский, 5 мая 1995 г. Сразу был заложен 2-этажный монастырский корпус, достроен в 1998 г. Всего сейчас здесь живет 40 насельниц.  Справочник-путеводитель Монастыри русской православной церкви, 2001 г. Благовещенская церковь (церковь Благовещения Пресвятые Богородицы) — первая церковь в Красноярске, построенная по чертежам, третий каменный храм в городе. Строили церковь енисейские каменщики, возглавляемые иркутским мастером Иваном Прохоровым. В 1808 году был завершен нижний теплый Благовещенский храм, и строительство приостановилось. В 1811 году «строителем» церкви вместо Пороховщикова был выбран купец П.Ф. Ларионов. В начале 1812 года взамен не понравившегося горожанам И. Прохорова был приглашен мастер из Енисейска И.И. Огрысков. Основные строительные работы были завершены в 1812 году. Строительство продолжалось до начала 1820-х годов. Двухэтажный храм имел четыре придела на двух этажах и каменную часовню в честь Иверския Иконы Божией Матери (1866 г.). Храм имел библиотеку и церковно-приходское попечительство. Один придел посвящался Александру Невскому. Александр I в 1820 году подарил церкви образ св. гнязя Александра Невского, написанный академиком Егоровым. В 1829-1831 годах красноярские мастера Е. Ушаков и Ф. Быкасов пристроили к западному фасаду церкви четырёхколонный портик и возвели вокруг здания кирпичную ограду. Позднее с южной стороны был возведен придельный храм Зосимы и Савватия, а к северному фасаду пристроили помещения ризницы и сторожевской с часовней Иверской богоматери. Одна из центральных улиц города, идущая от храма, стала называться Благовещенской, ныне улица им. Ленина. В советские времена были разрушены купольные завершения, а в церкви размещался пушно-меховой склад. Проект реставрации и воссоздания Благовещенской церкви выполнялся в 1983 году. Само же восстановление было выполнено уже в 21-м веке.

http://sobory.ru/article/?object=00951

Месть Боголюбивое сердце чуждо мщения (прп. авва Исаия , 59, 136). Если друг спрашивает тебя, как отомстить, не будь ему содейственником (прп. Ефрем Сирин , 31, 630). Источник. Если просит кто у Бога оставления грехов своих, то о сем же просит и за ближнего своего. Если призывает Бога отмстителем, то Бог – и его Судия (прп. Ефрем Сирин , 34, 37). ...Великая награда тому, кто не ищет на обидчике от мщения, (принадлежащего ему) по праву... (прп. Ефрем Сирин , 37, 94). Источник. ...Кто отмщает сам за себя, тот, очевидно, делает несправедливость Господу всякого отмщения, ибо не признает Того, Кто могущественнее его и (Кто) привлекает преступников к Своему судилищу (прп. Ефрем Сирин , 37, 194). Источник. ...Не будем умышлять худого сами на себя, не утратим дерзновения пред Богом, оказавшись огорченными и чрез меру негодующими на обидевших. Предоставим человека Богу и тамошним наказаниям, а себе приобретем человеколюбивого Судию, оказавшись сами человеколюбивыми; сделаем снисхождение, чтобы и нам было сделано снисхождение. Да не обольщает тебя суетная мысль, что нет вины справедливо отомстить и преступника выдать законам. У римлян свои законы, а у нас свои: но те неумеренны, жестоки, не щадят даже и крови; у нас же законы милостивы, человеколюбивы и не позволяют предаваться гневу и на обидчиков. Их будем держаться, им станем следовать, чтобы, оказав малую милость, потому что маловажна и никакой не имеет цены здешняя жизнь, получить взамен великое от Самого Бога, т. е. Его человеколюбие и тамошние надежды (свт. Григорий Богослов , 17, 330). Источник. Если одно злопамятование достойно наказания, то какого мучения заслуживает мстительность? (свт. Иоанн Златоуст , 44, 57). Источник. ... повелел не воздавать зла обидчику, чтобы, воздавая обижающему, ты не погубил сообразной с природою кротости (свт. Иоанн Златоуст , 45, 922). Кто мстит, тот поднимает меч на самого себя (свт. Иоанн Златоуст , 48, 270). Если ты хочешь и себе сделать добро и отомстить , то отзывайся хорошо об оскорбившем тебя, тогда ты вместо себя сделаешь многих обвинителями его, и сам получишь великую награду; если же будешь отзываться худо, то никто не поверит тебе, подозревая в тебе вражду (свт. Иоанн Златоуст , 48, 270–271).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Москва. Домовая церковь Воскресения Словущего при бывшей Покровской общине сестёр милосердия. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова) Год постройки:Между 1870 и 1872. Обустроена в здании постройки 1753. Архитектор: Б.Ф. Растрелли Ссылки:   Адрес: Россия, г. Москва, ул. Гастелло, д. 44 корп. 1 Координаты: 55.782382, 37.695135 Проезд:метро " Электрозаводская " , " Бауманская " , " Сокольники " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Каменный Покровский дворец построен в 1753 году по проекту Франческо Бартоломео Растрелли, взамен сгоревшего деревянного дворца, возведенного в 1742 году для Елизаветы Петровны. Дворец был одноэтажным, на высоком подклете, с повышенным двухсветным центральным залом, вокруг был разбит большой парк. Более ста лет дворец пустовал или использовался под казармы. В 1870 году здание отдали Покровской общине сестер милосердия. Первые подобные организации появились в России в 1840-х годах и получили широкое распространение после Крымской войны. Общины составляли женщины, желавшие посвятить жизнь уходу за ранеными и больными. В процессе этой деятельности они чаще всего становились монахинями, продолжая выполнять обязанности сестер милосердия. При общине были: 6-классная школа, фельдшерская школа, амбулатория для приходящих больных, аптека, а также богадельня для престарелых сестер милисердия. Община просуществовала до 1923-26 годов. В 1872 году здание надстроили вторым этажом и обработали снаружи в псевдорусских формах. В центре дворца была освящена домовая церковь Воскресения Словущего. Здание сохранило симметричную планировку дворца. После закрытия общины в 1930-х годах дворец был превращен в одну большую коммуналку, где в полуподвальных кельях доживали свой век милостию Божией 4 монахини. С 1992 года и по сей день здание занимает Научно-исследовательский институт реставрации Минкультуры РФ. В настоящее время, после ремонта дворца, глава Воскресенского храма с крестом восстановлены не были, реставраторы ограничились сооружением вместо них, на сохранившемся барабане, купола со шпилем.

http://sobory.ru/article/?object=17105

Павловка. Церковь Михаила Архангела. Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Михаила Архангела Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1886. 1903: колокольня (взамен обветшавшей). Архитектор:Образцовый проект 22 Ссылки:   Адрес: Россия, Самарская область, Сергиевский район, с. Павловка, сельское кладбище Координаты: 53.892798, 51.058252 Проезд: Из Самары на автомобиле: выезд из города по Московскому шоссе, на транспортной развязке при пересечении с трассой М-5 проследовать прямо по указателю на Уфу и Челябинск. Далее следовать по трассе никуда не сворачивая до указателя на Сергиевск; по нему свернуть влево и двигаться прямо до перекрестка ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Самары на автомобиле: выезд из города по Московскому шоссе, на транспортной развязке при пересечении с трассой М-5 проследовать прямо по указателю на Уфу и Челябинск. Далее следовать по трассе никуда не сворачивая до указателя на Сергиевск; по нему свернуть влево и двигаться прямо до перекрестка с круговым движением, где повернуть налево на Нероновку. Далее следовать прямо до Павловки, пропуская поворот на Кошки и Челно-Вершины; при въезде в село церковь будет справа у дороги за кладбищем Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Около ста пятидесяти лет назад в селе Павловка построили местные жители кладбищенский храм и освятили его во имя Архангела Михаила. Много дворов было тогда в Павловке. Говорят, что были они боголюбивы и богобоязненны. Но в тридцатые годы нашелся среди них один то ли Ванька, то ли Васька по прозвищу Сыч - точно уж никто не помнит, как его звали. Так вот этот местный бандюга Сыч как-то темной холодной ночью, не боясь ни Бога, ни людей, вломился с топором в дом священника. Думал, там живут богато и сытно, но отыскал только мешок дробленки. За этот мешок были зверски убиты священник и его жена. У злодея все-таки дрогнула рука, и дочку священника он только ранил. После всех пережитых ужасов она давала показания на следствии в надежде, что виновного накажут, а ей помогут. Но суд был не очень строг к Сычу, ведь он убил священника, что по тем богоборческим временам большим преступлением не считалось. А вместо помощи дочь священника чуть не лишилась дома, его хотели отнять, а местный храм разрушить.

http://sobory.ru/article/?object=10853

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010